Остащенко-Кудрявцев Борис Павлович (1876-1956)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Остащенко-Кудрявцев Борис Павлович (1876-1956)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Сентябрь 2010 20:55


Борис Павлович Остащенко-Кудрявцев (28.12.1876 г. (ст. ст.) Санкт-Петербург - 01.10.1956 г. Харьков). Астроном-геодезист. Участник экспедиции градусных измерений на острове Шпицберген (1900 г.).

Всеукраинский научно-популярный журнал «UNIVERSITATES. Наука и просвещение»
Борис Павлович Остащенко-Кудрявцев. Документально-биографический очерк
© М. А. Балышев, Н. А. Белостоцкий

...Весной 1899 г. адмирал С. О. Макаров обратился к директору Пулковской обсерватории О. А. Баклунду с письмом, в котором просил командировать кого-то из пулковских астрономов для участия в полярной экспедиции на ледоколе “Ермак” для выполнения астрономических и магнитных наблюдений. Выбор О. А. Баклунда пал на Бориса Павловича, поскольку он (по словам Баклунда) уже зарекомендовал себя искусным наблюдателем и, кроме того, уже принимал участие в исследовании Курской магнитной аномалии. Предполагалось, что экспедиция направится в Екатерининскую гавань Кольского полуострова, обогнув о. Шпицберген с севера (чего, на тот момент, еще не делало ни одно судно в мире), а после “Ермак” должен был направиться к северным берегам Сибири, к устью Оби и Енисея, устанавливая по пути в соответствующих пунктах знаки для осуществления в тех краях мореходства [28, с. 110].

“Я, конечно, немедленно выразил свое согласие, – писал в своих воспоминаниях Борис Павлович. – В один из ближайших дней я должен был уже зайти по указанному мне адресу к командиру “Ермака” для окончательных с ним переговоров” [22]. Согласовав все официальные формальности, поверив магнитные приборы в Главной Палате мер и весов, Б. П. Остащенко-Кудрявцев получил выездной заграничный паспорт, на котором была начертана резолюция: “Командирован по Высочайшему повелению за границу”. Она производила просто магическое действие на жандармов, сразу “бравших под козырек” [22].
Ледокол отправился из Кронштадта на длительную стоянку в английский город Ньюкасл, а Борис Павлович поспешил за железнодорожными билетами: в Англию ему было предписано добираться поездом. Позже он вспоминал: “... 20 мая я направился в кассу Общества международных спальных вагонов, чтобы получить билет на поезд прямого сообщения Петербург–Лондон, по направлению Берлин–Флиссингер–Квинборо. У кассы стояла небольшая очередь. Билеты выдавались на поезда, отходящие по самым разнообразным направлениям. Стоявший передо мной пассажир потребовал билет на 21 мая (по ст. ст.), как раз на Лондон. Билет ему был выдан, но оказалось, что этот билет был последним. Пришлось взять билет на поезд, отправлявшийся на сутки позже. Таким образом, я, сам не зная того, избежал смертельной опасности, ибо тот поезд, на который я стремился попасть, потерпел страшное крушение...” [22].

В полярной экспедиции Б. П. Остащенко-Кудрявцев занимался астрономическими и магнитными наблюдениями; научные выводы выполненных им исследовательских работ опубликованы в двух статьях: «Определение коэффициента земной рефракции» и «Магнитные наблюдения на ледоколе “Ермак”». Поскольку удобных случаев для осуществления магнитных наблюдений выдалось немного, Остащенко-Кудрявцев предложил свои услуги С. О. Макарову по изучению процессов формирования так называемых “тяжелых льдов”, образующихся в полярных морях (параллельно с наблюдениями собственно астрономических явлений). Остащенко-Кудрявцев с помощью ареометров определял удельные веса морской воды, занимаясь изучением физических свойств льда [28, с. 110]. Нужно отметить, что с поставленной задачей он полностью справился, определив закономерность возникновения “тяжелых льдов”. После завершения арктического похода, как “представитель русской ученой мысли”, вместе со Степаном Осиповичем Макаровым, Борис Павлович совершил еще одну поездку в Англию для участия в работе съезда Британского королевского географического общества в Дувре и даже заседал в его Президиуме [13].

Параллельно с арктической экспедицией адмирала С. О. Макарова, с 1899 по 1901 г., важной геодезической работой, осуществляемой русскими и шведскими учеными на средства Российской Академии наук, стало проведение измерений линейной длины дуги земного меридиана на островах Шпицбергена, участие в которой опять привело Бориса Павловича в полярные широты. Начальником экспедиции был назначен Д. Д. Сергиевский, знакомый Остащенко-Кудрявцеву по Курской экспедиции. Длина всей дуги исследуемого меридиана была равна 4°12’, а непосредственно русской части экспедиции для измерительных работ досталась южная часть дуги меридиана длиной в 2°26’. Кроме Б. П. Остащенко-Кудрявцева, от Пулковской обсерватории в этих работах также принимали участие (общее руководство осуществлялось директором О. А. Баклундом) астрономы А. С. Васильев, С. К. Костинский, А. Д. Педашенко и А. А. Кондратьев. Вместе с ними Борис Павлович участвовал в чрезвычайно опасном мероприятии – походе вглубь острова Шпицберген. Общее же его участие в градусных измерениях ограничилось только 1900 годом [4].
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения