Газета "Моряк Севера" 27 октября 2010 №40 (8614)
Из плеяды ледовых капитанов17 октября этого года исполнилось 120 лет со дня рождения ледового капитана Владимира Ивановича Воронина.Александр Степанович Кучин, Фёдор Андреевич Рынцын… Многие полярные капитаны стали знаменитыми, и в этой плеяде имя Воронина сияет яркой звездой.
1923 год. Гуль. (Из коллекции Северного морского музея)Владимир Иванович родился 5 (17) октября 1890 года в Сумском Посаде Кемского уезда Архангельской губернии. Сумской Посад, или Сумпосад, как называли его местные, – поселение на обоих берегах реки Сумы.
Сумской Посад, одно из самых древних поморских поселений, был основан в XV веке новгородскими колонизаторами как селение Сумское. Принадлежало оно Марфе Борецкой (Марфе-посаднице). Сенатским указом от 12(24) июля 1806 года было преобразовано в Посад. Сегодня Сумский Посад – село на юго-востоке Беломорского района Карелии, центр Сумпосадского сельского поселения.
«Земля нам мачеха, море – наше поле», – говорили поморы. Жители Сумского Посада, не имея возможности вести сельское хозяйство в необходимых объёмах, занимались в основном рыболовством, добычей морского зверя, судостроением. Род Ворониных не был исключением. В.И. Воронин писал в своих воспоминаниях: «Потомки новгородских ушкуйников – поморы – живут морем. Море их кормит, море их поит. Прадеды, деды и отец мой существовали морем. Они плавали на Мурман и в Норвегию за рыбой, на Новую Землю за зверем, отправлялись на китовый промысел. Опытом, выработанным в результате вековой практики, передаваемым из поколения в поколение, поморы умели предчувствовать шторма, предугадывать появление льдов, узнавать подводные камни». Предчувствие, интуиция были в высокой степени развиты и у самого Владимира Ивановича. Эти черты его натуры не раз спасали суда и экипажи, помогали найти выход в сложнейших ситуациях.
Владимир был четвёртым из сыновей бедняка-тресколова Ивана Фёдоровича Воронина. Детство его, как и братьев, было тяжёлым. И не случайно в Поморье говорилось: «Спокон веку только и было радости у помора-бедняка: 8 лет детства до первого выхода в море». Все шесть братьев Ворониных начали свою морскую трудовую деятельность с зуйков (поморских юнг) на промысловых судах: карбасах, раньшинах, поморских лодьях. В мае 1898 года, в свои 8 лет, впервые услышал Владимир напутствие матери «Сохранно тебе плавать!»
Из дневников Воронина: «…мать всегда мечтала сделать своих сыновей хорошими моряками. Ей очень нравилось, что мальчики с самых ранних лет борются с морем. Именно мать настояла на том, чтобы все мы поступили на суда».
К 15-ти годам юноша прошёл уже большую школу морской жизни. За его плечами был шестилетний стаж работы. Из воспоминаний Владимира Ивановича: «Пора было поступать в мореходную школу. Парусник меня не удовлетворял больше». В 1905 году он поступил в Сумскую мореходную школу. Через два года после окончания её и сдачи экзаменов ему было присвоено звание штурмана 4-го разряда. А в 1916 году на испытательной комиссии при Архангельском мореходном училище В.И. Воронин успешно сдал экзамен по полной программе на звание штурмана дальнего плавания, в котором ходил на пароходе «Фёдор Чижов» Архангельско-Мурманского срочного пароходства.
Первым пароходом, на который Воронин был назначен капитаном, стала «Кандалакша», которая плавала по Белому и Баренцеву морям. Начало капитанства выпало на трудный период: разгул интервентов, разорение северного края. Иностранные захватчики уводили суда от родных берегов. В.И. Воронин проявил тогда находчивость и смелость. Он спас первое своё судно от угона, поставив его на ремонт и уверив иностранных представителей в негодности парохода.
В 1920 – 1921 годах Владимир Иванович, будучи капитаном парохода «Канин» (бывший «Пролетарий»), участвовал в первых Карских хлебных экспедициях. В то время в дневнике его появилась запись: «Каких бы ни стоило усилий, мы должны привезти хлеб трудящимся Севера». После участия в Карских экспедициях Воронин, по его собственным словам, «заболел Арктикой», стал «неизлечимым полярником».
В коллекции Северного морского музея есть фотография, сделанная в конце 1923 года в городе Гуле, что в Англии. На ней капитан Воронин за рабочим столом с секстаном в руке. На обороте фотографии имеется надпись, адресованная Павлову Владимиру Васильевичу: «На «Канине» плавали, на «Юшаре» плывём. Везде и всегда мы дружно живём»… Следует отметить, что как в воспоминаниях самого Владимира Ивановича, так и в книгах различных авторов, начало его плавания на товаропассажирском пароходе «Юшар» датируется 1924 годом. Возможно, что сам капитан Воронин, измеряя время по поморскому обычаю «водами», имел в виду зимнюю навигацию 1923 – 1924 годов, когда суда Северного морского пароходства, летом занятые на беломорских и мурманских линиях, выполняли дальние рейсы за границу. Наличие же в коллекции музея документа, подтверждающего начало первого рейса Владимира Ивановича на «Юшаре» приблизительно в октябре-ноябре 1923 года, позволяет внести некоторые поправки в датировку событий его жизни и могло бы даже, на наш взгляд, рассматриваться как пусть и небольшое, но любопытное историческое открытие.
В 1926 году В.И. Воронина назначили капитаном ледокольного парохода «Г. Седов». Члены экипажа с первых рейсов уважительно отзывались о капитане, называя его «правильным командиром» и «большим талантом».
Два года спустя к Северному полюсу на дирижабле «Италия» отправилась итальянская экспедиция, которую возглавил Умберто Нобиле. Стартовала она в Кингсбее и начала перелёт через Полярный бассейн. Экипаж дирижабля состоял из шестнадцати человек. При сильном попутном ветре 24 мая 1928 года дирижабль достиг Северного полюса. Снизившись до 100 метров, члены экспедиции сбросили на лёд три флага: норвежский, американский и итальянский. Экипаж провёл над полюсом два с половиной часа, обследовал территорию с воздуха. Затем дирижабль набрал высоту и отправился дальше в сторону Аляски…
Пароход «Г. Седов» готовился к летнему рейсу, когда в Арктике разыгралась трагедия. Без вести пропала экспедиция Умберто Нобиле. Только на 13-й день после её исчезновения удалось услышать в эфире слабый голос, моливший о помощи. Выяснилось, что дирижабль, обледенев, потерял способность двигаться в воздухе и упал на торосы Ледовитого океана. Семь человек погибли. По заданию Комитета по оказанию помощи итальянцам капитан В.И. Воронин принял участие в поисках экспедиции.
1929 – 1934 годы ознаменованы для капитана Воронина рядом важнейших экспедиций: на ледокольном пароходе «Г. Седов» на Землю Франца-Иосифа, на Северную Землю, знаменитый рейс на ледокольном пароходе «А.Сибиряков» по Северному морскому пути и героический поход на пароходе «Челюскин».
31 июня 1928 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР «Об усилении научно-исследовательских работ в арктических владениях СССР», и 21 июня 1929 года была организована экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта на Землю Франца-Иосифа на ледокольном пароходе «Г. Седов» (капитан В.И. Воронин). 29 июля участники экспедиции высадились на Землю Франца-Иосифа и подняли Государственный флаг СССР, что ознаменовало фактическое включение архипелага в состав Советского Союза. 30 августа была открыта полярная станция, которая стала, по словам В.И. Воронина, «новым и самым северным в мире человеческим поселением». Во время этого похода «Г. Седов» установил рекорд свободного плавания в полярных льдах, достигнув 82°14’ с.ш., что, несомненно, было заслугой капитана.
15 июня 1930 года была организована новая экспедиция на ледокольном пароходе «Г. Седов» на Северную Землю. На карте Советской Арктики Северная Земля оставалась «белым пятном», тогда как архипелаг этот представлял большой научный интерес и важное практическое значение. Во время экспедиции были открыты новые острова, получившие имена Визе, Воронина, Седова и Шмидта, проведены промеры глубин, открыт подводный жёлоб, который получил имя Воронина. Впервые был выяснен рельеф дна северной части Карского моря. Огромное научное достижение в то время! На острове Домашний была организована научно-исследовательская полярная станция, ставшая базой для изучения Северной Земли. О.Ю. Шмидт так охарактеризовал капитана Воронина после этой экспедиции: «Капитан В.И. Воронин не только подходящий, но лучший ледокольный капитан… И с редким для капитана пониманием наших научных задач. Он готов идти на многое и ждать, даже идти на риск ради научных исследований… Он сам помогал научной работе, он своей рукой вычертил карту с указанием ледовых условий, где мы находились…»
В 1931 году ЦК КПСС поставил перед советскими полярниками задачу – проложить сквозной путь по всей трассе Северного морского пути. Наиболее пригодным для выполнения задачи был признан ледокольный пароход «А.Сибиряков», лучшей кандидатурой на должность капитана – В.И. Воронин. Профессор, сотрудник Всесоюзного арктического института Владимир Юльевич Визе писал: «Лучшего капитана для нашего ответственного полярного рейса нельзя было найти».
Начальником экспедиции назначили директора Всесоюзного Арктического института О.Ю. Шмидта. Однако когда речь заходила о выборе направления движения, ответ начальника экспедиции был неизменен: «Слово за вами, Владимир Иванович! При любой трудности все мы – весь коллектив до единого человека – в полном вашем распоряжении».
Сохранилось немало документов с подробностями исторического плавания «А.Сибирякова», в том числе воспоминания капитана Воронина, скромные и лаконичные, как всегда: «В 1932 году встал вопрос об окончательном завоевании Великого Северного морского пути, о котором так давно мечтали мореплаватели всех стран. «А. Сибиряков» вышел из Архангельска… Тяжёлое ледовое плавание! Трудности для такого небольшого ледокольного судна, как «А. Сибиряков», были огромные. Мы боролись со льдами и в конце концов победили их. Несмотря на то что в Колючинской губе нас постигло сразу несколько аварий одна за другой, несмотря даже на то, что сломался гребной вал, «А. Сибиряков» не сдавался стихии. Тут пришлось мне вспомнить своё парусное детство – брезенты превратились в паруса, стрелы лебёдок – в мачты. Так как брезенты у нас были испачканы углём, паруса получились мрачные, и корабль стал похож на средневекового пирата… Нехитрые приспособления помогли управлять кораблём, который лишился не только винта, но и руля. Взрывая лёд аммоналом, окалывая борта парохода пешнями, мы медленно двигались к своей заветной цели – Берингову проливу…»
Несмотря на все сложности, тяжёлую ледовую обстановку, серьёзные поломки судна, экспедиция достигла цели: в 1932 году, впервые в истории арктического мореплавания, Северный морской путь был пройден в одну навигацию, за 65 дней. Очень немногие капитаны в ту пору могли решиться на такой шаг в неизвестность. Все участники экспедиции, члены экипажа ледокольного парохода «А. Сибиряков» были награждены орденами Советского Союза, а сам пароход получил орден Красного Знамени.
Важнейшим итогом экспедиции на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» явилось создание в декабре 1932 года Главного Управления Северного морского пути, перед которым ставилась задача: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Владимир Иванович Воронин во время торжественной встречи сибиряковцев в Архангельске говорил: «Дорога от Архангельска до Берингова пролива была очень тяжёлой. Возможно ли плавание торговых судов северо-восточным путём? Я сейчас совершенно здраво говорю о том, что возможно…»
Особое место в изучении и освоении Арктики в 1933 – 1934 годах занял сквозной поход по Северному морскому пути парохода «Челюскин» (капитан В.И. Воронин). Необходимо было доказать возможность использования Северного морского пути как транспортной магистрали. Выполнение поставленной задачи было возложено на грузопассажирский пароход «Челюскин». Начальником экспедиции, перед которой стояли не только практические, но и научные задачи, был утверждён О.Ю. Шмидт.
16 июля 1933 года пароход «Челюскин» вышел из Ленинграда в Мурманск. 2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход отправился из Мурманска во Владивосток. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледокола «Красин» и ледореза «Литке», однако суда были отозваны, и «Челюскину» предстоял трудный путь в одиночестве.
Путь парохода «Челюскин» завершился трагически. 13 февраля 1934 года в Чукотском море произошла катастрофа: «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. На льду оказались 104 человека. Был организован ледовый лагерь Шмидта, где в условиях полярной зимы люди провели два месяца. В.И. Воронин принимал активнейшее участие в жизни ледового лагеря, показал себя отличным организатором, собственным примером не позволял челюскинцам пасть духом.
Трудный и печальный опыт «Челюскина» доказал необходимость использования ледоколов при прохождении грузовых судов Северным морским путём, что положило начало интенсивному строительству ледокольного флота качественно иного уровня.
Сквозное плавание ледокольного парохода «А. Сибиряков» по трассе Северного морского пути, экспедиция на грузопассажирском пароходе «Челюскин», успехи, достигнутые в изучении Советской Арктики, строительство новых ледокольных судов – всё это позволило приступить к широкому практическому использованию водной заполярной трассы.
1935 год стал началом хозяйственной эксплуатации Северного морского пути. В том же году Воронин был назначен капитаном на ледокол «Ермак». На нём в 1935 – 1937 годах проводилась ледовая разведка, а также он осуществлял проводку караванов судов в проливе Вилькицкого, в Карском море. Так, за навигационный период «Ермак» провёл 14 судов на восток и 12 – на запад, из них 4 судна совершили сквозной проход по Северному морскому пути.
В феврале 1938 года капитан В.И. Воронин получил приказ: «Приготовить «Ермак» в кратчайший срок к выходу в рейс для снятия папанинцев со льдины дрейфующей станции «Северный полюс». Дрейф научной станции продолжался 274 дня. За это время она прошла около 2500 км. В последние месяцы дрейф ускорился, льдина стремительно уменьшалась. 8 февраля станция попала в восточно-гренландское течение, и положение сотрудников становилось всё более опасным. По распоряжению правительства была организована крупная спасательная экспедиция, начальником её был назначен О.Ю. Шмидт.
19 февраля ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» успешно завершили операцию по снятию участников дрейфа со льдины. 21 февраля состоялась встреча ледокола «Ермак» с судами «Таймыр» и «Мурман». На «Ермак» перешли четверо сотрудников дрейфующей станции – Иван Дмитриевич Папанин, начальник станции «Северный полюс», Эрнст Теодорович Кренкель, радист станции, Пётр Петрович Ширшов, гидробиолог, и Евгений Константинович Фёдоров, геофизик. Ледокол пришёл в порт Ленинград 15 марта 1938 года.
За участие в экспедиции по спасению папанинцев Указом Президиума Верховного Совета СССР В.И. Воронин был награждён орденом Знак Почёта.
23 октября 1935 года состоялась закладка ледокола «И. Сталин». Флагманский ледокол был спущен на воду со стапелей Балтийского завода имени С. Орджоникидзе (г. Ленинград) 29 апреля 1937 года, а 23 августа следующего года он вышел в свой первый арктический рейс. Первым капитаном ледокола «И. Сталин» стал В.И. Воронин. На первой странице судового журнала № 1 сделана такая запись: «23 августа 1938 года в 7.00 построенный на отечественном заводе ледокол «Сталин» принят от представителей верфи и вступил в ведение ГУ СМП под командованием капитана дальнего плавания В.И. Воронина, о чём составлен генеральный приёмо-сдаточный акт. В 8.00 поднят кормовой флаг СССР и объявлены морские вахты».
В 1941 году, как указано в биографии В.И. Воронина, он встал на боевую вахту в качестве офицера Военно-Морского Флота. В первую военную зиму ему поручили вести эскадренный миноносец «Урицкий». Морозы стояли жестокие, корабль вмёрз в лёд Двинского залива близ Молотовска. Ледоколы пытались освободить его, пока их не отозвали для срочной работы. На «Урицком» заканчивались запасы воды и продовольствия, тогда по льду к нему отправили обоз. Он пробился к эсминцу и снабдил его всем необходимым. А вот дальше обоз через торосы в Молотовск повёл В.И. Воронин. На молотовском заводе № 402 ему предстояло вновь принять ледокол «И. Сталин». Обстоятельства этого дела неизвестны, но командиром «И. Сталина» тогда назначили капитана 3-го ранга П.А. Пономарёва. Сам В.И. Воронин в 1942 году участвовал в проводке боевых кораблей с востока по Северному морскому пути, обучал военных лоцманов, принимал участие в проводке союзных караванов сквозь льды северных морей.
В декабре 1946 года его направили руководителем промысловой экспедиции на китобойной флотилии «Слава». Из рейса он вернулся 6 июня следующего года и сразу же написал заявление с настойчивой просьбой вернуть его на ледокольный флот. Вскоре Владимир Иванович вернулся на ледокол «И. Сталин», на котором оставался капитаном до конца жизни.
Капитан В.И. Воронин избирался членом ЦИК (1935 – 1938 гг.), депутатом Верховного Совета СССР (1946 – 1950 гг.), в партию вступил в 1952 году, то есть в последний год своей жизни. По тем временам это представляется исключительным случаем.
По свидетельству очевидцев, в последнюю в своей жизни навигацию полярный капитан говаривал: «Больше всего я боюсь дожить до такого времени, когда у меня не будет сил подняться на мостик». Воля Владимира Ивановича Воронина исполнилась: он умер на своём капитанском посту, на ледоколе, в полярном плавании.
В 4 часа 25 минут утра 12 октября 1952 года на мостике ледокола у капитана Воронина случился инсульт. Ближайшая больница была на Диксоне, а это примерно сутки самого полного хода по чистой воде. Был и шторм, и лёд, а больному требовался абсолютный покой. Уже на подходе к Диксону прославленного капитана настигла смерть… Похоронили Владимира Ивановича Воронина на маленьком Шуваловском кладбище в Ленинграде, в городе, где он жил с 1935 года.
Слава о потомственном поморе, прославленном полярном капитане В.И. Воронине увековечена в восьми географических объектах на карте мира, названных его именем:
губа Воронина на Новой Земле;
мыс Воронина на Новой Земле;
мыс Воронина на острове Гукера на Земле Франца-Иосифа;
ледник Воронина на острове Солсбери на Земле Франца-Иосифа;
жёлоб Воронина в Карском море;
остров Воронина в Карском море;
мыс Воронина на Земле Виктории в Антарктиде;
бухта Воронина на Земле Королевы Мод в Антарктиде.
Имя его было запечатлено на бортах нескольких судов: парусной шхуны, парусно-моторного бота, буксира и ледокола «Капитан Воронин», построенного в 1955 году в Финляндии по заказу СССР.
Память о ледовом капитане хранят улицы Воронина в Архангельске, Северодвинске, Санкт-Петербурге, Беломорске, Екатеринбурге и других городах.
Долгую, богатую на события и факты историю имеет Архангельское мореходное училище имени капитана В.И. Воронина (ныне – Арктический морской институт имени капитана В.И. Воронина).
Государственное учреждение культуры Архангельской области «Северный морской музей» расположен в историческом месте. В своё время Красная пристань была отправной точкой знаменитых арктических экспедиций, которые прославили имя ледового капитана В.И. Воронина. Северный морской музей не мог обойти вниманием означенную юбилейную дату, и 14 октября этого года была открыта выставка «Из плеяды ледовых капитанов (к 120-летию со дня рождения В.И. Воронина)», которая будет работать в здании Северного морского музея до 17 декабря текущего года.
Литература
Андриенко В.Г. Ледокольный флот России. 1860-е - 1918 гг. – М.: Европейские издания, 2009 г.
Попов Г.П. Сумский мореходный класс. К истории мореходного образования на Севере. - Архангельск: Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2000.
Селезнёв С. А. Ледовый капитан. - Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1969.
Сузюмов Е. Рассказы капитана Воронина, поведанные им самим// Полярный круг. 1978. - М.: Мысль, 1987.
Юнга Е. С. Капитан Воронин (Путь к подвигу). - М.: Морской транспорт, 1957.
Олег Юнин,
Яна Юнина,
сотрудники Северного морского музея.