Арктика и политика

Наиболее интересные новости и их обсуждение. События из жизни "Полярной Почты"
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 04 Февраль 2014 17:10

http://www.geopolitics.ru/2014/02/yapon ... a-po-arkti

Вторник, Февраль 4th, 2014 |
Япония и Россия: друзья по Арктике

В 2014 году Арктический регион оказался в центре международной политики, заняв одно из главных мест в программах энергетической безопасности большинства восточноазиатских стран, в том числе Китая и Японии. В последнее время Япония начала постепенно наращивать усилия по укреплению своих позиций в этом регионе. Недавно эти усилия получили дополнительное ускорение в связи с тем, что Япония нашла нового друга, обладающего весомым авторитетом на арктической шахматной доске. И этим игроком является Россия. Успех восстановления отношений между Россией и Японией может стать тем самым фактором, который способен изменить ход игры для обеих стран.

122329
В сентябре 2012 года уровень арктических льдов достиг своего исторического минимума. Это событие вызвало массу опасений, связанных с изменениями климата, а также превратило регион в энергетическую горячую точку. Считается, что в Арктическом регионе расположено около 30% мировых неразведанных запасов природного газа и около 13% неразведанных запасов нефти. Кроме того, Северный морской путь через Арктику может стать альтернативным маршрутом для перевозки энергоресурсов, предоставив импортерам и экспортерам хорошую возможность уменьшить свою зависимость от таких нестабильных морских путей, как Ормузский и Малаккский проливы.

Неудивительно, что граничащие с Арктикой государства и восточноазиатские страны зациклились на геополитических преимуществах этого региона. В мае 2013 года Япония, Китай и Южная Корея были приняты в качестве постоянных наблюдателей в Арктический совет, что позволило им принимать участие в его заседаниях и выдвигать свои собственные стратегии развития Арктики. Из этих трех государств Китай стал самым активным игроком, продвигающим целую серию экономических, политических и научных инициатив.

Считается, что Япония присоединилась к арктической гонке сравнительно поздно. Несмотря на то, что начало ее деятельности в регионе приходится на начало 20 века, Япония приняла полноценную стратегию по Арктике совсем недавно. Тот факт, что у Японии могут быть собственные интересы в Арктике, никого не удивляет, учитывая нехватку собственных природных ресурсов и ее зависимость от импорта энергоресурсов, который обеспечивает около 84% ее энергетических потребностей. В настоящее время Япония является третьим в мире потребителем и импортером нефти и крупнейшим в мире импортером сжиженного природного газа. После аварии на атомной станции в Фукусиме в 2011 году степень зависимости Японии от импорта энергоресурсов еще больше выросла. Таким образом, Токио просто не может проигнорировать гигантские запасы энергоресурсов Арктики. Более того, имея в своем распоряжении один из крупнейших торговых флотов в мире, Япония может извлечь огромную выгоду из Северного морского пути, который позволяет сократить время пути от Гамбурга до Йокогамы приблизительно на 40%, а расход топлива — на 20%, по сравнению с маршрутом, пролегающим через Суэцкий канал.

Прикладывая все усилия к тому, чтобы не поставить под угрозу суверенный режим Арктики, Япония постаралась расширить свое присутствие в этом регионе. К примеру, она регулярно проводит двусторонние переговоры с государствами, граничащими с Арктикой, в частности с Россией. Отношения Японии и России достигли низшей точки в ноябре 2010 года, когда президент России Дмитрий Медведев посетил спорный остров Кунашир, однако позже, после переизбрания Владимира Путина, в них наметилась оттепель. У обоих государств есть причины испытывать беспокойство в связи со стремительным подъемом Китая, поэтому они предпочли предусмотреть меры на случай непредвиденных обстоятельств. Когда в 2012 году ледокол «Снежный дракон» готовился стать первым китайским судном, совершившим плавание по Северному морскому пути, Москва решительно выступала за то, чтобы именно Япония получила статус наблюдателя при Арктическом совете, игнорируя кандидатуру Китая. Более того, в мае 2013 года японская энергетическая компания Inpex Corporation заключила с российским нефтяным гигантом «Роснефть» договор о совместной разработке двух нефтяных месторождений, принадлежащих России. В том же году Москва решительно поддержала Токио в его борьбе за звание столицы Олимпийских игр 2020 года.

Япония и Россия извлекли массу пользы из регулярных встреч на высшем уровне, во время которых премьер-министр Японии Синдзо Абэ обсуждал с Путиным самые разные вопросы — это в том числе касается визита Абэ в Москву в апреле 2013 года, ставшего первым визитом японского премьер-министра за последние 10 лет. В прошлом году Япония и Россия провели первую в истории двух стран встречу в формате «2+2», на которой министры иностранных дел и министры обороны обсудили вопросы, связанные с сотрудничеством в области безопасности. Несмотря на то, что эта встреча не попала в заголовки газет, она стала весьма значительным событием, если учесть то, что Япония проводила подобные встречи только с США и Австралией. А для России эта встреча стала первым совещанием формата «2+2» с азиатской страной.

Никто не станет спорить с тем, что Японию и Россию вряд ли можно назвать естественными партнерами в области безопасности. Такие вопросы, как статус Курильских островов, японско-американской альянс по обеспечению безопасности, а также войны в 1904-1905 и в 1941-1945 годах, представляют собой серьезную угрозу для установления партнерских отношений между двумя странами. Тем не менее, оба государства, очевидно, готовы к сотрудничеству, хорошо понимая масштабы потенциальной выгоды, которую они могут извлечь из дружеских отношений.

Но какую выгоду смогут извлечь Япония и Россия из сотрудничества на самом деле? Налаживая отношения с Россией, Япония стремится воспользоваться потенциалом Арктики и обрести поддержку в противостоянии напористой политике Китая. Сотрудничество с Россией является отличной возможностью для Японии укрепить связи с самым влиятельным игроком в Арктике и заслужить авторитет в Арктическом совете. Оно также позволит японским энергетическим и морским транспортным компаниям, а также научным институтам получить доступ в Арктику. Это в свою очередь позволит Токио расширить список поставщиков энергоресурсов и маршрутов перевозок. Японские порты получат преимущества перед своими конкурентами, такими как Сингапур, Шанхай и Гонконг. Наконец, совместная работа с российскими моряками и рабочими инфраструктур, имеющими опыт эксплуатации оборудования в суровых погодных условиях, может оказаться крайне полезной для японских компаний.

Россия также извлечет огромную выгоду из укрепления отношений с Японией. Поскольку ее стратегические интересы переместились из Европы в Азию, Россия чувствует необходимость обезопасить себя на случай непредвиденных обстоятельств в отношениях с Китаем и наладить тесные партнерские отношения с другими государствами Азии. Хотя Пекин остается важнейшим торговым партнером России в Восточной Азии, Москва все еще рассчитывает расширить список восточноазиатских покупателей ее энергоресурсов. Хотя Пекину удалось создать довольно обширную сеть поставщиков энергоресурсов на Ближнем Востоке, в Африке, Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, Россия построила чрезвычайно мощную инфраструктуру, которая обслуживает только Китай. Для России это является довольно серьезным стимулом к расширению клиентской базы и включению в нее других государств Восточной Азии.

Более того, несмотря на зависимость российской экономики от экспорта энергоресурсов, Россия отстает от своих главных конкурентов в сфере технологий, которые необходимы для ведения деятельности в Арктическом регионе. Японские ноу-хау в области добычи энергии и морских операций могут оказаться чрезвычайно полезными для российских компаний.

В последнее время внимание многих наблюдателей приковано к трениям в отношениях между Китаем и Японией, а также между Китаем и Россией, тогда как укрепление связей между Японией и Россией остается вне поля видимости. Если Москве и Токио удастся преодолеть довольно значительные препятствия на пути к диалогу, они смогут извлечь для себя выгоду не только в Арктике, но и в Восточной Азии, и, возможно, снова склонить баланс сил в свою пользу.

Стратос Пурзитакис получил степень магистра в области международной государственной политики в Осакском университете, и в настоящее время он является экспертом по Азиатско-Тихоокеанскому региону, специализирующимся на вопросах энергетической безопасности.

Стратос Пурзитакис, »The Diplomat«
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 11 Февраль 2014 16:52

http://www.geopolitics.ru/2014/02/ostro ... v-arktike/

Понедельник, Февраль 10th, 2014 |

«Остров свободы» в Арктике


Формирование арктической политики, которое наблюдается с начала 2000-х годов как на национальном, так и международном уровне, способствовало закреплению за многими заинтересованными странами неофициальных ролей в регионе. Например, Норвегия позиционирует себя в качестве лидера арктической нефтегазодобычи и центра знаний об Арктике, Россия является самой богатой арктической «кладовой» ресурсов, а Финляндия воспринимается как производитель самых совершенных ледовых технологий. При этом у каждой страны можно выявить сразу несколько таких идентичностей. Какое же амплуа выбрала для себя Исландия, которая до недавнего времени оставалась в тени «арктической гонки»? С какими возможностями и вызовами сталкивается Рейкьявик в процессе реализации своей региональной стратегии?

1276603025.120674_34Арктика как панацея от ЕС

Исландия никогда не ставила под сомнение свою европейскую идентичность, но при этом испытывала антипатию к процессу европейской интеграции. Вместе с Норвегией и Гренландией Исландия составляет особую группу богатых (в ресурсном плане) периферийных стран, чьи отношения с Европейским союзом остаются напряженными, поскольку ЕС стремится навязать первым уравнительный, коммунитарный порядок распоряжения их собственными ресурсами. Для экономики Исландии принципиальное значение имеет интенсивное развитие рыбной отрасли, которая обеспечивает 16 %ВВП и 40% экспорта страны. Разногласия между Рейкьявиком и Брюсселем по вопросам регулирования рыбного промысла в Северной Атлантике остаются непреодолимым барьером в отношениях двух игроков. Именно они послужили главной причиной провала начатых в июле 2009 года переговоров о присоединении Исландии к ЕС, которое инициировало левоцентристское правительство Йоханны Сигурдардоттир. Дело в том, что в последние годы Брюссель настойчиво требовал от Рейкьявика снизить объём вылова скумбрии, который вырос с 2 тысяч тонн в 2009 году до 146 тысяч тонн в 2011 году, а также согласиться с условиями общей политики ЕС в сфере рыболовства (common fisheries policy). В январе 2013 года Исландия сократила свою квоту до 123 тысяч тонн, однако от дальнейших уступок отказалась, заморозив при этом переговоры о присоединении к ЕС на неопределенный срок.

«Рыбные войны» в значительной степени способствовали росту евроскептицизма внутри исландского общества, что нашло отклик в программе действий правоцентристских партий, сформировавших правительственную коалицию, после победы на апрельских парламентских выборах. 12 сентября 2013 года министр иностранных дел Гуннар Свейнссон заявил, что переговоры о присоединении к ЕС прекращаются и что Рейкьявик будет развивать сотрудничество с сообществом за рамками официального членства.

Примечательно, что во время переговоров о вступлении в ЕС Исландия неоднократно обращала внимание Брюсселя на возможность совместных действий в сфере освоения Арктики, пытаясь таким образом добиться уступок в вопросе о размере рыбных квот. В частности, Рейкьявик предлагал Евросоюзу всестороннее содействие в получении им статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Учитывая значительный интерес, который Брюссель стал проявлять к региону с осени 2007 года, эта инициатива выглядела вполне актуальной. Однако в практическом отношении претензии Исландии на роль проводника интересов ЕС оказались запоздалыми, так как ещё с начала 2000-х годов в этом качестве утвердилась Дания, которая сумела даже отодвинуть на второй план Финляндию с её программой «Северного измерения». Если же оценивать потенциал реального политического влияния Исландии в Арктике, то его явно недостаточно для удовлетворения амбиций Европейского союза. Об этом частично свидетельствует тот факт, что в мае 2013 года ЕС (единственный из семи претендентов) не получил статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете из-за сохраняющихся разногласий с Канадой по поводу импорта тюленьего мяса.

Провал переговоров о вступлении в ЕС заставил Рейкьявик переосмыслить значение и потенциал Арктики как внешнего источника роста. В этом регионе сосредоточены обширные стратегические возможности, реализация которых помогла бы Исландии преодолеть негативные последствия мирового финансового кризиса и возродить исландское «экономическое чудо», избежав нежелательного вступления в ЕС. И судя по недавним событиям, такая точка зрения получает все большее распространение в исландских политических кругах.

Стратегия в Арктическом совете

Исландия очень серьёзно подходит к позиционированию в Арктическом совете и пытается максимально укрепить роль организации в развитии региона. Такая установка является главной в списке приоритетов резолюции по арктической политике, утвержденной парламентом страны (Альтингом) 28 марта 2011 года. Этот документ также примечателен резкой критикой в адрес форума стран «арктической пятёрки», который проходил с участием России, США, Канады, Дании и Норвегии в 2008 и 2010 годах. Исландия восприняла эти встречи как попытку «отстранить её от принятия важных решений и подорвать авторитет Арктического совета». Заручившись поддержкой США в лице бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, а также других «обделенных» игроков — Финляндии и Швеции, Исландия добилась прекращения встреч в таком узком формате, который изначально предложил датский министр иностранных дел Пер Стиг Мёллер осенью 2007 года.

Параллельно Исландия прилагала усилия для реализации инициатив, которые, с точки зрения этой страны, имели определяющее значение в деле развития потенциала Арктического совета. К ним, в частности, относится подписание в мае 2011 года Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, а также создание постоянного секретариата организации в норвежском городе Тромсё. В последнем случае активность исландских дипломатов была особенно высокой, косвенным подтверждением чему может служить назначение на пост директора новой структуры опытного функционера из Министерства охраны окружающей среды Исландии Магнуса Йоханнесена.

Исландия чертит «арктический круг»

В 2013 году Исландия организовала одно из самых заметных событий в сфере международной арктической политики — конференцию «Арктический круг», о проведении которой 15 апреля объявил президент страны Оулавюр Гримссон во время выступления в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне. Мероприятие позиционировалось как открытая площадка для свободного участия представителей неправительственных организаций, корпораций, правительств и ученых из разных стран, которые проявляют интерес к Арктике. В качестве особой группы были выделены внерегиональные державы — Китай, Южная Корея, Сингапур и Индия, для которых конференция должна была стать самой высокой трибуной для разъяснения собственных позиций по актуальным вопросам освоения Арктики.Таким образом, О. Гримссон постарался аккуратно противопоставить демократичную концепцию «Арктического круга» более закрытой среде Арктического совета, где постоянные наблюдатели не могут полноценно участвовать в обсуждении рабочих вопросов.

Конференция «Арктический круг» проходила с 12 по 14 октября 2013 года. Если говорить о содержательной стороне мероприятия, то следует выделить несколько существенных моментов.

Во-первых, конференция получилась действительно масштабной как в плане тематического охвата, так и по количеству (около 1200 человек) и составу участников. Из анализа повестки дня можно сделать вывод, что лейтмотивом стала социально-гуманитарная и экологическая проблематика. Однако следует признать, что это обстоятельство обычно мешает конструктивному обсуждению перспектив экономического освоения региона. Кроме того, стремление организаторов «объять необъятное» за короткое время хоть и обеспечивает видимый внешний эффект, но не способствует увеличению содержательности дискуссий.

Во-вторых, помимо тем, имеющих отношение к Арктике, на конференции рассматривался такой специфический вопрос, как разработка Китаем и Индией совместных мер по управлению состоянием ледников в Гималаях. По замыслу О. Гримссона, создание условий для диалога по данной проблеме должно способствовать улучшению стратегических отношений между Пекином и Дели.

Наконец, в-третьих, министр иностранных дел Гуннар Свейнссон озвучил ряд тезисов, принципиально важных с точки зрения институционализации арктической политики Исландии. Так, было объявлено о решении создать комитет министров по арктическим делам, который должен будет выработать согласованный курс и программу мероприятий региональной стратегии Исландии. В этой связи для Рейкьявика становится крайне актуальным поиск средств для будущих проектов. Несмотря на ограниченные финансовые возможности, Исландия собирается включить Арктику в повестку дня своего внешнеполитического диалога с Европейским союзом и странами Азии, а также укреплять торгово-экономическое сотрудничество с ближними соседями — Фарерскими островами и Гренландией. Первые результаты в этой сфере уже достигнуты: в апреле 2013 года была учреждена Исландско-Арктическая торгово-промышленная палата (Icelandic-Arctic Chamber of Commerce), а в июле того же года состоялось открытие генерального консульства Исландии в Нууке (Гренландия).

Ледяной союз двух «драконов»

Активизации арктической политики Исландии во многом способствовало встречное стремление Китая принять участие в освоении региональных ресурсов, которое стало отчетливо проявляться с 2010 года.

Отправной точкой стратегического партнёрства Рейкьявика и Пекина в Арктике можно считать визит председателя Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Исландию в апреле 2012 года, когда был подписан пакет документов, заложивших фундамент двустороннего сотрудничества в ряде областей. Наиболее значимым стало рамочное соглашение об арктическом сотрудничестве, в соответствии с которым в августе того же года китайское правительство приняло решение создать в Шанхае Китайско-Скандинавский центр арктических исследований (Sino-Nordic Arctic Research Center). По сообщению информационного агентства «Синьхуа», этот институт должен заняться проработкой политических и торгово-экономических связей стран Северо-Восточной Азии и Северной Европы, анализом стратегий и возможностей взаимного сотрудничества, а также изучением климата и окружающей среды Арктики.

Ещё одним значимым событием в отношениях между Пекином и Рейкьявиком стало подписание 15 апреля 2013 года соглашения о свободной торговле. Исландской политической элите особенно льстил тот факт, что их страна первой в Европе сняла все торговые барьеры в отношениях со второй экономикой мира. Это соглашение создаёт предпосылки к наращиванию экспортного потенциала исландской экономики, что должно помочь ей преодолеть негативные последствия мирового финансового кризиса.

Звенья транспортной цепи

Наибольшие перспективы у Китая и Исландии открываются в сфере транспорта и торговли. Благодаря своему срединному положению в Северной Атлантике Исландия в перспективе может стать центром обслуживания транзитных грузопотоков, направляемых по Северному морскому пути между портами Европы/Восточного побережья Северной Америки и Азии. Кстати, в феврале 2005 года министерство иностранных дел Исландии подготовило отчёт, в котором проводилось подробное технико-экономическое обоснование превращения Исландии в центр арктической логистики. В ходе расчётов были определены три наиболее оптимальные точки размещения будущих перевалочных портов: Хваль-фьорд (на западе), Эйя-фьорд (на севере) и Рейдар-фьорд (на востоке). Правда, авторы отчёта подчеркивали, что строительство необходимой транспортной инфраструктуры следует начинать не раньше, чем коммерческое судоходство по Северному морскому пути примет регулярный нарастающий характер. Естественно, что в условиях кризиса финансировать такие дорогостоящие проекты Исландия не в состоянии, поэтому в Рейкьявике с большой надеждой смотрят на инвестиции из-за рубежа. И прежде всего из Китая.

В Пекине к сотрудничеству с Рейкьявиком в сфере арктических морских перевозок относятся очень серьёзно. Посол Исландии в Китае Рагнар Бальдурссон, выступая весной 2011 года на экономическом форуме в Пекине, отметил, что в маршрутах международного судоходства происходят «большие перемены», благодаря изменению климата и новым ледовым технологиям. Он подчеркнул уверенность Исландии в том, что в обозримом будущем «между Тихоокеанским и Североатлантическим регионами установится новая линия морского торгового сообщения, которая сократит время плавания между портами Китая и Европы/Северной Америки».

В середине августа 2012 года, в рамках 5-ой арктической экспедиции, китайский ледокол «Сюэлун» выполнил заход в Рейкьявик, и на его борту состоялся семинар, посвященный арктическому сотрудничеству двух стран. В ходе дискуссии особое внимание было уделено сотрудничеству Исландии и Китая в сфере арктических морских перевозок.

17 сентября 2012 года руководитель крупнейшей китайской судоходной компания COSCO Вэй Цзяфу объявил, что его фирма планирует в 2013 году совместно с исландской судоходной компанией Nesskip и министерствами транспорта и иностранных дел Исландии начать «долгосрочное стратегическое исследование экономической эффективности арктических морских перевозок между Китаем и Исландией, прежде всего по Северному морскому пути, и собирается поделиться полученными результатами с исландскими партнерами». В интервью отраслевому еженедельнику Lloyd’s List капитан Вэй назвал и основные направления китайско-исландского сотрудничества: контейнерные перевозки, сокращение выбросов CO2, внедрение энергосберегающих технологий и освоение шельфа.

Как и было запланировано, в период навигации 2013 года COSCO отправила по Северному морскому пути сухогруз Yong Sheng, который доставил детали портового крана и несколько контейнеров из Тайцана в Роттердам. Теперь нужно дождаться окончательных выводов китайских судовладельцев по результатам проведенного арктического рейса. Если они окажутся положительными и доля китайских перевозчиков в общем объёме транзитных грузоперевозок по СМП начнет увеличиваться, перспектива превращения Исландии в новый транспортно-логистический узел Арктики начнет обретать реальные очертания. В этом случае России следует включиться в исландско-китайский диалог, чтобы обеспечить соблюдение Пекином и Рейкьявиком её исключительных экономических интересов в сфере использования СМП.

Дмитрий Тулупов , Факультет международных отношений СПбГУ, эксперт РСМД
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 22 Апрель 2014 22:56

http://президент.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/20845

http://президент.рф/

Заседание Совета Безопасности по вопросу реализации государственной политики в Арктике

22 апреля 2014 года, 17:20 Москва, Кремль


Владимир Путин провёл расширенное заседание Совета Безопасности «О реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в интересах национальной безопасности».
Мультимедиа

Выступление на заседании Совета Безопасности по вопросу реализации государственной политики в Арктике 22 апреля 2014 года Москва, Кремль

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Только что встречался с нашими молодыми полярниками, которые, как вы знаете, провели некоторое время в путешествии, достигнув на лыжах Северного плюса. И сейчас в более широком составе продолжим практически ту же самую тему: поговорим сегодня по ключевым вопросам, связанным с реализацией государственной политики в Арктике.

Регион этот традиционно был и остаётся в сфере наших особых интересов. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный. Так, по оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части Российской Федерации превышают 1,6 триллиона тонн, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.

Десятилетиями шаг за шагом Россия укрепляла, наращивала своё присутствие, свои позиции в Арктике, и наша задача – не только их в полной мере восстановить, но и качественно усилить. И этот вектор в государственной политике, в нашем стратегическом планировании нужно чётко, последовательно выдерживать.

Крупные проекты в Арктике уже реализуются. Возрождается Северный морской путь: в 2013 году по нему было перевезено свыше полутора миллионов тонн грузов, хотя ещё несколько лет назад этот показатель составлял немногим более полмиллиона тонн. В хорошем темпе строится современный арктический порт Сабетта – одна из опорных точек Северного морского пути.

На Ямале создаётся крупное производство по переработке сжиженного природного газа на Южно-Тамбейском месторождении. Наши компании начинают работать на арктическом шельфе. Так, буквально несколько дней назад с платформы «Приразломная» в Печорском море была отгружена первая партия нефти.

Это один из самых крупных, если не сказать – самый крупный проект, наверно, в этой зоне: огромная совершенно, циклопических масштабов платформа, новейшие технологии, материалы – в общем, всё в первый раз, огромный серьёзный проект, практически первый шаг в освоении арктической зоны шельфа.

Укрепляется военная инфраструктура региона, прежде всего за счёт восстановления ряда заполярных аэродромов и военной базы на Новосибирских островах. Происходит оптимизация группировок войск и сил Военно-Морского Флота.
Смотрите также:

Встреча с участниками молодёжной полярной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» 22 апреля 2014 года, 16:15 → Новости

Дополнительно:

Новости Совета Безопасности

Одновременно активно наращиваем своё информационное, научное, гуманитарное присутствие в Арктике. Значительную роль здесь сыграли проходящие по инициативе России международные форумы «Арктика – территория диалога».

Хотел бы подчеркнуть, наша страна заинтересована в устойчивом развитии региона на основе сотрудничества и безусловного уважения международного права. С этой целью ведём с партнёрами постоянный обмен мнениями по арктической тематике, полностью выполняем международные требования о повышении экологической безопасности в регионе. В рамках Арктического совета решаем вопросы сотрудничества в пограничной сфере, в области морских перевозок, взаимодействия в ликвидации последствий аварий при добыче углеводородов на шельфе.

Между тем мы видим, что внимание мирового сообщества к арктическому региону растёт. Здесь всё чаще пересекаются и сталкиваются интересы приарктических государств, и не только приарктических: большой интерес проявляют страны, которые находятся далеко от этого региона мира.

Следует учитывать и динамично меняющуюся внешнеполитическую, социально-экономическую обстановку в мире, которая чревата новыми рисками и вызовами национальным интересам России, в том числе в Арктике.

Повторю: в этих условиях мы обязаны принять дополнительные меры, чтобы не отставать от партнёров, сохранять российское влияние в регионе, а где-то и опережать наших партнёров. Такие шаги и задачи для нас являются приоритетными.

Что имею в виду? Во-первых, нужно повысить качество государственного управления, выработки решений – для этого создать единый центр ответственности за реализацию арктической политики. Хочу подчеркнуть, нам нужен не громоздкий бюрократический орган, а гибкая, оперативно работающая структура, которая поможет лучше координировать деятельность министерств и ведомств, регионов Российской Федерации и бизнеса.

Возможно, целесообразно создать орган, по своему статусу аналогичный государственной комиссии с широкими полномочиями, как в своё время было сделано для Дальнего Востока. Сегодня обсудим этот вопрос. По итогам просил бы Правительство Российской Федерации представить конкретные предложения.

Второе. Самым тщательным образом нужно продумать, как мы будем реализовывать мероприятия госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны России на период до 2020 года» (госпрограмма Правительством подготовлена), и обеспечить её необходимое ресурсное наполнение, достаточное для решения стоящих перед нами в этой сфере задач. Прошу Правительство предусмотреть полноценное финансирование названной программы начиная с 2017 года.

Далее. Актуальная проблема, требующая тщательной, кропотливой проработки, – это международно-правовое оформление внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. Успешный опыт решения таких задач у нас есть. Напомню, что в марте на 33-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа Россия заявила о своём праве на часть Охотского моря, которая ранее считалась открытой, а именно на участок в 52 тысячи квадратных километров, дно которого является продолжением российского континентального шельфа.

Наши эксперты, основываясь на научных данных, нашли веские аргументы, свидетельствующие о бесспорном праве России на этот участок. Соответственно, Пленум Комиссии согласился с нашими доводами и оформил соответствующие рекомендации.

Точно так же наши эксперты должны действовать и при проведении двусторонних и многосторонних консультаций с правительствами приарктических государств, отстаивать каждый участок континентального шельфа российской части Арктики, морские акватории.

Четвёртое. Необходимо выработать оптимальную экономическую модель развития Северного морского пути, чтобы уже к 2015 году вывести его грузооборот на уровень четырёх миллионов тонн. Нам нужно ускорить строительство судов ледового класса, новых атомных и дизельных ледоколов (такие планы есть, и я считаю, что мы должны внимательно следить за исполнением этих решений), завершить в полном объёме создание современной инфраструктуры навигации, связи, технического обслуживания, оказания экстренной помощи на всём протяжении Северного морского пути.

И ещё одна задача, о которой уже не раз говорилось: нам нужно сделать так, чтобы судовым компаниям было выгодно и удобно ходить под российским флагом, чтобы именно такие суда, находящиеся в нашей юрисдикции, осуществляли основной объём перевозок в Арктике, по Северному морскому пути в частности.

Пятое – это обеспечение экологической безопасности. Арктическая экосистема, мы с вами это очень хорошо знаем, хрупкая, поэтому нужен постоянный мониторинг состояния окружающей среды. И конечно, нужно минимизировать экологические риски при строительстве производственной и обеспечивающей инфраструктуры, особенно при освоении арктического шельфа, развивать систему предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов. На «Приразломной», о которой я уже упоминал, нулевой сброс. Это значит, что мы можем осуществлять проекты такого качества, и это должно быть нормой.

Защита окружающей среды – это и непременное условие сохранения самобытного уклада жизни коренных народов Севера. Их благополучие и устойчивое развитие – одна из наших ключевых социально-экономических задач в регионе.

Наконец, шестое крупное направление работы – это комплексное обеспечение безопасности российской Арктической зоны, я уже говорил о военной составляющей. Объекты нефтегазодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надёжно защищены от террористов и иных потенциальных угроз. Мелочей здесь быть не может. Все вопросы безопасности нужно детально отработать в рамках межведомственных учений и тренировок, в которых должны регулярно участвовать и подразделения Минобороны, и МЧС, и других служб.

Предстоит также повысить надёжность охраны наших арктических рубежей, в том числе за счёт усиления морской составляющей пограничной группировки ФСБ России. Одновременно следует укреплять военную инфраструктуру. В частности, речь идёт о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения.

В завершение подчеркну, мы будем и дальше вкладывать в Арктику значительные средства, решать задачи, связанные с социально-экономическим развитием арктических регионов, укреплять безопасность. Этого требуют наши национальные интересы. Мы с вами много-много раз об этом говорили. Уже сделаны серьёзные шаги в этом направлении. Давайте сегодня посмотрим, где мы находимся и что нужно сделать в самое ближайшее время

<…>
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 24 Апрель 2014 13:51

http://flot.com/news/navy/?ELEMENT_ID=165095

Правительство утвердило план развития Арктики

12:01, 24 Апр 2014
Текст: Центральный Военно-Морской Портал
Фото: Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин
Правительство России утвердило план развития Арктического региона до 2020 года. Об этом сообщает пресс-служба Кабинета министров.

Программа, утвержденная 21 апреля 2014 года, предполагает развитие Арктической зоны в социальной и экономической сфере на период по 2020 год. Координировать деятельность исполнителей проекта будет Минрегион РФ. Реализация программы положительно скажется и на национальной безопасности страны, подчеркивает пресс-служба Правительства.

22 апреля, на заседании Совета безопасности РФ, Владимир Путин поручил создать единую систему базирования надводных кораблей и подводных лодок в российской части Арктики. Президент отметил необходимость защиты участков континентального шельфа и укрепления границ в этом регионе, в том числе за счет усиления морской составляющей пограничной группировки ФСБ.

Ранее уже сообщалось о создании в Арктике новой военной структуры - Объединенного стратегического командования, основной задачей которого станет обеспечение безопасности и защита российских интересов в регионе. По информации собственного источника Центрального Военно-Морского Портала, к 1 декабря 2014 года Северный флот будет выведен из состава Западного военного округа и станет основной ударной силой новой группировки войск.

В декабре 2013 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что в рамках подготовки к созданию нового военного округа уже начато восстановление военной инфраструктуры на Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа. В 2013 году в рамках программы по освоению Арктики была восстановлена авиационная комендатура на острове Котельный, а военная авиация возобновила постоянное патрулирование в регионе.

Арктика уже продолжительное время является объектом пристального внимания не только России, но США, Великобритании, Норвегии, Дании и других стран. О разработке ледокольных флотов в разное время объявляли США, Канада, КНР, Германия, Швеция. Стабильное таяние льдов открывает не только стратегически важное морское пространство, но и доступ к природным ресурсам, в том числе к нефти и газу.

Норвегия, например, за последние годы установила в Арктике специализированные воздушные силы, военно-морской флот и другие военные средства. По информации портала Би-порт, на круглосуточном дежурстве там находятся два истребителя F-16. Также, за Полярным кругом развёрнута норвежская вертолётная база Бардофус. На севере страны имеется эскадрилья противолодочных самолётов P-3 Orion и группа ПВО.

Для координации деятельности стран, претендующих на получение влияния на крайнем севере, в 1996 году был создан Арктический совет. На сегодняшний день в него входят восемь арктических государств: Канада, Дания (отстаивающая интересы Гренланди и Фарерских островов), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Соединённые Штаты Америки. Шесть международных организаций, представляющих коренные народы Арктики, имеют статус Постоянных участников.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Zimson » 25 Апрель 2014 00:58

http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/26660

Транснациональные компании из Арктики из-за Украины не уйдут
Россия в Арктике. Гость Елены Щедруновой в студии радио "Вести ФМ": заместитель директор Института географии РАН Аркадий Тишков.
Щедрунова: Сегодня мы говорим не про Украину, а говорим про Арктику. Вот такая неожиданная тема, но неожиданная только для тех, кто не очень внимательно следит за новостной лентой. Почему я так говорю, потому что тот, кто следит внимательно, знает о том, что в последнее время происходит очень много событий в Арктике со стороны России. Там и экспедиции, в том числе, военные испытывают свое новое обмундирование для защиты этих территорий, там объявлено, что будет усиливаться погранслужба. Правительство приняло программу развития Арктики до 2020 года - то есть, очень большая активность сейчас в российской Арктике. И мы попытаемся разобраться, с чем это связано, и что вообще представляет собой Арктика как таковая. Аркадий Александрович, давайте начнем с международного права. С точки зрения межгосударственных отношений, что такое Арктика?
Тишков: Арктика - это циркумполярный регион, который находится севернее рубежей суши приарктических государств. Мы их можем перечислить: Россия - это примерно 40 процентов сектора Арктики, если брать протяженность; Скандинавские страны - Финляндия, Швеция, Норвегия, включая норвежскую территорию Шпицберген; Канада; кусочек США - Аляски. Дания - с Гренландией, соответствующим образом. Это арктические государства. Кроме этого, есть государства, которые имеют особые интересы в Арктике, они занимаются добычей полезных ископаемых или ловят рыбу.
Щедрунова: А на каком основании занимаются?
Тишков: Дело в том, что до недавнего времени все воспринимали Арктику как поделенную секторально между государствами. На самом деле, Россия относительно недавно подключилась к соглашению по морскому праву, и в настоящий момент в связи с этим должны быть пересмотрены некоторые границы, в том числе, вопрос об отношении принадлежности Арктического шельфа. Мы традиционно понимаем, что есть 12-мильная полоса вдоль берега, есть 200-мильная исключительно экономическая зона. А если Россия докажет то, что хребет Ломоносова, хребет Менделеева - настоящие подводные горы, пересекающие Северный Ледовитый океан, в том числе, ближе к полюсу, - мы можем говорить о принадлежности значительной, особенно западной, сектора шельфа. То есть, это уже 350 миль. А можете себе представить, все отсчитывается от архипелагов. Поэтому и вопрос...
Щедрунова: То есть, строго говоря, полюс, в итоге, может быть нашим?
Тишков: Да, конечно!
Полностью слушайте в аудиоверсии.

http://radiovesti.ru/audio/197/334.mp3

ИЗ ПРОГРАММЫ: "Арктика - регион мало изученный. Нам неизвестна даже численность популяции белых медведей в России. Мы 2 года не замечали, что у нас в районе архипелага Де Лонга было подводное землетрясение".
"Мы, учёные, ушли из Арктики. И не только учёные, но и наши военные".
"В 90 годы на Шпицбергене закрыли наш посёлок Пирамида".
"Хорошо бы освободить наши ледоколы, чтобы они использовались в том деле, для которого предназначены, а не возили бы толстосумов".
"Нам не нужно сразу осваивать все месторождения на шельфе, нужно проводить политику по сохранению уникальной экологии".
Zimson
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 13 Октябрь 2012 12:29

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 07 Май 2014 09:15

На то и щука,что б карась не дремал (с)

http://ria.ru/world/20140507/1006788465.html

Пентагон видит потенциал для конфликтов в Арктике

ВАШИНГТОН, 7 мая — РИА Новости. Министр обороны США Чак Хейгел заявил, что Пентагон намерен укрепляться в Арктическом регионе, где есть потенциал для конфликтов.

"Таяние гигантских массивов льда представляет возможности для открытия новых морских путей и разведки природных ресурсов, для энергетики и торговли, с опасным потенциалом для конфликта в Арктике", — сказал Хейгел, выступая в Чикагском совете по международным отношениям.


"Министерство обороны укрепляет свое присутствие в регионе и рассматривает вопрос о том, какие нам нужны возможности для действий там в будущем", — сообщил министр.

Интерес к Арктике в последние годы растет во всем мире, он является одним из приоритетов и для России. Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета безопасности в апреле поручил создать единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения в российской части Арктики, укрепить границу, предусмотреть полноценное финансирование программы по развитию региона с 2017 года, а также создать новый государственный орган для реализации политики России в Арктике. Кроме того, он потребовал отстаивать каждый участок богатого углеводородами континентального шельфа российской части Арктики и морские акватории.

Кроме России и США арктические сектора есть у Канады, Норвегии и Дании (Гренландия). Все эти пять стран, а также Исландия, Швеция и Финляндия совместно работают в Арктическом совете (создан в 1996 году) над общими проблемами Арктики, прежде всего над проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Июнь 2014 23:46

Изображение
http://www.kremlin.ru/news/45856
Совещание по вопросу эффективного и безопасного освоения Арктики
5 июня 2014 года, 17:00 Санкт-Петербург

Слов сказано много, в основном лирика.
Некоторые выдержки по существу:

Владимир Путин провёл совещание по вопросу эффективного и безопасного освоения Арктики. Обсуждались вопросы научного обеспечения освоения Арктики и экологической безопасности при реализации шельфовых проектов.

В.ПУТИН: ... Планы развития Арктической зоны России на ближайшие десятилетия содержат целый ряд крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением ресурсов углеводородов на побережье и шельфе арктических морей, а также с созданием новых промышленных объектов и транспортных коридоров, прежде всего, конечно, имею в виду возрождение Северного морского пути.

Поэтому сейчас, когда Арктическая зона России переживает новый этап промышленного, социально-экономического, инфраструктурного возрождения, особенно важно предельно сконцентрироваться на теме природосбережения. Повторю, при вовлечении этого региона в хозяйственный оборот мы обязаны придерживаться тщательно выверенного, взвешенного подхода. В его основе, во-первых, точное знание ресурсного, природного потенциала Арктики и объективная оценка целесообразности тех или иных действий, развитие собственных научно-технологических возможностей по освоению Севера; во-вторых, чёткое, обязательное следование самым строгим экологическим стандартам, безусловный приоритет природоохранных мероприятий; в-третьих, предельная прозрачность хозяйственной деятельности в Арктике, а это в том числе предполагает постоянный диалог с институтами гражданского общества, с природоохранными и экологическими организациями – естественно, прежде всего с теми, кто преследует искренне благородные цели, а не спекулирует на экологических проблемах, не превращает их в предмет торга, собственного пиара или бизнеса. ...

Н.КАСИМОВ (первый вице-президент Русского географического общества, декан географического факультета Московского государственного университета, академик Российской академии наук): ... Есть целый ряд сетей. Например, сеть магнитных исследований, сеть аэрозольных исследований сейчас не покрывают Арктику, у нас просто недостаточно для этого станций. В некоторых случаях ситуация улучшается, в частности, например, по магнитным станциям, но все равно, ясно совершенно, что мы недоизмерены в Арктике. Поэтому, конечно, развитие научных исследований, создание сетей научных станций, дистанционное зондирование (об этом, наверное, сегодня еще будут говорить), то есть использование спутниковых технологий, создание пространственных баз данных имеет колоссальное значение для освоения Арктики. Нам нужна информация. Информацию очень трудно получать в результате традиционных экспедиционных исследований, особенно наших даже не морских территорий, там, может быть, чуть-чуть легче, на территории севера Сибири. Поэтому нам нужно развивать сети научных станций, разных станций: метеорологических станций, магнитных станций, сейсмических станций.

Доклад Фролова Ивана Евгеньевича, директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.
И.ФРОЛОВ: ... Первое. Нужны ведомственные программы по Арктике и Антарктике с реальным финансированием на научные исследования. Поэтому ученые крайне заинтересованы в принятии программы, преемственной по отношению к ФЦП «Мировой океан».
Второе. России нужна своя космическая система для Арктики, включая радиолокационное зондирование. Создание МКС «Арктика» позволило бы сделать обеспечение гидрометбезопасности в Арктике, независимой от других зарубежных космических систем.
Необходимо развивать на основе межведомственной кооперации для решения различных прикладных задач использование новых технологий наблюдений. В частности, как пример, это самодвижущаяся ледостойкая платформа «Северный полюс», это беспилотные аппараты с большим радиусом действия.

И.СЕЧИН ("Роснефть"): ... Уже в этом году мы рассчитываем начать бурение первой поисковой скважины «Университетская-1» в Карском море на лицензионном участке «Восточно-Приновоземельский-1» с помощью полупогружной буровой платформы West Alpha. Работа выполняется в соответствии с самыми высокими международными экологическими стандартами, применяется беспрецедентная система ледовой защиты и комплекс мер по обеспечению надежности и безопасности операций.

Владимир Владимирович, у нас подготовлена презентация, там есть более подробная информация по этому вопросу. Коллеги сказали о том, что мы ожидаем крупных открытий, ищем явления. Там, в Карском море, точно будут явления и открытия. По предварительной сейсмической информации мы открыли порядка 34 нефтегазоносных структур там. Ловушка, на которой мы устанавливаем сейчас платформу «Университетская-1», имеет площадь 1200 квадратных километров с толщиной пласта в 500 метров. Это очень мощные признаки. Владимир Владимирович, мы надеемся, что мы сможем доложить Вам о серьезном открытии в этом регионе.

Существенным шагом в реализации нашей арктической программы, связанным с поисково-разведочным бурением, является подписание нашей компанией соглашения с North Atlantic Drilling о возможности вхождения в активы с приобретением до 50 процентов в капитале этой компании. Это обеспечит нам доступ к бездефицитному использованию платформ для бурения и передачи необходимых компетенций и технологий российским компаниям, российским участникам этого партнерства ...
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11723
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Арктик Санрайз

Сообщение insp2 » 01 Август 2014 08:48

Арестованный АРКТИК САНРАЙЗ в углу 15-го причала порта Мурманск под охраной ФСБ : 1550-20140529013619-image.jpg
01 Августа 2014 года, 09:07
Arctic Sunrise покинул Мурманск
МУРМАНСК/ 1 августа/ БИ-ПОРТ - Спустя десять месяцев, Arctic Sunrise, наконец, покинул Мурманский порт, и теперь направляется в Амстердам. За стоянку в Мурманске Гринпису выставили счёт в пять тысяч долларов США.
Гринпис продолжает кампанию в защиту природы Арктики и считает, что с помощью акции на «Приразломной» удалось добиться ряда положительных изменений, сообщили "Би-порту" в природоохранной организации.
Сегодня ночью после завершения инспекции и таможенного контроля Arctic Sunrise своим ходом вышел из Мурманска. Примерно через десять дней судно прибудет в порт Амстердам, где его ждет торжественная встреча, а также прежняя команда, которая была арестована в сентябре прошлого года. Затем судно будет отправлено на полное обследование и ремонт.
Руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров, подводя итоги протеста на «Приразломной», заявил, что громкая акция в итоге способствовала тому, что Россия начала решать отдельные проблемы охраны природы Арктики, на которые указывали экологи.
«Президент недавно поручил правительству и компаниям разработать меры по сохранению биоразнообразия Арктики и его защиты от разливов нефти; Россия заявила о том, что настаивает на подписании в Арктическом Совете международного юридически обязывающего соглашения о защите вод Арктики от загрязнения; Минприроды, наконец, признало угрожающий масштаб нефтяных разливов в России; Газпром доработал план ликвидации аварийных разливов нефти, который критиковал Гринпис. Все эти сдвиги произошли «после Приразломной», и, мы уверены, акция им способствовала, поскольку привлекла внимание всего мира к рискам нефтяного освоения Арктики», – говорит Чупров.

6 июня 2014 года следственный комитет сообщил о снятии ареста с Arctic Sunrise. Только 27 июня новый экипаж под руководством капитана Даниэля Ризотти получил доступ на корабль, и в течение трех недель выполнил базовый ремонт и подготовил судно к отправке. Дело об акции на платформе «Газпрома» «Приразломная» до сих пор не закрыто: расследование продлено до 24 сентября.

Подробнее: http://www.b-port.com/news/item/134645. ... z397HOg4rS
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 04 Сентябрь 2014 09:56

http://portnews.ru/news/186399/

сентября 2014 17:14
Правительство РФ издало распоряжение о создании научного центра в Шпицбергене


Правительство Российской Федерации издало распоряжение о концепции создания и развития Российского научного центра на архипелаге Шпицберген. Об этом сообщается в материалах высшего исполнительного органа госвласти.

Согласно распоряжению от 2 сентября 2014 года №1676-р, Российский научный центр на Шпицбергене будет представлять собой консорциум научно-исследовательских, образовательных и других организаций. Научный комплекс будет координировать изучение природной среды на архипелаге и в акватории Северного Ледовитого океана.

Создаваемый Центр не является юридическим лицом. Управлять и руководить деятельностью Центра будет Наблюдательный совет и Научный совет.

Участники научного консорциума обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью, при этом научная инфраструктура будет использоваться совместно.

Координатор Центра – федеральное государственное бюджетное учреждение «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Росгидромета. На базе этого института создаётся постоянно действующая Российская научная арктическая экспедиция на архипелаге Шпицберген, основной задачей которой является логистическое обеспечение деятельности зимовочных и сезонных составов экспедиций.

Концепция создания и развития Центра разработана Минобрнауки России во исполнение решений правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген.

Научные исследования на архипелаге активно проводятся с 1960-х годов, в них принимает участие около 10 российских научно-исследовательских организаций Минприроды России, Росгидромета, ФАНО России. Исследования проводятся в области геофизики, гляциологии, океанографии, биологии, геологии, археологии и истории, мониторинга загрязнения, гидрометеорологического мониторинга.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Октябрь 2014 15:16

 184104_1_Sofi_Oksanen001000_big.jpg
http://russian.rt.com/inotv/2014-10-09/ ... -Rossiyu-v

Финская писательница обвинила Россию в колонизации «финно-угров»
Литератор Софи Оксанен выступила на международной книжной ярмарке в Германии с резкой критикой «колониальной политики» Москвы в отношении коренных народов Севера, относящихся к финно-угорской языковой группе. Она подчеркнула, что разработка месторождений на территории их проживания является «фатальной», поскольку ведет к «русификации» и вымиранию этих «мирных культур».

На открывшейся во Франкфурте-на-Майне международной книжной ярмарке писательница финско-эстонского происхождения Софи Оксанен выступила с речью, в которой подвергла резкой критике так называемую «колониальную политику» России, которая по-прежнему притесняет финно-угорские народы.
Оксанен отметила, что Россия притесняет финно-угорские народы (коми, ханты, манси, марийцев), которые живут на богатых полезными ископаемыми территориях, передает ERR Uudised со ссылкой на Helsingin Sanomat.

По ее словам, финно-угорские языки в России находятся под угрозой, часть языков уже вымерла, не говоря о литературе, и в этом следует винить колонизацию, ставшую фатальной и для некоторых других коренных народов.

«Марийцы и ненцы сидят на российских нефтяных полях. Природные ископаемые на территориях коми освоили с помощью лагерей Гулага, что повлекло за собой русификацию региона и исчезновение письменной культуры коми», — сказала Оксанен.

Она также заявила, что финнам повезло, поскольку их природные ресурсы — это в основном леса. В то время как 40% российских запасов нефти и алмазов находятся в области проживания финно-угорских народов, что определило судьбу этих крайне мирных культур.

Дата публикации 08 октября 2014 года.
Фото: Wikimedia / Teemu Rajala
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11723
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Арктика и политика

Сообщение Martin » 10 Октябрь 2014 06:09

Я как сейчас помню, что ненцы очень колонизовались :) от русских не отличишь... хорошо что у нас свои замечательные книги есть, которые можно читать и перечитывать о народах Севера, а можно и самим поехать и написать свои наблюдения и материал... Хорошо что я не знаю финского :)
Martin
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 09 Апрель 2013 09:58

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 20 Октябрь 2014 14:58

http://ria.ru/world/20141020/1029130671.html

Лавров: никакой необходимости в присутствии НАТО в Арктике нет

МОСКВА, 20 окт — РИА Новости. Никакой необходимости в присутствии НАТО в Арктике, тем более в военных решениях, нет, заявил в понедельник глава МИД РФ Сергей Лавров.

"В натовских доктринах и анализе периодически присутствует тема о том, что в Арктике военный фактор будет возрастать в контексте обострения борьбы за ресурсы. Мы твердо исходим из того, что нет никаких проблем в Арктике, которые требуют участия НАТО", — заявил Лавров, выступая в рамках открытых лекций высших государственных и политических деятелей России в проекте "Гражданский университет".

По его словам, "более того, нет никаких проблем, которые требуют военных решений, Арктика — это территория диалога".
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Октябрь 2014 14:32

Зарубежные партнёры «Роснефти» стремятся вернуться в арктический проект
20.10.2014, 23:23

Иностранные партнёры «Роснефти», которые участвовали в освоении арктического шельфа, хотят сохранить отношения с компанией и стремятся вернуться в проект в Карском море. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член совета директоров «Роснефти» Артур Чилингаров.

«В проекте "Университетская-1" были задействованы многие международные компании, в том числе ExxonMobil, Nord Atlantic Drilling, Halliburton и другие. В сложившихся условиях санкций дальнейшее сотрудничество с ними затруднено. Но компании стремятся сохранить отношения со своими иностранными партнёрами с тем, чтобы у них была возможность вернуться в проект, после того как политические отношения США и стран ЕС (с Россией. —RT) будут нормализованы», — сказал Чилингаров на круглом столе «Арктическая "Победа" — шаг в энергетическое будущее России», организованном МИА «Россия сегодня».

Чилингаров отметил, что запасы «Роснефти» в Арктике оцениваются в 38,3 миллиарда тонн нефтяного эквивалента. В ближайшие 20 лет госкомпания намерена инвестировать в свои арктические проекты $400 млрд.

«Роснефть» и ExxonMobil в сентябре 2014 года по результатам бурения скважины «Университетская-1» в Карском море открыли новое месторождение на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1. Его назвали «Победа». Предварительная оценка ресурсной базы — 338 миллиардов кубометров газа и более 100 миллионов тонн нефти.

В начале сентября США ввели ограничения на поставку или реэкспорт товаров, услуг, а также технологий для проектов по разведке и добыче на глубоководном шельфе, шельфе арктических морей и проектов по добыче сланцевой нефти пяти российским компаниям, среди которых «Роснефть», «Транснефть» и «Газпром нефть».

Из-за этих мер проект «Роснефти» и ExxonMobil в Карском море оказался под ударом. Во время введения санкций компании находились ещё в процессе бурения, поэтому ExxonMobil получила отсрочку от властей США на сворачивание сотрудничества.

Оригинал статьи: http://russian.rt.com/article/55315#ixzz3GmJSoEPm
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11723
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Арктика и политика

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Ноябрь 2014 21:56

Дожили. Рекламные баннеры пугают:
 Мир желит шкуру арктического медведя.gif


Изображение
Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1854698.html
метки: #какстрашножить

08.10.2014 08:01
От Великобритании до Сингапура: как мир делит шкуру «арктического» медведя
    Достигнутый полярными странами (Россия, Канада, США, Норвегия, Исландия, Швеция, Дания, Финляндия) статус-кво отчасти сковывает их инициативу и не позволяет принимать односторонних шагов. Однако институт «стран-наблюдателей» в Арктическом совете сегодня может использоваться геополитическими центрами для усиления борьбы в Арктическом регионе. К такому выводу пришли эксперты Центра стратегических оценок и прогнозов, проанализировав позиции и мотивы деятельности стран-наблюдателей Арктического совета. Корреспондент ИА REGNUM ознакомился с докладом.

На сегодняшний день к странам-наблюдателям при Арктическом совете относятся Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция, Южная Корея и Япония. Эти страны, имея собственные амбиции и устремления в регионе, формально не обладают правом голоса по арктическим вопросам, однако вполне могут способствовать ведущим игрокам в борьбе за отстаивание их интересов; на это и делается ставка, отмечается в докладе.

По мнению экспертов, из восьми арктических стран наибольшее внимание потенциалу стран-наблюдателей уделяет Норвегия. Эта страна ведет активный диалог с такими государствами, как Сингапур, Китай, Южная Корея, пытаясь привлечь их к решению в том числе и ряда вопросов в собственных интересах.

Сингапур рассчитывает получить результат от «продажи» собственных достижений иным участникам арктической гонки. Именно поэтому Сингапур сегодня является выгодным союзником для многих иных арктических государств. Прежде всего, интересует опыт и признание данной страны в международном морском праве. Существенными также являются опыт и достижения Сингапура в создании, управлении и развитии морской и прибрежной инфраструктуры, а также в судостроении, пришли к выводу исследователи Центра стратегических оценок и прогнозов.

Южная Корея среди стран-наблюдателей является одним из наиболее активных игроков в арктических вопросах, считают авторы исследования. С точки зрения Сеула, развитие Северного морского пути позволит стране не только увеличить производство кораблей арктического класса, но и приумножить товарооборот корейских портов с портами в Западной Европе. Эксперты отмечают, что Сеул в арктической политике делает ставку на сотрудничество с полярными государствами. «Наиболее близкие отношения складываются у Сеула с Россией», — говорится в докладе.

Мотивы поведения Китая в решении арктических вопросов исходят из тезиса о том, что проблемы Арктики носят не региональный, а глобальный характер. «Подразумевается, что если решения, принятые при обсуждении арктических проблем, имеют глобальные последствия, то Китай как растущая мировая держава должен иметь право голоса в них», — объясняют эксперты. Опираясь на анализ дипломатических шагов Поднебесной в течение последних 30 лет, исследователи также предполагают, что прагматические соображения будут основными факторами политики Китая в Арктике. Сегодня, согласно докладу, для защиты своих интересов в Арктике Китай сосредотачивает усилия в достижении ряда целей. Во-первых, получить более глубокое представление об отрицательных последствиях того, как изменение климата в Арктике будет влиять на окружающую среду в Китае, его климатические условия и сельское хозяйство. Во-вторых, обеспечить свое участие в Арктическом совете, чтобы постепенно усиливать влияние на принятие решений, касающихся правления в Арктике. В-третьих, одной из стратегических целей Китая, отмечается в исследовании, является обеспечение безопасности маршрутов поставки в страну стратегического сырья от возможного воздействия на них со стороны ВМС США. В целом Поднебесная уже устойчиво интегрирована в систему решения арктических проблем: начиная от экологии, заканчивая экономикой. «Расширяя инвестиционные проекты в арктических государствах, Китай закладывает основу своего влияния в регионе. Уже сегодня через ряд крупных проектов Китай сформировал основу для выстраивания механизмов экономического давления на страны региона с целью обеспечения собственных интересов в Арктике», — резюмируют эксперты.

Есть свои интересы в северных широтах и у Страны восходящего солнца. Для Японии, как и для Сингапура, Арктика является площадкой, на которой могут найти место японские инновации и технологии. Немалую экономическую привлекательность для японцев имеет Северный морской путь: его использование увеличит товаропоток между японскими и западноевропейскими портами, а также обеспечит Японии первенство в судостроении. «Россия рассматривается японским правительством как один из главных партнеров в освоении ресурсов Арктики и судоходства по Северному морскому пути», — утверждают авторы исследования. Несмотря на это, эксперты делают замечание о том, что перспектива круглогодичного плавания по СМП увеличивает ценность Курил (порты, складская инфраструктура, объекты систем безопасности и т.д.), что придаст новый импульс спорам вокруг островов. Эксперты отмечают, что российско-японские отношения в Арктическом регионе носят коммерческий характер. В вопросах же безопасности Япония однозначно будет сотрудничать с Вашингтоном.

Что касается Индии, то она также заинтересована в участии в делах Арктического региона. Будучи гораздо более стесненной в финансах (12 млн долларов на изучение Арктики в течение следующих пяти лет), тем не менее Индия имеет ряд векторов в своей арктической политике. Согласно докладу, прежде всего, индийцы заинтересованы в Арктике коммерчески (освоение углеводородных запасов и участие в развитии Севморпути) и в вопросах экологической безопасности (возможная зависимость интенсивности муссонов в Индии от климатических изменений в Арктике). Стратегические партнеры Индии, согласно исследованию, Россия (в экономической сфере) и Норвегия (в научной).

Свои арктические пасьянсы раскладывают и российские соседи с Запада. Прежде всего, стоит обратить внимание на Великобританию как привратника Северного морского пути. Анализируя предпринимаемые Великобританией шаги в арктическом вопросе, исследователи Центра стратегических оценок и прогнозов предположили, что политика Лондона в отношении Арктики будет состоять из трех направлений. Во-первых, Великобритания будет выстраивать непосредственный диалог с США с целью разделить «на двоих» контроль над Севморпутем (Лондон со стороны Северной Атлантики, Вашингтон — с севера Тихого океана). «Соединенное Королевство как „стратегический привратник“ в Северной Атлантике и основа атлантического доминирования в Европе идеально подходит в качестве „ключевого государства“ в наступающей новой геополитической игре», — считают авторы доклада. Во-вторых, Лондон, опираясь на собственный имперский опыт, будет инициировать политику не напрямую, а с использованием потенциала Британского Содружества наций (4 страны-наблюдателя из 12 — Канада, Великобритания, Индия, Сингапур входят в Содружество). И в-третьих, для координации собственной политики в Арктике Британия будет использовать третьи страны. Прежде всего — это Польша. Учитывая польскую активность в арктических вопросах в последние годы, а также исторические взаимоотношения Польши и Великобритании, можно предполагать, согласно экспертам, что за ней — Польшей — стоит некий замысел, сформированный не в Варшаве.

Другой значимый партнер не столько Великобритании, но Польши в Арктике — Франция. В отношении нее эксперты предполагают, что осознавая недостаточность своих инструментов прямого влияния, Франция делает ставку на иные региональные организации, например, Сообщество Баренцева моря. Кроме этого, Париж активно задействует потенциал «мягкой силы», привлекая некоммерческие организации и общественные структуры для формирования выгодного себе курса международной политики в Арктическом регионе. В ходе анализа французской арктической политики авторы доклада констатируют, что Франция имеет одну из самых агрессивных арктических стратегий. Ключевые интересы страны в северных широтах сосредоточены вокруг добычи углеводородного сырья (работающие в Арктике TOTAL и «Gaz de France») и промысла морепродуктов. Ключевыми игроками в регионе для Франции являются Россия и Норвегия.

Другой европейский игрок, чьи экономические интересы сосредоточены в Арктике, — Италия. Эксперты отмечают, что Арктика для Италии, как и для азиатских стран, и для Польши, к примеру, является возможностью для развития национальной отрасли судостроения. Кроме этого, Eni сегодня играет одну из ключевых ролей в освоении Арктики, в том числе и в партнерстве с российскими компаниями. «Хотя отношения между Римом и Москвой в Арктике в последние 5-7 лет приобрели характер стратегического сотрудничества, итальянское руководство не оставляет надежд на интернационализацию месторождений углеводородов в регионе, — говорится в докладе. Для давления на Россию итальянское правительство не стесняется использовать информационное влияние и следующее за ним мировое общественное осуждение деятельности Москвы». Показательна в этом плане реакция итальянского правительства на позицию Москвы в отношении судна Arctic Sunrise. Помимо этого, согласно докладу, Италия активно использует гуманитарную повестку для политического давления, прежде всего на Российскую Федерацию. Политику Италии в арктических вопросах эксперты характеризуют как «инициативную, но не агрессивную».

Проявляет инициативу и Испания. Мадрид на сегодня является одним из наиболее последовательных проводников арктической политики для ЕС. Несмотря на взаимовыгодное экономическое испано-российское партнерство, эта политика противоречит российским интересам в регионе, говорится в докладе. Характерный для испанцев аргумент — экологическая безопасность — имеет и вполне понятные мотивы, считают эксперты Центра стратегических оценок и прогнозов: экономическое освоение арктических транспортных маршрутов снизит экономическую привлекательность атлантических и средиземноморских портов Испании.

Заинтересованной в развитии Арктического региона страной-наблюдателем являются Нидерланды. «Голландия крайне заинтересована в развитии инфраструктуры СМП в силу того, что обладает значительным опытом логистических операций, который может пригодиться при освоении арктических территорий», — отмечается в исследовании. В качестве специфики голландской арктической стратегии аналитики называют акцент на экологических последствиях индустриального освоения Арктики. «Основная цель — сформировать у мирового сообщества резко негативное отношение к любым попыткам эксплуатации ресурсов Арктики без использования специальных „зеленых“ технологий, — уверены авторы исследования. Через попытки закрепить в качестве международных стандартов высокие требования к обеспечению экологической безопасности Амстердам стремится добиться для собственных компаний благоприятных условий экспансии в Арктику». В меру недружелюбной по отношению к России, согласно исследованию, представляется арктическая политика Германии. « Несмотря на тесное сотрудничество в научно-исследовательской сфере, Германия все же выступает как стратегический геополитический противник России в борьбе за ресурсы полярных территорий», — утверждают аналитики. Тем не менее, несмотря на это, эксперты Центра стратегических оценок и прогнозов уверены, что Германия остановится в своих амбициях на добыче возобновляемых ресурсов (рыба и морепродукты), а также на эксплуатации Северного морского пути. Доступ же к энергетическим ресурсам региона Берлин оставит на разработку своим партнерам — Норвегии и России. Роль дистрибьютора российского сырья на мировом рынке, уверены эксперты, вполне устраивает Берлин.

Подводя итог арктической политики государств, эксперты Центра стратегических оценок и прогнозов выделяют ряд неоднозначных и потенциально опасных трендов в риторике стран. Во-первых, это тема глобального изменения климата и роль в них полярных регионов. «Изменения климата и роль в них Арктики является почти беспроигрышной темой, когда необходимо решать вопрос о доступе к структурам управления в регионе», — поясняют эксперты.

Во-вторых, вытекающий из первой темы вопрос экологической безопасности в регионе. «Экология сегодня позволяет принимать наиболее радикальные шаги в случае, если необходимо защитить или продвинуть собственные интересы», — говорится в исследовании. Основная цель такой деятельности — добиться принятия жестких стандартов, допускающих эксплуатацию в Арктике только судов, созданных с использованием специальных «зеленых» технологий, которыми располагает ограниченное количество стран региона. Это позволяет решать вопросы конкуренции достаточно эффективно, уверены эксперты.

В-третьих, вопрос об обеспечении международного доступа к эксплуатации Севморпути. Это означает грядущую необходимость разделять интересы арктических государств (главным образом России и Канады) и остального международного сообщества.

В-четвертых, обеспечение сохранности экосистем коренных народов Севера. Эта тема условна, хотя и эффективна, считают аналитики, она затрагивает интересы людей и позволяет привлечь к обсуждению всю практику дипломатической борьбы и пропаганды по теме нарушения прав человека.

И в-пятых, вопрос международного права в Арктическом регионе. Согласно исследованию, модернизация международного права в Арктическом регионе позволяет эффективно продвигать интересы государств, владеющих основным ресурсом, позволяющим влиять на формирования новых структур и отношений в области международного права. Это, прежде всего, выгодно и под силу сделать США, а также Сингапуру и Великобритании. Вопрос защиты собственных интересов в данном случае будет решаться путем международного давления на страну, так или иначе нарушившую установленный порядок.


Для защиты национальных интересов России в Арктике эксперты Центра стратегических оценок и прогнозов призывают использовать весь потенциал стран-наблюдателей в Арктическом совете и выстраивать выгодные для страны новые конфигурации внешнеполитических объединений и союзов.

Исследование «Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиции и мотивы деятельности» выполнено Центром стратегических оценок и прогнозов при содействии Фонда поддержки публичной дипломатии им. Горчакова.

Постоянный адрес новости: http://www.regnum.ru/news/polit/1854698.html
Опубликовано 08.10.2014 в 08:01
Владиславна Бондина
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11723
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Арктика и политика

Сообщение dimas_p » 07 Ноябрь 2014 10:31

Первого сентября президент России подписал Указ о преобразовании ЗАТО Североморск. "Роснефть" намерена создать на базе 82-го СРЗ береговую базу и заводы по обустройству, и обслуживанию буровых платформ. С января 2015 Росляково выйдет из режимной зоны.

репортаж ГТРК "Мурман"
"...Росляково войдет в состав Ленинского округа Мурманска. При этом на сбалансирование бюджетов поступят трансферты. В 2015 около 76 миллионов рублей, в 2016 - 61 миллион. Не исчезнет и федеральная дотация на обеспечение режима безопасности.
Первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин пояснил: "В связи с тем, что предпринимательская деятельность в ЗАТО ограничена, федеральное правительство дотирует бюджеты ЗАТО. Такая договоренность достигнута - это касается нашего ЗАТО в Североморске, ЗАТО Большой камень в Приморском крае на переходный период".
При создании новых рабочих мест приоритет будут отдавать местным жителям. Росляковцы не будут исключены из очереди на переселение из ЗАТО. На федеральном уровне - это беспрецедентная практика.
Председатель комитета промышленного развития Мурманской области Ольга Кузнецова проинформировала: "Предусмотрено сохранение за жителями территории, ранее входившей в ЗАТО, право на переселение из указанных территорий соответствующее право на переселение граждан из ЗАТО. Такой законопроект должен быть внесен до 1 января 2015 года"...."


«Роснефть» вложит в Росляково более 18 миллиардов рублей ТВ-21

"Компания намерена создать в поселке современную береговую базу для проектов по освоению шельфа Арктики.
База будет оснащена площадками по производству элементов добычной инфраструктуры шельфовых проектов и сопутствующей транспортной инфраструктурой. Целью этого проекта станет локализация техники и технологий разведки и добычи углеводородов на месторождениях Арктического шельфа.
Планируется, что будущая база займет территорию 120-140 гектаров. Производственная база будет спроектирована как единый технологический комплекс, что повысит эффективность логистики и синергетического эффекта от использования общей инфраструктуры и ресурсной базы.
По предварительной оценке, бюджет проекта строительства береговой базы составляет от 5,4 млрд рублей на первую очередь и более 18 млрд рублей – на полное развитие до 2025 года. Новый проект обещает дать до 2 тысяч новых вакансий в течение ближайших пяти лет, большинство из которых будут заполнены жителями Мурманской области.
Напомним, что с 1 января 2015 года поселок Росляково утратит статус закрытого территориального образования и перейдет в состав Мурманска, что позволит эффективно использовать его территорию в арктических проектах."
dimas_p
 
Сообщения: 104
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

Пред.След.

Вернуться в Новости на "Полярной Почте"



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения