Порцель Леонид Михайлович (1889 - 1932)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Порцель Леонид Михайлович (1889 - 1932)

Сообщение Александр Кот » 27 Июнь 2010 11:52

Порцель Леонид Михайлович – морской летчик, выпускник Бакинской школы морской авиации
 Порцель Л.М.jpg

22.10.1889 - 7.9.1932

Леонид Порцель родился 22 октября 1889 года в Санкт-Петербурге.

В 1908 году он окончил реальное училище, а в сентябре 1909 года поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте.

В январе 1912 года Порцель поступил на воинскую службу юнкером флота. В январе 1914 года уволен в запас.

В июле 1914 года по мобилизации Порцель был зачислен во 2-й Балтийский флотский экипаж и в период с сентября 1914 по март 1916 года воевал охотником в составе морских подразделений на различных фронтах сухопутного театра военных действий.

За отличия в боях в марте 1916 года Леонид Порцель был награждён Георгиевским крестом 4-й степени.
Порцель обучался полётам в Петрограде и Ораниенбауме.

Б июне 1916 года Порцель был принят в Бакинскую офицерскую школу морской авиации.

Б сентябре 1916 года приказом Морского министра Порцель был призведён в прапорщики по Адмиралтейству.

15 марта 1918 года Порцель вместе с Бакинской школой отбыл в Нижний Новгород, но в ноябре 1918 года вернулся в Петроград для сдачи экзамена на звание морлёта.

В июне 1919 г. Порцель участвовал, как лётчик-инструктор Школы мороской авиации им. Л.Д.Троцкого, в подавлении мятежа на форту "Красная горка".

С 7 июля 1919 г. он был переведён пилотом в Ораниенбаумский воздушный дивизион, после чего совершал боевые вылеты во время военных действий в районе Петрограда и Финского залива.

В июне 1920 года Порцель был назначен начальником 1-го гидроотряда 1-го воздушного дивизиона Воздушной бригады Балтийского флота.

В августе 1920 года его назначили начальником 2-го воздушного дивизиона Воздушной бригады БФ.

30 августа 1920 года Порцель выбыл в командировку в Архангельск и Мурманск для выбора мест базирования двух гидроотрядов.

В октябре 1920 года его назначили помощником командира Воздушной бригады по оперативной и строевой части, а в декабре он стал во главе формируемого Мурманского гидроотряда.

В начале марта 1921 года Порцель служил в оперативном отделе штаба 7-й армии, как специалист по авиационным делам.

В мае 1921 был переведён в Харьков на должность помощника начальника Украинского воздушного флота по гидроавиации.

В августе 1921 года по упразднении прежней должности Порцель прибыл в распоряжение начальника Воздушного флота Балтийского моря и был занесён в списки лётчиков Беломорского гидроотряда в Архангельске.

В октябре 1921 года Порцель был назначен начальником 2-го дивизиона Воздушного дивизиона Балтийского моря, а 29 декабря по расформировании дивизиона выведен в резерв Воздушного флота.

30 декабря 1921 года он был прикомандирован как пилот к 1-му разведывательному гидроотряду.а 31 декабря отбыл в Петрозаводск на Карельский фронт.

В марте 1922 года Порцель был отозван в Петроград и стал временно исполняющим должность начальника штаба Воздушного флота Балтийского моря. Спустя два месяца он был утверждён на посту начальника штаба.

3 августа 1922 года вступил во временное командование ВВС Балтийского моря и прослужил в этой должности до начала января 1924 года

В марте 1924 года Порцель был назначен начальником одного из гидроотрядов, а в сентябре 1925 года переведён в Школу лётчиков-наблюдателей им. К.Е.Ворошилова на должность командира морского отряда.

В октябре 1925 года Порцель стал слушателем Специальных академических курсов морской авиации при Морской академии , успешно окончил их к июлю 1926 года и получил назначение в Севастополь, где возглавил 1-й отряд Отдельной морской миноносной эскадрильи ЧФ.

В 1927-1928 гг. Порцель являлся временным командиром 60-й Отдельной авиаэскадрильи, 65-го отдельного авиаотряда и помощником начальника штаба ВВС Чёрного моря по оперативной и учебной части.

15 апреля 1929 года Порцель был выведен в резерв РККА, зачислен на работу в общество "Добролёт" и вскоре прибыл в Иркутск в Управление Сибирских воздушных линий для полётов по маршруту Иркутск-Якутск и Иркутск-Бодайбо.

1 февраля 1931 года Порцель был уволен по сокращению штатов общества “Добролет” и перешёл на работу в Управление полярной авиации, чья основная база располагалась в Красноярске.

В августе 1932 года его назначили в авиаслужбу Комсеверпути в Карскую морскую экспедицию по разведке льдов и проводке судов в Карском море.

Леонид Михайлович Порцель трагически погиб в 1932 году при аварии в проливе Маточкин шар: над проливом Маточкин Шар летающая лодка " Дорнье Валь" с регистрационным номером Н3 и именем "Комсеверпуть №3", которую пилотировал летчик Леонид Порцель, потерпела аварию и упала в море. Из шести членов экипажа в живых осталось только трое.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Порцель Леонид Михайлович (1889 - 1932)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Июнь 2010 15:18

 Порцель.jpg
Взято с ФОРУМА ВЫПУСКНИКОВ ЕВВАУЛ "Что мы знаем о "морской авиации" ? http://forum1.evvaul.com/index.php?topi ... 90#msg8790
Источник - Том1 "Униформа Российского ВВФ 1890-1935г." Кибовского и Со.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Порцель Леонид Михайлович (1889 - 1932)

Сообщение Александр Андреев » 23 Январь 2013 16:01

Л. М. Порцель
Некролог

"Бюлл. Аркт.инст", 4, 1933, с. 80-82

 p028.jpg
Леонида Михайловича Порцеля я знал с 1917 г., когда он во время империалистической войны, еще будучи студентом Ленинградского Университета, поступил во флот добровольцем (юнкером флота). В том же 1917 г. он по желанию откомандировался в Бакинскую школу гидроавиации в качестве ученика морского летчика. Во время бакинского восстания школа была переведена в Ораниенбаум, куда перебрался и Порцель. Во время наступления немцев на Ленинград школу перевели в Нижний-Новгород, где в ее новой организации принимал активное участие и Порцель. В 1918 г. он успешно окончил ее и, сдав экзамен на морского летчика, получил назначение морским летчиком в один из гидроотрядов Военно-воздушных сил Балтийского моря, где летал на самолетах самых различных типов.

В 1919 г. Порцель участвует в подавлении восстания на Красной Горке, неся рискованную лётную работу. Вспыхивает в 1921 г. Кронштадтское восстание, и мы видим Порцеля и здесь, где он ведет разведки и бомбардировку с самолета.
В начале 1922 г. Порцель, уже будучи командиром гидроотряда, получает назначение на карельский фронт, где до ликвидации восстания он ведет боевую работу, имея базою Петрозаводск. По возвращении с фронта Порцель назначается временно исполняющим должность начальника Военно-воздушных сил Балтийского моря и занимает эту должность до начала 1924 г. В том же году он переводится в управление Военно- воздушных сил Черного моря в качестве командира гидроотряда. Вплоть до 1929 г. Порцель командует бессменно различными гидроотрядами легких и тяжелых самолетов, зачисляется в резерв Управления Военно- воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии и откомандировывается в Гражданский воздушный флот. Здесь он, как опытный морской летчик, назначается на ответственную лётную работу на почтово-пассажирской линии Иркутск—Якутск по р. Лене. На этой линии Порцель летает
с 1929 по 1932 гг. беспрерывно при температурах, доходящих до 50°. За время его лётной работы на этой труднейшей по своим метеоклиматическим условиям нашей Восточно-Сибирской линии Порцелем были перевезены сотни пассажиров и тысячи килограмм почты. Имея не одну тысячу налетанных часов, он не имел за все это время ни вынужденных посадок, ни поломок.

В 1932 г. Порцель, как опытный полярный пилот, назначается Гражданским воздушным флотом на ответственнейшую лётную работу в Комсеверпуть, в Карскую морскую экспедицию по разведке льдов и проводке судов в Карском море на самолете Дорнье-Валь.

В августе он совершает на Дорнье-Валь перелет из Севастополя в Архангельск. Имея 5 промежуточных посадок, самолет проходит при неблагоприятных условиях погоды, в туманах и дождях, весь этот длинный путь в 5 суток.
20 августа 1932 г. Порцель вылетает из Архангельска в Карское море, имея базою о-в Вайгач (бухта Варнека), где ведет ледовые разведки по проводке судов Карской морской экспедиции.

8 сентября он вылетает в дальнюю разведку моря, имея на борту самолета начальника морской экспедиции М. И. Шевелева, второго пилота Дальфонса, лётного наблюдателя Ручьева, много летавшего в Арктике, и двух бортмехаников. Он залетает в бухту Крестовую (западный берег Новой Земли северного острова), откуда предполагался полет на Землю Франца-Иосифа. Неблагоприятная погода препятствовала выполнению этого полета, и самолет чрез Маточкин Шар возвращается на свою базу на о-в Вайгач.

На своем пути, при полете над Маточкиным Шаром, самолету пришлось встретиться с сильным ветром (от 17 до 20 м в секунду) и туманом. Поэтому было решено сделать посадку в губе Белушьей (восточный берег Маточкина Шара). У радиостанции Маточкина Шара, при подходе к губе Белушьей, самолет с высоты 100 м потоком сильного ветра с гор сбрасывается и прижимается к воде и при скорости до 180 км в час ударяется носовой частью о воду, в результате чего происходит ужасная катастрофа: он разбивается вдребезги. От удара о воду моторы с сидевшим между ними бортмехаником Чечиным были сорваны с рамы и выброшены в воду, откуда механику удалось выбраться и спастись. Также спаслись Шевелев и второй бортмеханик, находившийся в задней части самолета.

При аварии погибли командир самолета Л. М. Порцель, второй его пилот Дальфонс и наблюдатель Ручьев.

Так стихия Арктики вырвала из рядов полярных смельчаков, несших тяжелую ответственную работу по ее освоению, лучших советских полярных летчиков Порцеля и Дальфонса и наблюдателя Ручьева.
Порцель погиб в возрасте 38 лет.

И. К. ИВАНОВ
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3101
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Порцель Леонид Михайлович (1889 - 1932)

Сообщение Александр Кот » 04 Май 2013 14:24

 Памятник экипажу.jpg
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 607
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Порцель Леонид Михайлович (1889 - 1932)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Июль 2014 21:17

Александр Кот пишет:1 февраля 1931 года Порцель был уволен по сокращению штатов общества “Добролет” и перешёл на работу в Управление полярной авиации, чья основная база располагалась в Красноярске.

ИМХО. Не очень корректно написано. УПА ГУСМП создано позже (1933). Видимо в "Комсеверпуть" Наркомата внешней и внутренней торговли СССР (1931 - 1933)
В августе 1931 г., Порцель еще работал в ВСУ ГВФ.

ВСП 1931 № 189 (25 августа.)

 ВСП 1931 № 189 (25 авг.) Порцель ЛМ. Проф.Смирнов.jpg
БЛЕСТЯЩИЙ ПОЛЕТ САМОЛЕТА В ТАЙГУ

На днях в нижне-илимской тайге руководитель разведочно-геологической партии проф. Смирнов внезапно заболел. Оказать помощь больному на месте не было никакой возможности. Потребовалась помощь из Иркутска.
С этой задачей блестяще справился пилот граждвоздухфлота тов. Порцель. Несмотря на абсолютную неизвестность таежной местности и возможность аварии при посадке самолета в тайге пилот Порцель, вылетев в тайгу 21, 22 августа, доставил тяжело больного професора Смирнова в Иркутск.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Порцель Леонид Михайлович (1889 - 1932)

Сообщение ББК-10 » 22 Ноябрь 2014 12:17

ВСП 1930 № 057 3 ноября.

 ВСП 1930 № 057 (3 нояб.) Благодарность летчику Порцель.jpg
ЛЕТЧИКАМ ПОРЦЕЛЬ И ЛУНЦЕН ОБЪЯВЛЕНА БЛАГОДАРНОСТЬ

27 октября вернулся из Бодайбо гидросамолет Добролета № 442. Этот последней осенний рейс на линии Иркутск — Витим — Бодайбо был крайне рискованным.
В Бодайбо разразился снежный ураган, так что самолет должен был ожидать конца урагана полторы сутки. При вылете его из Бодайбо реки были сплошь покрыты шугой. Посадка становилась совершенно невозможной. Все же первая посадка была сдельна в Киренске, где при взлете самолету еле удалось оторваться от сгустившейся шуги, На расстоянии 850 километров от Киренска до Балаганска самолет шел без посадки. В Балаганске пурга оказалась гораздо реже и самолет, успешно поднявшись, прибыл в Иркутск в полной исправности.
Этим самолетом управляли пилот Порцель и бортмеханик Лунцен. За сохранение машины при опасном перелете Восточно - Сибирское краевое управление «Добролета» вынесло им благодарность.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5607
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Порцель Леонид Михайлович (1889 - 1932)

Сообщение Адольф Милованов » 22 Ноябрь 2014 16:02

РГАЭ, ф.9570, оп. 2. Дело 1940. Отчёты о работе Воздушной службы ГУСМП по основной деятельности за 1931-1933гг. ...
Л. 93. Отчёт о деятельности Авиаслужбы КСМП за 1932 год. ...
15. Налёт часов каждым самолётом:
Н-1 – выполнено 59 полётов, 110 час.8мин.,
Н-2 – 76 полётов, 225ч.16м,
Н-3 – 14 полётов, 61ч.8м,
Н-4 – 91 полёт, 153ч.7м,
Н-5 – 9 полётов, 20 часов. Итого 249 полётов, 569 час. 39 мин.
16. Состав экипажей самолётов:
Сам. Н-1: к-р Петров Л.В., пилот Страубе Г.А., б/м Косухин В.В., пом. б/м Крутский Б.Г.;
Сам. Н-2: к-р Алексеев А.Д, пилот Козлов М.И, б/м Побежимов Г.Т, летнаб Жуков Н.М, пом. б/м Телеутов.
Сам. Н-3: к/с Порцель Л.М., пилот Дальфонс Г.В, летнаб Ручьев В.В, б/м Чечин В.С, пом. б/м Проворихин Р.Б, нач. Авиаслужбы М.И. Шевелёв.
Сам. Н-4: к/с Молоков В.С, пилот Чернявский Г.М, б/м Артамонов П.И.
Сам. Н-5: к/с Липп Я.С., б/м Кекушев Н.Л.
18. Количество происшествий: катастроф – 1, моторных аварий – 4, вынужденных по – 14.
… Невыполнение плана в целом за 1932г надо отнести за счёт с-та Н-3, потерпевшего катастрофу и за счёт...

Согласно постановления СНК СССР от 20.12.1932г. Воздушная Служба Комсеверопути к 16.3.1933 г. перешла в ГУСМП.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1246
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения