Василий Гоголев » 14 Июль 2008 08:04 
			
			Добавляю свой список по самолетам Ленской Авиагруппы УПА ГУСМП:
№	Тип ВС	Бортовой №	Заводской №	Дата	Начало	Принадлежность	Примечание
Выпуска	экc.в Якутии
1	Юнкерс W-33/ПС-4	D-2018	2584	1934	02.1935	ЛАГ СМП	Поставлен в 02.1930 г.;
		СССР-Н5					Построен в рем. мастер. ГВФ в Иркутске, зн 82657. 14.03.35 открыл линию Як.-Тикси; ЛАГ 01.09.1935; 04.01.1939 в составе ЛАГ УПА, пилот Осипов; 07.1939 передан в ГВФ; в сведе-ниях ЛАГ зн указан – 2567
2	Дорнье Валь	СССР-Н8	131			ЛАГ СМП	Летом 1933 передан из ВВС ЧФ. Леваневский перегон Севастополь-Хабаровск, затем от-правился в Анадырь на спасение американского летчика Д.Маттерна, потерпевшего ката-строфу. Американца нашли и доставили в Ном на Аляске. 1934 Головин проводка судов Ленской экспедиции пролив Норшельда; ЛАГ 01.09.1935; 11-12.1940 находился в ремонте в Якутских мастерских; 01.1941 – эксплуатация, Якутск
3	Дорнье Валь	СССР-Н10				ЛАГ УПА	25.05.1939 закреплен за экипажем КВС Власова
4	У-2	СССР-Н23				ЛАГ СМП	ЛАГ лето 1936 (находился в бухте Тикси, для отправки п/х в КАРЗ на осмотр и ремонт); 02.05.1937 передан Якутскому аэроклубу
5	МП-6 	СССР-Н29	31112		авг 1935	ЛАГ СМП	ЛАГ 15.10.1935; Открыл линию Якутск-Оймякон-Сеймчан. И.Черевичный; 04.01.1939 в со-ставе ЛАГ УПА, пилот Б.А. Ботов
6	МП-6	СССР-Н30	31113		12 1935	ЛАГ СМП	Постройки завода №31; ЛАГ 15.10.1935; 26.01.1936 катастрофа при полете Киренск–Усть-Илимск очередного рейса Иркутск-Якутск, в 3 км от с. Анта Усть-Кутского р-на. Пилот при тяжелых метеоусловиях (плохая видимость, снегопад) уклонился от трассы, чтобы срезав путь дойти до Грузновки, в 17-00 произвел посадку на р.Таюра покрытую торосами и час-тыми извилинами, в результате на большой скорости самолет врезался в тайгу. КВС К.Г. Неронен погиб. Самолет восстановлению не подлежит
7	Р-6	СССР-Н32	31115			ЛАГ СМП	ЛАГ 01.09.1935
8	МП-1	СССР-Н35	31017			ЛАГ СМП	ЛАГ 01.09.1935
9	П-5	СССР-Н46	8288		1938	ЛАГ УПА	04.01.1939 в составе ЛАГ УПА, пилот Чернов; 28.05.1939 авария, посадка с правым креном в ап Якутск. КВС П.Д. Михельсон; 07.1939 был в составе тренировочного звена ЛАГ
10	У-2СП	СССР-Н59	7114	1935	1939	234 Отряд СП	Передан из УПА; ЛАГ УПА 17.03.1939; 07.1939 был в составе тренировочного звена ЛАГ; 05.06.1941 передан в 234 АО
11	ПС-4	СССР-Н62	4		02.1935	ЛАГ СМП	ЛАГ 15.10.1935; в сведениях ЛАГ зн указан – 4 и 1417; 03.1939 подлежал списанию
12	ПС-4	СССР-Н63	5			ЛАГ СМП	ЛАГ 01.01.1936; в сведениях ЛАГ зн указан – 5; Авария 14.04.1939 при выполнении полета Якутск-Булун на взлете в Сангаре. И. Симаков
13	П-5 	СССР-Н65	8267			ЛАГ УПА	12.02.1941 передан из Московской группы УПА; 01.12.1941 передан  в 234 Отряд СП
14	П-5 	СССР-Н65	8570	1934			06.01.1944 разрушен на якорной стоянке в ап Якутск в результате удара севшего на него в тумане С-47А с/н 42-23562
15	П-5	СССР-Н69				ЛАГ СМП	Передан из Красноярска в ЛАГ в 1936 г.
16	У-2СП	СССР-Н96				ЛАГ УПА	03.1939 находился в Иркутске в ожидании ремонта
17	МП-1	СССР-Н101	31225			ЛАГ СМП	ЛАГ 01.09.1935
18	МП-1	СССР-Н103			05 1935	ЛАГ СМП	В сентябре 1936 г. перебазирован на Чукотку; Авария 27.07.37 в Анадыре. М.Каминский
19	МП-1	СССР-Н109					В 1939 г. на якутском высокогорном озере Себян-Кюэль, в 300-400 км. севернее Якутска, разбился самолет Н-109 (или Н-108). Экипаж два человека. Судьба экипажа и самолета неизвестна
20	МП-6	СССР-Н115			1939	ЛАГ УПА	04.01.1939 в составе ЛАГ УПА, пилот Жуков; 31.03.1939 авария в полете Жиганск-Сангар в р-не о. Дюра в плохую погоду самолет задел правым крылом и лыжей за лед Лены и с раз-воротом на 270º упал на лед. Самолет списан
21	ПС-7	СССР-Н116	3191		1939	ЛАГ УПА	04.01.1939 в составе ЛАГ УПА, пилот Гурьев; Сангар-Хая 19.01.1939; 16.02.1939 при посад-ке вне аэродрома в р-не Берелех сломал левую опору шасси, лыжи, радиатор и повредил консоль левой плоскости. Самолету на месте произведен ремонт силами техсостава Даль-строя НКВД. 28.03.1939 отправлен на кап. ремонт в Кр.АРЗ; 02.1941 передан в II Гидроот-ряд ВСУ ГВФ
22	У-2	СССР-Н141				ЛАГ УПА	03.1939 находился в Иркутске в ожидании ремонта
23	МП-1	СССР-Н149				ЛАГ УПА	03.1939 подлежал списанию
24	МП-1бис	СССР-Н154	31323			ЛАГ УПА	ЛАГ УПА 03.1939; Передан ЯАГ ГВФ в 1941 г.
25	ПС-7	СССР-Н155	3190			ЛАГ УПА	15.03.1939 прибыл после ремонта в Ир.АРМ
26	КР-6	СССР-Н159	12612		12 1935	ЛАГ СМП	ЛАГ 07.1939 ремонт Иркутск; Передан в 1941 в ЯАГ ГВФ
27	КР-6а	СССР-Н160	12613		12 1935	ЛАГ СМП	10.11.1936 во время перегонки Комсомольск-Иркутск в 19 км овосточнее ст. Могоча, Амур-ской ЖД, совершил вынужденную посадку, отказ обоих двигателей. Посадка в тайгу, по-вреждена правая плоскость, винт; 24.08.1938 катастрофа, при посадке на воду самолет скапотировал. КВС Черенков В.Н. пог. 2 чел.
28	МП-6	СССР-Н161			12.1935	ЛАГ СМП	
29	МП-6	СССР-Н163					
30	МП-6	СССР-Н164					6.06.38 катастрофа в Якутске при посадке на р. Лена с небольшим левым креном, разру-шился левый поплавок, самолет скапотировал и затонул. КВС И. Сизых. Пог. 8 чел.
31	Г-2 (АНТ-6А)	СССР-Н170	22737	1936	01.1941	ЯАГ ВСУ ГВФ	В мае 1937 г. участвовал в высадке группы И.Папанина на Северный полюс; имел назва-ние «Авиаарктика»; Зимой 1939-40 гг. использовался в войне с Финляндией в качестве ночного бомбардировщика; 01.01.1941 передан из МАОН в Якутскую АГ, КВС В.Задков; В октябре 1941 г. передан во 2-ю АГ И.Мазурука
32	МП-1бис	СССР-Н178			1939		Летом 1939 проводили аэрофотосьемку Арктической зоны Якутии
33	МП-1бис	СССР-Н180			1939		
34	У-2СП	СССР-Н193				ЛАГ УПА	03.1939 находился в Иркутске в ожидании ремонта
35	Дуглас DF-195	CCCР-Н205	3	1936	1939	ЛАГ УПА	весной 1937 г. прибыл в Ленинград в разобранном виде,  перегнан Леваневским в Сева-стополь в мае 1937 на испытания в НИИ ГВФ, позднее изучался на заводе № 156 ЦАГИ, Приказом командира Ленской авиагруппы от 9 июля 1939 года – экспедиция по картогра-фированию приполярной Якутии, КВС Б.Н. Агров; 11 июля 1940 года на летающей лодке Н-205 в Ленской авиагруппе приступил к работе московский экипаж, КВС С.А.Асямов; ЛАГ 07.1939; 14.07.1940 авария из-за жесткой посадки, восстановлен в августе; 17.05.1941 пе-редан в ЯАГ ВСУ ГВФ; Катастрофа 29.08.1941 в Якутске, при заходе на посадку пилот поздно выравнил самолет, в результате подошел к воде с углом, ударился об воду, сва-лился на правое крыло и затонул. КВС Макаров В.А. Погибло: 6 чел.; списан в конце 1943- начале 1944; По другим данным это были опытный и первый серийный самолеты. В доку-ментах ЛАГ самолет указан – ДФ-151, зн 2
36	Дуглас DF-195	СССР-Н206	4	1936		ЛАГ УПА	весной 1937 г. прибыл в Ленинград в разобранном виде, 07.1937 передан Енисейской авиа-группе Красноярск-Дудинка; В сентябре 1937 принимал участие в поисках самолета ДБ-А СССР-Н209 с территории Якутии, КВС Головин; 25.05.1939 закреплен за экипажем КВС Задкова ЛАГ УПА; ЛАГ 07.1939; Приказом командира Ленской авиагруппы от 9 июля 1939 года – экспедиция по картографированию приполярной Якутии, КВС В.Н. Задков; 6 июля 1940 года в Якутск прибыл с допуском к полётам на «Дугласе DF» пилот 2-го класса Лен-ской авиагруппы И.Д.Черепков; 17.05.1941 передан в ЯАГ ВСУ ГВФ; До августа 1946 бази-ровалась Жатайском гидропорту, номер указан как СССР-Р206; в ап Якутск фюзеляж ис-пользовали как склад до 1961 г.; По другим данным это были опытный и первый серийный самолеты. В документах ЛАГ самолет указан – ДФ-151, зн 3
37	Дорнье Валь	СССР-Н234	96			ЛАГ УПА	Якутск 08.1939; При передаче ЛАГ УПА в ЯАГ ГВФ 05.1941 г. самолет оставлен за УПА ГУСМП
38	Дорнье Валь	СССР-Н237				ЛАГ УПА	25.05.1939 закреплен за экипажем КВС Агрова
39	Дорнье Валь	СССР-Н240	133			ЛАГ УПА	Якутск 09.1939; В 1938 г. вынужденная посадка на о. Себян-Кюэль, КВС Самохин; При пе-редаче ЛАГ УПА в ЯАГ ГВФ 05.1941 г. самолет оставлен за УПА ГУСМП
40	Г-1	СССР-Н255	632			ЛАГ УПА	05.04.1940; в 1941 передан из УПА в ЯАГ ГВФ
41	Г-1	СССР-Н256	676			ЛАГ УПА	05.04.1940; в 1941 передан из УПА в ЯАГ ГВФ; в ведомостях ЛАГ зн – 737
42	Г-1	СССР-Н257	698			ЛАГ УПА	06.1940; в 1941 передан из УПА в ЯАГ ГВФ; 06.1941 подлежит списанию
43	Г-1	СССР-Н259	786			ЛАГ УПА	06.1940; в 1941 передан из УПА в ЯАГ ГВФ
44	Г-1	СССР-Н262	683			ЛАГ УПА	В 1938 передан из БФ в УПА; ЛАГ 01.1941; в 1941 передан из УПА в ЯАГ ГВФ
45	Г-1	СССР-Н263	709		1939	ЛАГ УПА	В 1938 передан из БФ в УПА; 04.01.1939 в составе ЛАГ УПА, пилот Стрельцов; 19.02.1939 катастрофа в районе Сюрюн-Кюэля к востоку от большого озера, в начале Верхоянского хребта, между первой и второй грядой гор с работающими двигателями и на большой ско-рости – 180-200 км/ч в результате неверного расчета своего местонахождения по времени в условиях облачности ударился в склон второй гряды ниже вершины 250-300 м. КВС М.Ф. Луц. Погибло: 16 чел.
46	ПС-7	СССР-Н264	3157				ЛАГ УПА 05.04.1940
47	ПС-7	СССР-Н265					ЛАГ УПА 06.1940
48	ПЛ-5 /АРК -5	СССР-Н269	8605	1934	1939	ЛАГ УПА	04.01.1939 в составе ЛАГ УПА, пилот Луц; Намцы 24.02.1939; 05.06.1941 передан в 234 АО
49	МП-1бис	СССР-Н272			1937 лето	ЛАГ УПА	25.05.1939 закреплен за экипажем КВС Найденова
50	П-5 	СССР-Н279	8681	1934	1941	ЯАГ ГВФ	20.06.1941 передан в 234 АО
51	Г-1	СССР-Н281	729			ЛАГ УПА	В 1938 передан из БФ в УПА; Передан в ЛАГ 25.02.1939; 26.03.1939 списан изза коррозии
52	Г-1	СССР-Н283	801		1941	ЯАГ ГВФ	В 1938 передан из БФ в УПА; Передан в ЛАГ УПА 25.02.1939; в 1941 передан в ЯАГ ГВФ
53	Г-1	СССР-Н285	651		1939	ЛАГ УПА	Передан в ЛАГ УПА 26.03.1939; 25.05.1939 закреплен за экипажем КВС Оленина; в 1941 передан в ЯАГ ГВФ в 14 ТО; Катастрофа 14.08.42 г. в Вилюйске, во время пробега налетел правым поплавком на плавучий мертвяк, самолет развернуло и бросило на нос. От удара о каменистое дно самолет полностью разбит КВС Н.Р. Берзон. Погиб 1 чел. (б/р П.А. Шала-гинов утонул)
54	Г-1	СССР-Н288	789		1939	ЛАГ УПА	Передан в ЛАГ УПА 26.03.1939; Кр.АРЗ 04.04.1939, постановка на поплавки; 25.05.1939 закреплен за экипажем КВС Осипова; в 1941 передан в ЯАГ ГВФ; в 1944 г. потерпел ава-рию в р-не Хатанги, Игарская АГ; 1983 г. находился на месте аварии
55	Г-1	СССР-Н289	795		1939	ЛАГ УПА	25.05.1939 закреплен за экипажем КВС Ястребова; ЛАГ 07.1939
56	Г-1	СССР-Н290	676		1939	ЛАГ УПА	Передан в ЛАГ УПА 24.04.1939; 25.05.1939 закреплен за экипажем КВС Бережного; в 1941 передан в ЯАГ ГВФ
57	Г-1	СССР-Н291	614		1939	ЛАГ УПА	Передан в ЛАГ УПА 27.04.1939; 25.05.1939 закреплен за экипажем КВС Погодина; 1983 г. находился в тундре, в 100 км от Анадыря
58	Г-1	СССР-Н295	618		1939	ЛАГ УПА	Передан в ЛАГ УПА 27.04.1939; 25.05.1939 закреплен за экипажем КВС Черепкова