Пр. Р-68. 26.6.64. Об аварии в-та МИ-4 36571 НК ОАО УПА ГВФ.
7.6.64 эк-ж … в составе: к/в Чепурницкого С.С., шт. 3 АЭ Байкова В.Г. и б/м Саркисяна Р.О. выполнял задание по доставке десантно-съёмочной группы 141 экспедиции в количестве 4 человек и 640 кг груза в р-н п/ст Амбарчик (3км южнее). Фактическая погода в р-не п/ст была: обл. 4/0 перистая, высоко-кучевая, вид. более 25 км, ветер 240-8м/с, давл. 758, +22. Погода по м-ту соответствовала мин. полётов по данному р-ну. Полётный вес и центровка не превышала установленных норм. К/в Чепурницкий прилетев в р-н высадки десантной группы экспедиции, не осмотрев местность с воздуха для подбора посадочной площадки, обеспечивающей требованиям безопасной посадки в-та, сразу пошёл на посадку (только сделав доворот против ветра) на явно не пригодную площадку размером – 3,5м шириной, вытянутой среди нагромождения камней, высотой 2-2,5м, хотя на удалении 300м от места посадки были ровные тундровые поля с сухой поверхностью, посадка на которых обеспечивала полную безопасность. На правом сидении находился штурман АЭ Байков ВГ, который пассивно отнёсся к выбору пос. площадки и не предупредил к/в Чепурницкого не производить посадку на явно не пригодную площадку. Б/мех Саркисян находился сзади эк-жа, имея большой опыт в подборе площадок с воздуха и посадки на них, отнёсся безучастно и не подсказал к/в, что данная площадка явно не предназначена для посадки в-та. Погасив скорость, к/в стал приземляться на узкую полосу мелкого камня шириной 3,5 м. Когда в-т коснулся земли, б/м Саркисян Р.О. вышел из вертолёта с целью осмотра площадки. Обнаружив, что левое основное колесо сползает в углубление, решил предупредить к/в. Почувствовав левый крен, к/в не удержал в-т во взвешенном состоянии и или режиме висения и не дождавшись сигнала б/м, резко взял ручку «Ш-Г» вверх, тем самым затяжелил НВ, отжал ручку «Ц-Ш» вперёд, одновременно нажал на кнопку управления триммеров. Нажатием кнопки управления триммеров было зафиксировано положение отклонённой ручки «Ц-Ш» на 20 градусов влево. В-т во взвешенном состоянии стал перемещаться вперёд с опущенным носом и левым разворотом. В-т развернувшись по ветру, резко опустил нос. К/в увеличил «Ш-Г», тем самым перезатяжелил винт. В-т зацепися за камни, оторвал левую передюю ногу шасси, пополз по каменным глыбам высотой 2-2,5м и потерпел аварию.
Расследованием установлено, что к/в Чепурницкий был назначен на дежурство в период паводка без достаточной тренировки для работы на режиме висения. Выявлены недостатки в организации л/раб АЭ. Зам к-ра АЭ Валевич В.В. накануне происшествия проверял к/в Чепурницкого, но не отметил в лётной книжке состояние его т/п. Во время расследования к/в Чепурницкий вёл себя не искренне, пытаясь ввести комиссию в заблуждение.
Основными причинами л/пр явились:
1. Грубое нарушение к/в Чепурницким НПП ГА-58 и РЛЭ МИ-4, который производил посадку на не пригодную площадку и принял поспешное решение переместится вперёд, резко взял «Ш-Г», чем перезатяжелил НВ и неумело пользовался кнопкой управления триммеров.
2. Отсутствие требовательности в экипаже, выразившееся в пассивном участии штурмана АЭ Байкова В.Г. и б/м Саркисяна в выборе площадки с воздуха.
3. Слабый контроль командного состава АЭ за т/п командиров вертолётов.
Приказываю:
1. К/в Чепурницкого С.С. за грубые нарушения НПП ГА-58 и РЛЭ Ми-4, что привело к А, - с л/работы снять на 1 год с изъятием из пилотского свидетельства талона нарушения №1 и использовать на наземной работе по усмотрению к-ра НК ОАО.
2. Шт. АЭ Байкову В.Г. и б/м Саркисяну Р.О. за пассивное участие в выборе посадочной площадки с воздуха и не принятие мер запрещения посадки на площадку, которая не соответствует по размерам,- объявить строгий выговор.
3. Зам. КАЭ Валевич В.В. за недоученность к/в Чепурницкого в выборе посадочных площадок с воздуха и слабую слётанность в экипаже, - объявить выговор.
4. К-ру НК ОАО принять строгие меры к наведению порядка в организации л/р 3 АЭ.
5. С ЛПС вертолётов провести изучение системы управления триммерами данных серий в-тов и принять зачёты. Результаты зачётов занести в лётные книжки.
6. Со всем ЛС вертолётов провести тренировку на режиме висения с полным полётным весом, обратив особое внимание правильному использованию ручки «Ш-Г».
7. Настоящий приказ изучить со всем лётно-командным и лётным составом Управления.
8. В-т МИ-4 36571 зав № 14157 и дв. АШ-82В №В-93362468,- подлежит списанию.
Шевелёв.
(В-т практически новый, только полученный, налетал 95 часов)