Из Хронологии Родионова за 1931 год:
11 июля 1931 г. в Ленинград по приглаше¬нию Советского Правительства прибыл У. Нобиле, уже дважды посетивший СССР в 1926 и 1927 гг. На этот раз его приезд, помимо участия в арктическом походе к Земле Франца Иосифа на ледоколе «Ма¬лыгин» в составе группы ученых во главе с И.Д. Папаниным, предусматривал не афишируемые в печати контакты с предста¬вителями «Аэрофлота».
Завершив официальную часть визита, ге¬нерал Нобиле 20 августа оказался в Москве, где его ожидал роскошный гостиничный номер «Гранд-Отеля». В течение 23 августа - 30 сентября им были проведены:
- - консультации в ЦАГИ (в присутствии всех инженеров) по проектам двух дирижа¬блей объемом 2200 и 2700 м3: первый одо¬брен к постройке,второй - к окончательной разработке;
- - консультации КБ ЛИ ГВФ по проекту дирижабля полужесткой конструкции объ¬емом 7500 м3;
- - консультации по проекту корабля в 37000 м3;
- - консультации по организации совет¬ской базы дирижаблей, включая ее генплан;
- прочитаны три лекции (по четыре часа) в Московском авиационном институте (МАИ).
Сопровождаемый П.М. Пурмалем, У. Нобиле осмотрел и площадку строи¬тельства БОСЭД в 18 км от Москвы, найдя ее весьма неудачной. Смущало многое: сплошной лес, отсутствие подъездных дорог, каких-либо построек и связи с Москвой, сырая глинистая почва из-за близости долгих прудов. Вероятно по¬этому, вечерами итальянский гость со 2 по 24 сентября интенсивно предавался московским развлечениям - Государствен¬ный театр оперы и балета, ГАБТ, МХАТ, кинотеатры «Эрмитаж», «Колос» и др. о чем свидетельствуют многочисленные театральные билеты, сохранившиеся в «деле Нобиле» в РГАЭ.
Приняв, как оказалось, желаемое за действительное (несомненную техническую эрудицию, опыт полетов инженера Нобиле и его умение преподнести себя в общении со специалистами за огромную ценность, как конструктора-дирижаблиста), руководите¬ли «Аэрофлота» предложили ему контракт технического руководителя и консультанта БОСЭД. 30 сентября предварительное соглашение между сторонами было под-писано и отправлено на утверждение СНК СССР. Приведем наиболее значимые па¬раграфы этого документа, рассекреченного в 1964 г.:
(1). Инженер Нобиле принимает на себя техническое руководство и ответственность за подготовку дирижабля, приспособленно¬го к арктической экспедиции и руководство по проектированию и постройке дирижа¬блей (в плане ВО ГВФ) объемом в 7000, 10000 и 37000 м3.
(2) (2). С октября по декабрь 1931 г. Нобиле предпримет все меры по обеспечению строительства дирижаблей в СССР ква¬лифицированными кадрами, технической помощью в области производства прорези¬ненных тканей, приобретением или заказом частей дирижаблей, сбором материалов, чертежей, образцов.
(3) (3). Нобиле предоставляется право че¬рез торгпредство СССР в Италии заключать договора со специалистами на срок до 3 лет на сумму месячных окладов до 2000$.
(5). Начальником Арктической экспеди¬ции и руководителем работ по организации ее базы будет назначен Нобиле. Срок его пребывания в Арктике не менее 5 мес. (1933 г.).
(8). Нобиле будут возмещены все до¬рожные расходы по переезду и перевозу багажа из Италии в СССР.
(11) (11). На срок не менее 3 лет Нобиле имеет право выезжать в Италию на 2 месяца. Месячное вознаграждение Нобиле предпо¬лагается соглашением в 1200$ (свободное от налога).
(12) (12). В случае смерти Нобиле или потери им трудоспособности во время пребывания в СССР - единовременная выплата семье составит 40000$.
(13) (13). Соглашение подлежит утверж¬дению Советским Правительством до 10 октября 1931 г. (РГАЭ. Ф. 9574, оп. 1, д. 11, л. 4-6.) (12732).