Из книги «На перекрестке бурь»
Молодец этот Грошев, - подумал Бабушкин. - Он ухаживает за самолетом так, как крестьяне смотрят за единственным конем, которого купили на последние запасы хлеба. Любовно обращается с машиной и толк знает в ней... повезло мне с новым бортмехаником! »
Они только начали работать вместе. С перво -го взгляда Федор Иванович Грошев не понравился Бабушкину - коренастый, мясистый нос «картошкой» над щеточкой жестких усов, насупленный взгляд из-под мохнатых бровей. Он всегда озабочен и молчалив. «Совсем мужичок-кулачок из Тамбовской губернии, только переодетый в кожаную куртку» - так сначала оценил летчик своего помощника. Грошев действительно оказался уроженцем тамбовской деревни, только из бедняков. А когда он сбросил куртку, на лацкане пиджака блеснула эмаль боевого ордена Красного Знамени. Грошев получил его в гражданскую войну, служа мотористом на самолете-гиганте «Илья Муромец».
У Федора Ивановича была слава лучшего механика гражданской авиации. Он вполне заслужил такую репутацию - в этом Бабушкин быстро убедился. Бортмеханик все больше и больше нравился пилоту. Оба они были людьми обстоятельными, не спешили с оценками, взвешивали все «за» и «против», прежде чем сделать заключение. Летчик подверг бортмеханика «испытанию огненной водой». Первую предложенную ему стопку «за знакомство» Грошев выпил с явным удовольствием и закусил хрустящим соленым огурцом. Не отказался и от второй -«за успех нашего дела», а третью, несмотря на уговоры, пить не стал - «норма не позволяет». Малопьющему Бабушкину такая трезвость пришлась по душе.Водопьянов. М. В. На перекрестке бурь: докум. повесть /
М. В. Водопьянов. - М.: Московский рабочий, 1971. - 216 с.: ил.
В 1932 году Федор Иванович по состоянию здоровья оставил работу бортмеханика и руководил испытательной станцией завода № 89. С 1937 года работал контрольным мастером на том же заводе, затем на заводе № 241.
Из трудовой книжки Ф. И. Грошева
Образование: начальное.
Профессия: авиамеханик.
Служба в старой армии 7 лет.
В РККА 5 лет.
Завод № 89
1924 III. 17 Зачислен мотористом в мастерские Общества «Добролет».
1925 III. 22 Назначен борт. мотористом в «Добролет», приказ № 204, пар. 4.
1925 III. 22 Техником на центральной станции, приказ № 78, пар. 2.
1926 V. 25 Переведен в Монголо-Бурятскую воздушную линию в г. Верхнеудинск, приказ № 59, пар. 7
1927 IX. 9 Зачислен мотористом в мастерские, приказ № 96, пар. 4.
1928 I. 16 Назначен бортмехаником Белорусской экспедиции, приказ №17, пар. 8.
1930 IV. I Зачислен бортмехаником Московского управления воздушной линии, приказ № 5, пар. 1 от 16/1 - 30.
1931 IV. I Переведен в линейные механики, приказ № 87, пар. 10.
1932 IV. 16 Зачислен заведующим испытательной станцией, приказ № 58, пар. 1.
1936 III. 4 Назначен заместителем начальника ОТК по моторному цеху, приказ № 33.
1939 III. I Назначен старшим контрольным мастером ОТК, приказ № 64.
1941 IV. 24 Переведен на завод № 241 помощником начальника завода № 89 по кадрам.
1941 IV. 24 Зачислен на должность контролера по ремонту моторов, приказ № 63 от 26. 04. 41 года.
У супругов Грошевых не было своих детей. В 1926 году они взяли на воспитание мальчика. В 1941 году он работал в гражданской авиации и жил отдельно от приемных родителей.
26 мая 1941 года начальник ГУГВФ генерал-майор авиации В. С. Молоков ходатайствовал перед Главным Управлением Гражданского Воздушного Флота о назначении Федору Ивановичу Грошеву персональной пенсии.
Прошу Совет Народных Комиссаров Союза ССР назначить бортмеханику - орденоносцу тов. Грошеву Федору Ивановичу, 1887 года рождения, персональную пенсию в сумме 650 рублей в месяц.
Тов. Грошев - один из старейших бортмехаников Советской Гражданской авиации, начавший службу еще в Эскадрилье тяжелых воздушных кораблей «Илья Муромец» и участвовавший с 1917 года по 1922 год в гражданской войне против Мамонтова, Деникина и Врангеля - в качестве корабельного механика тяжелых самолетов. С 1922 по 1924 год он летал в ВВС механиком на самолете «Викерс-Вими», с 1924 года тов. Грошев работает в Гражданском Воздушном флоте.
За эти последние годы он готовил многие самолеты и моторы для дальних перелетов тов. Водопьянова и других пилотов, всегда принимая личное участие в их испытании в воздухе.[215]
Тов. Грошев был членом Ленинградского районного Совета гор. Москвы 2-го созыва /1934 г.
Тов. Грошев имеет ряд награждений по линии Главного Управления Гражданского Воздушного флота.
Он исключительно честный и добросовестный труженик, который по своей работоспособности и редкой скромности является образцом для работающих с ним товарищей.
Имея право на получение пенсии за выслугу лет в летно-подъемном составе ГВФ, тов. Грошев из свойственной ему скромности не считал для себя возможным, оставаясь на работе, просить об установлении ему этой пенсии.
На иждивении тов. Грошева находится нетрудоспособная жена. Не имея своих детей, он взял в 1926 году на воспитание мальчика, которому дал образование и который в настоящее время работает в гражданской авиации и живет самостоятельно.
По состоянию своего здоровья тов. Грошев принужден будет в ближайшее время оставить работу.ГАРФ, ф. А539, оп. 4, д. 8107, л. 11.С аналогичным ходатайством в Совнарком СССР (секретариат Землячки) обратился и депутат Верховного Совета СССР Герой Советского Союза М. В. Водопьянов, который бесконечно уважал и ценил Федора Ивановича.
В дополнение к этим ходатайствам секретарь М. В. Водопьянова Лаврентьева направила по просьбе Грошева две вырезки из газет о его работе и часть статьи Героя Советского Союза М. С. Бабушкина, напечатанной в журнале «Знамя» № 6 за 1941 год, в которой много говорилось о Ф. И. Грошеве*.
Ходатайства возымели свое действие, и 1 июля 1941 года Федору Ивановичу была назначена пожизненно персональная пенсия республиканского значения в сумме 250 рублей.
Несмотря на состояние здоровья, в ноябре 1941 года 55-летний Федор Иванович Грошев обратился с просьбой отправить его на фронт вместе с сыном-летчиком. Его зачислили на службу в Отдельную Западную авиагруппу (ОЗАГ).
Из наградного листа Ф. И. Грошева
... В ноябрьские дни 1941 года, когда из Москвы эвакуировались заводы, Особая Западная авиагруппа ощущала острый недостаток в моторах. Перед передвижными мастерскими была поставлена задача резко увеличить выпуск отремонтированных моторов. В это время обратился к командованию авиагруппы, руководимый стремлением защищать от немецких захватчиков завоевания Великого Октября, старый авиационный работник 55-летний москвич Ф. И. Грошев, пожелавший вместе с сыном летчиком громить врага в одном и том же подразделении.
... Придя в авиагруппу, тов. Грошев возглавил бригаду по ремонту моторов М-11. С исключительной энергией и умением, используя минимальные возможности, не считаясь со временем и отдыхом, тов. Грошев умело передавал опыт молодым кадрам. Под руководством тов. Грошева с каждым днем все больше восстанавливалось моторов.
В результате большой затраты сил за время его работы в мастерских было восстановлено 103 мотора М-11. Уверенные в его моторах, вместе с летчиками авиагруппы летал и его сын. Моторы Федора Ивановича работали безукоризненно и в большинстве своем перерабатывали установленный им ресурс.
Тов. Грошева хорошо знают летчики и авиатехники нашей авиагруппы, относятся к нему с большим уважением и любовью.
За патриотический вклад тов. Грошева на благо своей Родины достоин правительственной награды - ордена Красной Звезды.Главный инженер ОЗАГ в/ инженер III ранга Позняков.
РГВА, ф. 33, on. 682525, д. 113.Главным инженером Особой Западной авиагруппы был Вениамин Павлович Позняков - сослуживец Федора Ивановича по Сарапулу.
В семье сына В. П. Познякова - Павла Вениаминовича - и его супруги Анны Ивановны хранится подставка для настольных часов, сделанная из плексиглаза** руками Федора Ивановича во время войны и подаренная своему товарищу.
Командир 120-го отдельного Гвардейского Инстербургского ордена Александра Невского авиационного полка ГВФ гвардии подполковник Сулимов дал такую характеристику Федору Ивановичу: «После награждения в 1944 году под его руководством отремонтировано 73 мотора восстановительного ремонта и 28 профилактического. Семь раз вылетал к передовой линии фронта для устра-
Подставка для часов, сделанная Ф. М. Грошевым. Архив семьи Позняковых. Фото Н. Панкратьевой. Публикуется впервые.*ГАРФ, ф. А539, оп. 4, д. 8107, л. 15.
**Синтетический полимер, оргстекло.[216]
нения неисправностей в моторах М-17 и М-62 на самолётах, выполнявших боевые задания. Возвращаясь из тыла противника, самолеты с подбитыми моторами производили посадку, едва перетянув линию фронта. Тов. Грошев два раза вылетал для ремонта моторов, подвергаясь обстрелу со стороны противника. Работу выполнял отлично. Умело используя свой многолетний практический опыт, выносит ценные рационализаторские предложения, применение которых дает большой эффект в деле замены недостающих запчастей (взамен венчика в бракованные носки картера ставит стальной фланец, производит ремонт негодных валиков магнето и др. ). Моторы, восстановленные Грошевым, зарекомендовали себя очень хорошо. Летчики с уверенностью выполняют задания, зная, что мотор не откажет в трудную минуту»... *
За период Великой Отечественной войны Федор Иванович был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За оборону Москвы».
Точными сведениями о его приемном сыне мы не располагаем, но с большой долей вероятности можно предположить, что это Грошев Петр Федорович, 1913 года рождения.
27 мая 1945 года он - командир корабля 10-го авиационного полка 3-й Отдельной авиационной Краснознаменной дивизии связи 2-й авиационной эскадрильи - был представлен к ордену Отечественной войны I степени. В его наградном листе содержится следующая информация.
Из наградного листа П. Ф. Грошева
В Красной армии с июля 1941 года. Ранее награжден: орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», «За боевые заслуги», «За выслугу лет в К. А. », «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа».
Ст. лейтенант Грошев - один из ветеранов дивизии. С первых дней Великой Отечественной войны он, летая на различных типах самолетов, выполняет ответственные боевые задания по связи Генерального Штаба К. А. со штабами фронтов и армий.
В совхоз Сталинградский, Ленинск, Иловдинскую, Бекетовку, Воропоново - под угрозой атак вражеских истребителей, обстрелов с земли и ожесточенных бомбардировок в пунктах посадки доставлял он войскам маршала Советского Союза Рокоссовского офицеров связи и срочную секретную корреспонденцию Генерального Штаба КА.
Отважный и инициативный офицер, отличный летчик - он неизменно с отличным качеством выполняет все боевые задания коман-
дования, не имея за все время службы в дивизии ни единого летного происшествия. На недавно освоенном им самолете А-20 ст. лейтенант Грошев в кратчайшие сроки доставляет срочную секретную корреспонденцию и офицеров связи из Москвы в Штаргардт, Штеттин и др. пункты.
На Сталинградский, Степной и 2-й Белорусский фронт им произведено 197 вылетов с налетом 647 часов и доставлено 142 офицера связи со срочной секретной корреспонденцией Генштаба К. А. и 7597 кг. срочной корреспонденции. За отличное обеспечение бесперебойной авиасвязи войск маршала Советского Союза Рокоссовского с Генштабом К. А. и проявленные при этом самоотверженность и мужество - достоин награждения орденом Отечественной войны 1 степени.ЦАМО РФ, ф. 33, on. 686196, д. 3164.К сожалению, выйти на потомков Федора Ивановича Грошева не удалось. По всей вероятности, они проживают в Москве (довоенный адрес семьи:
5-я Тверская-Ямская улица, д. 4-а, кв. 10).
Закончим очерк об этом замечательном человеке строками воспоминаний Галины Николаевны Панкратьевой, дочери сослуживца Ф. И. Грошева: «Папа давал высокую оценку Грошеву как замечательному человеку, очень ценил его и считал механиком-мотористом № 1. Работа, выполненная его золотыми руками, всегда вселяла уверенность в надежность моторов.
Дружба Грошевых и Панкратьевых продолжалась на протяжении долгих лет. Бабушка Александра Николаевна и Ксения Павловна Грошева дружили, часто вместе ездили на Новодевичье кладбище поклониться погибшим летчикам, среди которых был Алексей Панкратьев».
Пролетал ли когда-нибудь Ф. И. Грошев над своей родной деревней? Часто ли бывал в ней? С высоты Сретенка выглядит очень живописно: за ее окраиной река Большой Ломовис делает причудливый изгиб. В детстве в ней купался деревенский мальчонка Федор Грошев, даже не помышлявший о том, что когда-то поднимется в небо.
*РГВА, ф. 33, оп. 687572, д. 1115.[217]