Бурке Артур Карлович (1891—1942)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Бурке Артур Карлович (1891—1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Февраль 2012 20:31

 burkeface.jpg
Бурке Артур Карлович (1891–1942)

Советский ледовый капитан, внесший существенный вклад в теорию и практику ледового судовождения.
Родился в Латвии в семье батрака, окончил Рижскую мореходную школу. В 1915 году Бурке оказался в Архангельске в команде судна, прибывшего из Англии. В декабре этого же года он был зачислен в состав экипажа л/п «Г. Седов». С этого момента и начались его арктические плавания.
Базовое образование Бурке получил в Архангельском торгово-мореходном училище, которое окончил в 1919 году с дипломом штурмана дальнего плавания. Огромное значение он придавал изучению опыта судовождения поморов, используя весь полученный багаж знаний в своей практической деятельности. До конца 1930-х годов он работал на ледокольных пароходах сначала штурманом, а затем капитаном. Участвуя в промысле морского зверя в Белом море, доставке грузов в промысловые становища в Карском море, Бурке много времени уделял изучению льдов, условий ледового плавания, перспективам развития промыслового хозяйства на Таймыре, сбору материалов по гидрографии и лоции юго-восточной части Карского моря.
В 1934 году после восстановительного капитального ремонта вновь вошел в строй л/п «Садко» (бывший «Линтроз»). Как известно, Россия купила его в 1915 году в Канаде, но в июне 1916 года, наскочив на камни в Кандалакшском заливе, он получил пробоину длиной 18 метров и затонул на глубине 22 метра. Было предпринято несколько неудачных попыток поднять «Садко», прежде чем это удалось ЭПРОНу. 15 октября 1933 года, после почти 17-летнего пребывания на дне морском, «Садко» всплыл на поверхность воды. На понтонах его отбуксировали на мелкое место, заделали пробоину, а затем буксиром доставили в Архангельск, где и восстановили на заводе «Красная кузница». Руководил восстановлением «Садко» Бурке, назначенный в декабре 1933 года его капитаном. Приказом по Главсевморпути от 8 июля 1934 года за подписью Г. А. Ушакова (см.) он был награжден денежной премией и серебряным портсигаром с надписью «Лучшему ударнику…»
В первом рейсе планировалось провести научные исследования в Карском море и организовать полярную станцию на мысе Оловянном (о. Большевик арх. Северная Земля). В случае невозможности из-за ледовых условий достижения Северной Земли предусматривалась организация ее на о. Уединения в центре Карского моря. В итоге был реализован именно этот запасной вариант.
В 1936 году капитан Бурке совершил два рейса на л/п «Русанов» из Архангельска к северному острову арх. ЗФИ – о. Рудольфа, где была создана база для обслуживания советской воздушной экспедиции на Северный полюс.
Арктическая навигация 1937 года началась сверхранним рейсом «Садко» под командованием Бурке. 29 июня судно было уже у о. Рудольфа, доставив туда грузы для экспедиции на Северный полюс, а 8 июля вернулось в Архангельск.
После похода «Садко» Бурке назначили капитаном л/п «Русанов», на котором он в конце навигации провел на ЗФИ два парохода с грузами для воздушной экспедиции М. И. Шевелева, организованной для поиска экипажа С. А. Леваневского (см.). Суда были успешно проведены в бухту Тихая, где им пришлось зазимовать. Это был первый случай вынужденной зимовки судов у ЗФИ.
В конце 1930-х годов в связи с болезнью Бурке был вынужден прекратить работу на судах. Его огромный опыт и знания использовались на посту члена Совета при начальнике Главсевморпути.
В годы войны Бурке уже тяжело болел, но был зачислен консультантом по беломорским льдам. Перу Бурке принадлежат работы о морских льдах, опыте арктического судовождения, которые и сегодня сохраняют большое научное и практическое значение.
Похоронен в Архангельске на Соломбальском кладбище.
Бухта на о. Луиджи арх. ЗФИ. Названа советскими картографами в 1950-е годы.

http://www.gpavet.narod.ru/burke.htm
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Артур Карлович Бурке (1891—1944)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Февраль 2012 20:42

Ссылка:  http://pics.livejournal.com/sibir79/pic/000d44yz : 000d44yz.jpg
vaga_land пишет:В том же 1928 году «Браганцу» было решено купить у норвежцев, и использовать для гидрографических исследований. Принимать судно в Норвегию отправился 37-летний Артур Карлович Бурке, латыш, поселившийся в Архангельске в 1915 году. Тогда в Архангельске оказалось много латышей-беженцев. Бурке перегнал «Браганцу» в Архангельск, где ее переименовали в «Зверобой» и стал ее капитаном.
В 1929 году "Зверобою" поручили разведать путь из Архангельска в реку Лена. В конце ноября 1929 года экспедиция во главе с ее начальником и капитаном Бурке возвратилась на "Зверобое" в Архангельск. Кроме научных заданий, экспедиция организовала и снабдила промысловые зимовки, создала базы горючего для арктических полетов.
В 1930 году Бурке перешел капитаном на шхуну «Белуха», а «Зверобоем» стал командовать капитан Петранди (грек?)
http://vaga-land.livejournal.com/523851.html
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Бурке Артур Карлович (15.11.1891-13.11.1942)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 11:46

Новый адрес статьи о Бурке на сайте "Арктическая топонимика. Г.П. Аветисов" http://www.gpavet.narod.ru/Names/burke.htm
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Бурке Артур Карлович (1891—1942)

Сообщение SVF » 15 Январь 2015 15:21

Полярная правда, 20 июля 1938 г. №164(3534):
 1938-06-01-110.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4469
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Бурке Артур Карлович (1891—1942)

Сообщение fisch1 » 27 Апрель 2015 21:17

 дом А.К.Бурке в Соломбале (2007 г.).jpg

Дом, в котором жил и умер Бурке стоял на улице Челюскинцев, недалеко от Двины, в глубине двора, и между домом и забором был большой огород.
Фотография сделана корреспондентом газеты «Моряк Севера» перед сносом дома в 2007 г.


 Могила Карла Бурке на Соломбальском кладбище.jpg

Могила капитана Бурке находится на Соломбальском кладбище, неподалеку от главного входа.
http://vaga-land.livejournal.com/523851.html
fisch1
 
Сообщения: 2173
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Бурке Артур Карлович (1891—1942)

Сообщение ББК-10 » 01 Ноябрь 2016 10:53

Моряк Севера. 21 марта 2007 (№10), 28 марта 2007 ("11), 4 апреля 2007 (№12), 11 апреля 2007 (№13).

Нужен ли Архангельску дом-музей ледового капитана?
Л. Бойко, действительный член Русского географического общества

 МС-№12-13-2007 - 0001.jpg
 МС-№12-13-2007 - 0002.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5690
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бурке Артур Карлович (1891—1942)

Сообщение ББК-10 » 01 Ноябрь 2016 11:18

«Человек особой ценности для нашей страны»

 МС-№13-2007 - портрет.jpg
Присвоение Архангельску статуса «Город воинской славы» побуждает тщательнее, чем это делали раньше, исследовать вклад земляков в Победу. А область нашего незнания об этом вкладе еще весьма обширна. Сотрем одно из таких «белых пятен».
Артур Карлович Бурке родился 2 (14) июня 1891 года в Валкском уезде Лифляндской губернии, ныне Латвия. С осени 1915 года по день кончины, 13 ноября 1942 года, жил в Соломбале. Похоронен 15 ноября в шестой могиле по левую руку на главной аллее Соломбальского кладбища. «Правда Севера» в тот день поместила некролог об А. К. Бурке, что в военное время, когда, случалось, ежедневный счет погибшим землякам шел на десятки и сотни, было фактом чрезвычайным. Еще больше поразило другое. Через 10 лет после его кончины среди 492 персоналий за пять веков истории России в знаковом сборнике 1953 года «Русские мореплаватели» Артур Бурке был назван «выдающимся советским ледовым капитаном, исследователем Арктики». Лишь только восемь человек еще в той книге удостоены такого же эпитета – «выдающийся советский ледовый капитан»: М. П. Белоусов, М. Г. Марков, П. Г. Миловзоров, М. В. Николаев, Н. М. Николаев, П. А. Пономарев, М. Я. Сорокин и Н. И. Хромцов. Но из этих девяти лишь один А. К. Бурке – назван еще и «выдающимся… исследователем Арктики». Что это? Недосмотр редакторов? Или какое-то особо теплое к нему отношение автора всех этих биографических справок, известного историка географических открытий доцента И. П. Магидовича? Что же такое совершил этот человек, что даже над самыми блистательными арктическими мореплавателями его подняли на особый пьедестал? Попробуем разобраться.
Ответов на эти вопросы у краеведов найти не удалось. Обратился к документам, хранящимся в архиве семьи наследников безаварийного капитана. Результат исследования предлагаю сегодня читателям.

Просьба Николая Зубова к капитану Бурке

В августе 1941 года назначенный командиром ледокольного отряда Беломорской Военной флотилии Герой Советского Союза Константин Сергеевич Бадигин просит Наркомвоенмора адмирала Николая Герасимовича Кузнецова назначить начальником штаба отряда профессора Николая Зубова. Николай Николаевич личность легендарная. Самым юным из россиян, в возрасте 20 лет и одного дня от роду, он участвовал 25 мая 1905 года в Цусимском сражении, в ходе которого был ранен. Я не случайно подчеркнул возраст. Ведь в царскую армию и на флот призывали по достижении 21 года. А Зубов в 20 лет уже мичман (тогда на флоте это был младший офицерский чин), проливший за Родину кровь в одной из величайших в мировой истории морских битв! Октябрьская революция лишает его боевых наград и звания капитана 2-го ранга. Кадровый офицер, он оказывается в колчаковской армии. Арестованный в том же поезде, что и адмирал Колчак, Н. Н. Зубов не разделил его участь, так как в боях не участвовал, а командовал запасным батальоном. С 1921 года посвятил себя океанологическим исследованиям и преподавательской работе, став ученым с мировым именем. С началом Великой Отечественной войны подает рапорт, и в звании капитана 2-го ранга (которого был лишен 24 года назад!) его зачисляют в Действующий Флот. С радостью сообщив о своей мобилизации Бадигину, Н. Н. Зубов посетовал: «Я тут порылся в книгах: ничего существенного по Белому морю нет, одна беллетристика». Это замечание особенно важно для понимания остроты проблемы в связи с цитируемым далее его письмом. Прибыв в Архангельск, он беседует с Бурке, а 18 сентября 1941 года посыльный доставляет в дом № 3 по ул. Челюскинцев записку за № 17/л. со штампом Ледокольного отряда БВФ:

    «Капитану Артуру Карловичу БУРКЕ.

    Глубокоуважаемый Артур Карлович.

    На основании предварительных переговоров прошу Вас немедленно приступить к составлению Инструкции для плавания во льдах Белого моря.
    В Инструкции должны быть даны: 1/ общие сведения, 2/ указания для самостоятельного плавания во льдах, 3/ указания для работы ледокольных пароходов, 4/ указания для судов, следующих во льду за ледоколами.
    Инструкция должна быть написана кратким и простым языком и давать решения в виде предписаний /рецептов/, опуская объяснения, почему то или иное решение должно быть принято. Примите уверения в уважении.

    Начальник Штаба Ледокольного отряда БВФ Капитан II ранга (подпись) / Зубов /».

Безоглядное доверие

Обратите внимание на десять выделенных мною слов. Этими словами Зубов фактически взял на себя всю ответственность за возможную ошибку Бурке, результатом которой могли стать авария или гибель судна с необходимым для фронта грузом. Чем это грозило в годы войны «бывшему колчаковцу» Зубову, он прекрасно понимал. Прекрасно Зубов знал и то, что дни Бурке сочтены, что с последнего поста – старшего инспектора Морского управления Главсевморпути в Москве – он ушел в 1939 году на пенсию по болезни: туберкулез легких. Не станет Бурке, и, случись что-либо с одним из судов из-за ошибки в его Инструкции, отвечать по безжалостным «законам военного времени» будет Зубов! Ведь именно он советовал «опускать объяснения». Какое безоглядное доверие было в этом письме Зубова к опыту, скрупулезности и добросовестности Бурке! На чем же основывалось это доверие? Оно основывалось на четвертьвековом опыте безаварийных походов Бурке в Арктике. Таких, как организация первых зимовий на неизведанных западных берегах Таймыра (1929–1931 годы), сложнейших походах на «Русанове» к самой северной суше Архангельской области и СССР, острову Рудольфа (1936 год), сверхраннему походу на «Садко» и позднему на «Русанове» к тому же острову (1937 год). И каждый из походов Бурке сопровождался его научными исследованиями и осмыслением условий рейса. Вот почему на подаренной Бурке знаменитой монографии Николая Зубова «Морские воды и льды» автор оставил такую надпись: О какой именно инструкции идет речь в записке Зубова от 18 сентября 1941 года, пока установить не удалось. Известно, правда, что уже через две недели, к 3 октября, А. К. Бурке подготовил к печати книгу «Ледовая лоция Белого моря». Ее опубликует в начале 1942-го Главное гидрографическое управление ВМФ с грифом «Секретно» на обложке. К весне 1942 года по договору с Гидрометслужбой Архангельского Военного округа Бурке написал и «Ледовую лоцию Баренцова моря». До этого издательство Главсевморпути приняло к печати рукопись книги «Ледокольная практика», которую опубликуют лишь в 1946 году. «Список научных и научно-исследовательских работ А. К. Бурке», составленный в половине 1942 года к готовившемуся присвоению ему ученой степени кандидата географических наук и ученого звания старший научный сотрудник после этих трех книг упоминает еще две, по соображениям секретности в условиях военного времени не названные. Первая из них, возможно, и есть работа, выполненная по просьбе Зубова. Она названа описательно: «Гидрографическим управлением Военно-Морского Флота издан недавно последний капитальный труд А.К. Бурке, представляющий собой чрезвычайно важное навигационное руководство специального значения». Завершающая список работа также засекречена: «Другой аналогичный труд готовится автором сейчас к печати».

Итак, с сентября 1941 года по весну 1942 года, пораженный тяжелым недугом капитан Артур Бурке завершил и написал «с нуля» пять трудов, имевших оборонное значение, и работал над шестым! Я не оговорился, сказав пять, так как приложением к «Ледовой лоции Белого моря» уже четвертым изданием вышел «Атлас состояния льда на каждый час суток», впервые опубликованный в 1932 году.

«Имя Бурке известно каждому полярнику»

Титанический труд Артура Карловича Бурке побудил ведущих ученых-мореведов СССР выступить в 1942 году с ходатайствами о присвоении ему научных степени и звания по совокупности опубликованных работ. Вновь дадим слово профессору Зубову.

    «Отзыв о научной деятельности А. К. Бурке Капитан А. К. Бурке не получил научного образования и никогда не работал ни в одном научно-исследовательском институте. Тем не менее имя А. К. Бурке известно каждому полярнику, а его печатные работы цитируются во всех учебниках и руководствах по океанографии арктических морей. Некоторые из них служат обязательными наставлениями для плавания во льдах.
    А. К. Бурке сочетает в себе качества прекрасного практика-моряка и глубокого, вдумчивого исследователя. Наблюдая природу и анализируя ее явления, производя, если это необходимо, соответствующие опыты, А. К. Бурке иногда открывает и систематизирует то, что другие до него не замечали или чему не придавали должного значения.
    Посему я считаю, что А. К. Бурке является вполне сложившимся ученым с самостоятельными воззрениями и методами и давно заслуживает ученой степени кандидата географических наук и ученого звания старшего научного сотрудника без защиты диссертации.

    Доктор физико-географических наук, профессор, заведующий кафедрой океанологии Московского Гидрометеорологического Института, член гидрометеорологической секции Всесоюзной Аттестационной комиссии (ВАК), капитан 2 ранга (подпись) /Зубов/».

А вот мнение о трудах А. К. Бурке другого ученого мирового уровня, профессора Василия Владимировича Шулейкина. В мае 1942 года, когда Шулейкин написал приводимый ниже отзыв, сам он был за труд «Физика моря» удостоен высшей в ту пору почести в стране – Сталинской премии I степени! А сразу по окончании войны, в 1946 году, его изберут действительным членом Академии наук СССР.

    «Отзыв о научной деятельности А. К. Бурке В нашей стране – как нигде в мире – пользуются заслуженным почетом те работники-практики, которые создали новые пути в своей области и стали настоящими учеными, исследователями.
    Одним из самых ярких представителей такого круга ученых является известный ледовый капитан – тов. А. К. БУРКЕ. Здесь, в Архангельске, нет надобности говорить о его заслугах в деле освоения Севера: всем известна его многолетняя деятельность судоводителя, исследователя зверобойных промыслов, исследователя сложной проблемы зимней навигации, навигации во льдах.
    Сейчас, во время войны, целый ряд работ тов. БУРКЕ приобрел особо важное значение для Северного Флота.
    Постоянная кипучая работа моряка-ученого не дала времени самому товарищу БУРКЕ заняться такими деталями, как оформление ученого звания или ученой степени: ведь условия, в которых протекает его подлинно научная, ценнейшая деятельность, совсем не похожи на те спокойные размеренные условия, в которых мирно течет всегда жизнь обычных ученых (даже и тех из них, кто не является ученым «кабинетным»).
    Вот почему сейчас, мне кажется, необходимо учесть эту особенность деятельности товарища БУРКЕ и создать ему во всяком случае те бытовые условия, какие создаются всем ученым, успевшим получить степени и звания: это – требование простой справедливости.

    Военинженер I ранга член-корреспондент Академии Наук СССР, доктор физических наук (подпись) / В. В. Шулейкин / 6 мая 1942 г.»

Свой отзыв с ходатайством прислал и В. В. Тимонов. Он знал Артура Карловича лично еще дольше, чем Зубов и Шулейкин. Ведь он ходил в экспедиции на судах, которые водил Буркекапитан. Вскоре Всеволод Всеволодович тоже станет доктором наук, профессором, воспитателем плеяды отечественных океанографов, составивших в память о нем прекрасный сборник воспоминаний. Слово В. В. Тимонову.

    «Отзыв о научной деятельности А. К. Бурке Подлинным ученым, настоящим исследователем – иначе нельзя и назвать широко известного всей многочисленной семье полярников и северян опытного ледового капитана Артура Карловича БУРКЕ. В продолжение долгих лет плавания во льдах, он упорно и тщательно наблюдал, сравнивал и изучал льды разных морей и условия ледовой навигации. Во многих случаях, в том числе и во время зимовок, он ставил специальные опыты, чтобы установить существо сложных физических процессов образования, нарастания и таяния льдов.
    Все это дало ему богатейший материал, который он разносторонне использовал в целом ряде оригинальных научных трудов большой ценности. Некоторые из них, например, работа А. К. БУРКЕ по классификации льдов, равно как и впервые созданный им Атлас приливно-отливных сжатий и разрежений льдов, вышедший у нас уже в 3-х изданиях, явились чрезвычайно важным этапом в развитии изучения льдов вообще, и в особенности льдов Белого моря.
    В самое последнее время А. К. Бурке написал /и только что вышел из печати/ новый капитальный труд, подводящий итоги многих его исследований и наблюдений. Труд этот представляет собой одновременно и научную работу большого значения, и навигационное руководство, в связи с чем эта книга становится теперь настольной книгой каждого капитана и штурмана, идущего в ледовое плавание, и каждого гидролога, работающего на наших северных морях.
    Исключительной особенностью всех работ А. К. БУРКЕ и их неоценимым достоинством является то, что в них наука и практика воистину слиты в единое целое. Таков же и удивительный, редкий облик самого автора: капитана-практика и энтузиаста-ученого – сочетание, делающее А. К. БУРКЕ человеком особой ценности для нашей страны, тем более в настоящее военное время.
    Нельзя не добавить к сказанному, что, несмотря на болезненное состояние, А. К. БУРКЕ активно работает и сейчас, подготовляя новый капитальный труд, также носящий характер навигационного пособия.
    Давно уже было бы вполне справедливым оформить отмеченные научные заслуги А. К. Бурке и значение его трудов ученой степенью кандидата наук и ученым званием старшего научного сотрудника – А. К. БУРКЕ, без всякого сомнения достоин присвоения ему этой степени и этого звания без защиты диссертации.

    Ст. научный сотрудник Гос. Гидрологического Института, доцент Лен. Гос. Университета, кандидат технических наук /ТИМОНОВ, В.В./»

Как увековечить имя Артура Бурке

Моя попытка в 2006–2007 годах отстоять дом Бурке в Соломбале для создания в нем дома-музея ледового капитана, несмотря на поддержку деятелей культуры города Архангельска, а также почетного полярника директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге И. Е. Фролова, директора Музея Арктики и Антарктики В. И. Боярского и других, к спасению этого дома не привела. Он был снесен, хотя мог быть разобран (дом был одноэтажным бревенчатым срубом). Но ныне памятник утрачен.

Хотя Всесоюзная Аттестационная комиссия (ВАК) не успела присвоить Артуру Бурке ни ученой степени, ни ученого звания, важен сам факт, как крупнейшие отечественные ученые оценили большое научное и научнопрактическое значение его изысканий и публикаций.

Подсчитано, что среднестатистический советский солдат воевал 11 дней. На 12-й день он был или ранен, или убит. А погибший солдат не наносит урон врагу. Умерший же 13 ноября 1942 года Артур Карлович Бурке продолжал сражаться за Победу и своими трудами, написанными в 1941–1942 годах, и теми, что были им созданы раньше. Труды же эти, о крупном вкладе которых в борьбу с врагом нам поведали профессора Зубов и Шулейкин и доцент Тимонов, до сих пор не принесли их создателю ни ордена, ни даже медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Думаю, подвиги Артура Карловича Бурке – полярного капитана, исследователя, ученого, патриота – заслуживают и увековечения в городе Архангельске мемориальной доской на улице Челюскинцев, где он жил и умер, и присвоения имени Бурке, например, той части улицы Челюскинцев, которая расположена между набережной имени Георгия Седова и Никольским проспектом. После войны в Архангельске имя Бурке носил гидрографический бот, а затем и построенный в 1955 году в ГДР средний рыболовный траулер, позднее переданный морской геологии (порт приписки – Калининград). Общероссийское же значение его подвигов достойно того, чтобы одному из крупных строящихся транспортных или ледокольных судов для Арктики было дано имя выдающегося безаварийного ледового капитана и исследователя Артура Бурке, с пяти трудов которого и до сих пор не снят гриф «секретно». А это значит, что труды эти не стали только фактом истории науки, а продолжают приносить России пользу и сегодня!

© Леонид БОЙКО.
Историк.

Источник: http://arhangelsk.bezformata.ru/listnew ... a/4906992/
Последний раз редактировалось ББК-10 01 Ноябрь 2016 13:47, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5690
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бурке Артур Карлович (1891—1942)

Сообщение SVF » 01 Ноябрь 2016 11:28

 Бурке А.-(Морские).jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4469
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Бурке Артур Карлович (1891—1942)

Сообщение ББК-10 » 01 Ноябрь 2016 15:27

 Бурке - 0097.jpg
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

У нас немало опытных ледовых капитанов. Многие из них пользуются заслуженной известностью; но только очень немногие, соединяя в себе опыт моряка с чертами исследователя, берут в руки перо и передают свои знания другим, закрепляя их на страницах статей и книг. К этим немногим принадлежит и автор книги „Морские льды“ — капитан А. К. Бурке.
Глазами ледового капитана смотрел он в долгие годы своих плаваний на лед наших северных и полярных морей, наблюдал, подмечал его характерные черты, не раз освещал их в своих статьях и, наконец, как бы подводя некоторые итоги, систематизировал и изложил свой опыт и свои мысли. В этом громадная ценность книги, в этом и ее особенность. Нужно ли говорить, что моряк-судоводитель, при плавании во льдах иногда по суткам не покидающий мостика, иначе и живее воспринимает лед, чем многие из ученых и исследователей; он сильнее „чувствует" удары льда о корпус своего судна; он полнее (хотя, быть может, и своеобразнее) знает жизнь льдов и те бесчисленные различия их свойств и особенностей, которые они скрывают под однообразным или малоотличным внешним видом. Вот почему фиксация подобного опыта чрезвычайно ценна. Подходить к этой книге надо именно с такой меркой, не требуя от автора непременно исчерпывающей полноты или щепетильнострогой научности в освещении затрагиваемых им вопросов.
Нет сомнений в том, что книга А. К. Бурке принесет большую пользу двум категориям читателей. Молодым морякам, будущим ледовым капитанам, она в простой, научно-популярной форме передаст и основные сведения о свойствах морских льдов, и общие представления об их развитии, исчезновении, движении и формах. Исследователям и, в частности, специалистам по льдам эта книга даст много импульсов для дальнейшей работы, приобщив их к долголетнему опыту ледового капитана и показав им, что именно, какие свойства и особенности морских льдов привлекали к себе его внимание. Наконец, содержащиеся в книге во многих местах интересные наблюдения, эксперименты и выводы автора имеют и сами по себе безусловную научную ценность.
В редакционной работе над рукописью принял участие А. Ф. Лактионов.

В. Тимонов

Бурке А. Морские льды.djvu [7.09 МБ Скачиваний: 92]

viewtopic.php?f=52&t=3317#p25447
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5690
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Бурке Артур Карлович (1891—1942)

Сообщение Борис Дворкин » 24 Март 2019 23:47

Орден Бурке
Правда Севера http://pravdasevera.ru/life/-x57r63o3
Вложения
 Бурке.jpg
Борис Дворкин
 
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 12 Июль 2018 09:20


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения