Крузенштерн Павел Иванович (1809-1881)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Крузенштерн Павел Иванович (1809-1881)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Июль 2009 20:11

Крузенштерн Павел Иванович
Сайт Биография.ru http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=69901
Источник: Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М., 1896-1918. Том: 12, Стр.: 460 http://www.rulex.ru/xPol/index.htm?pages/12/460.htm

Крузенштерн П.И. : kruzenshtern_big.jpg
— вице-адмирал, ум. в июне 1881 г. Сын адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна; в 1823 г. поступил в Царскосельский лицей (что ныне Императорский Александровский); 19 мая 1826 г. поступил на службу юнкером в гвардейский экипаж и в 1826—1829 гг. на военном шлюпе "Сенявин" совершил кругосветное плавание под командой капитан-лейтенанта Федора Петровича Литке; в 1827 г. произведен в мичманы, а за кругосветное плавание награжден орденом св. Анны 3 ст. и удвоением числа плаваний; в 1830—1832 гг. на бриге "Коммерстракс" делал в Финском заливе съемки; в 1833 г. на фрегате "Кастор" плавал у берегов Голландии; в 1835 г. на корабле "Фершампенуаз" с десантом ходил к Данцигу, затем назначен адъютантом к ревельскому военному губернатору графу Гейдену; в 1843 г. сопутствовал графу Кейзерлингу в его ученой экспедиции к реке Печоре, по возвращении награжден орденом св. Владимира 4 ст.; в 1849—1850 гг. на своей собственной шхуне "Ермак" ходил в Белое море; определил и описал устье рек Печоры и Индиги; в 1851 г. прикомандирован к морскому ученому комитету; в 1852 г. послан был от министерства государственных имуществ в Печерский край для описания удобных путей сплава печерских корабельных лесов; в 1861—1862 гг. на свой счет снарядил экспедицию в Ледовитый океан — в состав ее вошли шхуна "Ермак" и бот "Эмбрио", под общей командой сына П. И. Крузенштерна, лейтенанта Павла Павловича Крузенштерна; эта экспедиция потерпела крушение у берегов земли Ялмал; в 1864 г. произведен в контр-адмиралы, с зачислением по резервному флоту; февраля 24 1869 г. произведен в вице-адмиралы с увольнением от службы.

П. И. Крузенштерну принадлежат следующие труды: "Изложение астрономии" Д. Гершеля (перев.), СПб., 1838 г., 2 ч.; "Известие об исследовании р. Печоры к.-л. Крузенштерна в экспедиции графа Кейзерлинга" — "Зап. Гидрог. Департ.", 1844, II, 439; "О морской паровой машине, о ее силе и действии; изложение для морских офицеров и для других участвующих в важных пользах пароходства английского флота кап. Робинсона" (перев.), СПб , 1844, "Река Индига (по осмотру Крузенштерна)" — "Зап. Гидр. Департ.", 1851, IX, 181—183; "Астрономические определения" — "Зап. Гидр. Департ.", 1851, IX, 641—643; "Таблица приливов для Белого моря, Лапландского берега и некоторых пунктов Ледовитого моря" — Карлсруэ, 1851, 4° и там же, 1852; "Исследование о сообщении реки Индиги с р. Печерой" — "Арханг. губ. вед.", 1851 и "Зап. Гид. Департ.", 1851, IX; "Печерский край в географическом и гидрографическом отношениях" — "Жур. Мин. Вн. Дел.", 1851, № 6—9, "Известие о шхуне "Ермак", принадлежащей капитану Крузенштерну" — "Мор. Сб.", 1853, VIII, 174; "Ящик для сохранения постоянной температуры при хронометрах" — "Мор. Сб.", 1858, VII, 42—50; "Известие об экспедиции к устью реки Енисея", 1862, "Мор. Сб.". 1862, XII, 35—37, 1813, I — II; II, 33—59.

Литература:
"Общий Морской Список", СПб., 1898, X, 464—466; Ивашинцев, "Русские кругосветные путешествия" — "Зап. Гид. Д-та", VIII, 76—93; "О предоставлении кап. Крузенштерну поставки лиственного леса в Архангельский порт" — "Мор. Сб.", 1859, VI, оф. 335—337; "Известие о команде затертой во льдах Карского моря шхуне "Ермак", "Кроншт. Вестн.", 1863, № 7; "Контр-адм. П. И. Крузенштерн", биог. свед. — "Мор. Сб.", 1867, XI, библ. 18—19; "П. И. Крузенштерн" (некролог), "Кроншт. Вест.", 1861, № 147; "Беседы о севере России, в 3 отд. Импер. Вол.-Эк. Об.", СПб. 1867. {Половцов}
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Крузенштерн Павел Иванович (1809-1881)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Июль 2009 20:33

В 1843 году в Коми край для геологических исследований и составления первой точной карты на основе астрономических наблюдений широт и долгот прибыла экспедиция, возглавляемая геологом Александром Андреевичем Кейзерлингом и капитан-лейтенантом Павлом Ивановичем Крузенштерном (сын известнейшего мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна). Экспедиция была организована Министерством финансов и Корпусом горных инженеров. Коми край и до этого изображался на картах, имеющих географическую сетку, но изображаемые объекты не соответствовали значениям географических координат, определяемым по сетке. Кроме Усть-Сысольска, на всей обширной территории края не было ни одного астрономического определения широты и долготы.

Геолого-географическая карта Печорского края Крузенштерна П. и Кейзерлинга А. Сайт: http://maxi4.narod.ru/02_nedra/n_04.htm : 38.jpg
По пути из Петербурга в Усть-Сысольск Крузенштерн произвел четыре наблюдения астропунктов, которые в 1814 году определил Вишневский (в том числе в Усть-Сысольске). Определение Вишневского в Усть-Сысольске Крузенштерн принял за основу, хотя, как выяснил впоследствии астроном М. А. Ковальский, определения Крузенштерна оказались точнее результата Вишневского. После этого экспедиция на лодках направилась вверх по Вычегде. С ней из Усть-Сысольска выехали старший лесничий уезда Греве и житель города Филипп Попов, которого Крузенштерн охарактеризовал как "грамотного, расторопного и любознательного зырянина". Греве оказался неспособным к выполнению трудных полевых работ и скоро сбежал. Незаменимым помощником Крузенштерна оказался Филипп Попов. Успеху экспедиции способствовали и другие участники экспедиции из коми. Кейзерлинг в письме к отцу отмечает их услужливость и сообразительность.

Работа экспедиции оказалась исключительно удачной. С 17 июня по 24 сентября (с момента приезда в Усть-Сысольск и возврата туда же) экспедиция по Южной и Северной Мыл ве вышла к Печоре, исследовала верховья Печоры, реку Илыч, посетила гору Саблю, прошла по всей Печоре до ее низовий, из села Оксино прошла по Тиманской тундре, переехала реку Индигу, возвратилась на Печору в Пустозерск, поднялась по Печоре и Ижме до устья Ухты. Здесь Кейзерлинг через ухтинский волок вышел на Вымь, спустился по ней на Вычегду и возвратился в Усть-Сысольск. Крузенштерн в Усть-Сысольск пробрался через верховья рек Ижма, Чер Ижемская и Чер Вычегодская, Вычегда.

Кроме повторений четырех наблюдений Вишневского, всего Крузенштерн отнаблюдал 47 новых астропунктов. Результат поездки Кейзерлинг и Крузенштерн обобщили в книге "Научные наблюдения при поездке в Печорский край", опубликованной в 1846 году. Авторы получили за книгу Демидовскую премию, присуждаемую за особо выдающиеся заслуги в научных исследованиях и в промышленности. Эта же премия была присуждена и А. Шренку за описание исследований в двух томах книг, опубликованных в 1848 и 1854 годах. Раздел по гидрографии Усть-Сысольского уезда в книге Кейзерлинга и Крузенштерна был составлен Филиппом Поповым, по выражению Крузенштерна, "сведущим и грамотным сочинителем", а Архангельского уезда - Алексеем Окладниковым из Мезени. К книге была приложена геолого-географическая карта Коми края в масштабе 1:3000000 с прямоугольной географической сеткой. Долготы на карте приведены от Парижа, Гринвича и Ферро. На карте Тиманский кряж показан как более древнее горное образование, нежели Урал. Впервые многие объекты получили верные географические координаты, опирающиеся на астрономические наблюдения Крузенштерна, но некоторые подробности (верховья притоков Вычегды и Печоры, положения вершин Уральских гор) изображены еще с ошибками.

Первая поездка П. И. Крузенштерна прочно связала его с Коми краем и северо-востоком Европейской России. Он, по его собственным словам, "решил посвятить свою жизнь на разрешение вопроса, от которого зависела судьба богатой, но,по отдаленности своей, забытой области России". До конца своей жизни П. И. Крузенштерн занимался не только исследованиями, но и промышленной деятельностью в Печорском крае. Совместно с М. К. Сидоровым Крузенштерн вошел в организованную Василием Николаевичем Латкиным компанию по заготовке и вывозке лиственничного мачтового леса в Россию и за границу. Из-за недостаточных капиталовложений и при отсутствии хороших путей сообщения дело застопорилось. Компания после смерти В. Н. Латкина распалась. В 1879 году Крузенштерн писал: "Без содействия и расходов со стороны правительства Печорский край не сможет выйти из своего безотрадного состояния, хотя деятельность отдельных предпринимателей способствует поднятию культуры края".

П. И. Крузенштерн 9 раз приезжал на Печору и побережье Баренцева моря. Для морских исследований он в 1849 году построил шхуну "Ермак", на которой в 1850- 1852 и в 1862 годах проводились гидрографические работы в Белом и Баренцевом морях, в устьях рек Мезени, Индиги, Печоры вначале под руководством П. И. Крузенштерна, а затем его сына Павла. В начале сентября 1862 года "Ермак" был раздавлен льдами и утонул в Карском море при попытке пройти в устье Енисея для вывоза приготовленного М. К. Сидоровым графита. Экипажу судна во главе с Павлом Павловичем Крузенштерном удалось с трудом, но без потерь выйти на полуостров Ямал, а затем пробраться на Печору.

Во время своих поездок в Печорский край П. И. Крузенштерн производил исследования в Тиманской тундре, нивелировку пути и почтового тракта с Усть-Цильмы на Мезень, уточнял прежние съемки, производил астрономические наблюдения. Всего П. И. Крузенштерн в окончательном виде определил 80 новых пунктов по широте и 87 - по долготе. В 1873- 1876 годах он проводил съемки и исследования по реке Усе и правым притокам Оби для изыскания водного пути с Печоры на Обь. В результате он пришел к выводу о возможности постройки канала.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Крузенштерн Павел Иванович (1809-1881)

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Май 2011 00:24

Библиотека "Электронная память Арктики"

Крузенштерн, П. И. Путешествия П. И. Крузенштерна к северному Уралу в 1874-76 годах для исследования водяного сообщения между притоками Печоры и Оби

Описание: Путешествия П. И. Крузенштерна к северному Уралу в 1874-76 годах для исследования водяного сообщения между притоками Печоры и Оби / П. И. Крузенштерн
[4], 173 с., 1 л. карт. ; 27 см.
Опубликована Санкт-Петербург
Славянская печатня (И.В. Вернадского)
1879

Посвящение великому князю Константину Николаевичу: "Просвещенному и благосклонному содействию Вашему обязан я, что мысль, занимавшая меня 35 лет, соединить Сибирь с Европою посредством реки Печоры, наконец, осуществилась. Велики были затруднения, с которыми сопряжены были исследования, предпринятая мною в стране безлюдной и дикой; но едва ли не труднее еще было преодолеть мнения, с разных сторон вооружившиеся против сбыточности моего предположения. Теперь, когда и те, и другие устранились пред действительностью, я изложил в особой брошюре весь ход моих действий и операций по этому делу, и остается мне украсить этот труд посвящением его Тому, Который удостоил его сочувствия при самом начале". Павел Крузенштерн.
Посвящена исследовательским работам Экспедиции под руководством вице-адмирала П. И. Крузенштерна в Печорский край в 1874-1876 гг. Приведены данные съёмок, астрономических наблюдений и гидрографических исследований реки Усы и правых притоков Оби с целью определения возможности проведения водного пути от Печоры к Оби. Результатом экспедиции стали предложения о постройке канала между верховьями рек Сарт-Ю и Сарт-Юган.
Из предисловия: "Представляя Географическому Обществу результаты научных исследований моих тех местностей Печорского края, которые мне удалось посетить в 1874 и 1876 годах, я считаю не бесполезным представить вместе с тем и краткое описание этих путешествий моих на Северо-Восток России. Цель моих записок указать, при каких неблагоприятных условиях исполняет исследователь той страны свою задачу, указать, какую упорную борьбу приходится вести ему как с климатическими невзгодами, так и с крайним невежеством, недоброжелательством местного населения. Знакомство с этими условиями должно, по моему мнению, привести к заключению, что такая борьба может истощить самый значительный запас здоровья, энергии, терпения и должна вынудить исследователя опустить в изнеможении руки. Каждая поездка моя в Печорский край убеждала меня все более и более в том, что при занятиях в той стране нельзя составлять себе заранее известный, строго определенный план, нельзя задавать себе урок, а нужно довольствоваться тем, что удалось завоевать. А между тем я, руководимый искренним желанием достигнуть скорее и при возможно ограниченной денежной затрате известной дели, надеясь иногда, скажу откровенно, на удачу, забывал это непременное правило и, отправляясь в путь, задавал себе слишком обширную задачу. Кончалось тем, что опять те же непреодолимые препятствия разрушали мой план и вынуждали меня прервать свои работы. Быть может обстоятельство это поставят мне в укор, быть может оно вызовет несочувствие к моим занятиям, но я утешаю себя мыслью, что едва ли кто не позволить мне сказать, что мне удавалось все-таки вносить каждый раз мою посильную лепту в сокровищницу науки".

Содержание Приложение: Карта раздела вод между реками Сарт-ю и Сарт-Юган / составлена с описи и нивелировки инженера Крус. - 1876. - 1 л. : Ч/б.
Жанры Материалы экспедиций.

Территории
Урал северный
Печорский край
Печора река
Обь река
Большая Уса (Сарт-ю) река
Щучья (Сарт-юган) река
Якшинская пристань (Россия, Пермская губерния, Чердынский уезд)
Троицко-Печорск (селение Троицкое) поселок (Россия, республика Коми)

Язык текста Русский

Из коллекции Российская национальная библиотека (Россия)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения