Куксин Олег Архипович (1912—1984)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Ольга К » 12 Февраль 2011 15:15

Добрый день! В связи с предстоящим 100-летием со дня рождения моего отца Куксина Олега Архиповича, Героя Социалистического Труда, бортрадиста Полярной авиации, хотелось бы передать Вам небольшой материал о его жизни и трудовой деятельности. Возможно, Вас это заинтересует. С уважением Ольга Олеговна Куксина.


Куксин Олег Архипович (1912—1984) : img001.jpg
К 100-летию со дня рождения Куксина Олега Архиповича Героя Социалистического Труда, бортрадиста Полярной Авиации.

Мой отец так и не написал о своей необычной, интересной судьбе, хотя в конце своей жизни начал делать кое-какие наброски. Он был очень скромным, порядочным человеком, и из-за своей скромности никогда не писал о себе. Мне захотелось рассказать о жизни отца, посвятившего всю свою сознательную жизнь Северу, используя его документы, сохранившиеся записи, а также отзывы его сослуживцев.

Олег Архипович Куксин родился 26 апреля 1912 г. в Маньчжурии в г. Нингута, где его отец работал машинистом. Спустя год семья переехала в г. Иман (ныне г. Дальнереченск) Хабаровского округа. Всё детство и юность моего отца прошли в богатом природой Приморском крае. Зимой бегал на лыжах, летом - рыбалка и охота, а главным увлечением было радио. В школе он организовал радиокружок и руководил им.

Учась в старших классах, работал чернорабочим на лесопильном заводе, монтером на телефонной линии на почте, дежурным на радиотрансляционном узле при почте. В семье, кроме него, было еще четверо детей, поэтому, будучи старшим сыном, он должен был помогать родителям.

В 1930 г. отец закончил Иманскую 9-летнюю школу и поступил в г. Владивостоке в Морской техникум на радиоотделение. В том же году скоропостижно скончался его отец. Олег Архипович работал истопником, дворником у частного домовладельца, жил там в каморке, продолжал учебу и помогал овдовевшей матери и младшим сестрам и брату.

По окончании техникума и сдачи государственного экзамена на звание судового радиста в 1932 г. поступил на работу в Морфлот и был назначен на ледорез «Ф.Литке» старшим радистом.

В 1933 г. после очень трудной прошедшей экспедиции «Ф. Литке» был послан на помощь «Челюскину».

В 1934 г. ледорез «Ф. Литке» совершил безаварийный проход Северным морским путем за одну навигацию из Владивостока в Мурманск (Северо-Восточная экспедиция).

Совсем юным, в 22 года отец за добросовестную работу получил свою первую Правительственную награду - орден Трудового Красного Знамени.

С 1935 г. он работал в Балтийском Государственном морском пароходстве на пароходах «Ветлуга», «Березина» и «Ванцетти».

С 1937 г. начался новый этап его жизни - работа в системе Управления полярной авиации Главсевморпути.

Со 2 августа по 15 октября 1937 г. он участвовал в воздушной экспедиции, возглавляемой Героем Советского Союза М. И. Шевелевым, по розыску самолета Героя Советского Союза С. А. Леваневского в качестве бортрадиста самолета Н-172, командиром которого был Герой Советского Союза А. Д. Алексеев.

 img002.jpg
С 15 октября 1937 по 10 сентября 1938 г. отец зимовал в качестве старшего радиотехника на Полярной станции о. Рудольф, поддерживая бесперебойную связь с первой советской дрейфующей станцией «Северный полюс». Радиостанция о.Рудольф была основным пунктом для связи дрейфующей станции с Большой Землей и работала безотказно. В течение многих месяцев Олег Архипович поддерживал радиосвязь с Э.Т. Кренкелем.

С о. Рудольф позывной отца «UXICP” часто можно было слышать на любительских диапазонах.

С 1939 г. он работал в Московской авиагруппе особого назначения Управления полярной авиации.

С марта 1939 по март 1940 г. он находился на о. Рудольф в составе экипажа летчика Г.К. Орлова в качестве бортрадиста самолета Н-171 в целях обеспечения безопасности дрейфа ледокольного парохода «Седов».

В дальнейшем участвовал во всех высокоширотных экспедициях «Север», в перелетах и спецзаданиях, ледовых разведках в Арктике и в Антарктиде ( 2-ая Антарктическая экспедиция ) в качестве бортрадиста полярной авиации.

В 1941 г. в составе экипажа В. Н. Задкова совершил первый полет в США, в Сиэтл, через Аляску.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в выполнении специальных заданий по доставке боеприпасов, ледовых разведках, проводке транспортных и военных кораблей по Северному морскому пути, переброске боеприпасов в район Ленинграда.

За летную работу по освоению и изучению Арктики, за проявленное мужество и трудовую доблесть во время выполнения специального задания Правительства в район Северного полюса в экипаже В. Н. Задкова в 1949 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

В общей сложности в Арктике и Антарктике отец налетал более 3 млн. км. , более 12 тысяч часов.

В конце 1960 г. по состоянию здоровья Центральной Врачебно-летной экспертной комиссией Олег Архипович был снят с летной работы и переведен в 254 авиаотряд УПА ГВФ инженером по спецоборудованию, а затем - в 24 Учебно-тренировочный отряд УПА ГВФ.

Куксин Олег Архипович (1912—1984) : img007.jpg
Придя в Полярную Авиацию в 1937 г., Олег Архипович показал себя высококвалифицированным и грамотным специалистом. Являлся бортрадистом 1класса. За время работы внес много нового в методы авиационной ледовой разведки и радиосвязь. « В любых условиях полета на него можно было положиться, как на самого себя», - так о нем отзывались известные полярные летчики Герои Советского Союза И. П. Мазурук, И. И. Черевичный, В. Н. Задков, М. А. Титлов, М. П. Ступишин, В. И. Масленников и др.

Выдающиеся ученые и полярники Герои Советского Союза Е. И. Толстиков и И. А. Трешников, П. А. Гордиенко, Герой Советского Союза М. Е. Острекин отмечали самоотверженность, большое мастерство и выносливость, которые были характерны для работы Олега Архиповича. Аналогичный отзыв дал доктор географических наук Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель.

Последние 10 лет своей жизни Олег Архипович передавал свой опыт и знания на Курсах полярных работников Главного управления Гидрометеослужбы молодому поколению, приезжающему с Севера для обучения радиоделу и метеорологии.

Олег Архипович Куксин был удостоен следующих наград: «Золотая Звезда»(№ 4922), орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени (№528), орден Красной Звезды, два ордена «Знак Почета» , две медали «За Трудовую доблесть», медали «За Победу над Германией», « За оборону Советского Заполярья» и др.

Жил Олег Архипович в г. Москве. Скончался 8 июля 1984 г. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Ольга К
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 18 Январь 2011 17:29

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Февраль 2011 15:27

Михаленко К. Ф. Небо стоит верности. — М.: Детская литература, 1981. http://militera.lib.ru/memo/russian/mih ... f/pre.html

Закончилась война. Я стал пилотом гражданской авиации. И в первом же полете понял, что все надо начинать сначала, надо учиться, благо было у кого. Рядом работали прославленные асы полярной авиации, имена которых мне были знакомы еще в юности. Герои Советского Союза В. Н. Задков, [4] И. П. Мазурук, И. И. Черевичный, Герой Социалистического Труда Н. В. Зубов, О. А. Куксин, А. И. Мохов, Б. С. Осипов и многие другие служили образцом, примером для подражания. Они терпеливо открывали передо мной новые и новые страницы неизведанного, приобщая к умению и мастерству. Прошло немало лет, прежде чем я позволил себе считаться полярным летчиком.


Пусэп Э.К. Тревожное небо. — Таллин: Ээсти раамат, 1978 http://militera.lib.ru/memo/russian/pusep_ek2/03.html

Э.К. Пусеп н азимовке. Радист О. Куксин. Белая медведица Маша. : 008.jpg
...В конце февраля 1939 года меня вызвал к себе на квартиру Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук — начальник Полярной авиации Главсевморпути. Он приболел и ему не разрешалось ходить на службу.
— Как ты смотришь на предложение лететь с Орловым на Рудольф? — спросил Илья, здороваясь со мной за руку. Я учился с ним вместе в одной роте Военно-теоретической школы ВВС РККА в Ленинграде, знал его давно и чувствовал себя свободно.
— И зачем?
— По решению правительства один тяжелый корабль должен держать вахту возможно ближе к дрейфующему во льдах «Седову». Будем надеяться на лучшее, но кто может поручиться, что не повторится катастрофа, подобная челюскинской. С Арктикой нельзя шутить, — ответил он мне.
Я призадумался.
— Я бы мог и не опрашивать. Но дело в том, что экипажу придется, видимо, оставаться на Земле Франца-Иосифа до конца дрейфа. А это — минимум на год. Посылая экипаж на такой продолжительный срок, хочется сделать это лишь с согласия каждого его члена, — добавил Илья.
— Особого энтузиазма к тому, чтобы сидеть сложа руки целый год, у меня, конечно, нет, — заявил я со всей откровенностью, но если это необходимо — полечу куда прикажут.
— Вот и хорошо. Ответил ты как надо. Что же касается «сидеть сложа руки», то это вам вряд ли удастся, — усмехнулся Мазурук. — Разве прошлый раз, с Фарихом, вы сидели без дела? — напомнил он мне экспедицию, высланную на поиски Леваневского.
Тут мне крыть было уже нечем.
— Чтобы вы могли изредка потренироваться и полетать, на Рудольфе остается самолет «Сталь-2», — добавил, вставая из-за стола, Илья.
Я понял, что пора уходить.
Пару дней спустя вышел приказ: командир корабля Г. К. Орлов, второй пилот Э. К. Пусэп, штурман Л. М. Рубинштейн, радист О. А. Куксин, механики П. П. Петенин, С. К. Фрутецкий и Е. Л. Чернышев. Самолет — Н-171, тот самый, на котором летал на полюс Герой Советского Союза В. С. Молоков. Как всегда, были долгие сборы и только 24 марта отправились в путь. Просидели несколько дней в ожидании погоды в Архангельске, затем в Амдерме и 8 апреля вылетели на Землю Франца-Иосифа. Здесь началось повторение пройденного: так же, как и в первый прилет, остров Рудольфа закрыт туманом, в бухте Тихой — высота облачности 200 метров, видимость 1 километр. А аэродром в Тихой на плато, выше уровня моря на те же 200 метров... И снова поиски ровного купола или плато на одном из открытых островов, посадка и ожидание улучшения погоды. Правда, на сей раз светило солнце.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Февраль 2011 15:35

Награждение званием "Герой Социалистического Труда" похоже было по тем же указам, что награждали 12 пилотов званием "Герой Советского Союза" ("За геройский подвиг, проявленный при выполнении специального задания правительства в Арктике").
Пока награжденным от той же даты у нас числился только Трешников viewtopic.php?f=8&t=1108#p12631

Хорошее дополнение, спасибо!
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Александр Андреев » 12 Февраль 2011 15:36

СОСТАВ ЭКСПЕДИЦИИ

"Известия", 21 августа 1938 г.

Начальником воздушной экспедиции, вылетающей из Москвы на поиски самолета Леваневского, назначен Герой Советского Союза М. И. Шевелев. Начальником летного отряда экспедиции утвержден Герой Советского Союза М. В. Водопьянов, главным штурманом экспедиции — Герой Советского Союза комбриг И. Т. Спирин.
Флагманский корабль поведет т. Водопьянов. На этом же корабле летят главный штурман тов. Спирин, бортмеханики тт. Бассейн, Морозов и Петенин, радист т. Иванов.

Командир самолета «Н-171», как и в предыдущей экспедиции, — Герой Советского Союза В. С Молоков. Вторым пилотом идет Г. Орлов, штурманом — А. Ритсланд. Механиками летят тт. Ивашина, Терентьев и Тимофеев, бортрадистом—т. Ходов.

Корабль «Н-172» ведут Герой Советского Союза А. Д. Алексеев и штурман Н. Жуков. Механики—тт. Сугробов, Чагин и Гинкин. Борт-радист—т. Куксин.

В состав экспедиции включены пилоты: старший лейтенант Тягунин и капитан Курбан.

В экспедиции участвуют парторг А. А. Митрошкин, синоптик Б. Л. Дзердзеевский, представитель завода авиационных приборов тов. Кистанов, представитель завода радиоаппаратуры тов. Траскин и кинооператор Р. Кармен,
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Февраль 2011 15:45

Ольга К пишет:... За летную работу по освоению и изучению Арктики, за проявленное мужество и трудовую доблесть во время выполнения специального задания Правительства в район Северного полюса в экипаже В. Н. Задкова в 1949 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»


Обнаружил, что на основном портале "Герои страны" биографии Олега Архиповича нет.
А случайно не сохранилось ли наградного листа с номером указа, чтобы можно было оформить в их базу данных?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Ольга К » 12 Февраль 2011 16:39

Куксин О.А., о.Рудольф  мыс "Столбовой" 1937 г. : img003.jpg
Оригинал фотографии в упоминаемой выше книге Пусэп Э.К. Тревожное небо.
о.Рудольф мыс "Столбовой" 1937 г.

Куксин О.А., о.Рудольф  мыс "Столбовой" 1937 г. : 000021210007.jpg
Антарктида, 1956 : 000021210053.jpg
Антарктида, 1956

Арктика - слева направо бортмеханики В. Водопьянов и В.Троицкий, бортрадист О.Куксин. : img004.jpg
Арктика - слева направо бортмеханики В. Водопьянов и В.Троицкий, бортрадист О.Куксин.
Ольга К
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 18 Январь 2011 17:29

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Ольга К » 12 Февраль 2011 17:09

В.Н. Задкову было присвоено звание Героя Советского Союза, а членам экипажа, в том числе О.А.Куксину Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 6 декабря 1949 г. присвоил звание Героя Социалистического Труда. С уважением О.О.Куксина.
Ольга К
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 18 Январь 2011 17:29

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Февраль 2011 21:19

Чукотские форумы Курсы Полярных Работников

Сообщение от Gosha

Долго раздумывал, стоит ли открывать эту тему. Так как на форуме, надеюсь, что пока, нет моих знакомых, решил искать „родственные души“ в этом направлении. Возможно, наберется у нас здесь коллектив, окончивших, легендарные курсы полярных работников, что под Москвой в Кучино. Почему легендарные? Да, потому что, без преувеличения скажу, процентов 70 работников гидрометеослужбы для севера, являются выпускниками этих курсов. Четыре управления Амдерма, Диксон, Тикси, Певек пополнялись молодыми специалистами связи и метеорологами. Кстати посмотрим прав ли я? Люди, откликнитесь!
Я закончил эти курсы в 1974 году, преподавали у нас в то время Сычев, он же и директор курсов, и славный старикашка Куксин. Да, были времена!
Считайте, что под номером один я отметился. Теплится надежда, что не удержатся и заглянут на сайт Певека, северяне с других городов и районов без крайнего побережья Северного Ледовитого океана.


Сообщение от gidra (Алексей Юрьевич Евстифеев)

Сообщение от сына дочери Куксина:
Приятно было прочитать, что Вы помните моего отца Куксина Олега Архиповича.Он работал на КПР с 1970-1980 г. с Сычевым, потом Власовым. В 1937-1938 г. его позывной "UXICP" с о.Рудольф часто можно было слышать на любительских диапазонах. Всю свою сознательную жизнь посвятил Северу. Участвовал во всех высокоширотных экспедициях в Арктике и Антарктике, ледовых разведках, спецзаданиях в качестве бортрадиста Полярной авиации.В общей сложности налетал более 3 млн.км, более 12 тыс. часов. В 1949 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1960 г.по состоянию здоровья оставил летную работу, но продолжал работать. Олег Архипович был скромным порядочным человеком. Жил в Москве. Скончался в 1984 г.
------------------------
Достойный был человек Олег Архипович, и оставил о себе добрую память.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Ольга К » 13 Февраль 2011 12:11

"Чукотский форум"- сообщение от сына О.А.Куксина- ошибка ( правильно от дочери).
Ольга К
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 18 Январь 2011 17:29

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Ольга К » 15 Февраль 2011 21:26

 073.JPG
Герою Социалистического Труда
тов. Куксину Олегу Архиповичу

За Ваши исключительные заслуги перед государством в деле изучения и освоения Арктики, Президиум Верховного Совета СССР, своим указом от 6 декабря 1949 года присвоил Вам звание Героя Социалистического Труда.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР [подпись]
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР [подпись]

Москва-Кремль, 4 февраля 1950 г.
№ 4953
Ольга К
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 18 Январь 2011 17:29

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Ольга К » 16 Февраль 2011 14:44

Правильно: Герою Социалистического Труда
тов.Куксину Олегу Архиповичу
Ольга К
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 18 Январь 2011 17:29

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Февраль 2011 15:23

поправил
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Ольга К » 17 Февраль 2011 18:36

 000021210012.jpg
у "Кооперации"

 000021210028.jpg
группа летчиков, второй справа , по-моему, Владимир Васильевич Мальков
Ольга К
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 18 Январь 2011 17:29

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Февраль 2011 18:56

С группой летчиков, крайний слева - М.М. Сомов, если не ошибаюсь.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11711
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Куксин Олег Архипович (1912—1984)

Сообщение Ольга К » 17 Февраль 2011 23:10

 000005310002.jpg
Антарктида (1956-1957г.) . И.И. Черевичный на самолете Н-476 прилетел из Антарктиды, чтобы произвести ледовую разведку для "Оби", на которой находились люди 2-ой Антарктической экспедиции, 10 декабря 1956 г.

 000021210001.jpg


 000021210007.jpg
Справа памятник погибшему Хмаре, наверное, еще в первоначальном виде.

 000021210010.jpg
"Кооперация" подошла к припаю. Справа О.А.Куксин

 000021210024.jpg
Выгрузка самолетов с д\э "Обь"

 000021210050.jpg
"Мирный" ул.Ленина дом 7. Слева О.Куксин, справа штурман М.Долматов.

 000291450004.jpg
Подготовка к вылету вглубь Антарктиды;

 000291450016.jpg


 000291450018.jpg
Второй справа И.И. Черевичный, боюсь ошибиться в фамилиях летчиков 1-ой экспедиции, слева, крайний, мой отец О.А.Куксин ( участник 2-ой эксп.)

 000291450040.jpg
Счастливого полета!
Ольга К
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 18 Январь 2011 17:29

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения