Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 30 Ноябрь 2011 09:11

Вечерний Северодвинск
Номер от 6 ноября 2008 г.

Начальник аэропорта
10 ноября 1893 года. Родился Дмитрий Михайлович Вершинский, авиатор, один из первых летчиков на Севере. Первый начальник аэропорта в Архангельске. Скончался в 1942 году.
 Вторая- станция  Тихая З.Ф.И. Прилетели с о.Рудольф на маленьком самолетике. Слева направо - Кремер- начальник станции, Фрутецкий - бортмеханик, Куксин -бортрадист, пилот- Вершинский, снимок был сделан 05.09.1939 г..jpg
 CCF07022011_00028.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Ноябрь 2011 16:12

Газета «Правда Севера» 17 ноября 1983 г.

«КОНЕК-ГОРБУНОК» В НЕБЕ СЕВЕРА

 статья Вершинский ДМ.jpg
Летом 1925 года архангелогородцы, жившие в районе Кузнечихи, наблюдали необычную картину: над городом кружил небольшой зеленоватый биплан. С земли он походил на сказочного «конька-горбунка», несущего своего хозяина «на море-окиян». В одном из пилотов старожилы сразу узнали своего земляка Д. М. Вершинского.

...Дмитрий Михайлович родился в Архангельске 10 ноября 1893 года. Уже в начале нынешнего века он был в городе популярной личностью. На страницах архангельских газет его имя впервые упоминалось зимой 1911—1912 года, когда Вершинский, судовой механик по специальности, вышел победителем в городских соревнованиях конькобежцев и лыжников. Дважды получал приз «Золотой кубок». Отличная физическая подготовка, знание техники послужили тому, что в 1916 году его призвали на военную службу в Гатчинский четвертый аэропарк. Здесь он впервые поднялся в воздух, блестяще окончил курсы мотористов, затем — воздухоплавательную школу и получил звание пилота-аэронавта.

Сражения на фронтах первой мировой войны принесли много испытаний авиатору. Он летал на самолетах почти всех типов, находившихся на вооружении в русской авиации, и получил медаль «За храбрость». После Октябрьской революции летчик Вершинский участвовал в боях против панской Польши, подавлял мятеж в Кронштадте, восстание кулацких банд Антонова на Тамбовщине, отличился под Борисоглебском и Уральском.

Весной 1925 года Д. М. Вершинский как опытный пилот был направлен в Архангельск в распоряжение губернского комитета Авиахима. В то время в Кузнечихе за Казармами восстания находилось небольшие летное поле и ангар, в котором и помещался двухместный «Конек-горбунок» с мотором мощностью 100 лошадиных сил. Он развивал большую по тем временам скорость — 120 километров в час.
Летчик Д. Вершинский и бортмеханик И. Денисов не просто первыми подняли биплан в северное небо. Они в нем работали. Совершили агитперелет по многим городам и селам Северного края.

Справка Центрального Государственного архива Октябрьской революции дает представление о работе первопроходцев северных трасс:
«Самолет Архангельского губернского Авиахима — «Конек-горбунок» сделал два вылета в уезды. Поднято 53 человека. Разбросано 45 килограммов листовок. Покрыто 2282 километра. В районе города на Двине произведено до 65 вылетов. Экипажем самолета прочитано до сорока докладов и проведено 65 экскурсий».

 фото из статьи Вершинский ДМ.jpg
С 6 ноября 1929 года Вершинский становится начальником воздушной станции (аэропорта) в столице Северного края — Архангельске. Дел было немало. Предстояло, вначале оборудовать ледовый аэродром напротив яхт-клуба, а затем построить в Кегострове грунтовый. Четвертого февраля 1930 года в 8 часов 15 минут с него поднялись два самолета с пассажирами на борту и взяли курс на Усть-Сысольск. Их вели летчики К. Дедушенко и В. Боженок. Полет по трассе протяженностью 930 километров с посадками в Березнике и Котласе до столицы Коми продолжался свыше семи часов. Этот день стал официальной датой открытия Архангельского аэропорта.

Благодаря заботам Вершинского аэропорт на Двине из рода в год совершенствовался. В самолетном парке появились новые машины К-5, Сталь-2, Ш-2, У-2... Открылись аэросанные линии.

Д. М. Вершинский был не только непревзойденным летчиком, но и талантливым линейным механиком. Он — пионер, применения авиации на зверобойных промыслах: несколько лет в Беломорском авиаотряде Главсевморпути успешно командовал звеном самолетов Ш-2.

В годы Великой Отечественной войны Вершинский служил в авиационном подразделении, выполнял государственные задания по проводке и охране караванов судов, идущих в Архангельск из стран-союзниц со стратегическими грузами.
Двадцать второго апреля 1942 года не стало старейшего архангельского летчика. Но память о нем останется навсегда в наших сердцах. Накануне празднования 400-летия со дня основания Архангельска в Кузнечихе на здании школы № 1 (рядом с ней Д. М. Вершинский проживал долгие годы) будет открыта мемориальная доска с барельефом первопроходца северных воздушных трасс. В школьном музее создается фотостенд, материалы которого расскажут о его жизни и деятельности.

Г. ЛИЧКОВ. Председатель совета народного музея авиации Севера.
На снимке: Д. М. Вершинский (1925 г.).
Фото из фондов музея.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Ноябрь 2011 16:15

Пусеп Э.К. Тревожное небо.
Глава 3. Над льдами Арктики.

 Командир Н-113 пилот Вершинский справа.jpg
НА ОСТРОВЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

...В конце февраля 1939 года меня вызвал к себе на квартиру Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук - начальник Полярной авиации Главсевморпути. Он приболел и ему не разрешалось ходить на службу.
- Как ты смотришь на предложение лететь с Орловым на Рудольф? - спросил Илья, здороваясь со мной за руку. Я учился с ним вместе в одной роте Военно-теоретической школы ВВС РККА в Ленинграде, знал его давно и чувствовал себя свободно.
- И зачем?
- По решению правительства один тяжелый корабль должен держать вахту возможно ближе к дрейфующему во льдах "Седову". Будем надеяться на лучшее, но кто может поручиться, что не повторится катастрофа, подобная челюскинской. С Арктикой нельзя шутить, - ответил он мне.
Я призадумался.
- Я бы мог и не опрашивать. Но дело в том, что экипажу придется, видимо, оставаться на Земле Франца-Иосифа до конца дрейфа. А это - минимум на год. Посылая экипаж на такой продолжительный срок, хочется сделать это лишь с согласия каждого его члена, - добавил Илья.
- Особого энтузиазма к тому, чтобы сидеть сложа руки целый год, у меня, конечно, нет, - заявил я со всей откровенностью, но если это необходимо - полечу куда прикажут.
- Вот и хорошо. Ответил ты как надо. Что же касается "сидеть сложа руки", то это вам вряд ли удастся, - усмехнулся Мазурук. - Разве прошлый раз, с Фарихом, вы сидели без дела? - напомнил он мне экспедицию, высланную на поиски Леваневского.
Тут мне крыть было уже нечем.
- Чтобы вы могли изредка потренироваться и полетать, на Рудольфе остается самолет "Сталь-2", - добавил, вставая из-за стола, Илья.
Я понял, что пора уходить.

Оставшись без дела, мы, промокшие до костей, сразу же начали замерзать. Не оставалось ничего другого, как собрать валявшиеся на берегу доски от ящиков и разжечь костер. Вскоре стало теплее, одежда немного подсохла.
Сверху, с ледника, послышался вдруг лай собак и тяжелый топот. Огромный белый медведь, преследуемый стаей собак, мчался прямо к костру. Зверь даже не обратил внимания на то, что на его пути стоят люди. Спасаясь от собак, он в панике промчался прямо между летчиками и ринулся в воду.
Тем временем исправили мотор на катере, и он, пыхтя, направился к берегу.
- Ребята, знаете что? - озорно крикнул Орлов. - Давайте поймаем этого зверя! Догоним его на катере и набросим на него петлю. Ведь на воде он нам ничего сделать не сможет.
Началась своеобразная охота. Мы втроем - Орлов, Вершинский и я - сели на катер и помчались за белым медведем.
Вот это была охота! Каждый раз, когда мы приближались к медведю и хотели накинуть на него привязанную к багру петлю, он нырял под воду. На поверхности воды медведь появлялся на порядочном расстоянии от нас. Так прошло целых полчаса, прежде чем Вершинскому удалось накинуть ему петлю на шею.
Теперь мы отправились к "Русанову". Хозяин Ледовитого океана сердито рычал и фыркал, но был вынужден плыть за нами.
- Эй, капитан! - крикнул Орлов, когда мы приблизились к кораблю. - Вадите, какого великолепного пассажира мы вам раздобыли! Спускайте конец с лебедки!
Белому медведю такая поездка вовсе не нравилась. Каждый раз, когда петля хоть немного ослабевала, он пытался нас атаковать. Надо было все время быть начеку.
И вот нам подали конец с судовой лебедки. Поймав его, мы остановили катер. И тогда начался переполох! Прежде чем мы успели связать наш канат со спущенным с лебедки, белый медведь оказался на корме нашего катера. Положение создалось довольно-таки опасное - ружей мы с собой не взяли!
Попавший в беду хватается за соломинку, и нам ничего не оставалось, как взобраться на корабль по спущенному оттуда штормовому трапу. С невероятной быстротой, которая сделала бы честь акробату, я взлетел на палубу. Оглянувшись, увидел, что Орлов и Вершинский уже стоят там. Когда же они успели?
Моторист катера остался один на один с белым медведем, и зверь, не мешкая, начал наступление. Трубу и штурвальную колонку, оказавшихся на его пути, косолапый смял в одно мгновенье. Обломки ему тоже, наверное, мешали, и он столкнул их за борт.
Пока медведь был занят этим, мотористу удалось схватить железный лом. Теперь он уже мог защищаться. Выбрав подходящий момент, моторист ударил медведя по лбу. Рыча от боли и ярости, зверь встал на дыбы. В тот же момент раздались выстрелы... и грузное тело рухнуло на палубу. Капитан Бурке и один из матросов держали все время зверя на прицеле. Выстрелы были точными - когда моторист ткнул медведя концом лома, тот не подавал уже никаких признаков жизни.
Все вздохнули с облегчением.
- Где же вы научились так ловко лазить по канату? - с улыбкой спросил меня капитан Бурке.
- По нужде и вол в колодец полезет, - ответил я эстонской поговоркой.
Моряки освежевали зверя и перенесли мясо на камбуз.
Закончив свою смену, мы отправились на корабль. Пар поднимался от больших блюд с медвежатиной на выбор: жареной и вареной. Это был замечательный пир! И шутки на наш счет отпускались без конца и края!
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Ноябрь 2011 19:43

© Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев.
Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне.

В Архангельске же из остатков Славяно-британского авиакорпуса сформировали 1-й авиаотряд Северного фронта под командованием поручика Туманова (летчики: старшие унтер-офицеры Вершинский и Душутин, а также еще один «перелетчик» от красных Яковицкий). Их часть совершала боевые полеты со станции Обозерская и имела на вооружении два «Снайпа».
{«Снайп» Н.А. Яковицкого с надписью «Nelly» на борту впоследствии достался известному советскому летчику-истребителю Г.С. Сапожникову. На этой машине он погиб в авиакатастрофе в 1920 году.}


Интересно. Наш ?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Декабрь 2011 21:17

Из темы: Скворцов Иван Фёдорович

Изображение

Иван Федорович Скворцов тепло вспоминает об авиаторах Беломорского авиаотряда, и, прежде всего о своих товарищах из Архангельска; командире звена Дмитрие Михайловиче Вершинском, пилотах Боголепове, Власове, Портнове, бортмеханиках Нелидове, Жигалко, Шакурове, авиатехниках Пшенине, Казакове, радиотехнике Ляпустине и других.


Вероятно на этой фотографии есть и Вершинский?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Июнь 2013 13:53

Дмитрий ДЕМИН. СВЕТЛЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ
Воспоминания и раздумья. Сборник "Полярный круг", 1984
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=607#p3991

 Q-38-07-08 МОРЖОВЕЦ.jpg
...Летом тридцать четвертого и тридцать пятого годов наш экипаж работал в высоких широтах на ледовой разведке, а в весенние меся­цы — март, апрель, начало мая —»на зверобойных промыслах Белого моря. Базировались мы на острове Моржовец. Руководил промыслами Владимир Иванович Воронин — полярный мореход, веселый человек с рыжими пушистыми усами; до сих пор ношу его в своем сердце.
Белое море для тюленей — и дом отдыха, и родильный дом. Каж­дую весну приходили сюда огромные стада этих симпатичных и добрых животных. Мы летали ежедневно — указывали промышленникам леж­ки зверя.

Наш домик стоял около озера, круглого, как блюдечко, а рядом аэро­дром и наши две машины: «Сталь-2» и маленькая летающая амфибия Ш-2 — «шадвушка», на которой летал дядя Дима — Вершинский.
И вот однажды полетел Вершинский в деревню за продуктами, а мы и тот день отдыхали и сидели дома.
Возвращается дядя Дима на своей «шадвушке», садится. Надо ска­зать, что при посадке снег от трения тает и полозья лыж становятся мокрыми. И вот пока Вершинский возился в кабине, лыжи и примерзли к насту. Дядя Дима дает газ — «шадвушка» ни с места. Он вылезает из кабины, начинает раскачивать машину, снова садится и снова га­зует. «Шадвушка» ни с места. Мы смотрим из окошка — что дальше бу­дет. Вершинский снова вылез и снова начал раскачивать. Амфибия тро­нулась с места, покатилась; дядя Дима за ней. «Шадвушка» прибавляет газу на застругах, бежит резво, словно резвый жеребенок, да еще и хвостом помахивает. Ноги дяди Димы мелькают, Владимир Иванович надрывается от смеха, «шадвушка» убегает... Так и убежала, опроки­нув на лед своего наездника. Вершинский поднялся, шлепнул шапку об лед, плюнул вслед «лошадке». А та уже на середине озера, идет пол­ным ходом и будто взлететь собирается.
Мы выбежали из домика, а в это время Ш-2 споткнулась о торча­щую льдину, развернулась и пошла на нас. Кричу Воронину: «Влади­мир Иванович, бери полено, бросай ей прямо в винт, не то она боль­шие машины разобьет!»
А он, усатый черт, покатывается со смеху. Но наконец сообразил, в чем дело, схватил в руки поленья и стал у одной машины, а я с полень­ями — у другой. Ждем эту чертову амфибию. Но она, видно, почуяла не­доброе, опять на торосе развернулась и к противоположному берегу на­правилась. Виктор Степанович Чечин бросился бежать за ней, «ша­двушка» быстрее — у Чечина валенок свалился, уже в одном носке бе­жит. Потом и носок слетел. А мороз градусов тридцать.
— Сколько у нее горючего? — спрашивает меня Воронин.
— Да столько, — говорю, — что она нас всех здесь загоняет до смерти!
А Чечин все бегает и бегает.
— Витя, — кричу я Чечину, — толкни ты ее в хвост, там вон расще­лина здоровая!
Витя поднажал, толкнул «лошадку» — та попала в расщелину и оста­новилась. Чечин ухватился за стойки, прыгнул — нет, прямо взлетел в кабину! — и вырубил контакт. Пропеллер остановился. И все бросились на нее, схватились — кто за плоскости, кто за хвост, кто за стойки. И все боятся отпустить — как бы снова не убежала...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 07 Ноябрь 2013 14:49

Фото из фондов Архангельского Музея Авиации Севера.

 Архаегельск 057.jpg
 Архаегельск 058.jpg
 Архаегельск 058-2.jpg
Последний раз редактировалось [ Леспромхоз ] 24 Март 2014 20:16, всего редактировалось 1 раз.
Причина: доп.обработка изобр.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Март 2014 20:06

Красный Север 1926 № 015 (2002), среда 20 января

 Красный Север 1926 № 015(2002) Конек-Горбунок в Холмогорах.jpg
По Северному краю.
(Из газет).
Архангельская губ.

Самолет на крайнем Севере.
В Архангельск только что вернулся из агитполета самолет авиахима — «Конек-Горбунок». Самолет облетел Холмогорский и Пинежский районы.
По словам летчика Вершинского и механика Стародубского полет пришлось свершить в очень трудных условиях. Мешали туман, ветер и снег. Особенно труден был обратный путь. Туман настолько сгустился, что не было возможности ориентироваться (разобраться) в местности. Летели наугад и вместо Холмогор попали в местечко Боброво. Тем не менее полет закончился, благополучно.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 22 Июль 2016 10:51

Статья из газеты "Нарьяна-Вындер", от 29.04.1938 года.
Вложения
29.04.1938,с.1 морзверь мезени.tif [1.18 МБ Скачиваний: 146]
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Вершинский Дмитрий Михайлович (10.11.1893 - 22.04.1942)

Сообщение SVF » 10 Ноябрь 2016 15:35

Агитполет одного из первых авиаторов Севера Д. М. Вершинского по селам Заполярья, 1925 г.:
 Вершинский.jpg

http://www.etoretro.ru/pic78209.htm?sor ... &sort=DESC
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4475
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения