Авгевич Витольд Иванович (1906 - 1965)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Авгевич Витольд Иванович (1906 - 1965)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Июнь 2014 21:08

 Авгевич ВИ.jpg
Авгевич Витольд Иванович
(1906-1965)

Родился в литовском селе, окончив техническое училище, выполнял полевые геодезические работы на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. С 1942 г. после окончания аэрофотогеодезического факультета МИИГАиК в течение двух лет работал в ЦНИИГАиК, а затем в системе Главсевморпути, где вел аэросъемочные исследования в целях ледовой разведки и картосоставления. В 1948-1958 гг. преподавал в МИИГАиК. С 1947 г. кандидат технических наук, с 1951 г. доцент, с 1958 г. доктор географических наук. С 1957 г. и до конца жизни возглавлял стереофотограмметрическую лабораторию Института географии АН СССР. Почётный профессор МИИГАиК.


Визе В.Ю., Моря Советской Арктики
Новосибирские острова и море Лаптевых

В 1935 году работа станции на Котельном возобновилась. Начальником станции вновь был назначен В. И. Соколов, а метеорологом Н. П. Дудкин. Сборный дом для станции доставила на место шхуна «Темп». К 7 ноября, восемнадцатилетию Великой Октябрьской революции, стройка двух новых домов и установка радиостанции были закончены.
Коллектив станции провел на острове разносторонние исследования. Геодезист В. И. Авгевич и его ближайший помощник каюр Горохов за два года осуществили инструментальную съемку береговой полосы островов Котельного и Бельковского. Во время маршрутных работ в 25 километрах от станции была обнаружена отлично защищенная бухта, названная бухтой Темп.


Попов С.В. Морские имена Якутии
ПОБЕДИТЕЛИ СМП

В смену В. И. Соколова на Котельном появилось новое название залив Стахановцев Арктики. Поименно все они перечислены в приказе по Главсевморпути № 236, который начинался словами: «За отличные образцы стахановской работы, за образцовую постановку хозяйства в 1938 году на полярной станции острова Котельный, что выдвинуло эту станцию на одно из первых мест среди других, награждены значком «Почетному полярнику» следующие работники полярной станции острова Котельный:

1. Соколов Владимир Иванович — начальник полярной станции;
2. Бабич Александр Павлович — ст. радиотехник;
3. Бем Борис Евгеньевич — ст. механик;
4. Авгевич Витольд Иванович — геодезист;
5. Дудкин Николай Павлович — метеоролог;
6. Селезнев Григорий Семенович — плотник» *.
* «Советская Арктика», 1939, № 4, с. 111.

В приказе не назван помощник В. И. Авгевича по съемке острова Котельного каюр-якут З. З. Горохов — тогда этот значок считался ведомственной наградой и им награждались лишь работники Главсевморпути. Они выполнили 475 километров съемки побережья. Спешивший для поступления в Московский институт инженеров геодезии, аэросъемки и картографии Авгевич сел на «Г. Седов» и оказался на зимовке во льдах. Весной 1938 года он уже как пассажир самолета снова прибыл на станцию. Этот интереснейший человек до зимовки на Котельном три года работал в экспедиции И. А. Ландина на «Пионере» и много сделал для картографирования Восточного сектора Арктики, а имя его оказалось увековеченным на западе Таймыра в названии небольшой бухточки Витольда.

О результатах работы Авгевича Соколов пишет так: «Съемка побережья острова Котельного существенно изменила прежние представления о его очертаниях, дала ценный материал для работы по освоению этого района Советской Арктики. В 25 километрах от станции была обнаружена замечательная по своим очертаниям бухта, хорошо защищенная от ветра. Бухта «Темп» оказалась вполне пригодной для стоянки морских судов. В 1938 году здесь шесть суток отстаивался пароход «Моссовет». Были проведены промеры обширной бананообразной лагуны Станции. Летом 1938 года эта лагуна служила базой для самолета полярного летчика Купчины. Дважды на лагуне Станции совершал посадку самолет Героя Советского Союза Головина»


РГАЭ ф. 169, 56 д.
http://guides.rusarchives.ru/browse/gui ... &sid=53516

АВГЕВИЧ Витольд Иванович (1906 - 1965), аэрофотогеодезист, доктор географических наук

Докторская диссертация, монография, статьи (1951 - 1965): "Применение аэрофотосъемки и фотограмметрии в изучении ледовых режимов рек", "Географические исследования при помощи аэрометодов", "К вопросу о методах повышения точности воздушной съемки при картографировании ледовой обстановки на морях", "Фотогеодезическая плановая привязка эхолотного промера глубин с использованием аэрофотоснимков", "О методике использования аэрофотоснимков при определении скоростей движения поверхности льда в ледниках", "Об использовании аэроснимков при изучении динамики ледового покрова рек", "Об изучении микродинамики природных процессов средствами стереофотограмметрии", "Применение аэрометодов в изучении морских полярных льдов", "Применение аэрофотосъемки и фотограмметрии в изучении ледовых режимов рек" и др.

Лекции по аэрофотосъемке (1956).
Рецензии и отзывы на статьи, диссертации по аэрофотогеодезии (1950 - 1963).
Документы об участии в экспедициях на полярную станцию о. Котельный (1935 - 1936) и гору Эльбрус (1961 - 1963).
Фотографии геодезических чертежей и рисунков, вскрытия льда на р. Енисей, ледника на Северном Урале (1949 - 1958).
Доклады на совещаниях, пленумах и симпозиумах о применении измерительной фотографии в гляциологических исследованиях в рамках Международного
геофизического года, об итогах и перспективах изучения льдов при помощи аэрометодов (1959 - 1962).
Переписка с учеными-геодезистами (1958 - 1964).
Биографические документы (1938 - 1958).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Авгевич Витольд Иванович (1906 - 1965)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Июнь 2014 19:49

Техника - молодежи 1956 № 3

 ТМ-1956-03 - 0000.jpg
 ТМ-1956-03 - 0001.jpg
 ТМ-1956-03 - 0002.jpg
 ТМ-1956-03 - 0003.jpg
 ТМ-1956-03 - 0004.jpg
 ТМ-1956-03 - 0005.jpg
 ТМ-1956-03 - 0006.jpg
 ТМ-1956-03 - 0007.jpg

Отвечает один из крупных полярных аэроисследователей, доцент, кандидат технических наук ВИТОЛЬД ИВАНОВИЧ АВГЕВИЧ.

27. Какую работу предстоит выполнить аэрофотосъемочной группе советской экспедиции в Антарктику?

Аэрофотосъемка представляет важную составную часть тех исследования, какие намечено выполнить в Антарктике. Подобно тому как без использования авиации немыслимо в короткий срок обследовать обширные пространства, так и без аэрофотосъемки неосуществимо составление подробных карт изучаемой территории. В то же время такие карты совершенно необходимы. Они необходимы не только для получения общих представлений о топографии местности. Карты нужны в процессе самих исследований, которые будут проводить геологи, геоморфологи, гляциологи и географы широкого профиля, ибо детальные и точные карты, составляемые по аэроснимкам, служат наилучшим видом основы, на которую затем наносятся результаты специальных наземных исследований.

28. Какими техническими средствами располагает аэрофотосъемочная группа советской антарктической экспедиции?
Техническое снаряжение группы целиком отечественного производства. Основное оборудование — это аэрофотоаппараты. В экспедицию взяты оригинальные аппараты марки "АФА-ТЭ", что означает: аэрофотоаппарат топографический электрический.
Эти аппараты созданы в Центральном научно-исследовательском институте геодезии, аэрофотосъемки и картографии инженерами С. П. Шокиным и Г. Г. Гордоном и представляют собой наиболее совершенные оптико-механические приборы дистанционного управления, выполняющие аэрофотосъемку автоматически, в заданном режиме. Ни в одной стране, производящей аэрофотоаппараты, нет ничего похожего на советские «АФА-ТЭ» как по простоте конструкции, надежности работы, так и по фотограмметрическим качествам получаемых аэроснимков.
Кроме этих автоматически работающих аэрофотоаппаратов, в экспедицию взяты ручные аэрофотоаппараты, дающие при одной зарядке пленкой по 50 снимков формата 13x18 см. Эти аппараты будут выполнять функции "фотозаписных книжек".

29. В какой мере результаты аэрофотосъемки в Антарктике помогут работе других отрядов экспедиции?

Геологи, имея на руках аэроснимки, изучают обнажения горных пород и характеризуют геологическое строение изучаемых районов. Геоморфологи с помощью аэроснимков могут быстрее и полнее изучить формы рельефа и характерные особенности строения поверхности шестого материка. Гляциологи используют аэрофотосъемку для изучения ситуационной картины расположения ледников и с помощью аэрофотоснимков наметят места контрольных створов, по которым будут производиться наблюдения за движением ледников и определяться скорость этого движения.
Аэрофотоснимки позволят в камеральных условиях, используя стереоскопы, получать объемную модель сфотографированной местности, лучше и подробнее изучить особенности этой местности, сделать фотограмметрические измерения и дать характеристику рельефа и тем самым облегчить уверенный выбор мест для организации глубинных пунктов научной работы в Антарктике — поселков «Восток» и «Советский».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Авгевич Витольд Иванович (1906 - 1965)

Сообщение ББК-10 » 27 Февраль 2017 19:33

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авгевич Витольд Иванович (1906 - 1965)

Сообщение ББК-10 » 10 Январь 2025 11:01

Вечерняя Москва, 1932, № 298, 25 декабря

 Вечерняя Москва, 1932, № 298, 25 декабря - 0000.jpg
КАТЕР В ОКЕАНЕ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авгевич Витольд Иванович (1906 - 1965)

Сообщение ББК-10 » 09 Март 2025 11:04

Известия, 1964, №150 (14620), 24 июня

 Известия 1964-150 (14620)_24.06.1964 АВГЕВИЧ-ЛАНДИН.jpg
ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ
ЛОЦМАН ВОЗДУШНОГО ОКЕАНА

НЕ ПРОСТО видим, но еще измеряем. — говорит Витольд Иванович Авгевич, предлагая заглянуть в стереоприбор.
Волшебно преображается под линзами пятнистый лист аэроснимка. Плоские контуры местности обретают объем. Рельеф городских кварталов вырисовывается столь четко, что можно судить о крутизне гористых улиц и откосов набережных, о густоте парков. Стереопара — два снимка, перекрывающие друг друга, воспроизводят облик территории с инженерной точностью.
Витольд Иванович сменяет снимки, и перед нами проходят новые и новые скульптурно выпуклые "портреты". Не покидая стереофотограмметрической лаборатории, будто путешествуешь по разным уголкам планеты, — где только не побывали со своими аппаратами профессор Авгевич и его сотрудники!
Витольд Иванович рассказывает о том, сколь важна измерительная фотография для современной географической науки, тесно связанной с математикой. Сегодня географы не только описывают, но и рассчитывают, не только объясняют, но и предвидят.
Потом, без какой бы то ни было видимой связи с темой нашего интервью, профессор достает из стола альбом с другими снимками — любительскими, старенькими.
— Узнаете?
Еще бы! Рослые молодцы в потертых кожанках памятны мне по давней поре пионерных походов в Арктику. Самый юный из них — Авгевич — тогда далеко еще не профессор. рядовой геодезист, душа-человек в компании. Знаком мне и другой участник группового снимка: дремучая борода, лучистый взгляд и улыбка... Какая улыбка! Последний раз я видел этого бородача около тридцати лет назад. И достаточно одного взгляда на фотографию, чтобы представить себе, как входит он в комнату, широко распахнув дверь, с какой медвежьей лаской жмет твою руку...
Ландин? Иван Алексеевич?
— Он, — подтверждает Авгевич вполголоса. — наш дядя Ваня...
Седеющий профессор говорит с нежной, сыновней почтительностью. И в рассказе его воскресают события далекой поры.

ПОМНИТЕ, как в диковинку были машины на первых наших стройках? Понятно, не хватало и кораблей, особенно для плавания по ледовым морям. А наступление на Арктику уже начиналось. Для изыскания будущих авиатрасс Чукотки и Якутии надо было проплыть вдоль пустынных побережий несколько тысяч километров.
— Семен Дежнев теми морями на парусных ночах ходил, а мы чем хуже? Поплывем на моторных, — решил Иван Алексеевич Ландин, герой гражданской войны, кавалер двух орденов Красного Знамени, назначенный начальником экспедиции.
Во Владивостоке построили два катера. Портовый кран легонько водрузил их на палубу большого парохода, а тот довез «пассажиров» до Берингова пролива. Дальше началось самостоятельное плавание. Исправно несли вахту капитаны, механики и радист, пока катера пробирались узенькой «водяной тропинкой» между берегом и сидящими на мелях. морскими льдинами. Хватало работы гидрографу, топографу, геодезисту — на частых стоянках они определяли астрономические пункты, измеряли глубины бухты и лагун.
Но как быть, если порой у обрывистых скал льдины подходят вплотную к берегу? И в таких случаях не пасовал Иван Алексеевич.
Вместе с чукчами — жителями побережья путники рыли траншею через песчаную косу, примыкавшую сзади к скалистому мысу, тащили свои посудины, с тыла обходя скопление морских льдов.
«Беден тот, у кого нет терпения», — говаривал Амундсен, когда вместе с кораблем попадал в ледовый плен. Советские землепроходцы не стыдились такой «бедности», им некогда было ждать. За одну навигацию экспедиция проплыла вдоль всей Чукотки. В бревенчатом Среднеколымске, утонувшем в сугробах, промелькнула долгая зима. В новых морских скитаниях прошло следующее лето...
И время отступало перед людьми. В краю безмолвия, где порой, кажется, останавливается само солнце, Ландин, Авгевич и их товарищи жили по календарю пятилетки. За два года создали они карту авиатрассы от Тихого океана до устья Лены.
А еще через год зычный баритон «дяди Вани» гремел у пустынных берегов Западного Таймыра.
Умел Иван Алексеевич поговорить у костра о будущих электростанциях, в залепленной мокрым снегом палатке увлекательно рассказывал он о стройках портовых городов. Пусть еще туманился Таймыр белыми пятнами, разведчики авиатрасс уже мысленно видели четкую градусную сетку первых карт. Они знали — на смену наземным и морским исследованиям, отнимающим столь много времени и тяжелого труда, скоро придут аэросъемка и воздушная геодезия. С высоты запечатлеет Арктику всевидящий фотоглаз.
Техник Авгевич решил стать инженером аэрогеодезии. Но последняя перед вузом зимовка неожиданно затянулась на лишние полтора года. Зимовали без радиосвязи, без ездовых собак. Чтобы нанести на карту северную часть острова Котельный (полтысячи километров — шутка ли!), надо было построить триангуляционные знаки из леса-плавника, выброшенного морем. И поневоле геодезист становился то дровосеком, то плотником, то возчиком.
Зато какой был праздник на острове, когда на карте появилась дотоле неизвестная бухта Темп, как горячо благодарил Авгевича первый капитан, отдавший там якоря...
На Большую землю Витольд Иванович возвращался на ледоколе «Седов» вместе со студентами-гидрографами. Корабль зазимовал в дрейфе. В «плавучем филиале» института аудитории и общежития располагались в одних и тех же трюмах, промороженных, прокопченных угольным дымом. Под медвежьей шкурой, на которой спал Авгевич, день ото дня нарастал слой льда. Весной, когда зимовщиков начали вывозить самолетами, друзья-авиаторы не узнавали Витольда. В свои тридцать с небольшим он выглядел стариком, задыхался в частых приступах кашля. В первой же больнице на берегу врачи поставили диагноз: активный туберкулез.
К недугу прибавилось и личное горе: был арестован Ландин.
«Конечно, это ошибка. — думал Витольд Иванович, — но будет ли она исправлена? И как самому жить дальше без надежды помочь оклеветанному другу? ». Мучительные мысли не отпускали ни днем, ни ночью: «Тридцать с небольшим — середина жизни, зенит, как считали когда-то римляне... А тут чахотка. Значит, близится закат?.. Что ж, отойти в сторонку... Нет, вздор все это... Не так рассуждал бы Ландин... Бороться, только бороться! Наука требует от человека всей его жизни. — прав академик Павлов... »
Кто же все-таки окажется сильней — тяжкий недуг или воля человека? На вопрос этот, как ни странно, помогла ответить воина. Все однокашники Авгевича по институту нашли места в армии. А он со своим пневмотораксом и не пытался искать. В натопленных аудиториях Витольд Иванович оказался вскоре единственным слушателем лекций. Единственный диплом, выданный факультетом аэрогеодезии на втором году войны, был вручен Авгевичу. И вот тогда-то он доказал, что солдатом можно быть и не нося военной формы.
Под крылом самолета — руины героического города. Впрочем, земля попадает в объектив лишь попутно. Главное — сфотографировать Волгу, точнее, волжское дно, чтобы разобраться в хаосе потопленных судов, помочь скорее расчистить реку. Помогал Витольд Иванович минерам и водолазам — сначала на Волге, потом на Каспии.
Окончилась война, и снова потянуло в Арктику. Советским капитанам требовался точный ответ о льдах, иначе нельзя планировать работу флота. А как узнать, где какие льды, куда и откуда они движутся, если не запечатлеешь все это на картах?
За пятнадцать—двадцать часов, пока гидросамолет в воздухе, облака то сгущаются, то редеют, море затягивается дымкой, налетают снежные заряды. Чтобы фотоглаз был одинаково зорок, надо часто менять высоту: снимать и сверху — в плановой проекции, и спереди — в горизонтальной.
Плановая съемка — дело привычное. А вот горизонтальная — из носовой кабины — заставляет помучиться. Раскроешь стеклянный, колпак, начнешь выдвигать аппарат, и кажется, задушит тебя встречный поток воздуха.
Каждый полет требовал изобретательности, выдержки, риска. Зато метод, усовершенствованный Авгевичем за несколько лет, заслужил признание и в нашей стране и за рубежом.

СОЗДАННАЯ Витольдом Ивановичем лаборатория стереофотограмметрии в Институте географии Академии наук СССР обслуживает многие отрасли народного хозяйства в различных районах страны.
На сибирских реках аэроснимки весенних паводков и ледоходов помогают составлять гидрологические прогнозы.
В горах Средней Азии, где строятся крупные гидростанции, начинаются фотогеодезические исследования тектонических процессов. При участии фотогеодезистов изучаются ледники как «у нас дома» — на Эльбрусе и Полярном Урале, так и в далекой Антарктиде.
— Итак, от полюса до полюса? Скоро, пожалуй, всепроникающему фотоглазу станет тесен земной шар?
На этот вопрос Витольд Иванович отвечает чуть улыбаясь:
— А микромир? Пора и нам заглянуть туда... Кристаллы горных пород, структура почв... Мельчайшие детали таких процессов, как эрозия, таяние снега... Помощь геологии, химии, сельскому хозяйству...
О планах на будущее профессор говорит так же взволнованно, как рассказывал о кочевой своей молодости. о покойном друге — большевике Ландине. Романтика исканий не имеет пространственных границ, не сдерживается рубежами возраста.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Авгевич Витольд Иванович (1906 - 1965)

Сообщение ББК-10 » 11 Март 2025 18:32

ББК-10 пишет:
ЛОЦМАН ВОЗДУШНОГО ОКЕАНА

Никто, 9 марта, не вспомнил геодезистов-топографов-картографов....


Соколов В.И. Дневник Соколова, основателя полярной станции на острове Котельный
 Соколов В.И. Дневник Соколова, основателя полярной станции на острове Котельный.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения