http://www.og-irk.ru/vp79/pervoprohodts ... ov/view_62
Виктор Львович Галышев
Газета «Областная» продолжает знакомить читателей с историей развития гражданского воздухоплавания в Восточной Сибири. Пионерам иркутской авиации мы посвящаем цикл публикаций, подготовленный заслуженным работником транспорта РФ, бывшим старшим штурманом одного из иркутских авиаотрядов Анатолием Фатиным.
«... К десятилетнему юбилею Автономной Якутской Советской Социалистической Республики, как лучших ударников, за лучшие показатели работы…, за регулярность полетов, за отсутствие аварийности премировать Почетной грамотой и мехами следующих товарищей Гражданского Воздушного Флота линии Якутск – Иркутск: Галышева Виктора Львовича – краснознаменца, воздушного классного пилота самолета Л-32 (номер самолета), совершившего перелет на линии Якутск – Иркутск в навигацию 1932 года…, премировать Почетной грамотой и мехом на пальто на сумму 800 рублей (самая крупная сумма среди восьми награжденных авиаторов – А.Ф.)»
Выписка из протокола № 22 от 30 августа 1932 г.
Пионер освоения воздушных пространств Сибири и Заполярья Виктор Галышев родился в 1892 году. В 1912 году окончил Александровское летное училище, служил в царской армии. В Первую мировую войну выполнял полеты в авиаотрядах Балтийского флота, за проявленную храбрость был награжден тремя Георгиевскими крестами. В 1918 году Галышев перешел на сторону советской власти, участвовал в разгроме банд Антонова на Тамбовщине, других банд, заслуженно стал кавалером ордена Красного Знамени.
В 1922 году, как опытного летчика, из рядов рабоче-крестьянской Красной армии Виктора Галышева направляют в гражданскую авиацию. Там он начинает прокладывать воздушные маршруты из Ташкента, а в феврале 1926 года его назначают в Восточную Сибирь. Из Москвы по железной дороге с самолетом Юнкерс-13 «Моссовет» Галышев приезжает в Красноярск. 4 марта экипаж (прославленного летчика сопровождал бортмеханик Ф.И. Грошев) вылетел в Туруханск за пушниной. Перелет был очень трудным, снежные заряды встречались по всему маршруту. При посадках на переметенные снегом площадки дважды ломалось шасси, был поврежден воздушный винт. 17 дней авиаторы потратили на ремонт самолета, а рейс продолжался 36 дней. В «глухом» полете (без радиосвязи) экипаж провел 20 час. 30 мин., преодолев 2 тыс. 504 км. Так была открыта новая воздушная линия и совершен первый зимний коммерческий рейс в Сибири.
31 мая того же года Виктор Галышев по железной дороге прибыл в Верхнеудинск (Улан-Удэ), а вслед за ним на платформе привезли легендарный самолет «Моссовет». Пилот активно включился в наземную изыскательскую работу по оборудованию аэродромов, посадочных площадок на новой воздушной линии до Улан-Батора (Урги). 22 июля 1926 года в 6 утра Виктор Галышев вылетел в первый рейс по маршруту Верхнеудинск – Усть-Кяхта – Алтан – Булак – Урга (Улан-Батор) Бурят-Монгольской воздушной линии. Это был день рождения регулярной авиалинии в Бурятии и первой в стране международной воздушной линии. За большие достижения и самоотверженную работу президиум БурЦИК наградил Галышева в числе первых семи авиаторов этой авиалинии нагрудным серебряным жетоном.
В 1928 году как самого опытного гидриста страны, Виктора Галышева назначили заместителем начальника Управления Сибирских воздушных линий. Много сил и внимания он уделял подготовке и воспитанию летно-технического состава, охотно передавал опыт полетов на гидросамолетах пилотам гидроавиалиний Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Якутск. Не раздумывая, он бросался помогать людям, попавшим в беду. Например, в сентябре 1928 года он разыскал на реке Лена пилота Отто Кальвица из экспедиции Георгия Красинского, исследователя Арктики, и доставил его в Иркутск. В январе-мае 1930 года в сложнейших метеоусловиях Крайнего Севера он вывез больных, женщин и детей с парохода «Ставрополь», застрявшего во льдах у мыса Северный (ныне Шмидта) Чукотского полуострова в Северном Ледовитом Океане. В мае 1932 года он отыскал рыбаков на оторвавшейся льдине в северной части озера Байкал. За самоотверженную работу летчик Галышев был награжден орденом Красной Звезды.
В январе 1931 года Галышев перегнал из Москвы первый для Иркутска самолет АНТ-9 (ПС-9), скорость которого была уже 220 км/час. В феврале в качестве командира звена он организовал перелет на двух самолетах в Булунский район Якутии и с пилотом Иваном Дорониным доставил пушнину в Иркутск. Как пилот он принимал участие в изыскании новых воздушных линий из Якутска в Среднеколымск, Среднекан. Галышев обладал отличной техникой пилотирования, в числе восьми пилотов Восточно-Сибирского управления воздушных линий он официально был допущен к инструкторским полетам. В празднование первого Дня Воздушного Флота отличившийся авиатор Виктор Галышев награжден вторым орденом Красного Знамени, а к годовщине Октября за особо ударную производственную и общественную работу, за дисциплинированность премирован увеличенным личным портретом с надписью «От треугольника управления». В свое время это была очень престижная премия.
В феврале 1934 года случилась трагедия с пароходом «Челюскин» в Чукотском море. Пароход затонул, на льду оказались 104 человека из экспедиции и команды. Правительство направило на помощь челюскинцам 18 самолетов. Из числа иркутян в спасении людей из ледового плена участвовали пилоты Маврикий Слепнев, Виктор Галышев, Иван Доронин, бортмеханики Валерий Федотов, Яков Савин и сборщик самолетов, авиамоторист Павел Шергин. Пилот Маврикий Слепнев уже был направлен в Америку за самолетом, взятым в аренду, а экипажи Виктора Галышева, Ивана Доронина с самолетами следовали поездом до Хабаровска. Оттуда экипажи вылетели в лагерь челюскинцев. Полет проходил в тяжелейших условиях. Погода не жаловала спасателей – сильнейшие снегопады, пурга, сильная болтанка, ураганной силы ветры затрудняли воздушный путь. К тому же не было метеообеспечения, радиосредств, радиосвязи, точных карт. Из 18-ти самолетов, которые пробивались сквозь непогоду к лагерю челюскинцев, долетели до цели только семь. Не повезло экипажу Виктора Галышева. При подлете к Анадырю на самолете забарахлила бензопомпа, экипажу пришлось подавать бензин в двигатель ручным приводом. Галышев, как командир звена, имел право забрать самолет у Доронина, но он сказал: «Лети, Ваня, ты там нужен, а мы с бортмехаником справимся сами». Конечно, ему было обидно – преодолели более 5 000 км, осталось только 500 – совсем рядом… Пилот с бортмехаником все-таки отремонтировали самолет и перелетели в Уэллен. С тремя другими экипажами они перевозили челюскинцев в бухту Провидения, где их ожидал пароход «Смоленск». За мужество, проявленное в перелете, и оказание помощи людям Виктор Львович Галышев был награжден вторым орденом Красной Звезды, бортмеханик Валерий Михайлович Федотов – орденом Трудового Красного Знамени.
После возвращения в Иркутск опытнейший летчик Виктор Галышев был назначен командиром только что созданного 11 летного гидроавиаотряда. Он принимал участие в компоновке кабины самолета АРКЗ-1 (арктический Злоказова-1), спроектированного и построенного в коллективе Иркутских авиаремонтных мастерских.
В октябре 1934 года Галышева назначили командиром авиагруппы Главсевморпути. На самолете АНТ-7 в январе 1935 года он совершил перелет по маршруту Москва – Тикси протяженностью 10 тыс. 500 км, затем с Карлом Нероненом на двух самолетах он открыл одну из самых сложных и протяженных трасс Якутск – Тикси. В дальнейшем командир авиагруппы прокладывал другие маршруты в Якутии, организовывал авиационные перевозки.
В своих воспоминаниях Семен Корф, первооткрыватель многих воздушных трасс страны, писал о Галышеве, что Виктор Львович никогда не унывал, в немногочисленной группе авиаторов он был самым опытным и самым бесстрашным. Иркутский ветеран войны Илларион Александров, работавший в конце 30-х годов в Ленской авиагруппе, рассказывает: «Виктор Галышев был общительным, простым, добрым человеком. Но когда надо – требовательным командиром. Где бы он не появлялся, вокруг него сразу возникал круг сослуживцев, с которыми командир вел непринужденную беседу».
В годы массовых репрессий Галышев, как «враг народа», был арестован, но освобожден из тюрьмы по телеграмме совнаркома СССР Вячеслава Молотова. Увы, с большим опозданием. Тысячи часов, проведенных в полетах, в открытых кабинах на ветру и морозе, нередко на грани гибели, неустроенный быт, все это не прошло бесследно. 12 августа 1940 года в газете «Известия» было напечатано сообщение: «В Кремлевской больнице в Москве умер выдающийся летчик нашей страны В.Л. Галышев». Всю свою жизнь он посвятил развитию авиации в Сибири и на Дальнем Востоке.
P.S. Кроме Иркутска в наших публикациях часто упоминаются Бурятия, Якутия, Дальний Восток, Красноярский край. В Положении организованного в 1928 году Управления Сибирских воздушных линий указывалось, что оно образовано в целях «… объединения всех работ по применению гражданской авиации в различных областях социалистического строительства на территории Сибирского края (Красноярский район до 07.02.1934 входил в Восточно-Сибирский край), Дальнего Востока, Якутской и Бурят-Монгольской республик и увязки этих работ с общесоюзными задачами».
Газета «Областная» продолжает знакомить читателей с историей развития гражданского воздухоплавания в Восточной Сибири. Пионерам иркутской авиации мы посвящаем цикл публикаций, подготовленный заслуженным работником транспорта РФ, бывшим старшим штурманом одного из иркутских авиаотрядов Анатолием Фатиным.
«... К десятилетнему юбилею Автономной Якутской Советской Социалистической Республики, как лучших ударников, за лучшие показатели работы…, за регулярность полетов, за отсутствие аварийности премировать Почетной грамотой и мехами следующих товарищей Гражданского Воздушного Флота линии Якутск – Иркутск: Галышева Виктора Львовича – краснознаменца, воздушного классного пилота самолета Л-32 (номер самолета), совершившего перелет на линии Якутск – Иркутск в навигацию 1932 года…, премировать Почетной грамотой и мехом на пальто на сумму 800 рублей (самая крупная сумма среди восьми награжденных авиаторов – А.Ф.)»
Выписка из протокола № 22 от 30 августа 1932 г.
Пионер освоения воздушных пространств Сибири и Заполярья Виктор Галышев родился в 1892 году. В 1912 году окончил Александровское летное училище, служил в царской армии. В Первую мировую войну выполнял полеты в авиаотрядах Балтийского флота, за проявленную храбрость был награжден тремя Георгиевскими крестами. В 1918 году Галышев перешел на сторону советской власти, участвовал в разгроме банд Антонова на Тамбовщине, других банд, заслуженно стал кавалером ордена Красного Знамени.
В 1922 году, как опытного летчика, из рядов рабоче-крестьянской Красной армии Виктора Галышева направляют в гражданскую авиацию. Там он начинает прокладывать воздушные маршруты из Ташкента, а в феврале 1926 года его назначают в Восточную Сибирь. Из Москвы по железной дороге с самолетом Юнкерс-13 «Моссовет» Галышев приезжает в Красноярск. 4 марта экипаж (прославленного летчика сопровождал бортмеханик Ф.И. Грошев) вылетел в Туруханск за пушниной. Перелет был очень трудным, снежные заряды встречались по всему маршруту. При посадках на переметенные снегом площадки дважды ломалось шасси, был поврежден воздушный винт. 17 дней авиаторы потратили на ремонт самолета, а рейс продолжался 36 дней. В «глухом» полете (без радиосвязи) экипаж провел 20 час. 30 мин., преодолев 2 тыс. 504 км. Так была открыта новая воздушная линия и совершен первый зимний коммерческий рейс в Сибири.
31 мая того же года Виктор Галышев по железной дороге прибыл в Верхнеудинск (Улан-Удэ), а вслед за ним на платформе привезли легендарный самолет «Моссовет». Пилот активно включился в наземную изыскательскую работу по оборудованию аэродромов, посадочных площадок на новой воздушной линии до Улан-Батора (Урги). 22 июля 1926 года в 6 утра Виктор Галышев вылетел в первый рейс по маршруту Верхнеудинск – Усть-Кяхта – Алтан – Булак – Урга (Улан-Батор) Бурят-Монгольской воздушной линии. Это был день рождения регулярной авиалинии в Бурятии и первой в стране международной воздушной линии. За большие достижения и самоотверженную работу президиум БурЦИК наградил Галышева в числе первых семи авиаторов этой авиалинии нагрудным серебряным жетоном.
В 1928 году как самого опытного гидриста страны, Виктора Галышева назначили заместителем начальника Управления Сибирских воздушных линий. Много сил и внимания он уделял подготовке и воспитанию летно-технического состава, охотно передавал опыт полетов на гидросамолетах пилотам гидроавиалиний Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Якутск. Не раздумывая, он бросался помогать людям, попавшим в беду. Например, в сентябре 1928 года он разыскал на реке Лена пилота Отто Кальвица из экспедиции Георгия Красинского, исследователя Арктики, и доставил его в Иркутск. В январе-мае 1930 года в сложнейших метеоусловиях Крайнего Севера он вывез больных, женщин и детей с парохода «Ставрополь», застрявшего во льдах у мыса Северный (ныне Шмидта) Чукотского полуострова в Северном Ледовитом Океане. В мае 1932 года он отыскал рыбаков на оторвавшейся льдине в северной части озера Байкал. За самоотверженную работу летчик Галышев был награжден орденом Красной Звезды.
В январе 1931 года Галышев перегнал из Москвы первый для Иркутска самолет АНТ-9 (ПС-9), скорость которого была уже 220 км/час. В феврале в качестве командира звена он организовал перелет на двух самолетах в Булунский район Якутии и с пилотом Иваном Дорониным доставил пушнину в Иркутск. Как пилот он принимал участие в изыскании новых воздушных линий из Якутска в Среднеколымск, Среднекан. Галышев обладал отличной техникой пилотирования, в числе восьми пилотов Восточно-Сибирского управления воздушных линий он официально был допущен к инструкторским полетам. В празднование первого Дня Воздушного Флота отличившийся авиатор Виктор Галышев награжден вторым орденом Красного Знамени, а к годовщине Октября за особо ударную производственную и общественную работу, за дисциплинированность премирован увеличенным личным портретом с надписью «От треугольника управления». В свое время это была очень престижная премия.
В феврале 1934 года случилась трагедия с пароходом «Челюскин» в Чукотском море. Пароход затонул, на льду оказались 104 человека из экспедиции и команды. Правительство направило на помощь челюскинцам 18 самолетов. Из числа иркутян в спасении людей из ледового плена участвовали пилоты Маврикий Слепнев, Виктор Галышев, Иван Доронин, бортмеханики Валерий Федотов, Яков Савин и сборщик самолетов, авиамоторист Павел Шергин. Пилот Маврикий Слепнев уже был направлен в Америку за самолетом, взятым в аренду, а экипажи Виктора Галышева, Ивана Доронина с самолетами следовали поездом до Хабаровска. Оттуда экипажи вылетели в лагерь челюскинцев. Полет проходил в тяжелейших условиях. Погода не жаловала спасателей – сильнейшие снегопады, пурга, сильная болтанка, ураганной силы ветры затрудняли воздушный путь. К тому же не было метеообеспечения, радиосредств, радиосвязи, точных карт. Из 18-ти самолетов, которые пробивались сквозь непогоду к лагерю челюскинцев, долетели до цели только семь. Не повезло экипажу Виктора Галышева. При подлете к Анадырю на самолете забарахлила бензопомпа, экипажу пришлось подавать бензин в двигатель ручным приводом. Галышев, как командир звена, имел право забрать самолет у Доронина, но он сказал: «Лети, Ваня, ты там нужен, а мы с бортмехаником справимся сами». Конечно, ему было обидно – преодолели более 5 000 км, осталось только 500 – совсем рядом… Пилот с бортмехаником все-таки отремонтировали самолет и перелетели в Уэллен. С тремя другими экипажами они перевозили челюскинцев в бухту Провидения, где их ожидал пароход «Смоленск». За мужество, проявленное в перелете, и оказание помощи людям Виктор Львович Галышев был награжден вторым орденом Красной Звезды, бортмеханик Валерий Михайлович Федотов – орденом Трудового Красного Знамени.
После возвращения в Иркутск опытнейший летчик Виктор Галышев был назначен командиром только что созданного 11 летного гидроавиаотряда. Он принимал участие в компоновке кабины самолета АРКЗ-1 (арктический Злоказова-1), спроектированного и построенного в коллективе Иркутских авиаремонтных мастерских.
В октябре 1934 года Галышева назначили командиром авиагруппы Главсевморпути. На самолете АНТ-7 в январе 1935 года он совершил перелет по маршруту Москва – Тикси протяженностью 10 тыс. 500 км, затем с Карлом Нероненом на двух самолетах он открыл одну из самых сложных и протяженных трасс Якутск – Тикси. В дальнейшем командир авиагруппы прокладывал другие маршруты в Якутии, организовывал авиационные перевозки.
В своих воспоминаниях Семен Корф, первооткрыватель многих воздушных трасс страны, писал о Галышеве, что Виктор Львович никогда не унывал, в немногочисленной группе авиаторов он был самым опытным и самым бесстрашным. Иркутский ветеран войны Илларион Александров, работавший в конце 30-х годов в Ленской авиагруппе, рассказывает: «Виктор Галышев был общительным, простым, добрым человеком. Но когда надо – требовательным командиром. Где бы он не появлялся, вокруг него сразу возникал круг сослуживцев, с которыми командир вел непринужденную беседу».
В годы массовых репрессий Галышев, как «враг народа», был арестован, но освобожден из тюрьмы по телеграмме совнаркома СССР Вячеслава Молотова. Увы, с большим опозданием. Тысячи часов, проведенных в полетах, в открытых кабинах на ветру и морозе, нередко на грани гибели, неустроенный быт, все это не прошло бесследно. 12 августа 1940 года в газете «Известия» было напечатано сообщение: «В Кремлевской больнице в Москве умер выдающийся летчик нашей страны В.Л. Галышев». Всю свою жизнь он посвятил развитию авиации в Сибири и на Дальнем Востоке.
P.S. Кроме Иркутска в наших публикациях часто упоминаются Бурятия, Якутия, Дальний Восток, Красноярский край. В Положении организованного в 1928 году Управления Сибирских воздушных линий указывалось, что оно образовано в целях «… объединения всех работ по применению гражданской авиации в различных областях социалистического строительства на территории Сибирского края (Красноярский район до 07.02.1934 входил в Восточно-Сибирский край), Дальнего Востока, Якутской и Бурят-Монгольской республик и увязки этих работ с общесоюзными задачами».
Если верна информация о самолете АНТ-7 в январе 1935 , то это вполне может быть Н-29