Ледокол «Красин» (первоначальное название «Святогор») был построен по заказу русского правительства в Англии. Длина – 96,4 м, ширина – 21,8 м, высота борта – 8,2 м, водоизмещение – 8370 т, валовая вместимость – 4902 т, скорость – 14 узлов, мощность машин на валу – 9990 л. с., экипаж – 133 человека.
В марте 1917 года на судне был поднят Российский флаг. Весной 1917 года в связи с военной обстановкой ледокол был вооружен двумя 120-мм и двумя 76-мм орудиями. Ледокол был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Первым командиром ледокола был назначен моряк торгового флота поручик по адмиралтейству Н. А. Дрейер.
Ледокол обеспечивал проводку транспортных судов из Кольского залива в Архангельск. 1 августа 1918 года при защите Архангельска от вторжения интервентов ледокол «Святогор» был направлен на поддержку гарнизона береговых батарей острова Мудьюг. Однако не успел подойти к завершению боя и был затоплен на фарватере реки Северной Двины для преграждения прохода вражеских кораблей. Вскоре ледокол был поднят английскими интервентами и уведен в Англию. Командир Н. Дрейер, председатель судового комитета А. Терехин и пять матросов были расстреляны белогвардейцами 26 мая 1919 года.
В сентябре 1921 года ледокол был возвращен РСФСР и переименован – стал называться ледокол «Красин» в честь государственного деятеля Л.Б. Красина и работал на проводке судов в Карском и Баренцевом морях, а затем переведен для ремонта в Ленинград.
25 мая 1928 года в районе острова Шпицберген потерпел катастрофу дирижабль «Италия» с экспедицией генерала У. Нобиле. 15 июня ледокол «Красин» вышел в район поисков. У северо-западных берегов острова начались сплошные ледовые поля толщиной 1,5-4 метра. Ледоколу приходилось преодолевать их с разбега. Экипаж ледокола спас семерых участников экспедиции и 19 июля в заливе Кингсбей острова Шпицберген передал их на борт судна «Читта де Милано».
Буквально в эти же сутки была получена радиограмма об аварии на пассажирском лайнере «Монт-Сервантес» с 1500 туристами и 318 членами экипажа на борту. Преодолев 80 миль за 10 часов в основном во льдах, ледокол подошел к терпящему бедствие германскому лайнеру, помог дойти до порта Хаммерфест.
Блестящие действия экипажа ледокола в Арктике принесли ему мировую известность.
24 августа ледокол вновь вышел в Арктику, теперь уже на поиски самолета Р. Амундсена. 7 сентября он достиг точки с координатами 81º47’ с. ш. и 20º30’ в. д., установив рекорд свободного плавания во льдах. На мысе Ниль экипаж водрузил Государственный флаг СССР. Подтвердилась мысль адмирала С. О. Макарова о возможности изучения Центральной Арктики и проведения там транспорт-ных операций.
Участие советского судна в международной спасательной операции имело важное политическое значение.
5 октября 1928 года ледокол прибыл в порт Ленинград. За самоотверженную работу во время полярных экспедиций ледокол «Красин» Постановлением Президиума ВЦИК СССР был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В августе 1933 года ледокол «Красин» участвовал в обеспечении перехода ледокольного парохода «Челюскин» на сложном участке Карского моря. А в феврале 1934 года направился на помощь дрейфующему на льдине лагерю О. Ю. Шмидта. Ледоколом командовал выпускник Архангельского мореходного училища Павел Акимович Пономарев (впоследствии капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин»). Капитан судна и начальник экспедиции за умелые действия были награждены орденами Красного Знамени.
В начале Великой Отечественной войны ледокол «Красин» находился на Дальнем Востоке. В июле 1941 года под командованием капитана Михаила Гавриловича Маркова (выпускника АМУ) вышел на ледовую трассу Чукотского моря, потом повел караван судов к полуострову Таймыр.
4 ноября 1941 года из бухты Провидения началось его кругосветное плавание. 26 апреля 1942 года с рейда порта Рейкьявик ледокол взял курс на Мурманск в составе конвоя РQ-15. Среди 25 транспортных судов и 19 кораблей охранения переход ледокола проходил под ударами подводных лодок и авиации гитлеровцев. Ледокол участвовал в отражении налетов самолетов противника. 6 мая 1942 года конвой вошел в Кольский залив. Выдающийся рейс ледокола «Красин» протяженностью 15309 миль через два океана по маршруту бухта Провидения – Панамский канал – Рейкьявик – Мурманск успешно завершился. 16 участников этого перехода были награждены боевыми наградами.
После длительной эксплуатации в различных широтах Мирового океана ледоколу были необходимы капитальный ремонт, модернизация. В работах по переоборудованию судна среди других членов экипажа активно участвовал и механик Евгений Александрович Чиженко – выпуск-ник судомеханического отделения Архангельского мореходного училища.
Обновленное судно еще более десяти лет работало на трассе Северного морского пути. Осенью 1971 года ледокол «Красин» вернулся из своего последнего рейса в порт Мурманск. В январе 1974 года он под названием «Леонид Красин» был передан в ведение Министерства геологии.
В апреле 1988 года ледокол «Леонид Красин» был списан и в 1996 году переоборудован в плавучий корабль-музей. Он встал на вечную стоянку в порту Санкт-Петербург.
В разные годы ледоколом командовали выпускники старейшего в России морского учебного заведения – Архангельского мореходного училища имени капитана В.И. Воронина П. А. Пономарев (1932-1934 гг.), М. Г. Марков (1940-1945 гг.), Дмитрий Николаевич Чухчин (1961-1964 гг.).
В честь ледокола на карте Мирового океана появились острова Красина в Карском море, мыс Красина в архипелаге Земля Франца-Иосифа, гора Красина в Антарктиде, залив Красина на острове Врангеля.
Материал подготовил
С. Зубов,
работник АМУ имени капитана В. И. Воронина
[ С. Зубов, "К 90-летию ледокола “Красин”, "Моряк Севера" №14 за 2007 ]
The Soviets offered the use of their icebreaker Krassin to the U.S. in 1941 and the Coast Guard surveyed her for use in Greenland waters. She was originally constructed by Vickers and entered service with the Russians in 1917. Although the Soviets revoked their offer in November, 1941, and she therefore never entered U.S. service, the Coast Guard did obtain information on her design. That information was utilized in the design and construction of the Wind Class icebreakers.

