Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Кара » 06 Ноябрь 2019 22:40

Вот оригинал второй статьи:
ВТОРОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ "САВОЙИ"

"В связи с тем, что в Ульяновске при Центре гражданской авиации стран - членов СЭВ создается головной отраслевой музей, обращаемся к работникам Дальневосточного управления Гражданской авиации с просьбой оказать нам помощь в поисковой работе по розыску образцов старой авиационной техники. По нашим данным, на территории управления находится несколько самолетов-ветеранов, представляющих большую историческую ценность: близ поселка Дуки района имени Полины Осипенко - обломки ТБ-3 и Си-47; в одном из озер между Троицким и Комсомольском-на-Амуре лежит по типу напоминающий Р-5, который хорошо просматривается сверху; в районе Тугурского залива на реке Сырай потерпели аварию несколько самолетов ТБ-3; на мысе Лазарева находится самолет "Савойя-55". Убедительная просьба сообщить нам все имеющиеся сведения по этим и другим самолетам, указать их техническое состояние и местонахождение".
(Из письма директора музея В. Корнеева).


Сообщение о том, что в глухой тайге обнаружен старый самолет, поступило в Дальневосточное управление гражданской авиации из лесоустроительной партии, работавшей на побережье Татарского пролива.
Перед выездом на место поисково-спасательная группа обратилась к старейшим авиаторам-дальневосточникам: что за самолёт мог лежать в том районе? Тогда и вспомнился ветеранам случай, происшедший в далеком 1935 году...

Где летчик Святогоров?

"26 июня в 10 часов 40 мин. утра из Александровска-на-Сахалине в Хабаровск вылетел пассажирский гидросамолет с бортовым номером Л-840 (типа "Савойя-55") под управлением летчика Святогорова. Погода в Александровске благоприятствовала. В течение 1 часа 57 мин. Л-840 держал связь с землей. Последнюю метеосводку Святогорову передал Нижне-Тамбовск, после чего связь с самолетом была прервана.
По сведениям аэропортов, в день вылета Л-840, несмотря на хорошую погоду в Александровске, возле Де-Кастри, был большой шторм. По предположению работников граждвоздухфлота, Святогоров мог сделать вынужденную посадку в Татарском проливе".
("Тихоокеанская звезда",
2. 7. 1935 г.)


Александр Святогоров стал известен стране во время челюскинской эпопеи. Вместе со своим самолетом он плыл на пароходе "Сталинград" на помощь дрейфующей во льдах экспедиции с затонувшего "Челюскина". Председатель правительственной комиссии В. Куйбышев назвал тогда его одним из "лучших полярных летчиков Союза". Вот в подтверждение случай, о котором я узнал из старой подшивки "Правды".
Когда "Сталинград" застрял на подходе к Чукотке, Святогоров добился разрешения комиссии вылететь прямо с кромки окружающих пароход льдов, отчаянно смело проведя свой сухопутный, "обутый" в лыжи самолет над студеными водами Берингова моря. На картах спасательных операций, которые публиковали все газеты, появилась еще одна пунктирная ниточка воздушной трассы: экипаж молодого авиатора-дальневосточника начал доставлять в бухту Провидения снятых со льдины челюскинцев.

Розыски самолета л-840

"Вчера редакция получила дополнительные сведения об исчезнувшем самолёте. На нем находилось 8 пассажиров, бортмеханик Стыченко и радист Ефремов. Через 1 час 08 минут после взлета Нижне-Тамбовская рация запросила Святогорова о его местонахождении. В 11 часов 51 минуту был получен ответ: " Принял. Все ясно. Местонахождение неизвестно, туман. Следите за нами. В 11 часов 58 минут Ефремов передал следующее: "Сообщите авиасводку о погоде". Нижне-Тамбовск передал требуемую сводку, но подтверждения о приеме от самолета не последовало.
По телеграфу срочно были запрошены все населенные пункты. Моноплан с красными лентами на хвостовом оперении показывался у мыса Гинтер, высота полета достигала 1 600 метров. В бухте Нокатово слышали шум мотора, но самолета не было видно из-за дождя. Капитан катера "Москальво" видел лично самолет Святогорова у мыса Чихачева, низко летящим над водой.
На следующий же день пилот Мазурук вылетел на разведку, которая закончилась безуспешно. Розыски продолжаются.
("Тихоокеанская звезда"
3.7.1935 г.).


Совсем недавно, спустя почти пятьдесят лет после тех поисков, известнейший полярный летчик генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук делился со мной воспоминаниями:
- Работал я тогда командиром тринадцатого гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ, базировались мы в Хабаровске. В ту навигацию я самолично давал тренировку и "провозил" по сахалинской трассе Святогорова. Был Александр отличным летчиком-"гидристом", но подвела его скорее всего капризная на побережье погода.

Важное известие Мазурука

Пилот Мазурук в поисках пропавшего самолета пролетел около 5 тысяч километров, опрашивал население - рыбаков, охотников и др. Он сообщил чрезвычайно важное известие. С катера "Москальво" заметили Святогорова, пролетавшего подле мыса Невельского низко над водой. После этого Л-840 взял курс на реку Медвежью и скрылся в её долине, направляясь на материк. Одновременно пост на мысе Лазарева слышал шум мотора".
("Тихоокеанская звезда"
4.07.1935 г.).


Итак, получив телеграмму, на мыс Лазарева срочно вылетела поисковая группа. В лагере лесоустроителей пришлось взять проводника - добраться к месту на вертолете оказалось невозможным: сопка, на которой лежал самолет, была прочно закрыта нередким здесь туманным выносом с пролива.
Утром место происшествия безошибочно указали сбритые падавшей машиной верхушки вековых елей. Сначала наткнулись в распадке на тройное хвостовой оперение. Выше на склоне лежали обе лодки гидросамолета - в них размещались пассажирские каюты. Мощные по тем временам двигатели - в 750 лошадиных сил каждый - марки "Изотта-Фраскини" за десятилетия не тронула ржавчина. Сфотографировали разбитую радиостанцию, разрушенный фонарь пилотской кабины. Поодаль, в кустах, обнаружили плоскости. И вот, наконец, главное: грязно-голубой кусок перкали, обтягивашей фюзеляж, с опознавательными надписями!
- Старейший авиационный бортмеханик Мороков, который лично знал Святогорова и обслуживал в тридцатые годы его машину, тут же подтвердил: "да, это "Савойя" - показывал мне фотографии руководитель той поисковой группы Виктор Сергеевич Нуждин, работающий ныне на хабаровском авиаремонтном заводе № 24 ГА. Он бывший летчик, совершил в годы Великой Отечественной войны и войны с империалистической Японией более трехсот боевых вылетов. - Судя по всему,
прижатый туманом Л-840 шел на бреющем по долине речки, и крутой склон перед собой пилот увидел неожиданно. Рванул штурвал не себя, но каких-то тридцати метров не хватило, чтобы перевалить через вершину.
Действительно, спасение было близко - внизу, сколько хватает глаз, грудились невысокие сопки, стелилась бесконечная тайга, уходя к поблескивающей на горизонте ленте Амура. Теперь нам, пожалуй, никогда не узнать всех обстоятельств того последнего полета Александра Святогорова. Известно одно: стрелки найденных в кабине часов навечно застыли на цифре двенадцать…

Только в этом районе

Вчера пилот Мазурук вылетел на розыски Л-840 по новому маршруту. Вся долина Медвежьей речки, куда скрылся самолет Святогорова, была исследована до мельчайших подробностей аэропланами и катерами. Тщательный осмотр с воздуха западного берега Амура от озера Удыль до Софийска и от Софийска до мыса Сущева также не дал никаких результатов.
("Тихоокеанская звезда",
11.07.1935 г.).


...Время от времени дальневосточная тайга приоткрывает свои тайны. То строители БАМа наткнутся на затонувшую в озере довоенную гидролодку, принадлежавшую изыскателям трассы. То где-то под Комсомольском охотники выйдут к совершившему вынужденную посадку на мари бомбардировщику - при перегоне его на фронт.
Однако находку "Савойи", сделанную больше десяти лет назад, по редкости можно сравнить, пожалуй что с находкой мамонтенка Димы. Ведь не так уж много было когда-то закуплено у Италии таких машин. "С-55" нет ни в одном музее авиационной техники - ни в Монине, ни в Ульяновске. Появятся ли? Трудно сказать. Дело в том, что отчет поисковой группы (вместе с координатами и описанием точки) не сохранился…
Неумолимо время. Сегодня, как никогда, дорога каждая восстановленная страница истории, написанная теми, кто прокладывал в небе Дальнего Востока пионерские трассы, подчас расплачиваясь за это самой дорогой ценой. Не случайно трасса на Сахалин по аэрофлотовской табели о рангах официально значилась как "линия сверхособой трудности".
Но удастся ли снова найти то потаенное место? Будет ли возможность вывезти оттуда и восстановить редчайший технический экспонат? Как уточнить данные об экипаже, в частности о родных и близких командира "савойи"? Отвечу однозначно: без помощи тех, кто нашел самолёт, кто летал туда, кто знал Святогорова и его товарищей, не обойтись. Словом, с помощью читателей "Воздушного транспорта" нам ещё предстоит рассказать о новых поисках вторично исчезнувшей "савойи"

С. ГЛУХОВ
ХАБАРОВСК


"Воздушный транспорт", 24.08.1985.
Вложения
 20190705_135416.jpg
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1150
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Кара » 27 Декабрь 2020 22:01

Из "Отчета о работе Хабаровского краевого отделения Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры зв 2018 год", Л. Л. 8-9 -
https://docviewer.yandex.ru/view/356661 ... 3D&lang=ru:
- 25.05.2016 на здании Хабаровского краевого аэроклуба им. Летчиков - Героев спасания челюскинцев ДОСААФ России (ул. Локомотивная, 12-а), открыта мемориальная доска как инструктору;
- 13.10.2016 установлена мемориальная доска на здании Провиденского а/п (Чукотка);
- 06.12.2016 в Хабаровске премьера д/ф об "Крылья Родины" (реж. А. А. Ничиков);
- 29.07.2017, по инициативе общественного Совета, постановлением Военного Совета 11-й армии ВВС и ПВО, Ан-12БК саэ (смешанной авиационной эскадрильи) 35 отсап (отдельного транспортного авиационного полка), присвоено почетное наименование "Спасатель челюскинцев летчик Светогоров". Самолёт - модернизированный, с обновленным бортовым оборудованием, КВР в 2011-2012 гг. Базируется на аэр. Ключи (Камчатский кр.);
- 04.09.2017. на Аллее Героев перед штабом 7060-й АвБ ТОФ (в/ч 69262) в гарнизоне Елизово (Камчатский кр.), открыт мемориальный комплекс
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1150
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Кара » 06 Февраль 2021 08:32

Документ без названия. Полный текст в 1934 , с. 3 (viewtopic.php?f=21&t=324&p=80885#p80885) и в viewtopic.php?f=7&t=6067&p=80884#p80884

8 апреля - Из Петропавловска на Камчатке в б. Провидения вышел пароход "Сталинград[", принявший спасательный груз с парохода "Совет", гидросамолет с летчиком Святогоровым, трактор и автогенный аппарат. (Л. 45)

29 апреля - Гладкое ледяное поле, в которое уперся "Сталинград", привлекло к себе внимание летчиков Болотова и Святогорова. В этот же день был готов самолет Святогорова для пробного полета и началась сборка самолета Болотова. (Л. 47)

РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 5. Д. 60
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1150
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Кара » 07 Октябрь 2021 15:41

Пронякин К. Последняя из челюскинцев...
- Вывез нас со льдины 5 марта 1934 года на самолете Анатолий Ляпидевский, дальше подвез Иван Доронин, ехали мы и на собачках, а вот о том, что в бухту Провидения нас доставил летчик-пограничник Александр Светогоров - я не знала, - говорит Карина Васильевна, которой мы рассказали о забытом участнике спасательной операции Александре Светогорове, и о том, что обошли его наградой, и о том, что разбился он в 1935 году в тайге Хабаровского края и восемьдесят лет не был захоронен, и только в 2016 году последний челюскинец обрел покой на погосте в Хабаровске.
О том, что Александр Светогоров «доставил в бухту Провидения первым рейсом челюскинцев, среди которых была женщина с девочкой Кариной», мы сами узнали лишь недавно из исторического формуляра за 1934 год Второго (ныне Пятого) объединенного авиационного отряда ФСБ России в г. Елизово Камчатского края. Именно летчики-пограничники Камчатки были отправлены на спасение челюскинцев. Фрагмент формуляра мы и зачитали Карине Васильевой
<...>
Выписка из исторического формуляра за 1934 год Пятого (тогда Второго) объединенного авиационного отряда ФСБ России (г. Елизово, Камчатский край), публикуется впервые:
«…В феврале 1934 года эскадрилья послала на помощь челюскинцам три самолета: два АШ-2 и один «Савойя-С62бис, пилотируемый летчиком Светогоровым.
Желающих было гораздо больше, желающими лететь были все, но - «товарищи - говорил помполит - мы должны обеспечить неприкосновенность наших границ, а тем самым и успех операции по спасению челюскинцев». И все понимали, что помполит прав и еще больше работали, учились, осваивали новые места.
28 марта из Петропавловска вторым рейсом на север отходил пароход «Сталинград». На его борту находились мощные спасательные средства: два дирижабля, аэросани, нарты, самолет Болотова. Наша экспедиция погрузила на борт парохода самолет «Савойя» С-62 бис - летчик Светогоров, летнаб - Тесаков, техник - Лукичев, стрелок-моторист - Жук.
Пытаясь пройти на север, пароход попал в тяжелое положение. 20 суток стоял он сжимаемый со всех сторон льдами. Сжатие доходило до такой степени, что в носовой части было повреждено 27 шпангоутов. Можно было ожидать, что экспедиции самой придется высаживаться на лед. Но ветер повернул, и в ледяном поле образовались разводья. Пароход смог выйти на чистую воду.
Через сутки пароход снова встретил крепкий спаянный лед, обойти который было нельзя. Решили производить взлет с ледового аэродрома [около о. Св.Матвея в Беринговом море]. 29 апреля выгрузили самолет, который через три часа был собран. Рано утром 30 апреля самолет взлетел, взяв с собой медикаменты и полярного врача Старокадомского. Уже через несколько минут пароход скрылся в тумане.
В течение 4 часов продолжался бреющий полет над ледовым полем, покрытым торосами и разводьями. Вспуганные самолетом взлетали с разводей птицы. В 8 часов произвели посадку в бухте Провидения, где находилась база экспедиции по спасению челюскинцев. Через день самолет прилетел в бухту Уэлен, откуда в бухту Провидения были доставлены первым рейсом челюскинцы, среди которых была женщина с девочкой Кариной, родившейся на пароходе «Челюскин» в Карском море. Всего самолетом с разных пунктов было переброшено 29 человек челюскинцев. Кроме того, в задачу самолета входило снабжение челюскинцев провизией. И эту задачу экипаж выполнил с честью.
По выполнению задания по оказанию помощи челюскинцам экипаж выполнил правительственное задание по перелету на мыс Шмидта. Самолет доставил на мыс Шмидта в помощь местному населению: чукчам и эскимосам врача Старокадомского и медикаменты. С мыса Шмидта в бухту Провидения были доставлены шесть человек больных цингой из зимующих на пароходе «Хабаровск». На этом были окончены полеты на Крайнем Севере...»

Взято из
https://odynokiy.livejournal.com/3073957.html
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1150
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Кара » 04 Январь 2022 18:38

Слабука В. Создавая кумира, постарайся узнать о нём больше… // Камчатский край. 04.10.2016 [Электронная версия газеты]. URL: https://kam-kray.ru/news/10972-sozdavaj ... olshe.html
На днях информационные агентства региона распространили сообщение о готовности Хабаровского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры установить в Петропавловске-Камчатском мемориальную табличку в честь пограничного летчика Александра СВЕТОГОРОВА. Он принимал участие в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», затонувшего в феврале 1934 года в Чукотском море. Правда, по всем официальным документам, по воспоминаниям людей, знавших пилота, Александр Павлович проходит как СВЯТОГОРОВ. Именно такой фамилией он и сам подписывался. Во всяком случае, в тех документах, которые мне довелось держать в рцках

Интересно также знать, из каких источников авторы информации почерпнули уверенность, что пилот Святогоров завершил «спасательную экспедицию без единой поломки». По моим сведениям, он прекратил полеты над Чукоткой в мае 1934 года из-за трещины в цилиндре двигателя его самолета. Не числился А. Святогоров и в числе первых летчиков, приступивших к охране камчатских рубежей осенью 1933 года, к которым его отнесли авторы информации.
Но это все мелочи, про которые в контексте общего благородного дела и упоминать не стоило, если бы не возникло несколько других более значительных вопросов в отношении мемориальной доски.

Почему из трех камчатских пограничных летчиков, принимавших участие в челюскинской эпопее, – А.А. Шестова, В.А. Шурыгина, А.П. Святогорова организаторы акции решили увековечить память только Александра Павловича? Не исключаю, что всему причиной его трагическая гибель летом 1935 года. Но вполне может оказаться, что героического в ней, в отличие от смерти Василия Шурыгина, погибшего под Одессой в августе 1941 года, ничего нет. Катастрофа самолета С-55, который пилотировал Святогоров, унесшая жизни 5 членов экипажа и 8 пассажиров, могла стать следствием неистребимой тяги Александра Павловича к авиахулиганству.

<...>

Пароход ["Сталинград"], пополнивший в Авачинской губе запасы топлива и воды, во второй раз возьмет курс на север 10 апреля. В этот раз на его борту будут находиться самолет Т-4 известного пилота Ф.Е. Болотова, принимавшего участие в перелете из СССР в США на машине «Страна Советов», и пограничный гидроплан С-62 А.П. Святогорова. Летчика специально перевели из Хабаровска в Петропавловск для участия в челюскинской экспедиции. В состав экипажа Святогорова входили летчик-наблюдатель (штурман) Тесаков, техник Лукичев и стрелок-моторист Жук.

<...>

А.П. Святогоров также свой первый полет в небе Чукотки совершил с ледовой площадки…

Капитан парохода «Сталинград» Василий Петрович Сиднев на пути к Провидения каждый день отсылал правительственной комиссии радиограммы, в которых сообщал о продолжающемся дрейфе: «20 апреля в 11 часов 50 минут нахожусь в 15 милях к северу от острова Св. Матфея. Зажат льдами. Замечен дрейф всей массы льда на запад по 7 миль в сутки. Температура воздуха – минус 7 градусов. Ветер ост в 6 баллов. Недалеко от парохода образовалась узкая щель длиной около 2 миль. Утром предполагаю при помощи взрывов льда аммоналом пробиваться к северу».

Но ни на следующий день, ни через неделю вырваться «Сталинграду» изо льдов не удалось. Томившийся на пароходе в бездействии А.П. Святогоров добился от правительственной комиссии разрешения на попытку взлететь со льда. Подходящую площадку обнаружили 29 апреля. Разобранную «Савойю» Святогорова выгрузили на лед. Сборка самолета, установка на нем лыж завершились в густых вечерних сумерках. Вылет наметили на утро. Командир экипажа и техник Лукичев ночь провели у машины. Существовала опасность, что дрейфующие льды могут разделить самолет и пароход, не исключалась и возможность возникновения трещин. На утро негативные прогнозы подтвердились. Почти миля льда разделяла «Савойю» и «Сталинград». Переходы от самолета к пароходу и обратно заняли немало времени. Взлететь удалось около полудня.

Готовясь к полету, Святогоров получил от правительственной комиссии приказ кроме экипажа взять с собой радиста с рацией и почту. Но на месте решили, что в Провидения более всего требуется доктор с медикаментами для лечения больных челюскинцев и зимовщиков с мыса Северного. Вместо летчика-наблюдателя со Святогоровым вылетел опытный полярник врач Л.М. Старокадомский.

После четырех часов полета на высоте от 5 до 50 метров машина Святогорова совершила успешную посадку в бухте Провидения 30 апреля около 18 часов. Гидроплан постоянно попадал то в снег, то в туман. Один из снежных зарядов поджидал Святогорова на самом подлете к Провидения. Из-за этого обстоятельства на «Смоленске» не заметили прилета С-62. Поздним вечером, когда все сроки ожидания прилета Святогорова завершились, из Провидения сообщил на «Сталинград» и в Уэлен, что машина, по-видимому, разбилась. Недоразумение рассеялось еще не скоро. Второго мая уполномоченный Главсевморпути М.К. Петров, находившийся в Уэлене, выслал на поиски пропавшей «Савойи» на самолете Р-5 известного летчика И.В. Доронина. Тот, конечно, ничего не нашел. Когда Доронин узнал, что он впустую провел в воздухе пять часов, и при этом замерз так, что самостоятельно не мог оторвать руки от штурвала, в выражениях не стеснялся.

Через сутки, 3 мая, Святогоров сам появился в Уэлене. Доставив в поселок горючее, он забрал с собой семь челюскинцев и среди них трехмесячную девочку, родившуюся на льдине.

4 мая пограничник продолжил эвакуацию зимовщиков в Провидения из Уэлена и Лаврентия.

Начальник управления пограничной и внутренней охраны ОГПУ по Дальневосточному краю В.В. Чернышев в эти дни сообщал в Москву: «4 мая летчиками Святогоровым, Дорониным, Демировым и Пивенштейном вывезены из бухты Лаврентия в бухту Провидения 17 человек…»

8 мая А.П. Святогоров в разговоре с М.К. Петровым обещает совершить на мыс Северный не менее 5 рейсов и вывезти более 30 человек.

10 мая Святогоров летит к зимовщикам «Анадыря» и «Хабаровска», также затертых льдами в Чукотском море, с врачом Л.М. Старокадомским. Забирает оттуда шесть моряков, больных цингой. Готовясь к следующему полету, летчик обнаружил течь в цилиндре двигателя, устранить которую на месте было нельзя. От дальнейшего участия в спасении челюскинцев пришлось отказаться.

<...>

А.П. Святогорову присвоили звание «Почетный чекист» и представили к правительственной награде. По некоторым данным, он так ее и не получил.

Полпред ОГПУ по ДВК Т.Д. Дерибас в донесении об отличившихся при спасении челюскинцев пограничниках сообщал: «Святогоров – один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый…» После 1934 года фамилию летчика Святогорова перестали упоминать в ведомственных документах. Он оставляет службу на границе.

В октябре 1934 года командир звена камчатской авиаэскадрильи А.П. Святогоров написал рапорт начальнику Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны ДВК, где сообщил о своей непригодности к летной работе из-за больной после очередной аварии ноги и попросил освободить его даже от строевых занятий.

Трудно сказать, что заставило Александра Павловича, без сомнения, талантливого летчика, страстно влюбленного в небо, отказаться от любимой работы. Допускаю, что причиной тому было не только состояние здоровья. Могла вскружить голову молодому орденоносцу и слава. О нем писали центральные газеты, называвшие летчика героем. Возможно, Святогорову, который надеялся вернуться в Хабаровск, пришлась не по душе Камчатка, где его оставили служить после челюскинской эпопеи. У пилота могли не сложиться отношения с командованием части и сослуживцами. Комиссар эскадрильи в служебной характеристике отмечал, что летчик пьет, заносчив с товарищами… К тому времени за Александром Павловичем закрепилась прочная слава авиахулигана, которая, судя по всему, соответствовала действительности.

Он и на Дальний Восток из Москвы, где проходил службу в ВВС РККА до 1930 года, попал из-за воздушного хулиганства. Во время демонстрационного полета на устаревшем истребителе иностранного производства Святогоров поразил заместителя начальника военно-воздушных сил Красной Армии Якова Алксниса исполнением фигур высшего пилотажа, запрещенных для этого типа самолетов. Алкснис молодого пилота похвалил, но за нарушение инструкции арестовал на две недели. Очередное трюкачество в воздухе стоило Святогорову перевода в Хабаровск, в гидроотряд Амурской военной флотилии. Но и здесь Александру Павловичу долго служить не довелось. В 1931 году он и его друг Петров пролетели в паре над мостом через Амур в таком близком соседстве, что крылья их машин почти соприкасались друг с другом. Далее последовало увольнение из ВВС Красной Армии.

До 1933 года А.П. Святогоров работал инструктором в аэроклубе Хабаровска. Среди тех, кого он обучал полетам, находилась будущий Герой Советского Союза Нина Максимовна Распопова. В 1933 году, когда началось создание авиации войск ОГПУ, Александр Святогоров стал пограничным летчиком, но, как мы уже знаем, снова ненадолго.

Командование погранохраны ДВК не оставило без внимания рапорт, написанный пилотом в октябре 1934 года. Летчика направили на медицинское освидетельствование в Москву, где летно-врачебная комиссия пришла к выводу о его профессиональной непригодности. 5 февраля 1935 года Управление Краснознаменной пограничной и внутренней охраны ДВК признает Александра Павловича негодным к летной службе «по моральным и физическим качествам». Но, как показали дальнейшие события, Святогоров вовсе не намеревался оставлять любимое дело.

Уже 13 февраля 1935 года его приняли в Дальневосточное территориальное управление ГВФ и доверили полеты на одном из самых протяженных и сложных маршрутов того времени – Хабаровск – Александровск (Сахалин. – Авт.). Трассу обслуживали двухфюзеляжные гидросамолеты «Савойя-55», способные перевозить восемь пассажиров.

Как Александр Павлович летал, можно судить по воспоминаниям начальника авиаотряда ГВФ, в котором служил Святогоров, известного летчика, впоследствии Героя Советского Союза, Ильи Павловича Мазурука: «На Сахалин только Иванов, Святогоров и я тогда летали… Помню, не прорвался как-то на Сахалин. А мой дружок (Святогоров. – Авт.) долетел. Спрашиваю:

– Как это тебе удалось, Саша?

– Есть там распадок, – говорит он. – В бухту Де-Кастри выходит. Вот я на бреющем и дошел. Повертеться, правда, пришлось. Сопки-то сверху закрыты туманом.

– Нет, – говорю, – твой опыт не перенимаю…»

Илья Мазурук оказался прав. Разумная осторожность еще никому не повредила, а уж тем более когда занят перевозкой пассажиров, а не выполнением боевых заданий, о риске следует напрочь забыть.

В последний полет Святогоров поднялся из Александровска 26 июня 1935 года. На борту «Савойи» кроме экипажа находились восемь пассажиров. Среди них директор местной МТС, бухгалтер машинно-тракторной станции с большой суммой денег, сотрудники НКВД... Погода стояла нелетная, экипаж после предыдущего рейса не успел толком отдохнуть, но по каким-то причинам «Савойя» срочно вылетела на материк.

Накануне, 24 июня, Святогоров прилетел из Александровска в Хабаровск. Через три часа начальник местного аэропорта Филиппович приказал экипажу возвращаться на Сахалин. Святогоров подчинился. Он вообще летал много и охотно. Месячную норму полетов для авиаторов ГВФ он, как правило, перекрывал вдвое. 24 и 25 июня экипаж Святогорова по дороге на Сахалин сделал несколько вынужденных посадок на трассе, дожидаясь сносной погоды. В Александровск прилетели утром 26 июня. Святогоров, несомненно, устал, тем не менее самолет, несмотря на низкую облачность, покинул Сахалин через три с половиной часа после посадки. Кто отдал приказ о срочном вылете, комиссия, которая пыталась разобраться в причинах катастрофы, так и не смогла установить или не захотела.

Самолет, тяжело оторвавшись от земли, скрылся в низких облаках. Через полтора часа радист С-55 Ефремов, в последний раз выйдя в эфир, сообщил, что полет продолжается в плотной облачности…

«Савойю» искали долго, но безрезультатно. По линии НКВД проверили, не перелетел ли Святогоров к японцам, как это сделал в 1934 году летчик Вахромеев. Агенты сообщили, что ни в Японии, ни в Маньчжурии пассажирская «Савойя» посадок не совершала.

Первые следы исчезнувшего самолета удалось обнаружить только в 1945 году. Рассказ базируется на воспоминаниях ныне уже покойного летчика Матвея Ивановича Шемякова: «Осенью 1945 года непогода заставила нас приводниться у берега Татарского пролива, недалеко от мыса Лазарева. Место было дикое, тайга подступала почти к берегу. Заметив вдали чум, пошли туда. К нам вышел старик из местных народностей. Он был явно не рад гостям. Мы все же… зашли и сгрудились вокруг горящей плошки… Когда глаза привыкли к полутьме, царившей в чуме, я заметил в углу кожаную сумку-планшет, такую же, как у меня. Снял я сумку, открыл. В ней оказались документы, карта полета… Александра Святогорова.

Пришлось слегка «прижать» деда… По его словам, лет десять назад из тайги вышли несколько человек. Старик тогда еще был крепким, хорошим охотником. Жил здесь же с другом, который давно умер. Они испугались людей, приняв их за бандитов, и застрелили, а сумку и другие вещи взяли…»

Прилетев в Хабаровск, М.И. Шемяков передал планшетку в краевое управление НКВД. Дальнейшая судьба находки ему неизвестна.

Место гибели «Савойи-55» обнаружили только в наши дни, летом 2006 года. Лесорубы нашли разбившийся самолет в 100 километрах от поселка Лазарев Хабаровского края. Катастрофа произошла в стороне от маршрута, по которому его искали. Святогоров, видимо, пытался найти просвет в облачности, поэтому и сместился далеко в сторону. На месте трагедии нашли останки пяти человек, части летной куртки, женский ботинок 36 размера, несколько монеток 1929–1931 годов чеканки и бортовые часы, которые остановились почти ровно в полдень.

Непосредственные причины трагедии сегодня установить уже сложно. Несомненно, что неординарный пилот с большими задатками, который мог бы подняться на уровень Валерия Чкалова, Сергея Анохина, переоценил свои возможности и тем погубил себя и доверившихся ему людей.

Теперь сами судите, стоит ли посвящать Александру Святогорову отдельную мемориальную табличку или, следуя в фарватере исторической справедливости, увековечить память всех камчатских летчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев? На полуострове уже возведены мемориальные объекты, которые при ближайшем рассмотрении вызывают определенное удивление.

Необходимо размышлять над тем, чью память мы стремимся увековечить, чтобы перед потомками не краснеть. Большинству, конечно, совершенно безразлично, чью «фамилию в бронзе отлили», но найдутся и те, кто захочет узнать: что представлял собой тот или иной человек, предлагаемый в герои. Разочарование в подобных случаях рождает исторический нигилизм. Вот поэтому, на мой взгляд, лакирование прошлого еще страшнее его очернения.


Владимир СЛАБУКА, полковник запаса, заслуженный работник культуры Российской Федерации


Несколько коментов.
1) Александр Павлович всё-таки СвЕтогоров. В начале ветки этому есть свидетельство его племянницы. Да и фото его подписи подтверждает.
2) Упоминание "воспоминаний" Шемякина - это даже не ложка, а добрая половина бочки дёгтя.
3) Причины его перевода из Москвы в Хабаровск и увольнения из 68 огао, мне представляются сплетнями
4) Но особо доставил пассаж про поиск его Дорониным на Р-5. Во-первых, на чьём? И во вторых, Иван Васильевич на этом типе не летал
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1150
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение ББК-10 » 04 Январь 2022 19:19

Второго мая уполномоченный Главсевморпути М.К. Петров, находившийся в Уэлене, выслал на поиски пропавшей «Савойи» на самолете Р-5 известного летчика И.В. Доронина. Тот, конечно, ничего не нашел. Когда Доронин узнал, что он впустую провел в воздухе пять часов, и при этом замерз так, что самостоятельно не мог оторвать руки от штурвала, в выражениях не стеснялся.

8 мая А.П. Святогоров в разговоре с М.К. Петровым обещает совершить на мыс Северный не менее 5 рейсов и вывезти более 30 человек.

Может стоит эту слабоумнуюуйню перестать уже цитировать?
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10051
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Кара » 04 Январь 2022 20:07

Заблуждения также полезны, как и истины. (с) М.Селимович
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1150
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение ББК-10 » 04 Январь 2022 20:07

Слабука пишет:
Через сутки, 3 мая, Святогоров сам появился в Уэлене. Доставив в поселок горючее, он забрал с собой семь челюскинцев и среди них трехмесячную девочку, родившуюся на льдине.


Карина Васильева. Родилась в августе 1933 года на пароходе „Челюскин". Имя получила в память о месте рождения — Карском море.
Последний раз редактировалось ББК-10 05 Январь 2022 09:35, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10051
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Кара » 04 Январь 2022 21:44

Кстати, да. А то я этого, признаюсь, не заметил. Озадаченный Дорониным.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1150
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение ББК-10 » 05 Январь 2022 19:37

Аудиозапись воспоминаний Бориса Васильевича Громова о рождении Карины Васильевой:
http://ргафд.рф/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev
Вложения
 ргафд.png
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10051
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения