Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Июнь 2009 15:14

Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

Буйницкий Виктор Харлампиевич
31. 12. 1911 - 18. 7. 1980
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 03.02.1940 ( медаль № 229)

Буйницкий Виктор Харлампиевич - инженер-гидрограф ледокольного парохода «Георгий Седов» Главсевморпути.

Родился 31 декабря 1911 года в городе Чите в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов. С 1932 года жил в Ленинграде (с 1965 года – город-герой, с 1991 года – Санкт-Петербург), поступив в Горный институт. Затем перевёлся в Гидрографический институт, открытый в 1935 году. В 1936 году, во время производственной практики, участвовал в дрейфе ледокола «Садко» в Карском море. В том же, 1936 году Виктором Буйницким были написаны две работы по результатам наблюдений. Летом следующего года он с другими студентами Гидрографического института принимает участие в исследовании моря Лаптевых на том же ледоколе. Осенью ледокольные суда «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов» затёрло льдами западнее Новосибирских островов.

Начался знаменитый дрейф, во время которого были выполнены очень важные работы по изучению Арктики. На вынужденную зимовку остались и студенты-практиканты, для которых были организованы занятия, студенты несли и научные вахты, участвовали в хозяйственных работах.

В апреле 1938 года с помощью самолётов удалось эвакуировать сто восемьдесят четыре человека, а в августе 1938 года ледокол «Ермак» вызволил из ледового плена «Садко» и «Малыгина», и ещё часть людей. Из-за серьёзных повреждений остался дрейфовать ледокольный пароход «Георгий Седов» под командованием К.С. Бадигина и экипаж из 14-и человек, среди которых единственным научным сотрудником был гидрограф-геофизик Виктор Буйницкий. Молодой учёный-студент руководил и участвовал в выполнении уникальных океанологических, астрономических, метеорологических и других наблюдений.

Лишь 13 января 1940 года, через 812 дней дрейфа, «Георгий Седов» был выведен изо льдов в Гренландское море.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года «за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленное при этом мужество и настойчивость» инженеру-гидрографу ледокольного парохода «Георгий Седов» Буйницкому Виктору Харлампиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 229).

Согласно этому же Указу, каждому из 15-и участников дрейфа, удостоенных высшей степени отличия СССР, была вручена денежная премия в сумме 25000 рублей.

В 1940 году отважный полярник окончил Ленинградский гидрографический институт. С февраля 1940 года он старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Арктики, а с июля 1941 года - его директор.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Краснознамённом Балтийском, затем на Северном флоте, был штурманом на эскадренном миноносце «Урицкий», флагманским штурманом специальной группы штаба Северного флота, конвоировавшей караваны транспортов союзников. Но по настоянию члена Военного Совета Северного флота И.Д. Папанина в 1942 году Буйницкий был отозван с флота и вновь назначен директором Научно-исследовательского института Арктики, в котором под его руководством была создана система гидрометеорологического обеспечения арктического мореплавания.

С 1946 года капитан 2-го ранга Буйницкий В.Х. - в запасе. В 1946 году он защитил кандидатскую, а в 1948 году - докторскую диссертации. С 1950 года - профессор, заведующий кафедрой океанологии Ленинградского государственного университета.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Почётный работник морского флота, доктор географических наук. Участник пятнадцати полярных экспедиций. Автор восьмидесяти научных трудов. Скоропостижно скончался 18 июля 1980 года. Похоронен в городе-герое Ленинграде (с 1991 года – Санкт-Петербург) на Обуховском кладбище, где на могиле отважного учёного-полярника установлен памятник из розового гранита, на белом мраморном подиуме, обрамлённый якорными цепями. Камень для памятника, был доставлен с берегов Антарктиды участниками антарктической экспедиции.

Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе – «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья».

Имя Героя носит улица в городе Чите. В память о нём названы: гора среди материковых льдов Антарктиды и научно-исследовательское судно «Виктор Буйницкий», приписанное к порту города-героя Мурманска.

Сочинение:
812 дней в дрейфующих льдах. М. - Л., 1945.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем

Источники
Бадигин К. С. Три зимовки во льдах Арктики. М., 1950
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
Золотые Звёзды забайкальцев. - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1966.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11574
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

НИС "Виктор Буйницкий"

Сообщение Военная Разведка » 14 Июнь 2009 19:41

Конверт посявященный НИС "Виктор Буйницкий"
 Виктор Буйницкий. 91.31.12. Франкатурный штамп и Судовая печ.JPG
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2483
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Март 2010 14:20

Скоропостижно скончался 18 июля 1980 года.

Умер В. X. Буйницкий скоропостижно 18 июня 1980 г.

Материалы на сайте ААНИИ.
Виктор Харлампиевич Буйницкий (1911-1980)
Л.Г.Бойко. Земляне гордиться им будут всегда! Страницы жизни Виктора Буйницкого
Л.Г.Бойко. Знаете, каким он парнем был? (Воспоминания о В.Х. Буйницком)
Л.Г.Бойко. Виктор Харлампиевич Буйницкий в 1940 году (О первом уроженце Читы, ставшем Героем Советского Союза)

Дата смерти В. Х. Буйницкого установлена по архивной справке из отдела ЗАГС Калининского района Санкт-Петербурга. Поиск первоисточника был вызван тем, что в томе 1 биографического справочника «Герои Советского Союза» («Воениздат», 1987) о Буйницком написано: «Умер 18.7.1980» (С. 214). Вообще же, в 158 словах о В.Х. Буйницком в этом справочнике допущено двадцать (!) ошибок.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Апрель 2010 12:52

 Буйницкий_256.jpg
Гидрограф В.Х. Буйницкий у магнитного теодолита
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Август 2011 19:22

Слово о Герое

Имя Виктора Буйницкого не занесено на стелу Героев в Архангельске, но оно должно там быть по праву.

За пять месяцев боевых действий (19.09.1941-11.02.1942) Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Виктор Харлампиевич Буйницкий стремительно поднялся по служебной лестнице: штурман сторожевого корабля, штурман эсминца «Урицкий», флаг-штурман спецгруппы для проводки конвоев через минные поля. Он удостоен трех боевых медалей и двух орденов - Отечественной войны 1 и 2-й степени. Служа в Беломорской военной флотилии, в ноябре - декабре 1941 года жил в Архангельске. Затем его перевели в Мурманск, в распоряжение штаба Северного флота. Налицо совпадение всех признаков, по которым на стелу Героев в Архангельске занесли имя И. Д. Папанина. Но имени В. Х. Буйницкого там нет. Как нет на ней и имен еще десятков Героев Советского Союза, которые на том же основании, что и имя И. Д. Папанина, должны безусловно на ней засиять.

28 февраля 2007-го в Русском географическом обществе (Санкт-Петербург) прошло заседание, посвященное 95-летию В. Х. Буйницкого. Речь шла и о том, как достойно увековечить память выдающегося исследователя океана, полярных областей планеты, Ученого, Учителя, Человека. И, возможно, уже к 100-летию Виктора Харлампиевича его имя обретет «...от всея России благодарность и вечную в свете славу». Великий М. В. Ломоносов считал, что именно так будет чтить Россия исследователей Северного морского пути.

Виктор Харлампиевич Буйницкий (17/30.12.1911-18.06.1980) родился в городе Чите. Рос в сибирском поселке Песчанка в многодетной семье (четыре сына и две дочери) Харлампия Иосифовича Буйницкого, вернувшегося с германской войны безногим инвалидом. Жили впроголодь, не было одежды и обуви, чтобы всех детей зимой отправлять в Читу за 12 километров в школу. Петлями, из лука и рогатки Витя добывал зверьков, из шкурок которых сшил себе ичиги, только бы не пропускать уроки. Любовь к тайге привела его в кружок юннатов, где он научился грамотно наблюдать за природой, вести дневники, делать чучела птиц и зверей. В 15 лет он поступил в Читинский лесотехнический техникум.

Всегда учась отлично, он особенно быстро впитывал знания в ходе практик. 16-летний Виктор заметил это за собой в 1928 году, когда работал препаратором в экспедиции по сбору зоологических и орнитологических коллекций Забайкальского географического общества: «Я приобрел за два месяца страшно много; казалось, я стал старше на несколько лет».

Умение прочно усваивать новые знания высоко оценил и подготовил Виктора продолжателем своих наблюдений заместитель директора Астрономического института АН СССР профессор И.Д. Жонголович, когда встретились они в Ленинграде, готовясь к 3-й высокоширотной экспедиции на «Садко».

Но вернемся немного назад, в Сибирь. Окончен техникум. 18-летнему таксатору леспромхоза на Амуре Буйницкому доверили самостоятельные исследовательские работы. Он опять в своей стихии!

В 20 лет Виктор уехал поступать на географический факультет ЛГУ, но к приему опоздал. Выезд его задержало поручение разведать промышленные запасы авиационного ясеня и наметить трассы для вывозки леса к местам сплава. С двух отчетов того периода Буйницкий вел счет своим научным трудам.

Поступил он в Горный институт, куда прием еще шел. «Всей душой я стремился на географический факультет, но перевестись никак не удавалось». Когда же в 1935 г. организовали Гидрографический институт Главсевморпути, он перешел в него с потерей курса.

Летом 1936 года он вначале идет в Баренцево море на «Ломоносове», затем руководит экспедицией на судне «Папанин» в Карском море. Отчет об этих походах был зрелым, и на следующий год его пригласили гидрографом сперва на «Садко» к Земле Франца-Иосифа (капитан - наш земляк А. К. Бурке), а затем старшим гидрографом в 3-ю высокоширотную экспедицию на «Садко» с другим капитаном, тоже выдающимся нашим земляком Н. И. Хромцовым.

26 июля 1937-го из Архангельска на «Садко» Виктор Буйницкий уйдет в море Лаптевых в составе 3-й высокоширотной с цветом мировой арктической науки - членом-корреспондентом АН СССР В. Ю. Визе, профессорами М. М. Ермолаевым, И. Д. Жонголовичем, Р. Л. Самойловичем, доктором географических наук и первооткрывателем Северной Земли и пролива Бориса Вилькицкого Н. И. Евгеновым... Одна из задач экспедиции - открыть Землю Санникова (западную) или навсегда закрыть о ней вопрос. Частично удалось второе. Для Виктора это была уже четвертая арктическая экспедиция. И хотя в ней он очень многому научился, звездным часом студента Буйницкого стала не она.

Мировую славу принес ему 812-суточный дрейф на «Садко» и «Г. Седове» (23.10.1937-13.1.1940). В нем он, студент, по специальности отучившийся фактически два года, вызвался остаться и в одиночку продолжать исследования крупной экспедиции авторитетных ученых! Ему доверили эту работу потому, что имел он уже разносторонний опыт и зарекомендовал себя талантливым, поразительно работоспособным, знающим, ответственным, добросовестным и честным человеком. И он смог организовать и возглавить научную экспедицию из простых моряков. Сам же стал студентом-экспедицией! Причем экспедицией арктической. Такого мир еще не знал!

13 января 1940-го в Гренландском море к ним пробился ледокол «Иосиф Сталин» (капитан М. П. Белоусов, начальник экспедиции И. Д. Папанин). 29 января оба судна пришли в Мурманск. 3 февраля 1940 года 15 седовцев, включая В. Х. Буйницкого, были удостоены звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда «за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость».

В мировой истории В. Х. Буйницкий - до сего дня единственный студент, удостоенный высших наград государства за научный подвиг!

16 февраля 1940 года студент пятого курса Гидрографического института Главсевморпути Виктор Буйницкий доложил об исследованиях седовцев на специально созванном расширенном заседании президиума Академии наук СССР. Рассказал он о работе в тех широтах, где еще никогда не бывали люди. Сам он вел наблюдение за полярными сияниями, за льдом, за животными и птицами, участвовал в промерах глубин и метеорологических наблюдениях... Люди такой широты знаний - большая редкость. Вот почему его пришли послушать академики. Эту работу студента опубликовали в «Докладах Академии наук СССР»!

Не удивительно, что после такой «предзащиты» доклад В. Х. Буйницкого, сделанный им 7 марта на совместном заседании ученого совета и государственной экзаменационной комиссии Гидрографического института, был зачтен в качестве дипломной работы, ему вручили диплом с отличием об окончании вуза и присвоили звание инженера-гидрографа. В апреле 1940-го он принят в Арктический научно-исследовательский институт (АНИИ) координировать подготовку седовских материалов к печати. А их анализ поручен ученым четырех институтов. Он быстро растет как ученый и организатор. 24 июня 1941-го Буйницкого назначают директором АНИИ, хотя он еще не кандидат наук и не член партии. Однако сам он рвется в действующий флот - и его призывают.

В феврале 1942-го Папанин добивается возвращения Буйницкого на пост директора АНИИ. В октябре 1947 года В. Х. Буйницкий был снят с этой должности и подвергнут унизительному «суду чести» за «низкопоклонство перед иностранщиной». Так расценили его требования изучать опыт зарубежных полярников и публикацию резюме на иностранных языках к научным статьям в изданиях АНИИ.

А в июне 1950-го доктора географических наук В. Х. Буйницкого (кандидатскую он защитил в 1946-м, докторскую - в 1948-м) уволят из АНИИ по «сокращению штатов». 7 октября 1950 года за то же, за что «суд чести» шельмовал его в 1947-м, Ленинградский горком ВКП(б) объявит ему «строгий выговор с занесением...» Остававшегося пять месяцев безработным В. Х. Буйницкого примет доцентом на кафедру океанографии ЛГУ В. Ю. Визе. Но вскоре его переведут в... ассистенты (доктора наук (!) и единственного в мире географа с опытом непосредственного всестороннего исследования в трехлетнем дрейфе самых недоступных районов Арктики!).

В АНИИ же тем временем три тома научных трудов экспедиции на «Г. Седове», которые подготовил к изданию В. Х. Буйницкий, выпустят под именами трех других редакторов. А бумаги Буйницкого сожгут во дворе на костре. Сгорят там и его рукописи по Антарктике, к изучению которой он приступил еще в 1940-м. Достиг он многого и здесь. В. Ю. Визе в 1953 г. писал, что В. Х. Буйницкий в области «антарктической океанографии... несомненно, занимает сейчас ведущее положение».

Вот почему именно В. Х. Буйницкому начальник Главсевморпути В. Ф. Бурханов предложил в 1954 г. возглавить первую Советскую антарктическую экспедицию (САЭ). Он согласился. А предложение вновь возглавить АНИИ отверг! Восьмилетняя травля привела В. Х. Буйницкого 8 марта 1955 г. к обширному инфаркту. Ему исполнилось только 43 года. Вот тогда на «освободившееся» место начальника первой САЭ был назначен М. М. Сомов - противник идеи Буйницкого (1946 г.) приступить к экспедиционному исследованию Антарктики.

Следствием инфаркта был травматический порок сердца. Но и с этим недугом Буйницкий добился участия в 4-й и 7-й САЭ.

В. Х. Буйницкий - автор более 100 научных работ. Его монографии «Морские льды и айсберги Антарктики» в 1975 г. присуждена премия ЛГУ. В последнее десятилетие жизни он - инициатор спутниковой океанологии, и, может быть, сам этот термин принадлежит ему.

С 1953 по 1966 год он был деканом географического факультета ЛГУ, а после смерти В. Ю. Визе 26 лет бессменно руководил кафедрой океанологии. Дважды отказался стать ректором университетов (во Владивостоке и Калининграде). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный работник морского флота СССР, В.Х. Буйницкий стал еще и первым в стране студентом, удостоенным звания «Почетный полярник». У его значка «Почетному полярнику» порядковый номер 4.

Именем В. Х. Буйницкого названы гора в Антарктиде и улицы в г. Чите и пос. Песчанка. В 1986 г. по заказу СССР в Финляндии построили гидрографическое судно «Виктор Буйницкий», переоборудованное недавно в круизное.

Когда зимой 2002 г. оно стояло у Красной пристани Архангельска, я поднялся на его борт и попросил капитана показать уголок Виктора Харлампиевича Буйницкого, для оформления которого в декабре 1986 г. сотрудники кафедры океанологии передали фотографии Героя, его работы и статьи о нем. Ни уголка, ни стенда, ни портрета Героя на судне не оказалось.

Новый капитан «Виктора Буйницкого» ничего не знал о их судьбе, как и о человеке, чье имя носит его судно...

© Леонид БОЙКО.
22/03/2007


http://www.pravdasevera.ru/?id=27283
© ООО "Редакция газеты "Правда Севера"; Все права защищены
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Сообщение Александр Кот » 24 Март 2012 17:20

Сайт издательства "ГеоГраф" http://geographhouse.livejournal.com/
29 февраля 2012 года в Большом зале Русского географического общества (Санкт-Петербург, пер. Гривцова 10) прошло Торжественное заседание Океанографической и Полярной комиссий РГО, посвященное 100-летию выдающегося полярного исследователя, известного учёного-океанолога, доктора географических наук, Героя Советского Союза Виктора Харлампиевича Буйницкого.
Основными докладчиками на заседании были: заведующий кафедрой океанологии Санкт-Петербургского государственного университета Виктор Владимирович Ионов, заместитель директора по научной работе Российского государственного музея Арктики и Антарктики Мария Васильевна Дукальская и заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института, начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Владимирович Лукин.
Выступление В. В. Лукина было встречено с особым интересом. Валерий Владимирович привел много интереснейших и неизвестных до сей поры фактов о начале организации первых отечественных антарктических экспедиций

 В.Х. Буйницкий 1911-1980.jpg
 Памятный конверт.jpg

Заседание прошло в очень теплой и сердечной обстановке, помимо основных докладов было много выступлений тех, кто знал, учился или работал с Виктором Харлампиевичем (доктора географических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Виктора Робертовича Фукса; участника дрейфующих станций «Северный полюс» и Советских антарктических экспедиций, заместителя начальника Центра ледовой гидрометеорологической информации ААНИИ Виктора Васильевича Евсеева и других).
Председатель Мурманского областного отделения РГО, начальник Мурманского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Анатолий Васильевич Семёнов рассказал о проведении в январе в Мурманске собрания, посвященного 100-летию В. Х. Буйницкого, на борту НИС «Виктор Буйницкий».
По инициативе В.В. Лукина и В.В. Ионова для заседания Издательством «ГеоГраф» были подготовлены специальный проспект и конверт, посвященные юбилею В.Х. Буйницкого, которые выдавались всем участникам Торжественного заседания.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Октябрь 2012 09:43

«Природа», 1941, №5, с.30-38

НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДРЕЙФА Л/П. «Г. СЕДОВ»
(Предварительное сообщение)

Герой Советского Союза В. X. БУЙНИЦКИЙ

 Буйницкий_1941-05 - 0001.jpg
В середине декабря 1940 г. закончилась первичная обработка научных материалов, собранных на ледокольном пароходе «Г. Седов».
Основная часть наблюдений, а именно: астрономические наблюдения, магнитные, метеорологические и гидрологические — обрабатывались в Арктическом научно-исследовательском институте Главсевморпути. Материалы по гравитации обработаны Астрономическим институтом Академии Наук, гидробиологические и грунтовые сборы — сотрудниками Зоологического института Академии наук и Института океанографии и рыбного хозяйства. В настоящее время по всем разделам приступлено к анализу материалов и подготовке их к печати.
Однако уже теперь, на основании первичной обработки, можно сделать ряд интересных выводов.
Путь, описанный кораблем в течение всего дрейфа, представляет чрезвычайно важное географическое достижение, ибо никогда ни один корабль не пересекал Северный ледовитый океан в столь высоких широтах. Дрейф «Седова» есть первое несомненное свидетельство об этой части Северного ледовитого океана, доказывающее, что путь дрейфа корабля чист от каких-либо земель. Есть все основания считать, что и дальше к полюсу никаких земель нет, так как в самом характере дрейфа не заметно было каких-либо стеснений его с севера. Это обстоятельство подтверждается и промерами глубин. Измеренные нами глубины до 5 и более тысяч метров, в совокупности с промерами станции «Северный Полюс» и промером Уилкинса, дают право утверждать, что все ложе Северного ледовитого океана отличается большими океаническими глубинами и что в районе так называемого полюса недоступности весьма вероятны глубины даже до 6 тысяч метров.
Став на эту точку зрения, легко объяснить, почему материковый склон Североамериканского полярного архипелага более крут и не так распространен вглубь океана в сравнении с материковой отмелью Евразии, являющейся, как известно, самой широкой и длинной материковой отмелью мирового океана.
Благодаря дрейфу «Седова», окончательно решена задача гипотетической земли «Санникова». Дважды корабль пересекал район предполагаемой земли, трижды над этим районом пролетали самолеты экспедиции Алексеева, но ни визуальные наблюдения, ни промеры глубин, ни характер дрейфа льдов не указывали на возможность существования земли или даже мелководья.
Попутно с уничтожением легенды о земле «Санникова» была решена еще одна географическая задача. До работ на „Седове» северная граница моря Лаптевых была принята условно, так как этой границей считали дугу большого круга, соединяющую мыс Молотова (о. Комсомолец) и точку пересечения меридиана Северного мыса — о. Котельный — с границей материковой отмели, положение которой в районе к северу от Новосибирских островов оставалось неизвестным. Измерениями глубин на «Седове» установлено, что граница эта лежит на широте 78º30' и тем самым теперь определено естественное положение северной границы моря Лаптевых.
Интересно отметить, что в этом районе материковая отмель оказалась вытянутой на север дальше, чем это предполагалось. Весьма пологим оказался и материковый склон: по широте он простирается почти на сто двадцать миль, и уклон его нигде не превосходит одного градуса.
 Буйницкий_1941-05 - 0002.jpg
Огромный интерес представляет самый характер дрейфа корабля. Сравнивая линии дрейфа «Фрама» и «Седова», нетрудно заметить, что дрейфы обоих кораблей в пределах собственно Полярного бассейна в геометрическом смысле весьма схожи. То представление, которое сложилось у географов о движении льдов центральной Арктики на основании дрейфа «Фрама» и других менее продолжительных дрейфов, имевших место после него, полностью подтвердилось дрейфом «Седова».
Следовательно, постоянное движение льдов от берегов Восточной Сибири и Аляски в пролив между Шпицбергеном и Гренландией теперь окончательно установлено, тем более что и характер дрейфа в Полярном бассейне в общих чертах остался неизменным за промежуток времени в полвека. Правда, «Седов» дрейфовал значительно быстрее «Фрама», но это является лишним доказательством того, что дрейф льдов в Полярном бассейне обусловлен совершенно определенными и устойчивыми по своему характеру закономерностями.
Основой для прокладки пути дрейфа «Седова», а следовательно, и дрейфа окружающих его льдов, послужили астрономические определения.
Первичная обработка показала, что точность определения координат на всех 580 пунктах соответствует предельной точности наблюдений имевшимися у нас приборами и в среднем равна ± 150 м.
Общая длина всего пути дрейфа, считая по отрезкам ломаной между обсервациями, составляет 5945 км. Расстояние по дуге большого круга между начальной и конечной точками дрейфа равно 2485 км. Истинный путь дрейфа проходил, конечно, не по прямой линии между пунктами, а по некоторым кривым, соединяющим эти точки.
Этот истинный путь зависит от двух факторов: 1) от сил, которые действуют на лед с его нижней стороны и определяются морскими течениями, и 2) от сил, действующих на лед с его наружной стороны и зависящих от движения воздушных масс.
Из анализа соотношений между скоростью и направлением ветра и перемещением льда нами выведены числовые характеристики, устанавливающие связь между дрейфом и ветром, а именно отношение скорости ветра и дрейфа и угол между их направлением.
 Буйницкий_1941-05 - 0003.jpg
Необходимо отметить, что элементы дрейфа не остаются постоянными и колеблются в зависимости от района, сезонов и состояния ледового покрова. Вопрос этот до сих пор, по существу, оставался неразработанным, однако развивающееся плавание на севере настоятельно требует его изучения, ибо вывод элементов дрейфа вообще, вне учета указанных выше факторов, не может быть использован для практики ледовых прогнозов.
Нансен на основании обработки дрейфа «Фрама» установил, что: 1) направление дрейфа льдов отклоняется от направления ветра на 30—40° вправо; 2) скорость дрейфа в среднем в 50 раз меньше скорости ветра.
Большой материал для вывода соотношений между ветром и дрейфом, собранный на «Седове», позволил не только проверить и подтвердить выводы Нансена, но и в значительной мере их расширить.
Известно, что направление ветров в умеренных и высоких широтах северного полушария отклоняется от направления изобары примерно на 30—40= влево. Направление дрейфа льдов в центральной части Полярного бассейна также отклоняется от направления ветра на 30—40°, но вправо, следовательно, льды дрейфуют вдоль мгновенных изобар, причем так, что центр повышенного давления остается справа от линии дрейфа.
Это положение, высказанное проф. Н. Н. Зубовым, безусловно представляет интерес, ибо позволяет заранее судить о примерном движении льдов на основании синоптических прогнозов. Однако, наряду с движением воздушных масс, на дрейф льдов оказывают влияние также постоянные течения.
Причинами этих течений в Северном ледовитом океане являются приток атлантических вод и вод Норвежского моря, приток речных вод, таяние льда и осадки. Таким образом, постоянное течение Полярного бассейна по своему характеру является сточно-компенсационным.
На основании материалов дрейфов «Фрама», станции «Северный полюс» и «Седова» можно отметить следующие особенности этого стока: 1) постоянное движение поверхностных вод из любой точки исследованной области Северного ледовитого океана в общем направлено в пролив между Шпицбергеном и Гренландией; 2) скорость его равномерно увеличивается по мере приближения к проливу.
Этот постоянный сток существует только в верхних слоях вод Полярного бассейна, и уже на глубине 200—300 м обнаружены теплые воды атлантического происхождения, направленные в обратную сторону.
Нансен считал, что постоянные течения в Северном ледовитом океане являются основным фактором, обусловливающим дрейф льдов.
К этому выводу Нансен пришел на основании данных, полученных из обработки дрейфа «Фрама» (табл. 1).
Работа над анализом дрейфа «Седова» еще не закончена, но имеющийся уже материал указывает, что скорость постоянного течения для различных участков дрейфа равна от 0.6 до 2.0 мили в сутки. Если принять во внимание, что скорость движения льдов по оси пути дрейфа „Седова» равна 1.6 мили в сутки и что направление постоянного течения, как правило, совпадает с осью пути дрейфа, то станет очевидным, насколько велика роль постоянного стока поверхностных вод Северного ледовитого океана в движении льдов от Новосибирских островов в пролив между Шпицбергеном и Гренландией.
 Буйницкий_1941-05 - 0004.jpg
Сравнение материалов «Фрама» и «Седова» указывает, что скорость постоянного течения (и, в особенности, скорость чисто ветрового дрейфа) за период времени между дрейфами кораблей заметно увеличилась. В соответствии с этим дрейф «Седова» почти в полтора раза протекал быстрее, чем дрейф «Фрама». Это ускорение движения льда в настоящее время, по сравнению с таковым в 1893—1896 гг., обусловлено изменением циркуляции атмосферы. Наши наблюдения дают значительно большую скорость ветра в господствующем направлении, чем наблюдения Нансена на «Фраме».
Более интенсивный обмен воздушных масс между средними широтами и приполюсной областью не замедлил сказаться на изменении климата Арктики в сторону общего потепления. Метеорологические, гидрологические наблюдения, наблюдения за льдами, выполненные на «Седове», полностью подтверждают это положение.
Так, сравнение температур воздуха, измеренных на «Седове» и на «Фраме», указывает, что зимние месяцы в Северном ледовитом океане во времена дрейфа «Фрама» были холоднее, чем сейчас. Наиболее низкая температура воздуха, отмеченная на «Седове», равнялась минус 44.1°, а на «Фраме» минус 52, хотя «Седов» находился севернее и восточнее, где, как правило, должно быть холоднее. Температуры теплого слоя атлантических вод на наших гидрологических станциях, расположенных вблизи станций «Фрама», также оказались значительно выше. Наконец, чрезвычайно показательно сравнение толщины льда, окружавшего «Фрама» и «Седова». Если наибольшая толщина льда, измеренного Нансеном, достигала 3.7 м, то у нас она была равна всего лишь 2.5 м.
Все это вместе взятое является слишком убедительным доводом, чтобы вопрос о потеплении Арктики, выдвинутый советскими учеными, теперь считать окончательно установленным.
Касаясь вопроса о потеплении Арктики, следует остановиться в нескольких словах на изменениях в животном мире ее.
Во время дрейфа на «Седове» мы встречали животных и птиц чаще, чем Нансен на «Фраме», хотя путь «Седова” лежал значительно севернее пути «Фрама».
В связи с этим появилось воззрение, будто бы наблюдения папанинцев и седовцев опровергают представление о центральной Арктике как о безжизненной пустыне, установившееся после дрейфа «Фрама» и ряда других экспедиций прошлого в высокие широты. Авторы такого воззрения не учитывают изменений, произошедших за это время, и рассматривают явления несколько метафизично. Жизненные условия значительно улучшились, и представители животного царства теперь встречаются, естественно, чаще, чем полвека тому назад.
 Буйницкий_1941-05 - 0005.jpg
Очень интересны результаты гидробиологических сборов. До дрейфа «Седова» о бентосе Полярного бассейна можно было судить только по одному неудачному лову экспедиции на «Садко» в 1935 г., и вопрос о донной жизни этого бассейна по существу оставался совершенно неизученным.
Обработка сборов бентоса, выполненная под руководством Г. П. Горбунова, показала, что жизнь абиссали Полярного бассейна имеет своеобразный характер, совершенно отличный от абиссали мирового океана. Чисто абиссальные виды Полярного бассейна свойственны только этому водному бассейну и нигде больше в мировом океане не встречаются. Учитывая, что видообразование на больших глубинах идет во много раз медленнее, чем на мелководье, а также, что на абиссали Полярного бассейна, кроме эндемичных видов, встречены также эндемичные подроды и роды, следует происхождение Полярного бассейна отнести к достаточно древним временам и фауну его выделить в самостоятельную зоогеографическую область.
Бентос, собранный на материковом склоне, является чрезвычайно интересным дополнением к обширному материалу, собранному по этому вопросу экспедицией «Садко» в 1935 г. Этот дополнительный материал, показывает, что склон Полярного бассейна, как на западе, так и на востоке сохраняет свой атлантический характер. Следовательно, фауна склона Полярного бассейна сложилась под влиянием проникновения атлантических вод и никогда, вероятно, не была связана с соответствующей фауной Тихого океана. В противоположность абиссальной фауне жизнь склона необыкновенно богата и разнообразна, изобилует огромным числом эндемичных видов и родов и поражает своим изобилием не только по сравнению с абиссалью, но и с арктическим мелководьем.
 Буйницкий_1941-05 - 0006.jpg
Очень интересна фауна материковой отмели в районе Новосибирских островов. Здесь, кроме представителей нижнеарктической и субарктической фауны, найдены некоторые тихоокеанские виды. Таким образом впервые установлена реальная граница атлантической фауны, проникающей в Арктику по склону Полярного бассейна, с фауной тихоокеанской, проникающей через Берингов пролив по мелководью и претерпевающей при этом известное изменение вплоть до образования новых видов.
Если бентос отмели, склона и абиссали Полярного бассейна в каждом случае отличается и видовым составом и происхождением, то распределение зоопланктона на всем протяжении дрейфа как по видовому составу, так и по количеству организмов исключительно однообразно.
Совершенно иная картина обнаружена в вертикальном распределении зоопланктона. В поверхностном слое — от 0 до 10 м — видовой состав планктона очень беден, зато он представлен большим количеством организмов. В глубинных слоях картина обратная. Чем ниже горизонт, тем количество планктона становится все меньше и меньше, но количество видов здесь резко возрастает, достигая 30 и более на лов. Следует указать еще на одну замечательную особенность зоопланктона — почти полное отсутствие личинок бентоса, особенно моллюсков и иглокожих. Это обстоятельство еще раз подтверждает совершенно своеобразный, отличный от других водных бассейнов, характер бентоса Северного ледовитого океана.
Наряду с океанографическими исследованиями, нами регулярно выполнялись измерения элементов земного магнетизма и измерения ускорения силы тяжести.
Первичная обработка показала, что геофизические наблюдения выполнялись со всей тщательностью и точность их вполне отвечает требованиям, предъявленным к этого рода наблюдениям.
Следует указать, что постоянные магнитов и стержней магнитометра, несмотря на непрерывную работу приборов в весьма неблагоприятных условиях в течение 812 дней, сохранились очень хорошо. Так, поправка магнита склонения изменилась на 0'.2, постоянные отклоняющих магнитов на 9 и 12 единиц пятого знака и постоянная стержней — на 50 единиц пятого знака.
На каждом магнитном пункте, как правило, производились измерения всех трех элементов.
 Буйницкий_1941-05 - 0007.jpg
При определении склонения азимутальные наблюдения выполнялись не астрономической частью магнитометра, а специально выставленным для этих целей теодолитом.
Путем взаимного визирования направление истинного меридиана передавалось на горизонтальный лимб магнитометра. Такой метод ускорял весь процесс наблюдения и позволял определять положение истинного меридиана в моменты, возможно близкие к магнитным наблюдениям, что чрезвычайно важно при условии наблюдений на подвижной основе.
В результате точность определения склонения в среднем равна 2'.0 и не отличается от точности этих измерений в нормальных условиях на материке.
Горизонтальная составляющая определялась магнитным методом по углу отклонения в первом ламоновском положении. Наклонение определялось также методом Ламона.
 Буйницкий_1941-05 - 0008.jpg
За период всего дрейфа нами сделано 156 магнитный пунктов. В среднем расстояние между пунктами равно 10—15 милям.
Выполненные на «Седове» магнитные измерения дают большой и интересный материал о магнитном поле центральной Арктики. Карты изогон, изоклин и изодинам, построенные с учетом наших наблюдений, весьма существенно отличаются от подобных карт, составленных ранее. В настоящей статье приведена карта изоклин, составленная Фиско (фиг. 5). На ней пунктирными линиями проведены изоклины по Фиско и сплошными — изоклины с учетом наблюдений на «Седове», причем там, где сплошные линии проходят по пунктам наблюдений, они несколько утолщены. Из этой карты видно, что, благодаря работам на «Седове», представление о географическом распределении элементов земного магнетизма в высоких широтах может быть в значительной мере уточнено.
Известно, что магнитное поле Арктики весьма непостоянно. Почти при всех наблюдениях мы отмечали той или иной силы возмущения. В сравнительно спокойные дни амплитуда суточного хода достигала 4—5°, в возмущении 10° и более.
10 апреля 1939 г., в промежуток времени по Гринвичу с 12 час. 40 мин. до 14 час, нам удалось отметить самое сильное, из известных до сих пор, магнитное возмущение. Амплитуда склонения достигала 52°12'. Как видно из фиг. 6, на ряде полярных станций в этот момент также наблюдали магнитную бурю, но здесь возмущение было значительно слабее.
Для того, чтобы по возможности учесть искажающее влияние как правильных периодических, так и непериодических вариаций магнитных элементов, мы, на ряду с абсолютными измерениями, выполняли суточные серии вариационных измерений. Это дало возможность составить представление о степени возмущенности магнитного поля по линии дрейфа «Седова».
 Буйницкий_1941-05 - 0009.jpg
Сравнение вариационных наблюдений склонения на «Седове» с таковыми на полярных станциях указывает на большое подобие кривых суточного хода, но амплитуда этих кривых на «Седове», как правило, была больше. Последнее обстоятельство указывает, что возмущенность магнитного поля центральной Арктики выражена более интенсивно в сравнении с возмущенностью на побережье.
Параллельно с измерением магнитных элементов посредством универсального магнитометра мы производили наблюдения за поведением магнитного судового компаса. Этот материал дает возможность судить о степени чувствительности картушки компаса к магнитным возмущениям, что очень важно при составлении магнитных прогнозов для навигаторов.
В журнальной статье невозможно охватить все проблемы, вытекающие из обработки и анализа материалов, собранных на л/п. «Г. Седов» за 812 дней.
Большой научный интерес и значение полученных результатов для освоения северной морской трассы настоятельно требуют скорейшего их опубликования. В середине текущего года вся работа над материалами будет закончена, и издательство Главсевморпути приступит к их изданию.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 11:38

Фото могилы Буйницкого в Санкт-Петербурге, кладбище "Памяти жертв 9 января", участок 36а http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... ij_mog.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Сообщение SVF » 21 Ноябрь 2014 13:08

Автограф В.Х. Буйницкого И.Д. Жонголовичу на книге "812 дней в дрейфующих льдах. Дневник"
 Буйницкий В.-(812-1)-автограф.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Сообщение Молибога » 24 Апрель 2016 00:33

Приказ № Р-242 Начальника ГУСМП от 11 ноября 1946 г. «О нарушениях сметно-финансовой и штатной дисциплины в АНИИ ГУСМП».

П.1 Объявляю для руководства и исполнения приказ Министра Госконтроля СССР от 6 ноября 1946 г., № 1062:

«Произведенной ст.контролером Министерства госконтроля СССР Котовым П.И. и контролером Министерства госконтроля СССР Ивановым В.И. ревизией хоз-финансовой деятельности АНИИ ГУСМП при Совмине СССР установлено:

Директор АНИИ Буйницкий В.Х. неэкономно расходовал гос.средства и допустил значительный перерасход их против утвержденной сметы.
На заработную плату в 1945 г. Инст-том было израсходовано 5486 тыс.руб.против 4619 тыс.руб.по смете, в т.ч.перерасходовано: по зарплате нештатных работников (безлюдный фонд) 89,1 тыс.руб., на выдачу компенсаций за неиспользованные отпуска 192,2 тыс.руб., на премии работникам Инст-та – 24,8 тыс.руб.и др.
В 1м полугодии 1946 г. с разрешения Буйницкого В.Х. проивзедены расходы, не предусмотренные сметой: на издание научных трудов 69,3 тыс.руб., на дотации по содержанию общежитий – 19,2 тыс.руб.и на соцбытовые нужды – 13,1 тыс.руб.
Вместо разрешенных Правительством на проведение 25-летнего юбилея Института 300 тыс.руб, фактически израсходовано в 1945 г. и 1 квартале 1946 г. – 516 тыс.руб. Кроме того, израсходовано на издание юбилейного сборника 126 тыс.руб., который до сего времени из печати не выпущен.
Директор инст-та Буйницкий В.Х.и его заместитель Кибалин А.П. нарушали также штатную дисциплину.
Не имея по утвержденным штатам Инст-та должности заведующего юбилейной выставкой, Буйницкий В.Х. содержал с 22 сент.1944 г. по 28 июля 1946 г. в этой должности Шейр Е.Г., зачислив ее штатным науч.сотрудником Инст-та с окладом 800 р.в мес. Всего за указ.период незаконно выплачено Шейр Е.Г.заработной платы по должности научного сотрудника 17600 р.
Заместитель директора Инст-та Кибалин А.П.с целью незаконного повышения заработной платы машинисткам Инст-та Васильевой М.С.и Федотовой Т.П.выплачивал им заработную плату по должности ст.техников по 450 р.в мес., вместо полагающихся по штат.расписанию первой – 350 р. и второй – 230 р.в мес. Всего незаконно выплачено машинисткам Васильевой М.С.и Федотовой Т.П.зар.платы за 1945 и 1946 гг. – 5810 р.
В нарушение Постановления СНК СССР № 11 от 2 января 1945 г. Кибалин А.П. разрешил 8 марта 1946 г. произвести оплату расходов в сумме 2634 р.на проведение вечера для сотрудников Инст-та.
Кибалин А.П.разрешал также выдачи сотрудникам бухгалтерии Инст-та вознаграждения из безлюдного фонда за работы, входящие в круг их служебных обязанностей. Гл.бухгалтеру Инст-та Алексееву Л.А.за работу по составлению годовых отчетов за 1944 и 1945 гг.выдано 1200 р., заместителю гл.бухгалтера Ланцову Н.М. – 3630 р.и др. Всего штатным работникам бухгалтерии выдано из безлюдного фонда за 1945 г.и за полугодие 1946 г.по распоряжениям Кибалина А.П. – 10784 р.
Главный бухгалтер Инст-та Алексеев Л.А. не только допускал выплаты заработной платы сотрудникам по завышенным окладам и другие незаконные расходы, но и сам получал вознаграждения из безлюдного фонда за работы, входящие в круг его служебных обязанностей.

В соответствии с Положением о Министерстве госконтроля СССР:

1. Директору АНИИ ГУСМП…Буйницкому В.Х.за нарушение финансовой и штатной дисциплины и перерасход средств против утвержденной сметы объявляю выговор.
2. На директора АНИИ Буйницкого В.Х.за причиненный ущерб государству, выразившийся в незаконном расходовании средств на оплату содержания непредусмотренного по штатному расписанию работника, - произвожу начет в размере 3000 р.
3. На заместителя директора АНИИ Кибалина А.П.за причиненный ущерб гос-ву, выразившийся в незаконном расходовании средств на оплату сотрудников по завышенным против штатного расписания окладам и за работы, входящие в круг их служебных обязанностей, а также в расходовании гос.средств на проведение вечера, - произвожу начет в размере 3500 р.
4. На гл.бухгалтера АНИИ Алексеева Л.А. за причиненный ущерб гос-ву, выразившийся в допущении незаконного расходования средств, - произвожу начет в размере 1300 р.
5. Бухгалтерии АНИИ удержать указанные в пп.2,3 и 4 начеты равными частями с Буйницкого В.Х., Алексеева Л.А. и с Кибалина А.П. – до 1 июля 1947 г. и внести в доход союзного бюджета.

Заместитель Министра госконтроля СССР В.Попов»

П.2 Главному бухгалтеру ГУСМП т.Гарнову И.Я.проследить за выполнением п.5 приказа об удержании и внесении в доход союзного бюджета начетов с тт.Буйницкого В.Х., Алексеева Л.А. и Кибалина А.П. Исполнении доложить 1 июля 1947 г.

Начальник ГУСМП при Совете министров СССР А.Афанасьев


А министром госконтроля тогда был не кто иной, как Лев Захарович Мехлис. Хотя "неэкономное расходование госсредств" - это не политика, но чревато все это было...
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 194
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

Буйницкий Виктор Харлампиевич (1911-1980)

Сообщение ББК-10 » 24 Апрель 2016 09:42

Иван Кукушкин пишет:Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

Буйницкий Виктор Харлампиевич
31. 12. 1911 - 18. 7. 1980

Подправили они дату смерти:
 ГС.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4792
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения