Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Март 2014 10:14

Томашевский Аполлинарий Иванович
(23.06.1890 - 02.11.1926)


 369.jpg
Томашевский Аполлинарий Иванович - Заслуженный лётчик СССР (1925).
Родился 23 июня 1890 г. В 1914 г. окончил Петербургский аэроклуб. В 1916 г. – школу морских лётчиков в городе Баку, оставлен инструктором.
Участник Первой Мировой войны, службу закончил в чине унтер-офицера.
В августе 1916 г. командирован на завод Щетинина ПРТВ (г. Петроград), где провёл испытания первого в мире бронированного морского истребителя — летающей лодки М-11 Д.П. Григоровича.
С сентября 1918 г. в Красной Армии, военный лётчик 2-го Советского авиаотряда в Саратове. Участник боев с белогвардейцами и белочехами на Восточном фронте. 18 октября 1918 года из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку на территории врага. Попал в плен, и был заключён в Уральскую тюрьму. Освобождён Красной Армией 24 февраля 1919 г.
С февраля 1919 г. – военный лётчик разведывательного авиаотряда Южной группы войск Восточного фронта. С июля 1919 по март 1920 г. – командир 30-го авиаотряда 4-й Армии. Участник боев с белоказаками. В июле – сентябре 1920 служил военным лётчиком в Славненской сводной авиагруппе Западного фронта.
После гражданской войны работал на Севере. Вернувшись в Москву, начал деятельность лётчика-испытателя в ГВФ. Испытал один из первых советских экспериментальных самолётов — тяжёлый триплан «КОМТА» (1923). Поднял в небо (8 февраля 1924) и провёл лётные испытания первого советского пассажирского самолёта АК-1, первого цельнометаллического многомоторного моноплана со свободнонесущим крылом АНТ-4 (26 ноября 1925), второго АНТ-3 (Р-3, 1926).
Участник первых советских перелётов. С экипажем на АК-1 выполнил перелёт по маршруту «Москва—Нижний Новгород—Казань» и обратно (10-22 июля 1924). Участник первого советского группового сверхдальнего перелёта по маршруту «Москва—Улан-Батор—Пекин» на самолёте АК-1 (июнь 1925).
В июле 1926 года на самолёте АНТ-4 установил 2 мировых рекорда продолжительности полёта с грузом: 2 июля – полёт с полезной нагрузкой 2054 кг длился 4 ч 15 мин, 10 июля – за 12 ч 4 мин самолёт пролетел 2000 км с грузом 1075 кг.
Первым из лётчиков участвовал в зверобойных промыслах на Белом море – на самолёте Юнкерс J-13 «Промбанк» выполнил разведку стойбищ тюленей и моржей (4 марта 1926).
В 1926 г. застрелился (по словам его дочери, его очень мучили головные боли – последствие ранения).
Награждён 2 орденами Красного Знамени (1919, 1925).
Почётный гражданин города Самары. В Самаре именем Томашевского назван тупик.

Источники информации:
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Март 2014 20:24

Красный Север 1926 № 073 (2060)

 Красный Север 1926 № 073(2060) 1-я разведка ТОМАШЕВСКИЙ.jpg
Первая воздушная разведка на Белом море.

Первая воздушная разведка залежки тюленя и моржей во льдах Белого моря была произведена пилотом Томашевским на самолете "Промбанк" 4 марта.
Интересны следующие подробности.
По предложению экспедиции судов Совторгфлота, самолет, поднявшись на высоту 800 метров, направился к месту, где предполагали обнаружит зверя. Но там его не оказалось. Забрав большую высоту, специальный наблюдатель с самолета сразу обнаружил громадное скопление тюленей и моржей, но в совершенно другом
направлении, дальше в море. Одновременно было замечено, что в нескольких милях дальше, к этому же месту направлялись норвежские суда. Известив по радио судам Совторгфлота, последние, во главе с ледоколом направились к месту залежки тюленя, опередив норвежцев.
Улов был весьма удачный. По словам работников зверобойного промысла такой удачи давно не было А главное какая экономия времени.
Первая разведка дала свыше 10 тысяч пудов добычи.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Март 2014 08:04

Бабушкин М. С. Записки летчика М. С. Бабушкина. 1893-1938. — М-Л.: Издательство Главсевморпути, 1941.

Пассажир летчика Томашевского

Три дня я прожил в Архангельске. Погода стояла скверная. Снегопад перемежался с туманами. Скорее бы на промысел!
Помню, проснулся рано. Смотрю на небо — у нас, пилотов, это профессиональная привычка: как проснешься, первым делом поглядеть, какая погода. Небо яркоголубое. На востоке золотятся солнечные лучи. Штиль. Ветра нет. Я заключаю это по тому, что дым из труб поднимается кверху столбом.
Быстро одеваюсь, на скорую руку завтракаю и спешу в Совторгфлот. Через два часа над городом появляется самолет. Это — Томашевский. Я встречаю его на аэродроме. Мой товарищ вылезает из машины. У меня десятки вопросов.
Поехали в гостиницу. За чаем Томашевский рассказал любопытную историю:
— Летал я на остров Моржовец не один. Вместе со мной отправился представитель Совторгфлота. Он хотел познакомиться с промыслами. Перед полетом мы позавтракали. Я ознакомил своего пассажира с маршрутом. Он все уговаривал меня разрешить ему сидеть рядом со мной — на месте бортмеханика. «Не могу,—говорит, — лететь в кабине, все впечатление портится: как будто в закрытом товарном вагоне».
Я согласился, посадил пассажира рядом с собой, но сказал ему в назидание: «Сиди смирно, на педали не становись и за штурвал не хватайся, а то гроб нам с тобой будет».
Он закивал головой. Сидит — не шелохнется. В руках крепко держит портфель. Предложил я ему убрать портфель в кабину, но он стал доказывать, что этот маленький предмет не помешает.
Я вырулил на старт и взлетел. Погода чудная — ясное небо, попутный ветерок. Набрал высоту 1 500 метров. Внизу сплошной лес, изредка только попадаются маленькие полянки. С левой стороны море с пловучими льдинами. Мой пассажир наслаждается прекрасными видами. Прошел час. Вдруг, чувствую, он наклоняется ко мне: «Холодно... Но у меня есть кое-что для обогревания».
Открывает свой заветный портфель, вынимает сверток, а в нем бутылка коньяку. Приложился он к горлышку и так не отрывался, пока больше половины не высосал. Минут через двадцать моего пассажира развезло — орет во всю глотку: «Пусти прочь, я сам буду править...» Вырывает из рук штурвал, хочет сесть на мое место. Вижу — дело плохо. «Давайте сюда шарф!» крикнул я бортмеханикам, сидевшим в кабине. Они быстро сообразили, в чем дело, и передали мне шарф. Я накинул шарф пассажиру на шею, а бортмеханики втащили его в кабину. Только тут он успокоился. Вскоре я сделал посадку.
На другой день мы вылетели на первую разведку. Теперь уже я, наученный опытом, усадил своего пассажира в кабину. Да и у него, видимо, пропала охота «обогреваться» прежним способом. Разведка получилась удачная: зверя нашли. Но скажу тебе: летать над морем — штука безотрадная. Как подумаешь, что машина сухопутная и мотор может сдать, становится не по себе. Правда, море почти целиком покрыто льдом, но он весь измельченный, искрошенный. Вряд ли возможна вынужденная посадка на такой лед... Пожалуй, и костей не соберешь.
— Нет, летать над морем хорошо летом и на гидроплане! — закончил Томашевский свой рассказ.
Хотя я и не из трусливых, все же беседа с товарищем оставила у меня неприятный осадок. О «пассажире с коньяком» я не беспокоился — таких у меня не будет. А вот льды, сознаюсь, смущали меня. Но любовь к природе, стремление увидеть новые края и изучить своеобразный зверобойный промысел быстро побороли это смущение, и мне еще сильнее захотелось полететь туда, где ходят во льдах корабли и люди среди свирепых штормов, густых туманов и суровых льдов ведут свой опасный промысел, добывая, подобно отцам и дедам, драгоценного морского зверя.
Вечером я пошел пройтись, посмотреть старый северный город, от которого еще веяло былью времен Петра Первого и Ломоносова. Шел по набережной и смотрел на Северную Двину. Она тихо спала под снежным покровом, скованная льдом. Около пристаней стоял лес из пароходных мачт, кое-где из труб вился слабый дымок. Казалось, все уснуло...
Через два дня рано утром, чуть занялась заря, я покинул Архангельск и направился к горлу Белого моря, в село Койду. Летел я на самолете «Ю-13».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Август 2014 20:01

Бурят-Монгольская правда, №253 (926). Среда 10 ноября 1926 г.

 Томашевский.jpg
Смерть летчика Томашевского.

Умер один из лучших летчиков СССР.

Москва. 3. (Т). 2 ноября в Москве скончался заслуженный летчик СССР Томашевский. Он являлся одним из лучших летчиков Советского гражданского воздушного флота, а также участником великого перелета Москва — Пекин, за который он получил звание заслуженного летчика и второй орден Красного Знамени.

Тов. Томашевский.

Тов. Томашевский, бывший моряк Балтийского флота, поступил борт-механиком в авиацию в 1910 году. В гражданской войне, на западном фронте, командовал авиоотрядами. За боевые подвиги был награжден орденом Красного Знамени.
Почти все летчики Добролета проходили испытания на знание гражданских пилотов под его наблюдением. Деятельность т. Томашевского в гражданской авиации была самой разнообразной. Он первый предложил использовать авиацию для разведок моржей в северных морях.
Томашевский известен также и по перелету Москва — Пекин, который был им совершен на самолете советской конструкции. Потерпев аварию в глубине пустыни Гоби, Томашевский, сам исправив самолет, продолжал перелет. За перелет он получил орден Красного Знамени и звание заслуженного летчика Республики.
Томашевский в гражданской авиации налетал свыше 200,000 километров.
Томашевский состоял шеф-пилотом Центрального Аэродинамического Государственного Института. В нынешнем году Томашевский предполагал из Камчатки вылететь на остров Врангеля, но преждевременная смерть не дала ему осуществить этого замечательного, героического перелета.
В лице покойного военная и гражданская авиация потеряла не только выдающегося мастера своего дела, но и хорошего, честного боевого товарища.

Соболезнование о смерти т. Томашевского.

Управление Бурят-Монгольской воздушной линии послало в правление Добролета телеграмму с соболезнованием по случаю кончины т. Томашевского.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение Кара » 24 Июнь 2017 19:15

М. А. Хайрулин, В. С. Пешков
АВИАЦИОННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ УРАЛЬСКОЙ АРМИИ 1918-1919 гг. - Альманах «Белая гвардия», №8. Казачество России в Белом движении. М., «Посев», 2005, стр. 171-179.
http://a-pesni.org/grvojna/bel/a-aviaural.php

В ходе Таловской операции с 13 по 18 октября Соболевский фронт генерал-майора М.Ф. Мартынова окружил и наголову разгромил 2-ю Николаевскую дивизию Чапаева, советские войска потеряли до 1700 убитыми, много пленными, 22 пулемета и 6 орудий. Уже после отступления остатков частей Чапаева из-под Талового, 18 октября здесь появился советский самолёт «Вуазен» из состава 2-го Саратовского авиаотряда. В полётном задании лётчику А.И. Томашевскому и помощнику моториста Шмакову предписывалось совершить перелет Покровск — Самара и поступить в распоряжение начальника авиации 4-й армии.8 Трудно понять, почему вместо полёта на северо-восток, Томашевский и Шмаков отправились на юго-восток и оказались над контролируемой белыми территорией в районе Талового, лежащего далеко в стороне от прямого направления Покровск — Самара. Возможно это было вызвано навигационной ошибкой и потерей ориентации, хотя нельзя исключать, что в Покровске, где располагался штаб 4-й армии, советскому лётчику дали дополнительное задание выяснить положение на фронте и установить связь с окруженными частями Чапаева. Наконец, нельзя полностью отвергать и предположение о попытке заранее спланированного перехода на сторону белых. Начальник советского 2-го Саратовского авиаотряда Ласкин лишь 4 ноября своим приказом исключил из его списков Томашевского и Шмакова.
О событиях, связанных с его захватом, в эмиграции вспоминал войсковой старшина (в описываемое время — есаул) Уральского сводно-пешего учебного полка А.И. Потапов: «... нам доставили ручные гранаты для борьбы с броневыми автомобилями. Метанию этих гранат полк здесь и обучался. Во время занятий в поле мы заметили аэроплан противника, летящий на село Таловую; описав над селом круг, он сел прямо ко второй сотне. Лётчики, их было двое, заговорили с казаками, называя их «товарищами»: «Что, товарищи, как дела? Далеко ли казаки и много ли их?» В это время подошел в серебряных погонах есаул Албин, обругал их за слово «товарищи» и сейчас же обезоружил».9
По советским данным, 18 октября при перелёте из Покровска в Самару «пропали без вести» лётчик А.И. Томашевский с мотористом на «Вуазене» №4217. Любопытно, что с советским экипажем обошлись довольно мягко и позже ему удалось бежать из плена в свою часть. Самолёт «Вуазен» №4217 с мотором «Сальмсон» №1740 в 150 л.с., видимо, оказался в наилучшем техническом состоянии, так как позднее он в единственном экземпляре находился на вооружении Уральского авиаотряда. Самолёт представлял из себя модификацию «Вуазен-LAS» (сокращенно назывался «Вуалас», выпущенный в 1915 г. двухместный биплан-разведчик с толкающей силовой установкой и пулеметом на турели спереди.10

О работе уральской авиации свидетельствует телеграмма командира 30-го авиаотряда лётчика-наблюдателя Баулина от 14 ноября 1919 г. «Неприятельские самолёты появлялись над Уральском: 22 и 26 сентября — Фартри, 4 и 5 октября — Сопвич, 11 и 14 октября — Фартри, 14 октября Фартри противника был атакован и прогнан военлётом Столяровым, после чего самолёты противника не появлялись.»
14 октября 1919 г. Томашевский с Баулиным на «Сопвиче» и Столяров на «Ньюпоре-23» в 12 часов 35 минут вылетели из Уральска для преследования самолёта противника. Томашевский вскоре вернулся из-за плохой работы мотора. Столяров же писал в своем донесении: «В момент подъема показался Фартри противника, сбросивший в город бомбы. Я немедленно направился преследовать неприятеля. Несмотря на то, что заел пулемет - я преследовал противника и заставил повернуть на юг, после чего направился на разведку.»49
8 РГВА. Ф. 11892. Оп. 1. Д. 64. Л. 45.
9 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 581. Л. 9об.
10 Полетный вес 1250 кг, полезная нагрузка 350 кг, максимальная скорость 105 км/ч при продолжительности полета 4 часа.
49 РГВА. Ф. 11914. Оп. 1. Д. 1. Л. 12
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение Кара » 04 Сентябрь 2017 17:09

О бакинском периоде учёбы и службы Аполлинария Ивановича
http://www.ourbaku.com/index.php5/%D0%A ... 1%82%D0%B0.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения