Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Март 2008 10:31

Lockheed Electra 10-А Н-214

Electra 10-А на airwar http://www.airwar.ru/enc/cw1/md10.html

... В августе 1937-го для поисков пропавшего экипажа С.А.Леваневского использовали уже упоминавшийся "Дейли экспресс". Летал на нем американский экипаж. Самолет через "Амторг" приобрело советское правительство. Андерссон указывает дату покупки как 11 октября, но накладная "Амторга", подшитая в документах наркомата внешней торговли, датирована 16 ноября. Но и в том, и в другом случае "Электра" перешла к Советскому Союзу уже после завершения поисков.

Интересно, что есть и другая накладная, от 20 ноября - на "L-10A с моторами "Уосп"83Н1". В накладной значится, что самолет следует доставить в Виннипег. Возможно, что это вторая "Электра", использовавшаяся для поисков пропавшего самолета "Н209". Летал на ней Г. Маттерн, которого когда-то Леваневский вывез с Чукотки. Эта машина имела устройство для дозаправки в воздухе, но сопровождавший ее самолет-заправщик "Форд" разбился недалеко от Фэрбенкса.

В Советский Союз вывезли только одну "Электру", №1065, бывший "Дейли экспресс". Его отправили в нашу страну в 1938-м. Самолет зарегистрировали за Полярной авиацией, присвоив номер "Н214". В феврале 1939-го он еще эксплуатировался. Летчики отмечали его хорошие летные качества.

В 1938-м эта "Электра" изучалась на заводе №156. Там ее разобрали, обмерили и взвесили, проанализировали каждый узел. Отметили удачную общую компоновку, ограниченный сортамент профилей, листов обшивки. Удивила работа элеронов: вверх они отклонялись на 25°, а вниз - только на четыре. С подобной схемой у нас уже сталкивались, изучая самолет Валти V-1 AS, на котором Леваневский в 1936-м прилетел из США. Понравилось шасси: "Шасси заслуживает внимания с точки зрения прочности и простоты",- записано в отчете. Особо выделили "плавное и хорошее убирание".

Этот самолет имел сменное лыжное шасси с более жесткой стойкой и вторым масляно-воздушным амортизатором, закрепленным на кабане лыжи. Сами лыжи были металлическими. Их конструкцию оценили как "компактную и простую". Такие лыжи для "Электры" являлись редкостью, в Америке круглый год летали на колесах. Комплект лыжного шасси, прибывший с Н214, специально перекупили у одной канадской авиакомпании.

Отметили и недостатки. Неудачной сочли стыковку центроплана и консолей: щиток разрезался не в плоскости отъема, и до того, как отстыковать консоль, требовалось снять щиток. Неудобно демонтировались и некоторые бензобаки.

Когда и где закончилась служба этой "Электры", пока не установлено. Но в 1940-м она уже больше не летала.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Bills Bons » 17 Март 2008 23:02

Аэрофлот. Главное Управление Гражданского Воздушного Флота СССР использовало Lockheed Electra. Однако сей факт не вписывается в простую схему "купили - использовали - списали (разбили, продали)". Доступные источники о советских "Электрах" пишут скупо. Согласно этим материалам можно представить следующую картину.
Первый самолёт вроде бы попал в СССР в 1936. Официально он был приобретён в США для использования в транспортных целях. Неизвестно, эксплуатировался ли он в Аэрофлоте хотя бы какое-то время. Ведь самолёт предназначался для республиканской Испании. А сама сделка была лишь операцией прикрытия, позволяющей обойти американское законодательство. Эта операция была проведена "Амторгом" совместно с американским предпринимателем Робертом Кьюзом (Robert Cuse).
Еще два L10A достались осенью 1939, в ходе военной операции в Польше. Это были самолёты с бортовыми номерами SP-BGK и SP-BGJ, ранее принадлежавшие Polskie Linie Lotnicze LOT. Первый из них попал в руки Красной армии 12 сентября 1939 в Городенках (недалеко от Коломыи) в сильно повреждённом состоянии. Вторая "Электра" была захвачена 17 сентября в Вишенцах под Львовом. Советская государственная комиссия по трофейному имуществу передала их Аэрофлоту. Неизвестно, восстанавливалась ли первая машина, но вторая некоторое время эксплуатировалась, предположительно в 1940 - 1941.
В Полярной авиации летал ещё один L10A. В августе 1937 с его помощью американцы искали пропавшую экспедицию С. Леваневского. Затем, через "Амторг", он был куплен для Полярной авиации. Там он получил бортовой номер СССР-Н214. На Советском Севере самолёт служил в 1938 - 1939.

Изображение

http://www.air-dir.com/img/airliners1931-35/l10-airlines.htm#ussr
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 919
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Н-214 (Lockheed Electra 10-А)

Сообщение Александр Андреев » 07 Май 2008 03:32

Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3087
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Добролет » 21 Май 2008 16:37

Изображение
Изображение
Рисовано по отчету об изучении (фотокопия) на заводе №156, были схемы измерений, кое-какие эскизы по конструкции и детальные фотографии. Кое что осталось в копиях - выложу по возможности.
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Добролет » 30 Май 2008 19:29

Выкладываю фото из отчета
Изображение Изображение
Изображение
Изображение
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-214 (Lockheed Electra 10-А)

Сообщение Добролет » 30 Май 2008 19:38

Еще немного
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июль 2008 05:33

Иван Кукушкин пишет:Lockheed Electra 10-Е Н-214

... Возможно, что это вторая "Электра", использовавшаяся для поисков пропавшего самолета "Н209". Летал на ней Г. Маттерн, которого когда-то Леваневский вывез с Чукотки.

"S. A. Smionov, Soviet radio engineer; pilot Jimmie Mattern; Leo Khvat, Moscow Journalist and reporter for Pravda & Tass; Joe Crosson, pilot & general manager pacific Alaska Airways; pilot H. S. Jones. From a Noel Ross negative" http://vilda.alaska.edu/cdm4/item_viewer.php?CISOROOT=/cdmg11&CISOPTR=9646&REC=1&DMSCALE=100&DMWIDTH=1440&DMHEIGHT=2000
Изображение

Симонов, Маттерн, Хват, Кроссон, Джонс.
Аляска, 1937.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Micro » 12 Август 2008 15:41

Мне пришло письмо, в котором говорится, что этот самолет, возможно, был брошен где-н. около г. Верхоянск.
Но отправитель письма сам ищет информацию...
Аватара пользователя
Micro
 
Сообщения: 147
Зарегистрирован: 28 Май 2008 12:48
Откуда: Германия

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Alex_M » 19 Сентябрь 2008 21:05

Добрый день всем,
Возможно это был мой запрос, направленный какое-то время назад на форум "Сухой.ру"?... Для удобства коллег, ниже привожу его текст... Ответа на вопрос так пока и не имею, и по-прежнему ищу эту информацию.


    :":      ...Не подскажет ли кто-нибудь из коллег, какова судьба американского самолета "Локхид-Электра 10Е" (собственное имя "Daily Express"), приобретенного СССР вскоре после поисков Леваневского и служившего до войны в Полярной Авиации СССР?...

    ...Где-то лет 15 назад приходилось читать о виденном кем-то брошенном в тайге, в районе Верхоянска, небольшом двухмоторном двухкилевом самолете ("Электра"?...) Но, к сожалению, в тот момент я этой информации как-то не придал особого значения - и "выпустил из рук" этот журнал (который кто-то, в общем совершенно случайно и по другому поволу, дал мне просмотреть) не зафиксировав ни названия, ни даты/номера издания. Глупо, конечно... и более этой информации нигде с тех пор не мог найти.
    Если кто-то что-то помнит или знает, был бы признателен за подсказку.
Alex_M
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19 Сентябрь 2008 16:56

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Сентябрь 2008 21:09

Alex_M пишет:Добрый день всем,
Возможно это был мой запрос, направленный какое-то время назад на форум "Сухой.ру"?... Для удобства коллег, ниже привожу его текст... Ответа на вопрос так пока и не имею, и по-прежнему ищу эту информацию.

Мы пока ответа также не нашли :(
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Василий Гоголев » 25 Ноябрь 2008 11:18

Micro пишет:Мне пришло письмо, в котором говорится, что этот самолет, возможно, был брошен где-н. около г. Верхоянск.
Но отправитель письма сам ищет информацию...

Нашел ранее мне неизвестный приказ, по строительству воздушной трассы Красноярск-Уэллен:
Приказ по Главному Управлению ГВФ №94 от 13 октября 1941 г.
"Об организации и оборудовании воздушной линии Красноярск-Уэллен"
В соответствии с решением ГКО СССР №739с от 9 октября 1941 г. о строительстве скоростным методом воздушной магистрали Красноярск-Уэллен и подготовке этой магистрали к эксплоатации - ПРИКАЗЫВАЮ:
...
5. Начальнику Эксплоатационного управления ГУ ГВФ - тов. ЗАХАРОВУ:
а) выделить в распоряжение начальника строительства один самолет "Локхид-14", один ПС-84 в грузовом варианте и один Г-2; все самолеты с экипажами на весь период строительства;

Самолеты ПС-84 и Г-2 много раз упоминаются в документах, литературе..., а Локхид ни разу, может быть его потеряли в самом начале строительства. По периоду зима 1941 - зима 1942/43 мало что сохранилось.
Василий Гоголев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 20 Май 2008 10:28

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Alexander Belov » 25 Ноябрь 2008 14:48

Локхид L-14 "Лодестар" - это совсем другая машина. Кстати, а L-14 в СССР были? Про военные варианты (патрульные самолеты PY-1 "Harpoon") информация проходила.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1096
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Ноябрь 2009 18:26

Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

CCCP-H214
17.6.1938
Lockheed Electra
Заводской №: 1065
В примечаниях: L-10E. бывший бортовой NC16059. списан 15.4.40. Dismantled by Z.156 .39
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Dobrolet » 06 Январь 2011 20:21

Электра Уилкинса на лыжном шасси во время поисков Леваневского и уточненная графика левого борта московского периода эксплуатации.
 Н214 Electra .jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1355
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-214 (Lockheed Electra 10-Е)

Сообщение Dobrolet » 02 Февраль 2011 16:03

Михаил Маслов "Поиски Леваневского" М., Либра-К, 2008. ISBN 978-5-94446-003-5

Михаил Маслов, как всегда, порадовал ранее не публиковавшимися материалами.


 Н214 Electra (1).jpg
Полеты Губерта Уилкинса на самолете Локхид «Электра»
11 ноября 1937 - март 1938 г.

Приобрести этот двухмоторный самолет предложил Губерт Уилкинс после того, как полеты на летающей лодке «Консолидейтед» по причине сложной ледовой обстановки стали невозможны. После принятого решения на покупку моноплана Локхид «Электра» 16 октября 1937 г. Советское правительство выделило 87 тысяч долларов, которые были получены 19 октября.

Впрочем, значительная часть означенной суммы ушла на другие цели. В частности, 15 тысяч долларов потратили на отправку летающей лодки «Консолидейтед» в Советский Союз. Окончательно Локхид «Электра» L-10Е, оснащенный двумя двигателями «Пратт-Уитни», удалось приобрести за 45000 долларов вместо запрошенных 50000 долларов. Часть выигранных средств ушла на переоборудование самолета на фирме-изготовителе в Лос-Анджелесе. В пассажирском салоне «Электры» установили дополнительные топливные баки, оборудовали автопилот и систему антиобледенения. В состав оборудования включили радиокомпас РСА, всеволновый передатчик фирмы «Бендикс», передатчик «Вестерн Электрик» для длинных и коротких волн. Также указывалось, что была установлена новая радиостанция марки «Коллинз» мощностью 175 ватт, однако, возможно, это была замена. Кроме прочего, самолет был оснащен специальными неубираемыми лыжами с аэродинамическими обтекателями стоек.

В начале ноября 1937 г. Уилкинс провел испытания «Электры», получившей опознавательные знаки USSR N-214 (именно так, а не URSS, т.е. с нарушением порядка букв, принятых в международном коде для СССР) в канадском Виннипеге, где уже установился снежный покров. Он надеялся продолжить поисковые полеты, используя ноябрьское полнолуние, поэтому уже 11 ноября 1937 г. вылетел из Виннипега на Эдмонтон (Канада). Впрочем, полностью использовать ночное естественное освещение он не успел. Полпред Уманский сообщал, что ноябрьское полнолуние Уилкинсом было упущено по причине недостаточного снежного покрова в Северной Канаде.

Поисковые полеты на Локхид «Электра» L-10Е USSR N-214 начались 15-17 декабря 1937 г. с надеждой продолжить их до марта 1938 г. Состав экспедиции был следующий: Губерт Уилкинс - начальник экспедиции и навигатор, Герберт Кеннон - шеф-пилот, С. Чиземен - 2-й пилот, А. Дайн - запасной пилот и базовый механик, С. Вильсон - радист базы в Аклавике, Р. Куй - радист базы в Барроу.

Полеты выполнялись экипажем в составе Уилкинса и Кеннона, пасса¬жирский салон полностью заняли дополнительные бензобаки. Радиус действия самолета составлял 2600-2800 миль. Это позволяло, вылетая из Аклавика, достигать широты 87°, двигаясь по 148-му меридиану. Известно, что в разгар полярной ночи, в полете, предпринятом 16 января 1938 г., Уилкинс дошел до широты 77°40' и 137°30' западной долготы. В марте он дважды летал по меридиану 105° западной долготы, обследовав поверхность льдов и североамериканских островов до широты 87°45'. Вообще, поисковые полеты полярного исследователя Уилкинса оценивались очень высоко не только с точки зрения их качества. Уилкинс не требовал высоких гонораров, одним из его пожеланий явилась просьба к Советскому правительству выплачивать в случае его гибели пенсию жене в количестве 300 долларов. Одной из причин, заставляющей его активно участвовать в поисках Леваневского, было то, что он сам имел весь¬ма амбициозный план достижения Северного полюса на подводной лодке. Он предполагал, таким образом, не только посетить самую северную точку Земли, но и совершить на подводной лодке трансарктический переход из США в СССР с приходом в Мурманск.

А Леваневского Уилкинс не обнаружил. Позднее он заявил: «Может быть, мы летали над самолетом Леваневского, но не могли рассмотреть его из-за отвратительной видимости».

После завершения поисков двухмоторную «Электру» USSR N-214 отправили в Советский Союз, где ее 17 июня 1938 г. переименовали в СССР-Н214 и подчинили по принадлежности Управлению авиации Главсевморпути. В пе¬риод с июля по сентябрь 1938 г. самолет совершил ряд тренировочных полетов, после чего его передали для исследования особенностей конструкции в БИТ (Бюро новой техники) ЦАГИ. Там машину частично разобрали - фотографии «Электры» с отстыкованными крыльями датированы октябрем 1938 г.

Вероятнее всего, до конца года машину вернули владельцу, где ее включили в состав Московской авиагруппы Главсевморпути. Летал на ней известный полярный летчик Василий Михайлович Махоткин, тот самый, который в 1936 г. посетил вместе с Водопьяновым остров Рудольфа. До наступления весны 1939 г. Махоткин на Н214, установленном на лыжное шасси, предпринял ряд экспедиционных полетов в Таймырском национальном округе Красноярского края. 31 марта при совершении посадки в Пуре самолет наскочил на снеж¬ный заструг и повредил шасси. Поломка оказалась небольшой, и бортмеханик Кекушев выполнил ремонт на месте.

22 мая 1939 г. после завершения облета зимовок Н214 возвращался в Москву с экипажем в составе Махоткина, Власова, Кекушева и Богданова. При совершении посадки на аэродроме НИИ ГВФ в северном Тушино (там базировались и самолеты Главсевморпути) самолет попал в вырытую канаву и был поврежден. Начальник Управления полярной авиации Главсевморпути И.П. Мазурук свидетельствовал, что на Н214 оказались сломаны шасси, повреждены воздушные винты, топливные баки, хвостовое оперение.

 Махоткин.jpg
26 мая 1939 г. заместитель начальника УПА Каминов сообщал по поводу аварии: «22 мая 1939 г. самолет СССР-Н214 под управлением пилота 1-го класса Махоткина В.М., 2-го пилота Котова И.С, с бортмехаником Кекушевым Н.А. и бортрадистом Богдановым В.Ф. возвращался с облета зимовок через Архангельск в Москву. В 9 часов 45 минут, приземляясь на аэродроме НИИ ГВФ в Химках, на большой скорости проскочил посадочное «Т» и приземлился в 430 метрах от полосы. При пробеге попал в канаву, в результате чего снес шасси, помял воздушные винты и нижнюю поверхность фюзеляжа». В соответствии с приказом ГУСМП №Р-124 от 15 апреля 1940 г. самолет передали в Аэрофлот на запчасти.

Судьба летчика Махоткина в дальнейшем сложилась трагически, вполне вероятно, на нее повлияла история с Н214. Говорилось, что в 1940 г. он имел неосторожность хорошо отозваться о самолете иностранной конструкции, после чего за восхваление чужой авиатехники получил 8 лет лагерей. Со всех карт Советского Заполярья стерли наименование «Мыс Махоткина». В течение нескольких последующих лет он летал летчиком-заключенным в Норильлаге при Геологическом управлении Норильского комбината. Летал по заданию руководства в шхеры Минина, доставлял срочные грузы, перевозил рабочих. В дальнейшем не сработался с главным геологом Норильского комбината Николаем Урванцевым, ушел с летной работы и до конца лагерного срока работал механиком на компрессорной станции
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1355
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения