Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

из Госархива РФ

Сообщение Всеволод Куканов » 07 Февраль 2013 02:51

 1.jpg
9 от 24.V-41г.
II. Заявление КУКАНОВА Фёдора Кузьмича о помиловании.
Военным трибуналом 94 стрелковой дивизии 30.XI-1936г. по ст.59-3 п. "г" УК РСФСР приговорён к 6 г. л/свободы с 30.XI-1936г.
ЛТ–13765
КУКАНОВУ Ф.К. срок заключения в ИТЛ сократить до пяти лет.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР - /А.Горкин/
 2.jpg
Заявление КУКАНОВА Фёдора Кузьмича о помиловании.
Рождения 1904 года, служащий, беспартийный, женат. В 1931 г. судим Военным Трибуналом Балтфлота по ст. 113 УК РСФСР к 1 году л/свободы условно. В ВВС РККА служил с 1922 по 1933 год. Награждён орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды. В момент совершения преступления – пилот Енисейской авиагруппы Главного Управления Севморпути.
Военным трибуналом 94 стрелковой дивизии 30.XI-1936г. по ст.59-3 п. "г" УК РСФСР приговорён к 6 г. л/свободы с 30.XI-1936г.
Согласно приговора, Куканов во время рейса грубо нарушил правила лётной службы. Несмотря на благоприятную погоду, вёл самолёт на высоте 200-225 метров. Во время смазывания водопомп надавил туловищем на штурвал, вследствие чего ввёл самолёт в пикирующее положение и упустил момент вывода самолёта из пикирования. С большой скоростью самолёт врезался в реку и затонул. При катастрофе погибли два бортмеханика и девять пассажиров. Двое пассажиров и сам Куканов, после погружения самолёта в воду, выплыли и были спасены колхозниками.
В деле имеется производственный бюллетень управления строительства № 105 НКВД СССР (где Куканов частично отбывал наказание), из которого видно, что он работал помощником начальника по тяге и за образцовую самоотверженную работу по строительству ж.д. магистрали Кандалакша–Куолаярви включён в список кандидатов на правительственные льготы.
Депутаты Верховного Совета СССР т.т. Молоков и Шевелёв характеризуют Куканова как честного и добросовестного работника и ходатайство о помиловании поддерживают.
 3.jpg
 4.jpg
 5.jpg

В Комиссию частных амнистий при Президиуме Верховного Совета СССР.

Заявление
30 Ноября 1936 года, я осуждён Военным Трибуналом 94 стрелковой дивизии в гор. Красноярске, по ст. 59-3 п "г" к шести годам лишения свободы, с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях НКВД, за аварию самолёта с человеческими жертвами.
Авария явилась не результатом моего отношения к лётной работе, а результатом ошибки, вызванной переутомлением (авария произошла на 5-м часу полёта в этот день и на 4-ый день нахождения в рейсе), также как и тяжёлые последствия аварии вызваны не размерами (тяжестью) самой аварии, а отсутствием спасательных средств, т.к. авария произошла на заполярной линии, на реке Енисее, в тайге. Не умаляя своей ответственности даже при этих обстоятельствах, я прошу принять во внимание: что вся моя сознательная жизнь прошла в рядах РККФ и ВВС РККА, куда я поступил добровольно с 18-летнего возраста, т.е. с 1922 года, а затем в ВВС с 1926 по 1933 год; с 1933 по 1936 год я работал в полярной авиации Главсевморпути, где был дважды награждаем Правительством орденами Союза ССР, – за спасение челюскинцев и за работу на севере, каковые Военный Трибунал, при вынесении приговора, нашёл возможным сохранить за мной;
что эта ошибка явится единственной и неповторимой, чему поручительством вся моя предыдущая лётная работа и тяжёлое сознание ответственности за жизнь людей, неизгладимое никаким сроком.
Я отбыл уже три четверти календарного срока, будучи на строительстве вторых путей Карымская–Хабаровск, на строительстве № 206 – Приморской железной дороги, и на строительстве № 105 Кандалакша–Куолаярви; на всех стройках был представляем к Правительственным льготам, и я прошу освободить от остающегося срока наказания и предоставить мне возможность работой в своей родной профессии снова завоевать почётное право быть в среде людей пользующихся заслуженным уважением всего народа.
ФКуканов /Куканов Фёдор Кузьмич/

В настоящее время я работаю на строительстве Северо-Печорской магистрали.

Севжелдорлаг НКВД. 4-ое Отделение. станц. "Иоссер"

25 Февраля 1941 года.

 6.jpg
 7.jpg
Дело № 47–36 г. Копия
ПРИГОВОР № 36

ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК.
1936 года Ноября 30-го дня. Гор. Красноярск, Военный Трибунал 94-й стр. дивизии в составе:
Председательствующего - Военного Юриста 3 ранга ВАГАНОВА,
членов: Старшего Лейтенанта УШАКОВА и Авиатехника СВИРИДЕНКО при секретаре - технике-интенданте 2 ранга ТЮРНЕВЕ, с участием государственного обвинения в лице Помощника Военного Прокурора СибВО - Бригадного Комиссара тов. НИКОЛАЕВА и члена коллектива защитников ПРОЗОРОВСКОГО.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело пилота Енисейской Авиагруппы ГУСМП – КУКАНОВА, Фёдора Кузьмича, 1904 года рождения, женатого, со средним образованием, окончившего в 1928 году военно-морскую школу лётчиков им. СТАЛИНА, беспартийного, служащего, ранее с 1922 по 1933 год служившего в ВВС РККА, награждённого двумя орденами: орденом Красная Звезда и Трудового Знамени, ранее в 1931 году судимого Военным Трибуналом Балтфлота по ст. 113 УК – к одному году лишения свободы условно, уроженца Детского Села, Ленинградской области, обвиняемого по ст. 59-3 пн "г" УК Р.С.Ф.С.Р.
Данными судебного следствия и материалами дела Военный Трибунал установил: 23-го Августа 1936 года в 8 часов московского времени во время рейса Дудинка–Красноярск, на перегоне Подкаменная Тунгуска – Красноярск в 8 километрах ниже села Никулино, Туруханского района, Красноярского края потерпел катастрофу управляемый обвиняемым КУКАНОВЫМ самолёт АНТ-7 с опознавательным знаком Н-28, принадлежащий Енисейской авиагруппе ГУСМП. При катастрофе погибли бортмеханики ЗУБОВ и ЛУКЬЯНОВ и пассажиры: врач ДЕМИНА, секретарь Таймырского окружкома ВЛКСМ ПЕРВУШИН, инженер Полярсектора Игарки ГУМАНОВ, начальник Эвенкийского Окротдела НКВД СОКОЛОВСКИЙ, директор дудинского банка ЧАШИН, Председатель Таймырского окрсовета ОСО – КАНТОР, радист Норильстроя ВЕДЕРНИКОВ и жена начальника Хатейской культбазы ДУРНОВА с ребёнком 2-х лет. Остальные пассажиры – начальник экспедиции Красноярского КрайЗУ МУРАВИН и начальник культбазы ДУРНОВ, а также и обвиняемый КУКАНОВ после погружения самолёта в воду выплыли на поверхность воды и были спасены подоспевшими колхозниками.
Судебным следствием установлено, что основными причинами происшедшей катастрофы названного выше самолёта явились:
1) Что обвиняемый КУКАНОВ, несмотря на благоприятную погоду для полёта, самолёт вёл на высоте только 200–220 метров, что не имел права согласно § 189 наставления по лётной службе на воздушных линиях СССР; 2) Что минут через 45–50 после вылета из Подкаменной Тунгуски, он, КУКАНОВ, во время смазывания водопомп штауферами, своим туловищем надавил на штурвал, отжав его "от себя", вследствие чего ввёл самолёт в пикирующее положение с прогрессирующим углом и увеличением скорости полёта, и 3) Что КУКАНОВ, ведя самолёт на такой небольшой высоте как 200–220 метров, по своей преступной халатности не следил за показаниями приборов, а следовательно и положением самолёта, вследствие чего и упустил момент своевременного вывода самолёта из того критического положения, в котором он находился. Всё это в результате и повлекло за собой то, что названный выше самолёт со скоростью в 220 – 250 километров в час с работающими моторами врезался в реку Енисей.
По заключению аварийной комиссии самолёт и моторы как вышедшие из строя подлежат списанию в расход.

На основании вышеизложенного виновность КУКАНОВА, таким образом, установлена в том, что он 23-го августа 1936 года во время рейса допустил грубое нарушение правил лётной службы относительно высоты полёта, при благоприятных условиях погоды вёл самолёт на высоте 200–225 метров, а затем безответственно-халатно отнёсся к управлению самолётом, что в результате и повлекло за собой катастрофу: гибель самолёта, двух бортмехаников и 9 пассажиров, т.е. КУКАНОВ названными выше действиями совершил преступление, предусмотренное ст. 59-3 пн. "г" УК РСФСР, а потому Военный Трибунал, руководствуясь ст.ст. 45 УК и 319 и 320 УПК,
ПРИГОВОРИЛ :
КУКАНОВА Фёдора Кузьмича подвергнуть лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на ШЕСТЬ (6) лет, без поражения в правах.
Начало отбывания меры наказания исчислить осуждённому КУКАНОВУ с сего числа, т.е. с 30-го Ноября 1936-го года.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Военный Трибунал Сибирского Военного Округа в течение 72-х часов с момента вручения копии приговора осуждённому, через Трибунал, его вынесший.

Председательствующий – Военюрист 3 ранга – ВАГАНОВ.
Члены : Старш. Лейтенант УШАКОВ. СВИРИДЕНКО.

С подлинным ВЕРНО :

Секретарь Воен. Трибунала – Техн.–Инт-нт 2 ранга .... : (ТЮРНЕВ)
 8.jpg
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
Орган Культурно-воспитательного Отдела Управления Строительства № 105 НКВД СССР
9 июня 1940 г. № 40. Выходит 10 раз в месяц. Не подлежит распространению за пределами лагеря

ДОСКА КАНДИДАТОВ НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЛЬГОТЫ
За образцовую самоотверженную работу по строительству железнодорожной магистрали КАНДАЛАКША – КУОЛАЯРВИ, Штабами "О" представлены на доску кандидатов на правительственные льготы:
...
Куканов Фёдор Кузьмич – помощник начальника по тяге 19 колонны
...
 9.jpg
ЛТ–13765
24.3-41 г.

В КОМИССИЮ ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ О ПОМИЛОВАНИИ.

Представляя ходатайство гр-на КУКАНОВА Фёдора Кузьмича о сокращении в порядке помилования срока назначенного ему наказания, просим рассмотреть это ходатайство и по возможности его удовлетворить.

Гр. КУКАНОВА Ф.К. мы знали лично. Он всегда был честным и добросовестным работником и в военной и в полярной авиации. Мы помним его смелым, преданным Родине лётчиком.

Несчастье, которое произошло по его вине, он искупил четырьмя годами заключения.

По месту отбытия наказания он имеет хорошие отзывы. Это говорит о том, что он сохранил стойкость и выдержку честного советского гражданина.

Считаем, что понесённое наказание послужило ему достаточным уроком и имело нужное воспитательное значение для всего лётного состава.

Поддерживаем ходатайство гр. КУКАНОВА о помиловании его и представления ему возможности возвратиться в семью советских лётчиков.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Заявление гр. Куканова, копия приговора № 36, газета "Производственный бюллетень". на 5 листах

Депутат Верховного Совета СССР Герой Советского Союза Генерал-майор Молоков /МОЛОКОВ В.С./

Депутат Верховного Совета СССР Герой Советского Союза Полковник Шевелев /ШЕВЕЛЕВ М.И./

г. Москва.
"17/19" марта 1941 г.
№093-м
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (?.?.1904 - 30.04.1964)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 10 Апрель 2013 13:30

Не только Восточную Сибирь и Чукотку осваивал Ф.К. Куканов, но и Карелию с Кольским.
Для полноты восприятия:


 alakurtti_karta01.jpg
Ф.К. КУКАНОВ пишет: http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... =30#p44627
"Я отбыл уже три четверти календарного срока, будучи на строительстве вторых путей Карымская–Хабаровск, на строительстве № 206 – Приморской железной дороги, и на строительстве № 105 Кандалакша–Куолаярви"

Про «Стройку № 105 ГУЛЖДС» ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ РУЧЬИ-КАРЕЛЬСКИЕ — АЛАКУРТТИ

Красный Север 1940 № 103(5732)

 Красный Север 1940 № 103(5732) Кандалакша-Куолаярви.jpg
КАК СТРОИЛАСЬ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КАНДАЛАКША-КУОЛАЯРВИ

КАНДАЛАКША, 5 мая. (ТАСС). Совсем недавно на 1139-й километр Кировской дороги пришел поезд с первым отрядом строителей новой железной дорога Кандалакша—Куолаярви.
Через некоторое время в тундру направились разведывательные партии, а за ними и строители дороги. Они взрывали аммоналом огромные скалы, дробили киркой и ломом промерзшую землю, метр за метром отвоевывая у тундры трассу для прокладки линии. Ни днем, ни ночью не прекращались работы. При свете костров засыпались болота, укладывались шпалы и рельсы, воздвигались подсобные постройки. Параллельно трассе сооружалось шоссе для подвозки материалов и оборудования.
Ни стужа, ни мрак полярной зимы не остановили строителей. Они вгрызались в горы, выкорчевывали вековые валуны, строили через реки и горные расщелины мосты.
Прошло совсем немного времени и в 34 километрах к югу от города Кандалакша появилась новая железнодорожная ветка, идущая в направлении Куолаярви.
В апреле на участке от места соединения с Кировской дорогой до станции Алакуртти начали ходить рабочие поезда.
Строители быстро двигались к конечному пункту — Куолаярви. 30 апреля дорога была готова.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение Адольф Милованов » 11 Сентябрь 2013 13:35

Всеволод Куканов пишет:Лётная книжка


Насчитал 25 типов самолётов, на которых летал Ф.К. Куканов.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 20 Март 2014 05:48

Москва. Донское кладбище. Колумбарий №18 (закрытый). Зал 21, ряд 1, ниша 57.
 IMG_6989-Cut.jpg
 IMG_6992-Cut.jpg
update : IMG_5448_Cut.jpg

Полярный лётчик
Фёдор Кузьмич Куканов
4/II 1904 - 28/IV 1964.
от жены
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

из архива Ф.К. Куканова

Сообщение SAMURAI » 10 Июнь 2014 12:59

Всеволод Куканов пишет:ещё одно групповое фото.
возможно тоже относится к перелёту, упомянутому выше.
 behind_the_bars.jpg



Ф.К. Куканов - крайний справа.


Здравствуйте, коллеги!
Супер - материал!

На фото слева второй - Лухт на 99%. :tnxman:

Уважаемый Всеволод, Фёдор Кузьмич был выпускником Севастопольской школы, которая мне хорошо известна.
Однако, у меня возник вопрос, есть его курсантское фото 1924 г. А сказано, что закончил он школу в 1928 году. Но в те времена по 4 года не учились.
Интересно, сохранились ли более подробные автобиографии Куканова?

Есть ещё вопросы по строевым частям.
Так Куканов служил на 1929 г. в 51-м разведотряде, а Моросанов, с которым он летал в Севастополь, служил в 66-м отряде в Гребном порту.
Моросанова УПК у меня есть.

Кстати, покопала сегодня на Подвиге народа, вроде, обнаружила Дискина (Анисим Михайлович), он там в экипаже. Кажись, он самый и есть.
http://www.podvignaroda.ru/filter/filte ... df2c88c900

Буду очень признательна, если прояснятся подобные факты из биографии нашего выпускника Севастопольской школы (будущего Ейского училища), которой в следующем году исполняется 100 лет. :good:
Аватара пользователя
SAMURAI
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 28 Апрель 2009 18:59
Откуда: Питер

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 13 Июнь 2014 01:12

Здравствуйте, уважаемая SAMURAI.
Насчёт фото группы курсантов 1924 года - это моя ошибка, по неведению подписал когда-то при размещении фото (сейчас подправлю). Позднее попадалась информация в газетах 1934 года, что Ф. К. Куканов до Севастопольской Школы морских лётчиков учился в некой Военно-Морской школе (?), на обороте осталось только "полтора" автографа и аббревиатура "В-МШ К", уж не знаю, что это было за учебное заведение, вероятно, в Ленинграде. Затем учился в Севастопольской Школе Морских лётчиков и до 1933 года служил в Балтфлоте морским лётчиком.

По поводу упомянутой Вами фотографии "за решёткой" - к сожалению никаких подписей не имеется. Очевидно, что второй справа - М. Н. Моросанов (также он присутствует и на нескольких других фото).
Кстати, в центре (третий слева) - случайно не Мырсов В. И.? (по-моему, похож).
Просто попадалась информация о перелёте 1931 года на двух самолётах Дорнье-Валь по маршруту Ленинград - Ейск - Севастополь, где участвовали в частности Мырсов, Моросанов и Куканов. Возможно, это фото 1931 года..
 DW1931.jpg
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение SAMURAI » 13 Июнь 2014 11:16

Военно-морских школ было разливанное море.
Хотя на 1924 год, пожалуй, не море, а озерко, но всё равно много.
Это же необязательно лётная школа. Могла быть ШМАС, или вообще не авиационная.
Теоретическая, или техническая звучала бы по-другому, с буквой "Т" в аббревиатуре.
Буква "К" мне пока ни о чём не говорит. :scratch:

Но ничего страшного. Куканова занесла себе в "поминальник", покопаю инфу на него. Сильная и интересная фигура, история его затрагивает несколько ключевых нитей Морской Авиации, что-нить нароем на него всенепременно.

В центре фото за решёткой не Мырсов, я не сомневаюсь в этом. Хотя все лица так, или иначе, но кажутся знакомыми.
Моросанов узнаваем. Мы его тоже сразу опознали.

Однако, мы тут посовещались, в 1929 г. Лухт был на ДВ, возглавлял авиационный отряд. Хотя, до или после окончания военных действий на КВЖД, вполне мог съездить в командировку в любое место. Если, конечно, на фото Лухт. Я перекрутила несколько фотографий, с Лухтом идеальное сходство.

А вот информация о перелёте 1931 г. мне не попадалась. Это очень интересно, особенно для Коли Мырсова (внука). Возможно, этот перелёт был перегонкой. Скорее всего. Нет ли такой фотографии, но получше? :oops:
Аватара пользователя
SAMURAI
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 28 Апрель 2009 18:59
Откуда: Питер

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Адольф Милованов » 13 Июнь 2014 16:59

Всеволод Куканов пишет:Здравствуйте, уважаемая SAMURAI.
Насчёт фото группы курсантов 1924 года - это моя ошибка, по неведению подписал когда-то при размещении фото (сейчас подправлю). Позднее попадалась информация в газетах 1934 года, что Ф. К. Куканов до Севастопольской Школы морских лётчиков учился в некой Военно-Морской школе (?), на обороте осталось только "полтора" автографа и аббревиатура "В-МШ К", уж не знаю, что это было за учебное заведение, вероятно, в Ленинграде.

Если почитать страничку в Персоналиях про Лухта, то это Качинская школа.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 14 Июнь 2014 00:28

SAMURAI пишет:Нет ли такой фотографии, но получше?
К сожалению, нет. Иначе разместил бы. Это из журнала "Крылья" 2011 года, выпуск посвящён "лодке" Дорнье Валь (номер не помню). Насчёт Э. М. Лухта - не знаю, на мой взгляд, - сходство есть, но не "идеальное", как мне кажется...
Кстати, возможно на вашем форуме смогут опознать кого-либо из других групповых фото, размещённых здесь.
(К слову, фото выпускников 1928 года я пару лет назад отправлял кому-то из админов форума Ейского училища)

Адольф Милованов пишет:Если почитать страничку в Персоналиях про Лухта, то это Качинская школа.
Не уверен, поскольку это, видимо, была не авиационная школа, а именно военно-морская.
В заявлении о помиловании (выше) :
Ф. К. Куканов пишет:"... вся моя сознательная жизнь прошла в рядах РККФ и ВВС РККА, куда я поступил добровольно с 18-летнего возраста, т.е. с 1922 года, а затем в ВВС с 1926 по 1933 год; с 1933 по 1936 год я работал в полярной авиации Главсевморпути.."
То есть в ВВС РККА он с 1926 года (Севастопольская школа, судя по всему, и далее - морская авиация Балтфлота), а до того - РККФ.

Кстати, Адольф Вячеславович, надписи на плите я всё же подкрасил, как видите..
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Кара » 16 Июнь 2014 22:43

Позвольте вставить свои пять копеек по вопросу прохождения службы Фёдором Кузьмичём. Аббревиатура В-МШ К, на мой взгляд, может означать сокращение Военно-Морская Школа Командная, в отличие от существовавшей тогда Военно-Морской Школы Техников, в которой начинал учёбу И.В.Доронин. После закрытия этой Школы Техников, он был переведён в Военно-Морское Командное Училище, (впоследсвие ВВМУ) им. Фрунзе. Полагаю, что именно ему и принадлежит это сокращение. А попасть в авиацию Фёдор Кузмич мог точно таким же образом, как и Иван Васильевич. В 1924 году было решено улучшить подготовку кадров лётного состава морской авиации и лётные школы стали направлять выпускников и курсантов старших курсов ВМКУ им Фрунзе. Именно таким образом стал лётчиком Иван Васильевич Доронин. И на мой взгляд вполне логичным является предположение и о Фёдоре Кузьмиче Куканове
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1344
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 19 Декабрь 2014 23:07

удалось найти ещё пару фотографий 34-35 гг. в старых альбомах родственников.
 Куканов Федор Кузьмич 4.jpg
 Куканов Федор Кузьмич 1934.jpg
Фёдор Кузьмич Куканов
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Василий Гоголев » 20 Декабрь 2014 09:50

Про работу Куканова в Якутии, у меня есть выписка из документа, который храниться в фонде 841 "Якутское аэрогеодезическое предприятие ГУГК" Национального архива Республики Саха (Якутия).

НА РС(Я). Ф. 841. Оп. 5. Д. 20. Л. 36.

АВАРИЙНЫЙ АКТ.
Составлен 16 апреля 1943 г., с. Неленское.

Наименование происшествия
(катастрофа, авария самолета,
особое происшествие).......................Авария самолета

Организация, которой
принадлежит самолет.......................Якутское аэрогеодезическое предприятие ГУГК

Ф.И.О. пилота и его классность,
какую школу окончил.......................Куканов Федор Кузьмич, II-го класса. Военную школу им. Сталина.

Год рождения и стаж
самостоятельной летной работы..........1904 г. Стаж летной работы с 1928 г.

Должность и фамилия
других членов экипажа.....................б/м II-го класса Добровольский Георгий Маркович

Ответственное лицо, в ведении
которого находится самолет
(должность и фамилия).....................Командир аэрофотосъемочного отряда ЯАГП – т. Илле

Фамилии пассажиров........................Пассажиров не было

Тип самолета, заводской номер,
опознавательный знак......................У-2, зав. № 5591, Ф-129

Место происшествия........................Олекминский район ЯАССР. 4 км южнее с. Неленское, 35 км южнее аэродрома Олекминск

Время происшествия........................10 апреля, 7 ч. 12 мин московского вр.

Цель полета..................................Перегонка из Красноярска в Якутск

Краткое описание происшествия..........Авария произошла вследствие отказа мотора в полете, между Витимом и Олекминском, примерно в 90 км от последнего на высоте 700 м. После отказа самолет теряя высоту и скорость снизился и упал на край небольшой поляны окруженный со всех сторон горелым лесом, в расстоянии примерно 4-5 км от трассы и в 700 м. от р. Лена. При падении самолет цеплялся за верхушки деревьев. Самолет получил повреждение, экипаж не пострадал.

Причины происшествия....................Причиной аварии явилось нарушение подачи горючего вследствие замерзания воды в трубке бензопроводки верхнего бака. В результате чего, после выработки нижнего бака, подача горючего прекратилась и мотор прекратил работу. Вода попала при небрежной заправке, вероятнее всего в аэропорту Витим.
Василий Гоголев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 372
Зарегистрирован: 20 Май 2008 10:28

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 19 Январь 2015 00:18

 Куканов Федор Кузьмич.jpg
обнаружил ещё одно фото.
здесь Фёдор Кузьмич Куканов - уже пожилой.
вероятно фото сделано уже в начале 60-х годов.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Historik » 19 Январь 2015 09:55

Уважаемый Всеволод, добрый день! Вы сделали большое дело, опубликовав снимки перелёта 1929 г. Дело в том, что на большинстве из них присутствует Михаил Николаевич Моросанов, который с 29.01.1951 г. по 24.12.1955 г. являлся начальником УПА (командующим Полярной авиацией - так с марта 1953 г. по январь 1960 г. называлась должность начальника УПА) ГУСМП Министерства морского и речного флота (ММРФ) (Министерства морского флота - ММФ) СССР.
Фотографий его, к большому сожалению, почти не сохранилось. И это находка!
Представляется, что Вы просто обязаны написать для сайта полную биографию Ф.К.Куканова. А пока, можно предложить Вам небольшую её часть:
"Фёдор Кузьмич Куканов родился в 1904 г. в Царском Селе (после 1917 г. – Детское Село, ныне железнодорожная станция г.Пушкин Ленинградской области), получил среднее образование и с 16 лет начал работать. В 1922 г. был призван на службу в РККФ. Обучался в Петроградском (Ленинградском) Военно-морском командном училище (с осени 1922 г. – ВВМУ, с 07.01.1926 г. - им.М.В.Фрунзе). Здесь у юноши зародилась мечта о небе. И в 1926 г. его переводят в Севастопольскую Военную школу морских лётчиков (начальник и комиссар - старший лётчик Букан, помощник начкома по политчасти Гайлис) (с 08.1930 г. - Военная школа морских лётчиков и летнабов ВВС РККА им.И.В.Сталина).
Интересно, что под командованием командира эскадрильи Голубкова его однокашником в то время был Борис Николаевич Агров (1906 г.рожд.), также ставший впоследствии полярным лётчиком (в марте 1928 г. – январе 1930 г. – лётчик 65-го оао ВВС Чёрного моря, в январе 1930 г. – январе 1933 г. - старший лётчик, командир корабля, командир отряда тяжёлых кораблей 4-й авиабригады ВВС Балтийского моря (г.Ленинград), с декабря 1933 г. - в резерве ВВС РККА, с января 1933 г. по 1937 г. - пилот, начальник Лётно-испытательной станции Особого Конструкторского Бюро Всесоюзного Треста (Объединения) Точной Индустрии наркомата тяжёлой промышленности – ОСКОН Бюро «ВОТИ» НКВТ СССР (г.Ленинград), в 1937-1938 гг. - пилот МАОН УПА ГУСМП, в 1938-1939 гг. - командир корабля Игарской авиагруппы, в 1939-1940 гг. - командир корабля Ленской авиагруппы, в мае-ноябре 1940 г. - командир корабля МАГОН, в 1940-1943 гг. - командир корабля, заместитель командира Чукотского авиаотряда (группы), с декабря 1943 г. по март 1946 г. - командир Чукотской авиагруппы, с 1947 г. – и.о. командира отряда МАГОН по лётной части, командир отряда, освоивший 16 типов самолётов и налетавший более 5134 час.).
В 1927 г. Севастопольская Военная школа морских лётчиков перебазировалась из Килен-бухты в бухту Голландия, где с 15 января Ф.К.Куканов в числе 350 учлётов (курсантов) под руководством начальника лётной части Б.Л.Бухгольца и инструктора А.И.Мартынова-Марова осваивал новый курс учебно-лётной подготовки. Летать пришлось на самолётах МУ-1, МР-1, Р-1, летающих лодках С-16, Дорнье «Валь» и др.
20 марта 1928 г. состоялся 5-й выпуск Севастопольской Военной школы морских лётчиков, и молодой командир получил назначение в 51-й разведывательный авиаотряд ВВС Балтийского моря. Там он прослужил пять лет, летая в т.ч. на машинах Р-2, Р-6, ЮГ-1, Ю-20. Дослужился до старшего лётчика. В 1929 г. отличился при перегонке авиагруппы из 4 самолётов (2 - МР-1 и 2 – Ю-20) на Чёрное море по маршруту Ленинград-Новгород (оз.Ильмень)-Витебск-Киев-Николаев-Севастополь, где он выполнял роль командира авиазвена МР-1. Символично, что старшим летнабом у него был Михаил Николаевич Моросанов, который в то время служил младшим лётчиком-наблюдателем в 66-м оао ВВС Балтийского моря (г.Ленинград), а в 1951-1955 гг. уже в звании полковника командовал Полярной авиацией.
Тем не менее, служба молодого командира не проходила гладко. Так, в 1931 г. за «злоупотребление властью» Ф.К.Куканов был осуждён Военным трибуналом Балтфлота к одному году лишения свободы условно.
В феврале 1933 г., после демобилизации судьба привела Фёдора Кузьмича в Полярную авиацию, где он начал службу пилотом-инструктором, командиром отдельного звена УВС ГУСМП при СНК СССР с базированием в период зимовки на мысе Ир-Каппея (Чукотка, с 1934 г. – Отто Шмидта)..."
И ещё, предлагаю везде на фото, относящихся к перелёту 1929 г., поправить и сделать подписи по М.Н.Моросанову (через "а" - на первом фото - ошибка фотографа), он с усиками (опознать можно легко на всех по снимках, их он носил и в пору командования ПА).
Historik
 
Сообщения: 562
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

Сообщение Всеволод Куканов » 19 Январь 2015 23:53

Уважаемый Historik.
Боюсь, Вы так подробно всё изложили, что в этой части и добавить более нечего. Мне лично не известны были такие подробности его службы, как номера отрядов Балтфлота и т.п.

В остальном - Фёдор Кузьмич Куканов был четвёртым сыном в семье довольно состоятельного царскосельского предпринимателя Кузьмы Петровича Куканова, который владел производством обуви и зеркал в Царском Селе, в следствие чего Фёдор Кузьмич обучался в самом престижном среднеобразовательном учреждении Царской России (в то время) - в Царскосельской Николаевской Гимназии (70 рублей в год - стоимость обучения). В итоге блестяще знал французский и латынь (французскую классику читал в оригинале, даже будучи на пенсии после лётной карьеры). В Царском Селе проживали по адресу "Оранжерейная улица, дом Куканова" (после революции - дом №57). Фёдор был женат два раза. Первая жена - Альдона Вячеславовна Карпинская (1915 г.р.) (зарегистрировали брак в январе 1935-го), погибла на фронте под Ригой в октябре 1944-го. Вторая супруга - Анастасия Ивановна Куканова (1922 г.р.) скончалась относительно недавно, в 2005 году. От первой супруги была дочь, которая погибла во время войны в Москве при бомбёжке, будучи в школьном возрасте. Со второй супругой уже детей не было.
Кстати, вспомнил, что в сборнике статей - Ларьков, Романенко: "Враги народа за Полярным Кругом" упоминалось, что Куканов числился, как "ненадёжный", видимо из-за не "рабоче-крестьянского" происхождения...

Старший брат Фёдора Кузьмича - Михаил Кузьмич (мой прадед, 1896 г.р.), скончался в 1942-м, в Ленинграде, во время блокады.
Аватара пользователя
Всеволод Куканов
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 03 Январь 2012 19:30
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения