Павлов Владимир Васильевич (1899 - 1944)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Павлов Владимир Васильевич (1899 - 1944)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Февраль 2010 22:54

Павлов Владимир Васильевич (28.10.1899-25.08.1944)
штурман дальнего плавания, капитан

О тех, кого не вернуло море
© Юрий КОПЫТОВ.

Следуя установившейся традиции, участники плавания в конвоях, ветераны войны и труда 31 августа собираются у памятного камня на набережной Соломбалы, чтобы почтить память тех, кого не вернуло море в годы Великой Отечественной войны. Об одном из них, капитане гидрографического судна В. В. Павлове, погибшем в бою с немецкой подводной лодкой в Карском море, и будет этот рассказ.

Владимир Васильевич Павлов родился 28 октября 1899 года в Шенкурске Архангельской губернии. В 1911 году семья Павловых переезжает в Архангельск, и Владимир поступает в 1-й класс гимназии. После окончания четырех классов он учится в торгово-мореходном училище. Закончить учебу ему не удалось в связи с мобилизацией в Белую армию. Служил он в Архангельске и после освобождения города от интервентов, в 1920 году, был зачислен в Архангельский флотский полуэкипаж. Командование предоставило ему возможность продолжить учебу, и в 1921 году Владимир сдал экзамены на звание штурмана дальнего плавания в Архангельский техникум водного транспорта. После этого его откомандировали в Северное морское пароходство, где он и начал плавать на штурманских должностях. Следует заметить, что его морская жизнь началась несколько ранее, когда он с 1916 по 1919 годы ходил летом в качестве практиканта на судах Мурманского пароходства. С 1921 по 1929 годы, работая на судах "Канин", "Юшар", "Декрет" и "Я. Свердлов", он прошел путь от 3-го помощника до капитана.

По семейным обстоятельствам в 1929 году переехал в Мурманск и поступил старшим помощником капитана на зверобойное судно "Мурманец". Теперь вместо западных стран и городов он видел заснеженные берега Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, островов Карского моря. Эти рейсы, включая выходы на зверобойный промысел во льдах Белого моря, дали возможность приобрести богатый опыт ледового плавания. В 1933 году, комплектуя экипаж парохода "Челюскин", который должен был окончательно доказать проходимость Северного морского пути за одну навигацию, капитан В. И. Воронин и начальник экспедиции О. Ю. Шмидт предложили кандидатуру В. В. Павлова на должность дублера старшего помощника капитана.

10 августа пароход "Челюскин" вышел из Мурманска и направился в Арктику. Уже первая встреча со льдом показала непригодность этого судна к самостоятельному ледовому плаванию, но пароход продолжал свой путь на восток. Пользуясь помощью ледокола "Красин", "Челюскин" 2 сентября вышел в море Лаптевых. Далее в самостоятельном плавании он 17 сентября подошел к Колючинской губе, где попал в тяжелый лед. Дальше пароход то выходил на чистую воду, то снова попадал в ледовый плен. 20 октября направление дрейфа изменилось, и судно понесло в Чукотское море, началась вынужденная зимовка.

13 февраля 1934 года "Челюскин" был раздавлен льдами во время сжатия и затонул. На дрейфующих льдах, на которые высадились 104 челюскинца, образовался ледовый лагерь. Благодаря энергичным мерам, предпринятым правительством, 13 апреля все челюскинцы были сняты со льдины с помощью авиации. Все члены экипажа и экспедиции на "Челюскине", а также спасатели, за героизм и мужество были награждены орденами Советского Союза. Орден "Красной Звезды" за N 254 был вручен в Кремле и дублеру старшего помощника капитана В. В. Павлову.

С 1934 года Владимир Васильевич работал в Ленинградском территориальном управлении Главсевморпути морским инспектором, уходил на летнее время групповым капитаном по проводке иностранных судов - участников Карских морских караванов. В сентябре 1937 года капитан Павлов был командирован в Японию на приемку вновь построенного танкера "Юкагир", а на следующий год этот танкер под его командованием совершил сквозной рейс по Северному морскому пути с востока на запад, доставив груз нефтепродуктов в Тикси.

С 1939 года В. В. Павлов работал в Гидрографическом Управлении Главсевморпути капитаном "Циркуля" и принимал активное участие в освоении Западного сектора Арктики. После начала Великой Отечественной войны "Циркуль" был включен в состав вспомогательных судов Северного флота. В июле-сентябре судно проводило гидрографическое обследование в местах высадок планируемых десантов в Кандалакшском заливе Белого моря, и несмотря на то, что выполнению работ мешали налеты вражеской авиации, задание было выполнено в срок. В 1942 году "Циркуль" вновь передали в ведение Главсевморпути, и судно продолжало выполнять гидрографические и лоцмейстерские работы в Карском море. В 1943 году В. В. Павлова назначили групповым капитаном Архангельской гидробазы, но при первой возможности, в мае 1944 года, он вновь перешел в плавсостав и принял командование гидрографическим судном "Норд".

Построенный в 1938 году, "Норд" представлял собой деревянное моторно-парусное судно длиной 39 метров со скоростью хода всего семь миль в час. Конструкция судна делала его пригодным для плавания в разреженном льду, и "Норд" к этому времени уже несколько раз побывал на автономных зимовках в Арктике. С началом войны на нем было установлено 45-миллиметровое орудие и крупнокалиберный пулемет. 26 июля 1944 года "Норд" вышел из Архангельска в Арктику. Как и большинство гидрографических судов, шел он без охранения, в "одиночном плавании". Без особых приключений судно добралось до Диксона и уже отсюда 23 августа вышло в свой последний рейс с заданием ввести в действие несколько маячных огней и доставить груз и пассажиров на объекты Карской военно-морской базы.

"Норд" 25 августа рано утром подошел к мысу Стерлегова. В 11.45, выгрузив груз и сменив личный состав поста, вышел для выполнения дальнейших работ к островам Рингнесс и Белуха. Я приведу несколько строк из воспоминаний Евгения Михайловича Полева, одного из спасшихся "нордовцев", поведавшего нам о последних часах своего судна: "Тревогу сыграли около 5 часов утра. В кубрик забежал матрос Яков Наумов и крикнул: "Подводная лодка гонится за нами". В то же время раздались первые выстрелы "Норда", а затем на нас обрушился град снарядов и пулеметных очередей. Я выскочил на палубу, когда на ней уже что-то горело. Согласно расписанию, я должен был с боцманом Рогачевым тушить пожар. Гидранты мы открыли, но пули загнали нас в надстройку. Из машинного отделения вышел моторист Макаровский и крикнул: "Включили аварийный ход, хотим выброситься на берег". План капитана Павлова был таков: отстреливаясь, подойти к острову и укрыться. Но немцы быстро подавили огонь нашего орудия, одновременно обстреляли рулевую и штурманскую рубки, судно потеряло ход... Я прополз мимо штурманской рубки: там лежали капитан, старпом и еще кто-то, у орудия тоже лежали трое. Я прополз дальше и спустился в шлюпку".

Таким был последний день в жизни нашего земляка, капитана Владимира Васильевича Павлова, могилой которого стало Карское море. Из всего экипажа и пассажиров, находившихся на судне, подводная лодка взяла на борт четырех человек. Они, пройдя через немецкие тюрьмы и концлагерь, приняв после освобождения участие в завершающих боях с фашистской Германией, вернулись на Родину уже после Победы. Остальные 22 человека погибли.

В память о гидрографическом судне "Норд" были названы банка, бухта и остров в архипелаге Норденшельда в Карском море, озеро и бухта на востоке Таймыра, мыс на острове Преображения в море Лаптевых. Увековечено на карте и имя капитана Владимира Васильевича Павлова; символическим памятником нашему земляку стало название острова в группе островов Мона в Карском море.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения