Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение Автроилъ » 02 Июнь 2009 17:28

Биографическая справка
Публиковалась также на форуме альманаха "Кортик": "Офицеры-участники Гидрографической экспедиции СЛО (1910-1915)"

МАТИСЕН Федор Андреевич (01.06.1872-19.12.1921), капитан 1-ого ранга (произведён «за труды в обстоятельствах военного времени» со старшинством с 01.01.1915). Родился в Санкт-Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса (1892) выпущен на Балтийский флот. Принимал участие в ряде полярных экспедиций, в том числе в Шпицбергенской градусной (1899) и в организованной Российской АН Русской полярной (1900-1903). В последней командовал яхтой "Заря" (1902-1903) и после гибели барона Э. В. Толля (1902) исполнял обязанности начальника экспедиции. За боевую деятельность в период Русско-японской войны награждён орденом Св. Анны 3-ей степени с мечами и бантом (1905). Командир ЭМ "Прозорливый" (1907), ст. офицер КР "Дiана" (1907-1908), наблюдающий за постройкой, затем командир ледокольного ТР "Вайгачъ" (1908-1910). Являлся одним из организаторов Гидрографической экспедиции по изучению Северного Ледовитого океана (1910-1915), для которой это судно было предназначено. Однако из-за случившейся во время шторма в Северном море аварии котлов (11.11.1909) в Порт-Саиде отстранен от командования и по прибытии во Владивосток назначен командиром речной КЛ "Ураганъ" (05.04.1910-28.10.1917). С началом Гражданской войны в Сибири находился на стороне белых. Выполнял задания гидрографического отдела Морского министерства правительства адмирала А.В. Колчака. Летом 1919-ого организовал гидрографические работы в устье реки Лена и в бухте Тикси. При эвакуации из Омска захвачен в плен (28.11.1919) отрядом «революционных» войск и отправлен в Иркутскую тюрьму, откуда освобожден по решению РВК для организации Усть-Ленской экспедиции (с участием Н.И. Евгенова). В 1921 году, находясь в командировке в Дальневосточной республике заболел тифом. Умер и похоронен в Иркутске.


Справки в большинстве своём - это результаты многолетних поисков в фондах РГА ВМФ и т.д, неоднократно с моего согласия использовались при составлении справочников разного уровня (Волков, Лобыцын, Емелин...).
Автроилъ
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 Июнь 2009 16:20
Откуда: Ревель

Re: Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Июнь 2009 17:05

Известия ВГО., т. 104, в. 5, 1972

Известный полярный гидрограф, исследователь архипелага Норден-шельда, Новосибирских островов, бухты Тикси и дельты р. Лены, Федор Андреевич Матисен родился 22 июня (20 мая ст. ст.) 1872 г. в С.-Петербурге.

В 1886 г. он поступил в Морской кадетский корпус, который окончил с отличием и был удостоен премии им. адмирала П. С. Нахимова.

В 1892—1894 гг. Матисен в чине мичмана плавал на Балтийском море. В январе—апреле 1895 г. он окончил штурманский класс, после чего занял должность младшего штурманского офицера крейсера «Рюрик», на котором 29 октября того же года вышел из Кронштадта в Средиземное море и 9 апреля 1896 г. прибыл в японский порт Нагасаки, где вступил в состав эскадры Тихого океана.

На Тихом океане Матисен пробыл до 1898 г.; он побывал во многих портах Японии, Кореи и Китая. В 1899 г. в чине лейтенанта Ф. А. получает назначение на должность вахтенного начальника транспорта «Бакан», на котором участвует в работах Русской градусной экспедиции на Шпицбергене. После работ этой экспедиции на географической карте первый раз появляется имя Матисена. В его честь был назван нунатак у ледника Инглфилд на Шпицбергене в координатах 77. 40' с. ш., 18° в. д. После первого же посещения Северного Ледовитого океана Матисен пленился его суровой красотой и поэтому сразу же принял предложение участвовать в Русской полярной экспедиции Академии наук под руководством Э. В. Толля. В экспедиции он занимался гидрографическими, топографическими, геодезическими и картографическими работами, а также метеорологическими наблюдениями. В период второго навигационного плавания Матисен возглавлял экипаж яхты «Заря».

Во время первой зимовки «Зари» у берегов Таймырского п-ова в сложных зимних условиях Ф. А. впервые произвел маршрутную съемку о-вов архипелага Норденшельда, нанес на карту западный берег о. Таймыр, группу о-вов Вилькицкого, в том числе три, открытые им самим (о-ва Стрижева, Грозный и Корсар), открыл и описал до того времени неизвестную группу островов, названных о-вами Цивольки (о-ва Макарова, Ледокол, Ермак, Васильева, Шульца, Витте, Ковалевского и Саввы Ложкина). Учитывая сделанные Ф. А. Матисеном открытия, Э. В. Толль вторично увековечил его имя на карте Таймырского п-ова, назвав пролив, отделяющий группу о-вов Вилькицкого от о-вов Таймыр и Нансена, проливом Матисена . На Новосибирских о-вах Ф. А. Матисен совершил по заданию Э. В. Толля несколько разведочных экскурсий. Ф. А. был человеком высокой общей культуры, начитанным, прекрасным музыкантом и к тому же мастером на все руки. Под его руководством строилась баня и снежный дом для метеонаблюдений; он зачаровывал всех игрой на пианино произведений Моцарта и Шопена или увлекал играми на воздухе, лыжными и стрелковыми соревнованиями. И вместе с тем «Матисен был отличным командиром, уверенным и решительным моряком».

За три дня до ухода Толля на о. Беннетта, 2 июня 1902 г., он вручил Матисену специально разработанную «Инструкцию», а на следующий день — запечатанный конверт, в котором находился приказ о назначении его начальником экспедиции, если «Заря» не сможет снять Толля и его товарищей с острова или в случае смерти самого Толля. Ф. А. хорошо представлял те величайшие опасности, с которыми было сопряжено последнее, трагически закончившееся путешествие Э. В. Толля на о. Беннетта, и с самого начала был противником этого мероприятия. Но когда это путешествие все же совершилось, Матисен предпринял все зависящие от него меры к спасению Толля и его спутников. Однако, ограниченный запас топлива на судне свел на нет все усилия командира провести «Зарю» сквозь льды к о. Беннетта. После этого Ф. А. Матисен вынужден был возглавить экспедицию, вывести ее к материку и возвратиться в Петербург.

Трезвость оценки обстановки Ф. А. Матисеном предотвратили экспедицию на яхте «Заря» для поисков Э. В. Толля. Одновременно он вместе с академиком М. А. Рыкачевым предложил послать для этой цели ледокол «Ермак». Но в правительственных кругах предложение Матисена не нашло поддержки, и спасательная экспедиция была проведена но плану, фактически предложенному Н. А. Бегичевым.

В 1903 г. Ф. А. Матисену было поручено передать «Зарю» торговой фирме А. И. Громовой в благодарность за оказанные услуги. Ф. А. Матисен воспользовался этой поездкой для изучения бухты Тикси. В свободиоо время он занялся съемкой и промером бухты и составлением карты входа в нее. В бухте Тикси и на р. Лене Матисен определил ряд астрономических пунктов, позволивших сомкнуть выполненную съемку с работами Н. Юргенса, производившимися в период 1 Международного полярного года. Кроме этого, Федор Андреевич составил подробную карту бухты Тикси и Быковского п-ова, измерил высоту окружающих бухту горных вершин, отметил наличие в долине р. Сого признаков угольного месторождения.


В 1907 г. Ф. А. был назначен командиром миноносца «Прозорливый», а затем старшим офицером I ранга крейсера «Диана». В том же году ему было присвоено звание капитана II ранга.

После плавания на «Заре» Матисен становится одним из активнейших сторонников и инициаторов постановки вопроса о продолжении и развитии работ по обследованию сибирского побережья и Северного морского пути. Вместе с другими известными полярными исследователями он принимал активное участие в работе специальной комиссии Морского министерства, созданной для изучения вопроса о продолжении гидрографических работ в Северном Ледовитом океане в широких масштабах. Результатом работ этой комиссии явилось снаряжение в Северный Ледовитый океан гидрографической экспедиции на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач». Ф. А. был назначен наблюдающим за постройкой ледокольных пароходов от Главного морского штаба. Вместе с А. И. Вилькицким, И. С. Сергеевым, Ю. М. Шокальским, А. А. Бунге, Ф. А. участвовал в составлении плана и программы экспедиции для исследования морского пути через Северный Ледовитый океан. Он же вывел в плавание из Петербурга на Дальний Восток одно из судов экспедиции — «Таймыр». Матисен командовал «Таймыром» до прихода в Порт-Саид, где сдал корабль капитану II ранга А. Макалинскому.

Главной целью и основной заботой Ф. А. Матисена в последний период его жизни было обоснование необходимости строительства в бухте Тикси морского порта. Организованная им Усть-Ленская гидрографическая экспедиция в 1920—1921 гг. успешно выполнила работы по описанию проток дельты Лены. В результате промерных работ был обнаружен судоходный фарватер от устья Лены до выхода в море Лаптевых у Быкова мыса. Бухта Тикси была признана пригодной для захода в нее морских судов. Своими работами Матисен дал жизнь порту Тикси, являющемуся ныне морскими воротами Якутской республики и важнейшей базой действующего Северного морского пути.

Ленский ветеран-речник, капитан парохода «Лена» Н. С. Горовацкий, которому довелось в 1919—1921 гг. обеспечивать экспедиционные поездки Ф. А. Матисена и его сотрудников в низовья и дельту Лены, впоследствии вспоминал о Федоре Андреевиче: «Это был крепкий старик с благообразной бородой, очень проницательными глазами. Всегда живой, непоседливый, он являл собой тип ученого, вдумчивого и внимательного. Федор Андреевич не чуждался простого народа, любезно разговаривал с членами команды, много рассказывал о своих полярных путешествиях».

Федор Андреевич оставил о себе достойный глубочайшей памяти след в науке и истории освоения Якутского Заполярья. Это был человек прекрасной души, величайший патриот своей Родины. Умер Ф. А. Матисен 9 декабря 1921 г. на 50-м году жизни в г. Иркутске за обработкой материалов первой советской Усть-Ленской гидрографической экспедиции, полный больших надежд на осуществление грандиозных народнохозяйственных планов по освоению Булунского севера и Советской Арктики.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11584
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение slava_zz » 03 Ноябрь 2009 16:36

http://www.tiksi.ru/history/179-news179.html
Оригинал - газета "Восточно-Сибирская правда"
http://www.vsp.ru/culture/2008/07/22/407517

10654.jpg
Реликвии капитана Матисена
© Татьяна КОВАЛЬСКАЯ

Первопроходец Севморпути... О ком идёт речь? Если о Колчаке, так Александру Васильевичу иркутяне сполна воздали – и памятник стоит, и на фронтоне краеведческого музея, бывшего Восточно-Сибирского отделения Российского императорского географического общества, установлена доска с его именем как исследователя Арктики. Но был ещё один исследователь полярных широт – известный русский военный гидрограф и путешественник, друг и сподвижник Колчака Фёдор Андреевич Матисен.
Учился вместе с Александром Васильевичем, ходил в северные полярные экспедиции пять раз. Наиболее известная – первая русская экспедиция под руководством барона Толля 1900-1902 гг., в которой Фёдор Матисен был капитаном яхты «Заря», а после ухода Толля с яхты на поиски таинственной Земли Санникова фактически стал руководителем экспедиции. Фёдор Матисен был членом Российского географического общества и Академии наук. Имя Матисена носит пролив между островами Вилькицкого и Нансена у северного берега Таймырского полуострова.
Что связывает капитана полярных широт с городом Иркутском?
Подробной его биографии мне не довелось найти. Но живёт в Иркутске дальняя родственница Фёдора Андреевича Наталья Николаевна Михайлова, в личном архиве которой хранятся реликвии капитана Матисена и экземпляр его отчёта о последней экспедиции в устье реки Лены и по Северному морскому пути. Это была последняя полярная экспедиция по плану А. Колчака, пригласившего Матисена из Омской ставки депешей во Владивосток, где в начале 1919 года оказался Фёдор Андреевич. Он был с юности романтиком и первопроходцем Северного морского пути, сразу согласился и стал готовить в Иркутске всё необходимое для путешествия. Все результаты исследований, расчёты, карты, таблицы Матисен представил на заседании членов Географического общества в Иркутске и оставил свой доклад в правлении общества. Напечатали докладную записку небольшим тиражом уже в 1921 году. А следующая полярная экспедиция состоялась только в 1932 под руководством начальника Главсевморпути Отто Юльевича Шмидта, советского учёного и государственного деятеля.
В библиотеке краеведческого музея хранится брошюра с отчётом капитана Матисена, и мне довелось её читать. Кроме того, там же (это бывшая библиотека Географического общества) есть публикация на английском языке «Шпицберген в международной политике 1871–1925 гг.», автор Матисен, издательство Осло, Норвегия, 1954 г. Издано после смерти автора, случившейся в 1921 году. Но известно, что Фёдор Андреевич Матисен участвовал в Шпицбергенской градусной экспедиции, за что получил от императора Николая II памятный знак, который хранится в семье Натальи Николаевны вместе с другими вещами Матисена.
Поскольку в тридцатые и сороковые годы в нашей стране дворянские корни, мягко говоря, не поощрялись, то и в семье Бессоновых (дедушка и бабушка Натальи Михайловой) ничего о дедовой родословной не говорилось. Уже когда пришла в Россию гласность и все устремились в глубины своих родословных, Наталья просчитала, что Фёдор Матисен, видимо, был двоюродным братом деда, известного врача Николая Николаевича Бессонова. Оба они родились в Санкт-Петербурге, ровесники, дед окончил Военно-медицинскую академию, а Фёдор – морской кадетский корпус.
У Матисена не было семьи, а по делам полярных экспедиций он часто бывал в Иркутске и всегда останавливался в доме Бессоновых. Из скупых разговоров старших девочка Наташа запомнила, что Фёдор Андреевич был настоящий морской офицер, галантный, обаятельный, образованный – знал два языка, начитанный и музыкальный – играл на фортепиано в кают-компании. Довелось ему участвовать в русско-японской войне 1904-1905 годов. Он был старшим штурманом на крейсере «Жемчуг», который прокладывал путь русской эскадре, спешившей через южные моря в Цусиму на помощь русскому флоту. Русский морской офицер, он верой и правдой служил своей стране. В отличие от своего друга Колчака, сторонился политики и не пошёл ни с красными, ни с белыми.
Когда свершились революции 1917 года и российский флот фактически перестал существовать, Матисен, как и многие его товарищи, уехал из России. Некоторое время служил в английском флоте. Но не смог там оставаться и в 1919 году прибыл во Владивосток.
Имя и заслуги Матисена вписаны во все энциклопедии, где его последняя экспедиция порой называется советской. Конечно, это неверно. Посреди гражданской войны, рискуя погибнуть от банд белых или от красных, Фёдор Андреевич добрался до Якутска, снарядил морское судно и проследовал по всему намеченному маршруту. 6 декабря 1919 г. Матисен сделал сообщение-отчёт об экспедиции в Иркутске на общем собрании членов Географического общества. Трудами Матисена заложено основание северного порта Тикси в устье Лены, проведены замеры глубин, разработаны схемы расстановки буёв, створов, бакенов. Начаты изыскания и добыча залежей каменного угля.
В Иркутске Фёдор Андреевич бывал много раз. В последний раз он оказался в городе в декабре 1921 года. Матисен возвращался из длительной командировки в Дальневосточную республику и заболел сыпным тифом. 23 декабря он скончался в Иркутском военном госпитале. Газета «Власть труда» писала в некрологе: «Смерть унесла его ещё полным сил, энергии и стремлений осуществления заветной мысли – организации Северного морского пути».
Похоронили Фёдора Матисена на Иерусалимском кладбище. Когда над захоронениями устроили городской парк культуры и отдыха, могила вместе со многими другими исчезла с лица земли.
Учитывая, что о своих исследованиях Северного морского пути Ф. Матисен отчитывался в Иркутском отделении Российского географического общества, в здании краеведческого музея неоднократно работал как при подготовке экспедиции, так и обрабатывая собранный в путешествии материал, разве невозможно увековечить его память на фронтоне Иркутского краеведческого музея? Вклад исследователя, морского гидрографа, организатора и руководителя полярных экспедиций Фёдора Матисена в освоение Северного морского пути, по мнению специалистов, ничуть не меньше, чем А. Колчака и барона де Толля.
slava_zz
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Август 2010 22:02

Что-т с датами жизни нестыковка в 1 и 2 постах ?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 08 Ноябрь 2014 20:22

Хронологические таблицы М.И. Белова: Том III 1918-1932 пишет: 1920: Лето. В дельте реки Лены работает экспедиция под начальством Ф. А. Матисена. Обследована Быковская протока — основной путь, связывающий Лену с морем, с бухтой Тикси.

"Советская Сибирь", № 098, 7 мая 1920 г.

 Советская Сибирь, 1920, № 098 (1920-05-07) Исследование Лены. Матиссен.jpg
Исследование Лены

ИРКУТСК. Восточно-Сибирское управление водного транспорта снаряжает научную экспедицию во главе с известным исследователем севера проф. Матиссен для обследования пригодности Лены к рейсирование судов от Охотского моря до Ленской губы.
(Сиброста).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 08 Ноябрь 2014 20:48

Матисен Федор Андреевич (1872-1921).
Умер в Иркутске:

по Известиям ВГО., т. 104, в. 5, 1972 - 9 декабря 1921 г. ( viewtopic.php?f=8&t=1410&p=54311#p12219 )
по Автроилъ - 19 декабря 1921 г. ( viewtopic.php?f=8&t=1410&p=54311#p12152 )
по публ. Татьяны КОВАЛЬСКОЙ - 23 декабря 1921 г. ( viewtopic.php?f=8&t=1410&p=54311#p16234 )
По Аветисову Г.П. - и так и сяк: 19 (23) декабря 1921 г. ( http://www.gpavet.narod.ru/Names2/matisen.htm )

Могила не сохранилась.
Последний раз редактировалось ББК-10 27 Февраль 2016 08:44, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение SVF » 08 Ноябрь 2014 22:36

В "Биографическом справочнике известных штурманов и гидрографов Российского флота" ("История гидрографической службы Российского флота. Том 4. СПб. ГУНиО МО РФ, 1997) дата смерти Ф.А. Матисена - 19.12.1921.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4375
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 25 Декабрь 2014 09:37

4-й вариант.

Советская Сибирь, 1922, № 002 (652). Вторник 3 января.

 Советская Сибирь, 1922, № 002 (1922-01-01) Матисен.jpg
ИРКУТСК, 27. 26-го декабря от сыпного тифа скончался исследователь полярных стран Федор Андреевич Матисен; благодаря последней его экспедиции, Восточная Сибирь получила товары Северным морским путем через Лену. Матисен участвовал в пяти арктических экспедициях, в экспедиции Толя, командовал „Зарей". Состоял членом географического общества при Академии наук. Работал по организация Северного морского пути.
Последний раз редактировалось ББК-10 27 Февраль 2016 08:44, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 25 Декабрь 2014 13:10

Советская Сибирь, 1922, № 005 (655). Пятница 6 января.

 Советская Сибирь, 1922, № 005 (1922-01-06) Матисен.Некролог.jpg
Вчера телеграф принес печальную весть о кончине от сыпного тифа 26 декабря в Иркутске Федора Андреевича Матисен, одного из пионеров на поприще изыскания новых Северных Морских путей между Сибирью и внешним миром.
Будучи еще молодым, Федор Андреевич плавал в Северном Ледовитом океане, отдавая свои силы проведению в жизнь той идеи, плодотворность которой сибиряки могут теперь оценить по результатам товарообменных экспедиций по ввозу в Сибирь товаров через Северный Ледовитый океан.
Уже в 1900—1903 годах командуя в русской полярной экспедиции барона Толя шхуной «Заря», Ф. А. вложил много труда и энергии, результатом чего были ценные для развития дела данные инструментальных съемок берегов, метеорологических наблюдений и получение планов с промерами двух гаваней в устьях Лены, чем были намечены самые крупные вехи в организации пути выхода из Лены через Северный Ледовитый океан в направлении на Америку.
После этой экспедиции Ф. А. плавал на Востоке, большую часть времени в Охотском море, не оставляя все время мысли посвятить в дальнейшем свои силы проведению в жизнь все той же идеи соединения Восточной Сибири через Северный Ледовитый океан с Тихим.
Мировая война, приостановившая работу по мирному строительству жизни, вырвала Ф. А. из этой обстановки, он оказался на высших командных должностях на военном флоте, был затем назначен на яхты, приобретенные в Америке для охраны пути в Сибирь через Северный Ледовитый океан, после же окончания войны снова прибыл в Сибирь и в 1919 г., был назначен начальником Рекогносцировочной экспедиции в устье р. Лены для составления плана экспедиции по ввозу из Америки в 1920 году.
Закончив с успехом это дело, Ф. А. продолжал его в 1921 году, в текущем же году работал в той же области, как член Географического Общества в Иркутске.
Сибиряки будут благодарны ему за соединение нашей обширной страны простейшими и кротчайшими путями с внешним миром.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 26 Февраль 2016 20:57

1904. Список лицам состоящим в Морском ведомстве и флоте. Часть 2 (лейтенанты и мичманы). c.92
 1904. Список лицам состоящим в Морском ведомстве и флота. Часть 2 (лейтенанты и мичманы)-с.231.jpg

1911. Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского Ведомства, июль 1911 г. с.92
 1911. Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского Ведомства, июль 1911 г. -.с.92.jpg
с.744
 709.jpg
 744.jpg
Последний раз редактировалось ББК-10 27 Февраль 2016 08:39, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 26 Февраль 2016 21:30

Власть труда 1920 № 145(21) (7 мая).
 Власть труда 1920 № 145(21) (7 мая) экспедиция МАТИСЕНА.jpg
Последний раз редактировалось ББК-10 27 Февраль 2016 08:20, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 26 Февраль 2016 21:45

© Татьяна КОВАЛЬСКАЯ пишет:
В Иркутске Фёдор Андреевич бывал много раз. В последний раз он оказался в городе в декабре 1921 года. Матисен возвращался из длительной командировки в Дальневосточную республику и заболел сыпным тифом. 23 декабря он скончался в Иркутском военном госпитале. Газета «Власть труда» писала в некрологе: «Смерть унесла его ещё полным сил, энергии и стремлений осуществления заветной мысли – организации Северного морского пути».


Власть труда 1921 № 634 (540), 25 декабря.

 Власть труда 1921 № 634(540) (25 дек.) Матисен ФА некролог 2.jpg
23-го декабря в военном госпитале от сыпного тифа скончался Федор Андреевич Матисен...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4793
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение fisch1 » 12 Июль 2017 18:25

Попов С.В.Первая советская арктическая экспедиция//Реданский В., Мезенцев В., Чернов А. и др. 'Полярный круг' \\Редкол.: Бардин В.И. и др.; Сост. Шумилов А.В. - Москва: Мысль, 1986

Какой город не хотел бы иметь памятник своему основателю? Впрочем, иногда его - основателя - не рассмотреть сквозь толщу времени, трудно выделить "в толпе" первых поселенцев. А иногда просто не знаешь, откуда счет вести - в былые времена не устанавливали закладной камень...

Федор Андреевич Матисен умер за десять лет до того, как на берегах бухты Тикси появились первые постоянные жители, но именно он сделал все, чтобы возник здесь порт и поселок. Ему принадлежит первая подробная карта этих мест, он исследовал условия плавания через устье Лены, а также угольное месторождение. В первой четверти нашего века семь раз проделал он путь в Тикси и обратно: морем, рекой, сухопутным путем.

В 1902 г. Федор Андреевич впервые познакомился с бухтой Тикси. Пытаясь войти в Лену, он решил выяснить доступность Быковской протоки для яхты "Заря", командиром которой он был в то время. 9 сентября на двух нартах, запряженных восемью оленями, он перетащил шлюпку-четверку через перешеек, отделяющий бухту Тикси от залива Неелова.

Понимая, что "Зарю" не удастся провести через необследованный бар, Матисен поставил ее на внутреннем рейде.

На следующий год Матисен был послан в Тикси для разоружения "Зари" и передачи ее фирме А. Громовой. Добравшись из Петербурга в Якутск, а далее на оленях, он прошел долиной реки Хараулах, а затем по западному берегу губы Буорхая. Весной и летом 1903 г. Матисен составил первую подробную и точную карту бухты Тикси. По берегам он расставил 17 триангуляционных знаков, разбил базис. Съемку он выполнял с помощником-казаком.

В тот год бухта необыкновенно рано очистилась ото льда, и Матисен сразу же приступил к ее промерам. "Ни разу раньше паровому катеру не приходилось так много работать и приносить столько пользы, как в это лето", - пишет он в отчете. Побывал Федор Андреевич и на острове Муостах, который оказался заметно меньше, чем по съемке почти столетней давности штурманского помощника Ильина из экспедиции П. Ф. Анжу. Затем на оленях съездил на мыс Быков, для того чтобы связать свою съемку с астропунктом Н. Д. Юргенса.

После этого - вновь на оленях - Матисен отправился исследовать водораздел между бухтой Тикси и Леной и побывал около самой большой вершины Хараулахского хребта.

6 августа спустили флаг на "Заре" и отправились в Якутск на знакомом пароходе "Лена". Следующая встреча Матисена с Тикси произошла только через шестнадцать лет...

В 1919 г. Матисен был направлен молодой Советской властью для участия в гидрографической экспедиции Восточно-Сибирского района Северного Ледовитого океана.

Оказавшись в 1919 г. на занятой белогвардейцами территории, Матисен установил контакт с учеными Сибири и с помощью золотопромышленников организовал небольшую рекогносцировку к устью Лены. К сожалению, ввиду позднего прибытия он смог пробыть там всего неделю.

Через год, сразу после восстановления Советской власти в Восточной Сибири, Матисену было поручено возглавить экспедицию для гидрографического обследования устья Лены - Первую Советскую арктическую экспедицию. Сколько их потом будет - больших и малых? Десятки, а может быть, сотни тысяч. Но эта была первой!

У нас появилась возможность рассказать о ней с помощью ранее не публиковавшегося дневника Ф. А. Матисена. Эту небольшую, карманного формата тетрадочку в клеточку, плотно, без абзацев исписанную карандашом неразборчивым "старорежимным" почерком с буквой "ять", я видел в семье Евгеновых. Когда встал вопрос об издании книги о Н. И. Евгенове, этот дневник принесла мне его дочь Ирина Николаевна.

Дневник вызывал уважение. Он прошел через многие жизненные испытания в семье Евгеновых, уцелел во время ленинградской блокады. Шесть десятков лет назад его трепали арктические ветры, мочили дожди и соленые брызги моря Лаптевых. У автора не всегда был стол - писать приходилось и в валкой шлюпке, и на тундровой кочке, оставляя на страницах следы раздавленных комаров. А самое главное, это были "не причесанные" официальной формой отчета фразы, а записи, выражавшие искренние чувства начальника и инициатора Первой Советской арктической экспедиции.

"Оглядываясь назад, - пишет в дневнике Матисен, - удивляешься, что в такое трудное время, в такой короткий срок удалось организовать экспедицию, снабдив ее в достаточной мере необходимым. Ведь только 22 апреля, после окончательного переговора с Евгеновым, было приступлено к реальным действиям по снаряжению экспедиции, а 17 мая выехала первая партия. Значит, организационный период продолжался всего 25 дней".

Ближайшими помощниками Матисена помимо Н. И. Евгенова были бывшие морские офицеры П. К. Хмызников, Ю. Д. Чирихин, Н. П. Исполатов, техники Л. Г. Степаненко, А. А. Малиновский, А. Е. Зуев, М. М. Тарабыкин, комиссар В. Н. Колычев. Из рядового состава экспедиции в Иркутске были приняты боцманы Б. П. Анкудинов и А. М. Наумов, рабочие Н. Д. Стовер и С. П. Душанов, а также исполнявший обязанности рабочего художник Н. А. Андреев. Все они запечатлены на фотографии из семейного архива Евгеновых.

Из дневника Матисена узнаем, что вышедший из Иркутска экспедиционный "обоз состоял из 48 лошадей по 10-12 пудов груза на каждую. В Качуге приняли 395 пудов, в Жигалове - небольшое количество, итого грузу не меньше 900 пудов". Впрочем, из Качуга плыли, к удовольствию начальника экспедиции, уже на карбасе, сначала самосплавом, потом на буксире парохода "Повстанец". "Как хорошо на воде! - восхищался он. - Пыли нет, и как просто, дружно живется в наших самых примитивных условиях".

В Качуге, как пишет Матисен, "достали у политкомиссаров, славных ребят, драгунскую винтовку и 100 патронов - последнюю часть нашего снаряжения". По тайге еще шныряли недобитые бандиты.

В Киренске приняли кухаря С. И. Заднепровского и рабочих И. С. Таюрского, А. М. Заробнинга и И. А. Семяннина.

Из Жигалова карбас вниз по реке тащил пароход "Киренск", в Усть-Куте его сменил "Соболь". Им командовал старый знакомый Матисена. "Адольф Петрович Фок, - пишет о нем Матисен, - старый швед, переменивший свою родину на широкие дали Сибири, продолжает плавать на "Соболе". Он едва ли не первый капитан на Лене, прибыл сюда в 1880 году... Он был слесарем на шведском заводе, на котором были заказаны в разобранном виде два парохода: один - для озера Байкал, другой - собственность Сибирякова, для Ангары. После гибели парохода "Оскар Диксон" (Фок шел на нем матросом. - С. П.), принадлежавшего Сибирякову, вместе с грузом около устья Оби Фок в числе семи сотоварищей по бедствию пробрался на шлюпке в Обь до Обдорска, где они были встречены речным пароходом. Остальные семнадцать человек из команды "Оскара Диксона" не пожелали рисковать снова и предпочли проехать в Обдорск сухим путем на оленях с самоедами, на что потребовалось более трех месяцев. Все поспешили вернуться на запад, Фок же направился дальше на восток, на таинственную Лену, где вскоре стал капитаном".

В Витиме военные власти высадили большую часть экспедиции на берег и повернули "Соболь". Хотя Матисен и был раздражен потерей двух суток и даже отправил в Якутск жалобу на действия бодайбинских комиссаров, но, путешествуя с ними, быстро успокоился. "С их стороны встречаю полную предупредительность, благожелание и вежливость, - записал он 3 июля. - Вечером мирно играли в шахматы, совсем не говорили о делах". Заведующий эксплуатацией водного транспорта А. М. Адалев помог получить моторный катер, официальное уведомление о выделении в Якутске парохода "Лена", баржи "Внучка" и 30 пудов бензина.

Появились и дополнительные трудности: с 1 июня уменьшены пайки. "Пассажиры и команда на каждой остановке бегут в деревню, - пишет Матисен, - обходят избы и собирают молоко и яйца в дополнение к своей провизии".

8 июня пришли в Якутск. Он произвел на Матисена тягостное впечатление: "Дождь, непролазная грязь. Разруха. Мертвый город". Однако именно здесь экспедиция получила свое окончательное оформление. Большую помощь в этом оказали председатель Якутского ревкома М. К. Аммосов, заведующий областной чертежной В. Н. Соболев.

 Участники экспедиции.jpg


В Якутске баржу "Внучка" переоборудовали под жилье экспедиционного состава. На три другие баржи - "Белку", "Ольгу" и "Надежную", на которых шли рыбаки на промысел в низовья Лены, погрузили вельбот с "Зари" и живые "консервы" - 16 быков с сеном. 16 июня пароход "Лена" потянул весь караван вниз по реке.

Уже на другой день среди рыбаков на "Надежной" Матисен, к своей радости, встретил своего давнего знакомого Александра Нестеровича Величкина. Еще в 1903 г. он плавал штурвальным на пароходе "Лена", приходившем в бухту Тикси за членами экспедиции Толля, и случайно обнаружил на берегу каменный уголь.

Матисен подробно рассказывает, как это произошло. "Раздобыв на "Заре" винтовку, - пишет он, - Величкин отправился в один прекрасный день на охоту за оленями по берегам речки Сого. Здесь он выстрелил, по его словам, для прицелки в кочку. Подойдя к ней, удивился, увидев отбитый кусок каменного угля, который был принесен им на пароход и показан Торгерсену, Брусневу *, командиру парохода "Лена" Ершевскому и мне. Не известно, в силу каких побуждений, но местонахождение угля было им в то время скрыто, и, когда заинтересованные лица спросили, где этот уголь был найден, он указал неверное направление, поиски в котором не привели к положительным результатам. Так создалась легенда о наличии залежей каменного угля в самой бухте Тикси, о чем я упоминал в моем описании рекогносцировочной экспедиции реки Лены в 1919 году".

* (И. И. Торгерсен прибыл в Якутию еще в 1878 г. на пароходе "Лена" и жил с семьей в низовьях Лены до 20-х годов нашего века. М. И. Бруснев - политссыльный, участник экспедиции Толля, его именем Матисен назвал в бухте Тикси остров.)

Теперь Величкин жил в Хатонарымском селении Намского наслега, что в сотне верст от Якутска, и направлялся на заработки. "Наняли его за 10 аршин ситца и 5 фунтов табака, - пишет Матисен. - От Величкина нельзя добиться толку, где уголь. Пусть покажет сам. Славно будет, если найдем - хотя бы и за пять верст от берега - хороший уголь".

Молодой иркутский художник Николай Андреевич Андреев все свободное время рисовал северную природу, жизнь и быт местного населения. Как только проходили мимо таких неповторимых мест, как Ленские Щеки, остров Столб, в дневнике Матисена обязательно появляется запись: "Художник рисует". Забегая вперед, скажем, что Первая Советская арктическая экспедиция определила творческий путь художника. Его многочисленные картины и этюды, написанные в этой экспедиции, имели большой успех. Некоторые из них до сих пор выставлены в экспозициях Иркутского областного художественного музея, которым Андреев заведовал по возвращении из экспедиции. К сожалению, его талант не смог развернуться в полной мере, так как он умер рано, в сорок лет...

27 июня Степаненко, Чирихин и Андреев совершили восхождение на вершину скалистого острова Столб, откуда Лена начинает дробиться на многочисленные протоки. Они установили там триангуляционный знак и оставили записку в бутылке. С этого момента началось непосредственное исследование устья Лены. Партии Хмызникова и Исполатова приступили к топосъемке, промеру и ограждению Быковской протоки.

"Внучку" приткнули к берегу острова Дашка. Степаненко и Чирихин начали съемку островов в заливе Неелова, Евгенов - прокладку триангуляции на Быковском полуострове. Матисен с комиссаром Колычевым и Величкиным отправился на поиски угля в бухту Тикси. В качестве переводчика он собирался взять якута Скрябина, но почему-то в последний момент заменил его жителем селения Быковского Василием Ивановичем Расторгуевым.

Вчетвером с большим трудом перетащили через перешеек, отделяющий залив Неелова от бухты Тикси, шлюпку-четверку. И тут встретили тунгуса, пасшего стадо оленей. Он помог на оленях перевезти через перешеек имущество экспедиции. Очень жалели, что не встретили его раньше - он бы помог перетащить и шлюпку.

Вся бухта Тикси была покрыта невзломанным льдом. Матисен даже засомневался, не напутал ли он с датой вскрытия бухты в 1903 г., когда к этому времени уже больше месяца работал в ней на катере. По заберегам на шлюпке прошли совсем недалеко. У "Зари" шлюпку пришлось вытащить на берег. В тот день Матисен записал: ""Заря" плотно стоит на прежнем месте. Корпус ее, наполовину обгоревший (за несколько лет до этого на ее палубе местные охотники развели костер. - С. П.), как будто выпрямился, крен на левую сторону менее заметен. Расстояние до берега 20 саженей".

Решили ждать вскрытия бухты. Матисен ходил на рекогносцировку в южном направлении. Его внимание привлекла уютная бухточка. "Бухта Булункан с двухсаженной глубиной и приглубыми берегами очень удобна для отстоя барж, - записал он 11 июля в дневнике. - Заведя туда баржи, можно защитить их от всякого ветра, так как вход защищен островом Бруснева".

А признаков вскрытия бухты и даже закраин для прохода шлюпки по-прежнему нет. Тогда Матисен решил снова обратиться за помощью к оленеводам. 14 июля на двух нартах, запряженных по три оленя, двух вьючных и четырех верховых тронулись берегом на юг. "Первую остановку мы сделали в устье речки Булункан, - пишет Матисен, - под горой Громовой (теперь гора Столовая. - С. П.). Там стояла юрта моего старого знакомца Ивана Соловьева, которого называют по-тунгусски Холозай".

Продолжая путь, Матисен искренне радовался, что за 17 прошедших лет он не забыл сложного искусства верховой езды на олене. "Следующая остановка была на месте юрт нанятых нами тунгусов Петра Карякина и Михаила (?) на берегу залива, куда впадает главная река Сого, в устье лагуны при впадении речки Севастьян - место называется Кобчик". Здесь стали на ночевку. Спустя 12 лет, 5 августа 1932 г., на этом месте высадятся 15 первых постоянных жителей Тикси во главе с Е. Н. Фрейбергом, которые начнут строительство полярной станции...

На следующее утро на легкой нарте и верховых оленях направились дальше. "Наш вожатый Александр Несторович Величкин, - запишет в тот день Матисен, - неудержимо стремился вперед. Видимо, он волновался и хотел поскорее разрешить всех нас глубоко интересующий угольный вопрос. Тут явилось уже на место самолюбие Величкина, великий движитель человеческих поступков. Перейдя вброд речку Сого, мы оставили нарту и тунгусов варить чай, а сами вчетвером пошли за стариком к видневшимся на правом берегу речки оврагам, сплошь заполненным снегом... Характер низменной тундры, болотистая равнина, по которой течет Сого, отсутствие обвалов, скалистых выходов, сдвигов, карнизов, складок и прочих признаков геологических переворотов отнюдь не давали повода подозревать именно здесь местонахождение каменистых пород, и в особенности каменного угля. Признаться сказать, я довольно безнадежно посмотрел на это указание Величкина и уже предполагал, что все наши труды пропали даром. Никаких признаков каменного угля не было ни на верху обрыва, ни у его подножия в устье потока от тающего снега".

Величкин же упорно утверждал, что это то самое место, где он 17 лет назад выстрелом отбил кусок угля. Но тогда было мало снега и обрыв был доступен осмотру. Матисен для порядка принялся определять место с помощью пеленгов на приметные места бухты Тикси. "Когда я оканчивал наблюдения, - пишет он, - вдруг послышалось "ура" возбужденного голоса Величкина. Показался он сам из соседнего оврага с ископаемым в руке. Мы бросились к нему, и нашему общему ликованию не было предела. Забыв комаров, позднее время (3 часа ночи), тотчас приступили к осмотру местности".

Федор Андреевич очень подробно, с большим воодушевлением описывает найденное месторождение. Это место он назвал оврагом Величкина и установил столб с надписью: "Экспедиция к устью реки Лена 1920 г.". Он пишет: "Эту надпись под возбуждением сделал я сам, самоотверженно резал, осаждаемый комарами. Итак, легенда воплотилась в действительность, уголь есть в Тикси, место определено и застолблено... Так начинались знаменательные сутки 15 июля, день открытия каменного угля в Тикси".

Интересно, как быстро меняет время наши оценки. Созданный по изысканиям Матисена порт Тикси растет и развивается. А Согинское угольное месторождение, которое он считал великим открытием, ныне закрыто как нерентабельное. Прозимовав полтора десятка лет в Тикси перед закрытием этих разработок, вспоминаю теперь согинский уголек чаще с горечью, чем с благодарностью. Много он доставлял трудностей: и доставку его в поселок Тикси, и плохое его качество - большие включения льда и породы. Но мои рассуждения - оценка сытого человека 60-х годов. Если же вспомнить тяжелые, полные лишений военные и первые послевоенные годы, можно смело сказать: согинский уголь спас порт Тикси, а с ним и восточное плечо Северного морского пути. Недаром давали ордена шахтерам Сого - тяжелым и нужным был их труд.

С началом войны, когда многие топливно-энергетические районы не могли обеспечивать стремительно возросшие потребности Северного морского пути, вспомнили о согинском угле. Нижне-Ленская геологическая экспедиция В. Н. Кузнецова определила запасы этого месторождения, превысившие 10 млн. т. 15 июня 1943 г. здесь был организован угольный рудник Тиксиуголь. К концу года его начальник Г. Т. Езеев рапортовал о добыче первых 14 тыс. т топлива. Им отапливались не только служебные и жилые помещения поселка Тикси, но и Быковский рыбзавод. На нем работала электростанция. И хотя уголь был признан малопригодным как флотское топливо, на нем работал портовый флот...

Но вернемся в далекий 20-й год. Для Матисена тот поход к устью Сого едва не закончился трагически. На другой день после открытия угольного месторождения у него произошел сильнейший сердечный приступ - видимо, от перенапряжения. Пульс упал до сорока. Поднялась температура. Трудно представить, как он выбирался обратно в залив Неелова на пароход "Лена". Сам он в дневнике не распространяется на эту тему. Записи стали предельно лаконичными. Видно, он не очень-то верил в свое выздоровление и даже завещал похоронить его на берегу бухты Тикси.

В походе резко изменилось отношение Матисена к комиссару экспедиции, которою он во время плавания по Лене просто старался не замечать и сторонился. Перешеек между заливом Неелова и бухтой Тикси, где было пролито столько пота при перетаскивании шлюпки, Матисен назвал перешейком Колычева. Он тогда записал: "Комиссар Виктор Никитич Колычев, астраханец, знающий условия работы на реке и в море". Когда же после болезни Матисена комиссар вывел группу назад, Федор Андреевич в свойственной ему немногословной манере выразился так: "Очень радостно, что политическая и общежитейская сторона вопроса в экспедиции разрешалась у нас удовлетворительно. Политкомиссар Колычев - человек, с которым можно иметь дело".

Долго и тщетно искал я в архивах сведения об этом человеке. В 1961 г. Л. А. Гольденберг и С. П. Носов в "Трудах Института истории естествознания и техники" (т. 37, вып. 2) опубликовали доклад В. Н. Колычева о Первой Советской арктической экспедиции, сделанный 23 января 1921 г. и хранящийся в Центральном государственном архиве Красной Армии СССР. К сожалению, никаких подробностей о комиссаре и его дальнейшей судьбе они привести не смогли. Даже имя и отчество и место предыдущей работы удалось узнать лишь из дневника Матисена.

Колычев в своем докладе говорил: "Как член Р.К.П. полагаю нужным отметить, что край необходимо Поднять в культурно-просветительном отношении, крайне желательна посылка опытных и преданных партии агитаторов из якутов или лиц, владеющих якутским языком, для политической и культурно-просветительной работы. Их командировка должна поднять престиж Советской власти и рассеять наблюдаемое местами к ней недоверие со стороны малокультурных темных масс, запуганных местными кулаками".

Доклад заканчивался словами: "Богатый Якутский край ждет богатая будущность". Эти слова коммуниста Колычева полностью разделял беспартийный Матисен.

На последнем этапе экспедиции Матисен почти совсем перестал вести дневник. После болезни он сильно ослаб. "Хочется самому грести, экскурсировать, распоряжаться, работать, охотиться и нет сил, - признается он. - Такое физическое состояние в нашей суровой обстановке влияет на мое настроение".

Впереди был целый месяц напряженных работ. Люди спешили, ибо приближались заморозки. Трудностей в этот месяц было предостаточно. Штормом в конце июля затопило много плавсредств. Приходилось их срочно поднимать и ремонтировать. Буквально бедствовали с обувью. В дневнике Матисена появляются такие записи: "Работать идем босиком. Бедный Хмызников приехал в одной бродне и одном сапоге". Или: "В партии Степаненко вопрос сапог очень остр тоже. Достали четыре пары бродней от местного промышленника Сафроненко. Трудно работать без сапог".

5 августа направились на "Лене" в бухту Тикси. Капитан Н. С. Горовацкий и Ф. А. Матисен провели судно сложным Быковским фарватером благополучно. В Сого накололи несколько мешков угля для проб и высадили описную партию Хмызникова. Затем посетили залив Булункан, заночевали у "Зари" и направились к острову Муостах. Возвращение на остров Дашка Матисен описывает очень лаконично: "9 августа, понедельник. После обеда пошли в Быковскую протоку. Два раза садились на мель перед фарватером Средний. Бочки бакена очень помогают".

Ход промерных работ и съемки в заливе Неелова, второй поход в бухту Тикси в середине августа и завершение экспедиции 1920 г. в дневнике Матисена не отражены. Они, как и ход экспедиции 1921 г., подробно изложены в отчете Н. И. Евгенова, изданном восемь лет спустя: "Материалы экспедиций к устьям рек Лены и Оленёка". К нему мы и отсылаем читателя. Здесь же приведем лишь общие статистические данные Первой Советской арктической экспедиции, приведенные в докладе комиссара В. Н. Колычева. Они обобщают данные матисеновского дневника, которые он дает для каждого исполнителя по отдельности. Вот они: "Пройдено: береговой линии - инструментальной съемкой 213 верст, маршрутной - 70 верст. Величина промера шлюпочного и судового - 780 верст, измерено свыше 7000 глубин. Кроме того, пройдено рекогносцировочной съемкой, промером около 120-130 верст по Трофимовской протоке и около 100 верст по Оленёкской. Построено свыше 60 различного рода знаков и столбов, включая сюда триангуляционные знаки для промера, створы и перевальные столбы ограждения".

В. Н. Колычева на посту комиссара экспедиции в 1921 г. сменил слесарь Жигановского затона М. И. Иванов. Начальником же экспедиции был назначен Н. И. Евгенов. Матисен в это время находился в командировке с ответственным поручением в ДВР. По возвращении он должен был ехать в Петроград за новым назначением. Но... О кончине его мы знаем из сообщения иркутской газеты "Власть труда". "23 декабря 1921 г. во 2-м Советском госпитале от сыпного тифа скончался известный полярный исследователь, член Географического общества, сотрудник Рупвода Федор Андреевич Матисен". В помещенном здесь же некрологе говорилось: "В его лице мы потеряли незаурядного, сильного человека, неутомимая практическая деятельность которого была бы так необходима..." Могила Матисена не сохранилась.

Многие участники Первой Советской арктической экспедиции стали известными полярниками. Н. И. Евгенов работал на Новой Земле, руководил семью Карскими транспортными экспедициями и Первой Северо-Восточной экспедицией Наркомвода, много лет возглавлял научную часть созданной в 1933 г. Полярной гидрографии, участвовал в высокоширотных экспедициях. За первую лоцию Карского моря ему была присуждена ученая степень доктора географических наук.

Много сделали для исследования якутских рек П. К. Хмызников и Ю. Д. Чирихин. С легкой руки Хмызникова началось судоходство на Яне, с легкой руки Чирихина - на Индигирке. Хмызников первым в советское время пытался повторить путь "Зари" и обогнуть морем на шхуне Ком-северопути "Белуха" Таймырский полуостров. Затем он участвовал в походе по Северному морскому пути парохода "Челюскин" и астрономически определял местонахождение ледового лагеря Шмидта. Много лет он вместе с Чирихиным работал в полярной гидрографии.

Капитан Н. С. Горовацкий провел на Лене более 60 навигаций. Он был первым директором созданного в 1923 г. Якутского пароходства. Участвовавший в Первой Советской арктической экспедиции в качестве лоцмана якут А. Д. Богатырев тоже вскоре стал капитаном на лучших ленских судах. Он избирался депутатом Верховных Советов РСФСР и Якутской АССР, воспитал целую плеяду известных ныне судоводителей.

Мыс и пролив Евгенова на Северной Земле, проливы Хмызникова и Чирихина в шхерах Минина, пески Горовацкого и отмель Богатырева в дельте Лены - где только не встретишь теперь эти имена! Арктические просторы бороздят гидрографические суда "Федор Матисен" и "Николай Евгенов", грузовой теплоход Северо-Восточного управления морского флота (СВУМФа) "Афанасий Богатырев".

В начале 50-х годов мне довелось работать в бухте Тикси и низовьях Лены, продолжая начатые здесь Матисеном гидрографические исследования. Еще не очень ощутимая толща времени отделяла нас тогда от Первой Советской арктической экспедиции. На картах еще встречались глубины, добытые ею. На острове Дашка мы нашли даже сохранившийся столб этой экспедиции.

Нам приходилось делать все то же, что в свое время делал Матисен со своими помощниками, - промеры, съемки, нивелировки, ограждение фарватеров. Но все делалось уже на совершенно другом уровне - с большой подробностью и с более высокой точностью. Хотя первое время после войны, когда не хватало механического транспорта и плавсредств, пользовались собачьими упряжками, жили в палатках, много ходили пешком. Подробное обследование залива Неелова, проток Исполатова и Джербайдахской, капризного Быковского фарватера и подходов к бухте Тикси с моря заняло много лет упорного труда. Очень сложной была установка плавучего ограждения на Ленском баре, пока не установили береговое ограждение.

Но на берегах залива Булункан, где во времена Матисена бродили олени и на заре гоготали дикие гуси, давно жил и работал современный порт, стремительно рос поселок, перевооружалась и Полярная гидрография. Через несколько лет на подробный ледовый промер внутренней части бухты Тикси и залива Булункан я уже ежедневно отправлялся в легковом автомобиле из благоустроенной двухкомнатной квартиры с ванной, паровым отоплением, где, как и тысячи других тиксинцев, жил с семьей.

Данные Матисеном географические названия - перешеек Колычева, протока Исполатова, лагуна Степаненко - давно стали привычными, как будто существовали здесь вечно. Туда ездили и даже ходили в выходные дни на охоту, хотя не только волка или тарбагана, но даже дикого оленя не встречали. Карта Тикси помнит первопроходцев, но не было и нет на ней имени всю жизнь стремившегося сюда Матисена. Оно увековечено на Шпицбергене, на Таймыре, в названии работающего на Чукотке судна. В Тикси же памятью Матисену и возглавляемой им Первой Советской арктической экспедиции остались широко распахнутые морские ворота Якутии.
fisch1
 
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения