Евгенов Николай Иванович (1888-1964)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Евгенов Николай Иванович (1888-1964)

Сообщение ББК-10 » 15 Апрель 2017 16:43

Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933, с.290-293

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933, с.290-293 СЗ-20лет - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933, с.290-293 СЗ-20лет - 0002.jpg
ДВАДЦАТИЛЕТИЕ ОТКРЫТИЯ СЕВЕРНОЙ ЗЕМЛИ

3 сентября с. г. исполнилось 20 лет со дня крупного географического события в Арктике: открытия в 1913 г. гидрографическими судами „Таймыр“ и „Вайгач“ Северной Земли. Как известно, суда эти, входившие в состав Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, под начальством Б. А. Вилькицкого, следуя с востока с работами, при достижении 1 сентября района мыса Челюскина нашли последний недоступным, вследствие стоявшего там невзломанного льда. Пытаясь обойти его мористее, „Таймыр" и „Вайгач" 2 сентября открыли в 20—25 милях от мыса Челюскина о-в Малый Таймыр, а на следующее утро обнаружили и гористые массивы Северной Земли.
Открытие это явилось неожиданностью для участников экспедиции. Хотя в работе Норденшельда, посвященной его знаменитому плаванию на „Веге“, и упоминалось вскользь при описании посещения мыса Челюскина о большой стае гусей, перелетавших, повидимому, на юг с полярной земли, расположенной севернее мыса Челюскина, и хотя один из спутников Норденшельда, датчанин Xовгорд определенно предполагал (нам неизвестно сейчас — на основании каких данных) присутствие земель к северу от Челюскина, которое он намечал проверить в снаряженной им в 1882 г. экспедиции (не достигнувшей, к сожалению, своей цели), все это было большинством забыто, стерто из памяти в результате последующих экспедиций.
Действительно, суда, проходившие здесь после „Веги“, подобно ей не видели к северу реальных признаков земли („Фрам" с Нансеном, „Заря" с Толлем). Не видел ее ранее и штурман Семей Челюскин, отходивший в море по льду на расстояние 18 верст от этого мыса при своей описи Таймырского п-ова в 1742 г. Нахождение крупной стосаженной изобаты непосредственно к северу от мыса Челюскина позволяло скорее предполагать наличие здесь уже перехода к большим глубинам Полярного бассейна.
Поэтому, когда на „Вайгаче", на котором находился автор этой заметки, шедшем, совместно с „Таймыром" вдоль кромки невзломанного гладкого льда, были усмотрены какие-то неровности на линии горизонта на северо-востоке, мы прежде всего сочли их за гряды торосов на морском льду, и только подойдя на более близкое расстояние удалось распознать, что эти неровности — низменный берег острова, получившего в дальнейшем название Малого Таймыра.
В 1913 г. экспедиции удалось описать с моря лишь восточное побережье Северной Земли и определить один астрономический пункт на мысе Берга. Южное побережье о-ва Большевик было заснято указанными судами уже в следующем 1914 г. При проходе своем в 1913 г. полыньями вдоль восточных берегов, „Таймыр" и „Вайгач" поднялись до 81° N, где их остановили непроходимые льды. Достижение столь высоких широт в Сибирском секторе Арктики на свободно продвигающемся корабле явилось своего рода рекордом и было превзойдено лишь в 1932 г. л/п „Сибиряков" при обходе им с севера Северной Земли.
 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933, с.290-293 СЗ-20лет - 0003.jpg
Открытие Таймырского архипелага, в который, кроме группы Северная Земля, входят, о-ва Малый Таймыр и Старокадомского, вызвало большой интерес в научно-исследовательских кругах того времени. Находились и скептики, которые в первые моменты, до ознакомления с представленными нами материалами, выражали сомнение в том, что мы действительно видели и, высаживаясь, можно сказать „осязали" землю, а не приняли за нее гряды торосов или мираж, результат сильно искаженной полярной рефракции. Очевидно, „сомнительные" Земли Санникова, Андреева, Джиллиса и т. п. были у многих в памяти.
Но если эти сомнения были для некоторых лиц естественными, то трудно понять авторов последнего дополнения (1930) „Arctic Pilot“ 1918 г., издания Английского Адмиралтейства, в котором была помещена заметка о том, что, по последним сведениям, Северная Земля „не существует". Дата 1928 г., очевидно, указывает на неудачный источник подобной информации — полет „Италии“ к Северной Земле. Скороспелость вывода, при наличии описания ее открытия „Таймыром" и „Вайгачем" в самой лоции издания 1918 г., производит впечатление своего рода стремления стереть лишнюю советскую землю с географической карты.
Блестящая работа Г. А. Ушакова и Н. Н. Урванцева с их товарищами по исследованию Северной Земли является лучшим ответом на цитированное нами указание.
Вышедший в 1933 г. труд Н. Н. Урванцева, заключающий в себе краткий очерк исследования данной земли, является лучшим подарком к тому скромному юбилею, который мы отмечаем. Невольно вспоминаются слова маститого полярного работника О. Свердрупа, сказанные им при встрече с нами на зимовке в заливе Толля в 1915 г.: "Русские сделали большое открытие, обнаружив новые земли к северу от Челюскина, но это — полдела. Оно будет закончено, когда те же люди, которые открыли земли, их и исследуют".
Теперь это дело трудами первых мужественных зимовщиков на Северной Земле доведено до конца. Значительную толику, по завету О. Свердрупа, вложил в это и наш старый „Таймыр", под руководством А. М. Лаврова, в Таймырской гидрографической экспедиции 1932 г.
Из руководящего состава экспедиции „Таймыра" и „Вайгача", принимавшего участие в открытии Северной Земли, осталось ныне немного. Кроме А. М. Лаврова и автора данных строк, здравствуют д-р Л. М. Старокадомский, возвращающийся сейчас на „Литке" после трудной экспедиции в Колыму, с зимовкой в Чаунской губе, и инженер-механик А. Г. Фирфаров, работающий в настоящее время в Сибири, но отошедший от полярных дел.
 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10.-Л., 1933, с.290-293 СЗ-20лет - 0004.jpg
Отмечая здесь годовщину открытия Северной Земли, нельзя не вспомнить выдающегося участника этого открытия, ныне покойного К. К. Неупокоева, именем которого названа югозападная оконечность земли. Его непосредственными трудами было описано и положено на географическую сетку южное побережье Северной Земли. Им дано и первое гидрографическое описание ее восточного и южного берегов.
Н. ЕВГЕНОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4508
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Евгенов Николай Иванович (1888-1964)

Сообщение ББК-10 » 16 Апрель 2017 10:37

Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10. -Л., 1933, с. 294

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9-10. -Л., 1933, с. 294 пр.Лонга.jpg
ПРОЛИВ ЛОНГА ИЛИ ПРОЛИВ ДЕ ЛОНГА

В вопросах мореплавания правильные общепринятые наименования, помещенные как на картах, так и в лоциях, играют весьма немаловажную роль. Подобное единообразие необходимо соблюдать и на Северном морском пути, особенно на основной его трассе, которой обычно пользуются суда.
Одним из наиболее важных и часто посещаемых участков Северного морского пути является пролив, расположенный между о-вом Врангеля и Чукотским побережьем. Почти на всех картах, в том числе и на издаваемых Гидрографическим управлением (см. карту № 984), он именуется проливом Лонга. Однако, на картах некоторых крупных учреждений и в иных географических атласах можно встретить вместо названия „пролив Лонга" — „пролив де Лонга".
Поэтому считаем необходимым отметить, что в отличие от о-вов Де Лонга, которые расположены на северо-востоке от Новосибирских о-вов и названы так в честь известного полярного исследователя, лейтенанта флота Северо-Американских Соединенных Штатов Де Лонга, пролив между о-вом Врангеля и материковым берегом носит название пролива Лонга. Названой так в честь американского капитана Лонга, который на китобое „Нил" в 1867 г. проходил этим проливом и впервые усмотрел южный берег о-ва Врангеля и тем фактически открыл данный пролив.
Н. ЕВГЕНОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4508
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения