Журнал "Мосркой Флот" (?)
Scan: porollo, портал "Морской флот СССР" http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... 0%B5%D0%B2
OCR: http://www.polarpost.ru
Имя на борту. «Василий Федосеев»
Б. Конев
Василий Андреевич Федосеев родился в Кронштадте в год первой русской революции. Через несколько лет он вместе со своими родителями переехал на Дальний Восток.
В 1923 году Василий Федосеев, как активист-комсомолец, был Амурским областным комитетом комсомола направлен на учебу в Дальневосточный государственный университет. Общественной работы он не прекращал и там. Неоднократно избирался в состав Амурского обкома комсомола, а также делегатом на краевую конференцию ВЛКСМ.
По решению окружкома в 1930 году В. А. Федосеева мобилизовали на работу в Экспортлес, нуждавшийся в усилении подготовленными работниками. С этого времени и до конца своей жизни Василий Андреевич Федосеев связал спою судьбу с морским транспортом.
Проявляя старательность, инициативу, углубляя свои знания, обобщая опыт, Федосеев уже через год был назначен ответственным руководителем заграничных линий в Дальневосточной конторе «Совторгфлота». Впоследствии руководил в течение многих лет Владивостокским Арктическим пароходством.
Василий Андреевич своим трудом заслужил глубокое уважение рядовых моряков и командного состава флота. Принципиальный, прямой н взыскательный, решительный и разумный — таким знал коллектив своего начальника. Федосеев обладал большими организаторскими способностями, глубокими знаниями экономики морского транспорта и Северного морского пути. Он сам постоянно занимался совершенствованием своих знаний и этого же требовал от всех работников пароходства. В возрасте около пятидесяти лет Василий Андреевич с отличием окончил Академию морского и речного флота.
Федосеев не был кабинетным работником. Он участвовал в арктических навигациях, находясь непосредственно на трассе, ледоколе или в штабе морских арктических операций. Чем сложнее была обстановка на трассе, чем больше трудностей в продвижении караванов, тем более собранным, подтянутым, вдумчивым и решительным он представал перед окружавшими его капитанами-наставниками, синоптиками, гидрологами.
Прежде чем принять ответственное решение в сложной ситуации, Василий Андреевич советовался со своими ближайшими помощниками,
с опытными капитанами-наставниками, с капитанами судов, с учеными научно-оперативной группы. И только после тщательного и всестороннего обсуждения вопроса Василий Андреевич принимал твердое решение, от которого он уже не отступал.
В моей памяти сохранились многие эпизоды из работы в Арктике, и один из них хочется рассказать. Он рядовой, но в нем раскрывается характер человека.
В начале навигации 1959 года ледоколы «Сибирь» и «Адмирал Лазарев» проводили в сложных ледовых условиях караван судов «Василий Докучаев», «Сакко» и «Туркестан». В районе мыса Шелагского, уже совсем близко от Певека, ветер неожиданно перешел на северо-западное направление и началось сжатие льдов, которое вскоре усилилось. В результате теплоход «Василий Докучаев» получил серьезные повреждения корпуса. Помощь вертолетом, самолетом, а затем ледоколами была своевременно оказана. И, когда стало возможно, ледоколы «Сибирь» и «Адмирал Лазарев» вывели суда «Сакко» и «Туркестан» в безопасное место, а теплоход «Василий Докучаев» остался ожидать улучшения ледовых условий.
Требовался ответ — немедленный, ясный, убедительный...
Но как все-таки трудно принимать решение, когда против каждого «за» не менее веское «против».
Федосеев еще раз прочитал «молнию». Капитан ледокола «Адмирал Лазарев» докладывал: «После проводки «Туркестана» и «Сакко» обстановка у мыса Шелагского значительно ухудшилась. Туман. Видимости нет. Уверенности в улучшении ледовой обстановки не имею. Проводить аварийное судно наугад считаю рискованным».
— Что же ответить? Оставлять «Василия Докучаева» на прежнем месте нельзя. Улучшение обстановки по прогнозу ожидалось только через два-три дня. За это время теплоход если не раздавит, то выжмет на берег. Проводить его в Певек — не менее опасное дело.
Василий Андреевич еще раз проконсультировался с научными сотрудниками и моряками.
— Надо рисковать! — пришел он к окончательному выводу.
... Туман. Морось. Попробуй в таких условиях найти среди льдов верную дорогу. Зорко вглядывались в белесую мглу впередсмотрящие на ледоколах и на «Василис Докучаеве». Не покидали мостиков капитаны и штурманы. Караван осторожно, миля за милей, продвигался вперед.
... Туман. Морось. Но не отходили от вертолета летчики.
Прошло шесть долгих напряженных часов, прежде чем «Василий Докучаев» и оба ледокола отдали якоря на рейде Певекского арктического порта.
Решение начальника морских операций, связанное с разумным риском, полностью оправдалось.
Чувство нового всегда было присуще Федосееву. Он являл Собой образец настоящего советского руководителя-коммуниста, посвятившего все свои знания и опыт развитию Северного морского пути.
Многие моряки, занимающие теперь командные должности на флоте, с глубокой благодарностью вспоминают годы совместной работы с Федосеевым и его заботливые советы, помогавшие человеку поверить в свои силы и еще увереннее трудиться.
За многолетнюю самоотверженную работу по освоению Северного морского пути Василий Андреевич Федосеев был удостоен многими правительственными наградами. Умер он 24 декабря 1954 года.
Его именем назван дизель-электроход Дальневосточного пароходства.
Б. Конев
Василий Андреевич Федосеев родился в Кронштадте в год первой русской революции. Через несколько лет он вместе со своими родителями переехал на Дальний Восток.
В 1923 году Василий Федосеев, как активист-комсомолец, был Амурским областным комитетом комсомола направлен на учебу в Дальневосточный государственный университет. Общественной работы он не прекращал и там. Неоднократно избирался в состав Амурского обкома комсомола, а также делегатом на краевую конференцию ВЛКСМ.
По решению окружкома в 1930 году В. А. Федосеева мобилизовали на работу в Экспортлес, нуждавшийся в усилении подготовленными работниками. С этого времени и до конца своей жизни Василий Андреевич Федосеев связал спою судьбу с морским транспортом.
Проявляя старательность, инициативу, углубляя свои знания, обобщая опыт, Федосеев уже через год был назначен ответственным руководителем заграничных линий в Дальневосточной конторе «Совторгфлота». Впоследствии руководил в течение многих лет Владивостокским Арктическим пароходством.
Василий Андреевич своим трудом заслужил глубокое уважение рядовых моряков и командного состава флота. Принципиальный, прямой н взыскательный, решительный и разумный — таким знал коллектив своего начальника. Федосеев обладал большими организаторскими способностями, глубокими знаниями экономики морского транспорта и Северного морского пути. Он сам постоянно занимался совершенствованием своих знаний и этого же требовал от всех работников пароходства. В возрасте около пятидесяти лет Василий Андреевич с отличием окончил Академию морского и речного флота.
Федосеев не был кабинетным работником. Он участвовал в арктических навигациях, находясь непосредственно на трассе, ледоколе или в штабе морских арктических операций. Чем сложнее была обстановка на трассе, чем больше трудностей в продвижении караванов, тем более собранным, подтянутым, вдумчивым и решительным он представал перед окружавшими его капитанами-наставниками, синоптиками, гидрологами.
Прежде чем принять ответственное решение в сложной ситуации, Василий Андреевич советовался со своими ближайшими помощниками,
с опытными капитанами-наставниками, с капитанами судов, с учеными научно-оперативной группы. И только после тщательного и всестороннего обсуждения вопроса Василий Андреевич принимал твердое решение, от которого он уже не отступал.
В моей памяти сохранились многие эпизоды из работы в Арктике, и один из них хочется рассказать. Он рядовой, но в нем раскрывается характер человека.
В начале навигации 1959 года ледоколы «Сибирь» и «Адмирал Лазарев» проводили в сложных ледовых условиях караван судов «Василий Докучаев», «Сакко» и «Туркестан». В районе мыса Шелагского, уже совсем близко от Певека, ветер неожиданно перешел на северо-западное направление и началось сжатие льдов, которое вскоре усилилось. В результате теплоход «Василий Докучаев» получил серьезные повреждения корпуса. Помощь вертолетом, самолетом, а затем ледоколами была своевременно оказана. И, когда стало возможно, ледоколы «Сибирь» и «Адмирал Лазарев» вывели суда «Сакко» и «Туркестан» в безопасное место, а теплоход «Василий Докучаев» остался ожидать улучшения ледовых условий.
Требовался ответ — немедленный, ясный, убедительный...
Но как все-таки трудно принимать решение, когда против каждого «за» не менее веское «против».
Федосеев еще раз прочитал «молнию». Капитан ледокола «Адмирал Лазарев» докладывал: «После проводки «Туркестана» и «Сакко» обстановка у мыса Шелагского значительно ухудшилась. Туман. Видимости нет. Уверенности в улучшении ледовой обстановки не имею. Проводить аварийное судно наугад считаю рискованным».
— Что же ответить? Оставлять «Василия Докучаева» на прежнем месте нельзя. Улучшение обстановки по прогнозу ожидалось только через два-три дня. За это время теплоход если не раздавит, то выжмет на берег. Проводить его в Певек — не менее опасное дело.
Василий Андреевич еще раз проконсультировался с научными сотрудниками и моряками.
— Надо рисковать! — пришел он к окончательному выводу.
... Туман. Морось. Попробуй в таких условиях найти среди льдов верную дорогу. Зорко вглядывались в белесую мглу впередсмотрящие на ледоколах и на «Василис Докучаеве». Не покидали мостиков капитаны и штурманы. Караван осторожно, миля за милей, продвигался вперед.
... Туман. Морось. Но не отходили от вертолета летчики.
Прошло шесть долгих напряженных часов, прежде чем «Василий Докучаев» и оба ледокола отдали якоря на рейде Певекского арктического порта.
Решение начальника морских операций, связанное с разумным риском, полностью оправдалось.
Чувство нового всегда было присуще Федосееву. Он являл Собой образец настоящего советского руководителя-коммуниста, посвятившего все свои знания и опыт развитию Северного морского пути.
Многие моряки, занимающие теперь командные должности на флоте, с глубокой благодарностью вспоминают годы совместной работы с Федосеевым и его заботливые советы, помогавшие человеку поверить в свои силы и еще увереннее трудиться.
За многолетнюю самоотверженную работу по освоению Северного морского пути Василий Андреевич Федосеев был удостоен многими правительственными наградами. Умер он 24 декабря 1954 года.
Его именем назван дизель-электроход Дальневосточного пароходства.