Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2024 18:50

 Вечерняя Москва, 1926, № 183, 12 августа фр.jpg
Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)
Полярный капитан.

Варианты написания фамилии в разных источниках:

1. Гуттерстрассеръ Рудольфъ-Францъ-Эмилъ (1916. Список личного состава судов флота...)
2. Гуттерстрассер Рудольф Францевич (Волков С.В. База данных «Участники Белого движения в России»)
3. Гутштрассер (Нашей смене / кап. 2 р. Б. Апрелев)
4. Гутерстрассер Р. Ф. (В. П. Кутуков. ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА В ЧЕРНОЕ МОРЕ В 1926 году. «Летопись Севера», в.V, 1971, с.294-297)
5. Гутерстрассер (Правда, 1926, № 270)
6. Гутерштрассер (Вечерняя Москва, 1926, № 183 и 1936, № 75)
7. Гутерштрассер (ЛЕДОКОЛ «КРАСИН» МК 2013, №7, с.10)
8. Гутерштрассер (Пионерская правда, 1935, №95(1565))
9. Гутершстрассер и Гутерштрассер (Правда Севера, 1935, №166)
10. Гутерштрассер Ф. (РГАВМФ, Фонд 417, Опись 5, Ед.Хр. 4753)

 1916. Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского Ведомства. 11 апреля 1916 с891.jpg
1916. Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского Ведомства. 11 апреля 1916. с.891
447. Гуттерстрассеръ Рудольфъ-Францъ-Эмилъ фл. эк. Род. (12 X. 87). Лют., х. Въ служ. (15), Прап. по Мор. ч. за преб. въ зап. (8.IX.15). Ордена: Ст. 3 и бант, (8.III.16).


С.В. Волков. База данных «Участники Белого движения в России»
Гуттерстрассер Рудольф Францевич, р. 1887 в Подольске. Офицер с 1915. Прапорщик по адмиралтейству (мичман военного времени).
В белых войсках Северного фронта. Взят в плен. На особом учете с 1920 в Архангельской ЧК, 1923 — в ПВО, к 1925 в Одесском ГПУ. /60; 707–951; 800/


Смежные темы форума:

Навигация 1926 года
Навигация 1935 года
Навигация 1936 года
1926: Перегон маломерных судов Архангельск - Черное море
"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез
Из воспоминаний о событиях февраля 1920 г. матроса ледореза "Канада" Эрнеста Германовича Румке:
"Прийдя в Архангельск, на Экономию, стали пробивать русло во льду к причалу. В это время видим - идет ледокол "Минин" и ведет на буксире яхту "Ярославна". Пройдя Экономию, "Минин" остановился у Чижовки и поднял сигнал: "Следуйте за мной!" Наш капитан хотел было выполнить приказ, сказав, что иначе ледокол будет стрелять по "Канаде", но команда, поняв, что белогвардейцы покидают Архангельск, заставила его подойти к причалу. часть команды разошлась по домам. на судне осталось только 10 человек вахтенных. и тут "Минин" начал нас обстреливать, а затем и железную дорогу, но ни нам, ни дороге повреждений ему нанести не удалось. с началом обстрела мы начали звонить в город, прося подкрепления. к вечеру к нам прибыли около 50 красногвардейцев с двумя пушками и пулеметом. но пушки были на колесах, и мы не смогли их установить на палубе. тогда пушки погрузили на сани, и отряд лесной дорогой двинулся к Чижовке задержать "Минин" но тот успел выйти в море. А мы решили перейти в Архангельск. отыскали на берегу людей, а третий штурман Гутерштрассер взялся перегнать "Канаду" в Соломбалу, куда мы и пошли... На другой день на палубаке "Канады" поставили две морские пушки, из которых одна была дальнобойная. В тот же вечер по приказу Архангельского ревкома "Канада" отправилась догонять "Минин". "Минин" к тому времени перегрузил к себе уголь с ледокольного парохода "А. Сибиряков", который вместе с "Русановым" и "Таймыром" застрял во льдах. "Канада" подняла сигнал, предлагая ледоколу сдаться. В ответ "Минин" открыл огонь. Так как у нас была дальнобойная пушка, мы могли держаться на таком расстоянии, чтобы снаряды "Минина" до нас не долетали. Тогда "Минин" спрятался за пароходы, зная, что мы по ним стрелять не будем. Чтобы не нанести пароходам повреждений, мы начали тоже ходить вокруг них, не прекращая огня. Неожиданно вышла из строя наша дальнобойная пушка. Пока ее чинили, ледокол воспользовавшись темнотой и бросив "Ярославну", ушел один. Мы подошли к судам, вывели их на чистую воду и пошли в Архангельск..."
В книге Николаева А. Г., Хромцова М. С. Сквозь льды и штормы. - Архангельск, 2004. С. 286-288

"Князь Пожарский"/"Степан Макаров", ледокол
"Микула Селянинович", ледокол
За голубыми горизонтами. Мор. сборник. Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1977. Юрий Колмаков. ЛЕД И ПЛАМЯ
"Рудольф Францевич Гутерштрассер, носивший черную бороду-лопату (как и Отто Юльевич Шмидт), был старым опытным капитаном; всегда подтянутый, он ходил в кителе дореволюционного покроя с двумя рядами часто посаженных и сияющих золотом пуговиц..."
Последний раз редактировалось ББК-10 29 Декабрь 2024 10:38, всего редактировалось 11 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11569
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2024 19:18

 Апрелев - 0000.jpg
Апрелев, Борис Петрович (1888-1951).
Нашей смене / кап. 2 р. Б. Апрелев ; рисунки кап. 2 р. С. А. Четверикова. - Шанхай : Слово, 1934. - 300, [5] с., [9] л. ил., факс. : ил.; 19 см. - (Русская морская зарубежная библиотека; № 29).

 Апрелев - 0001.jpg
Въ полярныхъ льдахъ.

Года за два до Европейской войны линейный корабль "Императоръ Павелъ 1-й" съ остальными кораблями бригады ходилъ въ море на эволюціи. Трудная попалась вахта. Адмиралъ, начальникъ бригады, держа флагъ на "Цесаревичѣ", занялся производствомъ эволюцій. Сигналъ за сигналомъ сыпался съ "Цесаревича".
Помощникъ вахтеннаго начальника, юный мичманъ, стоявшій вахтеннымъ офицеромъ и младшій штурманскій офицеръ, такъ и дергали "эволюціонную" сигнальную книгу, быстро отыскивая то тотъ, то другой сигналъ.
"Бригадѣ быть въ строѣ фронта! Эскадренный ходъ 16 узловъ", гласитъ сигналъ. Только что перестроилисъ и прошли полъ часа этимъ строемъ, опять — "повернуть всѣмъ вдругъ на 8-мь румбовъ вправо!"
Старшій штурманскій офицеръ высокій лейтенантъ съ покраснѣвшимъ, обвѣтреннымъ лицомъ, съ большими синими, удивительно добрыми глазами, стоитъ на верхнемъ мостикѣ у пеленгатора главнаго компаса и командуетъ рулевому. Вахтенный начальникъ рядомъ съ командиромъ на ходовомъ переднемъ мостикѣ смотритъ во всю, чтобы эволюціи выходили гладко, чтобы сигнальщики во время репетировали бы сигналы и т. д.
Во время одного изъ поворотовъ онъ невольно обратилъ вниманіе на замѣчательно отчетливый, спо-

 Апрелев - 0002.jpg
—190—
койный отвѣтъ рулевого: "Есть! Такъ держать!" Лейтенантъ заглянулъ въ рулевую рубку. На маленькомъ электрическомъ штурвалѣ стоялъ молодой рулевой Гутштрассеръ.
Онъ былъ съ гимназическимъ образованіемъ, а потому служилъ "на правахъ". Тонкое, очень симпатичное лицо, свѣтлые чистые глаза, крѣпко сжатые твердые губы. Всѣ очень любили этого молодого матроса. Удивительно спокойно было стоять съ нимъ на вахтѣ.
Правилъ* онъ изумительно. Отвѣтивъ, послѣ какого-нибудь поворота, установленное:"Есть на румбѣ!" "Есть такъ держать!" или "Есть право не ходи!" Онъ дѣйствительно такъ держалъ, такъ одерживалъ корабль, если тотъ бросался на вѣтеръ, что когда бы вахтенный начальникъ не взглянулъ на компасъ, онъ могъ быть увѣреннымъ, что корабль лежитъ точно на курсѣ.
Особенно оживлялся рулевой Гутштрассеръ, когда бригада дѣлала эволюціи или же маневрировала во время стрѣльбъ.
Было видно, что морская служба захватывала его, что ему нравилось все, что касается плаванья и стрѣльбы корабля.
Этотъ удивительный и рѣдкій, по тому времени, въ нашемъ флотѣ матросъ, былъ конечно не только цѣнимъ, но и любимъ всѣми на кораблѣ. Съ нимъ

* Править—направлять курсъ корабля.

 Апрелев - 0003.jpg
—191—
можно было говорить о многомъ. Его умѣніе себя держать, его скромность, а главное воспитанность давали возможность внѣ службы чувствовать въ немъ совершенно культурнаго человѣка, какимъ и долженъ былъ бы быть матросъ на современномъ кораблѣ съ его сложной техникой.
Кончилось плаванье, рулевой Гутштрассеръ уходилъ въ запасъ. Какъ и всѣхъ, его проводили съ "Императора Павла 1-го" хорошо. Онъ получилъ подарки, отъ корабля, отъ штурманскихъ офицеровъ и фотографическую группу отъ каютъ-компаніи.
Скоро пришлось услышать, что море потянуло вновь Гутштрассера и, что онъ пошелъ служить въ коммерческомъ флотѣ. Затѣмъ дошли слухи, что онъ сдалъ экзаменъ на штурманскаго помощника, а послѣ и на штурмана малаго плаванья.
Наступила Европейская война. Далеко позади осталось плаванье на "Императорѣ Павлѣ 1-мъ". Масса хлопотъ и заботъ военнаго времени заняли всѣхъ. Знакомый намъ вахтенный начальникъ оказался въ Бѣломъ морѣ въ нашей сѣверной жемчужинѣ Архангельскѣ. Впервые увидѣвъ это Студеное море древнихъ новгородцевъ, онъ понялъ какое громадное значеніе оно имѣетъ для нашей Родины, какъ много еще надо работать и въ немъ, и въ прилегающемъ къ нашему Мурманскому побережью водномъ раіонѣ Сѣвернаго Ледовитаго океана. А потомъ, когда кончится война.... Туда на востокъ... Сѣверный путь вокругъ Канина Носа, мимо Кильдина, Новой Земли, къ Югорскому Шару, въ Карское море... А дальше устье Енисея, и вывозъ этимъ путемъ несмѣтныхъ богатствъ Сибири.

 Апрелев - 0004.jpg
—192—
Много, очень много обѣщало, въ самомъ ближайшемъ будущемъ, Россіи наше чудное Студеное море, гдѣ живетъ такое рѣдкое для русскаго народа населеніе, какъ наши поморы. Впервые увидѣлъ, не плававшій еще здѣсь, лейтенантъ, какой чудный матеріалъ для морского дѣла представляютъ собою эти поморы. Какъ лихо они управляются со своими карбасами и шняками. Какой у нихъ удивительный морской языкъ.
"Правь на кучерявый", услышалъ онъ какъ то приказаніе рулевому; оказалось это по - поморски "правь на нордъ". Тамъ гдѣ надо было имѣть 10 - 15 человѣкъ матросовъ обычнаго типа, тамъ бывало довольно 2-3 матросовъ-поморовъ.
Любо бывало смотрѣть на ихъ лихость на ихъ смѣтливость, на ихъ глубокое уваженіе къ желѣзной дисциплинѣ въ морѣ.
Эти русскіе люди выковались долгими годами борьбы съ буйнымъ жестокимъ холоднымъ моремъ, которое въ тоже время является ихъ кормильцемъ и источникомъ ихъ благосостоянія.
Перенеситесь мои читатели вмѣстѣ съ этимъ лейтенантомъ въ "оперативное отдѣленіе" штаба Главноначальствующаго г. Архангельска и воднаго раіона Бѣлаго Моря. Только что вернулся съ моря нашъ лейтенантъ и на своемъ столѣ увидѣлъ горы "поступившихъ" бумагъ, надъ которыми сидѣли, оставленные имъ у адмирала, въ роли младшихъ флагъ-офицеровъ, два краснощекихъ молодыхъ гардемарина Морского Корпуса.
"Господинъ лейтенантъ къ Вамъ являлся пра-

 Апрелев - 0005.jpg
-193-
порщикъ по морской части, прибывшій из Петрограда въ "наше" распоряженіе", доложилъ одинъ изъ этихъ юнцовъ, гордый тѣмъ, что онъ исполняетъ такую важную должность, какъ младшій флагъ-офицеръ оперативнаго отдѣленія штаба.
"Давно онъ ушелъ?"спросилъ лейтенантъ. "Съ часъ тому назадъ и хотѣлъ зайти къ 6-ти часамъ вечера".
Ровно въ 6-ть часовъ дежурный ординарецъ бодро доложилъ: "Ваше Высокоблагородіе къ вамъ является прапорщикъ Гут... Гут... Не могу выговорить Ваше Высокоблагородіе", виновато окончилъ онъ.
"Проси". Вошелъ знакомый уже намъ рулевой Гутштрассеръ. Теперь онъ былъ въ элегантной формѣ прапорщика по морской части, съ серебрянными погонами съ чернымъ просвѣтомъ.
"Здравствуйте дорогой мой! Какими судьбами?" Крѣпко обнялись старые соплаватели. "Ну что? Какъ дѣла?" разспрашивалъ лейтенантъ. "Да вотъ, просился на войну. Произвели меня въ прапорщики и прислали къ вамъ. Только... только", застѣнчиво прибавилъ онъ — "могу ли я разсчитывать получить боевое крещеніе. Вѣдь вы меня знаете. Неужели вы меня оставите на берегу?"
Черезъ нѣсколько минутъ прапорщикъ Гутштрассеръ явился адмиралу, который ласково пожалъ ему руку и спросилъ желаетъ ли онъ на дивизію траленія.
"Съ величайшимъ удовольствіемъ Ваше Превос-

 Апрелев - 0006.jpg
—194—
ходительство. Покорно благодарю, Ваше Превосходительство", благодарно сказалъ Гутштрассеръ.
Получивъ нужные документы и горячо простившись съ лейтенантомъ, онъ въ тотъ же день вышелъ въ море "съ оказіей", въ базу дивизіи траленія на Іокангскомъ рейдѣ, близъ Святого Носа.
Приходилось ли вамъ слышать какую службу несутъ тральщики во время войны? Эти маленькіе рыболовныя суда въ минувшую войну стали величайшими героями, спасшими тысячи человѣческихъ жизней и мильоны тоннъ драгоцѣннаго груза. Задачей ихъ являлось тралить мѣста, гдѣ противникъ поставилъ или могъ поставить мины, или же конвоировать и проводить сквозь минныя загражденія отдѣльныя суда или же цѣлые караваны судовъ. Понятно, что для самихъ тральщиковъ никто проходовъ въ минномъ полѣ не тралилъ и если кто-нибудь изъ нихъ взрывался и погибалъ, то это такъ сказать, входило въ кругъ его обязанностей. Немудренно, что въ шутку отряды этихъ тральщиковъ назывались: "клубами самоубійцъ".
Такъ какъ лучшая команда и офицеры нужны были на боевыхъ судахъ, то на тральщики обычно давалась команда похуже (въ Бѣломъ морѣ просто матросы, отбывавшіе наказаніе въ дисциплинарномъ полуэкипажѣ), а офицеровъ назначали туда съ большой неохотой и конечно въ очень маломъ количествѣ.
Вскорѣ въ Архангельскъ пришло очередное донесеніе начальника дивизіи траленія и среди прочаго его ходатайство, немедленно утвержденное адмираломъ, о назначеніи прапорщика Гутштрассера командиромъ тральщика "Сѣверъ".

 Апрелев - 0007.jpg
—195—
Большую работу несла дивизія траленія Бѣлаго моря осенью 1915 года. Слабосильные, маленькіе тральщики въ количествѣ едва достаточномъ, чтобы составить два отряда, должны были непрерывно проводить караваны иностранныхъ судовъ, груженныхъ цѣннѣйшимъ грузомъ, отъ Святого Носа къ Архангельску.
Тральщики въ Бѣломъ морѣ.
Этотъ одинъ переходъ занималъ иногда 5-ть дней особенно, если въ Горлѣ Бѣлаго моря на фарватерѣ оказывались вновь поставленныя непріятельскія минныя банки или же когда въ морѣ было свѣжо.
Честно и доблестно работали русскіе тральщики въ Бѣломъ морѣ, но среди многихъ забытыхъ бойцовъ и героевъ минувшей войны, забыты совершенно и они. Даже малой части, даваемыхъ имъ задачъ они бы не

 Апрелев - 0008.jpg
-196-
смогли выполнить, не будь у нихъ такихъ лихихъ командировъ, какими были многіе наши прапорщики по морской части и такой изумительной команды, какъ мобилизованные поморы и "отчаянныя головы" изъ дисциплинарнаго полуэкипажа.
Подошла тяжелая, ранняя зима. Съ болью въ сердцѣ, видя, что много судовъ съ грузами находятся еще въ пути изъ Америки и Англіи, адмиралъ приказалъ убирать второй отрядъ маленькихъ тральщиковъ. Этотъ отрядъ благополучно вернулся въ Архангельскъ.
Съ радостью убѣдились что "Эмма", "Опытъ", "Святый Николай", "Фискъ Первый" и "Фискъ Второй" живы и цѣлы.
Въ морѣ остался еще у Святого Носа первый отрядъ тральщиковъ болѣе крупнаго тоннажа. Уже Канинъ Носъ и Святой Носъ донесли по радіо-телеграфу, что въ морѣ появились льды. Уже нѣсколько разъ адмиралъ, подъ вліяніемъ докладовъ штаба, рѣшалъ вернуть тральщики, но каждый разъ просьба то того, то другого иностраннаго консула, то одного то другого вѣдомства, заставляла его отложить "еще на одинъ день" возвращеніе перваго отряда. Наконецъ, получивъ ночью метеорологическую сводку угрожающаго характера, адмиралъ приказалъ вызвать, всѣ тральщики и вообще всѣ наши суда съ моря въ Архангельскъ. Черезъ минуту по телефону изъ "оперативнаго отдѣленія" штаба передавалась срочная телефонограмма на Святой Носъ. Сверхъ того радіо "всѣмъ, всѣмъ" передало это распоряженіе по всему пространству Студенаго моря.

 Апрелев - 0009.jpg
—197—
Къ вечеру было получено извѣстіе, что всѣ суда благополучно идутъ въ Архангельскъ. Ночью задулъ въ морѣ свѣжій нордъ-вестъ, называемый здѣсь "морянка". Адмиралъ и его штабъ не спали всю ночь, запрашивая то тотъ, то другой маякъ, о событіяхъ въ грозно ревущемъ морѣ. Отовсюду приходили утѣшительныя вѣсти. Всѣ наши суда выбрались изъ льдовъ, уже закупорившихъ Горло Бѣлаго моря... Не было вѣстей только отъ "Сѣвера".
Около часу ночи Орловскій маякъ вызвалъ по телефону штабъ и сообщилъ, что въ морѣ слышны пушечные выстрѣлы и было видно нѣсколько ракетъ. Повидимому около Орловскаго маяка гибнетъ какое то судно. По донесенію маяка, въ морѣ штормъ и ледъ жметъ къ берегу. Спустить карбасы не было никакой возможности. До утра ждали какихъ-нибудь вѣстей, безсильные оказать помощь гибнущему судну.
Въ 7-мь часовъ утра начальникъ дивизіи траленія сообщилъ, что идетъ съ тральщиками и посыльными судами "Вѣра" и "Соловецкій", но что о "СѢверѣ" извѣстій не имѣетъ. Одновременно съ Орловскаго маяка передали по телефону, что видѣли за торосами, недалеко отъ маяка, клотики мачтъ "СѢвера", на немъ былъ поднятъ сигналъ: "терплю бѣдствіе". Пушечные выстрѣлы и ракеты прекратились.
Въ Архангельскѣ выждали нѣсколько дней со слабой надеждою, что люди съ "Сѣвера" смогутъ добраться до берега... Наконецъ, съ тяжелымъ сердцемъ
донесли, что "при свертываніи на зимнее время дивизіи траленія Бѣлаго моря, появившимся въ Горлѣ Бѣ-

 Апрелев - 0010.jpg
—198—
лаго моря тяжелымъ льдомъ, раздавленъ и погибъ со всѣмъ экипажемъ тральщикъ "Сѣверъ" — командиръ прапорщикъ Гутштрассеръ".
Одновременно было передано на Святой Носъ англійскому пароходу "Бэтси", что болѣе тральщиковъ не будетъ, ибо Горло Бѣлаго моря забито льдомъ. Въ виду появленія въ норвежскихъ фіордахъ близъ Нарвика германскихъ подводныхъ лодокъ, ей совѣтывалось возвращаться въ Англію, избравъ курсъ болѣе къ сѣверу и идти подальше отъ Нордъ Капа.
Прошло два мѣсяца. Архангельскъ и Бѣлое море были отрѣзаны отъ океана тяжелымъ панцыремъ полярныхъ льдовъ.
Въ одно прекрасное утро пришла телеграмма изъ Кольскаго залива на Мурманѣ, отъ командира англійскаго линейнаго корабля "Albemarele", на имя адмирала — "По приказанію Британскаго Адмиралтейства прибылъ въ Ваше распоряженіе для охраны Кольскаго залива куда направляются всѣ грузы изъ Англіи. На борту у меня взятые въ Ньюкастлѣ командиръ тральщика "Сѣверъ" и 30 русскихъ матросовъ".
Это чудо казалось неправдоподобнымъ. Безконечная радость охватила адмирала и чиновъ его штаба. Срочно была отправлена Гутштрассеру телеграмма съ поздравленіемъ его и команды со спасеніемъ и запросъ о деталяхъ этого событія.
Со свойственной истинной доблести скромностью, этотъ герой и дѣйствительная краса и гордость Россійскаго Императорскаго флота, отвѣтилъ слѣдующимъ донесеніемъ, которое привожу по памяти:

 Апрелев - 0011.jpg
—199—
"Доношу Вашему Превосходительству. Ввѣренный мнѣ тральщикъ, находясь на траверзѣ маяка Орловскаго, былъ затертъ въ такомъ то часу, такого то числа, тяжелыми льдами. Кругомъ подымались торосы, доходившіе почти до срѣза трубы. Сознавая, что тральщикъ будетъ раздавленъ, я приказалъ выносить на ледъ все, что можетъ быть намъ нужнымъ какъ то: винтовки, патроны, орудіе, снаряды, провизію, анкерки, топливо, теплую одежду, брезентъ, рангоутъ, шлюпки и т.п. Одновременно давалъ непрерывно сигналы о бѣдствіи и поднялъ на гротъ брамъ стеньгѣ флажный сигналъ о томъ же. Къ полудню слѣдующаго дня, двумя огромными торосами, тральщикъ былъ раздавленъ и пошелъ ко дну. Черезъ нѣкоторое время перемѣнившійся вѣтеръ началъ выгонять ледъ изъ Горла и мы оказались на льдинѣ, которая вышла въ открытый океанъ, гонимая теченіемъ въ нордъ-вестовомъ направленіи. Чувствуя, что я не въ силахъ измѣнить направленіе движенія льдины, я установилъ на ея вершинѣ мачту, поднялъ на ней съ должной церемоніей Андреевскій флагъ, и устроилъ людей какъ можно лучше, сдѣлавъ имъ помѣщеніе изъ брезентовъ веселъ и шлюпокъ. Скоро къ ужасу моему убѣдился, что размѣры льдины уменьшаются. По имѣвшемуся компасу опредѣлилъ, что ее по прежнему несетъ къ нордъ-весту.
Ободряя насколько возможно ввѣренную мнѣ команду, я лично началъ терять надежду. Неожиданно, на горизонтѣ, мы увидѣли дымъ парохода, идущаго въ западномъ направленіи. Пробовали ему семафорить. Стрѣлять изъ орудія изъ-за малаго

 Апрелев - 0012.jpg
—200—
размѣра льдины уже было нельзя. Но пароходъ насъ видимо не замѣчалъ. Послѣдняя надежда на спасеніе уходила... Вдругъ онъ рѣзко повернулъ въ нашу сторону и подойдя къ намъ, снялъ насъ всѣхъ со льдины.
Этотъ пароходъ был "Бэтси", который доставилъ насъ всѣхъ въ Ньюкастль".
Къ этому безхитростному разсказу я долженъ добавить, что пароходъ "Бэтси", нашедшій безстрашныхъ мореплавателей, самъ долго не могъ повѣрить, что на одинокой плавающей льдинѣ, среди океана, могутъ быть люди. Вниманіе его привлекло то, что на льдинѣ онъ замѣтилъ мачту, а на ней русскій военный флагъ, это заставило капитана повернуть въ ея сторону. Подойдя ближе, онъ увидѣлъ у подножья мачты выстроенный для встрѣчи экипажъ этого самаго маленькаго и небывалой конструкціи корабля Россійскаго Императорскаго флота.
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Декабрь 2024 19:53, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11569
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2024 19:34

Правда, 1926 , № 270

 Правда, 1926 , № 270 ПРИБЫТИЕ В ОДЕССУ.jpg
ЗАВТРА В ОДЕССУ ПРИБЫВАЕТ БЕЛОМОРСКИЙ КАРАВАН СУДОВ

НАЧАЛЬНИК ЭКСПЕДИЦИИ КАПИТАН Р. Ф. ГУТЕРШТРАССЕР ОБ ЭТАПАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА.

ОДЕССА. 20 ноября. (Наш. корр.). Обогнув весь европейский материк, прибывает в понедельник, после свыше пятимесячного тяжелого перехода, караван судов, переброшенный сюда для нужд черноморских портов. Прибудут тринадцать судов: ледоколы — "Соломбала",
"Снег" и "Надежда", землесос — "И. Каляев", землечерпалка — "Халтурин", буксирные пароходы — "Шойна", "Кемь", "Вежилов", буксирные пароходы ледокольного типа — "Рекорд" и "Кашалот", тральщик — "Корюшка", паровая шаланда — "Цигломинка" и стотонный пловучий кран. Все ледоколы войдут в одесскую ледокольную базу, землечерпалки будут перебрасываться в порты для дноуглубительных работ, а распределение остальных судов будет проведено специальной прибывшей из Москвы комиссией Цумора.
Исторический отныне переход 13 речных судов через два океана и несколько морей приковывал к себе внимание морских кругов всего Союза, вызывал немало тревог и восторгов. Благополучное прибытие каравана предоставляет собой рекорд... Немало внимания уделяла этому переходу и иностранная пресса. Когда флотилия прибыла, например, во французский порт- Шербург, пресса захлебывалась от восторга, при чем лейтмотивом всех заметок было одно:
"Только такие отчаянные люди. как большевики, могли решиться на такой безумно смелый шаг, как переход на маленьких судёнышках из Белого в Черное море...".
Руководил этим переходом "отчаянный" моряк—капитан дальнего плавания Р. Ф. Гутерштрассер. Подобный рейс он уже однажды совершил, но при более благоприятных условиях, —тогда он взял на себя переброску из Белого моря сначала в Ленинград, а затем в Одессу мощного ледокола "Макаров". Но "Макаров" не ввел у себя в хвосте ряда утлых суденышек, он, имея большие трюмы, мог совершить рейс с заходом только к 2—3 порта для пополнения угольных запасов. Теперь пришлось действовать иначе: не только суда с действовавшими машинами, но и остальные, которые тащились иа буксире с потушенными котлами, загружались углем и пресной водой. А затем, по мере надобности. уголь и вода с судов, шедших на буксире, передавались на другие суда. Впервые в практике торгового мореплавания Гутерштрассер применил переброску угля с одного судна на другое на ходу судов. Это давало экономию времени и расходов на портовые сборы. Тем не менее каравану приходилось часто заходить в порты для пополнения запасов угля, как и для ремонта судов. Нужно отметить, что разразившаяся забастовка английски! углекопов, совершенно обескровив угольные базы, расположенные на побережье европейского и африканского материков, вызвала резкую ломку маршрута каравана: приходилось искать уголь не там. где сначала предполагалось, а там, где уголь был...
Флотилия вышла из Архангельска в первых числах июня. Первая остановка была произведена в бухте около острова Кильдина в Ледовитом океане, а затем переход через Атлантический океан. В норвежском порту Хенигсвег, откуда начинается бесконечный лабиринт опасных шхер, на караван был взят норвежский лоцман, который сопровождал его до порта Берген, где было произведено пополнение запасов угля, а затем —до порта Копервик.
Перейдя из океана в Северное море, караван направился в Роттердам, где предстояло почистить котлы, процвести легкий ремонт и запастись углем. Увы, с углем вышло не так просто: много десятков судов, прибывших сюда за углем, вынуждены были ждать очереди...
— Пришлось и нам ждать, — сообщает тов. Гутерштрассер. — А ждать пришлось "в затылке" 20 суток... При выходе каравана из порта вследствие невероятного скопления судов произошел небольшой казус: винт ледокола "Надежда" напоролся на буксир "Рекорд", и в результате каравану пришлось направиться в Шербург, оставив "Надежду" и "Рекорд" в Роттердаме на пару дней для легкого ремонта. Через два дня после прибытия каравана в Шербург они также пришли туда.
— В Шербурге, — сообщает далее тов. Гутерстрассер, — наше прибытие произвело среди французов фурор. Печать подчеркивала героизм "этих отчаянных большевиков", а администрация сначала решила никого, кроме меня, на берег не спускать. Я отказался от этого права, и поневоле портовым властям пришлось для соблюдения формальностей ехать к нам на суда. Вскоре, впрочем, французы переложили гнев на милость и разрешили командам ездить на берег и промежутке между 9 ч. утра и 4 ч. дни. В Шербурге пришлось затратить три недели на ремонт и формальности.
19 сентября караван вышел к северным берегам Испании. В Английском канале радостная встреча с "Товарищем", шедшим и Аргентину, взаимные приветствия и пожелания по радио... Впереди всегда опасный для мореплавателей Бискайский залив... Свежий попутный ветер облегчает положение, и мы, выдерживая крупную зыбь, идем к испанскому порту Ферроль. Здесь мы останавливаемся в бухте, в шести милях от пристани. Завидя 13 судов под советским флагом, испанцы не на шутку испугались. Небывалое явление — 13 советски: судов в
испанском порту... Военные посты затрубили тревогу, а военные суда направили на нас прожекторы. До пушек еще не доходило.
А когда перепуганные на - смерть испанцы увидели наших лилипутов — "Кемь", "Шойну" и др., — они успокоились. Одно из наших судов было направлено в порт за провизией и водой. Под неусыпным наблюдением полиции судно получило провизию, при чем поставщиком провизии оказался сын английского консула...
— Из Ферреля, — сообщает далее тов. Гутерштрассер, — мы через Гибралтар направились в Средиземное море.—к алжирским берегам. Порт Оран. Здесь мы вспомнили французов. На берегу появились десятки полицейских пикетов... В город разрешают сойти только мне. Я в адееь демонстративно отказываюсь, и французские таможенные чиновники, полицейские и друг, агенты едут ко мне для выполнения формальностей... В Оране мы приняли большой запас угля в надежде, что его хватит до Константинополя. Переход в Оран сопровождался продолжительным восточным штормом. Наши "Кемь", "Шойна" и др., ныряя, то появляясь, то исчезая, вызывали тревогу. Но запрошенные капитаны ответили, что все идет как нельзя лучше. Тревожный, полный опасности переход до Орана прошел благополучно.
Из Орана к берегам Туниса, а затем Сицилии — порт Катания. На этот переход ушло семь суток. Два дня нас сопровождал жестокий шторм, но и здесь кончилось все благополучно. А затем штиль и перегрузка угля на ходу...
В дальнейшем караван прошел Коринфский залив, Эгейское море, Дарданеллы, Мраморное море, Босфор и Черное море.
— Как вели себя команды (около 300 человек)?
— Выше всякой похвалы. Все сознавали всю ответственность взятой на себя задачи и работали не за страх, а за совесть. Всю тяжесть этого героического перехода разделял также сопровождавший караван уполнаркомпути т. Н. К. Маршан.
А. АР.

Начальник экспедиции капитан дальнего плавания Р. Ф. ГУТЕРШТРАССЕР.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11569
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2024 19:44

Н.А. Кузнецов при участии П. А. Филина, М. А. Емелиной и А. Н. Золотарёва
Ледокол «КРАСИН». Славная судьба «Святогора».
МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ, №7 (166), 2013 г.

 ЛЕДОКОЛ «КРАСИН» МК 2013 №7 с.10.jpg
Ещё один очевидец - военный моряк Лемешко - отметил, что «Святогор» «...затоплен... был очень плохо: носовая часть была погружена, а кормовая почти наружу». Третьим кораблём, затопленным в попытке перекрыть фарватер, стал минный заградитель «Уссури». В некоторых мемуарах и научно-популярных работах упоминается о том, что «Святогор» намеревались взорвать, но «козни врагов» помешали это сделать. Документально данная версия не подтверждается.
Команда же «Микулы Селяниновича» топить своё судно отказалась, заявив, что оно является «главной защитой города Архангельска». В итоге ледокол сел на мель во время маневрирования. «Было часа три дня, когда, делая обход «Святогора», мы сели на мель и задним ходом сойти не могли. Пришедший к нам на помощь тральщик тоже не мог стащить нас, так что мы вынуждены были оставить судно. После совещания мы приступили к снятию замков с орудий и, забрав некоторые главные предметы и пулемёты, мы погрузились на тральщик. При погрузке на тральщик плакали почти все офицеры и часть некоторых товарищей. Командир судна Гутерштрассер хотел броситься за борт; когда я удержал его, он заявил, что ему жалко оставить судно, к которому он привык. При погрузке на тральщика аэропланы подходили к нам, но обстрел из пулемёта заставлял их держаться на далёком расстоянии», - писал Лемешко.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11569
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2024 19:49

РГАВМФ Фонд 417, Опись 5, Ед.Хр.4753
 Фонд 417, Опись 5, Ед.Хр.3895f.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11569
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

Сообщение ББК-10 » 28 Декабрь 2024 19:57

Вечерняя Москва, 1926, № 183, 12 августа

 Вечерняя Москва, 1926, № 183, 12 августа.jpg
Из Белого в Черное море

Руководители экспедиции, направляющейся из Архангельска в Одессу.
Вверху: капитан дальнего плавания тов. Гутерштрассер и уполномоченный НКПС тов. Маршан.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11569
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

Сообщение ББК-10 » 29 Декабрь 2024 09:50

Пионерская правда, 1935, №095 (1565), суббота 20 июля

 Пионерская правда - 1935-095(1565).jpg
Начальник Ленинградского территориального управления Главсевморпути товарищ БЕЛОУСОВ (в центре) прощается с капитаном «Литке» товарищем ГУТЕРШТРАССЕР (слева).
Справа—помощник начальника политуправления Главсевморпути товарищ БАСС.

ВЕСТИ С "ЛИТКЕ"
П0 ШИРОКОМУ ПРОСТОРУ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЛИТКЕ», 17 июля. (По радио от нашего специального корреспондента). Второй день идем Балтийским морем. Позади—более 250 миль.
На широком просторе Балтийского моря то-и-дело встречаются десятки советских торговых судов под красными вымпелами. Из заграничных рейсов возвращаются в Ленинградский порт лесовозы, рефрижераторы *), товаро-пассажирские пароходы. Они салютуют «Литке», шлют ему пожелания счастливого пути.
ЕВГЕНИИ НАРВСКИЙ.

*) Пароходы-холодильники, перевозящие скоропортящиеся грузы.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11569
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

Сообщение ББК-10 » 29 Декабрь 2024 10:05

Правда Севера, 1935, №166, 22 июля

 Правда Севера, 1935, №166, 22 июля ЛИТКЕ ГУТЕРШТРАССЕР-1.jpg
ЛЕДОРЕЗ "ЛИТКЕ" ИДЕТ В АРКТИКУ

ЛЕДОРЕЗ "ЛИТКЕ"
СУДНО ВЕДЕТ КАПИТАН ГУТЕРШСТРАССЕР

Ледорез "Литке", вышел в Арктику.
Как известно, он идет в Карское море, затем — в море Лаптевых, в наиболее трудный участок Северного морского пути для проводки судов.
Балтийский завод в Ленинграде, где производилась реконструкция "Литке", выпустил ледорез совершенно обновленным. По сообщению "Ленинградской Правды", ледорез переделан от форштевня до кают.
"Балтийцы, реконструировавшие краснознаменный "Литке", разобрали его по "косточкам", — пишет газета. — Они увидели воочию, каким героизмом, какой большевистской отвагой нужно было обладать руководству и команде экспедиции, чтобы совершить легендарный переход через толщи льда на корабле, который не мог выдержать давление более трех тонн на квадратный метр. И все-таки переход был совершен".
 Правда Севера, 1935, №166, 22 июля ЛИТКЕ ГУТЕРШТРАССЕР-2.jpg
Реконструкция "Литке" закончена. Это фактически новый корабль. Нет больше слабосильного ледореза. Есть краснознаменный ледокол "Литке", который в наиболее ответственных местах может выдержать давление льда до 40 тонн на квадратный метр, оснащенный лучшим, что может дать современное судостроение.
"Покидая стенку Балтийского завода, — пишет капитан "Литке" Гутерштрассер, — приношу глубокую благодарность всем участникам ремонта ледокола, директору Стрельцову, парткому и завкому. Вы прекрасно провели ремонт ледореза. Нашим ответом вам, дорогие товарищи балтийцы пусть явится наше обязательство ударно выполнить задание по окончательному освоению Северного морского пути.
Капитан "Литке" тов. Гутерштрассер известен северянам по беспримерному рейсу целой флотилии, главным образом небольших судов из Архангельска в Черное море. Суда эти, в том числе огромный несамоходный кран, землечерпательный снаряд, несколько буксиров и грузовых пароходов, благополучно доставлены через два океана и несколько морей к месту назначения. Этим незабываемым в мире рейсом пятнадцати судов, совершенным десять лет тому назад, руководил тов. Гутерштрассер.

Ледорез "Литке" 24 июля ожидается в Мурманске.
На снимке "Литке" в Ленинградском порту перед выходом в полярные воды.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11569
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

Сообщение ББК-10 » 29 Декабрь 2024 10:13

Вечерняя Москва, 1936, № 75 (3705), 1 апреля

 Рейс ледокола Литке Мурманск -Шпицберген   Вечерняя Москва,1936, № 75 (3705), 1 апреля.jpg
РЕЙС ЛЕДОКОЛА „ЛИТКЕ” МУРМАНСК—ШПИЦБЕРГЕН

Беседа с начальником рейса, зам. нач. Главсевморпути тов. Н. М. ЯНСОНОМ

Вчера вечером из Москвы в Мурманск выехали участники рейса на ледоколе «Литке», который, как известно, из Мурманска пойдет на Шпицберген.
Перед отъездом участников рейса наш сотрудник беседовал с заместителем начальника Главсевморпути т. Н. М. Янсоном, возглавляющим рейс.
— На советских копях Шпицбергена скопилось значительное количество выданного «на-гора» каменного угля, который необходимо оттуда вывезти. Из-за ограниченных размеров площадка для механизированной подачи угля уже почти заполнена и ее срочно, надо разгрузить.
В этом году советские угольные копи на Шпицбергене работали весьма продуктивно: план первого квартала выполнен к 22 марта на 111 проц. Эту продуктивность нужно поставить в прямую связь с развитием стахановского движения на советских копях Шпицбергена.
«Литке» идет да Шпицберген, чтобы проложить канал среди льдов, окружающих Шпицберген, для угольщиков, которым предстоит вывезти со Шпицбергена 20—25 тысяч тонн угля.
Наркомвод для этой операции дает 6 судов. Суда, очевидно, сделают два рейса.
Мы начинаем рейсы на Шпицберген в нынешнем году на 20—25 дней раньше, нежели открывали навигацию в прежние годы. Наш рейс должен показать, возможны ли столь ранние рейсы за шпицбергенским углем. Я считаю, что они возможны и, больше того, по моему мнению, навигация между Мурманском и Шпицбергеном должна происходить круглый год. Известно, что благодаря Гольфштрему Баренцево море даже зимой бывает в значительной мере свободным от льда, и только сравнительно небольшая ледяная полоса окружает Шпицберген, разбить которую большого труда не представляет. Это блестяще доказал «Таймыр», совершивший в декабре 1935 года полярной ночью рейс из Мурманска на Шпицберген.

АРХАНГЕЛЬСК, 1. Сегодня, в 2 часа ночи, ледокол «Литке» дал свистки и, ломая полуметровый лед Северной Двины, начал прокладывать себе путь к угольному складу, где ему надо взять 1100 тонн угля.
В беседе капитан «Литке» тов. Гутерштрассер сообщил:
— По моей просьбе в районе о. Шпицбергена, где мы должны открыть сверхраннюю навигацию, произведено тщательное обследование ледовой обстановки. Оно показало, что там условия плавания вполне благоприятны: в Айсфиорде и заливе Грин Харбор толщина льда не превышает 50 см. Многолетних льдов и айсбергов в районе советских рудников нет.
По пути на Шпицберген «Литке» зайдет в Мурманск, откуда поведет караван коммерческих судов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11569
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Гуттерстрассер Рудольф Францевич (1887-????)

Сообщение ББК-10 » 29 Декабрь 2024 15:06

Какие события произошли с капитаном Гутерстрассером в период с 1 по 11 апреля 1936 года мне выяснить не удалось.
Но в сверхранний рейс на Шпицберген "Литке", судя по публикациям "Полярной правды", ушел под командованием капитана Хлебникова Ю. К.
Возможно "белогвардейское" прошлое Гутерстрассера и предстоящее участие ледореза "Литке" в первой проводке военно-морских судов на Дальний Восток
явилось причиной смены командования "Литке" или другие форс-мажорные обстоятельства, а может борода "а-ля Шмидт" Отто Юльевичу не понравилась
8)


Полярная правда, 14 апреля 1936 г., № 86(2851)
 Полярная правда, 14 апреля 1936 г. № 86(2851).jpg
"ЛИТКЕ" УШЕЛ НА ШПИЦБЕРГЕН

Вечером, 11 апреля ледокол «Литке» покинул Мурманский порт, взяв курс на остров Шпицберген. В случае благоприятного состояния льдов, вслед за «Литке» (по его вызову) выйдут семь советских пароходов. Они возвратятся с полним грузом угля, добытого на советских рудниках Шпицбергена.


Полярная правда, 8 мая 1936 г., № 104(2869)

 Полярная правда 8 мая 1936 г. № 104(2869)-1.jpg
КРАСНОЗНАМЕННЫЙ "ЛИТКЕ" В МУРМАНСКЕ

Вчера вечером в порт пришел краснознаменный «Федор Литке», совершивший под водительством капитана-орденоносца Ю. К. Хлебникова небывало ранний рейс на Шпицберген. В беседе с нашим корреспондентом капитан Хлебников поделился подробностями этого замечательного рейса.
— При переходе на Шпицберген, — заявил т. Хлебников, — мы попали в сильный шторм, доходивший до 9 баллов. К Шпицбергену подошли в сплошном тумане. Лед встречали на всем пути, правда, довольно легкий. Лед был и в бухте Баренцбурга, но одолели мы его быстро. Проводка угольного каравана в составе восьми судов прошла благополучно.
На обратном рейсе при выходе из Айс-фиорда мы встретили сильную волну. Судно, зарываясь, брало воду на себя. Волны перекатывались через мостик и даже сломали пиллерс толщиною в 2 1/2 дюйма. Льда мы уже не встретили. Шли наикратчайшим путем.
— Я считаю. — сказал капитан Хлебников, — что навигацию Мурманск — Шпицберген можно поддерживать в течение целого года.
На борту ледокола «Литке» возвратились первый заместитель нач. Главсевморпути т. Н. М. Янсон и начальник «Арктикугля» М. Э. Плисецкий.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11569
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения