Крузе Леонард Густавович (1899 — 1966)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Крузе Леонард Густавович (1899 — 1966)

Сообщение Dobrolet » 04 Июнь 2015 08:07

 3.jpg

Винокуров Алексей Николаевич (на фото слева в фуражке) летал на СССР Ж-1 в 1936 году, после увольнения в запас и до лета 1936, когда самолет был разбит. Правда в момент аварии его в составе экипажа уже не было. Стало быть, крайний справа Леонард Густавович Крузе - пилот (КВС?) этого самолета с 1935 года. Остальные члены экипажа (бортмеханики АЛЕКСЕЕВ и СЕРГЕЕВ, штурман ПОТАПЕНКО, радист ОВЧАРЕНКО и оператор ЧЕРНОБЕРЕВСКИЙ) неидентифицированы.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1395
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Крузе Леонард Густавович (1899 — 1966)

Сообщение ББК-10 » 24 Март 2016 22:15

Советская Сибирь, 1937, № 132, 10 июня.

 Советская Сибирь, 1937, № 132, 10 июня - 0001.jpg
 Советская Сибирь, 1937, № 132, 10 июня - 0002.jpg
Разведчики воздушной экспедиции на Северный полюс летчики Головин и Крузе.

Вести с острова Рудольфа

РАДИОСВЯЗЬ С АЛЕКСЕЕВЫМ И КРУЗЕ

В ночь на 6 июня, когда на дрейфующей полярной станции "Северный полюс" тяжелые корабли подготовлялись к обратному рейсу, с острова Рудольфа на разведку погоды на самолете «Р-5» вылетел летчик Крузе. Ему было дано заданно сделать посадку на льдине, примерно, на 85 градусе широты и информировать корабли о состоянии погоды в этом районе.
Летчик Крузе точно выполнил задание. Опустившись на льдину, дрейфующую на 84 градусе 52 минуте широты, он регулярно давал метеосводки кораблям, возвращающимся на о. Рудольфа. 6 и 7 июня с лётчиком Крузе поддерживалась хорошая радиосвязь, но 8 июня она прервалась.

Вчера в Главсевморпути получена с о. Рудольфа от О. Ю. Шмидта следующая радиограмма:

«Вчера и сегодня на острове Рудольфа туман. Нельзя ни вылетать, ни принимать самолеты. С Алексеевым поддерживается ежечасная радиосвязь. Все у них хорошо. С Крузе, сидящим на 84 градусе 52 минуте, радиосвязь прервалась. Видимо - порча радио. Но вчера он сообщал свои координаты, говорил, что все в порядке. Тревожиться нет оснований. Два самолета у нас готовы к вылету, если понадобится. На самолете Алексеева — тт. Шевелев, Мошковский, Жуков, Сугробов, Шмандин, Гинкин.
О. Ю. ШМИДТ».

В 15 часов 30 минут московским радиоцентром Главсевморпути с острова Рудольфа была принята новая радиограмма. Начальник экспедиции О. Ю. Шмидт сообщал:

«Погода пока не дает возможности лететь к Алексееву, а ему и Крузе — к нам. С Крузе радиосвязь восстановлена — все в порядке. У нас — самолет Головина в часовой готовности, самолет Молокова — в резерве.
О. Ю. ШМИДТ».

Головин на льдине Алексеева, Крузе прилетел на остров

От т. Шмидта с острова Рудольфа получена радиограмма, в которой сообщается, что 8-го июня Крузе прилетел на остров. Одновременно летчик Головин вылетел к самолёту Алексеева. Через 1 час 20 минут полета он сел на льдине Алексеева. Самолет Головина привез бензин, необходимый Алексееву для перелета на остров Рудольфа.
(ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5462
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Крузе Леонард Густавович (1899 — 1966)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 20 Июль 2016 16:34

Вот на просторах интернета, нашлась ещё фотка Крузе Л.Г.
Вложения
 small_7 Л.Г. Крузе.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Крузе Леонард Густавович (1899 — 1966)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Июль 2016 09:24

На 1 странице этой папки, за 9 октября 2013 года, говориться, что Крузе в 1918 году летал на самолете Фарман в качестве наблюдателя с летчиком Степановым и потерпел аварию. При последующем изучении и уточнении биографии Л.Г.Крузе, мной установлено, что это был его однофамилец, или может быть родственник, некий - М. Крузе. Вот выдержка из найденного мной в интернете, материала:
"Отряды Красного воздушного флота, имевшие на вооружении самолёты «Фарман-30», вели воздушную разведку, наносили бомбовые удары по скоплениям войск, железнодорожным узлам и позициям противника. Лётчики 5-го Социалистического авиаотряда Д. Пятницкий и А. Степанов летом 1918 года в боях на Урале выполняли на «Фарманах» порой по четыре вылета в день — два на разведку, два на бомбометание. 24 августа, например, Степанов с комиссаром отряда лётнабом М. Крузе атаковали станцию Таватуй, где уничтожили несколько эшелонов врага".
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Крузе Леонард Густавович (1899 — 1966)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 12 Октябрь 2016 09:58

Я постарался собрать разрозненные сведения о биографии Крузе воедино и написал статью в местной газете Ненецкого АО: Газета "Нарьяна Вындер", Выпуск № 82 (20427) от 4 августа 2016 г.

Заполярные трассы Леонарда Крузе

Прошло чуть более 50 лет с момента, как перестало биться сердце замечательного полярного летчика, пилота 1-го класса, аса полярной авиации, орденоносца Леонарда Густавовича Крузе, эстонца по национальности, но русского по духу, всю жизнь посвятившего Заполярному краю России.
Семья Круус, как звучала фамилия в Эстонии, была крестьянской, но отец будущего летчика Кустав (Густав) Круус в какой-то момент работал даже сельским учителем в Нюпли. Леонард Круус родился 2 (14) мая 1899 года на хуторе Кяпа Вана-Отепнской волости Тартуского уезда Лифляндской губернии. Когда Крузе был маленьким, его отец ушел на военную службу, позже Густав Круус остался в Третьем Московском гренадерском полку на сверхсрочную.
Мать и маленький Леонард перебрались к нему в Москву, здесь мальчик окончил три класса городского училища на Плющихе. К 1911 году Леонард уже окончил два класса реального училища им. К.П. Воскресенского, одного из самых известных учебных заведений Москвы. В отличие от официальной гимназической программы, ориентированной в основном на гуманитарные науки и языки, здесь делался упор на математику, физику, химию, то есть, училище давало реальное образование. Первый директор и его основатель К.П. Воскресенский подобрал отменный преподавательский состав. Из стен училища вышло много знаменитых в будущем людей, каким стал и Леонард Крузе.

Юность прошла на войне

Началась Первая мировая война, и в феврале 1915 года он стал добровольцем, служил разведчиком в 38-м Сибирском стрелковым полку. И воевал, видно, неплохо: был награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1916 году участвовал в солдатском бунте, после чего некоторое время скрывался.
После Февральской революции Крузе попал в 56-й запасной стрелковый полк, который находился под сильным влиянием большевиков, в нем находилось большое число дезертиров царской армии. После Октябрьской революции полк был переименован в Московский образцовый советский полк имени 1 марта (Мартовский полк), названного так в память об участниках предотвращенного террористического акта на Невском проспекте Санкт-Петербурга 1 марта 1887 года, в числе которых был Александр Ульянов. Леонард Крузе включился в политическую деятельность и участвовал в работе полкового комитета.
После Октябрьской революции Леонард Крузе служил в войсках Красной гвардии с момента ее создания, принимал участие в уличных боях в Москве в октябре 1917 года. Позже сражался в особом отделе южного фронта под руководством Яшвили и в других частях Красной армии. Был ранен в марте 1919 года, после этого назначен начальником конного разведотряда. А после окончания войны направлен в кавалерийскую бригаду Г.И. Котовского на ликвидацию Тамбовского восстания 1920–1921 года или, как его впоследствии называли, Антоновского мятежа. Крузе был награжден орденом Красного Знамени РСФСР, именным революционным оружием и золотыми именными часами.

Небо стало его судьбой

После войны Леонард пошел учиться в Петроградскую высшую кавалерийскую школу и осенью 1923 года успешно ее окончил. И сразу же поступил в Ленинградскую летную школу, а в 1925 году получил звание летчика-наблюдателя. После окончания училища, став военным летчиком, он имел хорошую летную практику, участвовал в аэрофотосъемках. Продолжил учебу в Оренбургском летном училище и в 1930 году получил права пилота.
С 24 октября 1930 г. в г. Балашове начала формироваться 3-я Объединенная школа пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота. В мае 1931 года туда начали поступать самолеты У-2, Р-1, П-5, также прибыли летчики и техники из резерва РККА, всего 11 человек. Создается первая и пока единственная в то время авиационная эскадрилья, командиром которой назначается В.А. Головицкий, а командирами отрядов Дмитриевский и Л.Г. Крузе.
Как высококлассный специалист, он был оставлен в летном училище в качестве инструктора, а позже стал начальником эскадрильи. Этот период продлился недолго, и уже в 1931 году Леонард Крузе переходит в гражданскую авиацию. С июня 1931 года, при редакторе газеты «Правда» Льве Мехлисе между Москвой и Ленинградом заработала авиалиния, которая доставляла в Ленинград материалы центральных газет в первую очередь «Правды». С момента открытия линии доставкой политически важной почты занимался летчик Крузе, он на одномоторном самолете ежедневно доставлял из Москвы в Ленинград матрицы газет «Правда» и «Известия».
Второго мая 1932 года 22 самолета во главе с командиром авиа-эскадрильи Леонардом Крузе совершили перелет из города Балашова в Саратов. Там состоялся митинг, в котором приняли участие жители города, советское и партийное руководство Нижневолжского края. В 1934 году при создании 31-го транспортного авиаотряда Пулково он стал первым его командиром.
В 1935 году Леонард Крузе переходит на работу в Народный комиссариат путей сообщений (БАМтранспроект) в связи с поставкой в ведомство гидросамолета МР-6 «СССР Ж-1». Самолет стал первым воздушным судном ведомства, новые технологии серьезно улучшили деятельность комиссариата. Основными задачами пилота стала аэрофотосъемка места, по которому должна была пройти Байкало-Амурская магистраль, а также доставка пассажиров и грузов в отдаленные экспедиции НКПС. Общая площадь съемки — 7 500 квадратных километров, рекогно-сцировки протяженностью 3 480 километров. В том же году летчик совершил рекордный для того времени перелет Ленинград – Иркутск - Нордвик на расстояние около 10 тысяч километров.

Пути привели в Арктику

В 1937 году Крузе перешел на работу в полярную авиацию Московского авиаотряда в Московскую авиагруппу особого назначения, и был назначен в Северную экспедицию командиром пассажирского самолета П-5 № СССР-Н 128. Ему была поручена тренировка пилотов для подготовки к высадке станции «Северный полюс-1», он сопровождал ее на своем самолете.
Погода на Северном полюсе меняется мгновенно. Так, 12 мая Леонарду Крузе в крайне сложных метеоусловиях, при практически нулевой видимости удалось вслепую посадить самолет с экипажем из трех человек на дрейфующую льдину, при этом самолет чудом остался цел. Пурга бушевала пять дней и ночей. Все это время Леонард Крузе, Борис Дзердеевский и Лев Рубинштейн провели в снежном плену. А когда небо разъяснилось, вернулись на базу...
После экспедиции Крузе стал начальником ближней разведки, продолжал руководить экипажем П-5 № СССР Н-128, временно исполнял обязанности начальника полярного аэродрома. В конце 1938 года при реорганизации Московской авиагруппы особого назначения пилота Леонарда Крузе командируют на постоянную работу в Ленскую авиалинию.
В начале 1940 года он участвовал в походе ледокола «Иосиф Сталин» для освобождения изо льдов парохода «Георгий Седов» и побывал на Шпицбергене. Местом работы Крузе стало Восточно-Сибирское побережье Советского Союза, где он совершенствовал методы ледовой разведки.
За два дня до начала войны, 19 июня 1941 года, газета «Правда Севера» писала: «Вчера из Москвы в Архангельск прилетел полярный пилот-орденоносец Л.Г. Крузе. Пилотируемый им самолет «СССР Н-311» (Ли-2/ПС-84) – комфортабельная пассажирская машина, которая будет впервые эксплуатироваться летом за полярным кругом. Ее колеса оборудованы специальными баллонами, обеспечивающими безопасность взлета и посадки в тундре, на болотистых почвах. На борту корабля – пассажиры, почта и грузы для Амдермы».
Война
Командир экипажа полярной авиации главного управления Северного морского пути при Совнаркоме СССР Леонард Гус-тавович Крузе с первых дней Великой Отечественной войны проводил ледовую разведку в северных морях для обеспечения проводки конвоев судов. Произвел в 1941–1942 годах 49 вылетов на розыски пропавших без вести экипажей ВМФ и на спасательные операции.
Так, в 1942 году на самолете Ли-2/ПС-84 он обеспечил доставку продовольствия личному составу аварийного корабля СКР-73, зажатого льдом в районе Ходоварихи на территории Ненецкого национального округа, и в дальнейшем вывез весь его экипаж в Нарьян-Мар. Аналогичная помощь была оказана Леонардом Крузе грузовому пароходу «Вытегра», получившему повреждение от удара о камни и севшему на мель у мыса Русский Заворот в Печорском заливе (Карское море) 19 ноября 1941 года.
В июне-июле 1941 года пилот Крузе выполнял большую транспортную работу по подвозу винтовок из Харькова в Мурманск, где их не хватало для оснащения армии. Кроме того, произвел 42 вылета в Мурманск для доставки пушек, снарядов и других видов вооружения, необходимого для обороны. Всего экипаж самолета под его руководством обеспечил подвоз 86 тонн вооружения различных видов в зоне, находившейся под воздействием противника.
В 1942 году экипаж Крузе работал на авиаперевозках грузов через Тихий океан из США в СССР – доставлял продукты питания (консервы, яичный порошок) и одежду. В 1943 году Крузе продолжал работать на дальневосточных трассах и получил новый самолет. Этим самолетом стал Douglas C-47 Skytrain, бортовой номер СССР Н-368, вторым пилотом стал герой Советского Союза М.А. Титлов, штурманом В.И. Аккуратов.
Осенью 1942 года Крузе несколько раз совершал посадку на пассажирских самолетах ПС-84, оборудованных колесными шасси, на льдины у побережья Чукотки и Якутии. Леонард Крузе выработал собственные методы использования самолетов на колесных шасси в ледовых условиях и даже завез на остров Врангеля в Восточно-Сибирском море северных оленей, восстановив там их популяцию.

Яшки на тебя нет…

Известный писатель-сатирик Аркадий Арканов так вспоминал о встречах с Леонардом Крузе: «У нас был знакомый полярный летчик Герой Советского Союза – Леонард Густавович Крузе, эстонец. А на другой стороне Енисея был аэропорт, тогда – аэродром. Туда приземлялись «Дугласы», на которых из Америки во время войны привозили всякие товары по ленд-лизу. И он был летчиком – полярным, знаменитым, который занимался во время войны этими трансконтинентальными перелетами. И когда он прилетал в Красноярск, заходил к нам. Он очень дружил с моей мамой, и я его помню замечательно. А потом мы жили в Москве, и до самой его смерти мы с ним были в очень близких отношениях, то есть с самого моего детства. И в 1942 году он моей маме сказал: «Давай я покатаю Аркадия на самолете и помашу тебе крыльями. Буду пролетать мимо дома – над гостиницей (где мы жили на Диктатуры пролетариата) – и помашу тебе». И он взял меня на аэродром, посадил в «Дуглас» пустой, и он был пилот, а я – единственный пассажир. Я никогда этого не забуду, мы пролетели над нашим домом, и он, как и обещал, махнул крылом! И с того момента я обожаю полеты и перелеты любой дальности».
После войны Леонард Густавович Крузе в звании подполковника являлся руководителем ремонтных работ по восстановлению трофейных самолетов в Лейпциге. А по их окончании направляется в Москву на должность руководителя полетов, но ему не нравилась кабинетная работа, его все время тянуло на Крайний Север, и он снова вернулся в Заполярье.
В 1947 году с экипажем Крузе произошел интересный случай, когда все находящиеся в самолете (бортовой номер – СССР Н-368) приняли айсберг за остров и составили акт: «Возвращаясь с ледовой разведки, на координатах 76°19’ северной широты и 173°10’ западной долготы в 4 часа 10 минут московского времени мы заметили на горизонте огромное ледяное поле, которое выделялось над окружающим морским льдом своими размерами, формой и рельефом… Командир корабля Л.Г. Крузе, штурман В.И. Аккуратов, борт-механик Г.В. Косухин, океанолог Н.Г. Субботин».
После этого коллеги шутили над ним: «Первооткрыватель арктического острова Робинзона Крузе». Остров, названный учеными островом «Котова-Крузе», оказался флобергом, то есть, скоплением дрейфующих льдов. И год спустя, уже в других координатах, был вновь «открыт» американскими пилотами, устроившими на нем военную базу Target-1.
В 1946 и 1947 годах Леонард Крузе занимался ледовой разведкой на самолете Douglas C-47 Skytrain, бортовой номер СССР Н-368. Но 11 декабря 1946 года при посадке вне аэродрома Игарка произошла небольшая авария самолета, которая повлияла на его дальнейшую летную работу. После разбора происшествия Леонарда Крузе направляют на медицинскую комиссию для определения его годности к летной работе, учитывая его пониженное зрение.
В это время (1947-1948) на территории Ненецкого национального округа и в Коми АССР происходят четыре аварии и авиакатастрофы самолетов Ли-2/ПС-84, принадлежащих управлению полярной авиации Главсевморпути, три из которых повлекли большое количество человеческих жертв. И тогда издается распоряжение о замене руководителей полетов в аэропортах «Амдерма», «Воркута» и других полярных точках, не имеющих специальной летной подготовки, на бывших полярных летчиков с богатым опытом полетов в условиях Крайнего Севера. Так Леонард Крузе становится руководителем полетов в аэропорту «Амдерма», где работает с конца 1949 по 1955 год.
В своей книге «Точка возврата» писатель Владимир Санин так описывает один из эпизодов из жизни Леонарда Крузе в Амдерме: «… – Личность у тебя, Михаил, как после похмелья, Яшки на тебя нет. – Какого Яшки? – не понял Блинков. – Необразованный ты человек, Блинков-младший. Крузе Леонид Густавович был такой, один из зачинателей полярной авиации. В мое время он в Амдерме руководил полетами, а Яшкой звали его болонку. Боялись мы этого Яшку, как огня, медосмотр он проводил лучше любого доктора – чуял спиртное за версту, тут же начинал беситься, рычать и прыгать. «Идите, отдыхайте, голубчик, – ласково говорил Крузе, – приводите себя в порядок». Никуда я тебя не пущу, зеваешь, глаза красные... – Вот и хорошо, – согласился Блинков, – отосплюсь у тебя на диване».

Человек-легенда для всех, кто его знал

В октябре 1960 года Леонард Крузе уже работает начальником аэропорта «Нижние Кресты» на Колыме, в настоящее время это поселок Черский. Лето 1965 года он провел на берегу озера Пюхаярв (южная Эстония) и говорил, что он собирался вернуться в Эстонию.
К концу своей тридцатилетней летной карьеры Крузе налетал почти четыре миллиона километров! После выхода на пенсию жил в Москве.
Леонард Густавович Крузе скончался 20 февраля 1966 года, его кремировали в Москве и захоронили прах 15 мая 1966 года на кладбище Otepää uus kalmistu в эстонском городе Отепя. На его могиле установлен памятник с изображением рельефной карты Арктики.
Наград его было не счесть, и все – заслуженные, потом и кровью заработанные. Леонард Крузе был награжден Георгиевским крестом III степени (1915), Георгиевским крестом IV степени (1916), орденом Красного Знамени РСФСР (1920), орденом Красного Знамени (1945), двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды (1937), несколькими медалями и знаком «Почетному полярнику».
Высшей наградой Советского Союза считался орден Ленина. Учитывая, что таких орденов у Леонарда Крузе было два, да и остальные относились к высоким правительственным наградам, можно предположить, что ему полагалось иметь звание Героя Советского Союза. Об этом в своих воспоминаниях говорил и писатель-сатирик Аркадий Арканов. Получил или нет в действительности это звание Леонард Крузе? В интернете на этот счет информации нет. Это еще предстоит узнать исследователям его биографии.
Сергей Козлов
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Крузе Леонард Густавович (1899 — 1966)

Сообщение Historik » 22 Октябрь 2018 13:11

В ВВЭ "Север" Л.Г.Крузе был назначен вторым пилотом на Н-169 И.П.Мазурука и долетел с ним до о.Рудольфа (по другим данным, вторым на Н-169 до о.Рудольфа был Я.Д.Машковский). Затем стал командиром разведчика Н-128 (штурман-радист - Л.М.Рубинштейн, бортмеханик - Я.В.Брезин, который также летел до о. Рудольфа на Н-169):
 Крузе.jpg

Л.Г.Крузе.
 Спирин-Рубинштейн.jpg

Л.М.Рубинштейн (справа) с И.Т.Спириным- флаг-штурманом экспедиции и штурманом Н-170.
На разведку погоды с экипажем Л.Г.Крузе летал и синоптик экспедиции Б.Л.Дзердзеевский.
 Дзердеевский3.jpg

 Дзердзеевский2.jpg

 Дзердзеевский.jpg

Б.Л.Дзердзеевский.
Снимки фотокора Вдовенко Бориса Евгеньевича (1909-1995) - из коллекции ФГБУК «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12614551;
http://goskatalog.ru/portal/#/collectio ... ru/portal/#/collections?id=12125340; http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12125386
Historik
 
Сообщения: 489
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения