Штуккенберг Николай_Максимович (1880-1937)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Штуккенберг Николай_Максимович (1880-1937)

Сообщение ББК-10 » 18 Май 2016 11:27

 Штуккенберг Николай_Максимович.jpg
Штуккенберг Николай Максимович (23 января 1880 г., Москва Санкт-Петербург - 11 сентября 1937 г., Владивосток)
Капитан дальнего плавания, художник маринист, является родоначальником дальневосточного маринистического жанра. Репрессирован в 1937 году, реабилитирован в 1958 году. (Википедия)
Последний раз редактировалось ББК-10 18 Май 2016 12:38, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6172
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Штуккенберг Николай_Максимович (1880-1937)

Сообщение ББК-10 » 18 Май 2016 11:50

http://www.aari.ru/news/text/2016/%D0%9 ... %D0%B0.pdf
 Выставка - 0001.jpg
 Выставка - 0002.jpg
 Выставка - 0003.jpg


Владивостокские рестораторы утверждают что он родился в Москве. Да и сам художник в автобиографии называет Москву...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6172
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Штуккенберг Николай_Максимович (1880-1937)

Сообщение ББК-10 » 18 Май 2016 12:37

Морской Флот. 1973. № 8. с.40-41, 50.

 МФ-1973-8 - 0001.jpg
КАПИТАН-ХУДОЖНИК
З. ДИЧАРОВ. Фото В. БОТКОВА

Этого человека не случайно называют иногда «Айвазовским Приморья». Тот, кто видел полотна, созданные его кистью, найдет подобное сравнение вполне оправданным. ...Грозный прибой, мрачноватые сопки поодаль. Голубоватая дымка над дальними горными цепями... Тихий океан, его моря... Моряк и художник Николай Штуккенберг любил море так, как может любить только тот, кто отдал ему всю свою жизнь и помыслы.
Несколько лет назад, будучи во Владивостоке и проходя по залам Приморского краеведческого музея, я увидел пейзажи, каких раньше встречать не доводилось. И автор их тоже оказался для меня неизвестен.
— Николай Максимович Штуккенберг в прошлом капитан ледоколов, — объяснила мне тогда заведующая художественными фондами.
А как художник он известен сравнительно недавно. Большая часть его картин увидела свет только в 1959 году.
— Как же это произошло? — спрашиваю.
— Да вот вдова капитана передала в дар музею около сорока неизвестных его работ.
[40]
 МФ-1973-8 - 0002.jpg
— А что знаете вы о жизни самого капитана?
— Очень немногое... Музей не располагает даже полной биографией художника.
Вот тогда-то и родилось во мне желание — узнать о Штуккенберге как можно больше и подробней. Шло время. Приходили ответы на запросы, посланные в архивы, но установить по ним удавалось немногое. Да и удивительно ли? Николая Максимовича давно уже нет в живых... Наконец, настойчивые розыски привели к цели, и я смог представить себе судьбу этого незаурядного человека.
Когда-то, до революции, Заволжье было районом тверской бедноты. Здесь, в семье врача Максима Штуккенберга рос мальчик Николка, озорной, упрямый и смелый. С детства он бредил морем, рисовал в гимназическом альбоме только корабли, маяки, парусники. Быть может, главную роль в формировании личности будущего моряка сыграло то, что рядом с домом протекала великая река Волга.
Чуть-чуть повзрослев, лет пятнадцати, никому ничего не сказав, Николай махнул на юг, в Очаков. Не одна тысяча верст от Твери до Черного моря и, непонятно, как добрался он туда, проехав через всю Россию, без денег, толком не зная, что будет делать в незнакомом порту.
Но могло ли это остановить Николая, настойчивого, устремленного к цели? На одной из страниц альбома он рисовал себя в матросской тельняшке и подписывал: «Морской мальчик Колюшка». А чтобы мечта не осталась только мечтой, поступил в Очакове на шаланду рыбаком.
Платили жалкие гроши, а работать заставляли нещадно. Здесь познавал он впервые настоящую морскую жизнь и был доволен.
Семнадцати лет Николай перешел матросом на пароход. Но этого ему было мало. Он поступил в Николаеве в мореходные классы, закончил их, затем, возвратившись из какого-то плавания, одну зиму обучался в Петербурге тоже в мореходке. И двадцати двух лет он становится штурманом каботажного плавания, а через год — штурманом дальнего плавания.
Минует еще два года, и цель, к которой стремился молодой моряк, казалось бы достигнута: к двадцати пяти годам Николай Штуккенберг — капитан дальнего плавания на Каспии.
Но что Каспий, закрытое море?.. Тянет на бескрайний океанский простор! Штуккенберг уходит в долгие плавания на Целебес, на Яву, в Александрию...
Идет время. Становится старше и все больше мужает «морской
мальчик Колюшка». Прибавляется опыта. Закаливается характер. А в душе — вечно ищущей, жадно вбирающей в себя краски и звуки моря — наслаиваются впечатления. И тогда Штуккенберг начинает понимать, что только видеть прекрасное самому — мало; он хочет поведать о красоте моря другим.
Поведать?... Но где взять для этого мастерство, умение?.. И вот три зимы подряд — между навигациями — он посещает классы живописи в Академии художеств в Петербурге.
И снова моря, снова дальние рейсы. Но куда бы ни держало курс судно, которым командует капитан Штуккенберг, всегда в капитанской каюте лежат на видном
[41]
 МФ-1973-8 - 0003.jpg
месте мольберт, кисти, краски, бумага и карандаши...
Года за четыре до революции Штуккенберг перебирается с Балтики во Владивосток Четверть века командует морскими ледоколами, а затем работает капитаном-наставником и инспектором Дальневосточного пароходства.
Трудно, а, пожалуй, и вовсе невозможно определить — кем же был Николай Штуккенберг в большей степени: моряком или художником. Вероятней всего, то и другое в нем неразделимо.
Никто не знает, сколько работ создала рука моряка-художника, но их было немало. То это пригород Владивостока — Седанка; белые пятна домиков на фоне синего Амурского залива, мягкие краски дальневосточного лета; то это осень: сочные, темно-желтые листья монгольских дубков, круто падающие розоватые скалы, исчерченные темными прожилками трещин; то — море, мерцающее или вспыхивающее...
Штуккенберг писал везде: в Крыму, в Италии и в Греции. Но больше всего — у себя, в родном Приморье. Цветы на его этюдах — дальневосточные, приморские; обрывистые, скалистые берега, чей мрачноватый колорит напоминает о суровости здешней природы — это Камчатка; и опять море: с бело-мраморными прожилками на взволнованной глади — все то же, дальневосточное.
Человек, искренне и неизменно любящий прекрасное, высококвалифицированный капитан, таким остался Николай Максимович Штуккенберг в памяти людей, многие годы знавших его.
[50]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6172
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Штуккенберг Николай_Максимович (1880-1937)

Сообщение ББК-10 » 18 Май 2016 12:48

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. 2011. № 1. c.18-21.

 Варламова - 0001.jpg
УДК № 7.071.1

Л. И. Варламова
У ИСТОКОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ МАРИНИСТИКИ (ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ ШТУККЕНБЕРГА)

В 2010 г. 130-летие со дня рождения Николая Максимовича Штуккенберга (1880-1937) - капитана дальнего плаванья, художника-пейзажиста - совпало с юбилейными 150-летием Владивостока и 130-летием Дальневосточного морского пароходства. Это символично. Ведь он почти четверть века работал во Владивостокском морском торговом порту на судах ДВМП (1913-1937), где через его руки прошли ледоколы Дальнего Востока «Казак Поярков», «Добрыня Никитич» и знаменитый «Красин», который капитан водил в полярные рейсы. Он считался строгим экзаменатором на выпускных экзаменах штурманов Владивостокского морского техникума (ныне Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского).
В 1910-1930 годы Штуккенберг стоял не только у истоков морского образования на Дальнем Востоке, но и у истоков искусства дальневосточного морского пейзажа. Слив воедино профессию капитана дальнего плаванья с любовью к живописи, он стал самым значительным маринистом своего времени на Дальнем Востоке России. Как профессиональный моряк, Штуккенберг считался художником-любителем, но фактически, вместе с К.Н. Калем и И.Ф. Палшковым, был в числе первых профессиональных живописцев Приморского края, зачинателей своеобразной региональной школы
дальневосточного пейзажа и маринистического жанра живописи.
Сведения о мастере неполные и противоречивые. Вот почему автору статьи пришлось обратиться к первоисточникам.
Николай Максимович был сыном врача, потомка обедневшей дворянской семьи, выехавшей когда-то из Германии. Дед со стороны матери, де Лоран, был наполеоновским офицером [2, с. 189]. Хотя в семье ничто не способствовало увлечению морской профессией, Штуккенберг пятнадцатилетним юношей впервые вышел в море, в 22 года стал штурманом каботажного плаванья, в 23 - штурманом дальнего плаванья, в 25 - капитаном морских судов [5, с. 163]. В Петербурге вольноприходящим учился в Академии художеств, женился на Владиславе Матвеевне Бовкевич, которая работала врачом. Получив на английской верфи ледокол «Добрыня Никитич», Штуккенбенг привел его во Владивосток и остался здесь навсегда {1}.
Это был человек высокой культуры, разнообразных интересов, волевой, честный, отважный и сдержанный. Особой чертой его характера было постоянное стремление к новым знаниям и впечатлениям. Он был высок, худощав, с волнистыми волосами и цепким взглядом моряка. Любил музыку, театр, книги, цветы, которые часто писал, любил бывать в живописном пригороде

ВАРЛАМОВА Людмила Ивановна, старший научный сотрудник научного отдела (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). Е-mail: biblioteka@primgallery.ru © Варламова Л.И., 2011

{1} Архив Приморской государственной картинной галереи. Рукопись статьи В.И. Кандыбы «Стоявший у истоков» для газеты «Красное знамя». 1960 г.
[18]
 Варламова - 0002.jpg
Владивостока, особенно на Седанке. Огромный, ростом с теленка, датский дог сопровождал его повсюду на суше и на море.
Николай Максимович жил в доме на углу нынешних Океанского проспекта и улицы Пологой (Менжинского). Он был знаком с Бриннерами, собравшими большую коллекцию его картин, а также с многими другими известными людьми старого Владивостока, в том числе с В.К. Арсеньевым.
Штуккенберг - участник городских выставок любителей искусства (1910-1930 гг.), краевых (1932-1935) и персональной (1920). 100 его картин экспонировались в Интернациональном клубе моряков [7]. Он помогал советами молодым начинающим художникам. Павел Павлович Куянцев, тоже моряк-художник и капитан дальнего плаванья, вспоминал о встрече с Николаем Максимовичем, состоявшейся в доме Штуккенберга в 1936 г.: «Это был мой первый настоящий урок... он подошел к кровати и вытащил из-под нее на середину комнаты ящик, вроде старинного морского сундука, и эффектным движением прямо вытряхнул из него содержимое: ворох мелких листков бумаги, может быть тысячу, сплошь записанных акварельными этюдами, и сказал: “Вот это мы делали в Академии. Это же делайте и вы, берите в свободное от службы время все, что вам нравится, и пишите с натуры акварелью. Никогда не копируйте. Пусть будет слабее, хуже, но ваше”» {1}.
Штуккенберг активно содействовал организации первой дальневосточной краевой художественной выставки, проходившей в Хабаровске, в Дальневосточном художественном музее, в 1932 г. Он был ее экспонентом, получил похвальный отзыв жюри, но в Дальневосточном художественном музее его произведений нет. Три картины, экспонировавшиеся в Хабаровске на IV краевой выставке, Николай Максимович подарил там Дому художественного воспитания детей (Дому пионеров).
В публикациях [3, 4, 7, 8] встречаются биографические неточности и разногласия. Одни авторы утверждают, что капитан окончил Николаевские морские классы, другие - Рижское морское училище. Говорят, что живописи он учился в Петербургской академии художеств, но называют разные даты: 1911-1913 или 1910-1912 гг.
Достоверные факты о жизни великого моряка и художника Николая Штуккенберга мы узнали из его личного дела, переданного на хранение из отдела кадров Управления Дальневосточного морского пароходства Наркомфлота в Государственный архив Приморского края. Оно было начато 15 сентября 1936 г., в связи с назначением капитана на должность старшего морского инспектора Дальневосточного морского пароходства, и закончено 10 февраля 1937, в связи с увольнением.
В автобиографии, датированной 24 сентября 1936 г., художник пишет о себе следующее. «Штуккенберг Николай Максимович, родился в 1880 году 23 января в Москве. Вся семья: отец, мать и сестра. Отец разночинец, был доктором, потом за что-то лишен диплома, стал провизором. Когда мне было пять лет, переехали в Тверь, где умерли, кроме сестры, которая сейчас там служит доктором. Жили вдвоем, в небольшом доме на краю города, за забором было поле и лес. В Твери учился в Реальном училище, где из третьего класса выгнали. 15-ти лет попал к родственникам в Очаков, поступил на шаланду рыбаком, получал 50 копеек в месяц на всем готовом. 17 лет поступил на пароход матросом и так почти все время с небольшими перерывами был в море. Первые пароходные классы - в Николаеве, поступил весной 1899 года в средний класс, и сейчас же пошел плавать. Потом одну зиму учился в Петербурге в мореходке.
1901 г. - попал в Баку, где учился в мореходке.
1902 г. - выдержал экзамен на штурм. каботаж. плаванья, 1903 г. - на штурм. дальнего плавания, 1905 г. - на капитана дальнего плаванья.
1907 год - бросил Каспий, где все время плавал, и поехал в Петербург, служил на торговых судах и, одновременно, занимался в Академии художеств, урывками, зимой. Потом опять был в Каспии, около полтора года. Вернулся в Петербург, где женился. В 1913 году попал во Владивосток, где все время служил капитаном, главным образом на ледоколах. Долго нигде не задерживался, за исключением Дальнего Востока»
{2}.
В это же время в Личном листке по учету кадров Николай Максимович пишет: народность - русский, основное занятие родителей - медицина, основная профессия - моряк, стаж работы по этой профессии - 40 лет, партийность - беспартийный, член профсоюза морского транспорта с 1917 года, много раз был за границей., кроме Америки и Австралии., служба коммерческого флота. В графе «Образование» он сообщает, что, кроме четырех лет учебы на штурманском отделении мореходного училища в Баку, три года учился в Петербургской Академии художеств на живописном отделении, но не окончил и ушел из класса конкурентов в 1913.
Жизнь Штуккенберга была недолгой, всего 57 лет, и окончилась трагически. 10 февраля 1937 г. он был уволен из ДВМП по состоянию здоровья, 26 февраля арестован органами НКВД, 11 сентября расстрелян по обвинению в шпионаже. Лишь в 1958 г., 29 июля, художник был реабилитирован на основе документов на апелляцию, поданных его вдовой.
Владислава Матвеевна Бовкевич скончалась 12 января 1960 г. на 78-м году жизни, успев не только

{1} Архив ПГКГ. Документальный фонд выставочного отдела. Воспоминания П.П. Куянцева о Н.М. Штуккенберге: рукопись, 12.04.1969. 1 с.
{2} Государственный архив Приморского края. ФР. 46. Оп. 68. Д. 89. Л. 1. Знаки препинания расставлены в соответствии с нормами современной грамматики. - Л. В.
{3} ГАПК. ФР. 46. Оп. 68. Д. 89. Л. 3.
[19]
 Варламова - 0003.jpg
восстановить доброе имя мужа, но и подарить то, что чудом уцелело из его художественного наследия, Приморскому краеведческому музею им. В.К. Арсеньева к выставке, посвященной 80-летию со дня рождения мастера {1}. В Приморской государственной картинной галерее выставка, посвященная 120-летию со дня его рождения, экспонировалась в 2000-м.
Из 229 работ Штуккенберга, хранящихся в музеях Владивостока, 176 принадлежат Приморской государственной картинной галерее. Среди них 76 живописных и 100 графических работ. В 1966 г. почти все они были переданы галерее из фондов Приморского краеведческого музея им. В.К. Арсеньева, куда в свою очередь попали или из коллекции Бриннеров (в 1931 г., по решению горсовета), или как дар Владиславы Матвеевны Бовкевич (в 1960).
В фондах Приморского объединенного государственного музея им. В.К. Арсеньева остается 53 произведения мастера: 7 из них - живопись, 46 - графика. Уникальная страничка из детского альбома «морского мальчика Колюшки» с изображением парусников и флагов (20х18 см, бумага, карандаш), датируемая 14 июля 1895 г., находится в экспозиции Музея морского флота ДВМП.
Обширная коллекция Приморской государственной картинной галереи позволяет проследить развитие таланта мастера на разных этапах творчества. В альбоме миниатюр художника Штуккенберга № 2 (дар В.М. Бовкевич) собрано 100 его ранних работ, созданных преимущественно до 1913 г. акварелью и тушью на крошечных листах бумаги, иногда размером меньше спичечного коробка. Они прикреплены по 5-9 штук к альбомным страницам бумажными лапочками.
Миниатюры убедительно свидетельствует о том, что в первом десятилетии XX в. Штуккенберг начинал свой творческий путь в искусстве не как живописец и пейзажист, а как график, акварелист, более того, как художник-миниатюрист. Значительную часть его миниатюр составляют обычные натурные штудии, выполненные в манере классического реализма: пейзажи, жанровые зарисовки, обнаженная натура и декоративные заставки, превосходные по рисунку, колориту и композиции. Тема моря тогда не была ведущей, хотя она тоже представлена, например в рисунке пером № 1 (лист № 1), где изображена шаланда в штилевом море, а также в некоторых акварелях (лист № 2, лист № 4). Нужно отметить, что уже в ранний период творчества художник предпочитал писать не столько чистую марину и корабли, сколько виды побережья.
Работая преимущественно в технике акварели, он тогда не обязательно исходил от натуры. На одной из миниатюр (лист № 7, рисунок № 5) оплечно изображен мужчина с лицом, разделенным на две части по вертикали. Справа это седой старик, с голубым глазом, слева - молодой парень с карим. На голове, точнее на капюшоне, наброшенном на голову, видны многочисленные женские груди. Все детали написаны реалистично, но сочетаются друг с другом парадоксальным образом. Здесь перед нами уже не эмпирическая реальность, а емкий условно-символический ассоциативно-философский умозрительный художественный образ.
Подобных миниатюр в альбоме много. Одни из них похожи на гиперреалистические карикатуры, другие - на картины-метафоры нравственных болезней рода человеческого. В них значительную роль играют реминисценции на тему смерти, фантазия и символизм, что позволяет говорить о несомненном влиянии авангардистских концепций европейского и русского изобразительного искусства на творчество молодого Штуккенберга в первое десятилетие XX в.
Основа собрания живописных произведений мастера в Приморской картинной галерее - морской пейзаж. Посмотрите названия его картин: «Вблизи бухты Ольги», «Близ Николаевска. Охотское море», «Близ Преображения», «Мыс Бриннера. Тетюхе. Этюд.», «У Басаргина», «На Сидеми», «Русский остров», «К северу от Анадыря», «К югу от Петропавловска», «Побережье Охотского моря около Аяна», «Мыс Гамов» и так далее. Что ни картина, то подробный слепок состояния воды, земли и неба, упругой, интересно найденной линии берега, наглядно передающей неповторимость прибрежного ландшафта Дальнего Востока.
За полвека до Штуккенберга пейзажи тихоокеанского побережья России, ставшие источником исторически ценной информации о регионе в начальный период его освоения, писал Федор Федорович Боганц [6] (Фридрих Генрих Баганц, живописец и рисовальщик акварелью, 1834-1873), совершивший кругосветное плаванье на транспорте «Гиляк» (1864-1867) [1, с. 313]. Он с документально-этнографической точностью создавал виды рейдовых выходов и входов первых, только еще начинавших строиться дальневосточных портов: Владивостока, Николаевска-на-Амуре, Хабаровска, Мариинска, Аяна, а также «портреты» исторических кораблей, таких как транспорт «Манджур» и пароходо-корвет «Америка».
Штуккенберга влекло другое: поразительная красота дальневосточной земли, романтика неизведанного. Ощутив себя первопроходцем нового, неизвестного мира, он сознательно сделал главной темой творчества не столько само море, сколько прибрежный ландшафт русского Дальнего Востока во всей его протяженности от Приморья до Чукотки. Приморские, сахалинские, охотские, камчатские и чукотские берега впервые так широко воплотились в пейзажные образы под его кистью.
Николай Максимович был человеком, в котором романтика уживалась с неукротимой волей и жаждой новых открытий. Его морские пейзажи - это простор,

{1} Архив ПГКГ. Папка переписки 1952, 1957-1964, переданная в 1966 г. из Приморского краевого музея им. В.К. Арсеньева. Письмо А.А. Бовкевич главному хранителю музея З.Н. Мясниковой от 10 мая 1960. С. 94.
[20]
 Варламова - 0004.jpg
расстилающийся вглубь и вширь, но чистым маринистом назвать его трудно, так как изображения открытого океана, волн открытого моря среди сохранившихся картин почти нет.
Капитан писал много и быстро. И не только морской пейзаж, но и сельский, и архитектурный, а также натюрморт: цветочный, символический, морской. Хотя марины мастера никогда не перерастают в жанровую картину о жизни дальневосточных моряков, тема «мои будни» звучит в них как сквозная. Они похожи на ежедневные дневниковые записи средствами живописи: «Я здесь был, я это видел. Небо было такое, море было такое, скалы были такие...». Пейзажи Штуккенберга обладают не только художественной, но и историко-этнографической ценностью, как подлинные свидетельства с места, не преображенные фантазией.
В лучших произведениях 1920-1930-х годов, таких как «На высоком морском берегу» и «У берегов Камчатки», художнику удается подняться выше простого воспроизведения «портрета» конкретной местности. В них впервые открываются характерные черты природы Дальнего Востока: ее эпический характер, сила и мощь. Им присуща художественная выразительность, передающая не только изменчивые состояния моря, неба и земли, но и чувство тревоги, которое охватывает душу чуткого человека при одном только взгляде на дикие скалистые берега Великого океана.
Во время рейсов моряки часто ходят по маршруту между жизнью и смертью. Николай Максимович сам пережил ряд опасных случаев. Море для него не столько экзотика и романтика, сколько тяжелый и небезопасный труд. Судя по пейзажам «Морской прибой» и «Волны, освещенные солнцем», он воспринимал его как непредсказуемую, своевольную стихию. Море у него всегда холодное, неприветливое, в нем немало скрытого, а то и явного драматизма.
«Корабль во льдах» - картина о море, укрощенном льдами. Любимый цвет зимних марин - благородная гамма свинца, серебра и седины. Морской пейзаж «Закат» правдив и выразителен. Это реальное состояние природы, лично пережитое художником. Даже феерические закаты в открытом океане с декоративными эффектами природного освещения не смогли заставить мастера забыть классические традиции реалистического пейзажа.
Расширив рамки пейзажной живописи России суровыми видами побережья Дальнего Востока, Николай Штуккенберг внес в нее свое живописно-пластическое видение, свой, отличный от пейзажистов средней полосы, цветовой строй. Марины последнего периода жизни несут в себе черты монументально-эпического стиля, обобщающих цветовых отношений и компози-
ционного мастерства, свидетельствующие о творческой зрелости.
Итак, на основе анализа первоисточников можно сделать следующие выводы:
Н.М. Штуккенберг окончил мореходное училище в Баку (1901-1905).
Три зимы, вольноприходящим, учился в Санкт-Петербурге в Императорской Академии художеств на живописном отделении (1907-1910).
Начинал свой творческий путь в искусстве не как живописец и пейзажист, а как график, акварелист, художник-миниатюрист.
В полном своем художественном значении талант мастера раскрылся на Дальнем Востоке России, где он стал живописцем, пейзажистом, художником-маринистом.
В 1910-1930-е годы Н.М. Штуккенберг - самый значительный маринист своего времени на Дальнем Востоке, родоначальник маринистического жанра живописи дальневосточной России.
Как профессиональный моряк он считался художником-любителем, но, имея неоконченное академическое образование, фактически находился в ряду первых профессиональных художников Приморья, таких как К.Н. Каль и И.Ф. Палшков.
Выставки и газетные статьи говорят о большой общественной и творческой значимости Н.М. Штуккенберга для развития русского Дальнего Востока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александровская Л.В. Владивосток: начало биографии. Официальный и неофициальный взгляд: Документально-историческое повествование. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та; О-во изучения Амурского края, 2010. 332 с.
2. Дичаров З.Ф. По ту сторону океана. М., 1963. 214 с.
3. Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858-1938 гг.). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. 175 с.
4. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 125 с.
5. Крадин Н.П. Художники Дальнего Востока (XIX - сер. XX вв.): Биогр. иллюстрир. словарь. Хабаровск: РИОТИП, 2009. 176 с.
6. Мастера кисти и резца: сб. документов Государственного архива об истории изобразительного искусства Хабаровского края. Хабаровск: Частная коллекция, 2007. 446 с.
7. Приморский край: краткий энцикл. справочник. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. 596 с.
8. Филоненко В.И. Дальневосточные моряки-художники: альбом. Республика Корея, Сеул, 1996. 154 с.
[21]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6172
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения