Грошев Федор Иванович (1887-?)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение ББК-10 » 22 Март 2015 11:54

Последний раз редактировалось ББК-10 03 Апрель 2016 21:24, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5148
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение ББК-10 » 22 Март 2015 11:56

 00000019.jpeg
 Maligin_sbornik_page082_083_0001.jpeg

Практически одинаковые фотографии.
Слева из книги А. Яковлев. Ледовый поход "Малыгина" (1929), справа из сборника Поход «Малыгина». Записки участников (1929).
Из сидящих четвертый слева в первом случае назван Грошевым, во втором - Лавровым, хотя явно один и тот же человек.


 Maligin_sbornik_page040_041_0001.jpg
 RRDAS Ju13.jpg

В подписи под второй фотграфией ошибка: М.И. Грошев. Верно Ф.И. Грошев.
Последний раз редактировалось ББК-10 22 Март 2015 17:14, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5148
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение ББК-10 » 22 Март 2015 12:04

Красный Север 1928 № 236

Орден Красного Знамени, 1928 г.
 Красный Север 1928 № 236.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5148
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение ББК-10 » 22 Март 2015 12:07

Медаль «За отвагу»
Грошев Федор Иванович 1887г.р.
Звание: б/зв.
в РККА с 11.1941 года Место призыва: из ГВФ
№ записи: 10952131

 4.jpg
 12.jpg
 15.jpg
Фронтовой приказ №: 1177 от: 30.10.1942 ВС Западного фронта
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 682525 ед.хранения: 113
№ записи: 10952021
 289.jpg
 290.jpg
 291.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5148
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение ББК-10 » 22 Март 2015 17:17

Орден Красной Звезды
Грошев Федор Иванович 1887г.р.
Звание гв. ст. техник-лейтенант
в РККА с 12.1941 года
№ записи 40247235

 3.jpg
 4.jpg
 5.jpg
Фронтовой приказ №: 34/н от: 11.04.1945 ВС 1 ВА
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 687572 ед.хранения: 1115
№ записи: 40247215
 36.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5148
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение ББК-10 » 22 Март 2015 17:23

Михаил Денискин. «Иркутск крылатый: люди и самолеты войны». Часть 2: «Нет затишья перед бурей»
22 июля 1926 года в 6 часов утра летчик Виктор Львович Галышев из Боково поднял Ю-13 «Моссовет». На борту находились: технический руководитель Бурят-Монгольской линии С.Я. Корф, начальник авиамастерских К.И. Иванов, корреспондент газеты «Бурят-Монгольская правда» Зарев, механики Н.А. Орлов и Ф.И. Грошев (который впоследствии станет генералом).


В 1945 году гв. ст. технику-лейтенанту Грошеву Ф.И. было уже 57 лет.
Когда же он генералом стал ?
:)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5148
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение Кара » 12 Март 2016 20:25

 7825940.jpg
Скрин кадра из д/ф "Крылья. Ворота Крайнего Севера"
https://www.youtube.com/watch?v=d6i1b0dkdH8
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 598
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение ББК-10 » 03 Апрель 2016 21:59

© Панкратьева Н. П., Пеганова Т. Б. Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» в Сарапуле.
Проект - «Память Сарапула: культурный проект», Сарапул, Удмуртия, 2015 г. 496 с., ч/б фото

ГРОШЕВ Федор Иванович

 211-2 - 1.jpg
«Небольшого роста, коренастый, с черными усиками, он никогда не сидел без дела, все время возился у «Ильи Муромца». Говорил Грошев так быстро, что сразу и не поймешь», - эту портретную зарисовку механика сарапульских мастерских при ДВК «Илья Муромец» Федора Ивановича Грошева дал Михаил Васильевич Водопьянов.
Крестьянский сын, трудолюбивый и основательный, он родился в 1887 году в деревне Стретенка Пичаевской волости Моршанского уезда Тамбовской губернии. Как попал в авиацию - точно не известно, но в 1910 году был рядовым воздухоплавателем. С началом Первой мировой войны служил в Эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец» - в команде корабля «Киевский» (командир Г. Г. Горшков, затем И. С. Башко).
Вечером 4 октября 1915 года три боевых корабля, в том числе «Киевский», совершили боевые полеты на фронте 12-й армии. Они успешно произвели разведку в тылу противника, фотографирование неприятельских позиций, а также бомбардировали железнодорожные пути и объекты на станции Митава*, автомобильный обоз и войска у мызы** Гарозбы.
Во время второго полета из-за плохого качества бензина над уездным городом Бауском на корабле замерзли бензопроводы, и все четыре мотора остановились. Через несколько секунд два мотора заработали, корабль на малой высоте пролетел над неприятельскими позициями и сел в болото.
В результате сильного обстрела на нем были повреждены бензиновые баки и корпус поверхности корабля. Личный состав не пострадал.
Команда в количестве четырнадцати человек, в том числе будущие дивизионщики Федор Грошев, Василий Буробин, Дмитрий Медведев, Федор Шкудов и другие разобрали корабль, и он был отправлен в Псков для ремонта.
Ефрейтор Грошев приказом начальника Штаба Верховного Главнокомандующего от 13 ноября 1915 года был награжден Георгиевской медалью 4-й степени № 260763.

Федор Грошев, 1915 год. Фото предоставлено М. Хайрулиным. : 211-2 - 2.jpg
Федор Грошев (внизу) в команде корабля «Киевский», 1915 год. Фото предоставлено М. Хайрулиным. : 211-2 - 3.jpg

Из приказа начальника Штаба Верховного Главнокомандующего № 244

... За то, что произвел разборку воздушного корабля «Киевский» и вывез его из сферы артиллерийского огня противника, находясь все время под обстрелом и работая с опасностью для жизни по колено в воде, с 10 часов вечера 6 октября до 7 часов утра 8 октября 1915 года. Благодаря его мужеству, энергии и выносливости, корабль был доставлен в полной исправности на ближайшую станцию.

РГВИА, ф. 2008, on. 1, д. 487 (1), л. 48.

С Дивизионом Федор Иванович прибыл в сентябре 1919 года в Сарапул, в январе 1920-го числился прикомандированным к дивизионным мастерским, где под руководством П. И. Неведомского производились сборка и ремонт кораблей.
Вместе с ним в Сарапуле находилась супруга - Ксения Павловна.


*Ныне Елгава - город в Латвии.
**Мыза - в Латвии и Эстонии отдельно стоящая усадьба.

Федор Грошев, 1915 год. Фото предоставлено М. Хайрулиным.
Федор Грошев (внизу) в команде корабля «Киевский», 1915 год. Фото предоставлено М. Хайрулиным.

[211]
Последний раз редактировалось ББК-10 11 Апрель 2016 21:16, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5148
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение ББК-10 » 04 Апрель 2016 13:53

c.212-214

 Грошев - 212.jpg
 Грошев - 213.jpg
 Грошев - 214.jpg
1920 год
Удостоверение

Дано сие Ксении Павловне Грошевой в том, что она есть действительно жена корабельного механика 2-го учебного корабля Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» РКК БВФ Грошева Федора, что подписью с приложением печати удостоверяется.
Удостоверение действительно по 31 декабря 1920 года.
Командир Дивизиона Когутов.
Военный комиссар Емец.

РГВА, ф. 11749, on. 1, д. 90, л. 178.

В июле и октябре 1920 года Грошев принимал участие в качестве механика в учебных полетах, а также в испытательных и регулировочных полетах после сборки кораблей. По свидетельству Михаила Васильевича Водопьянова, он считался лучшим механиком Дивизиона.

Несколько документов Дивизиона в сарапульский период, где упоминается фамилия Грошева, связаны с мотористом Митрофаном Иванюженко. В апреле 1920 года Федор Иванович поручался в том, что его сослуживец, подавший в ЗАГС заявление о вступлении в брак, холост. А в декабре того же года писал оправдательный документ в его защиту: Иванюженко сделал в мастерских Дивизиона для личных нужд ложку, за что был привлечен к ответственности.

Механик 5-го бойкорабля Дивизиона воздушных кораблей
16 декабря 1920 года
Командиру Дивизиона
Рапорт

Доношу, что мною совместно с мотористами в среднем в количестве 8 или 9 человек с марта месяца 1920 года и по ноябрь 1920 года отремонтировано 60 моторов, которые были полностью разобраны, а 81 шт. моторов были испытаны. На станке из этого числа 20 шт. моторов поставлены на 5 шт. новых кораблей.
Все выше изложенные работы были исполнены при очень трудных условиях... Даже осмеливаюсь подчеркнуть, что сделано очень много. Вся эта работа может свидетельствовать о том, что люди моторной мастерской ни в коем случае не могли заниматься своими личными делами, да и с моей стороны никакой попытки не допускается.
Но вот выпал небольшой промежуток свободного времени, и М. Иванюженко была сделана одна ложка лично для себя и теперь, как за преступление, он отправляется из мастерской. Мне, как бывшему ответственному лицу в моторной мастерской, становится больно за людей, которые участвовали в той выше изложенной работе, люди не считались ни с чем, а осознавали свой долг перед Республикой. Действительно работали честно, и М. Иванюженко считаю вполне честным и опытным работником.
Механик Грошев.


РГВА, ф. 11749, оп. 1, д. 83, л. 409.

В августе 1920 года Федор Иванович подал командиру Дивизиона рапорт* с просьбой о переводе его на должность старшего моториста или же откомандировать в резерв авиаработников. Свою просьбу он мотивировал невозможностью работать в тех условиях, которые создал старший механик Пахолков. Пахолков не разрешал без его ведома выдавать необходимые для работы запасные части, а поскольку он зачастую отсутствовал на рабочем месте, приходилось тратить время на ожидание.
В рапорте Федор Иванович писал: «Канцелярия работает до З-х часов дня, старшего механика редко можно встретить в Дивизионе, а нужно бегать и искать его. Я, кроме этого, практически не могу предусмотреть всякие мелочи заранее, так что если же после трех часов потребуется какая-то часть, то нужно ждать следующего дня, когда канцелярия будет работать, а потому и мы должны ждать целые полдня. Ввиду того если же мне доверили вести работу в моторной мастерской и на испытательной станции, то нужно и доверять, чтобы получать моторы и другие вещи, исключая горючее, хотя бы под расписку, до первого момента, если представится возможность написать требование, а иначе я убедительно прошу о переводе на должность ст. моториста
Корабельный механик Грошев.

РГВА, ф. 11749, on. 1, д. 91, л. 206.

Этот рапорт был вызван искренним желанием Федора Ивановича, отличавшегося высочайшим чувством ответственности, создать надлежащие условия для своевременного ремонта самолетов.
20 июля 1920 года он докладывал начальнику технической части: «Доношу, что было заказано начальнику мастерских 28 июня 50 шт. болтов для втулки винта. И, несмотря на неоднократные требования, что болты нужны все-таки, по сие время не готовы. Означенные болты нужны к отправке с кораблем на фронт»**.
Изменил ли после этого конфликта свое отношение к делу Владимир Пахолков - история умалчивает, но известно, что Грошев продолжил службу в Дивизионе, а в 1921 году был переведен в Москву для обслуживания линии «Москва-Харьков».

*РГВА, ф. 11749, оп. 1, д. 91, л. 205.
**РГВА, ф. 11749, оп. 1, д. 91, л. 204.

Из книги А. К. Туманского «Полет сквозь годы»

К середине весны 1921 года мой отряд начал полеты на первой в Российской Федерации воздушной почтово-пассажирской линии «Москва-Харьков». «Муромцев» в отряде было три. На двух других кораблях командирами были Шкудов и Еременко, на подсмене работал также Николай Васильевич Панкратьев, младший брат Алексея Васильевича. Бортмеханиками работали все те же ветераны, «муромцев» -Грошев, Милованов и Фридриков. Штурманами летали Янко, Лилиенфельд, Радзевич, Владимиров и мой брат Григорий. Помощниками командиров кораблей служили летчики Благин, Кузь -мин и Бережков. Помимо «муромцев», в отряде имелись и легкие самолеты: «Ньюпор», «Спад» и один «Вуазен», собранный из трех потерпевших аварии самолетов.
Мы делали по два-три полета в неделю, перевозя в основном фельдъегерскую почту и ответственных пассажиров. Пассажиры были в восторге от быстроты передвижения, мы же -летно-подъемный состав - радовались гораздо меньше: корабли наши были довольно потрепаны, а большинство моторов давно уже выработало все свои ресурсы. Редкий рейс поэтому обходился без происшествия.
Однажды между Серпуховом и Тулой на моем корабле загорелся в воздухе крайний правый мотор. Бортмеханик Ф. М. Грошев вылез на крыло. С риском для жизни, действуя тремя нашими кожаными куртками, сбил пламя, и мы, не садясь в Туле, на трех моторах благополучно прилетели в Орел...
Вообще лишь энтузиазмом летного и технического состава можно объяснить то, что отряд смог около полутора лет выполнять успешно такую работу, сохраняя регулярность полетов.

С. 142-143.

С расформированием Дивизиона в марте 1924 года Федор Иванович устроился работать мотористом на завод № 89.

Из книги М. В. Водопьянова «Небо начинается с земли. Страницы жизни»

.... В Москве, где после разрухи, вызванной гражданской войной, еще не наладилась работа фабрик и заводов, была безработица. На бирже труда тысячи людей ждали, когда их пошлют на любую работу. Мне очень хотелось поступить в мастерскую по ремонту самолетных моторов, и я пошел к Грошеву, который был таи бригадиром. Федор Иванович ласково принял меня и охотно написал в отдел кадров просьбу, чтобы меня послали в его распоряжение.
Но не тут-то было. Начальник отдела кадров посулил:
- За ответом приходите завтра!
Такой же ответ я услышал и на следующий день, и через неделю, и через месяц. Он меня «кормил завтраками» почти полгода. Жить было тяжело. Я не гнушался никаким заработком - чинил ведра, паял кастрюли, вскапывал огороды в Петровском парке. Вместе с земляками-студентами рабочего факультета ходил на товарную станцию разгружать вагоны с овощами, фруктами, зерном. Однажды я не вытерпел и сказал начальнику отдела кадров:
- Я хожу к Вам уже полгода, и каждый раз Вы мне говорите: «Приходите завтра». Когда же наступит это «завтра»?
- Неужели прошло полгода, как Вы впервые пришли ко мне? - воскликнул начальник. - Прямо удивительно, как бежит время... Мне нравится Ваша настойчивость. Пройдемте в мой кабинет, я напишу, чтобы Вас приняли на работу!
Так я снова приблизился к авиации, к летающим людям. Через полгода, под руководством прекрасного человека и мастера - Грошева, я настолько хорошо изучил авиамоторы, что меня назначили бригадиром.


В период с 1924 по 1932 годы в качестве бортмеханика Федор Иванович летал с пилотами Бабушкиным, Галышевым, Цветковым, Водопьяновым и другими, участвуя в воздушных экспедициях и перелетах в Монголию, Туруханск, на Крайний Север. Он был первым бортмехаником, начавшим работу вместе с пилотами Томашевским и Бабушкиным по воздушной разведке тюленей в Белом море и Северном Ледовитом океане. Вместе с Водопьяновым участвовал в первом дальнем перелете по маршруту «Москва-Новосибирск-Хабаровск».
25 мая 1928 года пропала без вести итальянская научная экспедиция Умберто Нобиле, направлявшаяся на дирижабле «Италия» к Северному полюсу Спасшиеся аэронавты установили на льду палатку, которую облили красной краской (весь мир тогда повторял название «Красная палатка»).
Несколько дней спустя, в Москве при ОСОАВИАХИМе был создан Комитет помощи дирижаблю «Италия».

Из статьи Эллы Максимовой «Красная палатка и «красный медведь»

Самолет Михаила Сергеевича Бабушкина базировался на «Малыгине», втором советском ледоколе, подбиравшемся к Шпицбергену с востока. Через неделю после выхода из Архангельска он встал невдалеке от острова Надежды, не в силах побороть лед.
29 июня Бабушкин отправился в главный свой полет - к красной палатке. Связь прервалась меньше чем через час, и самолет исчез на пять дней. Дело осложнялось тем, что за это время ледокол снесло в сторону. Газетные заголовки кричали: «Что с Бабушкиным? » А Бабушкин проделал за эти пять дней нечто из ряда вон выходящее по решимости. И по скромности, с какой, вернувшись, все описал.
Туман навалился на самолет и заставил сесть на первую попавшуюся льдину. Один полярник сказал мне: «Бабушкин садился на льдины, как другой у себя в квартире садится на диван». Трое суток провели Бабушкин, бортмеханик Грошев, радист Фоминых на островке, который начал крушить шторм. С грохотом откалывались куски. Бабушкин говорил: «Мы пережили жуткие минуты». Надо знать его хладнокровие, чтобы домыслить недосказанное.
На четвертый день, поднявшись в воздух и не обнаружив ледокола на месте, Бабушкин, чтобы сберечь горючее, опять опускается на ближайшую льдину, слабую, покрытую лужами: выйдя из кабины, радист проваливается в воду по пояс... «До сих пор непонятно, как я смог при очень плохой видимости спуститься на нее и не утонуть вместе с самолетом».
Ну, а потом... Потом снова взлет, поиски судна, нормальная посадка, чай в кают-компании, «шапки» на первых полосах газет. И снова полеты, общим счетом 15 (увы, так и не достигшие цели). Пока «Малыгин», съев уголь, не повернул 21 июля в Архангельск.

Журнал «Смена» № 1, 1973 год.

За участие в экспедиции по спасению экипажа Нобиле Грошев был награжден орденом Красного Знамени (№14151).
Характеристику профессиональным и личностным качествам Федора Ивановича дал его сослуживец по Дивизиону Михаил Васильевич Водопьянов в документальной повести «На перекрестке бурь», посвященной летчику М. С. Бабушкину.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5148
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение ББК-10 » 04 Апрель 2016 14:02

с.215-217

 Грошев - 215.jpg
Из книги «На перекрестке бурь»

Молодец этот Грошев, - подумал Бабушкин. - Он ухаживает за самолетом так, как крестьяне смотрят за единственным конем, которого купили на последние запасы хлеба. Любовно обращается с машиной и толк знает в ней... повезло мне с новым бортмехаником! »
Они только начали работать вместе. С перво -го взгляда Федор Иванович Грошев не понравился Бабушкину - коренастый, мясистый нос «картошкой» над щеточкой жестких усов, насупленный взгляд из-под мохнатых бровей. Он всегда озабочен и молчалив. «Совсем мужичок-кулачок из Тамбовской губернии, только переодетый в кожаную куртку» - так сначала оценил летчик своего помощника. Грошев действительно оказался уроженцем тамбовской деревни, только из бедняков. А когда он сбросил куртку, на лацкане пиджака блеснула эмаль боевого ордена Красного Знамени. Грошев получил его в гражданскую войну, служа мотористом на самолете-гиганте «Илья Муромец».
У Федора Ивановича была слава лучшего механика гражданской авиации. Он вполне заслужил такую репутацию - в этом Бабушкин быстро убедился. Бортмеханик все больше и больше нравился пилоту. Оба они были людьми обстоятельными, не спешили с оценками, взвешивали все «за» и «против», прежде чем сделать заключение. Летчик подверг бортмеханика «испытанию огненной водой». Первую предложенную ему стопку «за знакомство» Грошев выпил с явным удовольствием и закусил хрустящим соленым огурцом. Не отказался и от второй -«за успех нашего дела», а третью, несмотря на уговоры, пить не стал - «норма не позволяет». Малопьющему Бабушкину такая трезвость пришлась по душе.


Водопьянов. М. В. На перекрестке бурь: докум. повесть /
М. В. Водопьянов. - М.: Московский рабочий, 1971. - 216 с.: ил.


В 1932 году Федор Иванович по состоянию здоровья оставил работу бортмеханика и руководил испытательной станцией завода № 89. С 1937 года работал контрольным мастером на том же заводе, затем на заводе № 241.

Из трудовой книжки Ф. И. Грошева

    Образование: начальное.
    Профессия: авиамеханик.
    Служба в старой армии 7 лет.
    В РККА 5 лет.
    Завод № 89
    1924 III. 17 Зачислен мотористом в мастерские Общества «Добролет».
    1925 III. 22 Назначен борт. мотористом в «Добролет», приказ № 204, пар. 4.
    1925 III. 22 Техником на центральной станции, приказ № 78, пар. 2.
    1926 V. 25 Переведен в Монголо-Бурятскую воздушную линию в г. Верхнеудинск, приказ № 59, пар. 7
    1927 IX. 9 Зачислен мотористом в мастерские, приказ № 96, пар. 4.
    1928 I. 16 Назначен бортмехаником Белорусской экспедиции, приказ №17, пар. 8.
    1930 IV. I Зачислен бортмехаником Московского управления воздушной линии, приказ № 5, пар. 1 от 16/1 - 30.
    1931 IV. I Переведен в линейные механики, приказ № 87, пар. 10.
    1932 IV. 16 Зачислен заведующим испытательной станцией, приказ № 58, пар. 1.
    1936 III. 4 Назначен заместителем начальника ОТК по моторному цеху, приказ № 33.
    1939 III. I Назначен старшим контрольным мастером ОТК, приказ № 64.
    1941 IV. 24 Переведен на завод № 241 помощником начальника завода № 89 по кадрам.
    1941 IV. 24 Зачислен на должность контролера по ремонту моторов, приказ № 63 от 26. 04. 41 года.


У супругов Грошевых не было своих детей. В 1926 году они взяли на воспитание мальчика. В 1941 году он работал в гражданской авиации и жил отдельно от приемных родителей.
26 мая 1941 года начальник ГУГВФ генерал-майор авиации В. С. Молоков ходатайствовал перед Главным Управлением Гражданского Воздушного Флота о назначении Федору Ивановичу Грошеву персональной пенсии.

Прошу Совет Народных Комиссаров Союза ССР назначить бортмеханику - орденоносцу тов. Грошеву Федору Ивановичу, 1887 года рождения, персональную пенсию в сумме 650 рублей в месяц.
Тов. Грошев - один из старейших бортмехаников Советской Гражданской авиации, начавший службу еще в Эскадрилье тяжелых воздушных кораблей «Илья Муромец» и участвовавший с 1917 года по 1922 год в гражданской войне против Мамонтова, Деникина и Врангеля - в качестве корабельного механика тяжелых самолетов. С 1922 по 1924 год он летал в ВВС механиком на самолете «Викерс-Вими», с 1924 года тов. Грошев работает в Гражданском Воздушном флоте.
За эти последние годы он готовил многие самолеты и моторы для дальних перелетов тов. Водопьянова и других пилотов, всегда принимая личное участие в их испытании в воздухе.

[215]
 Грошев - 216.jpg
Тов. Грошев был членом Ленинградского районного Совета гор. Москвы 2-го созыва /1934 г.
Тов. Грошев имеет ряд награждений по линии Главного Управления Гражданского Воздушного флота.
Он исключительно честный и добросовестный труженик, который по своей работоспособности и редкой скромности является образцом для работающих с ним товарищей.
Имея право на получение пенсии за выслугу лет в летно-подъемном составе ГВФ, тов. Грошев из свойственной ему скромности не считал для себя возможным, оставаясь на работе, просить об установлении ему этой пенсии.
На иждивении тов. Грошева находится нетрудоспособная жена. Не имея своих детей, он взял в 1926 году на воспитание мальчика, которому дал образование и который в настоящее время работает в гражданской авиации и живет самостоятельно.
По состоянию своего здоровья тов. Грошев принужден будет в ближайшее время оставить работу.

ГАРФ, ф. А539, оп. 4, д. 8107, л. 11.

С аналогичным ходатайством в Совнарком СССР (секретариат Землячки) обратился и депутат Верховного Совета СССР Герой Советского Союза М. В. Водопьянов, который бесконечно уважал и ценил Федора Ивановича.
В дополнение к этим ходатайствам секретарь М. В. Водопьянова Лаврентьева направила по просьбе Грошева две вырезки из газет о его работе и часть статьи Героя Советского Союза М. С. Бабушкина, напечатанной в журнале «Знамя» № 6 за 1941 год, в которой много говорилось о Ф. И. Грошеве*.
Ходатайства возымели свое действие, и 1 июля 1941 года Федору Ивановичу была назначена пожизненно персональная пенсия республиканского значения в сумме 250 рублей.
Несмотря на состояние здоровья, в ноябре 1941 года 55-летний Федор Иванович Грошев обратился с просьбой отправить его на фронт вместе с сыном-летчиком. Его зачислили на службу в Отдельную Западную авиагруппу (ОЗАГ).

Из наградного листа Ф. И. Грошева

... В ноябрьские дни 1941 года, когда из Москвы эвакуировались заводы, Особая Западная авиагруппа ощущала острый недостаток в моторах. Перед передвижными мастерскими была поставлена задача резко увеличить выпуск отремонтированных моторов. В это время обратился к командованию авиагруппы, руководимый стремлением защищать от немецких захватчиков завоевания Великого Октября, старый авиационный работник 55-летний москвич Ф. И. Грошев, пожелавший вместе с сыном летчиком громить врага в одном и том же подразделении.
... Придя в авиагруппу, тов. Грошев возглавил бригаду по ремонту моторов М-11. С исключительной энергией и умением, используя минимальные возможности, не считаясь со временем и отдыхом, тов. Грошев умело передавал опыт молодым кадрам. Под руководством тов. Грошева с каждым днем все больше восстанавливалось моторов.
В результате большой затраты сил за время его работы в мастерских было восстановлено 103 мотора М-11. Уверенные в его моторах, вместе с летчиками авиагруппы летал и его сын. Моторы Федора Ивановича работали безукоризненно и в большинстве своем перерабатывали установленный им ресурс.
Тов. Грошева хорошо знают летчики и авиатехники нашей авиагруппы, относятся к нему с большим уважением и любовью.
За патриотический вклад тов. Грошева на благо своей Родины достоин правительственной награды - ордена Красной Звезды.


Главный инженер ОЗАГ в/ инженер III ранга Позняков.

РГВА, ф. 33, on. 682525, д. 113.


Главным инженером Особой Западной авиагруппы был Вениамин Павлович Позняков - сослуживец Федора Ивановича по Сарапулу.
В семье сына В. П. Познякова - Павла Вениаминовича - и его супруги Анны Ивановны хранится подставка для настольных часов, сделанная из плексиглаза** руками Федора Ивановича во время войны и подаренная своему товарищу.
Командир 120-го отдельного Гвардейского Инстербургского ордена Александра Невского авиационного полка ГВФ гвардии подполковник Сулимов дал такую характеристику Федору Ивановичу: «После награждения в 1944 году под его руководством отремонтировано 73 мотора восстановительного ремонта и 28 профилактического. Семь раз вылетал к передовой линии фронта для устра-

Подставка для часов, сделанная Ф. М. Грошевым. Архив семьи Позняковых. Фото Н. Панкратьевой. Публикуется впервые.

*ГАРФ, ф. А539, оп. 4, д. 8107, л. 15.
**Синтетический полимер, оргстекло.

[216]
 Грошев - 217.jpg
нения неисправностей в моторах М-17 и М-62 на самолётах, выполнявших боевые задания. Возвращаясь из тыла противника, самолеты с подбитыми моторами производили посадку, едва перетянув линию фронта. Тов. Грошев два раза вылетал для ремонта моторов, подвергаясь обстрелу со стороны противника. Работу выполнял отлично. Умело используя свой многолетний практический опыт, выносит ценные рационализаторские предложения, применение которых дает большой эффект в деле замены недостающих запчастей (взамен венчика в бракованные носки картера ставит стальной фланец, производит ремонт негодных валиков магнето и др. ). Моторы, восстановленные Грошевым, зарекомендовали себя очень хорошо. Летчики с уверенностью выполняют задания, зная, что мотор не откажет в трудную минуту»... *
За период Великой Отечественной войны Федор Иванович был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За оборону Москвы».
Точными сведениями о его приемном сыне мы не располагаем, но с большой долей вероятности можно предположить, что это Грошев Петр Федорович, 1913 года рождения.
27 мая 1945 года он - командир корабля 10-го авиационного полка 3-й Отдельной авиационной Краснознаменной дивизии связи 2-й авиационной эскадрильи - был представлен к ордену Отечественной войны I степени. В его наградном листе содержится следующая информация.

Из наградного листа П. Ф. Грошева

В Красной армии с июля 1941 года. Ранее награжден: орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», «За боевые заслуги», «За выслугу лет в К. А. », «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа».
Ст. лейтенант Грошев - один из ветеранов дивизии. С первых дней Великой Отечественной войны он, летая на различных типах самолетов, выполняет ответственные боевые задания по связи Генерального Штаба К. А. со штабами фронтов и армий.
В совхоз Сталинградский, Ленинск, Иловдинскую, Бекетовку, Воропоново - под угрозой атак вражеских истребителей, обстрелов с земли и ожесточенных бомбардировок в пунктах посадки доставлял он войскам маршала Советского Союза Рокоссовского офицеров связи и срочную секретную корреспонденцию Генерального Штаба КА.
Отважный и инициативный офицер, отличный летчик - он неизменно с отличным качеством выполняет все боевые задания коман-

дования, не имея за все время службы в дивизии ни единого летного происшествия. На недавно освоенном им самолете А-20 ст. лейтенант Грошев в кратчайшие сроки доставляет срочную секретную корреспонденцию и офицеров связи из Москвы в Штаргардт, Штеттин и др. пункты.
На Сталинградский, Степной и 2-й Белорусский фронт им произведено 197 вылетов с налетом 647 часов и доставлено 142 офицера связи со срочной секретной корреспонденцией Генштаба К. А. и 7597 кг. срочной корреспонденции. За отличное обеспечение бесперебойной авиасвязи войск маршала Советского Союза Рокоссовского с Генштабом К. А. и проявленные при этом самоотверженность и мужество - достоин награждения орденом Отечественной войны 1 степени.

ЦАМО РФ, ф. 33, on. 686196, д. 3164.

К сожалению, выйти на потомков Федора Ивановича Грошева не удалось. По всей вероятности, они проживают в Москве (довоенный адрес семьи:
5-я Тверская-Ямская улица, д. 4-а, кв. 10).
Закончим очерк об этом замечательном человеке строками воспоминаний Галины Николаевны Панкратьевой, дочери сослуживца Ф. И. Грошева: «Папа давал высокую оценку Грошеву как замечательному человеку, очень ценил его и считал механиком-мотористом № 1. Работа, выполненная его золотыми руками, всегда вселяла уверенность в надежность моторов.
Дружба Грошевых и Панкратьевых продолжалась на протяжении долгих лет. Бабушка Александра Николаевна и Ксения Павловна Грошева дружили, часто вместе ездили на Новодевичье кладбище поклониться погибшим летчикам, среди которых был Алексей Панкратьев».
Пролетал ли когда-нибудь Ф. И. Грошев над своей родной деревней? Часто ли бывал в ней? С высоты Сретенка выглядит очень живописно: за ее окраиной река Большой Ломовис делает причудливый изгиб. В детстве в ней купался деревенский мальчонка Федор Грошев, даже не помышлявший о том, что когда-то поднимется в небо.

*РГВА, ф. 33, оп. 687572, д. 1115.
[217]
Последний раз редактировалось ББК-10 04 Апрель 2016 15:32, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5148
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение Кара » 04 Апрель 2016 15:16

ББК-10 пишет:В период с 1924 по 1932 годы в качестве бортмеханика Федор Иванович летал с пилотами Бабушкиным, Галышевым, Цветковым, Водопьяновым и другими, участвуя в воздушных экспедициях и перелетах в Монголию, Туруханск, на Крайний Север. Он был первым бортмехаником, начавшим работу вместе с пилотами Томашевским и Бабушкиным по воздушной разведке тюленей в Белом море и Северном Ледовитом океане. Вместе с Водопьяновым участвовал в первом дальнем перелете по маршруту «Москва-Новосибирск-Хабаровск».

Выделенное красным надо убрать, потому как Грошев с Томашевским не летал - за неделю до отъезда того в Архангельск на зверобойку, он и Галышев выехали в Красноярск для выполнения полётов в Туруханский край.
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 598
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение ББК-10 » 04 Апрель 2016 15:25

Выделенное красным надо убрать...

Меня авторы не уполномочивали вносить правки в их произведение. :yes:

И еще, авторы ведь прямо не утверждают, что Грошев летал с Томашевским. "Он был первым бортмехаником, начавшим работу вместе с пилотами ... по воздушной разведке тюленей... ".
В 26-м мог например машины Томашевскому с Бабушкиным готовить для зверобойки :)
С М.С. позже летал.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5148
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Грошев Федор Иванович (1887-?)

Сообщение Кара » 05 Апрель 2016 21:59

ББК-10 пишет:Меня авторы не уполномочивали вносить правки в их произведение.

Ну что ж, тогда будем их комментировать с учётом "вновь открывшихся обстоятельств"
ББК-10 пишет:И еще, авторы ведь прямо не утверждают, что Грошев летал с Томашевским. "Он был первым бортмехаником, начавшим работу вместе с пилотами ... по воздушной разведке тюленей... "

Ну как не утверждают? Вы же сами их процитировали.
ББК-10 пишет:В 26-м мог например машины Томашевскому с Бабушкиным готовить для зверобойки

Действительно, как я про это не подумал? :? Скоко там между Архангельском и Туруханском? 1118 по прямой? Блин, для северов тыща вёрст не расстояние! :)
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 598
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения