Фрагмент эпопеи поисков Леваневского.
Посадка трех тяжелых самолетов на о. Райнера.
Экспедиция Шевелева прилетела на Землю Франца-Иосифа
Известия 11 сентября 1937 г.
БОРТ САМОЛЕТА «СССР Н-171», 10 сентября.
(По радио от наш. спец. корр.).
Было около 7 часов утра, когда все подготовительные работы к полету
закончились. Мы ждали сигнала к старту. Тишина сменилась мощным рокот 12 моторов. Вся экспедиция ликовала: «Летим, летим на Рудольф».
Но... в самый последний момент пришла с Рудольфа радиограмма: «Купол закрыт». Два слова объяснили все: посадка невозможна, рискованна, опасна.
Шевелев, Спирин, Водопьянов, Молоков. Алексеев собрались на совещание. В это время со стороны Баренцева моря поползли низкие свинцовые облака.
— Надо лететь, — сказал т. Водопьянов, — если на Рудольфе снова откроется аэродром, а мы промедлим,— опять сегодня не вылетим.
Решили лететь. Флагманский самолет взял разбег по деревянному настилу, Все напряженно ждали оторвется ли грузная машина от мягкого грунта? С трудом тяжелый самолет поднялся.
В 7 час. 35 мин. все три самолета уж были в воздухе и взяли курс на северо-запад. Над Баренцевым морем клубились мрачные облака, и серый туман поднимался над арктическими водами. Два слоя облаков, между которыми мы шли, закрывали и море, и небо.
— Я на разу хорошо не видел этого моря, — рассказывал потом Водопьянов, — хотя вместе с Ивановым и Бассейном пролетал над ним пять раз.
Нас отлично обслуживал маяк мыса Желания. Ориентируясь по его сигналам, самолеты летели курсом на остров Сальма. Остров Диксон, Амдерма,—мыс Желания и остров Рудольфа отчетливо слышали радиостанцию флагманского самолета. А флаг-радист С. Иванов экспериментировал, — он испытывал в воздухе резервный двигатель для радиостанции.
Показалась Земля Франца-Иосифа — легендарный арктический осколок материка, раздробленный на десятки островов. С флагманского самолета передается радиограмма: «Москва, Норд. В 9 час. 37 мин подошли к Земле Франца-Иосифа. Спирин».
С высоты 2.000 метров в разрывах облаков виднелись ледяные поля, заснеженные горы. Величественная, изумительная по красоте панорама! Мы миновали уже остров Карла-Александра. Еше 10—15 минут, и мы увидим, остров Рудольфа! Во в этот момент начальник полярной станции т. Либин радирует: «У нас снегопад, все индевеет, аэродром закрыт».
Вскоре и мы убедились, что густая, облачная пелена скрыла от нас конечный пункт сегодняшнего перелета. Была возможность посадки на южные оконечности острова Рудольфа, но одновременно был велик и риск. Сесть на покрытую трещинами площадку с большими шансами на поломку никто в нашем положении не решился бы.
Покружившись минут двадцать над островом, самолеты взяли курс на бухту Тихую, откуда была передана благоприятная метеосводка: «Аэродром, купол, ледники открыты».
Маяк Рудольфа направил зону по нашему пути. Но время перевалило уже за одиннадцать, следовало торопиться. Тов. Мазурук передал из бухты Тихой, что плато на острове Гукера, где намечалась посадка, закрывает туман. Плохой признак! Шевелев, Водопьянов и Спирин решили выбрать площадку на острове Карла-Александра.
Флагманский самолет «СССР Н-170», снизившись, идет бреющим полетом над этим островом. Поверхность его изобилует трещинами, садиться нельзя.
Подошли к соседнему острову Райнер и также предварительно обследовали его с воздуха. Трещин не обнаружили. Флагман идет на посадку. Наш самолет— т. Молокова—делает круг. Видим, как машина Водопьянова останавливается на поверхности острова, — значит, посадка возможна.
Водопьянову трудно было определить направление ветра, но он, как всегда, сел благополучно. Из самолета выскакивают люди и быстро бегут по посадочной площадке. Вот они ложатся и образуют живую букву «Т», указывая нам место посадки и направление ветра. Самолет «СССР Н-172» т. Алексеева остается в воздухе, передает по радио о нашем приземлении на острове Райнер, затем благополучно садится. Избранная Водопьяновым плошадка оказалась превосходной.
Не прошло и десяти минут, как весь остров затянуло туманом. Наш самолет стоит недалеко от самолетов «СССР Н-170» и «СССР Н-172», но из-за турмана трудно разглядеть, что делается у «соседей».
Около 12 часов наш боевой флаг-радист т. Иванов завязывает связь с островом Рудольфа и подтверждает что экспедиция благополучно села на острове Райнер.
Мы превосходно пообедали и ждем благоприятного случая, чтобы перелететь на о. Рудольфа, который находится от нас на расстоянии примерно 50 километров
Р. КАРМЕН.