Белчер Эдуард (1799—1877)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Белчер Эдуард (1799—1877)

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Июнь 2009 17:17

Белчер Эдуард (Admiral Sir Edward Belcher)
(27.02.1799 – 18.03.1877)

BELCHER, Sir EDWARD, naval surveyor and explorer; b. in Halifax, N.S., on 27 Feb. 1799, son of Andrew Belcher and Marianne Von Geyer; d. in London, England, on 18 March 1877. | Бэлчер, Сэр Эдвард, морской офицер и исследователь; родился в Галифаксе 27 февраля 1799, сын Эндрю Бэлчера и Мэриэнн Вон Гейер; скончался в Лондоне 18 марта 1877 г.

Dictionary of Canadian Biography Online http://www.biographi.ca/009004-119.01-e ... d_nbr=4819

БСЭ:

Белчер (Belcher) Эдуард (1799 — 18.3.1877, Лондон), английский мореплаватель и полярный исследователь. В 1836—42 совершил кругосветное плавание на гидрографических судах "Сульфур" и "Самаранг", в 1843—47 произвёл съёмку побережья Юго-Восточной Азии. В 1852—54 возглавлял арктическую экспедицию, посланную на розыски Дж. Франклина. Во время двухлетней зимовки была нанесена на карты значительная часть Канадского арктического архипелага. Именем Б. названы группы островов у западного берега полуострова Лабрадор и пролив к Ю. от острова Корнуолл.


 Sir Edward Belcher 15.010.jpg
University of Southern Maine http://usm.maine.edu/maps/exhibit15/15-02.htm

2-3. William Little (publisher)
Sir Edward Belcher's Arctic Exploring Expedition
from The Illustrated London News, April 17, 1852
wood engraving
Courtesy of the Osher Map Library and Smith Center for Cartographic Education at the University of Southern Maine, OML-1852-16
Image: 15.010
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Белчер Эдуард (1799—1877)

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Июль 2009 01:14

"100 великих мореплавателей". Составители: Е.Н.Авадяева, Л.И.Зданович. "Вече" Москва 2000
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин http://www.ivki.ru/kapustin/person/belcher/belch.htm

Эдуард Белчер

Совсем иная судьба ждала человека, который был послан на поиски экспедиции Мак-Клура и в итоге спасшего его.

Крупнейшая поисковая экспедиция вышла из лондонского порта весной 1852 года. Начальником ее был назначен капитан Эдуард Белчер. В его распоряжении находились все четыре судна экспедиции Остина (два парусных корабля и два буксирных парохода) и еще плавучая база "Норт-Стар". Экипаж всех пяти судов состоял из 222 человек. Кроме поисков экспедиции Франклина, Белчер должен был оказать помощь Коллинсону и Мак-Клуру, о судьбе которых в Англии начали тревожиться.

Следуя через Баффинов залив и пролив Ланкастер, флотилия Белче-ра в середине августа подошла к острову Бичи. Здесь суда разделились, "Норт-Стар" остался у острова. Генри Келлетт, заместитель Белчера, с парусником "Резольют" и пароходом прошел дальше на запад, в пролив Барроу.

Сам Белчер с парусником "Ассистанс" и другим пароходом двинулся на север через проливы Веллингтон и Пенни и остановился на зимовку у северо-западного берега полуострова Гриннелла.

На шлюпках Белчер и его спутники в конце августа - начале сентября обошли северное побережье Гриннелла, открыли к северу от него, за заливом Белчер, под 77°30' северной широты, 95° западной долготы, остров Корнуолл (иначе Норт-Корнуолл, 3400 квадратных километров) и высадились на него. При ясной погоде с высокого холма далеко на востоке было видно море, и Белчер сделал правильный вывод: "...Это большое восточное водное пространство соединено с проливами Джонс и Смит или с Полярным океаном".

В апреле 1853 года выступила в путь на запад от места зимовки группа Джорджа Генри Ричардса; виднейшим его спутником был Шерард Осборн. Они открыли северное побережье Батерста и близлежащий небольшой архипелаг Беркли и посетили цепь островов, которая протягивается к северу от западного выступа Батерста, но приняли ее за часть этого большого острова. Затем они пересекли, пролив Байам-Мартин и исследовали восточную половину острова Мелвилл. К своей зимовке группа Ричардса вернулась в середине июля.

Группа, руководимая самим Белчером, оставила зимовку в начале 1853 года. Она прошла на санях вдоль всего северного берега полуострова Гриннелла и 19 мая открыла за ним, к востоку, за узким проливом Кардиган, остров Норт-Кент (76°40' северной широты, 90°20' западной долготы). Поднявшись на высокий холм (около 500 метров), Белчер увидел, что и самый пролив, и широкие видные пространства, которые он соединяет, покрыты только плавучим льдом и доступны для плавания.

Белчер теперь получил подтверждение той догадки, которую высказал в минувшем году: он стоял у западного входа в пролив Джонс, а к северу два ряда проливов действительно выводили в "Полярный океан". На обратном пути к своей зимовке Белчер открыл и исследовал длинный узкий фьорд Артур, почти отсекающий полуостров Гриннелл от Девона.

Суда отряда Белчера с середины июля 1853 года дрейфовали на юг вместе со льдами и были вынесены течением через проливы Пенни и Куинс-Чаннел к северному входу в Веллингтон. Здесь они вынуждены были стать на вторую зимовку в небольшой бухте у западного берега Девона.

25 августа следующего, 1854 года Белчер приказал своим людям бросить оба (вполне исправные) судна - "Ассистанс" и буксир; их команды на санях и шлюпках направились через пролив Веллингтон к острову Бичи, где их ждал "Норт-Стар".

В начале апреля 1853 года Келлетт разослал в разных направлениях своих людей, в числе которых были Джордж Мечем и Френсис Мак-Клинток, на поиски экспедиции Франклина.

Лейтенанты Джордж Мечем и Френсис Мак-Клинток не были руководителями экспедиции и, даже более того, не отличились особыми успехами как исследователи или первопроходцы, и тем не менее именно они сыграли решающую роль в открытии знаменитого Северо-западного прохода, который столько времени не давал покоя европейским исследователям.

Группа Джорджа Мечема прошла от места зимовки к заливу Лиддон, а от него начала движение в западном направлении вдоль еще неизвестного участка южного побережья острова Мелвилл, нанося на карту береговую линию. За мысом Рассел берег круто повернул на север, и Мечем оказался у входа в пролив Келлетт, за которым на западе была видна земля (Эглинтон). Обойдя ее с юга, Мечем открыл другой пролив - Крозье, за ним - новую землю, остров Принс-Патрик. Обогнув и его с юга, Мечем достиг пункта, где берег резко поворачивал на северо-восток. Этот пункт был назван "Концом земли" (мыс Лэндс-Энд, 76° 15' северной широты, 124° западной долготы), поскольку дальше на запад не видно было суши. Так Джордж Мечем завершил открытие пролива Мак-Клур, самого западного участка "непроходимого Северо-западного прохода", выводящего из Баффинова залива прямо в море Бофорта.

За "Концом земли" Мечем прошел в северо-восточном направлении еще около 200 км, до того пункта у залива Сателлайт, где берег поворачивал прямо на восток. Таким образом, Мечем открыл все западное побережье Принс-Патрика, но не смог завершить открытие его береговой линии, так как должен был возвращаться из-за нехватки продовольствия.

На обратном пути Мечем пересек южную часть Принс-Патрика и обогнул с севера Эглинтон, убедившись, что это сравнительно небольшой остров (1400 квадратных километров). После трехмесячного отсутствия отряд вернулся на "Резольют", пройдя в оба конца на санях более 1800 километров. Очень важным географическим достижением Мечема было то, что он не только открыл Принс-Патрик и описал большую часть его побережья, но и положил начало исследованию внутренних районов этого большого острова (его площадь 15 500 квадратных километров).

Огромную географическую работу проделала также группа Френсиса Мак-Клинтока. В апреле 1853 года она открыла и описала все северозападное побережье острова Мелвилл и увидела далее на западе новую землю - выступ острова Принс-Патрик. Оставив ее пока в стороне, Мак-Клинток двинулся на юг через новооткрытые проливы Фицвильям и Келлетт и обследовал почти все западное, ранее неизвестное, побережье Мелвилла. Только затем он повернул на запад и в середине мая вышел на Принс-Патрик, открыв его независимо от Мечема. До середины июня Мак-Клинток обследовал восточное и северное побережья Принс-Патрика и достиг залива Сателлайт. К северу и западу от залива он видел хаотическое нагромождение льдов и никаких признаков суши. Отсюда и начинается арктическая "область относительной недоступности", где в XIX веке не проходило ни одно судно и никогда по льду не ступала нога человека. Лишь несколько километров отделяло Мак-Клинтока от того мыса, до которого с юга доходил Мечем.

У отряда Мак-Клинтока было достаточно продовольствия, так как он нашел на севере Принс-Патрика много мускусных быков, мясо которых пришлось по вкусу англичанам. Но Мак-Клинток повернул назад: вероятно, он боялся задержать суда.

На обратном пути Мак-Клинток открыл к северу от пролива Фиц-вильям небольшой остров Эмералд (около 600 квадратных километров). На базу он вернулся 18 июля, пройдя за 105 дней на санях около 2200 километров. При этом Мак-Клинток проследил более 1200 километров неизвестной ранее береговой линии: он завершил открытие Мелвилла (411 000 квадратных километров) и почти одновременно с Мечемом открыл остров Принс-Патрик.

В середине августа 1853 года суда отряда Келлетга на короткое время получили относительную свободу движения, но очень немного продвинулись на восток. Несколько недель они дрейфовали со льдами в разных направлениях и к концу сентября стали на вторую зимовку в проливе Мелвилл. Не удалось освободиться и "Инвестигейтору". Оставшаяся на нем часть команды во главе с Мак-Клуром вынуждена была бросить корабль и соединилась с людьми Келлетта. А те в свою очередь по приказу Белчера, несмотря на возражения Келлетга, бросили свои суда.

К середине июня 1854 года экипажи пяти покинутых судов собрались у острова Бичи, где их ждал "Норт-Стар". Чрезмерно перегруженный "Норт-Стар" вышел в обратный путь 26 августа. К счастью, навстречу ему пришли два судна вспомогательной экспедиции Инглфидда, и моряки разместились на трех судах.

Без дальнейших происшествий они вернулись в Корк (южная Ирландия) в конце сентября 1854 года.

Через год, 10 сентября 1855 года, капитан американского китобойного судна Сидней Баддингтон встретил в проливе Дейвиса, на широте 67°, дрейфующий во льдах, вполне исправный корабль, на котором не было ни одного человека. Это был "Резольют", вынесенный льдами через проливы Мелвилл, Барроу, Ланкастер и Баффинов залив к центру пролива Дейвиса. Баддингтон благополучно привел свей трофей на родину.

Согласно закону, Белчер как начальник экспедиции, капитаны и старшие офицеры пяти брошенных в Арктике кораблей были преданы '. суду. Капитаны и офицеры были "оправданы с честью", и председатель суда, возвращая им шпаги, произносил лестные для них заключительные слова. Белчер был также оправдан, но в приговоре сознательно были пропущены слова "с честью", а председатель вернул ему шпагу молча.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Белчер Эдуард (1799—1877)

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2009 13:54

 libr0547.jpg
NOAA Photo Library http://www.photolib.noaa.gov/htmls/libr0547.htm

Novel ferry. In: "The Last of the Arctic Voyages...", by Sir Edward Belcher, 1855, vol. I. P. 93.
Image ID: libr0547, Treasures of the NOAA Library Collection
Photo Date: 1852
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Белчер Эдуард (27.02.1799–18.03.1877)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 11:06

Адрес статьи о Белчере на сайте "Арктическая топонимика. Г.П. Аветисов" http://www.gpavet.narod.ru/Names/belcher.htm
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 76

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения