Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Сентябрь 2014 18:21

Из монографий © Аветисова Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.
http://www.gpavet.narod.ru/Names2/meleh.htm

 211_Мелехов.jpg
Мелехов Афанасий Павлович
(1898–16.06.1942)
Выдающийся советский ледовый капитан.

Родился под Архангельском на станции Исакогорка в семье рабочего узкоколейной железной дороги. С детства, которое прошло на лоне природы, он отличался немногословием, серьезностью, упорством, верностью данному слову.
Еще при жизни отца Мелехов пошел работать на местный лесопильный завод укладчиком досок, а в 16 лет, после смерти отца, на его плечи легло содержание оставшейся семьи из восьми человек. Он поступил уборщиком на зимовавший в Архангельске английский пароход, а весной совершил свой первый рейс, в Гулль. Судьба его оказалась предрешенной – Мелехов навсегда связал свою жизнь с морем. Он служил матросом на пароходах «Нонни», «Курск», «Сишан», рулевым на судне «Эривань».
К началу гражданской войны Мелехов оказался на Дальнем Востоке, как и многие другие, был насильно завербован в белую армию, бежал в партизаны, участвовал в Гайдавском восстании против колчаковских войск. Дело кончилось арестом и приговором к расстрелу, которого чудом удалось избежать благодаря помощи друга, кочегара парохода «Георгий» Рогатого, давшего ложные защитные показания.
После войны Мелехов окончил мореходное училище, получил диплом штурмана малого плавания, в должности третьего помощника плавал на разных судах, в том числе на ставшем потом знаменитом «Ставрополе». На нем в 1924 году во время рейса на Колыму Мелехов попал на свою первую зимовку в районе о. Шалаурова, где «Ставрополь» был зажат льдами.
В мае 1925 года Мелехова с места зимовки командировали в устье Колымы. Вместе с боцманом Якобсоном и группой добровольцев из местного населения он отремонтировал выжатую льдами на берег американскую шхуну «Поларбер». Переименованная в «Полярную Звезду» эта шхуна навсегда вошла в историю плаваний в восточном секторе Советской Арктики.
Сдав экзамен за курс морского техникума, Мелехов в 1927 году получил диплом капитана дальнего плавания, однако лишь через три года, набравшись опыта на должностях третьего, второго и старшего помощника капитана, он получил под свое командование пароход «Сясьстрой», за ним последовали «Теодор Нетте», «Индигирка», «Сталинград». В 1933 году на пароходе «Свердловск» Мелехов совершил свой второй арктический рейс, оставивший след в истории освоения Северного морского пути. Жестокими северными ветрами судно прижало льдом к мысу Дженретлен. В 20 милях от него был затерт льдом «Челюскин», и в течение месяца втянутые в дрейф суда крутились вблизи друг друга. «Свердловску» удалось вырваться, он даже вывел на буксире аварийный пароход «Лейтенант Шмидт».
После этого рейса Мелехов окончательно связал жизнь с Арктикой. В 1934 году он возглавил вторую Северо-Колымскую экспедицию, в состав которой входило три судна. В 1935 году Мелехову поручили провести первым коммерческим рейсом обычное транспортное судно «Сталинград». За шесть с половиной суток, в рекордно короткий срок из Владивостока на Колыму были доставлены 175 пассажиров и 75 голов скота. Через месяц, пробиваясь сквозь льды и туманы, где самостоятельно, где с помощью ледоколов, «Сталинград» достиг Игарки, а спустя еще 18 дней прибыл в Мурманск. Из Мурманска с грузом леса, взятого в Игарке, «Сталинград» отправился в Лондон, а оттуда с грузом пришел в Ленинград. Было доказано, что Северный морской путь подготовлен для нормальной эксплуатации.
В последующие годы Мелехов водил «Сталинград» из Ленинграда во Владивосток, из Владивостока в Мурманск, из Архангельска в Тикси и обратно. Имя его встало в один ряд с именами выдающихся арктических капитанов.
 мыс.jpg
 пролив.jpg
В 1939 году Мелехова назначили капитаном нового ледокольного парохода «Дежнев», в 1940 году – ледокола «Красин» и одновременно начальником морских операций в восточном секторе Арктики.
 Памятник_2.JPG
Все знавшие Мелехова отмечали его высочайшие человеческие и профессиональные качества. Как в шутку говорили моряки, он с завязанными глазами мог пройти от Золотого Рога до Колымских кошек, да и подальше на Запад. Мелехову в деталях были известны все особенности гидрологии, метеорологии, течений, мелководья по всей трассе восточного сектора. Прекрасное владение чукотским языком, приветливость и доброжелательность снискали ему величайшее уважение местного населения.
За свои заслуги Мелехов был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Ленина. В 1942 году его послали в США для подготовки кораблей и грузов, предназначенных в помощь СССР союзниками. Иностранный корабль, на котором находился Мелехов, был торпедирован вражеской подводной лодкой при входе в один из североамериканских портов. Вместе с ним погиб и Мелехов. Через три недели его тело прибило к берегу недалеко от Бостона, где оно и было похоронено.
В 1944 году находившийся в Америке сын М. И. Калинина Валерьян привез урну с прахом Мелехова. Она была перезахоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Мыс на о. Земля Александры арх. ЗФИ. Назван картографами в 1950-е годы.
Пролив между о. Крестовский и островами Пушкарева и Леонтьева в арх. Медвежьи острова в Восточно-Сибирском море. Назван не позднее 1945 года.


Смежные темы форума:

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Сентябрь 2014 18:26

Красный Север 1935 № 013 (4689). Вторник 15 января

 Красный Север 1935 № 013(4689) На полярных широтах.Мелехов.jpg
На полярных широтах
С. МАР

АРХАНГЕЛЬСК (наш. кор.).
Огромный Колымский край, богатый ценными рудами, мехами, рыбой осваивается усилиями храбрых советских строителей. Одним на таких строителей является видный северный мореплаватель, уроженец села Лукино под Архангельском, тов. А. Мелехов. Капитан Мелехов прислал нашему корреспонденту письмо из Владивостока. Капитан сообщает северянам новости об освоении Восточной Арктики.
А. Мелехов руководил плаванием в устье Колымы группы судов в составе пароходов „Микоян", „Сучан" и „Лейтенант Шмидт".
Поход флотилии был блестяще закончен в течение одной навигации 1934 года. (До этого в ряде случаев судам приходилось оставаться на зимовку).
Мелехов был на Колыме, в ее устье, в 1932 году. В те времена бухта Амбарчик была незаселенным местом. На берегу бухты стояло лишь небольшое строение, от которого Амбарчик и получил свое название.
В 1934 году Мелехов, придя в устье Колымы, не узнал бухты В Амбарчике вырос городок. Уже с рейда можно было увидеть жилые дома, склады, скотные дворы поселка, хорошие причалы для морских судов. Морская стоянка пароходов была защищена от ветров и волн. За два года зимовщики Амбарчика успели выстроить здесь мол.
Мало того. Мелехов увидел здесь первые тракторы и суда речного транспорта. Колымские суда перевозили грузы в верховья реки.
Жители будущего города разводят на полярных широтах скот — молочных коров, свиней, лошадей. В поселке Амбарчик не замирает и культурная жизнь.
А ведь еще в 1909 году великий русский полярник Г. Я. Седов, производивший опись устьев Колымы, видел здесь немые безлюдные просторы на тысячи верст вокруг. Сейчас в низовьях Колымы кипит работа. Советские люди осваивают недра богатого края. Страна получает новый горнопромышленный район. На Колыме работают сложные машины.
В устье Колымы раньше плавать было очень трудно. Но сейчас эта задача значительно облегчена. Капитан Мелехов пишет, что мореходы довольны тем, что им очень помогают метеорологические станции на мысе Шмидта (б. Северный), Медвежьих островах и станции в районе мыс Дежнев — Колыма. Все эти станция установлены в течение двух последних лет.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Сентябрь 2014 20:11

ВСП 1935 № 227 (2 октября)

 ВСП 1935 № 227 (2 окт.) рейс СТАЛИНГРАДА.jpg
Победный рейс „Сталинграда"

ВСТРЕЧА В ЛОНДОНЕ.
ЛОНДОН, 30 (ТАСС) Прибыл пароход «Сталинград», тепло встреченный советской колонией во главе с советником полпредства т. Коганом и торгпредом тов. Озерским.
Дети советской колонии приветствовали отважную команду пением «Интернационала». Команда поднесла детям медвежонка, взятого около острова «Уединения».
Газеты помещают интервью с капитаном «Сталинграда» Мелеховым, который описывает героический маршрут парохода и подчеркивает, что Северный морской путь уже сейчас имеет коммерческое значение.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мелехов Афанасий Павлович (1898–1942)

Сообщение Егор Сельский » 09 Февраль 2016 21:24

 Мелехов Афанасий Павлович.jpg
Мелехов Афанасий Павлович

фото 1930 - 1940-е годы, автор фото неизвестен, из фондов ГААО (Государственный архив Архангельской области)

источник: https://vk.com/feed?section=notificatio ... 8779_13884
Егор Сельский
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 Февраль 2016 21:22


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения