Летописец заполярной тундры
В окружном краеведческом музее открылась выставка, посвященная 100-летнему юбилею народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств, первого почетного гражданина города Нарьян-Мара Дмитрия Константиновича Свешникова.
Непарадное искусство
Есть удивительное качество у всех умных и поистине интеллигентных людей - скромность. Именно таким запомнили его нарьянмарцы, жители окружных сел и оленеводческих стойбищ: скромный, стеснительный, никогда и нигде не выпячивавший свой талант.
Внутренний мир этого человека был богат. За спокойной вдумчивостью скрывалась очень ранимая душа. Он был человеком неравнодушным. Как истинный художник, видел в повседневной действительности гораздо больше, чем мы, простые люди. Можно сказать, он тонко замечал в окружающем мире то, что многие политики смогли разглядеть гораздо позднее, лет через двадцать-тридцать.
Например, меня поразила своей неприкрытой печалью картина, названная художником «На оседлую жизнь». Полотно создавалось Свешниковым в 1958 году, когда округ «впрягся» в так называемый процесс сменного выпаса и перехода на оседлость. Начали укрупняться колхозы, строиться поселки, тундровиков насильно оставляли в деревнях, лишая привычного образа жизни. Многие пожилые ненцы в те годы спрашивали друг друга: «Чем же мы провинились, что нас лишают тундры?»
Так вот, на картине Дмитрия Свешникова изображен пожилой оленевод, жизнь которого отныне по воле властей разделена на две части: одна - это его родная тундра, чум, олени, нарты, на которых сидит, другая - там, впереди, где среди еры выглядывают деревянные срубы будущего оленеводческого поселка. Удивительно, но так непохожа эта картина на произведение, рассказывающее о передовых социалистических преобразованиях советской тундры. Столько в образе старого оленевода неприкрытой тоски и человеческой печали!
Свешников был не просто художником, под кистью которого рождались картины из жизни заполярных тундр, лица людей, с которыми ему приходилось встречаться. Он придавал законченность любому сюжету, герои картин оживали под кистью художника. Его по праву можно назвать летописцем нашего северного края, ведь он писал не только сцены из жизни, но и портреты известных в округе людей, сохраняя тем самым на художест-венных полотнах нашу с вами историю.
Вот перед нами президент Новой Земли Тыко Вылка. Он идет по берегу родного острова, который вскоре должен покинуть навсегда. Архипелаг, бывший его родиной и родиной соплеменников, через год должен превратиться в полигон для ядерных испытаний. И вновь художник усмотрел во взгляде героя неприкрытую печаль и боль от предстоящей разлуки с землей предков.
Картина «Первенец», посвященная рождению нового человека в тундре, написанная в 1951 году, картина «Хозяин тундры», портреты Тыко Вылки и Евгении Соболевой, создательницы и первой руководительницы ненецкого молодежного ансамбля «Хаяр», давно признаны художественными шедеврами, они экспонировалась на республиканской и всесоюзной выставках.
Зов тундры
Картина «Хозяин тундры», получила серебряную медаль Министерства культуры СССР и высочайшую оценку во время всемирной выставки в Брюсселе. Сегодня шедевр живописного искусства украшает постоянную экспозицию в государственной Третьяковской галерее.
Когда округ праздновал 50-летие, Дмитрий Свешников подарил окружному музею точную копию «Хозяина тундры». В левом нижнем углу полотна вы можете прочитать дарственную надпись, сделанную рукой живописца.
Удивительно, что большинство самых известных картин художника, посвящены тундре и ее людям, хотя сам он впервые попал на Север лишь в 1937 году. Во время службы на Северном флоте он понял, что Заполярье - это совершенно иной, загадочный мир, он тянет магнитом, завораживает. Позднее, пройдя огонь Великой Отечественной, Свешников скажет: «Зов тундры не давал мне покоя и снова звал в дорогу».
В начале 50-х Свешников начинает свой долгий путь по ненецким тундрам, встречается с оленеводами, запечатлевает на бумаге все мимолетные встречи: взгляд, улыбка, поза, человек за работой, дети, беззаботно играющие около чума, - ему все было интересно.
Однажды, проезжая на оленьей упряжке, он сквозь редкую сетку дождя увидел ненца, отдыхающего на нартах. В наклоне его головы, во всем облике было столько величия и скрытой силы, что художник был потрясен: это то, что он ищет, это герой его будущей картины. Вернувшись в Архангельск, живописец закрылся в своей мастерской и начал писать. В 1958 году картина «Хозяин тундры» была готова.
Родом из Ненецкого округа
Все герои Дмитрия Свешникова живут в Ненецком автономном округе, душа его, естественно, рвется на свидание с ними. Ветеран педагогического труда Глафира Ивановна Ковалева вспоминала, как в 1959 году Федора Лаптандер пришла работать в Ненецкую школу-интернат, выпускницей которого была. И лицом к лицу столкнулась со Свешниковым. Непосредственность и открытость молодой девушки, ее общительный характер запомнились художнику. Через год он вновь приехал в Нарьян-Мар и встретился с Федорой. Сначала молодая учительница отказывалась позировать художнику, но потом, после уговоров старших коллег, согласилась.
На картине Федора Ивановна изображена сидящей в наброшенной на плечи панице с книгой в руках. Все, кто знал героиню, утверждали, что она получилась как две капли воды похожей на саму себя, даже жизнерадостное выражение глаз и веселые искорки переданы в точности. Эта картина хранится в Дрезденской галерее в Германии. Можно сказать, что именно благодаря ей немцы получили первое представление о небольшом северном народе - ненцах.
Свешников кочевал с оленеводами, проехал на оленьих и собачьих упряжках тысячи километров, жадно впитывая новые впечатления, все глубже вникая в суть жизни полюбившегося ему северного народа. Правда, сама тундра часто встречала его ледяным молчанием полярных ночей, жестокими морозами и тяжелым гулом снежных бурь, тучами комаров и мошек, беспросветно нудными осенними дождями.
Впечатлительный от природы, Свешников вспоминал позднее, что однажды ему даже почудилось, что все кончено, что живым он из тундры не выберется: до стойбища езды четыре часа, а они едут уже около суток. Половину оленей растеряли, одни нарты пришлось бросить. Мгла, леденящая сырость, от которой нет спасения. А приехав в Архангельск и перебрав свои тундровые зарисовки, воскликнул: «Какие же сильные люди здесь живут!» И начал писать новые картины.
Кистью и пером
Есть в архивах нашей газеты старая фотография конца 50-х годов. Она долгие годы бережно хранилась в семейном альбоме известного геолога Кима Мартюшевского. На ней запечатлен эпизод так называемого пленэра, или мастер-класса, который Дмитрий Константинович проводил с начинающими художниками Нарьян-Мара.
Как рассказал мне Ким Мартюшевский, они с друзьями возвращались с рыбалки, шли по берегу вдоль здания зооветтехникума. И вдруг на берегу увидели необычную картину: десяток людей с кисточками и мольбертами писали акварелью и маслом портрет молодого человека, стоявшего рядом со старым карбасом.
Этот карбас лежал рядом с техникумом уже лет десять, никто на нем не ездил. Просмоленные бока «старичка» давно потрескались, но выглядел он вполне прилично. Сначала рыбакам показалось, что молодые художники усиленно рисуют именно этот поморский карбас, но когда они подошли ближе, то увидели - вслед за Свешниковым все рисуют молодого ненца. Только через несколько лет, многие узнают в этом вихрастом юноше, чем-то привлекшем внимание Свешникова, будущего известного ненецкого поэта и прозаика Василия Николаевича Ледкова. В 50-е Василий Ледков еще не издал ни одного сборника, он скромно трудился на Варандее.
Так на этом снимке сошлись вместе два художника: настоящий художник Дмитрий Свешников и будущий художник слова Василий Ледков.
Впереди у Дмитрия Константиновича были десятки великолепных картин, медали Министерства культуры СССР, участие в международных выставках в Брюсселе и Дрездене. Его картины будут экспонироваться в Третьяковской галерее и картинной галерее в Дрездене.
У Василия Ледкова - членство в Союзе писателей РФ, лауреатство и множество государственных премий за издание тридцати поэтических сборников, написание публицистических статей о культуре ненецкого народа.
К сожалению, не удалось выяснить судьбу этого портрета: стал ли он экспонатом какой-либо выставки, встречались ли в дальнейшем два известных человека? Но уверена, что в 1957 году судьба их свела неслучайно.
Щедрый талант
Удивительно и то, что в отличие от многих современных художников, Свешников не продавал, а дарил свои картины, поэтому большинство полотен, представленных на открывшейся в Нарьян-Маре выставке, переданы в разное время в дар жителям Ненецкого округа. Если проехаться по деревням и весям НАО, то в домах или сельских конторах еще можно найти эскизы и зарисовки летописца Севера Дмитрия Свешникова.
Совсем недавно в поселке Красном, в местном музее я обратила внимание на огромное полотно, висящее на стене. Удивительно - на картине, посвященной становлению колхоза «Харп», я увидела подпись художника Свешникова. Мало кто из нынешних красновцев вспомнит, когда Дмитрий Константинович приезжал сюда, с кем встречался, чьи портреты писал. Но его подарок с лицами земляков служит художест-венным хронометром истории хозяйства, истории округа и памятью о самом художнике - удивительном человеке с добрым открытым сердцем и щедрой душой.
В конце 70-х у художника случился инсульт, парализовало правую сторону тела. Рука перестала держать кисть. И тогда он, понимая, что не писать картины не может, сам себя переучил. Последние полотна Свешникова написаны левой рукой.
Его не стало в 1997-м. Известный художник, почетный житель Нарьян-Мара, летописец северного края похоронен в Архангельске на Кузнечевском кладбище. Уверена, что 14 июня, в день его памяти, на Кузнечевское кладбище придет немало поклонников таланта и учеников художника. Хочется, чтобы среди этих людей были и представители нашего округа, представители ненецкого народа, которому посвящены почти все живописные полотна Дмитрия Константиновича Свешникова - художника и просто хорошего человека.
Ирина Ханзерова
В окружном краеведческом музее открылась выставка, посвященная 100-летнему юбилею народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств, первого почетного гражданина города Нарьян-Мара Дмитрия Константиновича Свешникова.
Непарадное искусство
Есть удивительное качество у всех умных и поистине интеллигентных людей - скромность. Именно таким запомнили его нарьянмарцы, жители окружных сел и оленеводческих стойбищ: скромный, стеснительный, никогда и нигде не выпячивавший свой талант.
Внутренний мир этого человека был богат. За спокойной вдумчивостью скрывалась очень ранимая душа. Он был человеком неравнодушным. Как истинный художник, видел в повседневной действительности гораздо больше, чем мы, простые люди. Можно сказать, он тонко замечал в окружающем мире то, что многие политики смогли разглядеть гораздо позднее, лет через двадцать-тридцать.
Например, меня поразила своей неприкрытой печалью картина, названная художником «На оседлую жизнь». Полотно создавалось Свешниковым в 1958 году, когда округ «впрягся» в так называемый процесс сменного выпаса и перехода на оседлость. Начали укрупняться колхозы, строиться поселки, тундровиков насильно оставляли в деревнях, лишая привычного образа жизни. Многие пожилые ненцы в те годы спрашивали друг друга: «Чем же мы провинились, что нас лишают тундры?»
Так вот, на картине Дмитрия Свешникова изображен пожилой оленевод, жизнь которого отныне по воле властей разделена на две части: одна - это его родная тундра, чум, олени, нарты, на которых сидит, другая - там, впереди, где среди еры выглядывают деревянные срубы будущего оленеводческого поселка. Удивительно, но так непохожа эта картина на произведение, рассказывающее о передовых социалистических преобразованиях советской тундры. Столько в образе старого оленевода неприкрытой тоски и человеческой печали!
Свешников был не просто художником, под кистью которого рождались картины из жизни заполярных тундр, лица людей, с которыми ему приходилось встречаться. Он придавал законченность любому сюжету, герои картин оживали под кистью художника. Его по праву можно назвать летописцем нашего северного края, ведь он писал не только сцены из жизни, но и портреты известных в округе людей, сохраняя тем самым на художест-венных полотнах нашу с вами историю.
Вот перед нами президент Новой Земли Тыко Вылка. Он идет по берегу родного острова, который вскоре должен покинуть навсегда. Архипелаг, бывший его родиной и родиной соплеменников, через год должен превратиться в полигон для ядерных испытаний. И вновь художник усмотрел во взгляде героя неприкрытую печаль и боль от предстоящей разлуки с землей предков.
Картина «Первенец», посвященная рождению нового человека в тундре, написанная в 1951 году, картина «Хозяин тундры», портреты Тыко Вылки и Евгении Соболевой, создательницы и первой руководительницы ненецкого молодежного ансамбля «Хаяр», давно признаны художественными шедеврами, они экспонировалась на республиканской и всесоюзной выставках.
Зов тундры
Картина «Хозяин тундры», получила серебряную медаль Министерства культуры СССР и высочайшую оценку во время всемирной выставки в Брюсселе. Сегодня шедевр живописного искусства украшает постоянную экспозицию в государственной Третьяковской галерее.
Когда округ праздновал 50-летие, Дмитрий Свешников подарил окружному музею точную копию «Хозяина тундры». В левом нижнем углу полотна вы можете прочитать дарственную надпись, сделанную рукой живописца.
Удивительно, что большинство самых известных картин художника, посвящены тундре и ее людям, хотя сам он впервые попал на Север лишь в 1937 году. Во время службы на Северном флоте он понял, что Заполярье - это совершенно иной, загадочный мир, он тянет магнитом, завораживает. Позднее, пройдя огонь Великой Отечественной, Свешников скажет: «Зов тундры не давал мне покоя и снова звал в дорогу».
В начале 50-х Свешников начинает свой долгий путь по ненецким тундрам, встречается с оленеводами, запечатлевает на бумаге все мимолетные встречи: взгляд, улыбка, поза, человек за работой, дети, беззаботно играющие около чума, - ему все было интересно.
Однажды, проезжая на оленьей упряжке, он сквозь редкую сетку дождя увидел ненца, отдыхающего на нартах. В наклоне его головы, во всем облике было столько величия и скрытой силы, что художник был потрясен: это то, что он ищет, это герой его будущей картины. Вернувшись в Архангельск, живописец закрылся в своей мастерской и начал писать. В 1958 году картина «Хозяин тундры» была готова.
Родом из Ненецкого округа
Все герои Дмитрия Свешникова живут в Ненецком автономном округе, душа его, естественно, рвется на свидание с ними. Ветеран педагогического труда Глафира Ивановна Ковалева вспоминала, как в 1959 году Федора Лаптандер пришла работать в Ненецкую школу-интернат, выпускницей которого была. И лицом к лицу столкнулась со Свешниковым. Непосредственность и открытость молодой девушки, ее общительный характер запомнились художнику. Через год он вновь приехал в Нарьян-Мар и встретился с Федорой. Сначала молодая учительница отказывалась позировать художнику, но потом, после уговоров старших коллег, согласилась.
На картине Федора Ивановна изображена сидящей в наброшенной на плечи панице с книгой в руках. Все, кто знал героиню, утверждали, что она получилась как две капли воды похожей на саму себя, даже жизнерадостное выражение глаз и веселые искорки переданы в точности. Эта картина хранится в Дрезденской галерее в Германии. Можно сказать, что именно благодаря ей немцы получили первое представление о небольшом северном народе - ненцах.
Свешников кочевал с оленеводами, проехал на оленьих и собачьих упряжках тысячи километров, жадно впитывая новые впечатления, все глубже вникая в суть жизни полюбившегося ему северного народа. Правда, сама тундра часто встречала его ледяным молчанием полярных ночей, жестокими морозами и тяжелым гулом снежных бурь, тучами комаров и мошек, беспросветно нудными осенними дождями.
Впечатлительный от природы, Свешников вспоминал позднее, что однажды ему даже почудилось, что все кончено, что живым он из тундры не выберется: до стойбища езды четыре часа, а они едут уже около суток. Половину оленей растеряли, одни нарты пришлось бросить. Мгла, леденящая сырость, от которой нет спасения. А приехав в Архангельск и перебрав свои тундровые зарисовки, воскликнул: «Какие же сильные люди здесь живут!» И начал писать новые картины.
Кистью и пером
Есть в архивах нашей газеты старая фотография конца 50-х годов. Она долгие годы бережно хранилась в семейном альбоме известного геолога Кима Мартюшевского. На ней запечатлен эпизод так называемого пленэра, или мастер-класса, который Дмитрий Константинович проводил с начинающими художниками Нарьян-Мара.
Как рассказал мне Ким Мартюшевский, они с друзьями возвращались с рыбалки, шли по берегу вдоль здания зооветтехникума. И вдруг на берегу увидели необычную картину: десяток людей с кисточками и мольбертами писали акварелью и маслом портрет молодого человека, стоявшего рядом со старым карбасом.
Этот карбас лежал рядом с техникумом уже лет десять, никто на нем не ездил. Просмоленные бока «старичка» давно потрескались, но выглядел он вполне прилично. Сначала рыбакам показалось, что молодые художники усиленно рисуют именно этот поморский карбас, но когда они подошли ближе, то увидели - вслед за Свешниковым все рисуют молодого ненца. Только через несколько лет, многие узнают в этом вихрастом юноше, чем-то привлекшем внимание Свешникова, будущего известного ненецкого поэта и прозаика Василия Николаевича Ледкова. В 50-е Василий Ледков еще не издал ни одного сборника, он скромно трудился на Варандее.
Так на этом снимке сошлись вместе два художника: настоящий художник Дмитрий Свешников и будущий художник слова Василий Ледков.
Впереди у Дмитрия Константиновича были десятки великолепных картин, медали Министерства культуры СССР, участие в международных выставках в Брюсселе и Дрездене. Его картины будут экспонироваться в Третьяковской галерее и картинной галерее в Дрездене.
У Василия Ледкова - членство в Союзе писателей РФ, лауреатство и множество государственных премий за издание тридцати поэтических сборников, написание публицистических статей о культуре ненецкого народа.
К сожалению, не удалось выяснить судьбу этого портрета: стал ли он экспонатом какой-либо выставки, встречались ли в дальнейшем два известных человека? Но уверена, что в 1957 году судьба их свела неслучайно.
Щедрый талант
Удивительно и то, что в отличие от многих современных художников, Свешников не продавал, а дарил свои картины, поэтому большинство полотен, представленных на открывшейся в Нарьян-Маре выставке, переданы в разное время в дар жителям Ненецкого округа. Если проехаться по деревням и весям НАО, то в домах или сельских конторах еще можно найти эскизы и зарисовки летописца Севера Дмитрия Свешникова.
Совсем недавно в поселке Красном, в местном музее я обратила внимание на огромное полотно, висящее на стене. Удивительно - на картине, посвященной становлению колхоза «Харп», я увидела подпись художника Свешникова. Мало кто из нынешних красновцев вспомнит, когда Дмитрий Константинович приезжал сюда, с кем встречался, чьи портреты писал. Но его подарок с лицами земляков служит художест-венным хронометром истории хозяйства, истории округа и памятью о самом художнике - удивительном человеке с добрым открытым сердцем и щедрой душой.
В конце 70-х у художника случился инсульт, парализовало правую сторону тела. Рука перестала держать кисть. И тогда он, понимая, что не писать картины не может, сам себя переучил. Последние полотна Свешникова написаны левой рукой.
Его не стало в 1997-м. Известный художник, почетный житель Нарьян-Мара, летописец северного края похоронен в Архангельске на Кузнечевском кладбище. Уверена, что 14 июня, в день его памяти, на Кузнечевское кладбище придет немало поклонников таланта и учеников художника. Хочется, чтобы среди этих людей были и представители нашего округа, представители ненецкого народа, которому посвящены почти все живописные полотна Дмитрия Константиновича Свешникова - художника и просто хорошего человека.
Ирина Ханзерова
Газета «Нарьяна-Вындер»
Выпуск № 66 (19978) от 22 июня 2013 г.
«Красота и величие Севера»
Под таким названием состоялась выставка Дмитрия Свешникова в Национальной галерее Республики Коми. Это второй выставочный проект, проходящий в рамках программы сотрудничества Ненецкого автономного округа и Республики Коми, представляющий в Сыктывкаре художественные коллекции Ненецкого краеведческого музея.
Имя художника Дмитрия Константиновича Свешникова (1912–1997) хорошо известно ценителям изобразительного искусства. В художественную жизнь он вошел в начале 50-х годов. Окончив Ленинградский художественный техникум, отвоевав на фронтах Великой Отечественной войны, он перебрался в Архангельск, обаявший художника неповторимой красотой Севера и ставший для него второй родиной. В настоящее время именно в Архангельском музее изобразительных искусств хранится самая большая коллекция произведений живописца.
Уже первые работы, показанные Д.К. Свешниковым на выставках, снискали уважение коллег и признание критики. Практически сразу Свешников нашел и свою тему в искусстве. Ею стали ненецкая земля и ненецкий народ. Именно в НАО он написал самые значительные свои работы, которые выставлялись в Ленинграде, Москве, Архангельске, Брюсселе.
Его знакомство с Ненецким округом началось с работы над картиной «Первенец». Проживая в Архангельске, он однажды увидел сцену, которая привлекла его внимание: из роддома отец-оленевод забирает свою супругу с младенцем. Его настолько поразил этот сюжет, что он приехал в округ, чтобы воссоздать его. Около месяца он жил в стойбище оленеводов, сделал множество этюдов, зарисовок фрагментов одежды, упряжи, саней, оленей, поз, и в итоге – картина получилась.
Впоследствии он еще не раз приедет в ненецкий край. Результатом этих поездок станут десятки картин, воспевающих природу тундры и живущих в ней людей. Самые известные работы живописца – «Хозяин тундры» (серебряная медаль Министерства культуры СССР и бронзовая медаль Всемирной выставки в Брюсселе, находится в Государственной Третьяковской галерее, в нашем музее хранится авторская копия) и «Портрет учительницы Ф. И. Лаптандер» (Дрезденская картинная галерея).
Дмитрий Свешников удостоен звания народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, он стал первым Почетным гражданином г. Нарьян-Мара.
Экспозиция выставки «Красота и величие Севера», представленная в Сыктывкаре, включила 26 произведений Д. К. Свешникова, написанных в период 1950 – 1990 годы и подаренных автором Ненецкому краеведческому музею. Это и сюжетно-тематические картины, и северные пейзажи, и портреты современников. Среди них – «Первенец», «Окся», «На оседлую жизнь», «Осип пастух», «Доктор сельскохозяйственных наук П. Рочев», «Тыко Вылка», «Там, где кочуют туманы» и другие. Все они представляют его яркое живописное творчество, передавая восхищение мастера красотой северной природы и самобытной культурой ненецкого народа.
Елена Боброва
Под таким названием состоялась выставка Дмитрия Свешникова в Национальной галерее Республики Коми. Это второй выставочный проект, проходящий в рамках программы сотрудничества Ненецкого автономного округа и Республики Коми, представляющий в Сыктывкаре художественные коллекции Ненецкого краеведческого музея.
Имя художника Дмитрия Константиновича Свешникова (1912–1997) хорошо известно ценителям изобразительного искусства. В художественную жизнь он вошел в начале 50-х годов. Окончив Ленинградский художественный техникум, отвоевав на фронтах Великой Отечественной войны, он перебрался в Архангельск, обаявший художника неповторимой красотой Севера и ставший для него второй родиной. В настоящее время именно в Архангельском музее изобразительных искусств хранится самая большая коллекция произведений живописца.
Уже первые работы, показанные Д.К. Свешниковым на выставках, снискали уважение коллег и признание критики. Практически сразу Свешников нашел и свою тему в искусстве. Ею стали ненецкая земля и ненецкий народ. Именно в НАО он написал самые значительные свои работы, которые выставлялись в Ленинграде, Москве, Архангельске, Брюсселе.
Его знакомство с Ненецким округом началось с работы над картиной «Первенец». Проживая в Архангельске, он однажды увидел сцену, которая привлекла его внимание: из роддома отец-оленевод забирает свою супругу с младенцем. Его настолько поразил этот сюжет, что он приехал в округ, чтобы воссоздать его. Около месяца он жил в стойбище оленеводов, сделал множество этюдов, зарисовок фрагментов одежды, упряжи, саней, оленей, поз, и в итоге – картина получилась.
Впоследствии он еще не раз приедет в ненецкий край. Результатом этих поездок станут десятки картин, воспевающих природу тундры и живущих в ней людей. Самые известные работы живописца – «Хозяин тундры» (серебряная медаль Министерства культуры СССР и бронзовая медаль Всемирной выставки в Брюсселе, находится в Государственной Третьяковской галерее, в нашем музее хранится авторская копия) и «Портрет учительницы Ф. И. Лаптандер» (Дрезденская картинная галерея).
Дмитрий Свешников удостоен звания народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, он стал первым Почетным гражданином г. Нарьян-Мара.
Экспозиция выставки «Красота и величие Севера», представленная в Сыктывкаре, включила 26 произведений Д. К. Свешникова, написанных в период 1950 – 1990 годы и подаренных автором Ненецкому краеведческому музею. Это и сюжетно-тематические картины, и северные пейзажи, и портреты современников. Среди них – «Первенец», «Окся», «На оседлую жизнь», «Осип пастух», «Доктор сельскохозяйственных наук П. Рочев», «Тыко Вылка», «Там, где кочуют туманы» и другие. Все они представляют его яркое живописное творчество, передавая восхищение мастера красотой северной природы и самобытной культурой ненецкого народа.
Елена Боброва
Нарьяна вындер 16 января 2004 (5)
© Александр ЧУПРОВ, историк
Народный художник Дмитрий Свешников
На 50-летии Ненецкого автономного округа, в городе Нарьян-Маре, я подарил своим друзьям ненцам повторение картины "Хозяин тундры", желая выразить людям тундры свою горячую любовь и благодарность за помощь и признание.
Д.К. Свешников
Весь смысл человеческой жизни лежит где-то в окрестностях любви и случайности. На огромной территории культурного ландшафта центральной России, в селении Людино-во Смоленской губернии, жила большая семья Свешниковых. Отец семейства до революции вел свою бакалейную торговлю, которая приносила достаток в дом. Мать занималась бесконечным домашним хозяйством.
14 июня 1912 года в семье Свешниковых родился четвертый ребенок, которого назвали Димой. Мальчик рос крепким, любопытным, шустрым. Ему легко давались учеба в школе и уроки рисования (с восьми лет) в местной изостудии. При советской власти отец работал в различных государственных учреждениях, но с большим трудом удавалось прокормить семью. Жизнь всегда преподносит трудные испытания человеку, пробуя его возможности для борьбы за свое счастье или тихую деградацию. Дима открыт для смелых экспериментов, и в 1928 году он бросает обучение в седьмом классе и поступает на работу художником-плакатистом в клуб Людиновского механического завода. Параллельно юноша осваивает профессию токаря.
В поисках лучшей жизни, в декабре 1931 года, семья Свешниковых переезжает в Ленинград, где Дмитрий устраивается работать токарем 5-го разряда на завод "Электросила". Юноша убежден, что "мечту нельзя произносить громко, иначе она исчезнет", и воплощает ее в октябре 1932 года, поступив в Ленинградское художественное педучилище на отделение живописи. Добрым словом вспоминает Дима своего первого профессионального наставника А А Громова, сумевшего привить навыки пристального и внимательного отношения к окружающему миру. При этом студент ведет активную общественную работу, возглавляя комсомольскую организацию учебного заведения. Материальные трудности на два года отрывают Диму от учебы, и все-таки это не помешало ему успешно защитить диплом в 1937 году.
Он умел каждый день создавать себе художественное событие, но 3 сентября 1937 года Дмитрия Свешникова призывают на действительную военную службу на Северный флот, и попадает матрос в город Полярный Мурманской области. Здесь он служит в драмтеатре Северного флота в качестве художника-оформителя спектаклей и преподает уроки черчения в местной средней школе. В этой школе очаровала Дмитрия скромная девушка по имени Клава, которая поверила молодому художнику и с годами подарила ему двух сыновей и дочь. Сегодня, через десятилетия, очевидно, что Клавдия Павловна являлась прекрасной музой вдохновения, другом и главной жизненной опорой своего мужа, оставаясь при этом на неприметной должности библиотекаря.
***
В июне 1941 года Дмитрию Константиновичу присваивают офицерское звание и переводят служить в штаб Северного флота, в лабораторию корабельной маскировки. В 1943 году он впервые принимает участие в художественной выставке в Архангельске, посвященной 10-летию Северного флота. На фоне работ известных московских и архангельских художников Дмитрий Константинович остро почувствовал слабости и недостатки своих первых картин. Он вспоминал: "Часто вместе с московским художником В.В. Крайневым мы ходили писать эпизоды. Я наблюдал, как мастер подолгу выбирал мотив для пейзажа. Кисть в его руках работала наверняка. Я чувствовал, что происходит какое-то таинственное действо, художник преображается, он как бы парит над землей..."
Закончилась война. Родина оценила боевые заслуги фронтовика орденом Красной Звезды и медалями "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945". В 1946 году Д.К. Свешников демобилизуется и переезжает жить в Архангельск.
Он чувствует, что ненаписанные картины "сидят" в нем и ждут своего часа. Свешников целиком подчиняет себя бесконечному процессу создания многочисленных эскизов, этюдов, написанию картин на темы войны, послевоенной жизни Архангельска. В голове постоянно витает множество новых сюжетов. Вот тут-то и спрятана та самая "легкость", с какой дается человеку творческий успех.
Художник принимает участие во всех областных, зональных, республиканских, всесоюзных, академических и международных выставках. С 1949 по 1951 год Д.К. Свешников избирается председателем правления товарищества "Художник", а с 1954 по 1965 год работает на должности председателя Архангельского отделения Союза художников РСФСР.
Однажды в Архангельске Дмитрий Константинович увидел молодую ненку, выходящую из родильного дома с ребенком на руках, в красивой национальной одежде. Живописец увидел мир с иными измерениями, с другими ценностями. И этот новый, незнакомый, красочный, волшебный мир лишил его покоя, привел его душу в восторг. В тот же день он начал писать картину, но понял, что ничего не выйдет - не знает он этого загадочного ненецкого народа. При первой возможности, весной 1951 года, Свешников приезжает в Нарьян-Мар, привозит с собой краски, фотоаппарат и все самое необходимое для работы и просит местные власти направить его в тундру, в стойбище оленеводов. Художник находился на пороге творческого открытия, время для него резко сжималось, сутки превращались в час, в мгновение, временами творец полностью забывал о еде и сне. Около месяца прожил Дмитрий Константинович в стойбище, сделал более двадцати этюдов.
В 1951 году картина "Первенец", посвященная рождению нового человека в тундре, экспонировалась на республиканской и Всесоюзной выставках. Она открывала удивительный культурный пласт. В выставочных залах Дмитрий Константинович почувствовал вокруг себя создание какого-то пространства, ауры, которая сближала людей разных вкусов и интересов. Многочисленные вопросы зрителей подчеркивали актуальность и интерес к выбранной теме. Люди с большим любопытством рассматривали мельчайшие детали одежды, удивлялись сохранившимся традициям ненецкого народа. На многие вопросы и сам автор искал ответы. Эти ответы были только в тундре, у народа - носителя древней культуры. Художник торопится на встречу со своими героями, за новыми впечатлениями.
***
Д.К. Свешников бывал в тундрах Ненецкого автономного округа во все времена года, кочевал с оленеводами, проехал на оленьих и собачьих упряжках тысячи километров, жадно впитывая новые впечатления, все глубже вникая в суть жизни полюбившегося ему ненецкого народа. Правда, сама тундра часто встречала его ледяным молчанием полярных ночей, жестокими морозами и тяжелым гулом снежных бурь, тучами комаров и мошек, беспросветно нудными осенними дождями. Однажды ему почудилось, что все кончено, что живым он из тундры не выберется: до стойбища езды четыре часа, а они едут уже около суток; половину оленей растеряли, одни нарты пришлось бросить. Мгла, леденящая сырость, от которой нет спасения.
Взволнованный рассказ художника, у костра в чуме, о случившемся вызвал веселый смех оленеводов, для них это не приключение. В другой раз, во время переправы через Печору ранней весной, их лодка еле-еле дотянула до берега, все пассажиры уже мысленно попрощались с жизнью, испугом и страхом были искажены лица знакомых людей.
Однажды летним вечером смотрел Дмитрий Константинович вместе с оленеводами и их детьми фильм "Когда казаки плачут". Смотрел не столько на экран, сколько на рассевшихся перед чумом ненцев. Художник успел провести серию зарисовок лиц, людских характеров, раскрывшихся вдруг в искреннем безудержном смехе.
Вернулся из командировки, стал в мастерской воссоздавать на полотне этот летний вечер. "Рассадил" зрителей, "установил" кинокамеру...
Нет, не то. Не рождалась атмосфера, которая хранилась в памяти и воображении художника. Кисть не подчинялась, создавала что-то приблизительное. Трудно искал решение, долго. То так "посадит" своих героев, то иначе. И когда "повернул" их всех лицом к зрителям, понял, что это решение верное и единственное. Исключительно удачно схвачены непринужденные позы усевшихся перед чумом ненцев, передано разнообразие типов человеческих характеров. ***
Активно участвовали в творческом процессе и дети Дмитрия Константиновича. Как всегда, включался катушечный магнитофон, играла хорошая музыка, одевались ненецкие одежды, если необходимо, в руках фиксировались предметы домашнего быта, и работа начиналась. Многие персоны картин Свешникова имеют позы и руки его детей. Творчество всегда требует огромных материальных и духовных жертв. Частичной компенсацией за труд были уникальные подарки членам семьи, которые привозил Дмитрий Константинович из многочисленных командировок в столицу и за рубеж, и семейные праздники. Высшим счастьем был момент, когда папа брал гитару, и начинали звучать любимые песни, наполнявшие душу прекрасными, светлыми мелодиями...
Но зов тундры не давал покоя Дмитрию Свешникову и снова звал в дорогу. Однажды, проезжая на оленьей упряжке, он сквозь редкую сетку дождя увидел ненца, отдыхающего на нартах. В наклоне его головы, во всем облике было столько величия и скрытой силы, что художник был потрясен: это то, что он ищет... герой его будущей картины. Певец и хозяин тундры встретились. Оленевод охотно согласился позировать, но, как они ни старались, восстановить ту неповторимую позу не удалось.
И все-таки память надежно сохранила "мимолетное виденье". Вернувшись в Архангельск, живописец закрылся в своей мастерской и уверенно начал писать картину, как всегда, в эмоциональном порыве вдохновения, забыв о бытовых проблемах, которые в полной мере легли на его прекрасную избранницу. В 1958 году картина "Хозяин тундры" быстро получила признание зрителя (серебряная медаль Министерства культуры СССР) и высокую оценку за рубежом - на Всемирной выставке в Брюсселе картина отмечена бронзовой медалью. Сегодня шедевр живописного искусства украшает постоянную экспозицию в государственной Третьяковской галерее.
Все герои Дмитрия Свешникова живут в Ненецком автономном округе, душа его, естественно, рвется на свидание с ними. Воспоминания старейшей учительницы Ненецкой школы-интерната Глафиры Ивановны Ковалевой о встречах с Дмитрием Константиновичем удивительно свежи и интересны. В 1959 году, после окончания Нарьян-Марского педучилища, Федора Ивановна Лантандер пришла работать в родную школу-интернат, где ее и приметил художник.
На следующий год портретист снова приехал и пришел в школу. Федора Ивановна категорически отказывалась позировать, и все учителя принялись ее уговаривать и добились ее согласия. Позировала учительница в вестибюле школы-интерната. На плечи была наброшена паница, в руках она держала книгу. А вокруг постоянно толпились ученики, учителя, воспитатели и наблюдали, как возникают первые наброски этюдов. Целую неделю продолжалась работа художника, Дмитрий Константинович мужественно терпел постоянную атмосферу людской суеты, отдавая дань уважения гостеприимному дому. Было сделано множество вариантов портрета. В конце своей работы Дмитрий Свешников подарил один эскиз портрета Федоре Ивановне. Впервые учителя и школьники очень близко наблюдали за работой художника. Картина находится в экспозиции Дрезденской галереи в Германии. Ненецкие сюжеты заполнили мастерскую. С этюдов, с полотен картин глядят на вас лица охотников, оленеводов, рыбаков, детей.
Все лица, обращенные к нам, подчеркивают: люди, будьте духовно богаче, если это возможно...
В 70-е годы XX века приходит беда в дом художника, о которой известно небольшому кругу близких друзей. Дмитрия Константиновича разбивает паралич правой стороны тела. А человек полон творческих планов... Выход всегда один - в труде. Д.К Свешников учится рисовать и рисует картины левой рукой. Появляется цикл поэтичных, отличающихся мягкой лиричностью акварельных работ, посвященных северной природе, которые покоряют зрителя с первого взгляда. Живописные произведения востребованы более чем 40 музеями нашей страны и за рубежом, а также пополнили экспозиции частных коллекций.
***
Огромная творческая и общественная деятельность художника Дмитрия Константиновича Свешникова была достойно отмечена. Он -единственный художник из всех регионов страны - был избран в члены-корреспонденты Академии художеств СССР. Ему присвоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника РСФСР. За творческую работу он награжден орденом Ленина.
Художник сумел зафиксировать, сохранить традиционный образ жизни ненецкого народа в своих картинах, этюдах, эскизах, позволяя новым поколениям изучать обычаи, разглядеть образы северного народа. В 1969 году благодарные жители округа вписали в свою историю имя художника, первым удостоив Д.К Свешникова звания почетного гражданина города Нарьян-Мара. Изучение творчества таланта живописца - до сих пор любопытный и открытый вопрос, на который многие уже не смогут ответить. Его произведения стали обладать философией своей собственной ценности. И очень важно то, что он умеет затрагивать добрые струны души человека.
Народный художник Дмитрий Свешников
На 50-летии Ненецкого автономного округа, в городе Нарьян-Маре, я подарил своим друзьям ненцам повторение картины "Хозяин тундры", желая выразить людям тундры свою горячую любовь и благодарность за помощь и признание.
Д.К. Свешников
Весь смысл человеческой жизни лежит где-то в окрестностях любви и случайности. На огромной территории культурного ландшафта центральной России, в селении Людино-во Смоленской губернии, жила большая семья Свешниковых. Отец семейства до революции вел свою бакалейную торговлю, которая приносила достаток в дом. Мать занималась бесконечным домашним хозяйством.
14 июня 1912 года в семье Свешниковых родился четвертый ребенок, которого назвали Димой. Мальчик рос крепким, любопытным, шустрым. Ему легко давались учеба в школе и уроки рисования (с восьми лет) в местной изостудии. При советской власти отец работал в различных государственных учреждениях, но с большим трудом удавалось прокормить семью. Жизнь всегда преподносит трудные испытания человеку, пробуя его возможности для борьбы за свое счастье или тихую деградацию. Дима открыт для смелых экспериментов, и в 1928 году он бросает обучение в седьмом классе и поступает на работу художником-плакатистом в клуб Людиновского механического завода. Параллельно юноша осваивает профессию токаря.
В поисках лучшей жизни, в декабре 1931 года, семья Свешниковых переезжает в Ленинград, где Дмитрий устраивается работать токарем 5-го разряда на завод "Электросила". Юноша убежден, что "мечту нельзя произносить громко, иначе она исчезнет", и воплощает ее в октябре 1932 года, поступив в Ленинградское художественное педучилище на отделение живописи. Добрым словом вспоминает Дима своего первого профессионального наставника А А Громова, сумевшего привить навыки пристального и внимательного отношения к окружающему миру. При этом студент ведет активную общественную работу, возглавляя комсомольскую организацию учебного заведения. Материальные трудности на два года отрывают Диму от учебы, и все-таки это не помешало ему успешно защитить диплом в 1937 году.
Он умел каждый день создавать себе художественное событие, но 3 сентября 1937 года Дмитрия Свешникова призывают на действительную военную службу на Северный флот, и попадает матрос в город Полярный Мурманской области. Здесь он служит в драмтеатре Северного флота в качестве художника-оформителя спектаклей и преподает уроки черчения в местной средней школе. В этой школе очаровала Дмитрия скромная девушка по имени Клава, которая поверила молодому художнику и с годами подарила ему двух сыновей и дочь. Сегодня, через десятилетия, очевидно, что Клавдия Павловна являлась прекрасной музой вдохновения, другом и главной жизненной опорой своего мужа, оставаясь при этом на неприметной должности библиотекаря.
***
В июне 1941 года Дмитрию Константиновичу присваивают офицерское звание и переводят служить в штаб Северного флота, в лабораторию корабельной маскировки. В 1943 году он впервые принимает участие в художественной выставке в Архангельске, посвященной 10-летию Северного флота. На фоне работ известных московских и архангельских художников Дмитрий Константинович остро почувствовал слабости и недостатки своих первых картин. Он вспоминал: "Часто вместе с московским художником В.В. Крайневым мы ходили писать эпизоды. Я наблюдал, как мастер подолгу выбирал мотив для пейзажа. Кисть в его руках работала наверняка. Я чувствовал, что происходит какое-то таинственное действо, художник преображается, он как бы парит над землей..."
Закончилась война. Родина оценила боевые заслуги фронтовика орденом Красной Звезды и медалями "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945". В 1946 году Д.К. Свешников демобилизуется и переезжает жить в Архангельск.
Он чувствует, что ненаписанные картины "сидят" в нем и ждут своего часа. Свешников целиком подчиняет себя бесконечному процессу создания многочисленных эскизов, этюдов, написанию картин на темы войны, послевоенной жизни Архангельска. В голове постоянно витает множество новых сюжетов. Вот тут-то и спрятана та самая "легкость", с какой дается человеку творческий успех.
Художник принимает участие во всех областных, зональных, республиканских, всесоюзных, академических и международных выставках. С 1949 по 1951 год Д.К. Свешников избирается председателем правления товарищества "Художник", а с 1954 по 1965 год работает на должности председателя Архангельского отделения Союза художников РСФСР.
Однажды в Архангельске Дмитрий Константинович увидел молодую ненку, выходящую из родильного дома с ребенком на руках, в красивой национальной одежде. Живописец увидел мир с иными измерениями, с другими ценностями. И этот новый, незнакомый, красочный, волшебный мир лишил его покоя, привел его душу в восторг. В тот же день он начал писать картину, но понял, что ничего не выйдет - не знает он этого загадочного ненецкого народа. При первой возможности, весной 1951 года, Свешников приезжает в Нарьян-Мар, привозит с собой краски, фотоаппарат и все самое необходимое для работы и просит местные власти направить его в тундру, в стойбище оленеводов. Художник находился на пороге творческого открытия, время для него резко сжималось, сутки превращались в час, в мгновение, временами творец полностью забывал о еде и сне. Около месяца прожил Дмитрий Константинович в стойбище, сделал более двадцати этюдов.
В 1951 году картина "Первенец", посвященная рождению нового человека в тундре, экспонировалась на республиканской и Всесоюзной выставках. Она открывала удивительный культурный пласт. В выставочных залах Дмитрий Константинович почувствовал вокруг себя создание какого-то пространства, ауры, которая сближала людей разных вкусов и интересов. Многочисленные вопросы зрителей подчеркивали актуальность и интерес к выбранной теме. Люди с большим любопытством рассматривали мельчайшие детали одежды, удивлялись сохранившимся традициям ненецкого народа. На многие вопросы и сам автор искал ответы. Эти ответы были только в тундре, у народа - носителя древней культуры. Художник торопится на встречу со своими героями, за новыми впечатлениями.
***
Д.К. Свешников бывал в тундрах Ненецкого автономного округа во все времена года, кочевал с оленеводами, проехал на оленьих и собачьих упряжках тысячи километров, жадно впитывая новые впечатления, все глубже вникая в суть жизни полюбившегося ему ненецкого народа. Правда, сама тундра часто встречала его ледяным молчанием полярных ночей, жестокими морозами и тяжелым гулом снежных бурь, тучами комаров и мошек, беспросветно нудными осенними дождями. Однажды ему почудилось, что все кончено, что живым он из тундры не выберется: до стойбища езды четыре часа, а они едут уже около суток; половину оленей растеряли, одни нарты пришлось бросить. Мгла, леденящая сырость, от которой нет спасения.
Взволнованный рассказ художника, у костра в чуме, о случившемся вызвал веселый смех оленеводов, для них это не приключение. В другой раз, во время переправы через Печору ранней весной, их лодка еле-еле дотянула до берега, все пассажиры уже мысленно попрощались с жизнью, испугом и страхом были искажены лица знакомых людей.
Однажды летним вечером смотрел Дмитрий Константинович вместе с оленеводами и их детьми фильм "Когда казаки плачут". Смотрел не столько на экран, сколько на рассевшихся перед чумом ненцев. Художник успел провести серию зарисовок лиц, людских характеров, раскрывшихся вдруг в искреннем безудержном смехе.
Вернулся из командировки, стал в мастерской воссоздавать на полотне этот летний вечер. "Рассадил" зрителей, "установил" кинокамеру...
Нет, не то. Не рождалась атмосфера, которая хранилась в памяти и воображении художника. Кисть не подчинялась, создавала что-то приблизительное. Трудно искал решение, долго. То так "посадит" своих героев, то иначе. И когда "повернул" их всех лицом к зрителям, понял, что это решение верное и единственное. Исключительно удачно схвачены непринужденные позы усевшихся перед чумом ненцев, передано разнообразие типов человеческих характеров. ***
Активно участвовали в творческом процессе и дети Дмитрия Константиновича. Как всегда, включался катушечный магнитофон, играла хорошая музыка, одевались ненецкие одежды, если необходимо, в руках фиксировались предметы домашнего быта, и работа начиналась. Многие персоны картин Свешникова имеют позы и руки его детей. Творчество всегда требует огромных материальных и духовных жертв. Частичной компенсацией за труд были уникальные подарки членам семьи, которые привозил Дмитрий Константинович из многочисленных командировок в столицу и за рубеж, и семейные праздники. Высшим счастьем был момент, когда папа брал гитару, и начинали звучать любимые песни, наполнявшие душу прекрасными, светлыми мелодиями...
Но зов тундры не давал покоя Дмитрию Свешникову и снова звал в дорогу. Однажды, проезжая на оленьей упряжке, он сквозь редкую сетку дождя увидел ненца, отдыхающего на нартах. В наклоне его головы, во всем облике было столько величия и скрытой силы, что художник был потрясен: это то, что он ищет... герой его будущей картины. Певец и хозяин тундры встретились. Оленевод охотно согласился позировать, но, как они ни старались, восстановить ту неповторимую позу не удалось.
И все-таки память надежно сохранила "мимолетное виденье". Вернувшись в Архангельск, живописец закрылся в своей мастерской и уверенно начал писать картину, как всегда, в эмоциональном порыве вдохновения, забыв о бытовых проблемах, которые в полной мере легли на его прекрасную избранницу. В 1958 году картина "Хозяин тундры" быстро получила признание зрителя (серебряная медаль Министерства культуры СССР) и высокую оценку за рубежом - на Всемирной выставке в Брюсселе картина отмечена бронзовой медалью. Сегодня шедевр живописного искусства украшает постоянную экспозицию в государственной Третьяковской галерее.
Все герои Дмитрия Свешникова живут в Ненецком автономном округе, душа его, естественно, рвется на свидание с ними. Воспоминания старейшей учительницы Ненецкой школы-интерната Глафиры Ивановны Ковалевой о встречах с Дмитрием Константиновичем удивительно свежи и интересны. В 1959 году, после окончания Нарьян-Марского педучилища, Федора Ивановна Лантандер пришла работать в родную школу-интернат, где ее и приметил художник.
На следующий год портретист снова приехал и пришел в школу. Федора Ивановна категорически отказывалась позировать, и все учителя принялись ее уговаривать и добились ее согласия. Позировала учительница в вестибюле школы-интерната. На плечи была наброшена паница, в руках она держала книгу. А вокруг постоянно толпились ученики, учителя, воспитатели и наблюдали, как возникают первые наброски этюдов. Целую неделю продолжалась работа художника, Дмитрий Константинович мужественно терпел постоянную атмосферу людской суеты, отдавая дань уважения гостеприимному дому. Было сделано множество вариантов портрета. В конце своей работы Дмитрий Свешников подарил один эскиз портрета Федоре Ивановне. Впервые учителя и школьники очень близко наблюдали за работой художника. Картина находится в экспозиции Дрезденской галереи в Германии. Ненецкие сюжеты заполнили мастерскую. С этюдов, с полотен картин глядят на вас лица охотников, оленеводов, рыбаков, детей.
Все лица, обращенные к нам, подчеркивают: люди, будьте духовно богаче, если это возможно...
В 70-е годы XX века приходит беда в дом художника, о которой известно небольшому кругу близких друзей. Дмитрия Константиновича разбивает паралич правой стороны тела. А человек полон творческих планов... Выход всегда один - в труде. Д.К Свешников учится рисовать и рисует картины левой рукой. Появляется цикл поэтичных, отличающихся мягкой лиричностью акварельных работ, посвященных северной природе, которые покоряют зрителя с первого взгляда. Живописные произведения востребованы более чем 40 музеями нашей страны и за рубежом, а также пополнили экспозиции частных коллекций.
***
Огромная творческая и общественная деятельность художника Дмитрия Константиновича Свешникова была достойно отмечена. Он -единственный художник из всех регионов страны - был избран в члены-корреспонденты Академии художеств СССР. Ему присвоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника РСФСР. За творческую работу он награжден орденом Ленина.
Художник сумел зафиксировать, сохранить традиционный образ жизни ненецкого народа в своих картинах, этюдах, эскизах, позволяя новым поколениям изучать обычаи, разглядеть образы северного народа. В 1969 году благодарные жители округа вписали в свою историю имя художника, первым удостоив Д.К Свешникова звания почетного гражданина города Нарьян-Мара. Изучение творчества таланта живописца - до сих пор любопытный и открытый вопрос, на который многие уже не смогут ответить. Его произведения стали обладать философией своей собственной ценности. И очень важно то, что он умеет затрагивать добрые струны души человека.
Ниже представленная картина "Минуты памяти", 1959 г.