Чукотские иероглифы

Тема: Все, что не вошло в другие категории

Чукотские иероглифы

Сообщение Молибога » 14 Январь 2015 14:57

А.М.Миндалевич. Иероглифическая письменность чукчей // Arctica, 1934, № 2, с.195-197

В Ленинград в январе 1933 г., после почти 2-летнего пребывания на крайней северо-восточной оконечности Азии, вернулась комплексная научная Анадырско-Чукотская экспедиция ВАИ.
Экономико-этнографическому сектору экспедиции удалось выявить и проследить в глубинных районах Чукотки чрезвычайно интересное и своеобразное с научной точки зрения явление, а именно- зарождение и развитие иероглифической письменности чукчей.
При этом особенно характерным и ценным является то обстоятельство, что руководителю Экономико-географического сектора экспедиции А.М.Миндалевичу удалось не только ознакомиться с указанной иероглифической письменностью, но и отыскать на месте, так сказать, основоположника и созидателя ее, чукчу Тенневиля.
Огромный по размерам Чукотский национальный округ, являющийся в территориально-географическом отношении одной из наиболее изолированных частей земного шара, не зная до 17 столетия ни со стороны запада, ни со стороны востока (Америка) влияния того, что мы называем культурой, почти до настоящего времени сохранил в своих глубинных районах ряд особенностей того своеобразного бытового и экономического уклада, который, определяясь в свое время, как эпоха Мадлен, существовал на восточных берегах Атлантического океана несколько тысяч лет тому назад. Вполне понятно, что исследователь, имея возможности ознакомиться в условиях первобытной обстановки не только с рождавшейся там иероглифической письменностью, но и с самим ее созидателем, кроме общего ознакомления с имеющимися там иероглифическими материалами, занимался также изучением самой психологии этого творчества.
Последнее обстоятельство казалось автору настоящей статьи заслуживающим внимания уже потому, что в этом случае представлялась совершенно исключительная возможность проследить впервые на живом историческом материале не только результаты творческой работы, но и те идеи и импульсы, которые легли в основу создания данной первобытной иероглифической письменности.
Иероглифическая письменность зародилась в Чукотском национальном округе всего лишь около 10 лет тому назад под влиянием тех культурно-экономических сдвигов, которые на базе советизации этого отдаленнейшего района начали пробуждать и видоизменять быт и мышление первобытной группы северных народностей.
К тому моменту, когда автору удалось встретиться с Тенневилем, созданная им письменность в основном была уже распространена среди целого ряда кочевых туземных групп Бельского и Танюрерского районов. Сам же Тенневиль располагал уже настолько богатым словарем иероглифических начертаний, что имел возможность достаточно свободно записывать не только те или иные элементы окружающей его материальной культуры, но и целый ряд образов и мыслей и сравнений отвлеченного характера.
Анализируя характер иероглифических начертаний чукотской письменности, можно установить, что последние не имеют ничего общего со схематическим картинным юкагирским письмом, образцы которого приводит В.И.Иохельсон в своих материалах «по древнему и современному юкагирскому быту и письменам». Так же мало походят они и на пиктографическое письмо северо-американских индейцев и эскимосов, образцы которого приводит Л.Я.Штернберг в своем этнографическом обзоре по отделу Северной Америки.
Хотя юкагиры, эскимосы, индейцы и чукчи, вместе с рядом других этнологических групп, и входят в общую схему американоидов, находившихся длительное время в условиях одной и той же локальной культуры, одного и того же фазиса развития, тем не менее, начертания чукотской иероглифической письменности имеют совершенно своеобразную и самобытную форму, определяясь скорее как письмена смешанного идеографического и символического характера.
К наиболее характерным образцам первой , идеографической группы можно отнести начертания, находящиеся в приложении 1, к второй, символической группе относятся начертания, указанные в приложении 2.
Кроме того, данный иероглифический словарь включает в себя также довольно большое количество начертаний, определяющих те или иные глагольные формы, наречия, союзы, предлоги и т.п., приведенные в приложениях 3 и 4.
[см.таблицу ниже] В результате общая фразеология этой письменности, точно соответствуя лаконичным формам первобытного мышления их автора, в целом все-таки дает достаточно ясную логическую схему своего внутреннего содержания.
В последнее время автор настоящей иероглифической письменности вывезен из района горной глубинной тундры, где он долгое время был пастухом, и находится в Усть-Белой, при центральной базе Чукотского оленсовхоза.
Здесь Тенневиль, руководя работой пастушеских бригад совхоза, среди членов которых многие знакомы с его иероглифами, ведет на своем языке систематические отчеты как по обследованию и изучению деятельности оленного хозяйства совхоза, так и по целому ряду других вопросов, соприкасающихся с данной работой.
Для ознакомления с указанной иероглифической письменностью и для изучения ее, А.М.Миндалевич привез в Ленинград для ВАИ 20 иероглифических записей, написанных Тенневилем на деревянных дощечках. К иероглифам приложен подробный подстрочный перевод, проверенный на месте с помощью Тенневиля и любезно переписанный на чукотском языке латинизированным чукотским алфавитом Д.Цибиктаровой.
В ближайшее время Арктический институт должен получить с Чукотки большую коллекцию иероглифических материалов, и тогда можно будет, с участием заинтересованных лиц, приступить уже к более тщательному и детальному изучению материалов этого оригинального первобытного творчества.

 chuk_hier.jpg


Потрясающе! В 20-м веке на глазах у ученых из недр этноса рождается оригинальная и абсолютно новая письменность - причем естественным путем. Тенневиль - гений сродни изобретателю колеса. Кстати, вот он - эту фотографию, насколько я понимаю, с 34 г. нигде не публиковали.
 tenevil.jpg


А.М.Миндалевича расстреляли в 38-м, чукчи стали пользоваться искусственной письменностью на основе кириллицы, а про Тенневиля все забыли. Хотя нет, есть пара страниц в сети, например эта.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Чукотские иероглифы

Сообщение Молибога » 14 Январь 2015 15:05

Тенневиль-Теневиль-Тынвиль-Тыневиль... Кстати, как правильно?
Из последнего найденного о его творении. Что ценно - есть библиография по теме!

Е.А. Верещака (С.-Петербург)
ИЗОБРЕТЕНИЕ ТЫНЕВИЛЯ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОСТИ У ЧУКЧЕЙ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.
- "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования: Программа и тезисы международной науч.конференции" – Томск: Изд-во Томского ун-та. 2014, с.22-24

В докладе будет рассмотрен случай возникновения логографической письменности среди группы чукчей среднего течения р. Анадырь в 1920–30-е гг. Автор, используя архивные [1. Л.81; 2] и опубликованные материалы [3. С. 15; 4. С. 26–28; 5. С. 192–207; 6.С. 191–197; 7. С. 22–40; 8. С. 141–149; 9], поставит вопрос о значении этого письма для самого изобретателя – Тыневиля – и его социального окружения (родственников, друзей, соседей), а также откроет дискуссию о возможных исторических и культурных предпосылках его создания. В этой связи тщательного рассмотрения заслуживают, во-первых, реальные практики использования данной знаковой системы. Тыневиль находил ей весьма широкое применение: он переписывался с родственниками и знакомыми, вел дневниковые записи, осуществлял учет оленей. Во-вторых, необходимо проанализировать «словарь» Тыневиля, который, будучи достаточно ограниченной системой в количественном отношении, не только может «подсказать», как письмо использовалось, но и указать на наиболее важные изменения социальной жизни его создателя. Наконец, необходимо сопоставить тыневилевские письмена с другими известными случаями создания письменности у чукчей и шире – у народов Северо-Восточной Сибири. Таких примеров не так много, если исключить пиктографию, передающую общий смысл сказанного, и рассматривать только логографию, фиксирующую речь пословно [10. С. 36–43]. С уверенностью можно говорить о том, что в конце XIX – первой половине XX в. в разных регионах Чукотки существовали знаковые системы для обозначения отдельных предметов. Создавались и использовались они торговцами и людьми, участвовавшими в обменных операциях, т.е. теми, у кого существовала практическая необходимость в письменной фиксации движения товаров. Однако письменный язык Тыневиля – это больше, чем язык торговца, о чем свидетельствует как лексика, включавшая графемы для существительных, глаголов, прилагательных, наречий, предлогов, союзов, так и вариативность ситуаций использования письма.
Таким образом, анализируемая письменность была полифункциональна: можно выделить ее экономическое, коммуникативное, эмоциональное, престижное значения, но ни один из названных аспектов не мог стать достаточным условием ее создания. Появление такого феномена стало возможным благодаря специфическим историческим условиям, сложившимся на Чукотке во второй четверти XX в., когда происходила экспансия русской-советской культуры в рамках политики советизации коренного населения. В этой связи письмо Тыневиля можно осмыслять одновременно и как подражание европейской культуре, и как противостояние ей.

Библиография

1. Архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунстка-
мера) Российской Академии наук (Архив МАЭ РАН). Ф.К-1. Оп.2. Д.344.
2. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской Академии наук
(СПбФ АРАН). Ф.250. Оп.1. Ед.хр.79.
3. Богораз В.Г. Чукотские рисунки: с 24 таблицами рисунков в тексте. М.:
Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1913. 24 с.
4. Лавров И.П. Чукотский феномен: творческий подвиг Теневиля // Техника
молодежи: ежемесячный общественно-политический, научно-художественный
и производственный журнал ЦК ВЛКСМ. 1969. № 3. С. 26–28.
5. Леонтьев В.В. Письменность и пути повышения грамотности чукчей //
История и культура народов севера дальнего востока. М.: Наука, 1967. С. 192–207.
6. Миндалевич А.М. Иероглифическая письменность чукчей // Arctica. Кн. 2.
Л.: Издание Всесоюзного арктического ин-та, 1934. С. 191–197.
7. Миндалевич А.М. Чукотские иероглифы // Чукотская литература: Мате-
риалы и исследования. М.: Литературная Россия, 2007. С. 22–40.
8. Сергеев М.А. Изобретатели письменности // На Севере дальнем. 1956.
№4. С. 141–149.
9. Языки и письменность народов Севера. Т. 3. М.; Л.: Гос. уч. пед. изд-во,
1934. 244 с.
10. Фридрих И. История письма. М.: Главная редакция восточной лите-
ратуры, Наука, 1979. 463 с.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Чукотские иероглифы

Сообщение Молибога » 14 Январь 2015 15:13

Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Чукотские иероглифы

Сообщение Kirindas » 22 Январь 2015 14:41

мое имхо: Миндалевич увидел то, что желал, да и не только он

 8.pngВторая карикатура Льва Нецветаева.JPG
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Чукотские иероглифы

Сообщение ББК-10 » 27 Ноябрь 2016 15:12

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чукотские иероглифы

Сообщение ББК-10 » 27 Ноябрь 2016 15:18

Елена Давыдова. Письмена Тыневиля: микроисторический анализ одного изобретения

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Дополнительно



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения