Летчик ЧеревичныйКакой-то шутник повесил однажды еа самолете «Н-275» лист бумаги с надписью:
«Летающая мастерская по выводке «белых пятен» в Арктике. Исполнение срочное и аккуратное. Немедленный вылет на места. Расстоянием и погодой не стесняются.
Директор мастерской И. И. Черевичный».
Шутка имела успех. Полярные летчики нашли, что она дает довольно точное представление о Черевичном.
... Из Москвы к устью реки Лены обычно летали через Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Якутск. Путь этот занимает 8—10 дней. Отправляясь в одну из своих навигаций, Черевичный решил сэкономить время и лететь напрямик. Он повел самолет через Архангельск, Усть-Кару, Хатангу. Полет по этой трассе занял всего 3 дня. Обратный путь он проделал за 2 дня.
Составленный Черевичным план преднавигационной разведки на 1939 год вызвал среди летчиков много толков. Черевичный собирался начать разведку значительно раньше, чем в предыдущие годы. К началу навигации он наметил совершить шесть больших разведывательных полетов. Маршруты их во всех направлениях охватывали море Лаптевых и часть Восточно-Сибирского моря. Кроме того, в план был включен полет в район островов Де-Лонга, где никогда еще не бывал самолет.
— План, бесспорно, хорош, — отозвался один старый, опытный пилот, — по есть у него недостаток: он не будет выполнен.
— Почему?
— По многим причинам. Во-первых, маршруты слишком велики: ни самолет, ни люди не выдержат такой нагрузки. Во - вторых, - так далеко на северо-восток самолеты еще не летали и не скоро будут летать. В-третьих...
Об этом разговоре Черевичный вспомнил в Булуне, когда весь план преднавигационной разведки был выполнен.
Сверх плана самолет произвел разведку в проливе Вилькицкого и вывел из льдов караваи. Пришлось, правда, крепко поработать. Члены экипажа шутили, что они вообще начинают понемногу отвыкать от земли.
Черевичный ревниво наблюдает за тем, чтобы горючее было налито в баки «по пробку», и всячески старается удлинять свои маршруты. Если в плане намечено обследовать западный сектор моря Лаптевых, то Черевичный летает уже за мыс Молотова, вокруг Северной Земли. Если надо осветить ледовую обстановку в западной части Восточно-Сибирского моря, он протягивает свой маршрут до острова Беннета и дальше.
— Зачем? — нередко раздаются осуждающие голоса. — Ведь там никогда не плавают суда.
— Затем, — отвечает Черевичный, — что нужно знать тыл «противника». А тыл льдов находится в высоких широтах, гораздо севернее, чем плавают корабли и летают самолеты.
Все дальше и дальше на север забирается Черевичный. Его самолет появился над островом Генриетты, — первый самолет над этим островом. Зимовщикам были сброшены газеты, журналы.
Через несколько дней Черевичный совершал очередную разведку у северных берегов Ново-Сибирских островов. Погода выдалась исключительно хорошая, на небе ни облачка. Во второй раз за декаду самолет пролетел над островом Генриетты. Далее простиралось «белое пятно», район Полюса недоступности. Жаль было Черевичному упускать такой случай, и самолет шел вперед. Бинокль переходил из рук в руки. То одни, то другой из экипажа восклицал: «Что-то чернеет! », «Вижу облачко! », «Кажется, земля! »
От «облачка» к «облачку» все дальше забирался Черевичный на северо-восток. Повернуть назад он согласился только тогда, когда самолет достиг 79° северной широты и 166° восточной долготы.
Ровно через сутки после вылета самолет возвратился на базу. Он покрыл свыше 4. 000 километров, облетев места, где не только самолеты, но и корабли никогда не бывали.
Земли в районе Полюса недоступности не оказалось. Только льды да льды. По полет но был бесплодным. Выяснилось, что в преддверии Полюса недоступности характер, скорость и направление дрейфа льдов иные, чем думали раньше. Некоторые данные позволяли считать, что севернее 79-го градуса простирается чистая вода. Летчики установили также, что суда свободно могут пройти вокруг Ново-Сибирских островов. Балльность льда была там ниже, чем на «нормальной» трассе.
★
В Кремле состоялось вручение орденов и медалей награжденным работникам Главсевморпути. М. П. Калинин вручил орден Трудового Красного Знамени Черевичному и тепло поздравил его с наградой.
— Обещаю, — взволнованно сказал Черевичный, — что очень скоро в советских границах Арктики не останется ни одного «белого пятна», ни одного местечка, где не побывали бы полярные летчики.
— ... Всем, всем, всем, — выстукивали аппараты радиостанций от Таймыра до Берингова пролива. — Черевичный ушел на северо-восток. Следите, держите связь...
Вылетел Черевичный, как всегда, без особых приготовлений. Обычный, будничный разведывательный полет.
Связь с самолетом держали сначала Тикси, потом остров Котельный. С борта самолета каждые полчаса поступали сообщения.
— Далеко забрались, — с уважением отозвался радист Котельного, узнав, что самолет «Н-275» приближается к острову Беннета.
Следующее донесение заставило радиста насторожиться. Он немного выждал, внимательно послушал и, обратившись к начальнику станции, сказал:
— Черевичный пересек уже 78-й градус и летит дальше. Связь с ним теряю, далеко очень.
С Котельного сообщили об этом в Тикси. Тикси передало другим, и, как по цепочке, от станции к станции понеслась весть о смелом полете. Не прошло и получаса, как почти на всем побережье Северного Ледовитого океана стало известно, что Черевичный летит к Полюсу недоступности.
«Достигли 82° северной широты и 170° восточной долготы. Сию минуту поворачиваем на юг. Все в порядке», — сообщал радист самолета «Н-275» Макаров.
Двадцать два часа продолжался этот полет. Когда самолет опустился в Булуне, Черевичному вручили кипу телеграмм. Полярники горячо поздравляли лётчиков с блестящим полетом.
— Ну, как, Иван Иванович, — обратился к Черевичному старший бортмеханик Чечин, — сыт уже? Довольна твоя душенька?
— Не совсем. Сделано полдела. Полюса недоступности мы не достигли, не все «белое пятно» рассмотрели. Мало кружить над льдами. Сесть нужно. Исследовать лед, глубину измерить, климат изучить, дрейф понаблюдать...
★
3 апреля 1941 года в районе Полюса недоступности на льдину опустился самолет «СССР Н-169» под управлением И. И. Черевичного. Высокоширотная воздушная экспедиция немедленно приступила к научным наблюдениям.
7 апреля экспедиция покинула льдину, закончив работы по всем разделах научной программы.
12 апреля самолет «СССР Н-169» под управлением Черевичного снова вылетел в глубь Полярного бассейна и совершил посадку на широте 78° 26' и долготе 176° 40'.
А. ПРИСС.