Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июнь 2009 02:31

Изображение
Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

Шмидт Отто Юльевич
30. 9. 1891 - 7. 9. 1956
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 27.06.1937 ( медаль № 35)

Памятники
В Москве на Новодевичьем кладбище
Бюст в Архангельске

Шмидт Отто Юльевич – выдающийся советский исследователь Арктики, учёный в области математики и астрономии, академик АН СССР.

Родился 18 (30) сентября 1891 года в городе Могилёв (Белоруссия). Немец. Член КПСС с 1918 года. В 1909 году окончил 2-ю классическую гимназию города Киева с золотой медалью, в 1916 году – физико-математический факультет Киевского университета. Первые три научные работы по теории групп написал в 1912-1913 годах, за одну из которых ему присуждена золотая медаль. С 1916 года приват-доцент в Киевском университете.

После Октябрьской революции 1917 года, О.Ю.Шмидт – член коллегий ряда наркоматов (Наркомпрода в 1918-1920 годах, Наркомфина в 1921-1922 годах и других) и один из организаторов высшего образования, науки (работал в Наркомпросе, Государственном учёном совете при СНК СССР, Коммунистической академии). В 1921-1924 годах он руководит Государственным издательством, организует первое издание Большой Советской Энциклопедии, принимает деятельное участие в реформе высшей школы и разработке сети научно-исследовательских учреждений. В 1923-1956 годах профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ).

В 1928 году Отто Юльевич Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение структуры горных цепей, ледников, перевалов и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира.

В 1929 году была организована арктическая экспедиция на ледокольном пароходе «Седов». Начальником этой экспедиции и «правительственным комиссаром архипелага Франца-Иосифа» был назначен О.Ю.Шмидт. Экспедиция успешно достигает Земли Франца-Иосифа; О.Ю.Шмидт создал в бухте Тихой полярную геофизическую обсерваторию, обследовал проливы архипелага и некоторые острова. В 1930 году была организована вторая арктическая экспедиция под руководством О.Ю.Шмидта на ледокольном пароходе «Седов». Были открыты острова Визе, Исаченко, Воронина, Длинный, Домашний, западные берега Северной Земли. Во время экспедиции был открыт остров, который был назван в честь начальника экспедиции – островом Шмидта.

В 1932 году экспедиция под руководством О.Ю.Шмидта на ледокольном пароходе «Сибиряков» в одну навигацию прошла весь Северный морской путь, положила прочное начало регулярным плаваниям вдоль берегов Сибири. В 1933-1934 годах была проведена экспедиция на пароходе «Челюскин» под руководством О.Ю.Шмидта с целью проверить возможность плавания по Северной морской трассе на корабле неледокольного класса.

В 1930-1932 годах директор Арктического института. В 1932-1939 годах начальник Главсевморпути. В 1937 году по инициативе О.Ю.Шмидта был организован Институт теоретической геофизики АН СССР (О.Ю.Шмидт был директором до 1949 года).

1 февраля 1933 года был избран членом-корреспондентом, а 1 июня 1935 года – действительным членом (академиком) АН СССР. С 28 февраля 1939 по 24 марта 1942 года был вице-президентом АН СССР.

В 1937 году О.Ю.Шмидт организовал экспедицию на первую в мире дрейфующую научную станцию «Северный полюс-1» в самом центре Северного Ледовитого океана. А в 1938 году возглавил операцию по снятию персонала станции со льдины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1» Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» (№35).

C 1951 года главный редактор журнала «Природа». В 1951-1956 годах работал в Геофизическом отделении МГУ.

Основные работы в области математики относятся к алгебре; монография «Абстрактная теория групп» (1916, 2-е изд. 1933) оказала значительное влияние на развитие этой теории. О.Ю.Шмидт – основатель московской алгебраической школы, руководителем которой он был в течение многих лет. В середине 1940-х годов О.Ю.Шмидт выдвинул новую космогоническую гипотезу об образовании Земли и планет Солнечной системы (гипотеза Шмидта), разработку которой продолжал совместно с группой советских учёных до конца жизни.

Член ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Являлся почетным членом Московского математического общества, Всесоюзного географического общества и Московского общество испытателей природы.

Жил в Москве, в доме № 3 по улице Грановского. Скончался 7 сентября 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Именем О.Ю.Шмидта названы: остров в Карском море, полуостров в северной части Новой Земли, мыс на побережье Чукотского моря, одна из вершин и перевал в горах Памира, а также Институт физики Земли; улицы в Архангельске, Киеве, Липецке и других городах, проспект в Могилеве; музей освоения Арктики Мурманской гимназии № 4. Первый советский научный ледокол, спущенный на воду в 1979 году, был назван «Отто Шмидт». В 1995 году была учреждена медаль имени О.Ю.Шмидта РАН за выдающиеся научные работы в области исследования и освоения Арктики.

Сочинения:
Избранные труды. Математика, М., 1959;
Избранные труды. Географические работы, М., 1960;
Избранные труды. Геофизика и космогония, М., 1960.
Полная библиография.

Источники
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988
Дуэль И.И., Линия жизни, М., 1977.
Отто Юльевич Шмидт. Жизнь и деятельность, М., 1959;
Подвигина Е.П., Виноградов Л. К., Академик и герой, М., 1960
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11574
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Октябрь 2009 20:52

Летчик В.С.Молоков (слева) и один из организаторов освоения Северного морского пути О.Ю.Шмидт в Ленинградском лектории. Декабрь 1934 г. : 177640-Молоков и Шмидт.jpg
Летчик В.С.Молоков (слева) и один из организаторов освоения Северного морского пути О.Ю.Шмидт в Ленинградском лектории. Декабрь 1934 г.

© ЦГАКФФД
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Октябрь 2009 20:56

Группа работников Севморпути с академиком О.Ю.Шмидтом (сидит в центре). Январь 1936 г. : 33739-Группа работников Севморпути с академиком О.Ю.Шмидтом.jpg
Группа работников Севморпути с академиком О.Ю.Шмидтом (сидит в центре). Январь 1936 г.

© ЦГАКФФД
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Октябрь 2009 21:19

Группа работников Севморпути с академиком О.Ю.Шмидтом (сидит в центре). Январь 1936 г.

Справа от Шмидта, с капитанскими нашивками - Воронин, насчет остальных уверенности нет.
В очках - конечно же не Визе, тому в 36 году уже 50 лет.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11574
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение Александр Андреев » 29 Январь 2010 23:36

Предисловие к книге "О. Ю. Шмидт. Избранные труды", Изд. АН СССР, М. 1960 г., с. 3—10

Академик А. А. Григорьев

ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ

Среди разнообразных видов деятельности, которыми занимался академик Отто Юльевич Шмидт, его географические исследования в области изучения и освоения Арктики как по своему размаху и научным результатам, так и по народнохозяйственному значению занимают исключительное место.

Начало им было положено экспедицией О. Ю. Шмидта на ледокольном судне «Г. Седов» в архипелаг Земля Франца-Иосифа в 1929 г.

Некоторой подготовкой к этой экспедиции послужило участие О. Ю. Шмидта в 1928 г. в советско-германской экспедиции, изучавшей очень труднодоступные, изобилующие ледниками и вечным снегом, совершенно не известные до тех пор районы Памира. О. Ю. Шмидт входил в группу альпинистов. Задачей ее являлись разведка путей, по которым затем продвигались отдельные отряды экспедиции, рекогносцировка с этой целью ледников
и перевалов, а также восхождение на наиболее высокие вершины. Для выполнения этих задач, кроме большой смелости, требовался еще и значительный альпинистический опыт. Он был приобретен О. Ю. Шмидтом в предшествовавшие годы, когда Отто Юльевич в летнее время совершил ряд восхождений на Кавказе и в Альпах. В Памирской экспедиции на О. Ю. Шмидта возлагались и некоторые научно-организационные обязанности (временного заместителя начальника экспедиции,, начальника объединенной альпинистической группы, трудное дело организации лагеря 3 на леднике Федченко). Успешно выполнив эти обязанности, О. Ю. Шмидт проявил свои дарования и в этой области.

Деятельность указанной группы альпинистов описана О. Ю. Шмидтом в дневнике, который он вел во время экспедиции и который впервые публикуется в данной книге.

Экспедиция 1929 г. на Землю Франца-Иосифа являлась одной из полярных экспедиций Института по изучению Севера, организованного в 1925 г. на базе Северной научно-промысловой экспедиции Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ), учрежденной и начавшей свои исследования в 1920 г. К Институту по изучению Севера перешли и задачи, поставленные перед Северной научно-промысловой экспедицией правительством СССР: изучение естественных производительных сил Советского Севера в целях наилучшего их использования и руководство всеми научными работами на Севере.

Экспедиция на Землю Франца-Иосифа была запланирована Институтом по изучению Севера на 1928 г., но не могла состояться, так как летом 1928 г. Институт должен был сосредоточить все свои силы на мвыполнении ответственнейшего задания по спасению экипажа потерпевшего аварию дирижабля «Италия» под командой Нобиле.

Экспедиция на Землю Франца-Иосифа 1929 г. отличалась от других экспедиций Института по изучению Севера. Кроме изучения района Арктики, она должна была выполнить важную задачу: закрепить принадлежность Советскому Союзу Земли Франца-Иосифа путем организации здесь постоянной геофизической обсерватории и водружения советского флага. Необходимость этого была вызвана следующими обстоятельствами.

Для планового хозяйственного освоения Советского Севера и по другим соображениям было очень важно закрепить за нашей страной все острова, расположенные в советском секторе Арктики. В этих целях правительство СССР декретом, опубликованным в 1926 г., объявило все земли, находящиеся или могущие быть открытыми к северу от наших европейских и азиатских берегов (между 32°04/35" в. д. и 168°49/30// з. д.), принадлежащими
Советскому Союзу. Тем самым устанавливалась принадлежность СССР и архипелага Земля Франца-Иосифа, претензий на который никакой другой державой ранее заявлено не было. Советское правительство сообщило, как пишет известный дипломат и историк академик И. М. Майский, другим странам соответствующими дипломатическими нотами о своем декрете. Одни державы не ответили на указанную ноту, другие подтвердили факт ее получения, но с
добавлением, что они резервировали за собой право позднее высказаться по существу вопроса. Это делало необходимым закрепить за Советским Союзом Землю Франца-Иосифа (лишенную населения, но иногда посещавшуюся иностранными нромышленниками) путем создания на ней постоянного советского поселения. Вместе с тем для изучения естественных производительных сил Советского Севера и, в особенности, для навигации в Баренцовом и Карском морях (по которым с 1920 г. Комитетом Северного морского пути все в больших размерах проводилась транспортировка грузов между Сибирью и Архангельском) было очень важно иметь геофизическую обсерваторию в самых высоких широтах. Поэтому было решено организовать на одном из островов Земли Франца-Иосифа постоянно действующую геофизическую обсерваторию. Все это входило в задачи Арктической экспедиции 1929 г. на ледокольном пароходе «Г. Седов». Начальником экспедиции был назначен проф. О. Ю. Шмидт, который своим участием в советско-германской Памирской экспедиции 1928 г. зарекомендовал себя смелым, энергичным исследователем труднодоступных районов, опытным альпинистом и прекрасным организатором научных экспедиций. О. Ю. Шмидт совмещал обязанности начальника Арктической экспедиции 1929 г. и правительственного комиссара Земли Франца-Иосифа.

Описанию этой экспедиции О. Ю. Шмидт посвятил работу «Арктическая экспедиция на ледокольном пароходе «Г. Седов» 1929 г.» и дневник экспедиции на «Г. Седове» 1929 г., также впервые публикуемые в данном томе. Несмотря на тяжелые ледовые условия, Арктическая экспедиция 1929 г., возглавлявшаяся О. Ю. Шмидтом, справилась с полученными заданиями: в бухте Тихой, на острове Гукера, построила и открыла постоянно действующую геофизическую обсерваторию; там же и в других пунктах Земли Франца-Иосифа водрузила советские флаги. Выполняя программу научных исследований,
экспедиция произвела геологические и зоологические исследования на о. Гукера и в некоторых других точках Земли Франца-Иосифа.

Глубоководные комплексные океанологические исследования экспедиция провела вдоль всего Британского канала и несколько севернее его — в море Виктории, где «Г. Седов» проник до 82°14' с. ш. Кроме того, был проделан комплексный гидрологический разрез вдоль 79° с. ш. от Земли Франца-Иосифа на восток до 70° в. д., позволяющий судить о физических и химических особенностях водной толщи, о населяющих ее организмах, характере дна
и придонной фауне, оказавшейся очень богатой. Исследования выяснили, в частности, что «близко к северным берегам Земли Франца-Иосифа подходят теплые атлантические воды, занимающие здесь придонный слой».

Из публикуемого ниже дневника О. Ю. Шмидта об экспедиции на «Г. Седове» 1929 г. видно, что, несмотря на все опасности исследований в высоких полярных широтах, а скорее всего в значительной степени именно благодаря им, О. Ю. Шмидт во время этой экспедиции всей душой полюбил Арктику и решил всецело отдаться изучению ее природы и проблем ее освоения.

В соответствии с этим О. Ю. Шмидт возглавил организованную Институтом по изучению Севера Арктическую экспедицию 1930 г. на том же ледокольном пароходе «Г. Седов» на Землю Франца-Иосифа и к берегам Северной Земли. Главной задачей экспедиции явилось исследование не изученной до тех пор северной половины Карского моря. В задачи экспедиции входили также достройка геофизической обсерватории на Земле Франца-Иосифа, смена на ней зимовщиков и организация научной станции на Северной Земле. Станция эта должна была явиться базой для двухлетней экспедиции Г. А. Ушакова и Н. Н. Урванцева — первой экспедиции на Северную Землю, которая должна была заснять на карту весь архипелаг Северной Земли и изучить его в географическом и геологическом отношениях.

Арктическая экспедиция 1930 г. во главе с О. Ю. Шмидтом выполнила все задания.

Находясь в районе Земли Франца-Иосифа, экспедиция посетила и обследовала в геологическом, ботаническом и зоологическом отношениях острова Нордбрук, Белл, Мак-Клинток и Альджер (в южной части архипелага). При этом проф. Б. Л. Исаченко впервые в столь высоких широтах провел микробиологические исследования воды и воздуха.

Закончив работы на Земле Франца-Иосифа, «Седов» направился на юго-восток, к Северному острову Новой Земли, где в бухте Русская Гавань погрузил дополнительную партию каменного угля, доставленную ледокольным пароходом «Сибиряков». Пять дней, понадобившихся на перегрузку угля, были использованы для изучения ближайших районов Новой Земли.

Из Русской Гавани «Г. Седов» взял курс на северо-восток, к тому месту, где, по предсказаниям В. Ю. Визе, сделанным на основании анализа дрейфа корабля «Св. Анна», должна была находиться земля. В указанном районе оказался остров, получивший название о. Визе, южная оконечность которого находится на 79°29/ с. ш. и 76°53' в. д. Восточнее, в различных частях Карского моря, экспедиция открыла еще пять островов, из них всего дальше на север расположен о. Шмидта, названный в честь Отто Юльевича, лежащий на 80°58' с. ш. и 90° в. д. Пройти к северу от него оказалось невозможно.

На одном из открытых экспедицией островов (о. Домашний), находящемся в 40 км от западного берега Северной Земли, в течение четырех суток была построена станция — база Североземельской экспедиции.

По всему пути следования «Г. Седова», как обычно, брались комплексные океанологические станции, давшие интереснейшие результаты. В северной половине Карского моря они брались впервые.

С успешным выполнением и перевыполнением задач, стоявших перед Арктической экспедицией 1930 г., и открывавшимися в связи с этим перспективами дальнейших, более широких исследований Арктики связано такое важное событие в географической науке, как организация осенью 1930 г. на базе Института по изучению Севера Арктического института в Ленинграде, подчиненного в то время непосредственно ЦИК СССР. Директором института был назначен О. Ю. Шмидт. В задачи института входили проведение всестороннего исследования арктических областей и объединение сил родственных организаций в целях единого планирования и руководства работой всех этих организаций, изучение водных и воздушных сообщений в Арктике, а также экономики Крайнего Севера.

Учитывая широкие исследовательские цели и стремясь установить неразрывную связь теоретических исследований с запросами практики, руководство Арктического института, опираясь на опыт предшествовавших советских арктических экспедиций, выдвинуло на 1932 г. смелую задачу — совместить океанологические исследования неизученных частей Северного Ледовитого океана с прохождением на ледоколе в один летний сезон из Архангельска в Тихий океан. Такое прохождение, осуществленное впервые, доказало бы реальную возможность использовать северо-восточный проход для нормального сообщения (при помощи ледоколов) между Европейской частью Советского Союза и портами Тихого океана без зимовки. Для этой цели в распоряжение Арктического института был предоставлен ледокол «Сибиряков». Начальником экспедиции был назначен О. Ю. Шмидт, его заместителем по научной части — В. Ю. Визе.

Этой экспедиции посвящены две статьи О. Ю. Шмидта, публикуемые в данном сборнике: «Арктические экспедиции 1932 г.» и «Поход «Сибирякова» 1932 г.». Экспедиция на «Сибирякове» совпала с началом Второго международного полярного года (1932—1933 гг.), в котором СССР принял самое широкое участие путем организации многих геофизических и метеорологических станций и экспедиционных океанографических исследований в ряде северных морей

Как известно, экспедиции на «Сибирякове» удалось в одну навигацию — в 2 месяца и 4 дня — пройти из Архангельска в Тихий океан. Сделано это было несмотря даже на то, что в Чукотском море, в связи с неблагоприятным ледовым режимом 1932 г., пришлось преодолеть очень серьезные трудности из-за поломки и потери винта и гребного вала. Рейс «Сибирякова» показал, что при оборудовании трассы метеорологическими и радиостанциями, разведывательными самолетами и мощными ледоколами северо-восточный проход может быть превращен в регулярно действующий морской путь. Что касается океанологического изучения Арктики, то особенно большой интерес представляли исследования в той уникальной части рейса, которая огибала Северную Землю с севера и где на 96°54' в. д. «Сибирякову» удалось достигнуть 8Г28/ с. ш. Обогнуть Северную Землю с севера ни до, ни после этого не удалось ни одному судну, ни одному ледоколу.

Характеризуя проведенные на этом отрезке пути исследования, О. Ю. Шмидт писал: «Кроме измерения глубин, мы производили химический анализ вод с разных уровней, исследовали растительный и животный мир, а также морские течения, структуру льда, характер донных отложений и т. д.» [см. публикуемую здесь статью О. Ю. Шмидта «Поход «Сибирякова» 1932 г.»]. От первоначально запланированного, представляющего большой научный интерес обхода с севера Новосибирского архипелага пришлось отказаться из-за тяжелых льдов в этом районе.

Широчайшие практические перспективы, открывавшиеся в результате прохождения «Сибиряковым» из Архангельска в Тихий океан без зимовки, повлекли за собой создание в конце 1932 г. Главного управления Северного морского пути, начальником которого был назначен О. Ю. Шмидт. В систему Главсевморпути был передан и Арктический институт в Ленинграде.

Перед Главным управлением Северного морского пути была поставлена важная задача — окончательно проложить Северный морской путь, держать его в исправности и обеспечить безопасность плавания по нему.

Коммунистическая партия и Советское правительство оказывали этой новой организации с первых дней ее создания огромную помощь и повседневное внимание.

Выполняя указания партии и правительства, О. Ю. Шмидт осуществлял руководство Главсевморпути с большой энергией и размахом. С 1933 по 1927 г., т. е. за пять лет, ассигнования Главсевморпути возросли с 40 млн. руб. до 15 млрд, руб. Только за 3 года — с 1933 по 1935 г.— количество полярных гидрометеостаиций и радиостанций Главсевморпути возросло с 16 до 51. При Главсевморпути были созданы свой ледокольный флот и своя полярная
авиация.

Нельзя не отметить, что О. Ю. Шмидт умел совмещать ответственнейшие обязанности руководителя крупной государственной организации с непосредственным участием и руководством в наиболее важных и интересных арктических экспедициях. Уже в 1933 г. он возглавил экспедицию пароходе «Челюскин», специально построенном (в Дании) для плавания на Севере, но не являвшемся ледоколом. Экспедиция имела целью изучить ряд еще недостаточно известных участков морей Северного Ледовитого океана, пройти Северным морским путем на «Челюскине» из Баренцового моря в Берингов пролив в одну навигацию и выяснить, в каких пределах возможно плавание на Севере грузовых пароходов — неледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всем пути.

Как известно, экспедиция на «Челюскине», в силу ряда неблагоприятных обстоятельств и в особенности, в связи с крайне тяжелыми льдами в Чукотском море, превратилась в знаменитую «челюскинскую эпопею», закончившуюся гибелью судна, прекрасно организованной зимовкой его экипажа на дрейфующей льдине Чукотского моря и героическим спасением всего экипажа «Челюскина» отважными советскими летчиками.

План экспедиции в отношении океанологических исследований был выполнен полностью. Исследования эти велись по всему пути следования «Челюскина», а после его гибели —в лагере челюскинцев на дрейфующей льдине. Новые оригинальные наблюдения удалось провести в проливе Сан-иикова, при пересечении по этому проливу «Челюскиным» архипелага Новая Сибирь и, в особенности, во время дрейфов «Челюскина», а затем и лагеря челюскинцев на льду. Во время этих дрейфов наблюдения велись особенно тщательно и по расширенным программам, так как об особенностях зимнего режима Чукотского моря до тех пор ничего не было известно. Это являлось большим пробелом в изучении наших северных морей.

Расширенные программы исследований включали, помимо полного комплекса стандартных всесторонних океанологических наблюдений, различные наблюдения над льдами — их дрейфом, их химизмом, над мельчайшими колебаниями льдов, по-видимому, позволяющими предсказывать близость сжатия; наблюдения по аэрологии при помощи радиозонда, подымаемого в высокие слои атмосферы подвешенным на 13 воздушных шарах; различные дополнительные наблюдения по метеорологии, гидрологии и гидрохимии, по гидробиологии и т. п. Результаты исследований были вывезены вместе с экипажем «Челюскина» на «большую землю».

Пребывание челюскинцев на дрейфующей льдине научило многому. Прежде всего, оно обнаружило возможность долговременного пребывания людей на дрейфующих льдинах и использования их как базы для исследований Арктики; оно показало реальную возможность постоянной связи между такой дрейфующей базой и внешним миром при помощи самолетов, по крайней мере, в летнее время.

Все это, в сочетании с предпринятым Главсевморпути исследованием характера полярных льдов при помощи арктической авиации, создало предпосылки для следующего исторического этапа в изучении и освоении Арктики — для изучения Центрального полярного бассейна. Северного Ледовитого океана при помощи организации исследовательской станции на дрейфующей льдине в районе Северного полюса. Без этого невозможно было понять природные процессы, протекающие не только в Центральном полярном бассейне, но и в тех окраинных морях Северного Ледовитого океана, через которые проходила трасса Северного морского пути и от которых зависели его навигационные условия.

Исследования Центрального полярного бассейна состояли из двух этапов: во-первых, летной экспедиции на полюс для организации там хорошо оборудованной станции на дрейфующей льдине и всесторонних исследований в районе полюса в период переброски туда имущества станции; во-вторых, долговременных исследований на дрейфующей станции до тех пор, пока дрейф не вынесет станцию в более низкие широты, где по природным условиям работы на льдине становятся уже невозможными.

О. Ю. Шмидт лично возглавил летную экспедицию на Северный полюс и проведенные там научные исследования, продолжавшиеся с 21 мая по 6 июня 1937 г., пока шли переброска грузов и организация дрейфующей станции «Северный полюс». Проведенные работы явились первыми систематическими исследованиями в районе Северного полюса. За успешное выполнение этой чрезвычайно смело задуманной экспедиции О. Ю. Шмидт был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

После открытия станции «Северный полюс», состоявшегося 6 июня 1937 г., О. Ю. Шмидт вместе с научным и летным составом полюсной экспедиции в тот же день вылетел обратно на «большую землю», использовав этот перелет для некоторых дополнительных наблюдений главным образом над льдами полярного бассейна.

Через месяц с небольшим были подведены предварительные итоги исследованиям полюсной экспедиции, и ее руководитель академик О. Ю. Шмидт 10 июля 1937 г. выступил с докладом о них на собрании Академии наук СССР. Текст доклада впервые публикуется в этой книге.

В докладе об итогах летной экспедиции на полюс учитывались, конечно, и те данные, которые регулярно поступали с дрейфующей станции от ее персонала — И. Д. Папанина, Э. Т. Кренкеля, Е. К. Федорова и П. П. Ширшова — и широко публиковались в прессе.

Доклад О. Ю. Шмидта во многом изменил существовавшие ранее представления о природе Центрального полярного бассейна Северного Ледовитого океана и разрешил ряд спорных теоретических вопросов. Прежде всего, впервые было установлено, что глубины Центрального полярного бассейна в районе организации станции «Северный полюс» превышают 4000 м; что воды теплого Атлантического течения в высоких широтах не остаются на поверхности, а уходят в глубь океана; что мощный приток этих вод обусловливает поверхностный отток ледовитых вод обратно в Атлантический океан между Шпицбергеном и Гренландией. А это, в свою очередь, обусловливает общее направление дрейфа льдов в Центральном полярном бассейне на запад, в сторону Гренландского моря. Таким образом, было доказано, что широко распространенные ранее представления о том, что движения воды и дрейф льдов в Северном Ледовитом океане происходят преимущественно против часовой стрелки (как в циклонах) и частично по часовой стрелке (как в антициклонах), не отвечают действительности. Вместе с тем, поскольку в Центральном полярном бассейне происходит погружение атлантических вод под ледовитые на контактах между более теплыми и солеными атлантическими водными массами и более холодными и менее солеными ледовитыми водными массами, местами должны происходить завихрения водяных струй и движение этих струй может приобретать циклоническую форму, причем эти местные водные циклоны должны постоянно перемещаться.

Таким образом, общее направление движения поверхностных ледовитых вод местами может осложняться движениями циклонического характера. В других местах контакт между атлантическими и ледовитыми водными массами приводит, как показали наблюдения, к чередованию на поверхности океана струй тех и других и т. п. Все это указывает на большую сложность циркуляции вод Северного Ледовитого океана.

С описанной циркуляцией вод в Северном Ледовитом океане связано и направление дрейфа льдов, осложняемого еще влиянием ветров. При общем направлении дрейфа в сторону Гренландского моря местами он может иметь, как показали наблюдения, иные направления, в том числе и прямо противоположное общему. Что касается характера льдов Центрального полярного бассейна, то к северу от 85° с. ш. господствуют льды не менее трехлетнего возраста, мощностью в 3 м и более. Преобладают обширные сплошные ледяные поля с довольно ровной поверхностью, годные для посадки тяжелых самолетов. Льдины эти отделены друг от друга сравнительно узкими полосами воды с большим количеством льдин небольшого диаметра. Эти разводья связаны со струями воды, имеющими направление, противоположное господствующему. Малая торосистость льдов Центрального бассейна объясняется отсутствием здесь препятствий для свободного поступательного движения льдов. Наличие таких препятствий является основной причиной торошения льдов.

Касаясь результатов метеорологических наблюдений в районе полюса в их сопоставлении с данными всей сети полярных станций, О. Ю. Шмидт указал, что хотя в Центральном полярном бассейне и преобладает антициклональное состояние атмосферы, однако антициклон этот подвержен сильным перемещениям и может разбиваться, в особенности в летнее время, на части, очищая путь для проникновения в район полюса теплых воздушных масс и для прохождения циклонов. Много неожиданного дали и биологические наблюдения. Вопреки господствовавшему мнению об отсутствии жизни на Северном полюсе, оказалось, что, как говорил О. Ю. Шмидт в докладе 10 июля 1937 г., там имеется планктон. «Его довольно много,— указал О. Ю. Шмидт,— в атлантической теплой
струе на глубине 300 м.

Но он имеется и в водах Ледовитого океана: всевозможные организмы от микроскопических и до видных простым глазом. Мы ловили рачков, креветок и других мелких животных. Затем мы зарегистрировали в районе полюса трех птиц». Это были пуночка, чистик и чайка.

Доклад О. Ю. Шмидта касался всех важнейших сторон географии Центрального полярного бассейна Северного Ледовитого океана. В докладе все важнейшие проблемы природы бассейна предстали в совершенно новом свете. Недаром президент Академии наук СССР В. Л. Комаров, закрывая заседание, на котором выступал О. Ю. Шмидт, сказал, что в зале, где происходило заседание, слушали много интересных докладов, но такого увлекательного доклада еще не слыхали. Доклад этот показал, что в результате работ летной экспедиции на Северный полюс, последней арктической экспедиции, возглавлявшейся О. Ю. Шмидтом, и первых данных, поступивших с дрейфующей станции «Северный полюс», географическая наука обогатилась крупнейшими достижениями, легшими в основу современного познания Арктики и дальнейшего ее изучения и освоения.

Из практических выводов летной экспедиции одним из важнейших являлось то, что в полной мере была доказана возможность использования льдов Центрального полярного бассейна для организации на них дрейфующих исследовательских станций при помощи тяжелых самолетов.

Этот метод арктических исследований вошел в обиход главным образом в последние годы, когда как СССР, так и США организован ряд дрейфующих станций на льдинах, разбросанных в различных частях Центрального полярного бассейна.

В своей деятельности в области исследования Арктики О. Ю. Шмидт не ограничился научной и научно-организационной работой. Будучи в течение ряда лет (с 1932 по 1939 г.) начальником Главного управления Северного морского пути, в задачи которого входила также и разработка вопросов хозяйственного освоения Крайнего Севера СССР на базе организации и совершенствования судоходства по трассе Северного морского пути, О. Ю. Шмидт вложил много труда в разработку относящихся сюда практических проблем. При его активном участии были впервые выработаны основые принципы хозяйственного освоения Крайнего Севера СССР. Из публикаций О. Ю. Шмидта, посвященных этим проблемам, в данный сборник вошли две работы: «Наши задачи по освоению Арктики» (1935 г.) и «Освоение Северного морского пути и задачи сельского хозяйства Крайнего Севера» (1938 г.).

Подводя итоги краткому обзору исследований, научно-организационной и практической деятельности О. Ю. Шмидта, следует сказать, что он сыграл выдающуюся роль в изучении и организации исследования Арктики, в создании Северного морского пути и в хозяйственном освоении Крайнего Севера СССР. Многие из высказанных им во всех этих областях его деятельности идей до сих пор не потеряли своего значения.

Вместе с тем, прослеживая этап за этапом его деятельность в области изучения и освоения Арктики (что нетрудно сделать, ознакомившись с публикуемыми в данном сборнике трудами О. Ю. Шмидта), нельзя не отметить его поразительную инициативу и смелость в выдвижении и решении все новых и новых проблем географической науки и практики, его замечательное личное мужество, многократно проявленное при выполнении ответственных заданий социалистической Родины, его исключительную способность сочетать требования науки и практики. Все это рисует верного сына партии и народа академика Отто Юльевича Шмидта как одного из наиболее выдающихся, наиболее интересных новаторов советской географической науки, каким он и войдет в ее историю.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение Виталий » 05 Декабрь 2010 13:10

padsee пишет:
33739-Группа работников Севморпути с академиком О.Ю.Шмидтом.jpg
Группа работников Севморпути с академиком О.Ю.Шмидтом (сидит в центре). Январь 1936 г.

© ЦГАКФФД

Второй ряд, второй слева Дуплицкий Дмитрий Сергеевич начальник мобилизационного отдела Главсевморпути.
Виталий
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Донецк

Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение Александр Андреев » 19 Август 2011 20:37

Биография в книге:
Матвеева Л.В. Отто Юльевич Шмидт (1891-1956)



 shmidt_1930.jpg
Одна из лучших фотографий (ИМХО). 1931 г, директор Всесоюзного Арктического института.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург


Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение SVF » 01 Декабрь 2013 16:08

Архив почетного академика Н.А.Морозова

Дело № 658
Название: Морозов Николай Александрович и Шмидт Отто Юльевич в группе детей в Борке.
Вид материала: фотография
Способ воспроизведения: фото
Языки: русский
Крайние даты: 1944
 000-2.jpg
 002-2.jpg

http://www.ras.ru/namorozovarchive/3_ac ... px?id=1471
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Февраль 2014 19:00

:good:
Предоставил: Георгий Сальников, г. Новосибирск

Алайско-Памирская экспедиция 1928 года.
Документальный фильм

В состав Алайско-Памирской экспедиции 1928 года входили кинооператоры Владимир Шнайдеров и Илья Толчан. Они сняли документальный фильм об экспедиции. Этот фильм впоследствии был переведен на немецкий язык и в 30-е годы показан в Германии. Судьба русскоязычной версии неизвестна. Возможно, первоначальный фильм утерян. Немецкая версия в 90-е годы была найдена, оцифрована, и на ее основе немцы сделали новый фильм, добавив в него некоторые современные съемки. Мой хороший знакомый австриец раздобыл эту немецкую версию, она у меня. Предлагается обратная адаптация этого фильма на русский язык. В адаптированной версии я проделал следующие модификации:

* вырезан весь "новодел"
* немецкие титры сдублированы русским переводом
* голос диктора на немецком языке сдублирован титрами на русском языке

 АПЭ-1928 год.jpg
 АПЭ-1928 ОШм.jpg
 АПЭ-1928 ОШмидт.jpg
 АПЭ-1928-Шмидт.jpg
 АПЭ-1928-трещина.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение SVF » 30 Ноябрь 2014 22:34

Полярная правда, 1 марта 1937 г. № 50(3117):
 1937-03-36.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение SVF » 26 Март 2015 13:58

Полярная правда 27 июля 1936 г., №172(2937):
1936-07-01-08.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение SVF » 10 Апрель 2015 14:05

Полярная правда 28 февраля 1937 г., №49(3116):
 1937-02-01-13.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 22:05

Карело-Мурманский край, №5-6 1934 г.:
 1934-05-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Шмидт Отто Юльевич (1891-1956)

Сообщение fisch1 » 22 Август 2015 19:35

 О.Ю. Шмидт. открытка.JPG
Герой Советского Союза О.Ю. Шмидт. [открытка] /Фото М. Наппельбаума. - Москва : ОГИЗ - ИЗОГИЗ, [1938?]. - Фототип. ; 14,6 х 10 см
fisch1
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения