Барташевич Юрий Матвеевич

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Барташевич Юрий Матвеевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Январь 2012 17:12

Барташевич Ю.М. Фото с сайта ААНИИ : barta_1.jpg

Сначала поисками более простых путей для караванов судов занимались только летчики. Но в 30-е годы непременными участниками этих полетов стали и гидрологи. И среди первых ледовых разведчиков были Ю. М. Барташевич, Н. А. Волков, П. А. Гордиенко, Д. Б. Карелин.

Стругацкий Владимир. Впереди — ледовая разведка

Как-то "не справедливо", мне кажется.
Поисковик на "ПП" 30 ссылок выдает, а персональной странички нет.
Вся надежда на SVF :yes:
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Барташевич Юрий Матвеевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Январь 2012 18:38

Киножурнал Новости дня / хроника наших дней 1972 №29
http://www.net-film.ru/ru/film-12499/
6. Ледовая разведка в Карском море.
Движение каравана судов сквозь льды Карского моря.
Экипаж самолета проводит разведку льдов.
Ю. М. Барташевич в салоне самолета составляет карту ледовой обстановки для кораблей, идущих по Северному морскому пути.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Барташевич Юрий Матвеевич

Сообщение SVF » 08 Январь 2012 23:13

Да, конечно, Ю.М. Барташевич - личность мощная. Я его, к сожалению, не застал.
Попробую что-нибудь раздобыть биографическое. Хотя, насколько я знаю, ничего персонального о нем не публиковалось. Может кадры помогут.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Барташевич Юрий Матвеевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Январь 2012 11:03

Cборник "Наш Кренкель"
Гидрометеоиздат, Ленинград, 1975

Эрнст Кренкель - радист и полярник
Б.А. Кремер, почетный полярник

Еще полярной ночью мы по предложению Кренкеля решили включиться в развернувшееся по всей стране стахановское движение. Для начала Кренкель договорился по радио с начальником полярной станции Мыс Челюскин Л. В. Рузовым о совместных исследованиях гидрологического режима пролива Шокальского. Ни программой большой полярной станции Мыс Челюскин, ни, тем более, нашей станции эти работы не предусматривались, но представляли большой научный интерес.
В конце февраля - начале марта 1936 года, вскоре после возвращения солнца, к нам прибыла на самолете "Р-5" группа полярников мыса Челюскин - старший гидролог Б. И. Данилов, гидролог Ю. М. Барташевич и каюр Ф. А. Николаев. Тот же самолет за несколько рейсов доставил гидрологическое оборудование и две упряжки собак. К этому времени на льду пролива Шокальского, приблизительно в трех километрах от берега, мы построили и оборудовали добротный каркасный домик с брезентовыми стенами. В углу домика во льду пробили лунку, достаточно широкую для того, чтобы в нее могли пройти гидрологические приборы.
4 марта приступили к выполнению пятнадцатисуточной гидрологической станции. Кренкель и Мехреньгин посменно с Даниловым и Барташевичем работали в проливе, Голубев и я вели ежечасные наблюдения по футштоку за колебаниями уровня моря вблизи берега. Несмотря на очень большую нагрузку - обычная работа станции не прерывалась, к тому же еще приходилось часто передавать сводки погоды для летчиков, - совместные гидрологические наблюдения были выполнены полностью и позднее получили высокую оценку в Арктическом институте.
Ранним утром 22 марта Данилов и его товарищи отправились на собачьих упряжках к мысу Челюскин. По своему маршруту они продолжали гидрологические наблюдения в проливах Шокальского и Вилькицкого.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Барташевич Юрий Матвеевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Январь 2012 11:14

Д.И. Шпаро, А.В. Шумилов
Три загадки Арктики

К 1935 году «полярка» на мысе Челюскин преобразилась. Жили и работали теперь тут 52 человека, стояли теплые домики, в отдельных комнатах были устроены научные лаборатории. На станцию прибыл второй гидролог Ю. М. Барташевич.
Наблюдения снова должны были проводиться в проливе Вилькицкого, но на станции имелся хороший транспорт (три самолета, два вездехода и собачьи упряжки), и это, по мнению людей, позволяло сделать многое сверх плана.
«Полярной ночью, – пишет Данилов, – мы с напряженным вниманием слушали передачи о стахановском движении, о том, как советские люди, используя высокую технику, дают небывалую производительность труда, во много раз перевыполняя задания… Было решено: кроме исследований пролива Вилькицкого провести работу в проливе Шокальского».
На острове Октябрьской Революции, на берегу пролива Шокальского, работала в то время еще одна полярная станция – «Мыс Оловянный», в состав которой входили Э. Т. Кренкель, Б. А. Кремер, А. А. Голубев и Н. Г. Мехреньгин. С нетерпением они ждали гостей «с юга».
В эфире полярники двух станций устраивали производственные совещания – обсуждали возникающие трудности. На мысе Челюскин, например, не хватало корма для собак, и «северяне» решили пожертвовать своим небольшим запасом медвежьего мяса.
26 февраля известный полярный ас М. Я. Линдель переправил начальника группы Данилова с научным оборудованием и походным снаряжением через два пролива и один остров. 4 марта коллектив полярной станции «Мыс Оловянный» и «откомандированный» Б. И. Данилов начали гидрологические исследования в проливе Шокальского: ежечасные наблюдения над течениями, измерение колебаний уровня моря и т. д. 9 марта вторым рейсом па мыс Оловянный прибыли Ю. М. Барташевич и Ф. А. Николаев. «Нарты, привязанные к шасси, придавали нашему самолету сугубо арктический вид», – пишет Б. И. Данилов.
22 марта на двух упряжках гидрологи вышли по маршруту: мыс Оловянный – фьорд Тельмана. Потом пересекли пролив еще раз в его южной части: от острова Большевик через острова Краснофлотские к острову Октябрьской Революции. 7 апреля они вернулись на полярную станцию, а 13-го снова были в пути, направляясь к мысу Визе, чтобы от него пересечь остров Большевик и через пролив Вилькицкого идти к дому.

Но проследим дальнейший путь смелых гидрологов. Разведка начальника показала, что маршрут через внутренние районы острова будет очень трудным, расчеты на движение по ровному плато не сбылись. Корма для собак оставалось всего на 6–7 дней, и расстроенные путешественники благоразумно повернули обратно. Попытка спуститься во фьорд Партизанский не удалась, и они направились к мысу Визе. По проливу Шокальского собаки довезли их до мыса Оловянный. Отсюда возвращение домой было проще и надежнее. Данилов, Барташевич и Николаев перешли через остров Большевик в его южной части, вблизи горы Герасимова, а затем пересекли пролив Вилькицкого. По-видимому, они стали первыми, кто преодолел торосы пролива и «соединил» Северную Землю с материком.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Барташевич Юрий Матвеевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Январь 2012 11:21

На сайте РГМАА
Ледовая разведка на самолете "Н-170" в 1939 г

Публикации из газет 1939 года о ледовой разведке в Карском море в 1939г., проведенной на самолете Г-2 (Ант-6) "СССР Н-170" под командованием М. В. Водопьянова. На борту самолета находятся проф. Н. Н. Зубов, аспирант А. И. Каркаш, гидролог Ю. М. Барташевич и летчик Б. Г. Чухновский.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Барташевич Юрий Матвеевич

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Январь 2012 11:39

 Н-170.jpg
Газета «Советская Сибирь» № 121(5889) 27 мая 1939 г., суббота

Арктический полет Героя Советского Союза т. Водопьянова

24 мая, в 10 часов утра, Герой Советского Союза т. Водопьянов вылетел на самолете «Н-170» из Москвы в Амдерму. Водопьянов произведет раннюю ледовую преднавигационную разведку в районах Амдерма — мыс Желания — остров Уединения — мыс Челюскин. Обратно самолет полетит по маршруту: мыс Челюскин — острова Известий—остров Белый—Амдерма.

Этим полетом начинается систематическое наблюдение и изучение состояния льдов на Северном Морском Пути. На борту самолета находятся: профессор Зубов, аспирант Каркаш, гидролог Баташевич, летчик Чухновский.

25 мая, в 1 час 36 мин. по московскому времени, самолет «СССР Н-170» под управлением Героя Советского Союза М. В. Водопьянова благополучно опустился в Амдерме. Несмотря на позднее время, население Амдермы собралось встречать экипаж самолета, который доставил зимовщикам свежие московские газеты, письма, патефоны, пластинки. (ТАСС).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Барташевич Юрий Матвеевич

Сообщение Александр Андреев » 21 Ноябрь 2014 11:15

 Барташевич.jpg
Подпись Ю. М. Барташевича ("Предварительный рейсовый отчет на э/с "Академик Шокальский" в 1941 году")
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Барташевич Юрий Матвеевич

Сообщение SVF » 21 Ноябрь 2014 11:50

Автограф Ю.М. Барташевича на книге В.Ю. Визе "Климат морей Советской Арктики"
 Визе В.-(Климат)-автограф.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 58

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения