Бусик Владимир Данилович (? - 1931)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бусик Владимир Данилович (? - 1931)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Сентябрь 2014 19:59

 0.jpg
Бусик Владимир Данилович (? - 30.06.1931)
Гидрограф, геодезист.
Исследователь рек Восточной Сибири.

ВСП 1931 № 200 8 сентября.

 ВСП 1931 № 200 (8 сент.) Катастрофа на порогах Индигирки.jpg
КАТАСТРОФА НА ПОРОГАХ ИНДИГИРКИ

Из Якутска поступило сообщение о катастрофе, которая произошла на третьем пороге Индигирки. При исследовании порогов моторная лодка с четырьмя человеками была захвачена водоворотом и перевернулась, Спаслись двое - моторист и рабочий. Начальник экспедиции Бусик и его заместитель Калинин, спасая друг друга, обессилили и утонули.
Начальник индигирской экспедиции тов. Бусик работал на территории Восточной Сибири с 1919 года в экспедициях по рекам: Алдан, Витим, Лена, Индигирка и др. Геодезическая работа на реках Восточной Сибири всеми экспедициями проводилась по методу Бусик.
Экспедиция по исследованию рек, несмотря на гибель своих руководителей продолжает работать.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бусик Владимир Данилович (? - 1931)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Сентябрь 2014 20:04

Очерки по истории географических открытий. Том 5 (Магидович И.П., Магидович В.И.)
Исследование бассейна Индигирки

В 1931 г. восточная часть хребта Черского, примерно от 63°40' до 68° с. ш., изучалась комплексной экспедицией гидрографа Владимира Даниловича Бусика; исследования велись главным образом силами отряда под руководством гидрографа Бориса Васильевича Зонова. Проследив все течение Момы (406 км) и ее левых притоков Эрикита и Тыряхтяха, экспедиция нанесла на карту почти всю горную цепь Улахан-Чистай (открытую И. Черским, длина 250 км) и засекла в ней высоты более 2000 м, отметив возможное существование среди них единичных вершин до 2500 м (Впоследствии оказалось, что Улахан-Чистай - самый высокий хребет в горной системе Черского: после 1945 г. в его северо-восточном отроге (массив Буордах) была обнаружена высшая точка Северо-Востока СССР - гора Победа (3147 м) и оконтурен крупный массив оледенения). За полярным кругом, у 148° в. д., вместо показываемого на старых картах водораздельного хребта была обнаружена и оконтурена низменность площадью около 35 тыс. км2; протекающая по ней р. Ожогина (левый приток Колымы) оказалась не короткой рекой в несколько десятков километров, как считали ранее, а 523-километровым потоком. У 151° в. д. экспедиция проследила все течение другого левого притока Колымы - р. Ясачной (490 км). Маршруты по Моме, Ожогиной, Зырянке, Ясачной и ее притоку Россохе позволили оконтурить и нанести на карту самую восточную окраинную цепь хребта Черского, названную Момским хребтом (470 км, вершина 2533 м), глубоко расчлененную речными долинами. В. Бусик утонул при исследовании индигирских порогов 30 июня 1931 г.


Зингер Макс. 112 дней на собаках и оленях.

Нарты выбегают на простор реки Индигирки.
Триста лет назад на эту реку пришли русские землепроходцы. И через три сотни лет сюда прибыла первая партия советских ученых-гидрографов, гидрологов и астрономов-геодезистов. Начальником первой Индигирской экспедиции был гидрограф Владимир Данилович Бусик, его помощником — Евгений Дмитриевич Калинин.
Тунгусы утверждали, что ни один человек не может близко подойти к индигирским порогам и, во всяком случае, никогда их не переплывет. Высоко в горах, говорили они, над Индигиркой, зажатой в каменных теснинах, сидит дух гор, у самой середины всех пяти порогов. Как только он завидит смельчака, решившегося преодолеть пороги, вмиг напустит на него своих верных псов. Эти псы — злые ветры. Они опрокинут человека вместе с лодкой, разобьют об острые камни.
На добрую сотню километров растянулся неприступный порожистый участок этой своевольной реки.
Начальник Индигирской экспедиции Бусик решил заснять реку, разыскать вход в нее с моря, рассеять вековое суеверие, описать уклоны порогов, дать представление о мощности реки, рассказать о ее глубоком каньоне.
Бусик был энтузиастом, человеком, не знавшим преград на пути к цели. Он был не только начальником, но и первым в труде. В экспедиционном лагере товарищи равнялись по нему. Люди спали по пяти часов в сутки. Они неутомимо продвигались вперед с промерами глубин, со съемкой крутосклонных берегов, с нивелировкой. Вместо пятикилометровой нормы партия Бусика ежедневно перекрывала промерами тридцать километров.
— Дойдем до порогов, тогда дам большую дневку, — обещал изыскателям начальник.
Все и без того ждали, когда покажутся легендарные пороги.
Наконец, послышался звенящий шум. Казалось, что где-то поблизости нескончаемо работает огромный завод.
Была звездная ночь. Раскинув палатки, люди говорили о завтрашнем дне. Назавтра Бусик предложил желающим плыть с ним вместе через пороги. Трусов не оказалось. Все, как один, заявили, что хотят плыть вместе с начальником. Разве можно было оставить его одного в таком рискованном деле.
Все считали за честь сопровождать начальника в трудном переходе.
Бусик отобрал троих. Больше не могла вместить моторная лодка.
30 июня 1931 года первые изыскатели Индигирки Бусик и его помощник Калинин погибли на третьем пороге.
Сподвижники Бусика обработали материалы экспедиции, положили на карту глубины, распознали и описали камни, разбили вековое суеверие.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бусик Владимир Данилович (? - 1931)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Сентябрь 2014 20:11

Индигирка. Мольджогойдох. Часть 1.
http://dnevniki.ykt.ru/karpukhins/550448

 036_3183.jpg
10. Вот тот дальний мыс на левом повороте реки называется утёс Бусика и Калинина. Здесь в 1931-м году работала Индигирская экспедиция и 30 июня при предварительном осмотре порогов на моторной лодке, погибли начальник экспедиции В.Д. Бусик и его помощник Е.Д. Калинин. Причиной катастрофы считается слишком низкий уровень воды в реке, из-за чего камни в русле оголились.

Миссия выполнима. Улахан-Хапчагай. Большое ущелье Индигирки.
http://leoblagovest.livejournal.com/249555.html

 indigirka2010_2_6.jpg
Здесь высится утес Бусика и Калинина - названный так в память об участниках экспедиции Наркомвода, погибших здесь при разведке Улахан-Хапчагая в 1930-х годах. Ущелье было признано непригодным для судоходства.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бусик Владимир Данилович (? - 1931)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Сентябрь 2014 20:43

© Егоров Сергей Михайлович. Оймяконье — полюс мужества: миниатюры об истории и географии.

Трагедия на порогах

Осенью 1930 года на Индигирку прибыла гидрографическая экспедиция, организованная в г. Иркутске Управлением по обследованию рек Восточной Сибири. Ее возглавлял гидрограф Владимир Данилович Бусик. В ее состав вошли Е.Д. Калинин, И.И. Агафонов, Б.З. Зонов, П.Е. Утенко, С.К. Еремин, М.А. Кротов и другие, всего 25 человек.
Основной задачей экспедиции было выяснение судоходности Индигирки, берущей начало на территории нашего улуса.
Общая характеристика реки: длина 1726 км, площадь бассейна 360 тыс. кв. км. Образуется слиянием речек Хастах и Туора-Юрях. Течет по Оймяконскому нагорью, затем прорезает хребет Черского, нижнее течение – на низменности. Впадает в Восточно-Сибирское море. Проходит по территориям Оймяконского, Момского, Абыйского и Аллаиховского улусов.
Как выяснилось в 30-х годах, река судоходна от устья до впадения в нее р. Мома. Это 1154 км. В установление этой истины внесла свою лепту и экспедиция Бусика.
А теперь вернемся к делам экспедиции. Особую трудность и опасность для исследователей представляли собой пороги – участки реки с большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. Они бывают в местах выхода на поверхность трудно размываемых горных пород.
В июне 1931 года при преодолении больших порогов, называемых местными жителями Улахан Хапчаан /Большое ущелье/ погибли 4 члена экспедиции. Вот как описывает эту трагедию участник экспедиции, якутянин Модест Кротов в своей книге «В просторах Индигирки», вышедшей в 1934 году:
«29 июня описная партия, сплавлявшаяся от Оймякона и производившая съемку Индигирки, достигла районов порогов. Ее флотилия состояла из десятка карбазов, моторных лодок и веток /одноместная як. лодка/, на которых находилось 25 сотрудников партии и 4 тонны груза. Чтобы выяснить возможность работы на порогах и сплава через них, 30 июня в 8 час. 40 мин, выплыли для осмотра порогов в легкой моторной лодке начальник экспедиции В.Д. Бусик, его заместитель Е.Д. Калинин, моторист Я. Рузанов и старший рабочий Шарапов.
В 6 час. 30 мин. вечера на стоянку партии у входа перед порогами вернулись Рузанов и Шарапов, рассказавшие следующее: километрах в 10-ти ниже начала порогов при проходе одного из мест сильного падения воды, с разбросанными всюду подводными камнями, производившими сильные волнения по всему руслу /к тому же сильный низовый ветер/, лодка попала в одну из больших волн, нос ее закинулся высоко вверх, корма была залита водой и она перевернулась. Все четверо оказались в воде, помогая друг другу, забрались в лодку. Рузанов был в корме и герб веслом. Шарапов – на носу, отгребался сиденьем от лодки.
Впереди опять показались камни, послышался грозный рев разбивающейся о них воды, создалась угроза новой опасности. От чьего-то неосторожного движения лодка снова перевернулась, и вторично все оказались в воде. Через несколько секунд ее нанесло на камни, и она опять оказалась в нормальном положении, но по-прежнему наполненной водой. Рузанов ухватился за корму. Калинин – за нос лодки, Шарапов и Бусик были от нее отброшены. Все были обессилены тяжелой, напряженной борьбой с водной стихией. Затем Бусик, подплыв к лодке, ухватился за Калинина, тот вскоре отцепился и оба они исчезли в волнах реки. Шарапову попался под руку щит из досок, оторвал от нее плохо прикрепленную доску и, гребя ею, также прибился к берегу.
При последующих поисках, произведенных сотрудниками экспедиции сразу по получении кошмарной вести, в одном из уловов на левом берегу реки нашли банки с бензином и маслом, два карандаша и несколько коробков спичек. Лодку прибило к правому берегу. Осмотр дна реки с помощью кошек, предпринятый 1 июля, никаких результатов не дал. С вечера 1 июля вода начала быстро подниматься и пройти под отвесными скалами, близко подходящими к реке, стало уже невозможно.
На месте катастрофы, на скале левого берега, к обсеченной лиственнице прибита медная пластинка с именами трагически погибших в порогах далекой бурной реки В.Д. Бусика и Е..Д. Калинина.
Трупа Бусика так и не видели, а труп Калинина был найден 23 июля в одной из обсохших проток несколько выше устья Момы. Он лежал в иле, лицом вниз, с раскинутыми руками и ногами. По клочьям одежды, свету волос и золотым зубам определили, чьи эти останки. Завернутые в брезент они были перевезены в Хону и 25 июля преданы там земле.
16 июля экспедицию постигло несчастье. Выше порогов между местностями Сыаганнах и Урача, где имеются две опасные шиверы, плывя на лодке, утонули промерщик В.В. Селивановский и якут-проводник Г.Е. Старков. Ниже места катастрофы были пойманы постель с завернутой в нее книгой Т. Драйзера «Титан», спасательный пояс и уже перед самыми порогами с плывшей вверх дном лодки сняли собаку. Как, при каких обстоятельствах потонули Селивановский и Старков – остается тайной. Река не скажет, пустынные берега молчаливы.
…Четыре жертвы понесла наша экспедиция на реке Индигирке летом 1931 года».
Эти пороги Индигирки впоследствии гидрографами были названы «Порогами Бусика», под этим названием они известны и сейчас. А левобережная скала, под которой перевернулась лодка, носит имя Калинина – «Скала Калинина». Есть на карте и ручей Селивановского. Его же имя носит расположенный недалеко от места трагедии, прижим.
К нашему великому сожалению, нигде и никак не увековечено имя погибшего вместе с ними при исполнении добровольно взятых на себя обязанностей проводника из местных жителей Гаврила Старкова. Ничто о нем не напоминает, имя его давно забыто.
Так случается нередко. Будет справедливо отметить, что первопроходцам-геологам, исследователям Севера достаются честь и слава, их имена присваиваются географическим объектам, улицам поселков, городов, они получают награды, престижные звания, а проводники, каюры из числа коренных жителей, делившие с ними все тяготы жизни первооткрывателей, остаются в тени, их имена предаются забвению. Такая горькая участь постигла и Гаврила Егоровича Старкова, якута-проводника гидрографической экспедиции.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бусик Владимир Данилович (? - 1931)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Сентябрь 2014 21:08

Ленский водник № 35 (4310) 10 сентября 2011 г.

© Александр Павлов. От "Собачьей реки" к первому пароходу.
 4310.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бусик Владимир Данилович (? - 1931)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Сентябрь 2014 21:13

 Индигирка - 0001.jpg
 Индигирка - 0040.jpg
 Индигирка - 0041.jpg
 Индигирка - 0042.jpg
 Индигирка - 0043.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бусик Владимир Данилович (? - 1931)

Сообщение ББК-10 » 18 Февраль 2015 19:59

Егоров Сергей Михайлович пишет: Оймяконье — полюс мужества: миниатюры об истории и географии.

Трагедия на порогах

Осенью 1930 года на Индигирку прибыла гидрографическая экспедиция, организованная в г. Иркутске Управлением по обследованию рек Восточной Сибири. Ее возглавлял гидрограф Владимир Данилович Бусик. В ее состав вошли Е.Д. Калинин, И.И. Агафонов, Б.З. Зонов, П.Е. Утенко, С.К. Еремин, М.А. Кротов и другие, всего 25 человек.
Основной задачей экспедиции было выяснение судоходности Индигирки, берущей начало на территории нашего улуса.


ВСП 1930 № 098 25 декабря.

 ВСП 1930 № 098 (25 дек.) Индигирская экспедиция. Бусик.jpg
Экспедиция за Полярный Круг

В начале января управление по исследованию рек Восточной Сибири направляет экспедицию для исследования реки Индигирки.

По ходатайству Совнаркома Якутии и Далькрайисполкома, управление по исследованию рек Восточной Сибири занялось работой по исследованию реки Индигирки. Для производства работ отпущено 300 тысяч рублей.
Сейчас заканчивается организация экспедиции. Впервые в заполярной экспедиции примут участие две женщины, одна в качестве врача, и другая — чертежника.
Основной кадр экспедиции составляют участники возвратившейся из Колымской заполярной экспедиции. Экспедиции предстоит проделать до семи тысяч километров путь при морозах доходящих до 70 градусов (Верхоянский район). Экспедиция организовывалась под непосредственным руководством начальника управления тов. Молодых, которого будет заменять т. Бусик.
Основная цель экспедиции — выяснить пути и возможности снабжения местности по реке Индигирке. Состав сотрудников экспедиции выезжает из Иркутска в первых числах января. Всего в экспедиции принимают участие 39 человек.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5969
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бусик Владимир Данилович (? - 1931)

Сообщение ББК-10 » 25 Февраль 2015 20:59

ВСП 1934 № 198, 28 августа.

 ВСП 1934 № 198 (28 авг.) Издание материалов Индигирской экспедиции.jpg
Издание материалов Индигиркой экспедиции.

Отделом транскартографии НКПС в Москве издается атлас реки Индигирки. Атлас детально отображает Индигирку от поселка Оймякона до устья реки Дружины на протяжении 1029 клм.
В атласе все материалы индигирской экспедиции 1931 г.: характеристики исследованных рек (Индигирка, Мома, Алазеи) с описанием судоходно-сплавных качеств и отчет о выполненных гидрологических и астрономических работах. В атласе же имеются: опорная карта маршрутов экспедиции, планы реки Индигирки, ее продольный профиль, схематические профили и графики, а также фото-иллюстрации.
По работам этой — же экспедиции подготавливаются к изданию и печатаются: «Экономо-географический очерк Колымско-Индигирского района», «К кадастровому описанию рек Колымско-Индигирского района» и «Барометрические нивелировки по маршрутам экспедиции».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5969
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения