Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Ноябрь 2012 15:34

 0.jpg
Томилин Михаил Николаевич (1908-1951)
Полярный летчик.
Погиб 20.08.1951 г. при катастрофе Ан-2 "Н-568" в районе п.Усть-Тарея.
Погиб 28.09.1952 г. при катастрофе АН-2 "Н-591" в п. Усть-Тарея (350 км восточнее о. Диксон) при посадке на площадку экспедиции ГГУ.


Ссылки на темы форума "ПП":

АВИАЦИЯ ЧУКОТКИ
Н-591 (Ан-2)
Н-568 (Ан-2): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... 0%B8%D0%BD
Н-531 (Ли-2): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... %BD#p32650
Н-482 (КМ-2): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... %BD#p31923
Н-425 (Си-47): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... %BD#p31553
Н-369 (Си-47): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... %BD#p29267
Н-343 (PBN-1): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... %BD#p29265
Н-342 (PBN-1): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... %BD#p29264
Н-266 (ПС-7 / Ант-7): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... %BD#p29153
Н-303 (Dornier Wal): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... %BD#p29063
Н-174 (Г-1): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... %BD#p29057
Н-162 (КР-6а): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... %BD#p10624
Н-362 (Си-47): http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... 0%BD#p3562
и http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... 0%BD#p2129
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Ноябрь 2012 15:37

Алтунин Е. В. Крылья Севера. Из истории гражданской авиация Северо-Востока СССР.
Издание 2-е, перераб. и доп. Магадан, Кн. изд-во, 1976. 206 с. с ил.

Работники Анадырского аэропорта С. Богданов, М. Томилин и другие хорошо оборудовали класс для занятий, подготовили для курсантов общежитие. Теоретические занятия на курсах начались 15 ноября 1938 года и были закончены 12 марта 1939 года.
Занятия с курсантами проводили штурман С. Богданов — по теории полета, аэронавигации и метеорологии, жена пилота В. П. Фокина — по русскому языку, В. П. Остроущенко — по самолету У-2 и мотору М-11, жена бортмеханика В. Б. Шендерей — по математике, А. Т. Горобец — по слесарному делу, политподготовку вели Фокина и Остроущенко.
И преподавателям, и курсантам пришлось много и упорно работать, чтобы успешно усвоить учебную программу. Ведь у курсантов было всего лишь 3-6 классов образования, к тому же после школы у всех был большой перерыв. Преподаватель С. Богданов рассказывает, что двое товарищей — Кеутувги и Тымнетагин не только плохо писали, но и слабо говорили по-русски. Учеба на курсах дала им многое. Если в первом диктанте у Тымнетагина на 100 слов было 44 ошибки, то к концу занятий ошибки сократились наполовину.
Через четыре месяца теоретический курс был пройден, и пилот Михаил Николаевич Томилин приступил к практическому обучению курсантов летному делу. Приведем выдержку из характеристики на Дмитрия Тымнетагина, написанную вскоре после окончания практического курса.
«Товарищ Тымнетагин Д. К., курсант учебно-летной группы Чукотского авиаподразделения Управления полярной авиации, за период учебы показал себя дисциплинированным, материальную часть самолета У-2 и мотор М-11 знает вполне удовлетворительно. Техника пилотирования хорошая. За период учебы и пребывания в Чукотской группе взысканий, поломок, аварий но имеет, Во внешкольное время в порядке социалистического обязательства к XVIII съезду партии первым из местного коренного населения совершил прыжок с самолета с парашютом.
Инструктор — летчик Томилин».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Ноябрь 2012 15:41

Архив ЦАМО фонд 33 опись 686043 единица хранения 67
http://www.podvignaroda.ru/?n=27991347

Орден Красной Звезды
 указ44-1.jpg
 указ44-4.jpg
 указ44-6.jpg
 нлист1.jpg
 нлист2.jpg

Из наградного листа:

Тов. Томилин М.Н. - один из самых лучших полярных летчиков.
На протяжении 7-ми лет летной работ на самых отдаленных и трудных участках Чукотки - проявил исключительную работоспособность, инициативу и настойчивость. Благодаря бесстрашию и настойчивости, летая на самолете Р-6, - тов. Томилин обеспечил успешное проведение целого ряда важнейших мероприятии Окрисполкома, Окружкома партии и Военно-морского Флота по экономическому, политическому и оборонному укреплению Чукотского национального Округа.
Выполняя ответственные задания, тов. Томилин совершат полеты с посадкой на площадках где еще никогда не садились самолеты и такие полеты в большей мере способствовали ускорению строительства Трассы и обеспечению перелетов перегоночных боевых импортных самолетов. Так, например, завозил строительные грузы, людей и оборудование на аэродромы: Уэлькаль, Марково и Анадырь на расстоянии 700-800 километров. Им была высажена радиостанция с обслуживающим персоналом в горах (Еропол) , а затем регулярно доставлял этой станции продукты, бензин и проч. Вместе со своим бортмехаником изготовил специальное приспособление на своем самолете и в течение 10-ти дней доставил 80 тонн авиабензина для обеспечения перегоночных самолетов с аэродрома Анадырь на аэродром Марково; протяженность маршрута - 600 клм.
Кроме того, тов. Томилин в трудных условиях спас летчика-перегонщика лейтенанта Просвирина, потерпевшего аварию на самолете "Аэро-кобра", а также неоднократно спасал местных жителей Чукотки - охотников, уносимых на льдинах в море. Только за три вылета спас 18 охотников. В октябре м-це 1942 г. спас трех научных работников терпевших бедствие на льдине в море.
за самоотверженную работу по обеспечению трассы в исключительно сложных условиях, спасение летчика-перегонщика и советских граждан и отличное выполнение задании партии и правительства, - достоин награждения орденом "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА".

Командир 1-й перегоночной авиадивизии
Герой Советского Союза - полковник Мазурук
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Ноябрь 2012 16:36

скопировано из темы: Н-162 (КР-6а)
Александр Андреев » 01 Апрель 2009 12:35

"Известия", 24 сентября 1938 г.

СЕМНАДЦАТЬ СУТОК НА ОСТРОВАХ ДИОМИДА

4 сентября четверо научных работников полярной станции Уэлена выехали на моторном катере для производства гидрографических работ в Беринговом проливе.
Во время исследовательской работы разразившийся шторм стал уносить катер в море. Быстро заведя мотор, участники экспедиции с большим трудом ввели катер в одну из бухт островов Диомида. Но и здесь им не удалось спасти катер, он был разбит волнами о скалы.
Семнадцать суток пришлось просидеть четверке полярников на одном из островов Диомида. Из-за отсутствия радио они не могли сообщить о катастрофе.
21 сентября из Уэлена на поиски пропавших людей вылетел самолет «Н-162», на борту которого были молодой летчик Томилин, бортмеханик Коротаев и радист Мохов. Подлетев к островам Диомида, экипаж самолета увидел четырех людей, подававших сигналы.
Томйлин совершил посадку около острова, забрал научных работников и доставил их в Уэлен. В тот же день Томилин перевез одного из участников крушения гидролога Машковского из Уэлена в бухту Провидения, где он был принят на борт парохода, отправляющегося во Владивосток.
За блестящую работу по спасению научных работников начальник Управления полярной авиации Герой Советского Союза И. П. Мазурук объявил благодарность экипажу самолета «Н-162» и приказал выдать ему денежную премию.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Ноябрь 2012 19:22

Скопировано из темы: Си-47 Н-362
Иван Кукушкин » 02 апр 2008, 02:32

Бронтман Лазарь Константинович: Дневник событий 1945-46 г. http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/wwdnevnik27.shtml

25 ноября.

14 ноября из Москвы на Чукотку вылетел двухмоторный самолет "СССР Н-362" полярной авиации (типа "Си-47"). Летчик Михаил Томилин, штурман - Сашка Погосов. Экипаж - 6 человек, на борту -16 пассажиров, в т.ч. 5 женщин и 7-милетний ребенок. Накануне отлета вечером Сашка Погосов был у меня, пошли обедать ко мне, выпили, съели пельмени, договорились, что он будет нам писать.
Мы дали заметку об отлете.
15 ноября я получил телеграмму от Сашки из Архангельска (вернее- с борта самолета). "Посадка в Архангельске во столько-то, взлет во столько-то, взлет и посадка ночью".
Вечером я позвонил зачем-то Новикову (Папанин в отпуске, он его замещает).
-Вот ты там написал о Томилине, - говорит он, - а мы его сейчас ищем.
-Как так?!!
Оказалось, самолет вылетел вечером из Архангельска. В полночь с 14 на 15 должен был придти в Дудинку. Не пришел. В 2 часа с чем-то 15 ноября сообщил, что горючее кончается, идет на вынужденную. Через час сообщил, что сел благополучно. В 7 ч. утра сказал, что бензина нет, харча у пассажиров нет, теплой одежды нет, пассажиры замерзают, координат не знает. Его немедленно начали искать находившиеся на севере Титлов и Андреев. Через день он сообщил свои координаты: получалась южная часть п/о Ямал. Новиков послал туда Крузе, Мазурука, отменив его полет в Берлин. Обшарили все - нету, видимо - координаты липа.
А Томилин слал все более тревожные телеграммы. Новиков сообщил в правительство. Делом занялся лично Маленков. Предложили ВВС послать 2 машины, ГУГВФ- две, ВМФ- одну, НКВД- две. Послали.
Пользуясь редкими работами рации Томилина, запеленговали его из Москвы и других мест. Оказалось, что сидит совсем не там, а гораздо южнее, в среднем течении реки Пур. Перенесли поиски туда.
К тому же в одной из последний радиограмм Томилин сообщил, что кругом лес. Турки, раз лес- так не может быть Ямала! Вышли наземные партии. Самолеты за ночь доскакивали из Москвы в Дудинку и утром начинали шарить.
Днем 22-го мне позвонил Новиков домой.
-Приезжай! Нашли! Крузе снял сегодня утром и доставил в Дудинку.
-Как, все живы?
-Все живы!
Приехал. Верно: 22-го в 8:27 утра Крузе их нашел, сел, забрал, привез в Дудинку. Нашли их в км. от устья реки Паселька (приток Таза), в 600 км. от Дудинки на юго-юго-юго запад. Эк, куда занесло! С пеленгацией все совпало.
Я записал основные данные. Поспелов решил послать на визу Маленкову, поскольку он занимался этим делом. До сих пор не вернулось. Сегодня утром мне позвонил Мазурук.
-Вчера вечером прилетел из Дудинки, руководил всей операцией. Целая эпопея. Обошлось в 2 млн. рублей. Налетали 400 часов. 10 машин искало.
-Сколько из них налетал Титлов? 100 часов?
-Правильно, ровно 100. Не человек, а машина!
-Кстати, а что с машиной?
-Посадил Томилину штурмана Падалко и отправил дальше на восток. А Погосова привез с собой, разбираться.

27 декабря

История пассажиров Томилина продолжается. Как уже записывал, они вылетели из Москвы 20 декабря на Чукотку. На борту - 5 чел. экипажа (штурман Погосов), 16 пассажиров, в том числе один ребенок. Самолет заблудил, израсходовал горючее (на этапе Архангельск- Дудинка) и сел в 600 км. к югу от Дудинки. Вот куда унесло! Искали их 8 дней, гнали из Москвы до десятка машин. Вмешался в это дело Молотов.
Жрать было нечего, мерзли. Наконец, нашли- с помощью мощного московского пеленга. Нашел Крузе. Привез их в Дудинку. Решили отправить их дальше с Титловым. Поднялся и сел сразу за аэродромом, снес шасси, помял крыло. Тем временем перегнали в Дудинку самолет Томилина, и Мазурук не нашел ничего лучшего, как (при наличие нескольких экипажей) отправить пассажиров дальше с Томилиным. Не долетая Тикси, он опять заблудил, опять израсходовал горючее и сел. Сломал машину (шасси, помял крылья), как выяснилось - в 2 км. от Тикси. Тогда отправили из Москвы летчика Каминского. Взял он их в Тикси на борт, поднялся, загорелся, сел. Люди выпрыгивали на ходу. Часть поломало руки, часть ноги, часть обгорело. Самолет и все вещи сгорели. Сейчас за ними вылетел из Москвы Крузе.
На этом дело в полярной авиации не кончилось. Дня два назад в Дудинке поднялся самолет Андреева (тоже "Си-47", как и те), на высоте 300 метров загорелся. Четыре человека экипажа и 6 пассажиров погибли. Причины неизвестны.
Вчера я говорил с Ляпидевским. Он работает сейчас в Госконтрле, инспектором по авиации. Я предложил ему поставить вопрос о создании Государственной авиационной инспекции при СНК, которая была бы независима от ведомств, не боялась за пайки, за квартиру и т.д. Это дело поддерживает и Кокки. Толе идея понравилась.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Ноябрь 2012 13:43

 1.jpg
Из книги: Каминский М. Своими руками.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Октябрь 2014 19:33

Катастрофа Ан-2 Полярной Авиации Главсевморпути в Усть-Тарее

 ф9570 оп. 7%2C д. 62%2C л.11 - Н-568.jpg
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 августа 1951 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, Таймырский АО, Усть-Тарея
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-Н568
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Управление Полярной Авиации Главсевморпути
КВС Томилин Михаил Николаевич
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Октябрь 2014 22:43

Погиб 20.08.1951 г. при катастрофе Ан-2 "Н-568" в районе п.Усть-Тарея.

Ошибка с датой гибели тиражируется:

Масленников Б. Г. Морская карта рассказывает / Под ред. Н. И. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Воениздат, 1986. — 368 с., ил.
ТОМИЛИНА, ледн., Антарктида, Берег Отса. 69 23' ю.ш., 158 50 в.д. Открыт и нанесен на карту САЭ в 1958 г. Назван не позже 1959 г. по фамилии погибшего в Арктике полярного летчика Михаила Николаевича Томилина (1908-52).


Дубровин Л.И., Преображенская М.А. "О чем говорит карта Антарктики" - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1987 - с.160
Выводные ледники были названы в честь советского полярного летчика, погибшего в Арктике, Михаила Николаевича Томилина (1908 - 1952), механика Владимира Александровича Суворова (1912 - 1959), участника САЭ, также погибшего в Арктике, и др.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение Адольф Милованов » 07 Октябрь 2014 18:16

Спасибо, Леспромхоз за точность ...
РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 2986. Приказы 1-171 УПА 1951г. 245л.
Л. 96. Пр. Р-74 (май-июнь). О допуске к полётам ЛС. … пилоту 3 класса Томилину присвоить звание к/к АН-2 и допустить к внетрассовым полетам с подбором посадочных площадок с воздуха.

Д. 3838. Приказы Начальника УПА 01с-42с, 44с, 45с за 1952г. 137л.
Л. 10. Пр. 5с. 18.1.1952г. О мероприятиях по улучшению организации лётной службы в Игарской АГ.
15. Для укрепления руководства лётной службой и повышения качества подготовки пилотов в отрядах самолётов Ан-2 и По-2 назначить:
- заместителем командира 2-го отряда по л/с капитана СМП 3 ранга Томилина Михаила Николаевича…
ИО Нач. УПА Генерал-майор авиации Мазурук.

Л. 46. Пр. 16с. 19.4.1952г. О назначении самолётов и экипажей для выполнения ледовой авиаразведки.
… 3. Командиру Игарской АГ подготовить самолёт Ан-2 с полным моторесурсом, укомплектовать его экипаж и перегнать к 15 мая в Апапельхино, где передать в распоряжение штаба морских операций Восточного района. Командиром самолёта назначить заместителя командира 2-го отряда Игарской АГ Томилина М.Н., штурманом Цуприкова.
4.Командиру Чукотской АГ помимо перечисленных самолётов, подготовить и выделить в распоряжение штаба морских операций Восточного района один самолёт По-2 к 15 мая с.г. Оттренировать пилота на аэродромах Апапельхино и Певек. … Нач УПА Моросанов.

Оп. 4. Дело 495. Приказы по ГУСМП за 1952г.
Л. 115. Приказ 378с. 1.11.1952г. О катастрофе АН-2 Н-591 Игарской АГ.
28.9 с.г. в районе экспедиционного посёлка Усть-Тарея на р. Пясине …
Пилотировал самолёт зам. командира 2-го отряда Игарской АГ пилот 3 класса Томилин М.Н., имея в составе экипажа штурмана 3 класса Соболенко М.А., б/м 3 класса Волкова М.Н. и б/р 3 класса Старикова И.А. На борту находились 2 пассажира – а/т Ермаков В.А. и врач Саблина Н.А.. Во время катастрофы экипаж и пассажиры погибли, самолёт сгорел полностью.
Обстоятельства: к/с Томилин получил задание командира Игарской АГ вылететь в а/п Тарея и поступить в распоряжение начальника геологической экспедиции для вывоза полевых партий из тундры.
Прибыв в район назначения для работы в экспедиции, пилот Томилин проявил недисциплинированность, приняв самовольное, рискованное решение, произвести посадку непосредственно у домов экспедиции на явно непригодную площадку, игнорировав посадку на действующую исправную посадочную полосу, расположенную за рекой в 2 км от посёлка экспедиции. На этой полосе Томилин ранее садился и в момент его прилёта на ней находились 3 самолёта экспедиции и лётный состав, обеспечивающий приём самолёта Томилина. В сложных условиях пересечённого рельефа местности при сильном порывистом встречно-боковом ветре (до 20 м/с) пилот Томилин не справился с пилотированием самолёта и при попытке ухода на 2-й круг потерял скорость, свалился на левое крыло, в результате падения с рабочим мотором, самолёт в течение 3-5 минут сгорел и все, находившиеся на нём люди погибли.
Приказываю: … не допускать задней центровки самолёта и ввести обязательное закрепление грузов в самолёте АН-2, оборудовав в месячный срок все самолёты АН-2 привязными ремнями для закрепления пассажиров во время взлёта и посадки на самолётах Ан-2. … 6. Списать с баланса УПА самолёт АН-2 Н-591 зав.№12447307 со всем табельным оборудованием и мотором, сгоревших при катастрофе. Кузнецов.

Дело 525 Переписка с СМ СССР о …
Л. 25 Исх 30.9.1952г. Зам. Председателя СМ СССР Молотову В.М. Секретно.
Докладываю. 28.9 с.г. в 6.45 в п. Усть-Тарея (350 км восточнее о. Диксон) при посадке на площадку экспедиции ГГУ разбился самолёт Полярной авиации Главсевморпути АН-2 Н-591, пилотируемый лётчиком Томилиным. При катастрофе погибли к/с Томилин, шт Соболенко, б/р Стариков, б/м Волков и летевшие в качестве пассажиров Ермаков и Силина. Всего погибло 6 человек.
По предварительным данным причина катастрофы является ошибка в технике пилотирования. Для расследования мною назначена специальная комиссия под председательством начальника УПА полковника Моросанова.
А. Кузнецов.
Резолюция Кузнецову – о результатах расследования доложить СМ СССР. 1.10.1952г. В.Молотов.

Л. 47. Исх. 30.9.1952г. В СМ СССР. Секретариат ЦК ВКПб 22.9.1952г. (Протокол 652) постановил в целях усиления ПВР, укрепления трудовой и л/дисциплины среди личного состава ПА увеличить штаты Политуправления Главсевморти при СМ СССР на 13 единиц, установив должности:
а) заместителя начальника УПА по политчасти;
б) инструктора и лектора в п/частях Московской, Игарской и Чукотской АГ;
в) зам. нач. по п/ч в а/п Дудинка, Тикси, Чокурдах, Певек, м. Каменный и м. Косистый.
В связи с изложенным Главсевморпути просит утвердить указанные должности и обязать Мин Фин СССР выделить необходимые ассигнования на содержание этих работников. Кузнецов.

Л. 176. Исх. 1.11.1952г. Секретно. Молотову.
В соответствие с Вашим указанием от 1.10 с.г. по моему сообщению о катастрофе самолёта АН-2 Н-591 Полярной авиации Главсевморпути докладываю: Расследованием установлено, что основными причинами катастрофы явились:
- недисциплинированность пилота Томилина, выразившаяся в самовольной попытке произвести посадку самолёта в сложных условиях на неподготовленную площадку при наличии в близи действующего временного аэродрома.
- ошибки в т/п пилота Томилина, пытавшегося исправить свой расчёт посадки уходом на 2-й круг при полностью выпущенных закрылках и задней центровке самолёта.
- отсутствие должной организации и руководства полётами самолётов, работающих в экспедиционных условиях со стороны командования Игарской АГ и УПА.
За плохую организацию лётной работы и высокую аварийность командир Игарской АГ отстранён, вместо него назначен генерал-майор авиации Белецкий. Командир отряда Игарской АГ майор Петров отстранён от занимаемой должности; ИО командира Игарской АГ майору Ефремову объявлен строгий выговор; ИО зам. начальника УПА по лётной службе полковнику Пискарёву объявлен выговор. Начальнику УПА полковнику Моросанову указано на недостаточный контроль за работой экипажей самолётов в экспедиционных условиях. … Главсевморпути создаёт новую, более чёткую организацию авиационного обслуживания экспедиций, улучшающую порядок и руководство полётами, в частности, во всех экспедициях Главсевморпути вводятся должности РП (руководителей полётов). А. Кузнецов.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение Адольф Милованов » 12 Октябрь 2014 08:39

Добавлю ещё несколько героических и трагических страниц из лётной биографии Томилина М.Н. до 1951г, взятых из РГАЭ.
РГАЭ, ф. 9570, оп. 2. Д. 2963. Приказы №1-116 УПА 1938г. 7.1-10.8.1938г.
Л. 174. Пр. 103 по УПА от 21.7.1938г. Выполняя задачу подготовки национальных кадров Чукотский аэроклуб провёл за короткий срок большую работу по подготовке пилотов. За истекшее полугодие аэроклубом подготовлено 7 пилотов, которые выпущены на самолёте У-2 инструктором пилотом Чукотской АГ тов. Томилиным. Тов. Томилин одновременно выполняя линейную работу показал себя на деле примерным пилотом-общественником.
Пилоту Чукотской АГ Томилину выношу Благодарность и объявляю «Стахановцем Полярной Авиации». Основание: донесение Командира Чукотской АГ т. Каминского.
ИО УПА Мазурук.

Д. 2964. Приказы №117-197 УПА 1938 год. 4 авг-30 дек 1938г.
Приказ №152 по УПА 27.9.1938г. 21 сентября с.г. самолёт Чукотской АГ ПС-7 Н-162 с экипажем: пилот Томилин, 1-й б/м Коротаев, 2-й б/м Мохов вылетели по спецзаданию в районе о. М. Диомид на поиски катера с 4-я гидрологами, унесённого штормом 4 сентября. Пилот сел при свежей погоде и забрал на борт людей и перелетел в Уэлен. В этот же день пилот Томилин привёл самолёт Н-162 в Анадырь с посадкой в бухте Провидения.
Отмечая особую ценность успешного выполнения молодым пилотом Томилиным указанного задания, объявляю Благодарность всему экипажу.
Командиру Чукотской АГ премировать каждого в размере 1-го месячного оклада.

Начальник УПА Мазурук.

Д. 166. Приказы ГУСМП 1939г №201-340. 203л. 9.2-27.2.1939г.
Ф/к Б. 2. Приказ 279. 20.2.1939г. За отличные успехи в работе ПА, за безаварийность в СВЖ и лучшие образцы стахановской работы – наградить работников УПА значком «Почётный Полярник»: … 2. По Чукотскому АО: 1) Мохова Александра Ив – б/р; 2) Томилина Михаила Николаевича – пилота.
Нач. Главсевморпути О. Шмидт.
(видимо этот приказ не вступил в силу, что видно из следующего приказа)

Д. 172. Приказы ГУСМП 1939г №900-1023 (подлинники) с 26.6.1939г.
Л.1. Пр. 900 по ГУСМП г. Москва 26.6.39г. «О премировании авиаработников Чукотки»
П. 1. В течение ряда лет коллективом Чукотского АО проведена большая работа по авиационному освоению Чукотского НО, в результате чего освоены маршруты полётов по Чукотке, общей протяжённостью в 4750 км, а также вырос и окреп актив энтузиастов по освоению Чукотки, стахановцев и ударников среди лётно-технического и обслуживающего состава отряда.
П. 2. За самоотверженную стахановскую работу по освоению Чукотки, - объявить благодарность и наградить:
Значком «Почётный Полярник»

1 Дендерюка А.С. – авиатехника
2. Мохова А.И. – б/м-радиста, ранее награждённого Похвальной Грамотой
3. Падалко В.П. – штурмана
4. Томилина М.Н. – пилота, ранее награждённого Похвальной Грамотой.
… П. 5. Приказ объявить всему личному составу Полярной авиации
ИО нач. Главсевморпути при СНК СССР Ширшов
Нач. Политуправления Л. Белахов.

Дело 1207. Годовой отчёт Чукотского отдельного авиаотряда за 1939г. 353л.
Л. 21. В порядке подготовки кадров из местного населения отрядом проводились следующие работы:
1. С 15 ноября 1938 года организована учебно-лётная группа в количестве 5 человек курсантов чукчей для подготовки пилотов и 3-х человек младших авиаспециалистов. Всего 8 человек.
До 21 марта 1939 года группа проходила теоретическую подготовку, а с 22 марта приступлено к лётному обучению всей группы. Для проведения обучения был выделен в качестве инструктора пилот Томилин и 2 самолёта У-2. Лётная подготовка протекала до 1 июня и прекращена ввиду порчи аэродрома. Вся группа после самостоятельных тренировочных полётов вместе с инструктором 29 июля 1939 года выехала на материк, для прохождения дальнейшего обучения.
В данный момент в отряде имеется 6 человек учеников националов в портах: Шмидте – 2; Анадыре – 2; Марково – 2. Из них отряд готовит младших наземных специалистов (мотористов, трактористов, радистов).

Л. 23. В 1939г. за отличные показатели в работе, из состава работников отряда награждены «Знаком Почётного Полярника» 9 человек: Томилин, Павлов, Бузаев (пилоты); Коровин, Гладков (б/м); б/р Бурмистров, а/т Дендерюк; инженер порта Карасёв, начальник порта Черник. И 19 человек – «Похвальной грамотой».

Д. 2971. Приказы №124-202 УПА 1940г. 110л.
Л. 3. Приказ 126. 3.9.1940г. …
За повседневное руководство лётной тренировкой от начала до конца обучения – пилоту Чукотского АО тов. Томилину М.Н. объявляю Благодарность и награждаю месячным окладом содержания. … ИО нач. УПА Каминов.

Д. 1230. Годовой отчёт Чукотской авиагруппы за 1942г. 158л. (15.3.1943г) …
Наилучших производственных показателей в 1942г. добился экипаж Томилина, которому за отличные показатели в работе в сентябре был присуждён вымпел Главсевморпути и ЦК Союза. В октябре за указанным экипажем вымпел был сохранён и кроме того выдана денежная премия в сумме 5000 руб. (б/м Сеталов, б/р Матвеенко).
(В 1942г. Томилин налетал 543 часа)

Оп. 5. Дело. 239. Материалы по аварийным происшествиям … за 1942г. 65л.
… Самой характерной вынужденной посадкой … Томилин при полёте с Крестов Колымских в Чокурдах, когда при усложнённых м/условиях решил идти по р/маяку и доверившись б/р Матвеенко потерял ориентировку из-за плохого вождения самолёта по радио, что закончилось вынужденной посадкой. …

Д. 2975. Приказы по УПА за 1944г. 9л.
Л. 1. Пр. 175 по УПА г. Москва 6.12.1944г.
«О назначении экипажей и закреплении техсостава за самолётами МАГОН».
П.1. Назначить экипажи самолётов, предназначенных к работе на зимнюю навигацию: …
На перегоночный самолёт Г-1 Н-291 Чукотской АГ.
1. к/к – пилот 2 кл. тов. Томилин М.Н.;
2. шт 1 кл. тов. Банюшевич П.М.;
3. б/мех тов. Мансуров Г.А.;
4. б/рад тов. Зуб П.Я. … Нач УПА Кузичкин.

Оп. 5. Дело 308. Сводные ведомости о лётных происшествиях по УПА за 1944-45гг. 61л.
Л. 22. Сводная ведомость всех аварийных происшествий по УПА за 1 кв. 1945г. …
По Чукотской АГ.
17 января вынужденная посадка Г-1 Н-291 пилот 2 кл. Томилин М.Н. из Хатанги на Косистый потерял ориентировку и в сумерках сел не долетая Косистого.
20 января – тоже – из Косистого в Тикси не работал р/маяк в Тикси, самолётная рация работала плохо и наступление темноты вынудило пилота сесть на Оленёкскую протоку – потеря ориентировки.
17 марта – тоже – вылетел из Крестов Колымских, через 15минут упало давление масла – возврат в а/п Кресты Колымские.
Л. 30. Сведения о лётных и не лётных происшествиях по УПА за 2 кв. 1945г. …
По Чукотской АГ:
Томилин М.Н. пилот 2 кл. 3 апреля Г-1 Н-291 – возврат из-за погоды.
Томилин 26 апреля Н-291 – авария – недисциплинированность к/с.
Л. 31. Сведения о безвозвратных потерях лётных и не лётных по УПА за 2 кв. 1945г.
26.4 – Г-1 Н-291 зав. №614 – авария.
Л. 33. Сводная ведомость всех авиационных происшествиях за 2 кв. 1945г по УПА. …
По Чукотской АГ:
3.4. Возврат из-за погоды Г-1 Н-291 Томилин из Анадыря в Угольную
26.4. Авария Г-1 Н-291 Томилин, Кресты Колымские-Анадырь. Во второй части полёта пилот повёл самолёт между 2-я ярусами облаков, ряд снежных зарядов, обледенение. Запоздалое решение вернуться, когда уже отказали пилотажные приборы самолёт стал снижаться, трудно поддавался управлению. При отсутствии видимости земли самолёт ударился о склон Пекультемского хребта и в 65 км восточнее Сталино потерпел аварию. Причина: недисциплинированность пилота Томилина. 2. Недостаточное руководство лётной работой со стороны командира АГ Агрова. Самолёт разбит на 100%, подлежит списанию.
Л. 44. Сводная ведомость всех лётных происшествий по УПА за 3 кв. 1945г. …
По Чукотской АГ.
Л. 50. 4 декабря при вынужденной посадке по м/у и отсутствии видимости в 2-х км. восточнее аэродрома Тикси потерпел аварию самолёт Чукотской АГ СИ-47 Н-362 п/у пилота 2 класса Томилина М.Н., посадка в тумане. Экипаж и пассажиры невредимы.
Нач. а/п Тикси Короленко.
(по закону подлости через 2 недели из Москвы на выручку прилетел Каминский и там же попал в аварию…)

Д. 1251. Годовой отчёт Чукотской АГ … за 1945г. 151л.
XIV. Аварийность. За истекший 1945г. в АГ…
Томилин (всего 7 лётных происшествий, по вине пилота – 5):
5 на Г-1 Н-291 и 2 на Си-47 Н-362

Оп. 5. Дело 311. Приказы УПА о техническом состоянии самолётного парка за 1945г. 121л.
Л. 1. Пр. 1с по УПА О нарушении пилотом 2 кл. Чукотской АГ т. Томилиным М.Н.
18.12.1944г. вылетел с Центрального Аэродрома на Свердловск, пролетел над центром г. Москвы, чем грубо нарушил установленные правила в отношении запретных для полёта зон. Приказываю. 1. … выговор. 2. Командиру Чукотской АГ вырезать из пилотского свидетельства т. Томилина талон нарушения №1 и представить его мне. …
Начальник УПА Кузичкин.

Л. 54. Пр. 15с. 20.6.1945г. Об аварии Г-1 Н-291 п/у старшего пилота Чукотской АГ Томилина М.Н.
26.4.1945г. в 60 км восточнее г. Сталино в верховье р. Афонькино… Состав экипажа: Томилин М.Н, б/м Смирнов М.И. и б/р Зуб П.Я.. Самолёт разбит на 100%. Легко ранен Смирнов.
Обстоятельства. 25.4.1945г. Томилин получил от Зам. нач. УПА Каминова телеграфное распоряжение, при наличии погоды вылететь в б. Угольную. На следующий день, получив погоду до Шмидта, вылетел из Крестов Колымских. В полёте при хорошей погоде, решил спрямить маршрут и лететь на Анадырь напрямую на Н=1700м, решив обогнать вылетевший по трассе на 1,5 часа раньше из Крестов Колымских Си-47. Через 3 часа полёта - низкая облачность, потом шёл между слоями, и в сплошной облачности, началось обледенение, что для этого самолёта недопустимо. После пролёта Сталино – отдельные снежные заряды с резким ухудшением видимости. Началось обледенение, гироскопические приборы вышли из строя, начал снижаться с расчётом выйти из облачности. При абсолютном отсутствии видимости, имея 420 м высоты по показаниям приборов, самолёт с работающими моторами ударился в одну из предгорных гряд хребта Пекульный и потерпел аварию.
Причина аварии: 1. Недисциплинированность, зазнайство, игнорирование элементарными правилами безопасности полётов …
2. Недостаточное руководство лётной работы со стороны командира АГ т. Агрова, при которой старшему пилот т. Томилину была создана обстановка полной бесконтрольности в его лётной работе.
Приказываю. 1. Старшего пилота Чукотской АГ Томилина М.Н. за … арестовать на 5 суток без исполнения служебных обязанностей. Аварию самолёта Г-1 Н-291 записать в личное дело т. Томилина.
2.Заместителю командира Чукотской АГ Сежетову А.П.: уточнить лётные происшествия имевшиеся по вине пилота Томилина за прошедшие годы и вписать их в его л/книжку.
3. Командиру Чукотской АГ Агрову Б.Н. усилить контроль за лётной работой, не оставляя без наказанным ни один случай нарушения, кем бы он не был совершён. ИО нач. УПА Данилов.

Д. 1255. Годовой отчёт Чукотской АГ … за 1946г. 144л. …
В 1946г. в АГ числилось 8 пилотов, из них Томилин и Белявский были в 1 п/г на курсах усовершенствования знаний, после чего откомандированы в другое подразделение и в АГ не работали.

Д. 2977. Приказы УПА 1946г. 158л.
Л. 2. Приказ К-4 от 4.1.1946г. О наложении дисциплинарного взыскания на членов экипажа СИ-47 Н-362. 15.11.1945г. пилот 2 класса Чукотской АГ Томилин ночью потерял ориентировку, летал до полной выработки горючего, сел на вынужденную, не смог определиться, долго искал. Отстранён от л/работы. Штурман Погосов А.Е. (Моск АГ) – строгий выговор и снять с л/работы. Б/радисту Чукотской АГ Сусленко П.Е. – выговор. Нач. УПА Кузичкин.

Оп. 5. Дело 339. Приказы УПА о техническом состоянии самолётного парка, об авариях, катастрофах и другим вопросам. 1946г. 127л.
Пр. 3с от 30.1.1946г. Об аварии самолёта Си-47 Н-362 п/у к/к Чукотской АГ пилота 2 кл Томилина М.Н. 4.12.1945г.
… В Тикси ночью при плохой погоде 6 раз заходил на посадку, но не смог … , решил зайти в 2-3 км на лёд – авария. 2 пилот Лаушкин Б.П., штурман Падалко В.П., 2-й штурман Чернов А., б/м Коровин Н.Н., 2-й б/м Кислицын М.П. и б/р Сусленко П.Е.
… Приказ: Томилина, имевшего в 1945г. 2 аварии в одних и тех же условиях и вынужденную посадку 15.11.1945г. … снять с лётной работы и арестовать на 15 суток. Аварию занести в личное дело т. Томилина.
Начальнику а/п Тикси Короленко А.К. –выговор. Нач. УПА Кузичкин.

Д. 2983. Приказы УПА 1948г. 168л.
Л. 153. Пр. Р-109. 9.10.1948г. О разрешении и организации ночных полётов УПА в зимний период 1948-49гг (Приказ Нач. ГУСМП при СМ СССР).
Для выполнения транспортных перевозок в Арктике в зимнее время 1948-49г приказываю:
1. Разрешить УПА с 1 ноября 1948г. по 1 марта 1949г. производство на северных трассах ночных полётов на самолётах ЛИ-2, Ил-12.
2. К производству ночных полётов допустить после установленной тренировки, проверки т/п и положенного заключения пилотов –инструкторов, нижепоименованный лётный состав имеющий уже практический опыт ночных полётов в Арктике:
а) на самолёте ИЛ-12: к/к Московской АГ пилотов Титлова, Метлицкого, Осипова и Васильева;
б) на самолёте ЛИ-2: к/к Московской АГ пилотов Черевичного, Задкова, Бахтинова, Козлова, Шатрова, Даксердоф, Сырокваша, Малькова и Сургучова.; к/к Игарской АГ пилотов Томилина и Сушина; к/к Чукотской АГ пилотов Журавлёва и Жгуна; …
ИО нач. ГУСМП при СМ СССР Генерал-майор авиации Кузнецов

Оп. 4. Дело 226. Приказы по ГУСМП 1948г.182л.
Список личного состава экспедиции «Север-2». 26.3.1948г. Штаб руководства экспедиции: … 3. Водопьянов М.В., зам. начальника экспедиции по лётной части, Штепенко - Главный штурман.
III. Экипажи экспедиционных самолётов: …
46. Дублёр к/к Мальков В.В., Шпит П.К., Томилин М.Н., Афонин В.В., Журавлёв П.Ф, Васильев М.С., Самохин Г.М.
… Всего 129 человек + 5 (включая корреспондентов и др).
Зам. начальника ГУСМП А. Кузнецов.

Дело 3822. Приказы №1с-26с, 29, 30с по УПА за 1949г. 97л.
Л. 95. Об аварии самолёта ТС-62 Н-425 пилота 2 класса Томилина М.Н. Игарской АГ.
При полёте из а/п Таймылыр в а/п Косистый 11.10.1949г. потерял ориентировку (шт. Колесников В.М.), уклонился на 150 км, сел на вынужденную посадку ночью на лёд с выпущенными шасси в устье р. Анабар. Экипаж и самолёт невредимы. Командира – во 2-е пилоты, штурмана – уволить.

Оп. 4. Дело 305. Отчётные материалы (первичные) по ВШВЭ «С-4» ГУСМП. 1.3-5.10.1949г. 234л.
Л. 221. Гл. штурману УПА ГУСМП п/п Штепенко А.П. При сём представляю отчёты штурманов по работе экспедиции «Север-4».
1. Пе-8 Н-396 к/к Задков, 2п. Самохин, шт. Зубов, б/р Куксин, 1-й б/м Каратаев И.Т, 2-й б/м Кунаков, 3-й б/м Водопьянов В, 4-й Пшенин, (4-й Ковалевич).
2. Ли-2 Н-499 к/к Каминский, шт. Жуков Н.М., б/р. Гулянский М, б/м Камирный Н.П., 2п Томилин М.Н., 2-й б/м Гумайлов В.М. …

Д. 306. 119л. Л. 20. Список лётного состава ПА ГУСМП (всего 134 чел).1949г.
№32. Томилин Михаил Ник. 2п, 2 кл, 1908г.р. б/п, ср. техн, Игарка, авиагородок;
Л. 23. Список ЛС МАГОН, выделенных для выполнения спецзадания.
№6 Ли-2 Н-504 Агров Б.Н., 2п Томилин Михаил Николаевич, штурман Федотов Геннадий Васильевич, 1-й б/м Макаров Владимир Васильевич, 2-й б/м Троицкий Валерьян Витальевич, б/р Абрамчук Александр Иванович (27.1.1949г)

Л. 87. №39. Томилин Михаил Николаевич, лётчик 1908гр, русский, б/п. Ордена: Отечественной войны 1 ст., Красной Звезды, Знак Почёта; медали: За оборону Советского Заполярья, За победу над Германией. В Полярной авиации с 1936 года. В экспедициях «Север-2» и «Север-4» – дублёр к/к Ли-2.
Л. 119. Список личного состава Главсевморпути при СНК СССР особо отличившегося при проведение Высокоширотных Арктических экспедиций «Север-2» 1948 года и «Север-4» 1949 года представленного к правительственным наградам.
III. К Ордену Ленина.
32. Томилин Михаил Николаевич – лётчик.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1270
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение Женечка » 02 Декабрь 2015 20:50

Я в шоке! :shoked:

Про своего прадеда Михаила Томилина я вообще ничего не знала кроме того,что он был полярным летчиком,работал на Чукотке,о нем написано в книге "Крылья Севера" и что он рано погиб.Я даже не могла представить,что найду СТОЛЬКО информации о нем в интернете!На вашем форуме я столько узнала о нем!СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ ЗА ЭТУ ЦЕННЕЙШУЮ ДЛЯ МЕНЯ ИНФОРМАЦИЮ!
В наградном листе есть строка-его адрес и адрес его семьи.Но в целях конфиденциальности он естественно не показывается.Все эти документы,как мне обьяснили в электронном банке документов «ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ» ,хранятся в ЦАМО,в Подольске. Я знаю что его семья жила в Краснодаре,а я родилась на дальнем востоке,в г.Хабаровске.Но 3 года назад мы переехали в Краснодар.И очень хотелось бы узнать этот адрес..узнать где жила его семья.Может быть там до сих пор живут наши родственники, которых мы не знаем.Хочу отправить письмо в ЦАМО с просьбой узнать этот адрес,если это конечно вообще реально.

Эхх..так приятно узнать что твой прадедушка был таким человеком..спасал людей и работал в таких экстремальных условиях,обучал курсантов летному делу,что он был награжден орденом "Красная звезда",что он был таким смелым человеком..И еще очень много всего узнала я из вашего форума.
А я так люблю авиацию,небо люблю,самолеты ..{теперь понимаю от куда ветер дует хD}(Второй прадедушка тоже летчик,но только испытатель.О нем к сожалению вообще ничего не знаю,кроме того,что разбился испытывая самолет)Очень хотела бы обучиться летному делу :where: ,это моя самая большая мечта,но со здоровьем серьезные проблемы((((((((Мечты наши,к сожалению,не всегда сбываются.

Еще раз хочу выразить глубочайшую благодарность вашему форуму! Спасибо вам огромное! :yes: :yes: :yes:
Женечка
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 02 Декабрь 2015 19:47

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение ББК-10 » 02 Декабрь 2015 21:05

Женечка, хорошо, что Вы сюда зашли.
Все у Вас сбудется!
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6909
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение Женечка » 02 Декабрь 2015 21:50

:yessir:
Женечка
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 02 Декабрь 2015 19:47

Томилин Михаил Николаевич (1908-1952)

Сообщение ББК-10 » 02 Март 2019 21:26

[ Леспромхоз ] пишет:... В октябре м-це 1942 г. спас трех научных работников терпевших бедствие на льдине в море.

По всей видимости это про них:
 Вяхирев_Кравец ИН - копия.jpg

Из темы: Кравец Иосиф Николаевич (?-?)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6909
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения