Нарисуем-будем жить

Тема: Все, что не вошло в другие категории

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 08 Сентябрь 2020 21:52

Как молоды мы были...когда верили слухам,что сливочное масло будут делать из нефти...Вона как далеко технологии продвинулись...

https://www.fontanka.ru/2020/09/08/69460177/

08.09.2020 15:54

В России будут печатать ледоколы по частям на 3D-принтере
«Газпром нефть» заказала печать на промышленном 3D-принтере первой партии деталей для установки на ледоколе «Андрей Вилькицкий», а также на бункеровщиках «Газпромнефть Зюйд», «Газпромнефть Норд», «Газпромнефть Норд-Вест». Компания готовит сертификацию 3D-печати.

Как сообщили в компании 8 сентября, они разработали дорожную карту освидетельствования технологического процесса работы с металлическими изделиями способом 3D-печати и планируют получит сертификацию Российского морского регистра судоходства. Это позволит применять решение на практике и в дальнейшем сократить временные и финансовые издержки при ремонте судового оборудования.

Тем временем государственные верфи с 2012 года пытаются достроить самый большой неатомный ледокол в мире — «Виктор Черномырдин». Срок его передачи заказчику сдвинули теперь на конец сентября.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 18 Ноябрь 2020 17:04

"...унтер-офицерская вдова сама себя высекла." ( "Ревизор".Н.Гоголь)

https://www.fontanka.ru/2020/11/18/69555903/

18.11.2020 13:38

Сизифов труд Минпромторга. Почему чиновники проигрывают все суды с Крыловским научным центром
Претензии Минпромторга к дочернему Крыловскому ГНЦ из-за просрочек госконтрактов превысили 400 млн рублей. Видна тенденция: из 11 судебных процессов решения вынесены по 8 — и все проиграны.

Работа Крыловского государственного научного центра в Петербурге
Работа Крыловского государственного научного центра в Петербурге
Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
Последние 211,6 млн рублей Минпромторг предъявил принадлежащему ему петербургскому ФГУП «Крыловский государственный научный центр» 9 ноября в Арбитражном суде Москвы. Суть претензий обозначена лишь в одном из двух исков, и то общими словами — взыскание штрафа по договору. Судебные заседания еще не назначены, и документы со смысловой частью пока не опубликованы. На редакционные запросы к моменту публикации в Крыловском ГНЦ и Минпромторге не отреагировали.

С января 2019 года портал «Электронное правосудие» зафиксировал 11 судебных процессов, очень похожих друг на друга. Во всех случаях Минпромторг пытается наказать собственную «дочку» за просрочки по госконтрактам, и во всех случаях ничего из этого не получается. Решения «в иске отказать полностью» вынесены в восьми процессах, в трех их «засилил» Девятый арбитражный апелляционный суд, в трех министерство даже не пыталось оспорить проигрыш в первой инстанции, остальные — в процессе.

Из опубликованных решений видно: всякий раз в судах выясняется, что просрочки действительно были, но случились они по вине самого Минпромторга.

138,6 млн рублей за просрочку опытно-конструкторской работы «Разработка и постановка на производство движительно-рулевой колонки с двигателем в гондоле» Минпромторг не смог взыскать с Крыловского ГНЦ, потому что министерство уже после начала работ изменило техзадание. «Дочке» пришлось корректировать документацию вместо того, чтобы создавать движительно-рулевую колонку.

10,9 млн рублей Минпромторг не смог взыскать из-за собственной нерасторопности — подписал акт сдачи-приемки работ с опозданием почти на год. «Ответчик надлежащим образом выполнил обязательства по контракту, в то время как позднее подписание акта заказчиком не является зоной ответственности исполнителя», — написано в судебном решении. Речь идет об опытно-конструкторских работах, содержание которых не разглашается.

Про 26,4 млн рублей, которые Минпромоторг не смог взыскать с Крыловского ГНЦ по той же причине — несвоевременного подписания актов сдачи-приемки работ по ОКР с шифром «МИС-ПЛ», в решении московского арбитража написано еще жестче.

«В ходе судебного разбирательства … установлено, что работы фактически были выполнены с надлежащим качеством и предъявлены к приемке в установленные контрактом сроки, акты датированы в пределах сроков выполнения работ, их фактическое подписание истцом … при условии отсутствия каких-либо претензий в отношении объемов и качества выполненных работ, не может быть признано судом в качестве надлежащего основания для … штрафных неустоек за просрочку исполнения при фактическом установлении отсутствия такового…» — сказано в мотивировочной части решения.

Остальные процессы, решения по которым уже вынесены, имеют тот же вектор — Минпромторг предъявляет «дочке» опоздания, но суд выясняет, что чиновники или опоздали сами, или создали такие условия, при которых не опоздать невозможно.

Похожая тенденция прослеживается во взаимоотношениях отраслевых министерств с петербургскими судостроительными предприятиями. На сегодняшний день претензии Минтранса, Минпромторга и Росатома к ним за просрочки в исполнении госконтрактов составляют 2,5 млрд рублей.

250 млн рублей Минтранс не смог взыскать с Невского судостроительно-судоремонтного завода, потому что сам задержал оплату контракта. 260 млн рублей Минпромторг безуспешно хотел получить у производителя портальных кранов ЗАО «СММ», но выяснилось, что сам несвоевременно согласовал исходные данные для исполнения контракта. Росатом не смог наказать Балтийский завод на 94 млн рублей за просрочку подготовки документов по литерному контракту, потому что заволокитил процесс.

Лев Годованник, для «Фонтанки.ру»

Справка: ФГУП «Крыловский государственный научный центр» основан в 1894 году, принадлежит государству в лице Министерства по промышленной политике и торговле. Это крупнейший в России институт, выполняющий работы для военно-морского флота и гражданского судостроения. «Крыловский ГНЦ» создал первую отечественную мощную (60 МВт) и высоковольтную (10,5 кВ) систему электродвижения для атомных ледоколов серии 22220, которая была установлена на «Арктике».

В деловых СМИ весной 2020 года обсуждались планы главы «Объединенной судостроительной корпорации» Алексея Рахманова реорганизовать «Крыловский ГНЦ» и, в частности, передать ОСК его компетенции по обоснованию безопасности судов и кораблей с ядерными реакторами и ядерных боеприпасов, а также реализацию функций Минпромторга по управлению использованием атомной энергии на предприятиях судостроительной промышленности (https://www.kommersant.ru/doc/4283295?query=крыловский%20гнц). Пока решение об этом не принято.

В апреле правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики включила «Крыловский ГНЦ» в отраслевой список в качестве системообразующих предприятий.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 08 Декабрь 2020 21:54

https://www.fontanka.ru/2020/12/08/69612136/

08.12.2020 20:04

Арбитражный суд: УФАС придирается к строителю «Арктики»
Из семи арбитражных процессов между петербургским УФАС и «Балтийским заводом» в трёх завод выиграл, в двух проиграл, ещё два находятся в стадии рассмотрения. Суды считают, что антимонопольное ведомство несправедливо к предприятию.

Очередное постановление в пользу «Балтийского завода» вынес 8 декабря Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. Он оставил в силе решение первой инстанции, из которого следует, что завод совершенно справедливо не позволил ООО «Петрокомплект-Строй» участвовать в конкурсе на поставку листового металлопроката. Компания заявила, будто изготовила его сама, но выяснилось, что такого не может быть — ей негде, не на чем, да и её устав данный вид деятельности не предусматривает.

Решение же Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу говорит о несоблюдении заводом «принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки». Это решение сначала отменил Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а 8 декабря обоснованность отмены подтвердил апелляционный суд.

Судебные тяжбы из-за жалоб в петербургское УФАС на нарушения «Балтийским заводом» антимонопольного законодательства при проведении закупок длятся с прошлой весны. Сегодня на сайте «Электронное правосудие» можно увидеть семь таких процессов, в трех из которых завод выиграл, в двух проиграл. Каждый выигрыш означает отмену решения, вынесенного по очередной жалобе антимонопольным ведомством. Два из трех выигрышей «Балтийского завода» уже вступили в законную силу, один из двух проигрышей — тоже. Текущий счет 3:2 говорит о том, что, по мнению судов, в большинстве случаев петербургское УФАС напрасно придирается к предприятию.

Представители «Балтийского завода» и УФАС от комментариев по данному вопросу отказались.

Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», на 97.79% принадлежит государственной «Объединенной судостроительной корпорации».

Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным «Росатому» ФГУП «Атомфлот».

Головной ледокол «Арктика» был в этом октябре передан «Атомфлоту», после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы «Сибирь» и «Урал» уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледокол «Якутия» заложен 26 мая 2020 года, пятый ледокол серии 22220 «Чукотка» обещают заложить 18 декабря.

В ноябре «Балтийский завод» сдал «Росморпорту» один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире «Виктор Черномырдин» (серия 22600).

Позвольте высказать сугубо своё субъективное мнение относительно всех телодвижений различного чиновничьего люда вокруг Балтийского судостроительного завода.Мне представляется,что "собака порыта" в непреходящем желании ну оочень крупных игроков-охотников выселить судостроительное предприятие с "золотой земельной недвижимости" Васильевского острова Санкт-Петербурга...

"...В ноябре «Балтийский завод» сдал (??) «Росморпорту» один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире «Виктор Черномырдин» (серия 22600).
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 23 Март 2021 17:25

https://47news.ru/articles/190521/

"Атомфлот" проиграл самый крупный из исков к Балтийскому заводу

16:53 23.03.2021


Заказчик мощнейших в мире атомных ледоколов серии 22220 неправомерно пытался взыскать с Балтийского завода 733 млн рублей. Решение вступило в законную силу. Судебная кампания "Атомфлота" против петербургского производителя ледоколов состоит из шести процессов на 1,7 млрд.

Полный провал самого крупного иска ФГУП "Атомфлот" (входит в госкорпорацию "Росатом") к ПАО "Балтийский завод" вступил в законную силу 22 марта. В иске "Атомфлот" пытался взыскать с завода 733 млн рублей за просрочку в предоставлении копий подрядных договоров и спецификаций к ним по контрактам строительства двух первых ледоколов серии 22220 - "Арктика" и "Сибирь". Отказ в удовлетворении иска судья мотивировал с небывалой для юридического делопроизводства откровенностью, фактически прямым текстом назвав "Атомфлот" недобросовестным, а условия контрактов на строительство самых мощных ледоколов в мире — несправедливыми:

"Всю информацию Государственный заказчик получал заблаговременно и достоверно, знал о всех условиях заключаемых договоров путем участия в закупочных комиссиях.

Факт наличия несправедливого условия в договоре указывает на недобросовестное поведение сильной стороны… Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Применяя к слабой стороне такое условие договора, сильная сторона злоупотребляет своим правом…" — написано в мотивировочной части решения.

22 же марта Арбитражный суд Мурманской области зарегистрировал еще один иск "Атомфлота" к Балтийскому заводу на 57 млн рублей. Содержание претензии пока не опубликовано, но на сегодняшний день "Атомфлот" инициировал уже шесть судебных процессов против Балтийского завода с общей суммой претензий более чем в 1,7 млрд. Два предыдущих иска общей стоимостью в 700 млн рублей датированы 1 марта в Арбитражном суде Москвы, который пока не начал рассматривать их по существу.

Как ранее писал 47news, суть претензий по всем искам заключается во взыскании просрочек по формальным пунктам контрактов о строительстве атомных ледоколов серии 22220 "Арктика" и "Сибирь".

"Атомфлот" пытается взыскать с завода неустойки за несвоевременно предоставленные документы из расчета 1 млн рублей за день просрочки.

В трех случаях, когда дела уже рассмотрены, суд фактически встал на сторону петербургских судостроителей. В первых двух исках суммы требований судом снижены со 139 млн и 94 млн рублей до 100 тысяч, в удовлетворении иска на 733 млн вовсе отказано. Все три вынесенных решения вступили в законную силу.

Обращает внимание, что "Арктика" заложена в ноябре 2013 года, в июне 2016-го спущена на воду, а в эксплуатацию ее должны были ввести в 2017 году. Фактически это случилось 21 октября 2020 года. Таким образом, просрочка при строительстве флагмана серии 22220 составила три года.

Ледокол "Сибирь" заложен в мае 2015 года и в сентябре 2017-го спущен на воду. Сроком его сдачи стал 2021 год, и деловые СМИ называют этот срок "сдвигом на два года".

Суммарная просрочка сдачи обоих ледоколов может составить 5 лет, но "Атомфлот" почему-то не требует за это от Балтийского завода 1,8 млрд рублей в соответствии с любимой им калькуляцией "миллион за день просрочки". Претензии сводятся к не вовремя согласованной бумаге и несвоевременно представленным копиям договоров.

Справка:

Непубличное акционерное общество "Балтийский завод", по данным системы "СПАРК-Интерфакс", на 97,79% принадлежит государственной "Объединенной судостроительной корпорации".

Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным "Росатому" ФГУП "Атомфлот".

Головной ледокол "Арктика" был в этом октябре передан "Атомфлоту", после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы "Сибирь" и "Урал" уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледокол "Якутия" заложен 26 мая 2020 года, пятый ледокол серии 22220 "Чукотка" обещают заложить 18 декабря.

В ноябре "Балтийский завод" сдал "Росморпорту" один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире - "Виктор Черномырдин" (серия 22600).
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 14 Май 2021 11:15

Жадность (по выражению Премьера Мишустина) характерна не только для торговых сетей...

https://www.fontanka.ru/2021/05/14/69914111/

14.05.2021 09:20

Забыли расписаться. Атомфлот проиграл Балтийскому заводу самый крупный в 2021 году иск

Атомфлот не смог взыскать с Балтзавода 0,5 млрд руб. из-за договора на 20 тыс.

Балтийский завод не предоставил Атомфлоту договор с субподрядчиком при строительстве «Сибири» и «Урала» на 20 886 рублей. Суд решил, что этого делать и не следовало, хотя госзаказчик претендовал на 1 млн рублей за день просрочки.

Решение о проигрыше ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») ПАО «Балтийский завод» Арбитражный суд Москвы опубликовал 13 мая. Это самый дорогой иск Атомфлота к Балтийскому заводу за 2021 год в судебной кампании заказчика мощнейших в мире атомных ледоколов серии 22220 против их изготовителя, которая состоит из шести процессов на 1,7 миллиарда.

На этот раз Атомфлот пытался взыскать с Балтзавода 507 млн рублей (1 млн за день просрочки) за то, что завод не предоставил ему копию договора с субподрядчиком, хотя по условиям госконтракта обязан был сделать это в течение 10 рабочих дней с момента подписания. Но в данном случае стоимость субподряда составляла 20 886 рублей, и договора как такового не было — эту роль сыграл выставленный счет на его оплату, который своевременно предоставили госзаказчику. По мнению суда, с учетом маленькой стоимости субподряда счета было вполне достаточно.


«У истца, который компенсирует расходы на контрагентские поставки ответчика при строительстве <…> атомных ледоколов, отсутствует нарушенное право как основание для применения соответствующих мер гражданско-правовой ответственности», — констатировал судья Эрдни Ликшинов в мотивировочной части вынесенного решения.

Пока Атомфлоту удалось одержать лишь одну победу над Балтийским заводом. В конце апреля суд взыскал с петербургского предприятия 40 миллионов рублей за 195 дней просрочки при установке WEB-камер. С их помощью служба безопасности Атомфлота могла видеть online процесс строительства ледокола «Арктика» и до сих пор может наблюдать строительство ледокола «Сибирь» на верфи Балтийского завода. Заказчик пытался взыскать 195 миллионов — по своему традиционному принципу 1 миллион за день просрочки, но суд в очередной раз рекомендовал госкомпании умерить аппетиты.

Решение по предыдущему иску Атомфлота к Балтийскому заводу вступило в законную силу 22 марта. Истец безуспешно пытался взыскать с завода 733 миллиона рублей за просрочку в предоставлении копий подрядных договоров и спецификаций к ним по контрактам строительства двух первых ледоколов серии 22220 — «Арктика» и «Сибирь». Отказ в удовлетворении иска судья мотивировал с небывалой для юридического делопроизводства откровенностью, фактически прямым текстом назвав Атомфлот недобросовестным, а условия контрактов на строительство самых мощных ледоколов в мире — несправедливыми.

«Всю информацию государственный заказчик получал заблаговременно и достоверно, знал о всех условиях заключаемых договоров путем участия в закупочных комиссиях. Факт наличия несправедливого условия в договоре указывает на недобросовестное поведение сильной стороны. <…> Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Применяя к слабой стороне такое условие договора, сильная сторона злоупотребляет своим правом», — написано в мотивировочной части решения.

22 марта Арбитражный суд Мурманской области зарегистрировал еще один иск Атомфлота к Балтийскому заводу, на 57 миллионов рублей. Содержание претензии пока не опубликовано, но на сегодняшний день Атомфлот инициировал уже шесть судебных процессов против Балтийского завода с общей суммой претензий более чем в 1,7 миллиарда. Два предыдущих иска общей стоимостью 700 млн рублей датированы 1 марта в Арбитражном суде Москвы, который пока не начал рассматривать их по существу.

Суть претензий по всем искам заключается во взыскании просрочек по формальным пунктам контрактов о строительстве атомных ледоколов серии 22220 «Арктика» и «Сибирь». Атомфлот пытается взыскать с завода неустойки за несвоевременно предоставленные документы из расчета 1 миллион рублей за день просрочки.

В трех случаях, когда дела уже рассмотрены, суд фактически встал на сторону петербургских судостроителей. В первом иске сумма требований снижена судом со 139 миллионов до 100 тысяч, в удовлетворении исков на 94 и 733 миллиона вовсе отказано. Два из трех вынесенных решений вступили в законную силу.

Отметим, что «Арктика» заложена в ноябре 2013 года, в июне 2016-го спущена на воду, а в эксплуатацию ее должны были ввести в 2017 году. Фактически это случилось 21 октября 2020 года. Таким образом, просрочка при строительстве флагмана серии 22220 составила три года. Ледокол «Сибирь» заложен в мае 2015 года и в сентябре 2017-го спущен на воду. Сроком его сдачи стал 2021 год, и деловые СМИ называют этот срок «сдвигом на два года».

Суммарная просрочка сдачи обоих ледоколов может составить 5 лет, но Атомфлот почему-то не требует за это от Балтийского завода 1,8 миллиарда рублей в соответствии с любимой им калькуляцией «миллион за день просрочки». Претензии сводятся к не вовремя согласованным документам или к несвоевременно представленным копиям договоров.

Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», на 97,79% принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным Росатому ФГУП «Атомфлот».

Головной ледокол «Арктика» в октябре 2020 года был передан Атомфлоту, после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы «Сибирь» и «Урал» уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледоколы «Якутия» и «Чукотка» заложены 26 мая и 16 декабря 2020 года, соответственно.

В ноябре 2020 года Балтийский завод сдал Росморпорту один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире — «Виктор Черномырдин» (серия 22600).
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 05 Июль 2021 15:25

https://www.fontanka.ru/2021/07/05/70008218/

05.07.2021 14:56

«Атомфлот» проиграл. «Якутию» и «Чукотку» застрахуют на 50 млрд вместо ста


Заказчик строящихся атомных ледоколов для освоения Северного морского пути не смог добиться в суде их полноценного страхования. Международные санкции оказались сильнее, и это окончательно.

Решение Арбитражного суда Москвы об отказе ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») в требовании обязать Балтийский завод застраховать детали и узлы третьего и четвертого атомных ледоколов серии 22220 «Якутия» и «Чукотка» на 48 млрд рублей для каждого вступило в законную силу 1 июля.

Балтийский завод не застраховал строительство обоих ледоколов на 96 млрд рублей из-за введенных в 2014 году санкций США и Евросоюза в отношении Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, владелец Балтийского завода, строителя всех ледоколов серии 22220). В России нет страховой компании, способной взять на себя обязательства почти на 100 млрд рублей при возникновении страхового случая. Раньше проблемы решались с помощью так называемой перестраховочной защиты — привлечения иностранных компаний к страхованию крупных контрактов. Но такие компании отказались от участия в проектах ОСК после того, как та попала под международные санкции.

Согласно договору между Атомфлотом и Балтийским заводом на строительство «Якутии» и «Чукотки», последний должен застраховать всё, что доставляется на верфь в период строительства. Это 48,2 млрд рублей на каждый ледокол, которые должны быть потрачены на страховки не позднее даты закладки. «Якутия» заложена 26 мая 2020 года, «Чукотка» 16 декабря. 15 января нынешнего года Атомфлот обратился в арбитраж, чтобы заставить петербургских судостроителей выполнить свои обязательства.

Суд усомнился в необходимости страховать детали и узлы судов, которых нет: ведь закладка судна — ритуал без материальной составляющей. А ещё Арбитражный суд Москвы порекомендовал Атомфлоту уважать Гражданский кодекс. Там отдельная статья посвящена свободе юрлиц заключать или, наоборот, не заключать договоры друг с другом. И четко написано: «Понуждение к заключению договора не допускается». Это, по мнению суда, означает: Атомфлот и Балтийский завод между собой могут договориться о чем угодно, но ни один из них не вправе заставить другого подписать соглашение с третьей стороной, которая участником договора о строительстве ледоколов не является. Даже если эта сторона — страховая компания и даже если Балтийский завод обязался застраховать «Якутию» и «Чукотку».

Но обе причины — прелюдия к главной: отсутствию в стране страховой компании, способной взять на себя столь крупные обязательства. Как сообщили «Фонтанке» на Балтийском заводе, строительство «Якутии» и «Чукотки» предполагается застраховать на 50 млрд рублей — примерно на половину заложенной в договоре суммы. Это стало возможно благодаря появлению летом 2016 года АО «Российская национальная перестраховочная компания» (РНПК), которую Центробанк создал как раз для таких случаев.

Кстати, страхование двух предыдущих ледоколов серии 22220 — «Сибири» и «Урала» — московский арбитраж по той же причине ограничил до 5 млрд рублей на оба судна. Это случилось в 2015 году, до появления РНПК.

Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», на 97,79% принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным Росатому ФГУП «Атомфлот».

Головной ледокол «Арктика» был в октябре 2020 года передан Атомфлоту, после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы «Сибирь» и «Урал» уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледоколы «Якутия» и «Чукотка» заложены 26 мая и 16 декабря 2020 года соответственно.

В ноябре 2020 года Балтийский завод сдал Росморпорту один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире — «Виктор Черномырдин» (серия 22600).
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 18 Ноябрь 2021 15:04

И шо они там копья ломают,средства на суды тратют? Ведь глобальное потепление,бають,всё одно впереди ледоколов бежит... :scratch:

https://www.fontanka.ru/2021/11/18/70261244/

Опоздавших не судят. Поставки силовых установок на ледоколы «Сибирь» и «Урал» отсрочены на пятилетку
«Кировский завод» переломил тяжбу со строителем крупнейших в мире атомных ледоколов. Он заставил Балтийский завод отсрочить поставки турбин, что гарантирует победу в процессах на 0,4 млрд рублей.

АО «Завод «Киров-Энергомаш» ничуть не опоздало, когда отправило для первого атомного ледокола серии 22220 «Сибирь» силовые установки с 4-летней задержкой относительно указанного в контракте срока. И турбины для «Урала», задержанные на 5 лет, — тоже не опоздание. Такое решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области вступило в законную силу 17 ноября. Для «Киров-Энергомаша» это, во-первых, вопрос принципа: теперь никто не скажет, что «Сибирь» с «Уралом» отправятся покорять Северный морской путь позже намеченного из-за него. А ещё это перелом в масштабной судебной тяжбе на 1,7 млрд рублей со строителем ледоколов Балтийским заводом: 17 ноября «Киров-Энергомаш» обеспечил себе победу в двух других процессах — всего на 0,4 млрд.

Строительство самых мощных в мире атомных ледоколов серии 22220 с мая 2018 года сопровождается шестью судебными спорами между Балтийским заводом и изготовителем паротурбинных установок (ПТУ) для них «Киров-Энергомашем». Суть всех споров — взаимные претензии сторон из-за сроков поставки ПТУ, особняком стоит спор из-за испытательного стенда — после Крыма «Киров-Энергомаш» не смог использовать украинский и безуспешно пытался заставить Балтийский завод заплатить 1,1 млрд рублей за создание нового. На данный момент счет 2:2 — в законную силу вступило по две победы каждой из сторон.

Силовые установки должны были оказаться на «Сибири» в марте 2017 года, на «Урале» — в ноябре. Суд разрешил считать ненаказуемыми сентябрь 2021 года и июнь 2022-го соответственно. На «Сибири» примерно так и случилось — в конце октября автору статьи удалось побывать на ледоколе и воочию убедиться в наличии там обеих ПТУ, и пару дней назад он благополучно отправился на ходовые испытания.


О том, как будут развиваться события на «Урале», мы не знаем — время не пришло. Но для «Киров-Энергомаша» важно другое. В декабре 2019 года и в апреле 2020-го Балтийский завод предъявил ему иски общей суммой почти на 0,4 млрд рублей за задержки поставок турбин для «Сибири» и «Урала». Судостроители исходили из буквы контракта и были шокированы, когда во вступившем 17 ноября в законную силу судебном решении прочитали, что, оказывается, «Киров-Энергомаш» не виноват в опоздании с турбинами для ледоколов на 4 и 5 лет соответственно. Это особенно изумило на фоне вступившего в феврале 2019 года в законную силу решения того же петербургского арбитража о том же самом применительно к головному судну серии 22220 «Арктика». Там Балтийский завод взыскал с «Киров-Энергомаша» 156 млн рублей и сумел удержать победу в Верховном суде.

Вынося нынешнее решение, суд пенял на документы, против которых, кажется, невозможно возразить:

— постановлением правительства РФ от 28.08.2017 № 1027 сроки поставки ледокола «Сибирь» перенесены на 2020 год, ледокола «Урал» — на 2021-й;

— постановлением правительства РФ от 24.04.2019 № 490 сроки поставки ледокола «Сибирь» перенесены на 2021 год, ледокола «Урал» — на 2022-й.

В самом деле: если у заказчика суперледоколов ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») возникают проблемы с финансированием, и проблемы эти оформляются на уровне документов, которые подписывает глава кабинета министров, — то какие вопросы к «дочке» «Кировского завода»? Такова идеология вступившего в законную силу судебного акта.

«Суд отклонил как недоказанный довод АО «Балтийский завод» о том, что причиной и основаниями переноса сроков сдачи ледоколов по государственному контракту стали ненадлежащее исполнение АО «Завод «Киров-Энергомаш» обязательств по договору, поскольку постановления № 715 и № 490, а также дополнительные соглашения <…> к государственному контракту об изменении сроков сдачи ледоколов не содержат таких причин и оснований для их принятия и заключения…» — сделал вывод арбитражный суд.

Для руководства Балтийского завода он стал шоком не из-за обманутых ожиданий, а по кулуарной причине. На верфи утверждают, что лишившие их победы в процессе правительственные постановления готовили они сами, а в обосновании этих постановлений как раз и указывали нарушения условий контракта, допущенные «Киров-Энергомашем». Но суд исследовал постановления, а не обоснования к ним.

«Оба постановления правительства о переносе сроков сдачи атомных ледоколов «Сибирь» и «Урал» появились на свет как раз из-за того, что «Киров-Энергомаш» задерживал сроки изготовления турбинных установок. Мы сами готовили пояснительные записки для обоих постановлений, там это четко указано. Решение суда вообще абсурдно — оно позволяет «Киров-Энергомашу» поставить нам турбины тогда же, когда мы должны отдать «Атомфлоту» ледоколы. Но, согласно технологии, паротурбинные установки монтируются на судах за два года до их сдачи в эксплуатацию», — рассказал автору статьи представитель Балтийского завода.

По словам собеседника, происшедшее 17 ноября в этот день не закончилось. Балтийский завод намерен жаловаться в кассационный суд и, если потребуется, в Верховный. «Для нас это дело чести», — сказали в юридическом департаменте одной из самых крупных верфей России.

Лев Годованник, «Фонтанка.ру»

Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», на 97,79 % принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации.

Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным «Росатому» ФГУП «Атомфлот».

Головной ледокол «Арктика» был в октябре 2020 года передан «Атомфлоту», после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы «Сибирь» и «Урал» уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледоколы «Якутия» и «Чукотка» заложены 26 мая и 16 декабря 2020 года соответственно.

В ноябре 2020 года Балтийский завод сдал Росморпорту один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире — «Виктор Черномырдин» (серия 22600).

Непубличное акционерное общество «Завод «Киров-Энергомаш», по данным СПАРК с актуализацией на 1 квартал 2021 года, полностью принадлежит ПАО «Кировский завод».

© Фонтанка.Ру
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 21 Декабрь 2021 10:24

https://www.fontanka.ru/2021/12/21/70329674/

В ответе за всё. Атомфлот предъявил Балтийскому заводу 0,4 млрд за первое плавание «Арктики»

Загадочные простои в Мурманске головного ледокола серии 22220 в его первую навигацию стали крупнейшим за 2021 год иском — и он снова связан с турбинами Кировского завода.

21.12.2021 08:08

Арбитражный суд Мурманской области 21 декабря начал слушание претензии ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») к производителю крупнейших в мире ледоколов серии 22220. Сумма — 418 млн рублей. Суть иска не разглашается, но автору статьи стало известно: речь о простое головного судна этой серии «Арктика» у причалов Атомфлота в мурманском порту из-за аварии на паротурбинной установке, произведенной АО «Киров-Энергомаш» (100-процентная «дочка» ПАО «Кировский завод»). До сих пор об этой аварии старались не распространяться.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 27 Декабрь 2021 14:11

https://www.fontanka.ru/2021/12/27/70343999/

Золотая серия. Супермощные атомные ледоколы начинают кусаться
Балтийский завод, строитель мощнейших в мире ледоколов серии 22220, сдал «Сибирь». Масштаб претензий к нему уже в 5 раз превысил размер плановой прибыли.

27.12.2021 13:19
6


Контракт на строительство одного атомохода серии 22220 стоит примерно 40 млрд рублей. Заложенная в нем плановая рентабельность составляет 0,5 % — прибыль Балтийского завода за «Арктику» и «Сибирь», вместе взятые, можно оценить примерно в 0,4 млрд. Общая сумма претензий заказчика серии ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») к концу 2021 года перевалила за 2,1 млрд, 0,4 млрд из которых в живом процессе. Как только верфь начнет проигрывать суды, строить ледоколы станет невыгодно.


Атомфлот начал судебное шествие против Балтийского завода в июне 2020 года, за 4 месяца до получения «Арктики». Первой целью стала борьба с опозданиями при строительстве этого ледокола, «Сибири» и даже недостроенного пока «Урала». Госзаказчик хотел карать жестоко — по 1 млн рублей за каждый день задержки, причем неважно чего — это могла быть запоздалая передача какого-нибудь документа на согласование или задержка введения в действие системы видеонаблюдения на строительной площадке. Таких исков 6, и все они вводили в изумление Арбитражный суд Москвы, где в большинстве своем слушались.

Судьи пытались понять, каким образом, например, задержка за просрочку в предоставлении копий подрядных договоров и спецификаций к ним при строительстве «Арктики» и «Сибири» нанесла Атомфлоту ущерб в 733 млн рублей. Понять не удавалось ни в этом деле, ни в других аналогичных, после чего госзаказчику рекомендовали умерить аппетиты и как-то соотносить их с объективной реальностью — иначе получается абсурд и цинизм, звучащий в юридической терминологии как злоупотребление правом.

Из 1,7 млрд рублей, которые Атомфлот пытался взыскать с Балтийского завода в тренде «миллион за день опоздания», суды поддержали 100 тысяч — 1 рубль из 17 тысяч предъявленных. На сегодняшний день все 6 решений вступили в законную силу, новых претензий из-за задержек в строительстве серии 22220 у госзаказчика пока не видно.

Но Атомфлот не останавливается на достигнутом (в данном случае на не достигнутом) — он взыскал с судостроителей 57 млн рублей за сожжённое в ходе повторных испытаний гребного электродвигателя «Арктики» ядерное топливо. Идея процесса: на двукратные испытания мы не подписывались, не справились за один раз — развлекайтесь за свой счет. Это вступило в законную силу, хотя юристы Балтийского завода дошли до кассационного суда.

А ещё Атомфлот предъявил 0,4 млрд рублей за первое плавание «Арктики», в ходе которого вышла из строя паротурбинная установка производства АО «Киров-Энергомаш». В результате атомоход большую часть зимы 2020/2021 годов ломал не льды, а мозги технарям у причала Росатома в мурманском порту, после чего вернулся в Петербург для ремонта. Этой историей Арбитражный суд Мурманской области займется в конце января — стороны пока качают мускулы и посматривают косо на «Киров-Энергомаш»: на Балтийском заводе не скрывают, что отбиваться от претензий к паротурбинной установке без её создателя не собираются.

Сложно представить, чтобы Атомфлот предъявил Балтийскому заводу что-то ещё, связанное с «Арктикой»: после последнего ремонта она с 17 декабря как будто благополучно ломает лёд восточной части Северного морского пути для следующих в Певек судов «Юрий Аршеневский» и «Полар Кинг». Впрочем, эта часть — самая сложная, именно она считалась до последнего времени почти непроходимой зимой. Скоро узнаем, чем закончится первое действительно полноценное испытание головного атомохода.

Любопытнее «Сибирь»: Балтийский завод передал её Атомфлоту 24 декабря — она лишь на пути к ледовым преградам. Заводские испытания были непростыми, хотя официально такое нигде сообщалось. Первый ледокол серии 22220 ушел на них 16 ноября, предполагалось благополучное возвращение через неделю. Фактически «Сибирь» вернулась 19 декабря, а до того её несколько раз видели у заводского причала — судно приходило для устранения неисправностей, с которыми невозможно было справиться в море. Готовит ли этот ледокол новые сюрпризы, еще предстоит выяснить.

Плюс «Урал» — он ещё не достроен, но суды наверняка без него скучают.

Лев Годованник, специально для «Фонтанки.ру»

Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», на 97,79 % принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным Росатому ФГУП «Атомфлот».

Головной ледокол «Арктика» был в октябре 2020 года передан Атомфлоту, после чего сразу отправился осваивать СМП. «Сибирь» передали Атомфлоту 24 декабря 2021 года, «Урал» уже спущен на воду, но пока не достроен. Ледоколы «Якутия» и «Чукотка» заложены 26 мая и 16 декабря 2020 года соответственно.

Заказчик серии 22220 ФГУП «Атомфлот» судится с Балтийским заводом из-за различных задержек и простоев при производстве ледоколов этой серии с июня 2020 года, общая сумма требований 1,7 млрд рублей. На данный момент выигран лишь 1 иск на 57 млн, 7 проиграны. Судебные споры между Балтийским заводом и «Киров-Энергомашем» состоят из 6 процессов с общей суммой претензий в 1,7 млрд рублей. 3 процесса на 1,3 млрд выиграл Балтийский завод, 2 выигрыша у «Киров-Энергомаша».
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 28 Январь 2022 16:09

Деление финансового пирога сложнее деления ядерного ядра... :yes:

https://www.fontanka.ru/2022/01/28/70407959/

Борьба за шлагбаум. «Росатом» отбирает у Минтранса Северный морской путь

О необходимости передать управление навигацией Северного морского пути (СМП) госкорпорации «Росатом» заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

28.01.2022 14:27


Фото: Лев Годованник, для «Фонтанки.ру»


Несколькими днями ранее о том же сказал журналистам глава «Росатома» Алексей Лихачев. Он намерен провести в феврале-марте большое совещание по перераспределению обязанностей на Севморпути с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова. Официальным поводом называют ошибки прогнозов, вызвавшие Певекский кризис, неофициальным — биографию главы того, кто возглавит управление СМП. Дубль два уже создан.

К 2030 году Россия рассчитывает создать на базе СМП международный транспортный коридор с грузопотоком в 160 млн тонн в год, к 2024 году перевозки должны вырасти до 80 млн тонн против 33 млн по итогам 2020 года. В 2021-м грузопоток по СМП вырос почти на 6 % к 2020-му — до 34,9 млн тонн.

Речь идет о фактическом переподчинении «Росатому» подведомственного минтрансовскому Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот) ФГБУ «Администрация СМП». У «Росатома» уже есть дубль-структура — «Дирекция СМП» под руководством Вячеслава Рукши.

Администрация СМП, грубо говоря, поднимает шлагбаум перед судами, которые хотят пройти по акватории Севморпути. Это электронная услуга — судовладелец отправляет заявку с данными судна и несколькими документами, администрация оценивает соответствие её содержимого текущим климатическим условиям и присылает разрешение на путь через Карские ворота на восток или обратно. Плюс разрешение на лоцманскую проводку. Почему бы, в самом деле, не передать эту функцию «Росатому», у которого, во-первых, все самые мощные — атомные — ледоколы (4 штуки, включая новые «Арктику» и «Сибирь» серии 22220), во-вторых, специальная дирекция с функцией содержания и развития инфраструктуры Северного морского пути?

Но такой подход — очень конкретный. Росморречфлот, в чьем ведении пребывает «Администрация СМП», — намного больше, чем эта «Администрация». Для него СМП — часть единого отлаженного логистического механизма, куда входят все порты страны со своей непростой инфраструктурой, железные и автомобильные дороги, без которых ни один порт не работает, реки и курсирующие по ним речные суда. Не будем забывать, что порты СМП расположены в местах впадения рек в Северный Ледовитый океан, что само по себе важный элемент логистики. Механизм сложился еще во времена Советского Союза, и, кстати, атомные ледоколы тогда тоже были у Минтранса — у подконтрольного ему Мурманского морского пароходства.

Неудивительно, что попытка изъять из отлаженного десятилетиями механизма кусок под названием «Администрация СМП», многим представляется, мягко говоря, странной. Никто не высказывает сомнений в теоретической способности «Росатома» управлять навигацией в Арктике — наверное, со временем получится. Но попытка передать в одни руки функции инфраструктурного оператора («Росатом») и регулятора (Минтранс) для многих сомнительна. И отсутствие комментариев экспертов в этой статье не случайно: никто не знает, чем борьба за арктический шлагбаум закончится, но все понимают — им всё равно придется находить общий язык с победителем. Не тот случай, когда компетентный эксперт может называться независимым.

В конце ноября 2021 года шесть судов, следовавших в Певек, застряли в восточной части СМП в районе Новосибирских островов и пролива Вилькицкого со стороны Карского моря и моря Лаптевых. Причиной происшествия назвали неожиданное изменение погоды с активным ледообразованием — фактически бросив камень в огород авторов составителей прогнозов. Вызволять застрявших отправились ледоколы «Атомфлота» (входит в госкорпорацию «Росатом»). Ещё около десятка судов были остановлены в Баренцевом море, им не разрешили движение на восток. Происшедшее назвали Певекским кризисом, даже появились предположения о несостоятельности планов по освоению круглогодичного транзита по Северному морскому пути.

Событие стало козырной картой «Росатома»: минтрансовская «Администрация СМП» со ссылкой на прогнозы Росгидромета оценила ледовую обстановку в восточной Арктике как лёгкую, опубликовала это на сайте — вот, дескать, суда и отправились туда без ледокольных проводок, отчего и застряли. «В прошлые годы в это время ледовая обстановка была простой, поэтому на ноябрь 2021-го ряд судовладельцев не стали заказывать ледокольную проводку. Но погода резко изменилась, прогноз Росгидромета оказался неточен. Даже 19 ноября, когда суда уже были в ледовом плену, на сайте «Администрации СМП» ледовая обстановка характеризовалась как легкая…» — писали газеты со ссылкой на руководство «Росатома».

Но есть и другая точка зрения на происшедшее — её высказал заместитель директора ФГБУ «Арктический и Антарктический НИИ» (ААНИИ, подведомственно Росгидромету) Игорь Ашик.

«Тогда в отдельных местах преобладала чистая вода, в отдельных присутствовал лёд. Но по всей площади тип ледовых условий всё равно считается легким. Суда, которые попали в беду, залезли в зону со сложными ледовыми условиями. Чтобы плавать по СМП, нужны детальные карты ледовой обстановки, а не прогнозы типов ледовых условий. Очень небезопасно принимать решение плыть по СМП на основании только прогноза типов ледовых условий. Неразумно ведут себя судовладельцы, которые вместо того, чтобы обратиться к специалистам, берут информацию с сайта «Администрации СМП» и принимают неадекватные решения», — сказал эксперт, дипломатично избегая прямолинейного — судовладельцы попросту решили сэкономить на прогнозах, за что и поплатились.

В таком фокусе Певекский кризис становится разменной монетой, поводом для обращения к первым лицам страны с предложением о передаче функций управления навигацией на СМП от минтрансовской «Администрации» росатомовской «Дирекции». Забывая сказать при этом, что ни администрация, ни дирекция не заменят прогнозов Росгидромета. Знакомые с ситуацией глубже называют и причину — она не имеет к ледовой обстановке никакого отношения.

Как только арктический шлагбаум окажется в ведении «Росатома», поднимать его станет директор «Дирекции СМП» Вячеслав Рукша. У этого человека очень «ледокольная» биография. С 1976-го по 2000 год он работал в Мурманском морском пароходстве, где прошел карьерный путь от электромеханика атомного ледокола «Арктика» (старого, не серии 22220) до генерального директора. Потом перешел в Минтранс, где сначала был первым заместителем министра, а в 2004 году совсем ненадолго возглавил Росморречфлот — тот самый, от которого сейчас собираются отобрать «Администрацию СМП». Там не сложилось, говорят, расставание Вячеслава Рукши с Росморречфлотом в 2005 году оставило неприятный осадок для обеих сторон.

Сам он надолго вышел из морской тематики, но в 2008-м вернулся сначала в роли зама, а потом и гендиректора Атомфлота, которому к тому времени передали атомные ледоколы Мурманского морского пароходства. В 2018 году Рукша возглавил «Дирекцию СМП», которой подчинен и Атомфлот. Возможное получение им арктического шлагбаума многие видят как реванш за карьерный сбой 2005 года.

Точки над «i» в этой истории будут расставлены довольно скоро — не позднее марта, на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

В плане примитивной выгоды «Росатома» от контроля над навигацией по СМП эксперты анонимно обращают внимание: атомных ледоколов намного меньше, чем дизельных, которые пребывают в ведении минтрансовского Росморречфлота. В этом смысле конкуренция между «Росатомом» и Минтрансом очевидна. От того, кто управляет навигацией, зависит, кому, когда и какой дать ледокол — а судовладельцы всегда спешат, потому что время — самый дорогой ресурс в мореплавании. По данным СПАРК, выручка от продаж Атомфлота в 2020 году составила 12,2 млрд рублей, а тогда супермощных «Арктики» и «Сибири» у него ещё не было.

— Единый оператор с точки зрения ответственности, наверное, хорошо, но нагрузка на бизнес станет точно больше, — дипломатично резюмировал просивший не называть себя участник рынка.

Минтранс на предложение прокомментировать инициативу «Росатома» не отреагировал.

Лев Годованник, для «Фонтанки.ру»

Первую серьезную победу над Минтрансом «Росатом» одержал в 2019 году, когда стал собственником петербургского ФГУП «Гидрографическое предприятие», до того принадлежавшего Росморречфлоту. ФГУП специализируется на навигационно-гидрографическом обеспечении мореплавания в акватории Северного морского пути, в акваториях морских портов, расположенных на его побережье, а также в устьевых участках рек Енисей, Хатанга и Колыма. Выручка «Гидрографического предприятия» от продаж в 2020 году составила 1,8 млрд рублей.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Нарисуем-будем жить

Сообщение Юрий Клименко » 21 Июнь 2022 16:49

https://www.fontanka.ru/2022/06/21/71426201/

Содержи себя сам. Балтзавод отбился от «Арктики»
21 июня 2022, 13:16


Первый супермощный ледокол «Арктика» перевернул отношения продавцов с покупателями в масштабах страны. Росатому это стоило 0,4 млрд.

«Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») не сумел взыскать с Балтийского завода 0,4 млрд рублей за простой головного ледокола серии 22220 «Арктика» из-за дефекта турбины. Решение Арбитражного суда Мурманской области может вступить в силу 24 июня.

Балтийский завод передал Атомфлоту головной ледокол серии 22220 «Арктика» в октябре 2020 года. За 8 месяцев до того на борту судна произошло возгорание правого гребного двигателя, но заказчика устроил ледокол с дефектом — решили использовать его зимой 2020/21 года, после чего вернуть заводу для замены двигателя. С сентября по ноябрь «Арктика» находилась у пирса Балтийского завода в Петербурге, откуда 24 ноября вышла в Финский залив на ходовые испытания с новым двигателем. События широко освещались СМИ, и почти незамеченным оказался простой «Арктики» в Мурманске в период, когда она должна была заниматься ледокольными проводками на Северном морском пути.

Простои «Арктики» не афишировали, но теперь арбитраж раскрыл карты. Головной ледокол серии 22220 простаивал у причала в мурманском порту в декабре 2020 года, в январе, феврале и июне 2021-го — всего около двух месяцев. И связано это было вовсе не с дефектом правого гребного двигателя, а со сбоями в работе паротурбинной установки, которая является частью ядерного комплекса судна и потому требует особого внимания.

Юристы Атомфлота подсчитали: для проводок по Северному морскому пути пришлось вместо «Арктики» нанять дизельные ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин», для сопровождения судов к порту Сабетта в Обской губе наняли дизельный ледокол «50 лет Победы», разница между затратами на который и возможной выручкой от использования там же поломавшегося гиганта составила почти 50 млн упущенной выгоды. А ещё все дни простоя экипаж «Арктики» получал зарплату, к которой стоит прибавить взносы в Фонд социального страхования — ещё более 57 млн.

К этому добавились затраты на снабжение и содержание судна в период простоя и всякие мелочи типа лоцманской проводки в акваторию мурманского порта, агентских сборов — и получилось 418 млн рублей. Процесс длился с прошлой осени, и уже в декабре юристы Атомфлота, похоже, поняли, что теряют очки — сначала они снизили сумму претензий до 403 млн, а в апреле 2022-го, за месяц до вынесения решения, до 239 млн.

В мотивировочной части судебного решения содержится любопытное сравнение. Атомфлот пытался в этом процессе взыскать с Балтийского завода упущенную выгоду, исходя из рентабельности 78%, тогда как обычная рентабельность от ледокольной проводки составляет 7,8% — на порядок меньше.

Суд склонился к позиции Балтийского завода, что, как рассказал автору участник процесса, для представителей Атомфлота стало шоком. Впрочем, на момент выхода публикации на портале «Электронное правосудие» сведений об апелляционной жалобе не было, а крайний срок для неё — 24 июня, месяц спустя после вынесения решения.

Самую весомую претензию — затраты на привлечение «Адмирала Макарова» и «Красина» — Балтийский завод отбил арифметикой. Атомфлот заплатил за оба ледокола более 218 млн рублей, а заработал 327 — гешефт превысил 108 млн. Логичен вопрос: где же тут убытки?

Два месяца простоя «Арктики» в мурманском порту в ходе судебного процесса также обросли интересными подробностями. Оказывается, за это время на судне проводились учебные, хозяйственные, водолазные и даже сварочные работы — в общем, оно жило обычной жизнью все то время, пока работники Балтийского завода устраняли неисправности в силовой установке. «Ребята, ледокол ваш, значит, и содержать его должны вы, а не тот, у кого когда-то купили, — к тому же от гарантийных обязательств никто не отказывался» — так юридически корректными фразами мурманский арбитраж отклонил претензии Атомфлота, связанные с оплатой содержания судна во время простоя.

«Перечисленные обстоятельства свидетельствуют, что стоянка ледокола в порту Мурманск… не вызвана исключительно неисправностью судна, а относится к обычной деятельности истца. Являясь законным владельцем ледокола, нести расходы на его содержание должен истец, вне зависимости от исполнения обязательств подрядчиком. Правовых оснований перекладывать на ответчика бремя содержания ледокола… не имеется…» — написано в судебном решении.

А ещё суд напомнил Атомфлоту, что обязанность выплачивать зарплату экипажу «Арктики» и делать перечисления в ФСС возложена на него Трудовым кодексом, а потому пытаться взыскать эти расходы с Балтийского завода, мягко говоря, странно.

В связи с требованием взыскать с судостроителей упущенную выгоду от использования в Обской губе дизельного ледокола «50 лет Победы» вместо атомной «Арктики» суд и вовсе усомнился в разумности маркетинговой политики Атомфлота. «Вы же знали, что «Арктика» имеет проблемы, что мешало сразу арендовать для проводок в Сабетту другой ледокол — тем более что была возможность?» — такова основная мысль соответствующей части судебного решения, расписанная на нескольких страницах.

«Сведений о принятии истцом мер для минимизации убытков… не представлено… Предприятие «Атомфлот» располагало информацией о неисправности ЛК «Арктика». При этом услуги ледокольного обеспечения могли оказываться не только ЛК «Арктика», но и другим… ледоколом… Для исполнения договорных обязательств у истца не существовало препятствий зафрахтовать дизель-электрический ледокол для замены атомного…» — констатировал суд.

«Нет сомнений, что Атомфлот обжалует наш выигрыш. Но решение железобетонное, оно устоит, я уверен», — заявил «Фонтанке» представитель Балтийского завода, просивший не называть себя. На редакционный запрос о дальнейших планах в этом процессе в Атомфлоте пока не отреагировали.

Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», на 97,79% принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным Росатому ФГУП «Атомфлот».

Головной ледокол «Арктика» был в октябре 2020 года передан Атомфлоту, после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледокол «Сибирь» 16 ноября отправился на ходовые испытания, после которых поступил в распоряжение Атомфлота, «Урал» уже спущен на воду, но пока не достроен. Ледоколы «Якутия» и «Чукотка» заложены 26 мая и 16 декабря 2020 года соответственно.

"Фонтанка" верна себе...Частенько залепухи в текстах заметок допускает.Как здесь: "...для сопровождения судов к порту Сабетта в Обской губе наняли дизельный ледокол «50 лет Победы»,..."
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1604
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04


Вернуться в Дополнительно



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения