"Бурлаки" на о. Св. Лаврентий. Местные жители, работники аэропорта и советские "ученые мужи" пытаются сдвинуть с ВПП Ан-24ЛР СССР-47195, совершившего аварийную посадку на последних каплях керосина в Гамбелл, о. Святого Лаврентия, 27 февраля 1974 года.
Элементарные просчеты в работе штурмана, недостаточный контроль за его работой со стороны командира корабля А.А. Риделя, старшего борт-гидролога Ю.М. Малышева на самолете АН-24 с аппаратурой „Торос” (на самом деле – «Нить») при выполнении ледовой авиаразведки в Беринговом море в феврале 1971 г. (1974 г.) только по счастливой случайности не привели к гибели самолета и экипажа. Разведка производилась в центральной части Берингова моря с выходом на кромку льда. В этот период кромка располагалась значительно южнее американского острова Святого Матвея и после его прохождения ориентиров для определения местоположения самолета по радиолокатору практически не было. Видимо поэтому штурман не смог точно определить свое местоположение с учетом очень сильного северного ветра, наблюдавшегося на высоте полета 6000 метров, и в результате фактическое местоположение самолета было значительно южнее расчетного, и оставшегося запаса горючего оказалось недостаточно для посадки в аэропорту Провидения (ближе советских аэропортов не было). В этих условиях при фактически сухих баках (после посадки двигатели сразу же остановились) самолет, только благодаря мастерству командира корабля Александра Риделя (мастера спорта СССР по авиаспорту), сумел сходу, без выполнения стандартной схемы посадки в крайне неблагоприятных метеорологических условиях совершить посадку в аэропорту американского острова Святого Лаврентия. Для американцев, конечно же, не было секретом, что советские самолеты ИЛ-14 и АН-24 производят ежедекадные регулярные авиаразведки льда в Беринговом море. Самолеты ВВС США регулярно встречали в воздухе наши самолеты ледовой разведки и облетывали их в непосредственной близости, соблюдая, конечно, безопасность полетов.
В этой связи посадка советского самолета в американском аэропорту не вызвала дипломатических осложнений, самолет без всякой проверки его оборудования и аппаратуры на следующий день был заправлен и благополучно произвел посадку в одном из аэропортов Чукотки. Не окажись о. Святого Лаврентия на маршруте полета самолета АН-24, была бы авиакатастрофа, т. к. до советских аэропортов горючего уже не осталось. Правда, для командира корабля А. Риделя, а также некоторых других членов экипажа, последствия посадки самолета на американской территории все же имели негативные последствия — они были отстранены на длительный срок от работ по выполнению ледовых разведок.
Взгляд на инцидент с другой стороны.....
27 Feb 1974: Aeroflot An-24 Coke, tail number 47195, made emergency landing at Gamble on St Lawrence Island. The ice reconnaissance aircraft had been intercepted numerous times over the Bering Sea between 18 May 1972 and 27 February 1974. Two F-4Es from the 43rd Tactical Fighter Squadron, scrambled from King Salmon made the intercept over Bristol Bay. The crews consisted of Lt. Chet Wood, pilot; Capt. Duane Miller, weapons system officer; Lt. Bob Duncan, pilot; and Capt. Bill Guthrie, weapons system officer. The An-24 crew encountered strong headwinds and decided to divert to Provideniya rather then its home base at Anadyr. Since Provideniya was fogged in, the crew then decided to land at Gambell on St. Lawrence Island. The pilots made a straight in approach with one of the two turboprop engines quitting on final due to lack of fuel. Within minutes, word quickly spread around the village of 736 residents that the Russians had landed. The An-24 contained a crew of three plus twelve scientist. The villagers provided space heaters and food and there was an exchange of souvenirs including watches, coins, gloves and stamps. While the Gamble residents attempted to contact authorities in Nome, the Soviet Embassy in Washington, DC, made contact with the State Department and Defense Department and requested fuel for the stranded plane. Later that night, AAC received guidance on the type of fuel needed and how to contact the crew. Last minute planning and additional passengers, that reached a total of 28, delayed the takeoff of the 17th Tactical Airlift Squadron C-130 0700 to 1058 on 28 February. The passengers included representatives from ALCOM, AAC and the U.S. Customs Office in Anchorage. The C-130 landed at Anchorage International Airport to fill a 600 gallon bladder with 900 gallons of JP-1. It then proceeded to Gambell. On landing at around 1400, Col. Charles E. Koeninger, AAC Director of Command and Control, an interpreter and customs agent fluent in Russian approached three Russians who were standing near the An-24. An Alaskan State Trooper from Nome and members of the local Alaska Army National Guard were also present. Initially, the Russians were nervous and reserved. After it had been explained that their Embassy in Washington had asked for fuel, they became more relaxed. The fuel was transferred. The State Department had asked for a list of names, crew position and date of births. The Russian complied except for the date of birth. Following refueling, the An-24 took off at around 1930, made a pass over the field, tipped its wings and headed west. The C-130 departed approximately ten minutes later. (Hales, Hist, AAC, Jul 1972-Jun 1974, pp. 270-278.)
27 февраля 1974 г. Ан-24, бортовой номер 47195, совершил аварийную посадку в Гамбелл (Gambell) на о. Св. Лаврентия. Самолет ледовой разведки неоднократно перехватывался в Беринговом море между 18 мая 1972 года и 27 февраля 1974 года. Два F-4E 43-й Эскадрильи Тактических истребителей, взлетевших с аэродрома Кинг-Салмон, Аляска, осуществили перехват в Бристольском заливе. Экипажи F-4E состояли из лейтенанта Чета Вуда, пилота; капитан Дуэн Миллер, оператор вооружения; лейтенант Боб Дункан, пилот; и капитан Билл Гутри, оператор вооружения. Экипаж Ан-24 столкнулся с сильным встречным ветром и решил отклонить к запасному аэродрому Проведение, не надеясь долететь до своей основной базы в Анадыре. Так как аэродром Проведение был закрыт туманом, команда решила приземлиться в Гамбелл на о. Св. Лаврентия. Пилоты выполнили прямой заход, на подходе остановился один из двух турбовинтовых двигателей из-за нехватки топлива. В течение минут молва о посадке русских быстро распространилась в поселке с 736 жителями. Экипаж Ан-24 состоял из трех человек плюс двенадцать ученых. Жители поселка обеспечили их обогревательными приборами и едой, произошел обмен подарками, включая часы, монеты, перчатки и печати (марки или штемпели, а может в смысле газеты, журналы???). В то время как жители Гембелл попытались связаться с властями в Номе, советское Посольство в Вашингтоне вступило в контакт с Государственным департаментом и Министерством обороны и запросило топливо для застрявшего самолета. Позже, той же ночью Аляскинское воздушное командование (AAC) получил руководство по типу необходимого топлива для Ан-24 и как связаться с командой. Запланированное в «последнюю минуту» прибытие дополнительных пассажиров, число которых достигло в общей сложности 28, задержали взлет C-130 17-го Тактического Подразделения Воздушной перевозки с 07.00 до 10.58 28 февраля. Среди пассажиров были представители ALCOM, AAC и американского Таможенного Офиса в Анкоридже. C-130 приземлился в международном аэропорту Анкориджа, чтобы заправить 600-галлонный эластичный баллон 900 галлонами керосина JP-1. Затем направились в Гамбелл. При приземлении, примерно в 14.00 полковник Чарльз Э. Koeninger, Директор Командного пункта и управления AAC, переводчик и сотрудник таможни обратились к трем русским, которые стояли около Ан-24. Также присутствовали представители службы Патруля (Trooper) штата Аляска из Нома и члены местной Национальной гвардии армии Аляски. Первоначально, русские были возбуждены и необщительны. После того, как было объяснено, что их Посольство в Вашингтоне попросило топливо, они стали более расслабленными. Топливо было передано. Государственный департамент попросил список имен, положения команды и даты рождений. Русские подчинились за исключением даты рождения. Осуществив дозаправку, Ан-24 примерно в 19.30 взлетел, сделал проход над аэродромом, слегка покачивая крыльями, и удалился на запад. Самолет C-130, доставивший топливо, отбыл приблизительно десять минут спустя.