Снежков Николай Сергеевич (1896-1938)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Снежков Николай Сергеевич (1896-1938)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Октябрь 2010 10:58

 51-2 Снежков Н.С..jpg
Снежков Николай Сергеевич, 1896 г. р., уроженец и житель г. Ленинград, русский, из дворян, член ВКП(б) в 1920-1929 гг., летчик истребительного отряда, штабс-капитан царской армии, летчик РККА, пилот авиалиний УСЛАГа ОГПУ, Хабаровск - Сахалин (3 марта 1935 г. подписал договор о работе на Колыме), проживал: Усачев пер., д. 3, кв. 49. Арестован 4 марта 1935 г. Принято решение о высылке с семьей в г. Самара. В 1937 г. проживал в Дальневосточном крае. Тройкой УНКВД по Дальстрою 28 февраля 1938 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 5 марта 1938 г.


СПИСОК ГРАЖДАН, РАССТРЕЛЯННЫХ В ЛЕНИНГРАДЕ, ВНЕ ЛЕНИНГРАДА И ВПОСЛЕДСТВИИ РЕАБИЛИТИРОВАННЫХ (ТОМ 9 «ЛМ»)
http://visz.nlr.ru/search/lists/t9/241_7.html


Приказом начальника ГУЛАГ ОГПУ в 1932 г. Соловецкая воздухолинии были ликвидированы, а самолеты переброшены на Печору. Пилот Н.С. Снежков и механник В.Г. Лендеман перешли в непосредственное подчинение начальнику УхтПечЛага Я.М. Морозу. Самолеты Ju-2 (лыжно-поплавковый вариант) использовались для связи между лагподразделениями, авиаразведки, перевозки почты и пассажиров. Все четыре самолета базировались в деревне Карпушовка. К 1936 г число самолетов авиаотряда выросло до 12 единиц, в составе числились самолеты К-5, У-2, П-12 позднее Ша-2 и т.д. Базу и аэродром в Карпушовке силами ЗК значительно расширили, оборудовали всем необходимым.
Именно на УхтПечЛаге, по инициативе чекиста Мороза впервые штурвал самолета был доверен заключенным-летчику В.А.Гинце и бортмехаником С.П.Курлышеву. Начальником базы в Карпушовке был назначен "зек" Н.Л.Кекушев, а затем его сменил летчик Лев Владиславович Ковалевский, герой гражданской войны (он же начальник лагпункта 1932-34 гг). В 1934 г. в авиаотряде происходят две авиакатастрофы: гибель Ковалевского (16.4.1934 г) и сменившего его на посту начальника П.В.Маркуса (4.10.1934 г).
http://forums.airforce.ru/archive/index.php/t-2962.html


Алтунин Е. В.
Крылья Севера. Из истории гражданской авиация Северо-Востока СССР. Издание 2-е, перераб. и доп. Магадан, Кн. изд-во, 1976.
206 с. с ил.

... Николай Сергеевич Снежков еще до Октябрьской революции служил в чине штабс-капитана в двенадцатом истребительном авиаотряде. Перейдя на сторону революции, он участвовал в обороне Петрограда. До 1928 года работал на командно-летных должностях в различных летных подразделениях. В 1928-1929 годах находился в Кабуле, работал летчиком у афганского правительства. С января 1933 по 1935 год летал на воздушной линии Хабаровск — Сахалин. После этого перешел на работу в магаданскую авиацию. Здесь он выполнял самые сложные задания, руководил коллективом авиаторов.
Ветераны магаданской авиации до сего времени помнят о героическом рейсе экипажа Снежкова, выполненном в 1936 году. Краткий рассказ о нем начнем с радиограмм, датированных июлем 1936 года.

«Магадан, Аэрофлот.
Вылетел на мыс Наварина утром четвертого июля с посадкой в открытом море. Сильный прибой не допустил подхода к берегам, вследствие чего пришлось вернуться в Анадырь. Ночью пятого июля вторично вылетел в Наварин, повторив попытку выхода на берег. Задание выполнили полностью. Зимовщикам сделана прививка, оставлены медикаменты и препараты. Труп собаки доставлен в Анадырь. В Анадырском лимане все бухты забиты льдом. В Магадан вылетаем 7-8 июля.
Снежков».

«Магадан, Берзину.
От имени полярных работников Главсевморпути, работающих на Чукотском полуострове, приношу искреннюю благодарность летчику Снежкову, медработнику Сажневу, бортмеханику Хромову за оказанную медицинскую помощь работникам полярной станции мыса Наварина. Их самоотверженная работа и желание оказать помощь, несмотря на исключительные условия посадки, будут нам примером в выполнении наших производственных заданий. Выдвигаю вопрос перед начальником политуправления Главсевморпути о премировании экипажа самолета. Начальник политотдела Щетинин».


Что же это было за задание, какой подвиг совершил экипаж летчика Снежкова?
Их было четверо. Четверо полярников станции мыса Наварина. Ведя намеченные программой наблюдения, они по рации передавали метеорологические сводки. Но вот однажды вместо очередной передачи метеосводки в эфир полетела тревожная просьба об оказании срочной медицинской помощи.
Причиной этому была собака, которая сдохла через полтора часа после того, как она с пеной у рта неожиданно набросилась на работника полярной станции Брегмана и сильно прокусила ему руку.
Начальник полярной станции, он же радист, Григорьев неотлучно находился у аппарата. Вскоре выяснилось, что нужной сыворотки нет во всем Анадырско-Чукотском районе. Кроме того, с моря из-за торосистых льдов к станции подойти невозможно. Помощь могла быть оказана только с воздуха.

... Вечером 28 июня 1936 года летчик Магаданской авиагруппы Николай Сергеевич Снежков склонился над картой, задумался. Завтра в четыре часа утра ему вылетать на далекий мыс Наварина.
Более 2 000 километров предстояло пролететь по неизвестной ему трассе.
Проложив на карте маршрут полета, он долго обдумывал самые подробные детали полета. Летчик знал, что у него не так уж много было шансов благополучно вернуться. Ведь предстояло лететь на самолете П-5, у которого нет радиоустановки для связи с землей, а вместо лыж — деревянные плоскодонные поплавки, надежные только в речных условиях, а ему надо будет садиться в море.
Но Николай Сергеевич знал, что его ждут. Рано утром, оставляя за собой пенящийся след, П-5 оторвался от рябоватой поверхности бухты Нагаева. Курс — на Наяхан. Там предстояло взять на борт механика Хромова.
Северо-восточный встречный ветер немилосердно хлестал машину. Наконец вдали показались султанчики дыма и несколько домишек. Радостно встретил Хромов Снежкова и прилетевшего с ним фельдшера Сажнева.
Переночевав в Наяхане, утром вылетели на Каменское. Через два часа вышли к самой северной части Охотского моря и здесь, в Пенжинской губе, Снежков посадил самолет у поселка Каменское. Тут и начались первые трудности.
Задул шестибалльный ветер. Глухо стонали под ударами волн поплавки. Самолет швыряло, кренило. Ветер и отлив упорно не давали подойти к берегу.
Двое отважных попытались было подойти к самолету на небольшой лодчонке, но волны их не подпустили. Ценою огромных усилий Снежкову все же удалось вывести машину на прибрежный песок. О продолжении полета не могло быть и речи. Мокрые и измученные завалились спать.
Штормило двое суток, и лишь третьего июля с большим трудом самолет отбуксировали, и в восемь утра Снежков взлетел, взяв курс на Анадырь. Идти над редкими жилыми поселками было нельзя, так как не хватило бы горючего. Снежков шел своим проложенным курсом.
... Вот уже третий час самолет режет пропеллером упругий воздух. Тонкий пол кабины ритмично вздрагивает.
Вскоре на горизонте появилась чистая вода Анадырского лимана. Снежков отдал ручку от себя, и самолет послушно пошел на посадку. Четыре часа пятьдесят минут полета позади, а вместе с ними и 600 километров самого трудного участка.
На берегу их встретили летчики Главсевморпути. Командир авиаподразделения Глухов был изумлен, увидев, на каком самолете прибыли магаданцы.
И вот последний рывок. Самолет идет вдоль побережья Берингова моря. Показался мыс Наварин. Вокруг скалистого обрывистого берега — хаотическое нагромождение торосистого льда. В небольшой седловине — домик полярников. Снежков с напряжением смотрит вниз и замечает примерно в двух километрах от полярной станции небольшую узенькую полоску воды, полумесяцем подходящую к берегу. Сделав над ней круг, принимает решение садиться. Перевалив верхушку внезапно возникшего тороса, отлично сажает машину и рулит к берегу. Но вдруг в седловине волн замечает злобный оскал подводных камней. Ветер попутный, и волны легко могут разбить о них хрупкие фанерные поплавки! Рисковать бессмысленно.
Развернув самолет против ветра — взлетает. Несколько раз прошел над мысом Снежков, но, убедившись, что сесть нигде невозможно, взял курс на Анадырь. Искушение сбросить с самолета медикаменты было велико. Но над полярной станцией развернуться нельзя: мешали сопки, а сбрасывать их вдали от станции рискованно: медикаменты могли попасть в одну из многочисленных расщелин и затеряться.
В предутреннем сумраке пятого июля 1936 года Снежков вновь был над полярной станцией. Внизу ярко горел костер и белело выложенное «Т», указывающее, что ветер дует с берега моря. Благодаря этому у берега образовалась узкая полоска воды. Мастерски произведя посадку, Снежков выбросил самолет на берег.
Трудно описать радость полярников. В кают-компании уже кипела вода. Фельдшер Сажнев быстро сделал Брегману прививку, проинструктировал Григорьева, как сделать последующие прививки, и, забрав труп собаки, пошел к берегу. Бортмеханик Хромов, не отходивший от самолета, что-то кричал и показывал в сторону моря. Оттуда надвигалась мощная стена тумана. Надо было спешить.
Разбежавшись, самолет медленно стал набирать высоту. Задание выполнено.
Но трудности оказались впереди.
8 июля вылетел в Магадан. И вот, когда уже подходили к Пенжинской губе и горючего в баках оставалось мало, погода вдруг резко ухудшилась. Густая облачность и туман прижали самолет к земле. Вынуждены были сесть в одну из бухт Пенжинской губы.
Восемнадцать суток под дождем и пронизывающим ветром Снежков, Хромов и Сажнев провели на берегу.
На 27-е сутки при попытке взлететь трагически погиб фельдшер Сажнев. Находясь в хвостовой части правого поплавка, он придерживал конец мертвого якоря, чтобы самолет после запуска двигателя не вылез на берег. При переходе на левый поплавок он поскользнулся и попал под винт. Похоронили его здесь же, на берегу, у подножия небольшой сопки.
Осматривая лопасти винта, обнаружили сквозную трещину. Лететь нельзя. С большими трудностями удалось добраться до селения Рикиники, откуда в начале сентября выехали на случайно подошедшем пароходе «Орочен» во Владивосток, а оттуда в Нагаево.
Свыше двух месяцев пришлось им провести на берегу Камчатского полуострова. Но они стойко перенесли все невзгоды



Информация взята из файла http://www.polarpost.ru/GVF_22-05-08.xls от Добролета.
Происхождение информации не указано, наверное Автор сможет прояснить.

СССР Х-45 Поликарпов Р-5 Лимузин
На пароходе «Уэлен» в бухту Нагаева были доставлены 4 самолета марок П-5 и С-1, они вошли в первый состав только что организованного авиаотряда Дальстроя. 3 января 1935 г. его командиром был назначен Ф. М. Иванов. 22 января 1936 г. самолет Н. С. Снежкова с двумя пассажирами на борту вылетел из Магадана в сторону Колымского речного управления Дальстроя (КРУ ДС). В районе Мандычан потерпел аварию. Перов погиб. Остальной экипаж отделался легкими ушибами.

СССР Х-45 Бериев МП-1 (МБР-2)
В декабре 1936 г. летчик Снежков был назначен командиром самолета Х-97 (МБР-2), который, как известно, в феврале 1937 года потерпел на Зырянке аварию. Спустя семь месяцев самолет при участии самого Снежкова был восстановлен, в августе вступил вновь в эксплуатацию,1937 Беспосадочный перелет Зырянка – Нагаево Снежков совершил за 5 час. 30 мин. Самолет доставил двух пассажиров и различный груз, командир Снежков, бортмеханик Александров, авиатехник Зубарев.

СССР Х-96 Шавров Ш-2
29 августа 1937 Снежков на самолете Ш-2 «Х-96» с бортмехаником Гоготовым вынужденно приземлил самолет на лес и окончательно вывел его из строя.

(не за эту ли аварию Снежкова приговорили к ВМН в феврале 1938-го ?-padsee)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Снежков Николай Сергеевич (1896-1938)

Сообщение Dobrolet » 06 Октябрь 2010 06:59

Серия статей "Жизнь и смерть летчика Снежкова" в одной из северных газет (автора и само издание нужно поискать в записях, когда время будет :scratch: )
а полный текст в приложенном файле

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ЛЕТЧИКА СНЕЖКОВА
Когда семнадцать лет назад у меня завязалась переписка с дочерью трагически погибшего за полвека до этого одного из лучших колымских летчиков Николая Сергеевича Снежкова, то я не мог предположить, что она будет продолжаться до сих пор, открывая все новые и новые страницы жизни и трагедии человека, бесконечно преданного своей Родине, Северу, авиации и любимой семье. Сегодня, думается, настало время поделиться собранным материалом, рассказать то, что происходило во время сталинских репрессий, жертвой которых стали тысячи людей. Одним из них и был Н. С. Снежков. Послушаем дыхание истории…
В личном деле № 6413 Николая Сергеевича Снежкова, которое хранится в ведомственном архиве ОАО “Северовостокзолото”, находится одна из его автобиографий, датированная 13 августа 1935 г. Она была первой, оказавшейся в моих руках, первой, очень коротко рассказывавшей о начале жизненного пути тогда уже почти 40-летнего летчика, только что заключившего договор с Дальстроем и приехавшего для работы на Колыму.
“Родился в 1896 г. в Ленинграде, - писал он в автобиографии (и это было не совсем правильно, ибо тогда город назывался Петербургом - А. К.). - Отец всю жизнь служил в канцелярии Технологического института в Ленинграде в качестве пишмашиниста, мать - крестьянка, занималась домашним хозяйством. Происхожу ли я действительно из дворян, не знаю. Дед мой крестьянин, с малых лет сиротой воспитывался в школе солдатских детей при Измайловском полку. Здесь же начал военную службу с рядового писаря и, прослужив на военной службе около 50 лет, получил звание чиновника и умер в должности делопроизводителя того же полка. За выслугу лет он был награжден орденом Владимира, давшим ему одновременно звание личного дворянина. Перешло ли это звание по наследству на моего отца, а следовательно, и на меня - не знаю, но всегда отвечаю, что происхожу из дворян.
Родители мои умерли рано. Я учился в 10-й Петербургской гимназии и жил с бабушкой на ее пенсию в размере 25 рублей, которую она получала после смерти моего деда. Со школьной скамьи я увлекся авиацией и по выходе из гимназии вышел на военную службу, имея цель попасть в авиашколу. Однако прежде пришлось до 1916 года прослужить в пехотных частях действующей армии и только в 1916 г. добился перевода в авиацию. Февральскую революцию встретил на фронте. Октябрьскую революцию провел в Ленинграде, где состоял в рядах 1-го Красногвардейского корпуса в составе 12-го социалистического авиаотряда. С 1918 по 1920 гг. провел на боевых фронтах под Псковом, Двинском и Вильно. Затем работал в качестве инспектора в авиашколе, а в 1927 г. убыл в заграничную командировку по заданию Реввоенсовета. Вернулся в СССР в 1929 г. Затем нес работу на воздушных линиях НКВД, с 1933 по 1935 гг. работал пилотом на воздушной линии Хабаровск – Сахалин и в марте 1935 г. перешел на работу в ДС (Дальстрой – А. К.).»
Дополнительные материалы из этого же личного дела Н. С. Снежкова дают более точную дату его рождения: 28 апреля 1898 г. Они также свидетельствуют, что он до Октябрьской революции являлся летчиком в чине штабс-капитана; с ноября 1917 по 1918 гг. – в 12-ом социалистическом отряде; в 1918-1920 гг. – в 1-ом Витебском, 19-ом разведывательном и 12-ом истребительном авиаотрядах; с января 1920 по февраль 1921 г. – в Московской высшей авиашколе; в феврале 1921 – мае 1921 г. – летчик-инструктор Высшей школы летчиков-наблюдателей (г. Ленинград); в 1926 г. – командир авиаотряда 1-го отдельного корпусного авиаотряда (г. Ленинград); в 1927 г. – летчик-сдатчик авиазавода №3 (г. Ленинград) и авиазавода №5 (г. Москва); в 1927-1929 гг. – «находился в Афганистане и состоял на службе Афганского правительства в качестве летчика»; в 1930-1933 гг. – летчик и начальник воздушной авиалинии НКВД Кемь-Красновишерск; в 1933-1935 гг. – пилот аэрофлота (г. Хабаровск). Кроме того, Н. С. Снежков с 1918 по 1928 гг. являлся членом коммунистической партии, но, как указывал сам, затем «выбыл механически, пропустив все сроки партпереписи, проходившей в 1927 г.».
Позже к уже описанному данному периоду жизни Николая Сергеевича добавились новые, весьма содержательные факты из документов, присланных его дочерью Инной Николаевной, которая под впечатлением нашей с ней переписки занялась сбором материалов о жизни отца. Об этом расскажем чуть-чуть ниже, а пока отметим, что согласно свидетельству в Метрической епархиального ведомства книге Измайловского полка, Н. С. Снежков (родители – «отставной канцелярский служитель Сергей Сергеевич Снежков и законная жена его Олимпиада Павловна; оба православного исповедания») был крещен 9 мая 1898 г. При этом указывается, что «таинство крещения совершал протоиерей Стефан Мещерский с дьяконом Александром Боголюбовым».
Подлинник данного свидетельства долгое время хранился в семье Снежковых, но Инна Николаевна, по моей просьбе, передала его в Магаданский областной краеведческий музей, где он стал одним из экспонатов, относящихся еще к дореволюционному периоду российской истории. Вместе с этим, после переписки с архивами Советской Армии и Гражданской авиации СССР она также получила копии послужного списка отца и одной из его автобиографий, написанных еще до приезда на Колыму.
“Материальное положение, - говорится в автобиографии Н. С. Снежкова, относящейся ко 2 января 1933 г., - затрудняло мне закончить образование, и к тому же, имея стремление к авиации еще со школьной скамьи, я по окончании гимназии вступил в 1914 г. на военную службу, имея целью попасть в одну из авиашкол. Но, как имеющий образовательный ценз, был направлен в действующую армию на Северный фронт, где и пробыл до 1916 г. в составе Сибирских стрелковых полков. После третьего ранения добился перевода в авиацию в состав 12-го авиационного дивизиона (под Ригой), где, находясь в 12 истребительном авиаотряде, выучился летать на самолете Дюрерфосса, а затем на других типах последовательно. Февральскую революцию встретил на фронте и принимал участие на различных выборных должностях.
После Октябрьской революции, прибыв с отрядом в Петроград, вступил в состав Красной гвардии, в 1-й Красногвардейский корпус, причем отряд наш получил наименование 12-го социалистического авиаотряда, с которым принимал участие на фронтах под Петроградом против Юденича. С момента сформирования Красной Армии вошел в состав таковой и участвовал на красных фронтах беспрерывно. В 1919 г. проходил переучивание на новых самолетах в Московской авиашколе, а затем был снова в составе авиаотряда под Казанью. С 1921 по 1925 гг. работал летчиком-инструктором Ленинградской авиашколы летчиков-наблюдателей. В 1926 г. снова переведен на строевую работу в качестве командира 1-го отдельного корпуса авиаотряда. В течение 1927 года был сдатчиком на ремзаводе № 3 в Ленинграде и затем на 5-ом госзаводе в Москве, после чего был командирован в ВВС РККА в Афганистан в качестве пилота на самолете Юнкерс F13.
По возвращении в СССР в 1929 году, имея административное взыскание по ст. 193-2 УК за невыполнение приказания, был демобилизован в том же году. Отбывая наказание, я работал летчиком воздухолиний ОГПУ на Белом море, где летал на морских самолетах. По отбытии наказания я был назначен начальником воздухолинии ГУЛАГ ОГПУ (Пермь - Ухта), каковую организовал в 1931 г. В 1932 году ввиду ликвидации означенной линии я уволился и затем после двухмесячного отпуска поступил в научно-исследовательский институт аэросъемки в качестве пилота, где и находился до сего дня.”
В числе типов самолетов, на которых Н. С. Снежков летал с 1916 г., Инна Николаевна указывает следующие:
1. Дюрерфосса
2. Моран-Порасоль
3. Моран-Ж
4. Форман ХХ
5. Форман ХХХ
6. Вуазен
7. Анасель
8. Лебедь ХII
9. Альбатрос
10. Ньюпор-IX
11. Ньюпор-X
12. Ньюпор-XI
13. Ньюпор-XVII
14. Ньюпор-XХI
15. Ньюпор-XХIII
16. Сопвич
17. СПАД
18. Викерс
19. АВРО
20. Ди-9
21. Р-1
22. Р-2
23. Фоккер Д VII
24. Фоккер С IV
25. Кодрон
26. Юнкерс 21
27. Юнкерс 20 поплавковый
29. М-24 (лет. лодка)
28. Юнкерс Ф13
30. У-2
31. П-33
32. П-5
33. ЮГ-1-3 (3-x моторный)
Вложения
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ЛЕТЧИКА СНЕЖКОВА.doc [465 КБ Скачиваний: 922]
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09



Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: fisch1 и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения