Адольф Милованов пишет: РГАЭ, ф. 9570, оп. 2, д. 1967. Годовой отчёт УВС за 1934 г. по эксплуатационной лётной работе.
… Н-7 при полёте на л/разведку 12 июня пилот Линдель (с Лавровым) по Западному берегу Северной Земли, вследствие поломки в воздухе мотора произошла вынужденная посадка. Самолёт бросили и 150 км прошли до о. Домашнего, где были сняты самолётом Н-2. Потом была попытка использовать Н-7 (МП-5) для полётов, окончилась неудачно, т.к. при выводе самолёта для пробного полёта на застругах был сломан винт и за отсутствием запасного, самолёт вышел из строя.
противоречиеАдольф Милованов пишет:Дело 1964 (ф/к-6б, 324л) Годовой отчёт УВС по эксплуатации за 1934г.
С-т П-5 Н-7 в марте 1934г снят с эксплуатации вовсе.
По другим источникам полет выполнялся на самолете "У-2" (Н-12 ?), см.:
ПЕРЕХОД НАЧАЛЬНИКА ПЕРВОЙ ЛЕНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Б. В. ЛАВРОВА С МЫСА ГАМАРНИКА НА ОСТРОВ С. КАМЕНЕВАБ. В. Лавров, Первая Ленская На мысе Челюскина. Полет к Северной Земле. Авария
Л.В. Рузов. На стыке двух морей. Л-М., изд. Главсевморпути. 1940
V
Полет на остров Домашний. Поиски экипажа, потерпевшего
аварию у североземельцев.
Чтобы расширить радиус действия «У-2», бортмеханик Леня Игнатьев сделал и установил на центроплане дополнительный бачок с запасом горючего на три часа. Таким образом, горючего на самолете хватало, примерно, на семь часов. Исходя из этих соображений, Лавров стал собираться в рейс на остров Домашний к североземельцам. Вечером в кают-компании начались оживленные прения по вопросу о целесообразности и возможности этого полета. Я лично высказался отрицательно, мотивируя это состоянием пролива Вилькицкого, покрытого снежницами, и отсутствием посадочной площадки в тундре, где снег осел, местами тундра совершенно оголилась. В случае вынужденной посадки, подъем в проливе немыслим, а пешее продвижение чрезвычайно затруднительно. Но Лавров твердо отстаивал намеченный план. Вечером, совместно с Линделем, он занялся прокладкой маршрута полета.
12 июня самолет загружен. Помимо горючего на семь летных часов, на самолет взяты запас продуктов суток на шесть, карабин с 60 патронами и наши «подарки» североземельцам: 5 килограммов лимонов, 2 килограмма чеснока, 2 килограмма шоколаду, 3 бутылки вина и 2 килограмма глазированных фруктов.
Погода благоприятствовала полету; по сведениям с острова Домашнего там тоже стояла летная погода. Температура воздуха была +2°, видимость хорошая. Дул легкий боковой ветер.
В 18 часов самолет с трудом оторвался и лег курсом на мыс Неупокоева. В дальнейшем предполага-
[42]
лось пересечь гору Герасимова и далее итти курсом на остров Домашний. Весь полет был рассчитан на четыре летных часа.
С момента вылета между рациями мыса Челюскина и острова Домашнего установилась непрерывная радиосвязь. Спустя три с половиной часа прошу североземельцев усилить костер, так как скоро самолет должен быть в их районе. Соседи усиленно подливают нефть, и густая черная дымовая завеса стелется по небу. Если самолет близко, — черные клубы дыма должны быть отчетливо видны. Но проходит еще полчаса, еще час, еще два, а самолета все нет. Истекли все сроки, больше самолет не может быть в воздухе, так как горючее должно иссякнуть. Значит, или авария, или вынужденная посадка. Но где? Что с людьми, живы ли? Десятки всевозможных предположений молнией проносятся в голове. Созываю общее собрание, на котором решаем организовать поисковую партию. Детально анализируем состояние пролива Вилькицкого. Заторошенность в районе станции лишает возможности пересечь пролив в этом месте, почему и решаем, что партия пойдет к острову Гансена, откуда часть состава на лыжах попытается итти к мысу Неупокоева. Всем понятна сложность обстановки. В проливе снежницы, фирн — все это является значительным препятствием. Будь это в мае или марте, — такой маршрут не представлял бы ничего сложного, но сейчас это серьезная проблема. Однако сидеть сложа руки и ждать — тоже не выход. Надеяться на мощный самолет с Большой Земли бессмысленно, так как даже для «Р-5» посадки на колесах — да и на лыжах — у нас нет.
Поисковая партия в составе четырех надежных полярников вышла к острову Гансена. 26 июня наши товарищи, усталые и измученные непосильным переходом, возвратились домой. Путь от острова Гансена к мысу Неупокоева оказался непроходимым. Собаки изрезали лапы об острый фирн. Почти одновременно с появлением наших разведчиков пришла радиограмма с Северной Земли, извещавшая нас о приходе на зимовку острова Домашнего Лаврова и Линделя.
Радиограмма рассказала о скитаниях экипажа. Вна-
[43]
чале полет протекал в благоприятных условиях. Мотор работал четко и безукоризненно. Смазка протекала нормально. Но за горой Герасимова в воздухе взорвался цилиндр, вылетели поршень и шатун. При вынужденной посадке лопнул поддерживающий крыло трос. Два дня Лавров и Линдель пытались вывести самолет из глубокого снега, но выпавшие дожди сделали эту работу невозможной. Сняв с самолета магнето, компас и масляный бак, приспособив крышку фюзеляжа под нарты, потерпевшие аварию, не ожидая в связи с наступлением теплых дней и сложностью перелета помощи, двинулись пешком к островам. Дорога была крайне тяжелая, вследствие глубокой воды, мокрого снега, частых дождей и туманов. Идя до полного изнеможения, иногда проходили по 6 километров в сутки. К счастью, скоро путники наткнулись на склад пеммикана, оставленный североземельцами. Здесь они подкрепили свои силы. Импровизированные сани выдержали поход только до острова Среднего, где пришлось оставить часть багажа. 26 июня, через четырнадцать суток после аварии, пилоты прибыли на зимовку на остров Домашний.
Такой визит мало порадовал североземельцав, ожидавших реальной помощи. Теперь вместо четырех зимовщиков стало шесть, при прежних скудных продовольственных запасах.