"Севморпуть" становится и крупной информационно-транспортной магистралью.
Россия проложит линию связи в Арктике
Подводная кабельная система, проложенная вдоль российского северного побережья, свяжет Европу и Азию
Татьяна Шадрина "Российская газета" - http://www.rg.ru 15.10.2011, 11:50
http://www.rg.ru/2011/10/15/arktika-site.html
- Уже в следующем году Россия может начать подготовку к строительству линии связи в Арктике.
Технический проект "Российской трансарктической кабельной системы (РОТАКС) был одобрен на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации в конце прошлой недели.
Теперь разработчикам проекта необходимо собрать необходимые средства. А они не малые, чтобы протянуть кабель по дну океана, понадобится, по предварительным оценкам, 145 миллионов долларов. Трасса должна соединить Лондон и Токио. В США также считают, что появление новых подводных линий связи должно повысить безопасность интернет-сетей в целом. Однако у отечественного проекта есть реальный конкурент из Америки - ArcticLink, который обеспечивает выход на Европу из Азии через Атлантический и Тихий океан, предостерегают эксперты. Пока он перегоняет 95 процентов всего трафика на этом направлении.
Укрепление северных границ России - стратегически важная тема, отметил во время обсуждения проекта глава комиссии Игорь Щеголев. Согласно решению Совбеза, необходимо развивать информационно-коммуникационную среду в Арктике, напомнил он. Но проведение подводных кабельных линий связи - это сложная задача, поэтому при ее решении целесообразно исходить из инструментов государственно-частного партнерства, считает глава минкомсвязи Игорь Щеголев.
Беспрецедентной рост объемов трафика между Азией и Европой, по словам замгендиректора "Поларнет Проект" Руслана Саушкина позволяет рассчитывать на предварительную продажу емкостей. Уже ведутся переговоры по заключению контрактов на 15 лет и стоимостью в 470 миллионов долларов. Такого рода предварительные продажи емкостей операторам связи могут окупить проект еще на этапе строительства, отметил он. Параллельно идут переговоры и с инвесторами о вхождении в уставной капитал проекта. До конца года все вопросы финансирования разработчик проекта намерен завершить.
Само строительство подводной кабельной системы РОТАКС планируется в течение 2013-2014 годов по единственному из оставшихся неосвоенными географических маршрутов между Европой и Азией, которые проходят вблизи Арктического и Дальневосточного побережий России. Протяженность предлагаемого маршрута, по его словам, на 7 тысяч километров меньше, чем альтернативный вариант через Индийский океан и территорию США.
"На фоне возрастающего интереса наших соседей к освоению Арктики задача скорейшего обустройства транспортной, пограничной телекоммуникационной инфраструктуры является чрезвычайно важным для обеспечения национальных интересов и безопасности в Арктическом регионе России", - отметил Саушкин. По его словам, РОТАКС позволит эффективно осваивать стратегически важные территории России, а три пункта регенерации - в Мурманске, Анадыре и Владивостоке - обеспечит полный контроль управления кабельной системой с территории России. При этом скорость передачи сигнала будет выше, чем у конкурирующих проектов, а гарантируемый срок эксплуатации системы составит 25 лет. Маршрут спроектирован на максимально возможных глубинах, что обезопасит от возможных повреждений, в том числе и льдом.
В будущем рассматривается возможность сделать прямой выход на Китай. Стоимость строительства отдельной подводной кабельной системы по арктическому маршруту предварительно оценивается в 145 миллионов рублей, если же сделать ответвления к отдаленным территориям России, то стоимость дальневосточного сегмента может сократиться на 50 миллионов долларов.
Первый этап трансарктического строительства в российской экономической зоне Северного Ледовитого и Тихого океанов по трассе Бьюд (Англия), Мурманск, Анадырь, Владивосток, Токио оценивается в 860 миллионов долларов. Второй этап - прокладка отводов на побережье российской Арктики и Дальнего Востока - в 500 миллионов долларов. Третий этап станет сухопутным. Строительство будет вестись в партнерстве с компанией "Транснефть" (500 миллионов долларов). Проект позволит России войти в клуб глобальный операторов подводных кабельных систем и успешно конкурировать на глобальном рынке пропускной способности.