- Историческая топография Петербурга - это богатейшая золотая россыпь для тех, кто занимается историей России, историей культуры и искусства, историей науки и техники. Ведь с каждым именем здесь обязательно будут связаны один или несколько конкретных адресов, нередко с сохранившимися домами и квартирами. Далеко не все имена выдающихся деятелей из области политики, армии и флота, науки и техники, культуры, искусства и литературы, которые достойны того, чтобы быть увековечены в названиях городских объектов, в настоящее время присутствуют на плане города.
Петербург, кроме всего прочего - колыбель отечественной авиации. С Петербургом связана жизнь и деятельность выдающегося русского изобретателя, офицера флота Александра Федоровича Можайского (1825-1890). С 1876 г. А.Ф.Можайский проводил опыты с летающими моделями самолета. 3 ноября 1881 года выдан патент А.Ф.Можайскому на летательный аппарат тяжелее воздуха - моноплан с тремя винтами и 2 паровыми машинами. В 1882-1884 г. А.Ф.Можайский занимался испытаниями своего самолета, в июле 1885 года была осуществлена попытка летных испытаний его самолета. Здесь в январе 1908 года был учрежден первый в России аэроклуб. Первоначально ИВАК располагался на Литейном пр. дом 10, позже - на Моховой ул. дом 11. Настоящими городскими праздниками были авиационные недели, первая из которых прошла с 15 апреля по 2 мая 1910 года, а позже такие мероприятия проводились два раза в год - весной и осенью.
В 1960-е-1970-е годы в руководстве города проявилось стремление увековечить память о первых русских авиаторах в названиях городских объектов в районе бывшего Комендантского аэродрома, первого гражданского аэродрома Петербурга. Эта однозначно похвальная инициатива осуществляется и до сих пор, поскольку территория Приморского района продолжает активно застраиваться. Однако такие новые наименования, как проспект Авиаконструкторов, явно свидетельствуют о том, что в сфере выбора наименований объектов, связанных с историей авиации, имеет место некоторый кризис, обусловленный недостатком «персонального» материала. Между тем мало кому известно, что с нашим городом связана судьба выдающихся отечественных летчиков и тех, кто руководил авиационными подразделениями.
2 мая 2002 года исполнилось 100 лет со дня рождения известного полярного летчика, Героя Советского Союза Сигизмунда Александровича Леваневского. Эта дата осталась почти незамеченной для историков отечественной авиации - если не считать того, что министерство связи РФ выпустило по этому случаю юбилейный почтовый конверт.
Фигура С.А.Леваневского, удостоенного звания Героя СССР за участие в экспедиции по спасению челюскинцев в числе первых семи кавалеров этого звания, до сих пор вызывает неоднозначные оценки, а трагическая гибель пилота, пропавшего без вести вместе с самолетом "Н-209" и пятью членами экипажа при выполнении третьего и последнего трансполярного перелета из Москвы в США в августе 1937 года, надолго стала напоминанием о том, что во времена строительства социализма наряду с триумфами и достижениями в СССР имели место и катастрофические неудачи, в которых были виноваты не только отдельные личности. Вдвойне обидно, что юбилей полярного летчика остался незамеченным в его родном городе - Санкт-Петербурге, городе, который открыл путь в небо многим отечественным авиаторам и летательным аппаратам российского производства.
В Санкт-Петербурге, в городе, в котором чтят память первых авиаторов, берегут мемориалы, связанные с событиями Великой Отечественной войны, внимательно изучают историю авиации второй половины ХХ века. Историки Петербурга берегут память о тех уроженцах этого города, которые были удостоены высоких правительственных наград. На этом фоне то, что в этом городе нет ни улицы, ни монумента, ни мемориального знака, отмечающего память о летчике, получившем звание Герое Советского Союза за участие в экспедиции по спасению челюскинцев, ставшего одним из семи первых Героев и имевшего грамоту Героя Советского Союза под номером 2. Кавалером Золотой звезды Героя С.А,Леваневский не стал: она была утверждена только в 1939 году: через два года после его гибели. В биографии Леваневского - книге "Жизнь, отданная Арктике" написанной московским журналистом и кинодокументалистом Ю.П,Сальниковым и изданной в Москве в 1984 году, о петербургском периоде жизни будущего героя ничего не говорится. Нет упоминаний о местах, связанных с детством Сигизмунда Леваневского и в других публикациях. Значит ли это, что мы никогда не будем знать мест, где жила семья Леваневских?
Отчасти в том, что ранний период биографии Леваневского оказался вне внимания историков авиации и историков его родного города, оказался виноват сам летчик. В своей биографической книге "Моя стихия", вышедшей в Ростове-на-Дону в 1935 году и ранее этого напечатанной в сборнике "Как мы спасали челюскинцев" (Москва: 1934) он написал, что отец его был дворником и умер, когда ему, Сигизмунду, было 8 лет. Такая подробность почти не давала шансов на успех в поисках места рождения С.А.Леваневского и места, где он провел детские годы, Очевидно, по этой самой причине никто даже не предпринимал попыток отыскать петербургские адреса семьи Леваневских. Однако нас на пути поисков поджидала большая удача.
Итак, 1902 год - год рождения Сигизмунда Леваневского. По данным справочника «Весь Петербург» за данный год выясняется, что в этом году в Санкт-Петербурге проживали даже два человека, носившее имя "Александр" и интересующую нас польскую фамилию, Во-первых, это Александр Александрович Леваневский, имевший чин генерал-лейтенанта и занимавший должность начальника артиллерии Петербургского военного округа. Генеральский чин и высокая должность - весьма подходящее положение для человека, у которого три сына пришли в авиацию. Ведь старший брат Сигизмунда, Владислав, был летчиком и участвовал в первой мировой войне, но рано прекратил летать после тяжелой аварии и стал аптекарем, а второй брат, Юзеф, уехавший с матерью в Польшу, не просто пошел в авиацию, но стал своего рода "польским Чкаловым", и погиб в авиакатастрофе во время дальнего перелета осенью 1933 года на территории СССР. Кстати, похоже, что именно гибель Юзефа Леваневского, о которой сообщали советские газеты и радио, стала причиной того, что на портрете Сигизмунда Леваневского, выпущенном в серии почтовых марок в 1934 году, появилась миртовая ветвь - символ траура.
Далее в справочнике строго по алфавиту за генералом Леваневским следует Александр Петрович Левоневский (и именно так эта фамилия пишется по-польски), о котором в справочнике кратко сказано "потомственный дворянин". Здесь же указан адрес, по которому А.П.Левоневский проживал в Петербурге - Климов переулок, дом 7.
Имя генерала А.А.Леваневского не упоминается в адресных книгах Петербурга после 1904 года. Между тем нам известно, что родители Сигизмунда Леваневского в это время продолжали жить в Петербурге - значит, нам встретились однофамильцы или очень дальние родственники
В свою очередь адрес потомственного дворянина А.П.Левоневского по Климову переулку, дом 7, указывается в справочниках «Весь Петербург» до 1909 года. Такой же справочник за 1910 год дает нам другой адрес А.П.Левоневского - Гороховая улица, дом 49. А в справочниках более поздних лет А.П.Левоневский уже не упоминается. Если С.А.Леваневский указывал, что ему было восемь лет, когда умер его отец, то все сходится.
То, что С.А.Леваневский написал о своей семье в автобиографическом рассказе, сходится в том, что нам удалось выяснить, кроме одного - Александр Левоневский был не дворником, а дворянином. Слова похожи, только смысл не тот. Понятно, что один из сыновей потомственного дворянина Левоневского, оставшийся в советской России и попавший в элиту Красной Армии - в авиацию, не только не был склонен афишировать свое дворянское происхождение, но и поменял одну букву в своей фамилии. Интересно, знал ли сам Сигизмунд Леваневский, что, попытавшись порвать с дворянским прошлым, он стал однофамильцем царского генерала? Впрочем, о том, что его семья имела дворянский герб, С.А.Леваневский помнил, и как отмечают некоторые современные историки, даже самолет "Н-209" был выкрашен в цвета его герба, что, однако, не принесло удачи его командиру…
Значит, потомственный дворянин Александр Левоневский и был отцом трех сыновей-летчиков и дочери, которая позднее связала свою судьбу с капитаном польских военно-воздушных сил. И тогда дом номер 7 по Климову переулку и есть место рождения Сигизмунда Леваневского.
Итак, мы подошли совсем близко к тому, чтобы отыскать как минимум два адреса, связанные с детскими годами отечественного полярного летчика Сигизмунда Леваневского. Не будем утверждать, что мы проникли во все тайны истории семьи Левоневских. Было бы неплохо посмотреть, что смогут сообщить наши польские коллеги о том, как описывал свою семью брат Сигизмунда Леваневского - Юзеф Левоневский, у которого на исторической родине предков, в Польше, не было надобности скрывать свое происхождение. Есть надежда на то, что итоги предпринятых разысканий в области биографий двух братьев-летчиков совпадут. Едва ли могут быть случайными два соответствия во времени - год кончины отца С.А.Леваневского, который был указан им в автобиограйфических сочинениях, и время исчезновения из справочников имени потомственного дворянина А.П.Левоневского. Право же, очень хочется, чтобы на старом петербургском доме по Климову переулку, 7, появилась мемориальная доска с надписью "В этом доме родился полярный летчик Герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский (1902-1937)".
Заметим в заключение, что в Петербурге в 1904 году родился еще один Герой Советского Союза - Марк Иванович Шевелев, выпускник воздушного факультета Института инженеров путей сообщения, начальник Управления полярной авиации, участник многих воздушных полярных экспедиций.