Федосеев Василий Андреевич (р. 1905)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Федосеев Василий Андреевич (р. 1905)

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Октябрь 2009 23:21

"Василий Федосеев", дизель-электроход : e3ddce41693e.jpg
"Василий Федосеев", дизель-электроход : 85b40c00518a.jpg
Журнал "Мосркой Флот" (?)

Scan: porollo, портал "Морской флот СССР" http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... 0%B5%D0%B2
OCR: http://www.polarpost.ru

Имя на борту. «Василий Федосеев»
Б. Конев

Василий Андреевич Федосеев родился в Кронштадте в год первой русской революции. Через несколько лет он вместе со своими родителями переехал на Дальний Восток.

В 1923 году Василий Федосеев, как активист-комсомолец, был Амурским областным комитетом комсомола направлен на учебу в Дальневосточный государственный университет. Общественной работы он не прекращал и там. Неоднократно избирался в состав Амурского обкома комсомола, а также делегатом на краевую конференцию ВЛКСМ.

По решению окружкома в 1930 году В. А. Федосеева мобилизовали на работу в Экспортлес, нуждавшийся в усилении подготовленными работниками. С этого времени и до конца своей жизни Василий Андреевич Федосеев связал спою судьбу с морским транспортом.

Проявляя старательность, инициативу, углубляя свои знания, обобщая опыт, Федосеев уже через год был назначен ответственным руководителем заграничных линий в Дальневосточной конторе «Совторгфлота». Впоследствии руководил в течение многих лет Владивостокским Арктическим пароходством.

Василий Андреевич своим трудом заслужил глубокое уважение рядовых моряков и командного состава флота. Принципиальный, прямой н взыскательный, решительный и разумный — таким знал коллектив своего начальника. Федосеев обладал большими организаторскими способностями, глубокими знаниями экономики морского транспорта и Северного морского пути. Он сам постоянно занимался совершенствованием своих знаний и этого же требовал от всех работников пароходства. В возрасте около пятидесяти лет Василий Андреевич с отличием окончил Академию морского и речного флота.

Федосеев не был кабинетным работником. Он участвовал в арктических навигациях, находясь непосредственно на трассе, ледоколе или в штабе морских арктических операций. Чем сложнее была обстановка на трассе, чем больше трудностей в продвижении караванов, тем более собранным, подтянутым, вдумчивым и решительным он представал перед окружавшими его капитанами-наставниками, синоптиками, гидрологами.

Прежде чем принять ответственное решение в сложной ситуации, Василий Андреевич советовался со своими ближайшими помощниками,

с опытными капитанами-наставниками, с капитанами судов, с учеными научно-оперативной группы. И только после тщательного и всестороннего обсуждения вопроса Василий Андреевич принимал твердое решение, от которого он уже не отступал.

В моей памяти сохранились многие эпизоды из работы в Арктике, и один из них хочется рассказать. Он рядовой, но в нем раскрывается характер человека.

В начале навигации 1959 года ледоколы «Сибирь» и «Адмирал Лазарев» проводили в сложных ледовых условиях караван судов «Василий Докучаев», «Сакко» и «Туркестан». В районе мыса Шелагского, уже совсем близко от Певека, ветер неожиданно перешел на северо-западное направление и началось сжатие льдов, которое вскоре усилилось. В результате теплоход «Василий Докучаев» получил серьезные повреждения корпуса. Помощь вертолетом, самолетом, а затем ледоколами была своевременно оказана. И, когда стало возможно, ледоколы «Сибирь» и «Адмирал Лазарев» вывели суда «Сакко» и «Туркестан» в безопасное место, а теплоход «Василий Докучаев» остался ожидать улучшения ледовых условий.

Требовался ответ — немедленный, ясный, убедительный...

Но как все-таки трудно принимать решение, когда против каждого «за» не менее веское «против».

Федосеев еще раз прочитал «молнию». Капитан ледокола «Адмирал Лазарев» докладывал: «После проводки «Туркестана» и «Сакко» обстановка у мыса Шелагского значительно ухудшилась. Туман. Видимости нет. Уверенности в улучшении ледовой обстановки не имею. Проводить аварийное судно наугад считаю рискованным».

— Что же ответить? Оставлять «Василия Докучаева» на прежнем месте нельзя. Улучшение обстановки по прогнозу ожидалось только через два-три дня. За это время теплоход если не раздавит, то выжмет на берег. Проводить его в Певек — не менее опасное дело.

Василий Андреевич еще раз проконсультировался с научными сотрудниками и моряками.

— Надо рисковать! — пришел он к окончательному выводу.

... Туман. Морось. Попробуй в таких условиях найти среди льдов верную дорогу. Зорко вглядывались в белесую мглу впередсмотрящие на ледоколах и на «Василис Докучаеве». Не покидали мостиков капитаны и штурманы. Караван осторожно, миля за милей, продвигался вперед.

... Туман. Морось. Но не отходили от вертолета летчики.

Прошло шесть долгих напряженных часов, прежде чем «Василий Докучаев» и оба ледокола отдали якоря на рейде Певекского арктического порта.

Решение начальника морских операций, связанное с разумным риском, полностью оправдалось.

Чувство нового всегда было присуще Федосееву. Он являл Собой образец настоящего советского руководителя-коммуниста, посвятившего все свои знания и опыт развитию Северного морского пути.

Многие моряки, занимающие теперь командные должности на флоте, с глубокой благодарностью вспоминают годы совместной работы с Федосеевым и его заботливые советы, помогавшие человеку поверить в свои силы и еще увереннее трудиться.

За многолетнюю самоотверженную работу по освоению Северного морского пути Василий Андреевич Федосеев был удостоен многими правительственными наградами. Умер он 24 декабря 1954 года.

Его именем назван дизель-электроход Дальневосточного пароходства.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11091
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения