Иван Кукушкин пишет:Заинтересованность есть. Со стеклянных негативов снимают кадры с диким разрешением - нынешние самые навороченные цифровики пока еще так не умеют.
Гугль шепчет, что для этого понадобится сканер Epson 4870/4990 или V700/V750.
У меня последний названный есть, но проще обзвонить ближние мини-типографии. Стекло всё таки.
ББК-10 пишет:Советская Сибирь, 1921, № 259 (1921-11-25)Наши победы у Ледовитого океана
Цель „Комсеверпути".
На последнем заседании Сибревкома 23 ноября, представителем Комитета Северного Морского Пути т. Шольцем был сделан представляющий большой интерес информационный доклад о деятельности комитета вообще и в частности о результатах Карской экспедиции текущего года.
Два года тому назад был поставлен вопрос о создании специального органа для исследования и изучения северного морского пути о целыо изыскания практических возможностей использования его в интересах Республики. Для разрешения всех этих задач был организован Комитет Северного Морского Пути.
Первый успех.
В царское время работа по обследованию северного пути, как и вообще исследование Сибири, велось очень слабо. Сов. власть, несмотря на все трудности этих работ в настоящее время вообще, а в полярной обстановке в особенности, за 2 года достигла блестящих результатов.
В прошлом году в Обскую губу была направлена товарная экспедиция. В тот сезон грузооборот достиг 660000 пудов, — цифра невиданная до того времени в эксплоатации северного пути. В прошлом году, ввиду межгосударственного положения Республики, грузооборот носил местный характер.
Организация новой экспедиции.
По окончании первой операции встал вопрос об экспедиции 1921 года. Главной трудностью в организации экспедиции было соответствие тоннажа тех судов, которые шли от нас в устье Оби с тоннажем судов шедших с Океана. Экспорт должен быть равен импорту это непременное условие товарооборота через северный путь, так как там не имеется портов для хранения грузов. По плану товарооборот был определен в 1300000 пудов, причем 800 тысяч пудов хлеба из это го количества должно было быть выброшено из Сибири на Архангельск с тем, чтобы последний дал соответствующий по тоннажу груз для Сибири и 500 тысяч пудов должно было итти для товарообмена с заграницей. От ВСНХ, Наркомзема и Наркомпути была получена точная номенклатура необходимой закупки в размере 5 проц, от всего импорта.
По Оби надлежало перевезти 1100000 пудов, по Енисею 100000 пуд., так как грузоподъемность Енисейского флота значительно ниже Обского.
Позднее в этот план были внесены некоторые коррективы. Одно время вопрос об экспорте стоял в в такой плоскости, что возникали сомнения в в возможности Карской экспедиции. Вскоре вопрос этот благополучно разрешился. Из фондов Наркомпрода в добавление к экспортным ценностям было ассигновано золото для закупки за границей с. х. инвентаря и других крестьянских орудий производства. Экспедиция было снаряжена.
Работа я устье 0би.
Когда флотилия подошла к Обдорску, то выяснялось, что Архангельск не выполнил тех сроков, которые были необходимы для согласования действий нашей экспедиции с прибывшими судами. Архангельский флот и суда иностранных правительств прибыли одновременно. Бухта «Находка» не вмещала всего каравана.
Все операции по перегрузке товаров были возложены на Комитет Северного Пути. Согласованность действий привета к самым благоприятным результатам. Тогда как в прошлую экспедицию из всей перегрузочной операции было только 44 проц. рабочих дней, в этом году их было 99 проц. Лебедки работали 24 часа в сутки.
В работах по перегрузке участвовали, кроме нашей экспедиции, иностранный флот и экипаж Архангельских судов. Перегрузка шла быстро и дружно. Наши рабочие— грузчики, прибывшие с экспедицией, работали не покладая рук в тяжёлых условиях севера. Выделялись по работе пароходы «Заметный» и «Волга».
Архангельские суда оказались перегруженными углем. Они должны были дать 450 тысяч пудов груза на Обь и 100 тысяч на Енисей; дали же на Обскую губу только 300 тысяч пудов.
Переброска судов.
Еще до начала экспедиция в центре был решен вопрос о переброске некоторых судов из Архангельска в Сибирь для пополнения небогатого сибирского флота. Было решено перебросить 15 лихтеров и 7 пароходов. Архангельск слабо организовал дело переброски. Перебрасываемые суди были присоединены к товарообменной экспедиции. Благодаря туману, они отстали от флотилии и вернулись в Архангельск. В конце концов в сопровождении ледокола суда эти прибыли в Сибирь, но не в устье Оби, куда они должны была прийти, а в устье Енисея.
Результаты экспедиции.
Северная товарообменная операция удалась в размере перегрузки в следующих цифрах: по Оби переброшено 1111000 пудов, по Енисею 360000 пудов. В круглой цифре вся операция дала без малого полтора миллиона пудов грузооборота.
Такой успех, достигнутый нами в безжизненном до Советской власти деле эксплоатации северного пути, следует считать блестящим. Грузооборот в 1921-м году в 7-8 раз превысил грузооборот прежних лет. Задуманная нами операция осуществлена полностью. Товары, собранные в Сибири для товарообмена с заграницей 4-мя морскими судами иностранных держав увезены по назначению. Архангельский флот забрал приготовленное для него.
Открытие порта.
Экспедицией сделано открытие большой научной и практической ценности: в 56 верстах от бухты "Находка", в 115 верстах от устья Оби открыт новый порт.
Природные условия этого порта таковы, что даже фантазия порто-изыскателя не создала бы ничего лучше его естественных удобств. Природными условиями новый порт защищен и от ветров и от волн. Суда, входящие в него, находятся в полной безопасности; глубина порта вполне достаточная. Порт удобен как для морского, так и для речного флота.
В новом порту начата постройка радио—станции, которая даст нам возможность сноситься со всеми станциями побережья. Постройка станции будет закончена в будущем году.
Безопасность Северного Пути.
Удачно закончившиеся экспедиции через Северный Морской Путь показывают, что путь этот вполне пригоден и безопасен для дальнейшего развития торговых сношений Сибири с Архангельском и Западными державами, хотя, требует, конечно, от руководителей морского флота умелого и осторожного руководства. Гибель пароходов "Обь" и "Енисей" произошла не вследствие опасности северного пути, а по совершенно другим причинам. Пароход "Обь", еще на первом пути из Архангельска, спешно там отремонтированный, поломался и шел на буксире. Приняв 20 тыс. пудов груза, на обратном пути он получил пробоину. Груз целиком и весь экипаж спасены. Пароход "Енисей" раньше принадлежал купцу, занимавшемуся скупкой аварийных судов и спекулировавшему их страховкой при гибели. "Енисей" — один из аварийных пароходов, чем и объясняется неудача с ним.
Слава героям труда.
Северная экспедиция, давшая неизмеримо ценные научные и практические результаты, стоила больших трудов многим и многим работникам. Сибревком от своего имени и от имени всей Республики, вынес глубокую товарищескую благодарность всем труженикам по Северной экспедиции. Постановлено издать и широко распространить очерк Карской экспедиции, где вы делить на красную Доску имена всех участников и способствовавших ее успеху.
Перед центром возбуждается ходатайство об утверждении в Новом Порту почетного красного знамени ВЦИК.
Из импортного груза особо отличавшимся по экспедиции выдается премия. Грузчикам и рабочим Обь-Иртышской экспедиции выдается дополнительная премия. Семьям погибших на работе рабочего Жукова и инженера Петрова выдано по 5 мил. рублей.
Комитету Сев. Мор. Пути поручено издать научный сборник о результатах экспедиции 1921-го года.
Р.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2