Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение Кара » 23 Ноябрь 2022 19:49

Л. 53 об.
Приказ
Военной Школе Красного Воздушного Флота
№ 238.
г. Егорьевск
"23" Июля 1924 года
<...>
По части строевой
<...>

Л. 54
<...>
§ 3.
Нижепоименованных слушателей Военно-Морского Училища прибывших в школу для прохождения теоретического курса зачислить в список переменного состава школы с 22 го, на довольствие: провиантское, приварочное, чайное с 17 го июля, сахарное, табачное и мыльное с 1 го Августа и жалованье с 1 го Сентября с/г.
1. Приемышев Николай
2. Доронин Иван
3. Морозов Иван
4. Лебедев Вадим
5. Семенов Мирон
6. Шнер Иван
7. Калачев Тихон
8. Чучнов Дмитрий
9. Антонов Вадим
Справка: Сношение Военно-Морского Училища № 1778 и аттестат № 182
<...>
Л. 55
Начальник Школы
Красный Военный Летчик Л. Попов

Военный
Комиссар П. Уркович

РГВА. Ф. 24731. Оп. 1. Д. 40
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение Кара » 25 Ноябрь 2022 23:18

Л. 61 об.
Приказ
по Военной Школе Красного Воздушного Флота
№ 248
"1" Августа 1924 г.
г. Егорьевск
<...>
По строевой части
<...>

Л. 62
<...>
§ 16
Ниже сего об'являю акт медицинской комиссии по освидетельствованию военморов поступающих в Егорьевскую В. Ш. К. В. Ф.
"22" Июля 1924 года мы, нижеподписавшаяся комиссия в составе председателя комиссии Ст. врача ВШКВФ Кутакова Василия, членов Млад. врача Денисьева Владимира и красвоенлета Турчанинова

Л. 62 об.
произвели медицинское освидетельствование военморов поступающих в Егорьевскую В. Ш. К. В. Ф. причем оказалось следующее:
1 Калачев Тихон - годен
2 Брыкин Николай - годен
3 Шнер Иван - годен
4 Лебедев Вадим годен
5 Морозов Иван - годен
6 Приемышев Николай -годен
7 Семенов Мирон - годен
8 Доронин Иван - годен
9 Бортниковский Дмитрий - годен
10 Солей Николай - годен
11 Ефремов Дмитрий - годен

12 Антонов Вадим - не годен по зрению - правый - 0,7, левый 0,7
13 Сендик Иосиф - не годен по зрению - правый - 0,8, левый 0,4
14 Чучнов Дмитрий - не годен по зрению - правый - 0,6, левый 0,5
Председатель Комиссии Кутаков
Члены Денисьев

Л. 63
Врид Нач и Военком П. Уркович

РГВА. Ф. 24731. Оп. 1. Д. 40
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение pilpav » 30 Ноябрь 2022 13:38

Интересные документы!!!

Этот период биографии Доронина хорошо описан в автобиографической главе «Лечу, сердце радуется…» известного сборника «Как мы спасали челюскинцев».
Потом в жизни видел много самолетов. Они летали уже не как в детстве — только на юг, а в разных направлениях, да и на картинки они были не очень-то похожи. Один такой гидросамолет летел на Север и снизился вблизи нашего судна. Погода была ясная. Самолет рулил к нам. Я долго глядел на него, и тогда впервые зародилась у меня мысль стать летчиком. Я знал о том, что несколько дней назад была телеграмма из Ленинграда, в которой некоторых курсантов военно-морского училища предписывалось перевести в морскую авиацию. Написал рапорт и по приезде в Ленинград обратился к начальнику курсов. Он сказал, что поздно подавать рапорт, что все рапорты он уже положил в конверт и запечатал. Кроме того я был на последнем курсе, и это обстоятельство снижало шансы перевода. Все-таки я отдал свой рапорт начальнику курсов и сразу забыл о нем, не веря в успех своего предприятия. И вот через некоторое время приходит распоряжение о том, чтобы меня и нескольких других товарищей списать в Ленинград для дальнейшей посылки в теоретическую школу авиации в Егорьевске.
Телеграмма пришла за час до того, как я должен был уйти в заграничное плавание. Целый день мы грузили уголь. Грузили с большим подъемом. Подобрали для этой работы самых сильных людей. Работали с увлечением, а мысли мои были уже далеко от Ленинграда. Я подплывал к Норвегии, и темное небо шло мне навстречу. И вот, когда работа была кончена и мы собирались уже прощаться с родными советскими берегами, пришло это распоряжение. Помню, настроение мое раздвоилось: очень хотелось пойти в заграничное плавание, но я мечтал и об авиации.
Я знал, что такое дисциплина, знал, что, когда есть предписание, — рассуждать не приходится, попрощался с товарищами и бодрым уехал в Ленинград.
Вообще же я считаю, что перевод некоторых моряков в морскую авиацию чрезвычайно целесообразен. Моряк всегда с воздуха отлично может определить тип корабля, знает, на что способен этот корабль, куда он может пройти, и определить задачи корабля. Для полетов морская подготовка тоже многое дает. Однако до нас в школе морской авиации не было моряков. Мы были первыми моряками, пришедшими в авиацию.
Если человек хочет скрыть слезы, лучше всего ему глядеть вверх. Роста я высокого, и, когда на егорьевском аэродроме я долго стоял и смотрел вверх, никто из окружающих даже не понял, что на глазах у меня в то время были слезы. Это было после первого полета, в августе 1924 года. Не знаю сейчас, почему случилось так, что первый полет мне пришлось проделать на фигурной машине. Может быть кто-нибудь хотел надо мной подшутить или произошло это случайно — не знаю. Теперь как опытный летчик я понимаю, что любой самый здоровый человек с трудом может выдержать первый полет на фигурной машине. Тогда же мне казалось, что я совершенно неспособен к летному делу. При первом полете, большею частью которого был высший пилотаж — фигуры, я потерял землю, все спуталось, я почувствовал себя скверно и подумал: „Летчиком мне не быть никогда". Товарищи, заметив мое настроение, стали меня утешать, говорили о том, что потом привыкну.
Только что мы начали в Егорьевске занятия, приехал туда начальник школы морских летчиков из Севастополя т. Лавров. Познакомившись с нашей подготовкой, он сказал:
— В теоретической школе вам делать нечего. Поезжайте-ка в Севастопольскую летную школу, ко мне.
И в сентябре 1924 года мы уехали в Севастополь. Здесь впервые по-настоящему познакомился с авиацией. ...


По хронологии интересно сравнить такие даты. Заграничное плавание 1924 года (в которое не попал Доронин) это почти наверняка известный поход учебного судна «Комсомолец» и «Авроры». В Интернете написано, что корабли вышли в открытое море 10 июля. Таким образом можно уточнить дату командирования Доронина в авиашколу (в документах самая первая дата 17 июля).

«Гидросамолет летел на Север» — возможный намёк на Чухновского, который в июле 1924 года готовился в Ленинграде к «полярным» полётам. Но хронология и факты не совсем совпадают. Испытания гидросамолёта Чухновского в Ленинграде были 12 июля, то есть после отплытия «Комсомольца». Также самолёт Чухновского в 1924 году не летел на Север, его отвезли в Архангельск по железной дороге. С другой стороны, вероятность отлёта советского гидросамолета на Север до июля 1924 года явно небольшая. С 1920 года (когда Доронин попал на флот) и до 1924 морские летчики летали максимум на Онежское озеро на войну с белофиннами.

Также интересно отметить, что первый полёт Доронина был в августе. А нормальные занятия, судя по документу, начинались только с 1 сентября. То есть в августе Доронина просто «покатали».

Также интересно отметить, что в документах Доронин назван «военмором» и «слушателем Военно-Морского Училища». А Егорьевская школа не имела отношения к военно-морскому флоту. То есть Доронина не переводили из морского флота, его направили на обучение в «сухопутную» школу. Но уже через два месяца планы начальства поменялись, и Доронина перевели в «морскую» Севастопольскую школу. Севастопольская школа в то время не занималась теоретическим обучением, но в 20-е годы к таким формальностям относились спокойно.
pilpav
 
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение pilpav » 30 Ноябрь 2022 14:27

Меня во многих документах того времени удивляют должности и звания. Я знаю, что до 1935 года персональных воинских званий не было, звание соответствовало занимаемой должности. Я знаю, что были таблички с типовыми должностями и все должности делились на служебные категории (хотя номер категории указывали относительно редко). Но вот употребление должностей и званий в реальных документах меня удивляет.

комиссия в составе председателя комиссии Ст. врача ВШКВФ Кутакова Василия, членов Млад. врача Денисьева Владимира и красвоенлета Турчанинова

В этом примере логично предположить, что для врачей указаны должности (младший врач/старший врач), по образованию они оба просто врачи. Но в таком случае непонятна должность Турчанинова. По табличкам с типовыми должностями в то время были должности младшего лётчика, старшего лётчика и командира звена. Должности просто лётчика не было, то есть «красвоенлет» это скорее образование (успешное окончание лётной школы).

Начальник Школы
Красный Военный Летчик Л. Попов

Эту формулировку проще понять. «Начальник Школы» — должность, а «Красный Военный Летчик» показывает принадлежность к лётному составу. Подобная система в 20-е годы была и в других странах, были звания типа «flight lieutenant» и «kapitan pilot».

Должность начальника егорьевской школы интересно сравнить со списком руководителей Севастопольской школы морских лётчиков (ЕВВАУЛ) из Википедии до появления персональных званий:
военный лётчик Цветков Ф. П.
красвоенморлет Еременко П. Г.
морской летчик Шеман М. Ф.
красвоенморлет Королев Н. П.
красвоенморлет Сергеев М. М.
красвоенморлет Негеревич С. С.
военморлет Лавров В. К.
военморлет Букан В. А.
старший летчик Бажанов Николай Николаевич

Лавров В. К. из этого списка это известный советский авиационный командир Василий Константинович Лавров, который забрал Доронина из Егорьевска в Севастополь в сентябре 1924 года.

Я думаю, что списке Википедии должности указаны некорректно. По логике 20-х годов все эти люди имели должность (и звание) «Начальник Школы». А в список Википедии попала только вторая дополнительная часть звания, причём во множестве вариантов написания. Но для Бажанова почему то указали должность по типовой таблице («старший лётчик»). Причём должность для Бажанова указали очень скромную, «старшего лётчика» можно было получить через два года после окончания школы за службу без особых происшествий.
pilpav
 
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение Кара » 29 Январь 2023 18:36

Иван Кукушкин пишет:Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp
Доронин Иван Васильевич
<...>
поступил на курсы флотских техников,

Поинтересовался этими курсами. В РГА ВМФ есть фонд р-121 УСКОРЕННЫЕ КУРСЫ ТЕХНИКОВ КОМАНДНОГО СОСТАВА ФЛОТА. Петроград. 1921.
Других учебных заведений подобного рода в указанный период времени нет. Значит, это правильное название курсов, слушателем которых был Иван Васильевич.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Доронин Иван Васильевич (1903-1951)

Сообщение ББК-10 » 29 Январь 2023 19:15

r_121_1_full.pdf [1.09 МБ Скачиваний: 4]
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10027
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения