Адольф Милованов » 01 Июнь 2015 13:00
Возвращаясь к своему выше упомянутому сообщению от 30 Июля 2012 19:21 относительно ликвидации Полярной авиации в 1940 году, размещаю то, что было до этого.
РГАЭ, ф. 9570, оп. 5 (рассекречена). Дело 178. Переписка с СНК СССР и Экономсоветом при СНК СССР … О первоначальных базах Гласевморпути. 1940г. 219л.
Л. 180. Письмо из Управделами Совета НК 31.10.40г. №С010905. Экз 1. Секретно.
Главсевморпути т. Ширшову П.П., Наркомлес СССР т. Сергееву Ф.В, Наркомзем СССР т. Бенедиктову И.А., Нарком рыбпром СССР т. Ишкову А.А., НКВД СССР т. Чернышову В.В., Гл. Упр. Геодезии и Картографии т. Барасову А.Н., Гл. Упр. Лесоохраны и Лесонасаждений т. Мотовилову Г.П., Центрсоюз т. Сидорову П.П.
По поручению Совнаркома Союза ССР прошу в 3-х дневный срок представить в Совнарком СССР Ваше заключение по письму ГУГВФ о передаче в ведение ГУГВФ всех авиационных подразделений и самолётов гражданской авиации, находящихся в ведение других наркоматов и ведомств.
Приложение: Копия письма и проекта Постановления Совнаркома СССР от 23.10.1940г №04402 на 4-х листах.
Управляющий Делами Совнаркома СССР (М. Хломов).
Л. 179. Письмо Экз. № … СНК СССР ГУ ГВФ «АЭРОФЛОТ» 23.10.1940г. №04402 – 24.10.1940г (слева в углу)
Председателю Комитета Обороны при СНК Союза СССР
Маршалу Советского Союза товарищу Ворошилову К.Е.
На совещании в Комитете Обороны при СНК СССР, проведённом по Вашему указанию, об объединении всей ведомственной гражданской авиации в Главном Управлении Гражданского Воздушного Флота было предложено соответствующим наркоматам, имеющим свою авиацию, представить материалы в АЭРОФЛОТ, характеризующие работу этих подразделений.
Ознакомившись с представленными материалами и, проверив работу некоторых подразделений авиации на месте, - в дополнение к письму Зам. Нач. ГУГВФ тов. Картушева от 8.8.40г. считаю необходимым отметить:
1. Техническая эксплуатация СМП в ведомственной авиации находится в неудовлетворительном состоянии, в результате чего СМП преждевременно выходит из строя, как правило, не вырабатывая установленные для него нормы.
2. СМП следствие одностороннего применения сезонности работы, загружен совершенно недостаточно. В некоторых организациях парк используется не по прямому производственному назначению. Например, в Наркомрыбпроме самолёты используются даже для перевозки работников Рыбтрестов на курорты и прочие подобные «мероприятия».
3. Воспитание лётно-технических кадров, подготовки и переподготовки их в ведомственной авиации отсутствует.
4. Авиация Наркомлеспрома и Главного Управления Лесоохраны своими самолётами обслуживают лишь небольшую часть своей потребности, арендуя в большой степени самолёты ГВФ. Так, например, Наркомлес, имеющий 21 самолёт, арендует в ГВФ 50 самолётов и на 1941 год дал заявку на 96 самолётов.
5. Наиболее крупными подразделениями являются: Гражданская авиация НКВД и Полярная авиация ГУСМП.
ГУЛАГ НКВД в течении 2-х месяцев не мог представить никаких материалов о работе своей авиации и практически никакого руководства не осуществляет. Это подтверждается ещё и тем, что начальник авиагруппы Бамтранспроекта НКВД т. Кармановский, только что закончивший облёт авиаподразделений, требует в связи с этим немедленной передачи авиации Главному Управлению ГВФ.
Работа Полярной авиации в силу её оторванности и сезонного использования – очень дорого обходится государству. В 1940г. при общем объёме работ 1116,3тыс. т/км, на эксплуатацию СМП расходуется 31649,6 тыс. руб. Только административно-управленческие расходы Полярной авиации за 1940г. составляют 1578,2 тыс. руб. В то время как Восточно-Сибирское Управление ГВФ, находящееся примерно в одинаковых условиях, при объёме работ в два с лишним раза превышающем объём работ Полярной авиации – расходует на эксплуатацию только 23700,0 тыс. руб. Отсюда работа Полярной авиации обходится государству в три с лишним раза дороже, чем в Аэрофлоте.
6. Ежегодный налёт во всех подразделениях ведомственной авиации составляет не более 200 часов на списочный самолёт, против 620 часов средне-годового налёта на списочный самолёт ГУГВФ.
7. Кроме того, в связи с установлением Генеральным штабом Красной Армии чёткой регламентации полётов и запретных зон, в ряде районов СССР совершенно не представляется возможным регламентировать полёты самолётов различных ведомств. За последнее время имели место ряд случаев нарушения этих распоряжений Генштаба Красной Армии гражданскими самолётами других ведомств, т.к. лётный состав этих ведомств о соблюдении этих зон, установленных Генштабом Красной Армии не инструктируется и никто это не проверяет.
Несмотря на всё это на наш запрос о передаче ведомственной авиации в ГУГВФ – все руководители Наркоматов и Ведомств, за исключением начальника авиации Бамтранспроекта НКВД, приводит различные доводы против передачи. Эти доводы не убедительны и показывают, что руководители Наркоматов и Ведомств недостаточно осведомлены о работе авиации своего Ведомства.
В целях ликвидации излишнего административно-управленческого аппарата по авиации в Наркоматах и Ведомствах, занимающегося по существу не своим делом, сокращения расходов и улучшения качества подготовки и переподготовки лётно-технического состава – прошу передать всю ведомственную авиацию (за исключением авиации ОСОВИАХИМА, НКАП и НКБП) – Главному Управлению Воздушного Флота.
Прилагаю проект Постановления Совнаркома СССР.
Начальник ГУГВФ
Генерал-майор авиации
Герой Советского Союза
Молоков
Верно Ильин
Л. 177. Экз № - Секретно
Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР
«___» 1940г. Москва Кремль.
О передаче Главному Управлению Гражданского Воздушного Флота авиационных подразделений гражданской авиации Наркоматов и Ведомств.
В целях дальнейшего укрепления Гражданского Воздушного Флота Совнарком СССР постановляет:
1. Сосредоточить в ГУГВФ весь СМП, используемый в народном хозяйстве Союза ССР, за исключением авиации ОСОВИАХИМА, НКАП и наркомата боеприпасов.
2. Передать ГУГВФ со всем личным составом, авиационным и хозяйственным имуществом, а также числящимися на балансе основными средствами по состоянию на 1.1.41г:
а) Управление Полярной авиации ГУСМП
б) Аэрофотосъёмочные отряды Главного Управления Геодезии и Картографии при Совнаркоме СССР
в) Авиацию Наркомлеса СССР
г) Авиацию сельхозаэросъёмки Наркомзема СССР
д) Авиацию Главного Управления лесоохраны, лесонасаждений при Совнаркоме СССР
е) Авиационные подразделения Наркомата Рыбной Промышленности СССР
ж) Авиагруппу Бампроект Главного Управления Железнодорожного строительства НКВД
з) Авиационные подразделения ГУЛАГ и Дальстроя НКВД
и) Авиационные подразделения и отдельные самолёты всех остальных Наркоматов и Ведомств, а также государственных, кооперативных и общественных организаций, кроме поименованных в п.1 настоящего Постановления.
3. Передачу произвести в период с 15.11.40г по 1.1.41г, создав комиссии в составе представителей ГУГВФ и соответствующих Наркоматов и Ведомств.
4. Возложить на Главное Управление ГВФ обслуживание авиацией всех отраслей народного хозяйства на договорных началах.
5. Поручить НКФину и Госплану СССР при рассмотрении бюджета на 1941г сократить административно-управленческие расходы на содержание авиации в ведомствах, перечисленных в п. 2 настоящего Постановления, соответственно пересмотрев объём работ по ГУГВФ.
6. Обязать ГУГВФ к 1.1.41г. представить СНК СССР проект структуры ГВФ, в связи с передачей последнему ряда новых авиационных подразделений.
Председатель СНК СССР (Молотов)
Управляющий делами СНК СССР (Хломов)
…………………………………………………………………….
Начальник ГУ ГВФ Генерал-майор Авиации Герой Советского Союза Молоков