Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Ноябрь 2009 23:54

ТБ-7 над Берлином в 1941 году
© Владимир Ригмант
http://www.airwiki.org/history/av2ww/so ... 7/tb7.html

22 июля 1941 года ровно через месяц после начала войны германская авиация произвела первый налет на Москву. ПВО Москвы была на тот период одной из лучших это даже признавали германские летчики совершавшие налеты на Москву. Через день налет повторился на Москву падали фугасные и зажигательные бомбы. Вскоре налеты на Москву стали систематическими. Больших разрушений хотя бы близко сравнимых с теми которые германская авиация произвела в том же Лондоне в Москве ей сделать не удалось. К Москве прорывались единичные бомбардировщики производя отдельные разрушения в городе.

Налеты авиации противника побудили советское военно-политическое руководство нанести ответные удары по столице Германии Берлину. ВВС КА обладали необходимыми силами и средствами для нанесения подобного удара в частности основные дальние бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-ЗФ (Ил-4) ВВС и Авиации флота могли со своих передовых баз достать до Берлина Еще большие возможности по нанесению ответных ударов по Германии имели новые ТБ-7 и Ер-2.

Первую бомбардировку Берлина произвели самолеты ДБ-3 ВВС Балтийского флота в ночь на 8 августа. Налет был удачным. Следующий удар Сталин решил нанести по Берлину более мощной силой - бомбардировщиками ТБ-7 и Ер-2. В бой были брошены полки 81-й дивизии, 432 ТБАП на ТБ 7 и 433 ТБАП на Ер-2 (такие обозначения получили 412 и 420 полки перед вводом в бой). На разработку операции Сталин дал всего один-два дня. Для выполнения налета были выбраны 12 наиболее надежных и боеспособных ТБ-7 и 28 Ер-2 10 августа отобранные самолеты перелетели на аэродром Пушкино под Ленинградом В Пушкино после очередной ревизии состояния машин количество отобранных ТБ-7 уменьшилось до 10 ТБ-7 и 16 Ер-2. Отведенные сроки на организацию операции были явно недостаточными Отсюда поспешность в действиях штаба ВВС во главе с Командующим ВВС генералом П Ф Жигаревым.

В полет в основном должны были уйти ТБ-7 с дизелями М-40Ф. Многие экипажи не имели необходимых навыков взлета на полностью загруженных машинах а только в таком варианте с полной загрузкой бомб и топлива имело смысл лететь на Берлин Проведенные расчеты показали что ТБ-7 с дизелями М-40Ф с бомбовой нагрузкой 4000 кг из них 2000 кг на внешней подвеске могли обеспечить полет на дальность со сбросом бомб в середине маршрута и благополучно вернуться на базу.

Секретность задания была такова что ПВО Ленинграда и Балтфлота об этой акции ВВС не имели ни малейшего представления Помимо этого ни зенитчики ни строевые летчики не имели в массе своей также ни малейшего представления о новых бомбардировщиках советских ВВС Учитывая состояние личного состава в начале воины незнакомые ТБ-7 и Ер-2 могли с большой долей вероятности стать целями для наших летчиков-истребителей и зенитчиков которые хорошо изучили внешние отличия немецкого Fw200 Кондор единственного четырехмоторного бомбардировщика Германии который изредка появлялся на советско-германском фронте Поэтому увидев ТБ-7 и зенитчики и летчики были уверены что палят и атакуют германский Кондор Кстати открываю книжку с общими видами советских самолетов где в разных ракурсах красуются и ТБ-7 и Ер-2 на ней стоит подписано к печати 21 июня 1941 года. А ведь еще надо отпечатать развезти по частям а на завтра была воина.

Самолеты утром 10 августа сели на незнакомый аэродром в Пушкино На ознакомление с новым аэродромом у экипажей было всего несколько часов. Уже вечером того же дня бомбардировщики начали разбегаться по полосе.

Прелести начались еще на старте Ер 2 Молодчего снес шасси о дренаж на краю аэродрома (мощности М-105 не хватало для взлета перегруженных Ер 2 и машины имели слишком большую длину разбега).

На ТБ-7 №42046 командира корабля майора Егорова отказали два правых дизеля М 40Ф сразу после отрыва самолета от земли ТБ-7 потерпел катастрофу После такого лихого начала Жигарев остановил операцию.
В результате на Берлин ушли 7 ТБ-7 и 3 Ер 2.

На самолете №42035 лейтенанта В. Д. Видного над оккупированной территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипажу удалось ликвидировать пожар. Самолет продолжал лететь к цели с потерей высоты.За 370 км до Берлина были сброшены бомбы и машина легла на обратный курс. Вскоре отказал еще один М-40Ф экипаж с трудом дотянул до нашей территории и совершил посадку на аэродроме Обухове.

ТБ-7 №42045 (командир капитан А.Н. Тягунин) отбомбившись имел отказ одного из дизелей что давало экипажу возможность дойти до дома но беда не приходит одна. Машину над побережьем Балтики весьма удачно обстреляли свои зенитчики добившись прямого попадания в самолет. Тягунин посадил самолет на брюхо разбив машину.
С полным чувством выполненного долга на обратном пути отбомбившийся по Берлину Ер-2 лейтенанта Б А Кубышко сбил наш ошалевший И-16. Экипаж Ер-2 спасся на парашютах .

Ер-2 капитана А Г Степанова пропал без вести.

ТБ-7 №42055 (командир майор М. М. Угрюмов) отбомбился по Берлину. В ходе полета несколько раз на больших высотах отказывали М-40Ф экипаж выполнил посадку на последних каплях керосина в Торжке.
Самолет ТБ-7 №42046 (командир старший лейтенант А. И. Панфилов) над территорией Германии обстреляли зенитки самолет получил значительные повреждения. Экипаж сбросил бомбы и лег на обратный курс. Затем из за масляного голодания отказали два М-40Ф. Машина пошла на вынужденную на территории Финляндии. При посадке пять человек погибли остальные пошли к линии фронта к своим. У линии фронта они были взяты в плен финнами.

Домой в Пушкино вернулись один TБ-7 старшего лейтенанта Пепегелова.

Еще при наборе высоты самолет №42036 Водопьянова был атакован истребителями И-16, но дошел до цели и отбомбился по Берлину. Над Германией самолет попал под зенитный огонь и был поврежден, затем выполнил вынужденную посадку в районе Йыхви на территории Эстонии, уже оккупированной немцами. Самолет был разбит, а экипаж остался живым. Два дня пробирались к своим по территории, занятой немцами. Спасло их то, что вторым пилотом в экипаже был эстонец Пусеп, родившийся в Сибири и хорошо знавший язык своих предков, поэтому с местным населением общался только он, а остальные члены экипажа в контакт с местным "дружественным' населением не вступали Это помогло им выйти к своим живыми.

ТБ-7 №42045 командира корабля капитана Тягунина успешно сбили зенитчики Балтфлота.
ТБ-7 №42016 (командир корабля майор А. А. Курбан) бомбил Берлин, получил повреждения от зенитного огня и был разбит при вынужденной посадке в районе Ропши.

Результаты налета на Берлин были удручающие из ушедших на Берлин 10 машин вышли на цель и отбомбились только шесть. В Пушкино вернулось только две машины За проведение столь "эффективной" операции кто-то должен был ответить Строго говоря, если бы не спешка в непосредственной подготовке к выполнению задания, может быть, все было бы более благополучно. Правда, отказы "злосчастных" М-40Ф вряд ли удалось исключить, но вот выбор нормального аэродрома базирования (аэродром в Пушкино был слишком малых размеров для перегруженных машин, особенно это касалось Ер-2) и оповещение своей ПВО можно было выполнить. Вину за спешку вполне можно возложить на Сталина вкупе со своими высшими авиационными генералами, которые не удосужились или побоялись сказать правду Хозяину о том, что за два дня такие серьезные операции не подготавливаются.

В более широком плане эта неудача была расплатой за годы предвоенной лжи, шедшей как сверху, так и снизу Липовые отчеты по боеготовности, пресловутое внимание сверху, кровавая вакханалия, ударившая по самому талантливому, что было в ВВС и авиа-проме - все это как в катализаторе отразилось и сфокусировалось в том налете на Берлин Но так глубоко никто копать не собирался, хотя многие из наиболее мудрых это понимали но молчали Поскольку "кадры решают все', и "кадры отвечают за все" - такой подход проще и доступней, а главное назидательней, решено было, как обычно, найти крайнего Крайним оказался Водопьянов, его сняли с должности командира дивизии, сохранив звание комбрига и дав возможность летать дальше.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Кара » 06 Июль 2010 20:07

1936 - выполнил перелёт Москва - Архангельск - ЗФИ и обратно
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Январь 2011 20:59

Журнал "Смена" №6 1934 г.,стр.18-19
С. Люм
Михаил ВОДОПЬЯНОВ
 Михаил ВОДОПЬЯНОВ-18-6-1934.jpg
 Михаил ВОДОПЬЯНОВ-19-6-1934.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Кара » 27 Ноябрь 2011 15:50

В документах Инспекции ГВФ (РГАЭ, ф.9572, оп.1, д.2) вшит клочок бумаги:
15.06.1929 – члены постоянной комиссии по испытаниям на право полётов на самолёте «Конёк-Горбунок»: (...), Водопьянов
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Bills Bons » 18 Январь 2012 02:54

Фотогалерея в честь легендарного советского полярного и военного лётчика,Героя Советского Союза М.В.Водопьянова:

http://pervye-geroi.ru/index.php?option ... &Itemid=30

-с сайта:

http://www.pervye-geroi.ru/
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 919
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Июнь 2013 20:29

 image002.jpg
Памятник летчику Михаилу Водопьянову откроют в Москве до конца июня

Департамент строительства Москвы завершил работы по подготовке площадки для установки памятника летчику Михаилу Водопьянову на Аллее лётчиков-героев на Ходынском поле. Открыть монумент планируется до конца июня 2013 года. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе департамента, статуя летчика представляет собой бронзовую фигуру высотой 3,3 метра, установленную на полутораметровом трехступенчатом гранитном постаменте.

"Скульптурная композиция раскрывает яркий сюжет из жизни героя - первое в истории приземление на льды Северного полюса (1936 год), - отметили в ведомстве. - Проделав на самолете длинный и опасный путь к Северному полюсу, Михаил Васильевич Водопьянов, выбравшись из самолета, выходит на возвышающуюся ледяную глыбу и по карте сверяет свое местоположение и координаты той цели, ради которой он совершил опасный перелет. Ледяная глыба символизирует бесстрашие летчика перед встречающимися на пути трудностями, а круглое основание - верхнюю часть земного шара. Центральное расположение скульптуры на основании указывает на тот факт, что Водопьянов покорил именно Северный полюс".

Отметим, что среди других выдающихся достижений героя - открытие воздушного пути на Сахалин, участие в спасении экипажа и пассажиров советского корабля "Челюскин", а также ответственные вылеты во время Великой отечественной войны. Эффектность композиции, добавили в департаменте, дополняется предусмотренными в проекте благоустройства светильниками, освещающими прилегающую территорию и саму скульптуру.

http://www.regnum.ru/news/fd-central/mo ... 68797.html
© 1999-2013 ИА REGNUM

Департамент строительства с заду - значит мы на полюсе...

Для справки:
Распоряжение Правительства Москвы от 01.02.2007 N 158-РП

Об установке в Москве памятника летчику М.В. Водопьянову

В целях увековечения памяти великого русского летчика М.В. Водопьянова, внесшего неоценимый вклад в развитие отечественной авиации, и в соответствии с утвержденным Московской ородской Думой Перечнем предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения (постановление Мосгордумы от 7 декабря 2005 г. N 371):

1. Установить в 2009 г. памятник летчику М.В. Водопьянову на Аллее героев-летчиков разных исторических периодов страны на территории проектируемого Музея аэронавтики и космонавтики на Ходынском поле.
2. Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы:
2.1. Провести совместно с Комитетом по культуре города Москвы, Государственным учреждением "Российская академия художеств", Региональной общественной организацией "Московский Союз художников" и Межрегиональной общественной организацией "Союз московских архитекторов" открытый конкурс на лучший проект памятника М.В. Водопьянову.
2.2. Профинансировать расходы по проведению конкурса за счет бюджетных средств, выделяемых Москомархитектуре в 2007 г. на проведение архитектурно-градостроительных конкурсов.
2.3. Согласовать проект сооружения памятника в установленном порядке.
3. Комитету по культуре города Москвы:
3.1. Организовать разработку художественно-архитектурного проекта победившего на конкурсе авторского коллектива и обеспечить финансирование указанных работ за счет бюджетных средств Комитета в 2007 г.
3.2. Представить в Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы художественно-архитектурный проект, утвержденный в установленном порядке, для разработки конкурсной документации по выбору заказчика на рабочее проектирование, изготовление скульптурной части и архитектурных деталей в долговечных материалах, строительные работы по установке памятника и благоустройство площадки у памятника.
3.3. Осуществить координацию выполнения работ по рабочему проектированию, изготовлению в долговечных материалах скульптурной части и архитектурных деталей, строительным работам по установке памятника и благоустройству площадки у памятника.
3.4. Организовать совместно с заинтересованными организациями торжественное открытие памятника за счет бюджетных средств Комитета.
4. Возложить функции государственного заказчика по выполнению работ по рабочему проектированию, изготовлению скульптурной части и архитектурных деталей в долговечных материалах, строительным работам по установке памятника и благоустройству площадки у памятника на Департамент экономической политики и развития города Москвы, а с 1 января 2008 г. - на Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы.
5. Государственному заказчику Департаменту городского заказа капитального строительства города Москвы обеспечить в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", размещение государственного заказа на проектирование, сооружение памятника и благоустройство площадки у памятника.
6. Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от 10.03.2009 N 178-ПП.
7. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по предложениям Департамента городского заказа капитального строительства города Москвы предусматривать в адресных инвестиционных программах города Москвы за счет и в пределах средств, выделяемых государственному заказчику, затраты:
- в 2008 году - на рабочее проектирование;
- в 2009 году - на изготовление скульптурной части и архитектурных деталей в долговечных материалах, выполнение строительных работ по установке памятника и благоустройство площадки у объекта (при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации).
8. Принять к сведению, что поручение конкретной организации о приемке на баланс завершенного строительством памятника будет включено в распорядительный документ Правительства Москвы об утверждении акта приемки госкомиссией памятника М.В. Водопьянову.
9. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Кара » 12 Июнь 2013 16:22

Леспромхоз пишет:выходит на возвышающуюся ледяную глыбу и по карте сверяет свое местоположение и координаты той цели, ради которой он совершил опасный перелет

М-да, на авиа.ру за такую фразу журналажникам бы вломили по-полной :)
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Kirindas » 13 Июнь 2013 00:29

на памятнике не показана земная ось
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Июнь 2013 02:56

Kirindas пишет:на памятнике не показана земная ось

Судя по профилю-земля плоская в форме "пирога с капустой"
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Kirindas » 13 Июнь 2013 03:23

вспомнилось
Вложения
 pole1.JPG
 pole2.JPG
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Кара » 19 Март 2014 21:40

В середине января, чисто случайно решил пройти по прежнему Центральному аэродрому от "Беговой" до "Аэропорта". Идя по т.н. Ходынскому бульвару, заметил в его конце памятник какому-то лётчику. Первая мысль - Чкалову. Добравшись к нему прочёл, что Михаилу Васильевичу. Только сегодня смог побывать там с фотоаппаратом и выкладываю снимки.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 12:48

Фото могилы Москва, Троекуровское кладбище, участок 1 http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... ov_mog.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 12:50

Фото могилы Москва, Троекуровское кладбище, участок 1 http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... ov_mog.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Dobrolet » 13 Ноябрь 2014 16:04

На сайте коллекционеров продается фото
На обороте надпись "Водопьянов, Бассейн, Линдель, Игнатьев"
 Водопьянов Бассейн Линдель Игнатьев.jpg
 Водопьянов Бассейн Линдель.jpg

Из упомянутых только бортмеханик Ингатьев Н.Г. на сайте не имеет персональной страницы (даже имени и отчества - известны только инициалы).
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1351
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980)

Сообщение Historik » 13 Ноябрь 2014 17:16

Любопытная деталь: ни в личном деле М.В.Водопьянова, ни в одном другом источнике нет сведений о количестве боевых вылетов М.В.Водопьянова в годы Великой Отечественной войны. А ведь, по его биографии они были:

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980). Герой Советского Союза (20.04.1934).
...С началом Великой Отечественной войны с 15 июля по 17 августа 1941 г. – комбриг, командир 81-й ад дд. 10 августа 1941 г. руководил и участвовал в первом воздушном налёте советской ДА на столицу Германии - г.Берлин. С 17 августа 1941 г. по 13 сентября 1943 г. – командир корабля 432-го ап 81-й ад дд (по январь 1942 г.) и 746-го ап 3-й ад дд АДД. Бомбил объекты противника в гг.Кёнигсберге и Данциге. В 1942 г. после одного из налётов на г.Кёнигсберг сумел посадить горящий самолёт. Позже попал в катастрофу и четыре месяца лечился в госпитале. После выздоровления назначен военпредом на Казанский авиационный завод №22 им.С.П.Горбунова, где строили бомбардировщики Пе-8 (бывшие ТБ-7 или АНТ-42). 30 апреля 1943 г. присвоено воинское звание генерал-майор авиации. С 13 сентября 1943 г. по 25 февраля 1946 г. - в резерве командующего 18-й ВА ВВС Красной Армии для выполнения специальных заданий.
С 25 февраля 1946 г. - в запасе...

Свет могли пролить лётные книжки Героя. Но пока родственники найти их не могут. А жаль, для историии это ценно. :scratch:
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Пред.След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения