Кекушев Николай Львович (1898-????)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кекушев Николай Львович (1898-????)

Сообщение ББК-10 » 25 Октябрь 2015 17:19

Изображение
Кекушев Николай Львович,
бортмеханик полярной авиации.


КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Кекушева Николая Львовича

Родился в 1898 году в семье архитектора, учился в Реальном училище г. Москвы, после смерти отца был принят на казенный счет в Московский кадетский корпус. По окончании корпуса в 1916 году был назначен в Сергиевское артучилище. В 1917 году по собственному желанию был переведен на фронт в 60-ю артбригаду. В декабре 1917 года был демобилизован, а в сентябре 1918 года призван в Красную Армию, где прослужил по май 1921 года (участвуя в походах против Деникина и белополяков).
С 1921 по 1923 год учился в Электротехническом институте. По основании общества «Дооро-лет» оставил институт и тотчас поступил на курсы бортмехаников, окончив которые уехал в Среднюю Азию, где участвовал в открытии Среднеазиатских линий общества «Добролет».
За освобождение г. Хивы от восставших банд Джунаид-хана в 1924 году был награжден орденом Красного Знамени ХССР — первым в гражданской авиации.
В 1929 году во время аварии самолета К-4 за спасение пассажиров из затонувшего в море самолета был награжден денежной премией и благодарностью в приказе по Уквоздухпути.
В 1930 году был награжден именными часами от РВС УВС за выполнение спецзаданий.
В 1931 году совершил первый зимний перелет Москва — Сахалин с летчиком М. В. Водопьяновым. Перелет был совершен при —52,° без навигационных приборов, без аэродромов, без связи.
В марте 1931 года был арестован ОГПУ. /XI 1—1931 г. постановлением ЦИКа СССР был освобожден.
В 1932 году поступил бортмехаником в Главсевморпуть, где и работал до момента ареста, т. е. до августа 1948 года.
В 1937 году участвовал в 1-й экспедиции на Северный полюс на самолете-разведчике летчика Головина — Героя Советского Союза и был в числе первых советских людей, достигших полюса, за что был награжден орденом Ленина и денежной премией в 15000 руб.
В 1937—1938 гг. участвовал в поисках летчика Леваневского.
В 1938 году получил значок за полет 1 000 000 км и значок Почетного полярника.
В 1939 году был награжден денежной премией за восстановление самолета «Локхид», потерпевшего аварию в Усть-Пуре, при 40° мороза мне удалось отремонтировать лонжерон крыла, что дало возможность спасти самолет ввиду приближающегося вскрытия рек и довести его до Архангельска.
В 1939 году во время финской войны работал по проводке судов в Белое море.
В 1941 году совершил более 70 боевых вылетов, за что был награжден орденом Красного Знамени.
В 1942 году за эвакуацию жителей из осажденного Ленинграда награжден грамотой Почетного полярника.
В 1943 году работал в Авиации дальнего действия на должности инженера отряда в борьбе с подводными лодками.
В 1944 году работал инженером авиагруппы особого назначения.
По окончании войны работал в Германии на заводе по ремонту и перегонке трофейных самолетов.
В 1946 году при осмотре самолета по возвращении с Севера упал с крыла самолета и разбил локоть левой руки, чем был выведен из строя на два года.
После 2-летнего лечения в 1948 году участвовал во второй полюсной экспедиции.
Общий налет за время летной службы около 10 000 летных часов и почти 2 000 000 километров.
В августе 1948 года был арестован органами МГБ.

Кекушев Н. Л. Звериада. - М. : Юрид. лит., 1991. - 176 с. : портр.
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/aut ... ge&num=697
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4812
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Кекушев Николай Львович (1898-????)

Сообщение ББК-10 » 25 Октябрь 2015 20:04

Первые на Северном полюсе
Автор: Михаил Маслов, Москва.

Изображение
О старшем бортовом механике самолета, Николае Леопольдовиче Кекушеве, следует сказать особо. Бывший царский офицер, в авиации — с 1923 г., в 1931 г. — арестован и без суда приговорен к пяти годам лагерей. Через год чудом был освобожден и продолжил работу в авиации летающим механиком. К моменту описываемых событий Кекушев был широко известен на Севере, многие знаменитые летчики и полярники в своих воспоминаниях писали о нем. Николай Стромилов (он был назначен радистом на Н-166 уже в ходе экспедиции, то есть пятым человеком на борту) так вспоминал о Кекушеве: «Он был старшим по возрасту в экипаже. Спокойный, уравновешенный, с лукавой улыбкой. Блестящий рассказчик смешных авиационных историй, большую часть которых, как мы подозревали, выдумывал сам. Талантливый организатор комичных ситуаций. Если кто-нибудь из начинающих полярников старательно смазывал сгущеным молоком сапоги, во избежание их промокания, мы знали, что посоветовал ему это Кекушев. Когда кто-нибудь с ведомостью в руках начинал обход членов экспедиции и работников базы, предлагая записаться на часы-кукушку, якобы специально выпускаемые Вторым часовым заводом по случаю завоевания Северного полюса (вместо кукушки из дверцы будут поочередно выскакивать наиболее отличившиеся члены экспедиции, полярникам скидка 50%), мы знали, что это также работа нашего стармеха. Кекушева звали Николаем Леопольдовичем, но, возможно, из мести за систематические «покупки», многие называли его Леонардовичем».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4812
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кекушев Николай Львович (1898-????)

Сообщение ББК-10 » 25 Октябрь 2015 20:23

 Семья Кекушева.jpg
Семья Кекушева

Фото из книги Соколова Л. А. Московский модерн в лицах и судьбах. «Издательство Центрполиграф», 2014
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4812
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кекушев Николай Львович (1898-????)

Сообщение ББК-10 » 26 Октябрь 2015 09:02

 ВСП 1937 № 149 %2829 июня%29-2 - 0001.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4812
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Кекушев Николай Львович (1898-????)

Сообщение Адольф Милованов » 27 Октябрь 2015 20:10

РГАЭ, ф. 9570, оп. 2. Д. 2972. Приказы УПА (в том числе по личному составу) 1941г. 180л.
Л. 54. Пр. 37. 5.3.41г. Объявляю Приказ начальника Главсевморпути от 4.3.41г. «О награждении значком «Почётному Полярнику» б/механика Полярной авиации, дважды орденоносца тов. Кекушева Н.Л. и выдачи ему денежной премии».
В течение 18 лет т. Кекушев Н.Л. работает в авиации, последние 8 лет в Полярной авиации Главсевморпути. … За длительную и безаварийную работу т. Кекушев командованием ГУГВФ награждён знаком «За налёт 1.000.000 км». Поздравляю первого «миллионера» Полярной авиации и, отмечая длительную и безупречную работу т. Кекушева в системе Севморпути приказываю:
П.1. Наградить б/м 1 кл. Полярной авиации тов. Кекушева Николая Львовича значком «Почётному Полярнику».
П.2. Начальнику УПА тов. Мазурук выдать т. Кекушеву Н.Л. денежную премию в размере 2000р. …
Начальник Главсевморпути при СНК СССР Папанин.
Со своей стороны поздравляю т. Кекушева Н.Л. и выражаю уверенность, что он в своей дальнейшей работе будет являться примером для всего коллектива Полярной авиации и в самое ближайшее время высококачественная и безаварийная работа ЛПС УПА, - даст новых «миллионеров».
Начальник УПА Мазурук.

В личном деле Фарих Ф.Б. (РГАЭ, ф. 94, оп.1, д. 103) вложено дополнительно 3 листа (30,31,32). Это запрос от 12 января 1956г. На листе 30 после "шапки" с адресами и штампами написано:
" По встретившейся надобности для ознакомления, прошу выслать в Главную Военную прокуратуру личные дела на бывших лётчиков Полярной авиации Главсевморпути.
1. Фариха Фабио Бруновича, 1896г.р., уроженца г. Ленинграда, до 1948 года работал лётчиком Полярной авиации Гласевморпути.
2. Кекушева Николая Львовича, 1898г.р., уроженца г. Москвы до 1948г работал бортмехаником Московской АГ ПА Главсевморпути.
По миновении надобности личные дела будут Вам возвращены. С ответом прошу не задержать."
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1163
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Кекушев Николай Львович (1898-????)

Сообщение Historik » 03 Ноябрь 2015 17:03

Несколько слов к биографии Н.Л.Кекушева:
Николай Львович - внук военного инженера, служившего надворным советником, и сын известного Московского архитектора (автор проектов гостиницы «Метрополь», ресторана «Прага», особняка М.Г.Понизовского - ныне Посольство Афганистана, дома И.А.Миндовского – Посольство Новой Зеландии и многих др. построек столицы России регионального и федерального значения)
Первый раз Николай Львович был арестован органами ОГПУ, заключён в Бутырскую тюрьму и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей 27 марта 1931 года. Тогда 33-летнего бортмеханика ВО ГВФ обвинили в принадлежности к «контрреволюционной организации выпускников 1-го Московского Императрицы Екатерины II кадетского корпуса».
Отбывать срок заключения Н.Л.Кекушев был направлен в Коми Автономную область (ныне – Республика Коми), в «Ухтпечлаг» ОГПУ-НКВД (ОГПУ при СНК СССР, с 1934 г. - НКВД). Месяц Николай Львович отработал на рытье траншей для водопровода, а затем был назначен механиком Вишерской воздухолинии ОГПУ в Усть-Ухте, где обслуживал гидросамолёты. 11 сентября 1931 г. Н.Л.Кекушев был переведён в Пермский лагерь и направлен пос.Новые Вишеры, где базировался авиационный отряд ОГПУ, обслуживавший и Соловецкую воздухолинию.
1 ноября 1931 г., согласно постановлению ЦИК СССР, он был освобождён из заключения. А через полгода, 4 июня 1932 г. пришёл в Полярную авиацию – бортмехаником в Управление воздушной службы АО «Комсеверпуть» и приступил к работе на Енисейской авиалинии (в январе 1933 г. в связи с реорганизацией «Комсеверпути» в Главсевморпуть приказом по УВС ГУСМП № 53 зачислен бортовым механиком 1-го класса в Московский авиаотряд).
С тех пор и до пенсии место работы у Н.Л.Кекушева в трудовой книжке не менялось...
Вместо награды за участие в ВВЭ «Север-2» (март-май 1948 г.) в августе того же года был вторично арестован органами МГБ СССР. В ходе следствия в Лефортовской тюрьме, длившегося полгода, он подвергался всевозможным издевательствам и унижениям, и 26 февраля 1949 г. Особым совещанием заочно приговорён к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Отбывать срок полярного авиатора отправили в Казахстан, в Джезказганский лагерь, где ему пришлось трудиться на подсобных работах грузчиком, землекопом и носильщиком кирпичей на строительстве. Через три года Н.Л.Кекушеву удалось перевестись помощником механика в бригаду, работавшую в «Стальконструкции» на обогатительной фабрике.
После смерти И.В.Сталина, 27 сентября 1954 г. на основании постановления Прокуратуры СССР, МВД СССР и КГБ при Совете Министров СССР срок заключения Николая Львовича был снижен до 6 лет и его освободили. Но полностью все обвинения не сняли и направили на постоянную ссылку в г. Балхаш. Там он устроился работать слесарем по ремонту станков на медеплавильный завод. Характерно, что в местном отделении МГБ при постановке на учёт его предупредили, что он не имел права отлучаться от места поселения далее 100 км и в случае нарушения мог быть приговорён без всякого суда к 25 годам заключения в лагере.
Полностью же освободиться и реабилитироваться товарищу помогли друзья-полярники. Вслед за обращением Н.Л.Кекушева в Генеральную прокуратуру СССР ходатайство о пересмотре его дела Генеральному прокурору СССР Р.А.Руденко направили и пять Героев Советского Союза: генерал-лейтенант авиации М.И.Шевелев, генерал-майоры авиации М.В.Водопьянов, А.В.Ляпидевский, полковники А.Д.Алексеев, М.Т.Слепнев, а также полковник в отставке Б.Г.Чухновский.
И в 1955 г. Н.Л.Кекушев вернулся из ссылки в г.Москву. За это время, не дождавшись его умерла мама. За отобранное имущество Николаю Львовичу выдали небольшую компенсацию, возвратили ордена, кроме ордена Красное Знамя ХССР и оборонных медалей, которые бесследно пропали.
Со 2 июня 1956 г. и по 1960 г. он вновь работал в Полярной авиации инженером отряда вертолётов МАГОН. Но после командировки на мыс Каменный и на Диксон получил инфаркт (как вспоминал Николай Львович, «сыграли свою роль возраст, лагерь и всевозможные житейские коллизии») и в 62 года вышел на пенсию, которую он оформил ещё перед самой войной.
Книга его воспоминаний о злоключениях в лагерях «Звериада» увидела свет в 1991 г., уже после кончины старейшего полярного авиатора.
Дата смерти и место захоронения пока не установлены.
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Кекушев Николай Львович (1898-????)

Сообщение Адольф Милованов » 04 Ноябрь 2015 10:22

Спасибо...
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1163
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения