Константин-55 » 10 Октябрь 2015 17:05
Справка
Александр Павлович Светогоров, 1902 года рождения, уроженец д. Ширяево Клинского района Московской области,
в 1923 г. - закончил военную школу морских летчиков в Севастополе (ВШМЛ им. Троцкого), там же работал инструктором;
с 1924 по 1930 гг. служил в бригаде ВВС РККА на Центральном аэродроме г. Москвы им. Л.Д. Троцкого (им. М.Ф. Фрунзе) также Ходынский аэродром - Научно-испытательный институт ВВС РККА;
в 1930 г. - переведен в г. Хабаровск, в гидроотряд Амурской Краснознаменной военной флотилии (ВВС);
в 1931 г. - уволен со службы;
с 1931 по 1933 гг. работал инструктором в Хабаровской краевой школе гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима1 (школа сформирована 25.02.1931 г., ликвидирована 26.04.1934 г., с 01.05.1934 г. организован Хабаровский аэроклуб им. Героев Летчиков-Челюскинцев, ныне Хабаровский краевой аэроклуб им. Летчиков-Героев спасания челюскинцев2); Осоавиахим с 1927-1948 гг., далее ДОСААФ;
с 1933 по 1935 гг., при создании авиации войск ОГПУ - летчик, командир звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи (авиаполк) погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО) полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края;
в 1934 году - участник спасения челюскинцев:
- 23 февраля 1934 года о командировании летчика Светогорова из Владивостока в распоряжение уполномоченного Главного управления Северного морского пути Пожидаева Г.А. для участия в снаряжаемой экспедиции для оказания помощи экспедиции и команде «Челюскина»;
- будучи командиром авиазвена Камчатского погранотряда, совершил перелет на самолете «Савоя S.62bis» (летающая лодка с закрытой кабиной для экипажа из 3 чел. (штурман Святогоров, летчик-наблюдатель Тесаков, техник Лукичёв и стрелок-моторист Жук, вместо Тесакова полетел врач Старокадомский) и четырех пассажиров, далее выпускалась по лицензии в СССР, как МБР-4 - морской бомбардировщик-разведчик - в Таганроге, вып. 29 машин по лицензии, куплено 24 в Италии) с парохода «Сталинград» (капитан В.А. Каргальсков, в Петропавловске принял командование Василий Петрович Сиднев - капитан парохода «Совет»),
- 4 мая 1934 года взлетел на самолете «Савоя S.62bis» со льда на лыжах в районе мыса Олюторского с врачом Леонидом Михайловичем Старокадомским, перебросил группу челюскинцев от с. Уэлена до п. Провидения - точка сбора зимовщиков, транспортировка горючего;
Самолет Светогорова совершил успешную посадку в п. Провидения около 18 часов 30 апреля 1934 г. Через день пограничный летчик вылетел в Уэлен, откуда привез 8 челюскинцев и среди них трехмесячную девочку, родившуюся на льдине. Всего Светогоров доставил в п. Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин».
С врачом Старокадомским пограничный летчик в начале мая совершил полет на мыс Шмидта, откуда эвакуировал 6 больных цингой моряков с парохода «Хабаровск», так же зимовавшего во льдах Чукотского моря. Челюскинскую летную эпопею Александр Светогоров завершит без единой поломки.
в прессе его называли «полярный (лучший) летчик Союза» (первым назвал так член ЦК ВКП(б) Валериан Владимирович Куйбышев, возглавлял спецкомиссию по спасению челюскинцев);
в 1934 году по представлению руководства 60-го Виленско-Курильского пограничного отряда (дисл. в г. Петропавловск-Камчатский, с 1 мая 2015 году относится к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району) представлен к ордену Красной Звезды по решению полномочного представителя ОГПУ на ДВК Дерибаса Т.Д.
«...особо отмечаю: ...командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды. Полномочный представитель ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибас», из Донесения полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г.
- не вручили,
«За участие в спасении челюскинцев» 07.07.1934 г. удостоен награды: звание «Почетный чекист» и награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» к 15-летию ВЧК-ГПУ,
ранее, награжден «за выдающееся летное мастерство» орденом Красного Знамени, в 1930 г.;
5 февраля 1935 года - летно-врачебной комиссией уволен;
с 13 февраля 1935 года зачислен на службу в ДВТУ ГВФ (Дальневосточное территориальное управление гражданского воздушного флота, Гражданвоздухофлот - «Аэрофлот») 13-го гидроотряда дальневосточного управления ГВФ (база в Хабаровске);
- командир пассажирского «рамного» гидросамолета (двухкорпусная летающая лодка - катамаран) «Савоя С.55» («С-55», «S.55X» - Savoia Marchetti SIAI («Общество гидросамолетов верхней Италии») - S.55X, произв. Италия, гл. конструктор Алессандро Маркетти), бортовой номер «СССР Л-840»3;
26 июня 1935 года погиб в авиакатастрофе на самолете «Савоя S.55X»:
самолет разбился 26.06.1935 г., ориентировочно, после 12 ч. дня (последний радиосеанс был в 11 ч. 58 мин., не вышел на связь через 1 ч. 10-15 мин.),
маршрут: Александровск-Сахалинский (административный центр Сахалинской области) - Хабаровск (полетное время в пути 5 ч. 20 мин., протяженность 1200 км, через п. Де-Кастри), вылетел с Сахалина в 10 ч. 40 мин.,
из Хабаровска обычно летели над Амуром, от Софийска поворачивали курсом на оз. Кизи и, оставляя справа Де-Кастри, выходили на Татарский пролив (обратно - так же);
на борту: 9 пассажиров (1 ребенок) и 3 члена экипажа - всего 12 чел.,
груз: 1 млн руб.,
экипаж: командир Светогоров, радист Ефремов, бортмеханик Стыченко,
пассажиры: директор Тымовской (Рыковской) МТС (машинно-тракторная станция в селе Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области - колхоз им. И.В. Сталина) Антон Васильевич Шереметьев, бухгалтер МТС Степан Щетинин, механик МТС Бараксин, его жена Ильинская с ребенком, бухгалтер «Сахлестреста» Грановский, супруга сотрудника областного земельного управления Мария Александровна Докучаева, инструкторы отдела Объединенного государственного политического управление (АУР ОГПУ-НКВД) СССР Корнышен и Меднис;
район падения: гора Медвежья Чертова хребта, в 60 км от нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области (областной центр - г. Николаевск-на-Амуре) Дальневосточного края - ныне рп. Лазарев Николаевского района Хабаровского края;
сообщения: «Тихоокеанская звезда» за 02.07.1935 г., 03.07.1935 г., 04.07.1935 г., 11.07.1935 г.;
книги:
Хват Л.Б. Три путешествия к Берингову проливу. Записки журналиста. - М.; - Л.: Главсевморпути, 1949. - 280 с., стр. 52;
Пограничные войска СССР. 1929-1938: Сборник документов и материалов. Сост.: П.А. Иванчишин, А.И. Чугунов. - М.: Наука, 1972. - 775 с., №381 стр. 410; №387 стр. 414, №390 стр. 415-416;
Дальневосточное морское пароходство: 1880-1980. К 100-летию. Науч. ред. чл.-корр. АН СССР А.И. Крушанов. - Владивосток: Дальневосточное кн. изд., 1980. - 590 с., ил., стр. 156-157;
Глухов С.А. Тревожные широты. Документальное повествование о челюскинской эпопее. - Хабаровск: Кн. изд., 1985. - 160 с.;
Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. - М.: Граница, 2008. - 455 с., ил., стр. 43, 101;
Музалевский М.В. Почетные чекисты: 1932-1939. Кн. 3. М-С. - М.: РИЦ Кавалеръ, 2010. - 148 с. (Историческая библиотека Кавалеръ, вып. №25), стр. 138;
Буяков А.М. Ведомственные награды ОГПУ-НКВД (1922-1940): 1932-1940 гг. Ч.2. Знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». - Владивосток: Русский остров, 2008. - 504 с., стр. 228;
Лебедев А. А., Мазурук И. П. Над Арктикой и Антарктикой. - М.: Мысль, 1991. - 317 с., ил., стр. 10-11;
Героический поход. «Правда» о полярной экспедиции «Челюскина». - М.: Правда, Изогиз, 1934. - 52 с. (Специальный выпуск газеты «Правда»);
- Сводка (№381) Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края об обстановке в районе аварии «Челюскина» и мерах, принимаемых по спасению его экипажа 23 февраля 1934 г., 12 час. за подписью начальника Управления Краснознаменной погранохраны и войск ОГПУ Дальневосточного края Чернышева В.В.;
- Донесение (№387) Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск ОГПУ Дальневосточного края заместителю председателя Совнаркома В.В. Куйбышеву о месте нахождения и состоянии здоровья спасенных челюскинцев 6 мая 1934 г. за подписью начальника Управления Краснознаменной погранохраны и войск ОГПУ Дальневосточного края Чернышева В.В.;
- Донесение (№390) полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г. за подписью полномочного представителя ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибаса Т.Д.,
комиссия Гражданвоздухофлота: С.А. Барминский - особый отдел (контрразведка) ОКДВА и УГБ УНКВД по ДВК, П. Листовский - крайком комсомола (секретарь Далькрайкома ВЛКСМ), Хорин - ОВС ОКДВАрмии, Мильвид - ОВС ОКДВАрмии,
причина аварии: нелетная погода4;
в сентябре 1935 г. на разбившийся самолет набрели охотники,
15.09.1935 г. - борт «СССР Л-840» исключен из реестра;
найдены останки: 27.10.1936 г., предположительно, 5 погибших на месте;
свидетельство о смерти за №2984 от 03.11.1936 г., выдано Хабаровским городским бюро ЗАГСа на имя А.П. Светогорова, 32 года, погибшего «по причине воздушной катастрофы», захоронен в Хабаровске (место не известно).
свидетель:
- летчик Матвей Леонтьевич Шемяков, в 1945 г. у побережья Татарского пролива, недалеко от мыса Лазарева, у охотника в жилище нашел кожаную сумку-планшет с документами, карту полета Александра Светогорова. Сам охотник признался, что убил вышедших на берег людей в 1935 г., подумав, что это бандиты - рассказ записан в 1984 г. (газета «Зеркало недели», №5 за 1999 г., ст. В. Логинова «На поиски «Савойи»).
К месту катастрофы совершено несколько экспедиций:
- первая: в 1936 г.
комиссия по розыску самолета в составе т.т. Остапенко, Лапина и Семена Израилевича Западного5 [с 08.1934-08.1937 гг. нач. УНКВД по Хабаровской области],
- вторая: в 1971 г.
в составе: бортмеханик Владимир Павлович Мороков (лично знал Светогорова), прокурор-криминалист Хабаровской краевой прокуратуры Леонид Поликарпович Скрыпкин, начальник аварийно-спасательной службы Дальневосточного управления гражданской авиации (ДВУ ГА) Виктор Сергеевич Нуждин. Николаевский-на-Амуре авиаотряд, Ил-14, вертолет Ми-1 (газета «Воздушный транспорт» от 24.08.1985 г., ст. С. Глухова «Второе исчезновение «Савойи»»; книга: Глухов С.А. Взлет. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов. - Хабаровск: Кн. изд., 1983. - 176 с.) - найдены планшет пилота, принадлежавший Светогорову (это опровергает версию Шемякова), детские сандалии, дамская сумка, чемоданы;
- третья: в 1974 г.
в составе: работники краевой прокуратуры;
- четвертая, пятая: в 2006 г.,
в составе четвертой (июль): главы администрации п. Лазарев Владимир Викторович Сергеев, начальник территориального пункта милиции п. Лазарев Тимур Владимирович Васельков и нескольких милиционеров, сообщил глава Николаевского района Валерий Павлович Долматов - найдены останки, изъяты кости для экспертизы,
в составе пятой (август): журналисты «Первого канала» (Андрей Бердников, оператор Сергей Шульга) и старший научный сотрудник отдела современной истории Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова Алексей Вячеславович Шестаков - найдены бортовой компас, серебряные швейцарские часы (стрелки на 12 ч.), советские монеты,
(газета «Тихоокеанская звезда» - «ТОЗ» (расследование, семь публикаций)
«ТОЗ» от 05.07.2006 г. ст. О. Омельчук «Тайну авиакатастрофы разгадают через 70 лет?» (№1);
«ТОЗ» от 07.07.2006 г. «О пропавшем самолете «Тихоокеанская звезда» писала в 1935 году» (№2);
«ТОЗ» от 13.07.2006 г., ст. О. Омельчук «Найден самолет Святогорова?» (№3);
«ТОЗ» от 21.07.2006 г., ст. О. Омельчук «Пассажиры «Савойи-55» стали жертвой преступления?» (№4);
«ТОЗ» от 29.07.2006 г., ст. О. Омельчук «Разбор полетов» летчика Святогорова» (№5);
«ТОЗ» от 08.08.2006 г., ст. О. Омельчук «Самолет «Савойя-55» открыл еще не все свои тайны» (№6);
«ТОЗ» от 07.10.2006 г., ст. О. Аносовой «Летчик Владимир Мороков опознал самолет Святогорова 35 лет назад» (№7);
«Советский Сахалин» от 10.11.2006 г., ст. О. Атачкиной «Тайна «Савойи-55»»;
«Хабаровский экспресс» №29 от 19.07.2006 г., ст. С. Глухова «На поиски «Савойи»: Хроника забытой катастрофы»;
«Пограничник Северо-Востока» (с 2011 г. «Граница России - Северо-Восток») от 29.04.2009 г., ст. В. Чусовского «Часы остановились в полдень или Последний полет Александра Святогорова»;
«ТОЗ» от 19.07.2011 г., ст. А. Савченко «С высоты героических лет...»;
Записки Гродековского музея: Вып. 30. - Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2014. - 212 с., ст. А. Шестакова «Об экспедиции к месту падения гидросамолета Савойя S.55», стр. 198-206.),
- шестая, седьмая: декабрь 2007 г., август 2008 г.,
в составе и под руководством энтузиаста Ивана Федоровича Шило, сыновей Дмитрия и Сергея, из с. Аннинские Минеральные Воды Ульчского района Хабаровского края («Приамурские ведомости» от 20.05.2009 г., ст. Ю. Ковалева «Таежная одиссея команды Шило»; «Приамурские ведомости» от 01.07.2015 г., ст. М. Карпача «Дальневосточный Чкалов») - вывезены два двигателя самолета в Николаевск-на-Амуре, затем в Комсомольск-на-Амуре.
Останки с места аварии, как безымянные, прихоронены в 2009 г. на местном кладбище в п. Лазарев Николаевского района частным лицом - Александром Павловичем Лещина (приемный отец теперь уже бывшего главы п. Лазарев В.В. Сергеева).
- восьмая: 25 августа-1 сентября 2015 г.,
Приморская региональная молодежная общественная организация «Поисковое объединение «АвиаПоиск», которая входит в Общероссийское поисковое движение России (Ярослав Ливанский, Александр Панасенко);
найдены останки 4 человек, Грамота Светогорова на знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)», именная табличка краснофлотцу А. Шереметьеву от личного состава Мор-авиа-парка.
- девятая: 28 сентября - 5 октября 2015 г.,
следственная бригада Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР, Комсомольский отдел.
воспоминания:
- командир 13-го гидроотряда дальневосточного управления ГВФ, полярный летчик, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук;
- летчик, Герой Советского Союза Алексей Николаевич Грацианский;
- один из первых хабаровских пилотов Михаил Евгеньевич Сахаров;
- воспитанница хабаровской краевой школы гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима, ученица Светогорова - Анна Федоровна Кирюхина (19.12.1912 г. - 21.12.2010 г.) - жена друга Светогорова - летчика Петра Игнатьевича Московдова (в краевой школе пилотов младшим инструктором летчиком работал с 14 июля 1931 г. по 25 апреля 1932 г., ум. в 1967 г.), племянница Наталья Григорьевна;
- жительница села Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области Мария Ивановна Черненинова.
- сын члена экспедиции, летчика Владимира Павловича Морокова - Владимир Владимирович Мороков;
- заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края - начальник отдела авиации РО ДОСААФ России края Хабаровского Анатолий Георгиевич Дудаков.
родственники:
(всего в семье Светогоровых было пятеро детей: четыре брата - Василий, Александр, Константин, Борис и сестра Зина);
жена Александра Светогорова - Валентина Великанова;
дочь бухгалтера Тымовской МТС Щетинина - Щетинина Татьяна Степановна, Благовещенск.
Летно-технические характеристики самолета «Савоя S.55X»:
экипаж - 5-6 чел. (3 чел. - в гражданской версии)
длина - 16,75 м
размах крыльев - 24 м
высота - 5 м
крыло площадь - 93 кв.м
пустой - 5 750 кг
максимальная взлетная - 8 260 кг
силовая установка - «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750» - 750 v, 656 кВт (880 л.с.) - 2 ед.
максимальная скорость - 279 км/ч
дальность - 3 500 км
практический потолок - 5 000 м
пассажиры - 8 чел.
СССР в 1933 г. в Италии «Аэрофлотом» были закуплены 6 летающих лодок «Савоя S.55X» (всего в Италии построено - 243), 5 из них предназначались для Дальневосточного управления ГВФ, а головная, с полным зимним капотированием двигателей - для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП).
Источники:
Государственный архив Хабаровского края (ГАХК):
Аэроклуб г. Хабаровска. Ф. Р-1423, 45 ед. хр., 1931-1951 гг. Оп. 1,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1 (приказы по личному составу с 25.02.1931 г. - 20.05.1933 г.), Л. 1, 10, Л. 11-обор., Л. 12-обор., Л. 16, Л. 18-обор., Л. 23-обор., Л. 24, Л. 35, Л. 51-обор., Л. 55-обор., Л. 109, Л. 112,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 2, Л. 62-64,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 3, Л. 1.
Дальневосточный краевой комитет (Далькрайком) ВКП(б). Ф. П-2, 14510 ед. хр., 1925-1938 гг. Оп. 1,
ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 662, Л. 169,
ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 11, 12, 15-16, 18, 24-24, 32-36.
Подготовил К. Пронякин.
примечания:
1приказ №17 от 13 июня 1931 г. §1 по Дальневосточной краевой школе пилотов г. Хабаровска: зачислить в постоянный состав школы тов. Светогорова А.П. на должность инструктора летчика с окладом 275 руб. в мес. с 25 мая 1931 г. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 10; приказ №160 от 25 декабря 1932 г. по ДВ краевой школе гражданских пилотов им. тов. Уншлихта ДВ Совета Осоавиахима (О.А.Х.) г. Хабаровска: старшего инструктора летчика Светогорова А.П. с 25 декабря с./г. считать в декреториальном [по направлению. - Авт.] 2-х месячном отпуске с предоставлением проезда по железной дороге со ст. Хабаровска до ст. Москва. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 109, Л. 112.
2приказ №46 от 30 апреля 1934 г. по ДВ краевой школе гражданских пилотов им. тов. Уншлихта ДВ Совета О.А.Х. г. Хабаровска: расформировать школу им. тов. Уншлихта, согласно постановления президиума К.С. О.А.Х. от 26 апреля 1934 г. протокола №6/21 о ликвидации краевой школы им. тов. Уншлихта. С 10 мая 1934 г. перевести имущество в Хабаровский аэроклуб им. Гер. Летчиков-Челюскинцев. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 2, Л. 62-64; ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 3, Л. 1. Школа гражданских пилотов работала с 25 февраля 1931 года.
3заводской №10531, с красными лентами на хвостовом оперении. На этом самолете «Савоя S.55X», пилотируемый летчиками Демченко и Конкиным, 8 июля 1933 г. совершили сверхдальний перелет из г. Сесто Календо (Италия) во Владивосток (начало августа), с остановкой с 14.07.1933 г. по 28.07.1933 г. на испытания в Севастополе, и, далее, в конце сентября - в оперативно-войсковой отдел (о-ВО) Камчатский (22 000 км).
4протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31.08.1935 г. - Заключение комиссии Д/В краевого комитета ВКП(б) по материалам обследования Д/В территориального управления Гражданвоздухофлота в составе комиссии: Барминский - особый отдел ОКДВА и УГБ, Листовский - крайком комсомола, Хорин - ОВС ОКДВАрмии, Мильвид - ОВС ОКДВАрмии. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 32-36 (в частности, гл. VIII Катастрофа Светогорова. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 33).
5протокол №107 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 01.07.1935 г.. организация по розыску самолета комиссии. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 662, Л. 169.